Предрассудки и суеверия

Регистрация

Таинства. Православие. 2952

Открытая группа
3153 участника

Администратор Yes’s Модератор ИБ Модератор Logos Модератор Виноградинка

Последние откомментированные темы:

  • Смольный собор в Санкт-Петербурге
    , 16.11.2018
  • Слово о болезнях тела и души в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
    , 14.11.2018
  • Пустые мысли изнуряют душу. Архимандрит Андрей (Конанос)
    , 30.10.2018
  • Преподобный Сергий Радонежский (+ВИДЕО) Протоиерей Андрей Ткачев
    , 08.10.2018
  • Спасутся ли неправославные?
    , 01.10.2018

20190112122437 Реклама
пишет:

Тема составлена по материалам, опубликованным людьми, повсеместно сталкивающимися с этими неблагопристойными явлениями.

Церковные предрассудки давно уже живут самостоятельной жизнью — полнокровной и независимой. Можно только удивляться, как люди привязаны к бесконечной череде придуманных собой же запретов и предписаний, так бережно хранят их, передавая из уст в уста…

Наверняка, каждый, кто в своей жизни переступал порог православного храма, имел удовольствие выслушать благообразных старушек. «Наши незабвенные бабушки» — так ласково назвал один московский священник это яркое и уникальное явление в Православной Церкви. «Наши бабушки» не просто незабвенные, а еще и недремлющие, непримиримые, неумолимые и беспощадные. Они воспринимают церковь, куда испокон веков ходят, как закрытое и уже занятое ими место под солнцем. И потому не только свято блюдут все установленные здесь порядки, но еще и «выживают» новичков, как нечто угрожающее и чрезвычайно вредное.

Суеверия от усердия

Именно бабушки играют решающую роль в создании и распространении всевозможных суеверий и предрассудков. Они являются устными источниками информации и как старожилы пользуются огромным доверием у верующей части населения. Люди, вместо того, чтобы общаться с Богом, слушать священника, начинают обращать внимание на внешнюю сторону, и пребывание в церкви, благодаря суевериям, превращается в набор необходимых магических действий. Все богослужение и требы обрастают массой необъяснимых и бессмысленных ритуалов, действий и противодействий, заглушающих истинный смысл и значение.

Так, например, в одном селе под Киевом, местные прихожанки считают, что в церковный двор можно заходить только через центральные ворота, но никак не через боковую калитку. Почему, спрашивается? И отчего нельзя в храме просто поставить свечу, перекрестившись и прочитав молитву, а нужно обязательно сделать это определенной рукой, с определенной стороны, чтобы свет падал так-то, и к иконе нужно было бы стоять таким-то боком.

Гроб на чердаке

Суеверия касаются абсолютно всех сфер нашей жизни. Но самые из них неординарные относятся к смерти и похоронам. Многие люди считают, что если к умирающему позвать священника для исповеди, Соборования и Причастия, то человек после этих Таинств обязательно умрет. Поэтому родственники из лучших побуждений «не травмировать» тяжелобольного стараются не приглашать батюшку, а когда зовут, бывает уже слишком поздно. Из-за таких вот ошибочных представлений человек отправляется в мир иной неподготовленным.

Наряду с очень опасными для спасения души поверьями можно встретить и просто смехотворные. Иногда человек заранее готовит себе гроб, который, как правило, хранят на чердаке. Считается, что пустой гроб, сделанный по меркам владельца, постепенно начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Чтобы этого не произошло, в гроб нужно насыпать опилки, стружки, зерно. После смерти человека все это нужно закопать в яму. А если таким зерном кормить домашнюю птицу, то она станет болеть. Удивительные наблюдения!

А еще говорят, что стружки, оставшиеся после изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать. Интересно, почему? Также удивляют и наставления вроде не касаться себя руками при виде покойника, иначе на местах прикосновения появятся опухоли; не стирать, не подметать, если в доме покойник; здороваться только поклоном головы, а не голосом и другие непонятные церемонии. Можно натолкнуться и на совсем нелепые вещи: во время похорон нельзя грызть семечки — будут болеть зубы. Как будто кто-то на похоронах это делает!

Из храма — к гадалке

Все суеверия и предрассудки растут из языческого сознания, которое, по-настоящему, не верит в Бога, не доверяет Богу, пытается подстраховаться. Люди могут ходить в храм так же часто, как к гадалкам и знахарям, признавая за Богом право «жить на небе», а земные дела предпочитая решать своими силами.

Такие женщины приходят в храм и спрашивают у служителей, на каком из подсвечников поставленная свеча будет «лучше работать». Такие мужчины знают, что нельзя стоять в церкви, скрестив руки, потому что перекроются энергетические каналы через купола с космосом, закроются чакры и тогда разорвется аура и, даже может пошатнуться здоровье, хотя это всего, лишь, неприличное выражение безразличия и высокомерие к производимым Таинствам. Такие люди знают, что если поп в черной рясе переходит дорогу, то будет несчастье, поэтому нужно его обойти. Хотя естественное желание верующего было бы подойти к священнику под благословение.

«Православные», которые относятся к Церкви как к одному из способов улаживать дела, преспокойно приходят после богослужений к знахарям, у которых в доме полным полно красивых дорогих икон. А потом эти же знахари идут в храм и подолгу стоят у чудотворных православных святынь, чтобы «подзарядиться», «нахватать» энергии.

Суеверия и предрассудки крепко-накрепко вплелись в нашу повседневную жизнь, и потому так обидно, когда еще и Церковь, утешение наше, которая «не от мира сего», оказывается впутанной в порождения примитивного человеческого ума. Пускай мы не выносим мусор и не одалживаем деньги после захода солнца, но венчаться, крестить детей, исповедоваться и Причащаться хочется без комментариев посторонних, без поверий и «пророчеств». Ступать на рушник должны оба одновременно, и без раздумий о том, кто будет главой семьи — понятно, что муж. Крестить ребенка-девочку может и незамужняя девушка, и младенец при этом не заберет себе ее счастья. И в церковь должно быть все равно, через какие врата заходить. Главное, что приходим мы к Богу, Ему одному поклоняемся, и Его одного славим.

Суеверия, которые можно в храме услышать, но не нужно слушать:

Свечу нельзя передавать или ставить левой рукой, только правой, а не то Бог накажет;

если свеча, которую поставили, погасла — у этого человека будет несчастье;

обпаливать нижний конец свечи для устойчивости на подсвечнике — смертный грех;

нельзя гасить догорающую свечу пальцами, а только, переворачивая, тушить об подсвечник;

если переставлять поставленные кем-то свечи — то можно отнять счастье у тех, кто их ставил;

есть свечи «заздравные», а есть «заупокойные» — и путать их категорически нельзя, не то будет беда;

если на венчании упала свеча или обручальное кольцо — возможно или несчастливая жизнь в браке, или ранняя смерть одного из супругов;

если в храме трещат лампады у икон — кто-то наводит порчу на прихожан;

если есть проблемы с желудком, лучшее средство — Причастие. Оно же помогает и при низком гемоглобине, а то, как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи….

Представьте себе новоначальную христианку, которая с умилением возжигает у иконы свечку и, не успев отойти от подсвечника, наблюдает, как подскочившая, с возмущением, выдергивает её свечу, гасит, а то и сломает пополам, и бросает в огарки. В чём причина? Да в том, что свеча, оказывается, куплена не в этом храме. Священник сказал прихожанам на проповеди, что запрещает ставить свечи, купленные в других храмах. А если кто поставит таковую, то пользы от неё не получит. Только потолок зря коптить будет. (В некоторых храмах даже объявления такие висят.)
Представьте, что может чувствовать в тот момент эта прихожанка? Для новоначальной прихожанки, которая, возможно, ещё не выбрала, в какой храм ей ходить на молитву, это посильная жертва Богу. Новоначальная верит, что пожертвовала на Церковь, когда купила свечу и заплатила за неё деньги. Верит, что эта свеча возжена ею, как видимый символ её молитвы, горения пред Богом. А то, что она купила там, где подешевле, так это потому, что цены “не по карману”, а хочется и Спасителю, и Богородице, и всем святым, и на канун – везде свечи поставить.

Когда-то протоиерей Валентин Мордасов раздавал чай своим духовным чадам – как утешение. Многие приезжали издалека, не могли делать это достаточно часто. Гостинец от любимого батюшки согревал душу. Теперь паломникам, посещающим погост Камно, рекомендуется захватить с собой продукты “на обмен”. Пачка чая, полежавшая в алтаре, называется святыней. Её можно употреблять как лекарство от страстей. (Также растительное масло и кагор.)

Бывает, что люди идут креститься повторно. Говорят, что если на человека наведена порча, или сглаз, то его надо заново окрестить в Церкви. Причём при крещении ему надо поменять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше навести порчу.

Для языческого сознания характерно соответственно языческое отношение к Таинству Крещения. Спроси такого человека: почему ты крестишь ребенка? Он скажет: чтобы не болел, чтобы не сглазили. То есть – как средство от сглаза.

Сегодня многие люди имеют обыкновение носить с собой маленькие “дорожные” иконы. Можно и будучи далеко от дома достать иконку и помолиться. Но если человек верит, что сама по себе иконка, как некий талисман, принесет ему удачу в делах, счастье в жизни, то кто он – этот человек, если не язычник?
Со святыми небесными покровителями связаны некоторые суеверия. Например, некоторые считают, что если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников, то и ты будешь на земле мучиться. Когда спрашивают, какой святой Марины вам нужна икона – мученицы или преподобной? Говорят, давайте преподобную, а то мученица – звучит как-то жутковато. И Андрея юродивого не хотят, так как это звучит некрасиво. (“Нам только юродивых в доме не хватало”).

Ещё один достаточно часто встречающийся вопрос – о силе икон. Говорят: “Эта икона сильная, её надо обязательно иметь в доме”. Или: “Эта икона сжигает отрицательную энергию”. “Надо обязательно повесить над входом “Семистрельную”, она защищает”. “Нерушимая стена оберегает дом от воров”. “Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены, а с ней ещё хуже стало”.
Говорят, будто икону Иисуса Христа в доме держать нельзя, а хорошо бы – Николая Угодника, и что нельзя держать иконы в помещении спальни.
“Благодаря” всевозможным журналам, печатающим гороскопы, людям внушили, что каждому знаку Зодиака соответствует определенная икона. “Я Козерог, значит, какая икона моя?” Ищут другой раз какую-нибудь икону, а сами и не представляют себе, что это за икона, кто на ней изображен. И нужна им эта икона не для молитвы, а просто положено иметь её в доме как некий талисман.

Бывают суеверия смешные: Летний Никола якобы изображается без головного убора, а Зимний Никола всегда “в шапке” (то есть, в митре).
В православной литературе обычно подчеркивается: то, что мы видим на “ценниках” в храмах – так это не цены, а размер рекомендуемого пожертвования, и что если у вас нет денег, на совершение какого-либо Таинства или требы, то никто не откажет вам сделать это бесплатно. А свечи, в некоторых монастырях, лежат в ящике свободно: бери и ставь, сколько надо.

Ещё одно возражение насчет “чужих” свечей: они могут быть неосвященные. А что подразумевает освящение свечи? Некоторые представляют совершение некоего чуть ли не колдовского ритуала, благодаря которому свеча получает силу для сжигания отрицательной энергии.

Приходят продавщицы, покупают церковные свечи. Утром, перед открытием магазина, чтобы были хорошие продажи, свечами “сжигают отрицательную энергию”. То же делают некоторые у себя дома, например, после визита неприятного человека. Даже термин такой обрисовался – “прожигать свечи” — это значит, использовать их для “сжигания отрицательной энергии”, чтобы “убрать негатив”. С такой же целью некоторые дома возжигают ладан, и при этом называют это действо освящением квартиры.
Есть такое суеверие, что если свеча сгорит полностью, то исполнится загаданное желание. Если не до конца догоревший огарок уберет дежурная – желание не исполнится. Можно увидеть такое, например, у часовни Ксении Блаженной.
Одно из самых диких суеверий – ставить свечи на канун за живых людей (“чтобы им пусто было”). Для этого свечу зажигают, а потом втыкают горящим концом вниз (может, какой заговор при этом нашёптывают – не знаю). Говорят, что поминаемый должен вскоре умереть или ему будет очень плохо.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежда, что эти предметы помогут им в богопротивных делах.

Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в языческую вакханалию: «хоронили тещу, порвали три гармони».

Люди ищут в христианстве магию, быструю, даже мгновенную житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной Веры. Но, если человек верит во Христа, то он стремиться как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.

Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это Любовь к Богу, к Божию Святому Закону и к Церкви — Единению во Христе, как вместилищу Божественной Благодати, а Любовь эта достигается через искреннее покаяние, осознание собственно греховности. Человеку необходимо понимать, что он и только он сам, в силу своей греховности, является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховность – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия Спасения, прежде всего, Спасения духовного. Об этом необходимо помнить всегда. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

Это интересно +6

Суеверие

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 апреля 2018; проверки требуют 4 правки.

В другом языковом разделе есть более полная статья Superstición (исп.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Распространённое суеверие: «Перебежавшая дорогу чёрная кошка приносит несчастье» У этого термина существуют и другие значения, см. Суеверие (значения).

Суеверие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование) — предрассудок, представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, не обоснованных в религии и не объяснимых законами природы. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощённых обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определённым событиям приписывается прогностическое значение.

Этимология

Русское новообразование на базе сложения с соединительным -е- церк.-слав. сꙋи «пустой, тщетный» и церк.-слав. вѣрїе по церковнославянскому образцу. См. вера, суета.

Суеверия и общество

Суеверия по своей природе противоречат понятиям большинства членов человеческих сообществ, но тем не менее сохраняются в этих сообществах в течение длительного времени. Среди причин живучести Р. Ландин (англ. R. W. Lundin) упоминает:

  • эстетические традиции. Так, украшение дома растениями на Рождество сохранилось из древних северноевропейских обрядов, связанных с фертильностью, так как этот обычай красив;
  • развлекательный элемент, который способствует сохранению, например, гадания и гороскопов.

Суеверия и религия

Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.

С точки зрения традиционного православного богословия, Суеве́рие — есть суетная, то есть ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи…, то есть идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве — недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное — в слабости или отсутствии истинной веры.

«Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысел Божий; а в нас, монахах, — духовному разуму» (прп. Иоанн Лествичник, 58, 193).

Кроме явлений несуществующих и естественных, принимаемых за сверхъестественные, в появлении и укреплении многих суеверий участвуют падшие духи, которым, по произвольному доверию к ним человека, попускается Богом исполнять свои намерения.

Суеверие осуждается Словом Божиим (Втор. 18:10-14; 1Тим. 4:7).

Таким образом, сущность суеверия, с точки зрения церкви, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. В истинной религии суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. «Священники в своем приходе должны наблюдать, чтобы не было чародеев, волшебников, ворожей и бабьих шептаний. Вся эта наука вышла из адской школы, равно и те, которые выливают воск и олово для того, чтобы предузнать что-либо; шептанием стараются свести бельма, также шепчут от укушения гадов, заговаривают кровь или носят выписки на шее; утверждают также, что такой-то человек для встречи хорош, а такой-то день благоприятен для путешествия или для начала какого-либо дела; если кто-либо с пустым ведром перейдет дорогу или известное животное перебежит её, то случится несчастье; во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа вяжут узелки и по ним толкуют сны, и безчисленное множество других суеверий рассеивают в мире на пагубу людям, и от них простой народ на дно адово валится и погибает. Это зло и вред, губительный для души, надо стараться всячески искоренять»

«Женщины, кормилицы и служанки, берут в бане грязь и, обмакнув в неё палец, помазывают чело младенца; если кто спросит: „Что значит эта грязь, это брение?“ — то говорят: „Она предохраняет от дурного глаза, от зависти и ненависти“. Увы! Грязи и брению приписывают такую способность и такую силу — разрушать всякие козни диавола! „Не стыдно ли вам“, — скажите мне? Поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые уловки? Если грязь производит такие действия, то почему не помазываешь ею своего чела ты, достигший возмужалого возраста и имеющий у себя завистников более младенца? Почему не помазываешь грязью всего тела? Если она на челе имеет такую силу, то почему бы тебе не помазать грязью всего себя? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно; а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слез» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 121).

Суеверия и психология

Основная статья: Магическое мышление

Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.

— Крылатые выражения

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом.

Суеверия являются мемом.

Основные интенции

  • желание заглянуть в ближайшее будущее,
  • избежать неблагоприятных ситуаций,
  • утешить человека,
  • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями;
  • приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.

Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.

Современные суеверия в России

Современные приметы

  • Нож со стола упадёт — придёт мужчина, вилка — женщина.
  • Человека ожидает неудача или несчастье, если ему перебежит дорогу чёрная кошка или заяц.
  • Попала навстречу женщина с пустыми вёдрами — удачи не будет.

Суеверия (ситуации, в которых человек может повлиять на события)

  • Чтобы избежать сглаза (например после похвалы), нужно постучать по дереву

См. также

Суеверие в Викицитатнике
Суеверие на Викискладе

Примечания

  1. ↑ Суеверие // Большой энциклопедический словарь
  2. ↑ 1 2 Суеверие // Е. Ф. Губский, Г. Б. Кораблева. Краткая философская энциклопедия. Прогресс, 1994. С. 442.
  3. ↑ Суеверие // Словарь Д. Н. Ушакова
  4. ↑ Этимологический словарь современного русского языка] / Сост. А. К. Шапошников: в 2 т. Т. 2 — М: Наука, 2010. — 576 с. — С 394 — ISBN 978-5-9765-0036-5
  5. ↑ R. W. Lundin. Superstition // The Corsini Encyclopedia of Psychology and Behavioral Science, Volume 4. John Wiley & Sons, 2002. С. 1660. (англ.)
  6. ↑ 1 2 Суеверия. azbyka.ru. Проверено 26 сентября 2017.
  7. ↑ Суеверия в свете Православной веры. sueverie.net. Проверено 26 сентября 2017.
  8. ↑ Сокровищница духовной мудрости. Суеверие.
  9. ↑ Армейские афоризмы. Крылатые выражения. Выпуск 83.. Архивировано 13 февраля 2012 года.
  10. ↑ Юдина, 2000, с. 502.
  11. ↑ Субботина, 2015, с. 62.
  12. ↑ Традиционная культура, 2015, с. 69.
  13. ↑ Сеничкина, 2012, с. 46.

Литература

  • R. W. Lundin. Superstition // The Corsini Encyclopedia of Psychology and Behavioral Science, Volume 4. John Wiley & Sons, 2002. С. 1660. (англ.)
  • Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1980.
  • Сеничкина Е. П. Эвфемизмы русского языка. Учебное пособие к спецкурсу. — М.: Флинта, 2012. — 120 с. — ISBN 978-5-9765-0304-5.
  • Субботина Л. А. Фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ, 2015. — 320 с.
  • Традиционная культура : Научный альманах. Государственный респ. центр русского фольклора. — М.: Б.и., 2015. — 320 с.
  • Флоренский П. А. «О суеверии»
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X.

Ссылки

  • Суеверие // Философский энциклопедический словарь. 2010.
  • Безгин В. Б. Суеверия в правовых обычаях русского села (вторая половина XIX века)

Предрассудок

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Предрассу́док — суждение, усвоенное некритически, без размышления. Это иррациональные компоненты (стереотипы) общественного и индивидуального сознания: суеверия и предубеждения.

Предрассудком считаются взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей.

Предрассудок отличается от рассудка, являющегося ступенью логического мышления, основанного на достоверных фактах, с учётом реальных условий, исключающего искажение действительности, и связывающего суждения и понятия последовательно, непротиворечиво и обоснованно.

Сущность понятия

Предрассудок есть суждение, мнение, убеждение, не основанное на фактах и опыте, а усвоенное непосредственно из недостоверных источников и воспринимаемое самим субъектом как безусловная истина, не требующая подтверждений. Чаще всего, говоря о предрассудках, имеют в виду представления, разделяемые достаточно большим количеством людей. Это могут быть циркулирующие в массовом сознании элементы существующих или уже исчезнувших религиозных верований (различного рода суеверия), устаревшие научные гипотезы («все рептилии были холоднокровные», «Атом невозможно расщепить», «Масса и энергия — независимые физические величины»), рекламы («чем дороже товар — тем он лучше»).

Некоторые виды предрассудков

  • Расовые предрассудки — суждения о неполноценности либо исключительности (в силу «избранности», физиологических особенностей, исторического развития) некоторых рас или народов; основа расизма, ксенофобии, шовинизма.
  • Возрастные предрассудки — восприятие особенностей фаз развития организма и личности человека как признаков неполноценности. Например, суждение взрослых, что «все дети неразумны» (в силу малого жизненного опыта и объёма знаний), и пожилых, что «все молодые — безответственны», и, наоборот, мнение молодых, что «все старые не годны» к активной жизненной деятельности (физические нагрузки, секс, спорт и т. п.). Основа эйджизма.
  • Бытовые, относящиеся к собственному поведению или внешности (т. н. комплексы), к предметам и событиям (вера в различные приметы и суеверия), к продуктам питания («ГМО — это всегда вредно»), лекарствам («химия вредна, лучше пить травы») и прочее.

Источники и механизмы формирования предрассудков

Появление предрассудков — следствие социальных условий и результат стремления человека упростить сложный мир. Это представление, сложившееся в конце XX в., базируется на результатах исследований социального мышления благодаря более чем 2100 публикациям.

Одним из типичных механизмов формирования предрассудков является сохранение в социуме табу, ранее имевшего практический смысл, после того, как реальные основания для запрета уже перестали действовать. Описан пример искусственного моделирования этого механизма в опыте на животных:

…в качестве эксперимента ученые сажали в металлическую клетку пять обезьян и кормили их невкусной пищей. В верхнем углу развешивали бананы, но чтобы добраться до них, нужно было наступить на пластину и тем самым подключить всю клетку к электрическому току. Обезьяны, конечно же, пытались добраться до бананов, но их било током и они отступали. В итоге, почти все поняли, что приближаться к бананам не очень приятно. Лишь одна оказалась непонятливой и продолжала попытки сорвать банан, но так как током било всех, то остальные обезъяны начали её колотить за настырность. Битье подействовало, и глупышка прекратила дальнейшие попытки.

Затем ток в клетке отключили, и бананы можно было брать спокойно, но никто уже не пытался к ним подойти. Далее заменили одну обезьяну на новую и та естественно рванула к бананам, но её тут же поколотили. Все её попытки сорвать бананы не находили понимания среди остальных, в итоге и она угомонилась и перестала соваться к бананам. Постепенно заменили по одной всех остальных, в результате чего в клетке сидели обезьяны, которых ни разу не било током, но никто не пытался сорвать бананы, так как за это били сокамерники.

Обычно этот пример приводят для того, чтобы можно было наглядно пояснить, как можно изменить традиции в коллективе, если эти традиции неправильные. И вывод здесь был один, либо заменить сразу три обезьяны, либо посадить к четверым одну большую, которая будет всех остальных колотить и тем самым изменит привычки. И в том, и в другом случае битье определяло сознание.

  • Миф
  • Стереотип
  1. ↑ Кон, 1975.
  2. ↑ Кондаков, 1976.
  3. ↑ Майерс Д. «Социальная психология»

В Викисловаре есть статья «предрассудок» на русском языке

  • Виноградов В. В. Предрассудок // История слов. — М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 1999. — 1138 с. — 3000 экз. — ISBN 5-88744-033-3, 5-89285-026-9.
  • Кондаков Н. И. «Логический Словарь-справочник» / под ред. Д. П. Горского. — М.: Наука, 1976.
  • Предрассудок / Кон И. С. // Плата — Проб. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 20).
  • Предрассудок / Стефаненко Т. Г. // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 416. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.

на других языках

  • Adorno Th. W., Frenkel-Brunswik E. (англ.)русск., Levinson D. J., Sanford R. N. (англ.)русск. (1950). The Authoritarian Personality (англ.)русск.. New York: Harper.
  • BACILA, Carlos Roberto. Criminologia e Estigmas: Um estudo sobre os Preconceitos. São Paulo: Gen Atlas, 2016.
  • Dorschel, A., Rethinking prejudice. Aldershot, Hampshire – Burlington, Vermont – Singapore – Sydney: Ashgate, 2000 (New Critical Thinking in Philosophy, ed. Ernest Sosa, Alan H. Goldman, Alan Musgrave et alii)
  • Eskin, Michael, The DNA of Prejudice: On the One and the Many. New York: Upper West Side Philosophers, Inc. 2010. (Next Generation Indie Book Award for Social Change)
  • MacRae, C. Neil; Bodenhausen, Galen V. (2001). “Social cognition: Categorical person perception”. British Journal of Psychology (англ.)русск.. 92 (Pt 1): 239—55. DOI:10.1348/000712601162059. PMID 11256766.
  • Sherman, Jeffrey W.; Lee, Angela Y.; Bessenoff, Gayle R.; Frost, Leigh A. (1998). “Stereotype efficiency reconsidered: Encoding flexibility under cognitive load”. Journal of Personality and Social Psychology. 75 (3): 589—606. DOI:10.1037/0022-3514.75.3.589. PMID 9781404.
  • Kinder, Donald R. Subtle Prejudice for Modern Times // Divided by Color: Racial Politics and Democratic Ideals / Donald R. Kinder, Sanders. — Chicago : University of Chicago Press (англ.)русск., 1997. — P. 92–160. — ISBN 978-0-226-43574-9.
  • Brandt, M; Crawford, J (2016). “Answering Unresolved Questions About the Relationship Between Cognitive Ability and Prejudice”. Social Psychological and Personality Science (англ.)русск.. 7 (8): 884—892. DOI:10.1177/1948550616660592.
Словари и энциклопедии
Нормативный контроль GND: 4064037-1 · LCCN: sh85106310 · NDL: 00563100
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Викифицировать статью.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *