Притчи для детей

Главная Дом и сад Психология Притчи о жизни с моралью – короткие

Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. Поучительные аллегории позволяют коротко и ёмко дать какую-либо нравственную установку, не прибегая к прямому убеждению. Именно поэтому притчи о жизни с моралью – короткие и иносказательные – во все времена были очень популярным инструментом воспитания, затрагивая самые разные проблемы человеческого бытия.

Притчи о добре и зле

Умение различать добро и зло отличает человека от животного. Неудивительно, что фольклор всех народов хранит немало притч на эту тему. Дать собственные определения добру и злу, исследовать их взаимодействие и объяснить природу человеческого дуализма пытались и на Древнем Востоке, и в Африке, и в Европе, и в обеих Америках. Большой корпус притч на эту тему показывает, что при всей разнице культур и традиций, представление об этих основополагающих понятиях у разных народов общее.

Два волка

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Познай и не делай

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет…
– Так иди и познай всё это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!

Чёрная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:
– Что вы видите?
Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:
– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Притчи о счастье

Где бы ни родился человек, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, по сути, он делает одно – ищет счастья. Этот внутренний поиск продолжается с рождения до смертного одра, даже если не всегда осознаётся. И на этом пути человека подстерегает масса вопросов. В чём заключается счастье? Можно ли, не имея ничего, быть счастливым? Можно ли получить счастье готовым или нужно создавать его самому?
Представление о счастье так же индивидуально, как ДНК или отпечатки пальцев. Для одних людей и целого мира мало, чтобы почувствовать себя хотя бы удовлетворённым. Другим достаточно малого – солнечного луча, дружеской улыбки. Кажется, что по поводу этой этической категории согласия между людьми быть не может. И всё же в разных притчах о счастье обнаруживаются точки соприкосновения.

Кусочек глины

Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины.
– Что же ещё слепить тебе? – спросил Бог.
– Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера:
– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Мастер ответил, что они верны полностью.
– Это просто доказать. Ибо за деньги можно купить постель — но не сон; еду — но не аппетит; лекарства — но не здоровье; слуг — но не друзей; женщин — но не любовь; жилище — но не домашний очаг; развлечения — но не радость; учителей — но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

Ходжа Насреддин и путник

Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.
– Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника.
Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал:
– О, я несчастный! Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!
– Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь.
А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся от радости и вскричал:
— О, какое счастье! А я уж думал, что всё потерял!
«Легко осчастливить человека, научив его ценить то, что он имеет», – наблюдая за путником из кустов, подумал Ходжа Насреддин.

Мудрые притчи о морали

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.
Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила:
– Откуда ты, сова?
– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.
Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:
– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

О родителях

Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды о Хаме, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.
Постоянная актуальность темы «Родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.

Кормушка

Жил-был старик. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку, проливал суп, а иногда пища выпадала у него изо рта.
Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки старика так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда молодая невестка стала ругать старика, а сын сделал отцу деревянную кормушку. Теперь старик должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их маленький сын с куском дерева в руках.
– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Когда я вырасту, папа и мама будут есть из неё.

Орёл и орлёнок

Старый орёл летел над пропастью. На спине он нёс своего сына. Орлёнок был ещё слишком мал и не мог осилить этот путь. Пролетая над пропастью, птенец сказал:
– Отец! Сейчас ты несёшь меня через пропасть на спине, а когда я стану большим и сильным, я тебя понесу.
– Нет, сынок, – печально ответил старый орёл. – Когда ты вырастешь, ты понесёшь своего сына.

Подвесной мост

На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост. По его деревянным дощечкам ходили люди, а два троса служили перилами. Люди так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам.
Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к мосту, но никто не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без них мост оказался неприступным.
Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.

Житейские притчи

Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную.
Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах». Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.

Всё в твоих руках

В одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его.
Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!» Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал:
– Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдёмте к вашему мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», – ведь всё равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мёртвая?» Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мёртвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае, ваш мудрец окажется в дураках!
Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой первый вопрос:
– Бабочка, – ответил мудрец.
– А живая или мёртвая?
Старик, улыбнувшись в бороду, сказал:
– Всё в твоих руках, человек.

Летучая Мышь

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала.
Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала:
– Нет! Я останусь посредине.
– Хорошо! – сказали обе стороны.
Битва началась и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.
Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.

Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:
– Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моём падении?
– Вставай!
– А на следующий раз?
– Снова вставай!
– И сколько это может продолжаться – всё падать и подниматься?
– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Православные притчи о жизни

Ещё академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на Руси притча как жанр «выросла» из Библии. Библия и сама по себе усеяна притчами. Именно такую форму поучения народа выбирали Соломон и Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства на Русь жанр притчи глубоко укоренился на нашей земле.
Народная вера всегда была далеко от формализма и «книжной» усложнённости. Поэтому лучшие православные проповедники постоянно обращались к аллегории, где обобщённо трансформировали ключевые идеи христианства в сказочную форму. Иногда православные притчи о жизни могли концентрировать в одну фразу-афоризм. В других случаях – в короткий сюжет.

Смирение – это подвиг

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:
– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всём, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него:
– Можно я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:
– Выбирай.
Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:
– Господи, можно мне взять этот?
– Можно, – ответил Бог. – Это же твой собственный и есть.

О любви с моралью

Любовь движет мирами и человеческими душами. Было бы странно, если бы притчи обошли вниманием проблемы отношений мужчины и женщины. И здесь авторы притч поднимают великое множество вопросов. Что такое любовь? Можно ли дать ей определение? Откуда она приходит, и что её губит? Как её обрести?
Затрагиваются притчами и более узкие аспекты. Бытовые отношения мужа и жены – казалось бы, что может быть банальней? Но и здесь притча находит пищу для размышления. Ведь это лишь в сказках брачным венцом дело заканчивается. А притча знает: с этого всё только начинается. И сохранить любовь не менее важно, чем её найти.

Всё или ничего

Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Что такое любовь?» Мудрец сказал: «Ничего».
Человек очень удивился и начал рассказывать ему, что читал много книг, в которых описывается, что любовь бывает разной, грустной и счастливой, вечной и быстротечной.
Тогда мудрец ответил: «Всё».
Человек опять ничего не понял и спросил: «Как же тебя понять? Всё или ничего?»
Мудрец улыбнулся и сказал: «Ты сам только что ответил на свой вопрос: ничего или всё. Середины быть не может!»

Разум и сердце

Один человек утверждал, что разум на улице любви — слеп, и что главное в любви — сердце. В доказательство этому он приводил рассказ о влюблённом, который много раз переплывал через реку Тигр, храбро борясь с течение, чтобы увидеться со своей возлюбленной.
Но однажды он вдруг заметил у неё на лице пятнышко. После этого, переплывая Тигр, он подумал: «Моя любимая несовершенна». И в тот же миг любовь, которая держала его на волнах, ослабела, посреди реки силы покинули его, и он утонул.

Чинить, а не выбрасывать

Пожилую пару, прожившую более 50 лет вместе, спросили:
– Наверное, вы ни разу за полвека не поругались?
– Ругались, – ответили муж и жена.
– Может быть, у вас никогда не было нужды, были идеальные родственники и дом – полная чаша?
– Да нет, всё как у всех.
– Но вы никогда не хотели разойтись?
– Бывали и такие мысли.
– Как же вам удалось так долго прожить вместе?
– Видимо, мы родились и выросли в те времена, когда сломанные вещи было принято чинить, а не выбрасывать.

Не требуй

Учитель узнал, что один из его учеников настойчиво добивался чьей-то любви.
– Не требуй любви, так ты её не получишь, – сказал учитель.
– Но почему?
– Скажи, что ты делаешь, когда в твою дверь ломятся непрошеные гости, когда они стучат, кричат, требуя отворить, и рвут на себе волосы от того, что им не открывают?
– Я сильнее запираю её.
– Не ломись в двери чужих сердец, так они ещё сильнее закроются пред тобой. Стань желанным гостем и перед тобой откроется любое сердце. Возьми пример с цветка, который не гоняется за пчёлами, а даря им нектар, привлекает их к себе.

Короткие притчи об оскорблении

Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль.
Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.

Иди своим путём

Один из учеников спросил Будду:
– Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать?
– Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ:
– Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик.
Тогда Будда заметил:
– Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:
– Неужели тебя не задевают наши слова?!
– Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Сократ и наглец

Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:
– Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

О смысле жизни

Размышления о смысле и цели бытия относятся к категории так называемых «проклятых вопросов», и однозначного ответа нет ни у кого. Однако глубокий экзистенциальный страх – «Зачем я живу, если всё равно умру?» – терзает каждого человека. И конечно, жанр притчи тоже касается этого вопроса.
Притчи о смысле жизни есть у каждого народа. Чаще всего он определяется так: смысл жизни – в самой жизни, в её бесконечном воспроизведении и развитии через последующие поколения. Кратковременность бытия каждого отдельного человека рассматривается философски. Пожалуй, наиболее аллегоричная и прозрачная притча этой категории была придумана американскими индейцами.

Камень и бамбук

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную.
Камень говорил:
– Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно.
Бамбук отвечал:
– Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова.
Камень возражал:
– Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет, как я. Я не склоняюсь ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека.
Бамбук настаивал:
– Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая.
На это камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.

Новое

Притчи для детей

(7 голосов: 5 из 5)

Притчи совы Анфисы. Притчи для детей — это короткие и понятные рассказы, в которых содержится мудрость

«Как сороку воровать отучали»

На опушке леса, за тем самым дубом, что верхушкой в небо упирается, в расщелине скалы живет сова Анфиса.Звери то и дело за советом к ней ходят, поскольку мудрее Анфисы, наверное, никого на свете нет!

— Эй, сорока, что это в клюве у тебя блестит? – Спрашивает как-то сова свою соседку.

— Кы-кыш, кы-кы, кы-кы, — пробормотала сорока.

Потом села на ветку и аккуратно положила рядом с собой крохотное колечко:

— Я говорю, стащила у зайчихи побрякушку.

Смотрит Анфиса, а соседка так и сияет от удовольствия.

— Когда же ты воровать перестанешь, бессовестная? – грозно ухнула она.

Но, сороки уже и след простыл. Полетела свое сокровище прятать… Думала-думала Анфиса, как злодейку проучить, а потом решила к медведю обратиться.

— Слушай, Прокоп Прокопович, дело у меня к тебе. Забери-ка ты у сороки сундук с ворованным «богатством». Я давно уж приметила, на какой поляне она его прячет. Только самой мне его ни в жизнь не поднять – сорока за эти годы его под завязку наполнила!

— А, что мне с ним делать? – почесал затылок косолапый.

— Ничего, — усмехнулась Анфиса, — пусть пока в твоей берлоге постоит…

Не прошло и часа, как сорока весь лес всполошила.

— Караул! Обокрали! Злодеи! – громко кричала она, кружа над поляной.

Тут ей Анфиса и говорит:

— Видишь, соседушка, как неприятно обворованной быть?

Прикрыла сорока стыдливо глаза крылом, и молчит. А сова поучает:

— Не делай больше другим того, чего себе не желаешь.

С тех пор сорока чужого не берет. Звери же, радуясь найденным вещам, закатили в берлоге у Прокопа Прокоповича такой пир, что косолапый до сих пор их выгнать не может…

«Страшное наказание»

Пришла однажды к сове Анфисе ежиха, и стала на сыночка любимого жаловаться:

— Мой озорник постоянно норовит один в глубь леса убежать! А, ты знаешь, Анфиса, как это опасно! Я ему уж тысячу раз говорила, чтобы без нас с отцом из гнезда ни шагу. Да все без толку…

— Так придумай для него какое-нибудь наказание, — посоветовала сова.

Но, ежиха грустно вздохнула:

— Не могу. Он мне еще на той неделе заявил: «Раз ты меня ругаешь и наказываешь постоянно, значит, не любишь!»

Анфиса чуть с ветки не упала от такой глупости. Потом ухнула деловито несколько раз, и сказала:

— Иди домой, ежиха, и скажи своему сыночку, что все ему теперь можно, и наказывать ты его ни за что не станешь. А, как вечер наступит, я к вам в гости прилечу…

Так они и сделали. Только первые звезды зажглись на небе, сова расправила крылья и поспешила на другой конец леса. Подлетела к знакомому кусту, под которым семья ежей жила, а там та-а-акое! Ежонок от счастья колючки распушил, и прыгает счастливый вокруг гнезда. Ежиха голосит, обливаясь горючими слезами. И только папа-еж, как всегда невозмутимо, читает газету. Уж он-то знает – если сова за дело взялась, значит, все хорошо будет.

— Что это вы тут расшумелись? – Ухнула Анфиса, подойдя к ежонку.

— Мне мама теперь все разрешает! – радостно воскликнул тот, — И больше ни за что наказывать не станет! Эх, пойду я сейчас лес покорять! Все-все закоулки обойду, под каждый куст залезу! Ведь, вокруг столько всего интересного… И, не нужны мне взрослые, я теперь сам себе начальник!

Сова склонила голову на бок и задумчиво протянула:

— Ужас ужасный, кошмар кошмарный… Хуже наказания на всем белом свете не найти…

Ты что это, сова, — удивился ежонок, — не поняла что ли? Мне теперь, наоборот, все можно!

Анфиса сощурила свои огромные глазищи, и говорит:

— Экий ты глупый! Это же и есть самое страшное наказание – когда родители тебя воспитывать перестают! Слыхал, что с зайцем стало, которого мама за вранье не наказывала? Так заврался ушастый, что весь лес над ним смеется, стыдно нос из норы показать.

Призадумался ежонок, а сова продолжает:

— А, про медведя нашего слыхал? У Прокопа Прокоповича вся семья в городе живет. И родители, и братья в цирке работают – настоящие звезды! Одного его туда не приняли. Знаешь, как ему обидно? И, все лишь потому, что он с детства тренироваться не любил. Даже от зарядки отлынивал. Медведица его жалела и на все глаза закрывала. А теперь мечтает наш косолапый о цирке, да только никто его туда не берет – слишком неуклюжий.

Тут и папа-еж решил в разговор вмешаться:

— Это ладно! А вот, что с енотом случилось…

Взрослые многозначительно переглянулись. Ежонок, которому было даже страшно представить, что же произошло с бедным енотом, жалобно попросил:

— Не надо мне такого страшного наказания! Пусть уж лучше как раньше будет…

Сова кивнула:

— Мудрое решение. И запомни, ежонок: кого родители любят, того и наказывают. Потому что от беды уберечь хотят!

Ежиха поцеловала в нос присмиревшего сыночка, а сову усадила за стол. Стали они чаевничать, да о всяких пустяках болтать. Так им весело было, что ежонок вдруг подумал: «И, зачем я от родителей все время сбегал? Дома ведь так хорошо…»

«Про лису и белку»

В лесу все знали, что белка – настоящая мастерица. Хочешь –икебану из сухих цветов сделает, а хочешь – из шишек гирлянду сплетет. Но, однажды задумала она себе бусы из желудей смастерить. Да, такие они красивые получились – глаз не оторвать! Пошла белка перед всеми зверями хвастаться. Те дивятся, рукодельницу хвалят… Одна только лиса недовольна.

— Что это ты, рыжая, приуныла? – спрашивает у нее сова Анфиса.

— Да, белка все настроение испортила! – отвечает та, — Ходит тут, понимаешь, и хвастает! Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело…

Ничего Анфиса на это не сказала. Крыльями взмахнула и к ручью полетела. Там, за трухлявым пнем, жил ее друг – паук.

— Помоги, — говорит ему сова, — лисе накидку сплести.

Поворчал паук для порядка, и согласился:

— Через три дня приходи, будет готова. Я паутиной могу хоть весь лес оплести, для меня какая-то накидка – пустяк!

И, правда, через три дня он Анфисе такую дивную шаль показал, что у той от восторга дух захватило! Отдала сова лисе подарок, а та счастью своему поверить не может:

— Это мне, что ли? Да, я же теперь краше всех в лесу буду!

Не успела Анфиса клюв открыть, как рыжая плутовка шаль на плечи набросила, из норы выскочила, и бросилась всем в округе хвастать:

— А, у меня, звери дорогие, накидка есть, какой ни в одном лесу не найти! Белка теперь со своими бусами мне и в подметки не годится!

Так до поздней ночи лиса по друзьям-знакомым ходила, пока не охрипла. Подошла к ней тогда сова и спрашивает:

— Рыжая, не ты ли недавно поучала: «Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело»?

Моргнула лиса раз, моргнула другой, а что ответить не знает:

— Что же это, Анфисушка?! Как же это я так?!

Сова крыло вверх подняла, и ухнула:

— Это, рыжая, известная мудрость: если кого осудишь – скоро сам такой же поступок совершишь!

Поджала лиса хвост, и шепчет:

— Все поняла я, Анфисушка…

Наверное, и правда, поняла. Потому что, больше никто не слышал, что бы лиса кого-то осуждала. А, паук с тех пор известным модельером стал.

«Как светлячок бобром хотел стать»

Заметила как-то Сова Анфиса, что светлячок повадился к реке по вечерам летать. Решила она за ним проследить. День наблюдает, другой… А, светлячок ничего особенного и не делает: сядет под деревцем, да работой бобра любуется. «Странно все это» — подумала Анфиса, но к светлячку решила с расспросами не приставать. Однако скоро в лесу начался настоящий переполох.

— Анфиса, что же это на свете твориться?! – негодовала божья коровка, — На той неделе светлячок раздобыл где-то краски, и нарисовал у себя на спине такие же пятнышки, как у меня! А, мне такой родственничек не нужен!

— Подумаешь, новость, — перебила божью коровку лесная пчела, — Вот у меня беда, так беда! Этот ваш светлячок попросился к нам в улей. Да только делать он ничего не умеет, и вреда от него больше, чем пользы!

Только и успела Анфиса их выслушать, как прибегает лиса:

— Сова, образумь ты этого светлячка глупого! Он от бобра требует, чтобы тот его в подмастерья к себе взял. А, бобер злится – ему помощники не нужны. Не ровен час, подерутся…

Прилетела Анфиса к реке, глядит, а светлячок горючими слезами обливается:

— Ну, что я за бестолковое существо! Никакой пользы от меня нет! Вот, если бы я был божьей коровкой… Они красивые! Или, например, пчелой… Они вкусный мед умеют делать!

— А, теперь, что? Бобром решил стать? – засмеялась сова.

— Ага, — всхлипнул светлячок, — видала, как он плотничает ловко?! Только, он меня ничему учить не хочет. Говорит, я не одно бревно поднять не смогу – слишком маленький.

Выслушала его сова, и говорит:

— Прилетай-ка на мою поляну как стемнеет, я тебе кое-что интересное покажу.

Дождался светлячок сумерек, и отправился в путь. Прилетел, а сова его уже дожидается.

— Смотри, — говорит ему, — кто это там в кустах притаился?

Присмотрелся светлячок – и, правда, за деревом бельчонок сухой листвой шуршит, да от страха весь трясется.

— Ты чего тут сидишь? – удивился светлячок.

— Так темно, — шепчет бельчонок, — вот я и заблудился.

Включил тогда светлячок свой фонарик, и скомандовал:

— Иди за мной, я тебе тропинку освящать буду!

Пока он бельчонка провожал, еще и лисенка повстречал. Того тоже домой вести пришлось. А, как вернулся к Анфисе, та ему и говорит:

— Ну, что? Понял ты теперь, что у каждого свое предназначение? Пока ты обижался на то, что светлячком родился, вокруг столько зверей в твоей помощи нуждались!

Так светлячок стал по ночам лес патрулировать. А, когда никто не терялся, он летел к бобру и сетовал:

— Если б не моя работа, я бы тебе помог плотину строить. Эх, мы бы с тобой такую стройку развернули! Но, некогда мне, друг, некогда… Ты уж как-нибудь сам управляйся!

«Злостный вредитель»

Завелся в лесу какой-то особо злостный вредитель. Ринулись все к сове Анфисе за советом. Помоги, мол, нам этого безобразника поймать!

— Он мне всю морковку с огорода повыдергивал, — хнычет заяц, — А, ее рано срывать! Не выросла, ведь, еще…

Тут волк как рыкнет:

— Да погоди ты, ушастый, со своей морковкой! У меня дело серьезней будет. Собирал я давеча ягоды для белки. Полкорзины набрал, прилег на пригорке отдохнуть, да, видно, задремал. Просыпаюсь – а, моя корзинка доверху наполнена! Вот, думаю, чудеса! Понес я белке угощение, а она как заверещит: «Серый, ты меня отравить собрался что ли?! «Волчьи» ягоды принес! Они же ядовитые!»

Звери хихикают, а волк затылок чешет:

— Оконфузился я, сова. Белка теперь со мной разговаривать не хочет. Помоги найти того, кто в корзину эти ягоды подбросил! Уж я его уму-разуму научу…

Вдруг на середину поляны вышла кукушка и обиженно произнесла:

— Меня-то этот злостный вредитель и вовсе на пенсию отправить собрался! Просыпаюсь я вчера, а на соседнем дереве часы висят! Да, не простые, а с кукушкой!

Тут даже бобер от волнения за сердце схватился, а рассказчица, перейдя на заговорщицкий шепот, продолжила:

— Так она теперь вместо меня и кукует, усталости не зная! А, мне что прикажете делать? Выходит, никому я в лесу больше не нужна?!

Анфиса обвела всех зверей пристальным взглядом, и ухнула:

— Не волнуйтесь, к вечеру найду я вашего вредителя.

И, как только все разбрелись по своим делам, полетела сова прямиком к медведю. Пока косолапый чай по чашкам разливал, Анфиса ему и говорит:

— Что это ты, Прокоп Прокопович, в злодеи подался? Зайцу морковку выращивать мешаешь, волку ягоды подсунул ядовитые. Старую кукушку и вовсе на пенсию отправить решил…

Медведь так и замер:

— Как ты догадалась, что это я?

Сова только крылом махнула:

— Что тут гадать? Тебя одного на нашем собрании не было. Так, зачем ты всем гадости делаешь?

Косолапый по столу как стукнул, даже самовар подпрыгнул:

— Придумывают они все! Я же для них старался… Зайца мне просто жалко стало, вот и решил помочь ему урожай собрать. Откуда мне было знать, что морковка еще не выросла? А, «волчьи» ягоды я специально искал. Думал, раз они волчьи, значит волки их любить должны… Так что, пока серый спал, я с корзиной весь лес обошел.

Анфиса вдруг заволновалась:

— А, часы ты зачем на дерево повесил? Где ты их, вообще, взял?

— Так это… Позаимствовал у деревенского доктора, — смутился медведь, — Они у него в спальне на стене висели. Ты пойми, Анфиса, я хотел, чтобы кукушка отдохнуть могла. А то она все «ку-ку» да «ку-ку»! Кто же знал, что куковать ей в радость?!

Выпила сова свой чай и посоветовала:

— Ты, Прокоп Прокопович, думай всегда. Даже, если помочь кому-то собираешься. Ведь без рассуждения добродетели не бывает!

Звери медведя, конечно, простили. А вот часы заставили вернуть. Косолапый, помня совет Анфисы, старался идти по деревне на цыпочках — чтобы его никто не заметил. А, то в прошлый раз и доктора, и его жену пришлось валерьянкой отпаивать. Пугливые какие-то попались…

«Медаль для дятла»

Погожим весенним деньком к сове Анфисе прилетел дятел. Он так и светился от радости:

— Выдай-ка мне, подруга, медаль!

— За какие заслуги? – невозмутимо уточнила сова.

Дятел достал из-за спины какой-то огромный свиток, исписанный сверху донизу, и деловито произнес:

— За добрые дела! Погляди, какой я список составил.

Анфиса надела очки, и стала читать:

— Можно испечь пирог с черникой, и угостить друзей. Можно проснуться пораньше, и помочь пчелам собирать нектар. Можно отправиться на реку, найти грустную лягушку, и развеселить ее.

Потом сова запнулась, и неуверенно произнесла:

— Можно перевести старушку через дорогу…Слушай, но у нас же в лесу нет никаких дорог! Да, и старушек тоже нет!

Тут дятел принялся объяснять, что про старушку он в книге прочитал. Впрочем, это даже не важно – водятся они в лесу или нет. Главное – придумать, как делать добро. За это он, собственно и рассчитывал получить медаль.

— Ладно, — согласилась сова, — Спросим у зверей, что они думают по этому поводу.

Дятел был доволен. Он был уверен, что больше него о добрых делах никто знать не может. Ведь, он свой список всю жизнь составлял. Сова же тем временем полетела к лисе.

— Слушай, рыжая, — говорит она ей, — а, что это у тебя сараюшка покосился?

— Старый стал, вот и покосился, — вздохнула лиса.

— Так ты дятла позови. Пусть починит! – посоветовала Анфиса.

Потом она проведала зайца, белку и свою закадычную подругу-ежиху. Всем сова советовала обратиться за помощью к дятлу. А, через три дня собрала Анфиса на поляне собрание.

— На повестке дня, — торжественно ухнула она, — вопрос о награждении дятла медалью за добрые дела!

Тут звери как закричали:

— Еще чего! У него же зимой снега не допросишься!

— Он мне сарай чинить не захотел, — возмущалась лиса.

— И нам с белкой не помог, — подтвердил заяц.

— А, со мной даже разговаривать не стал, — с обидой, призналась ежиха.

Растерялся дятел, стал оправдываться:

— Но, у меня же список… Я же про все-все-все добрые дела на свете знаю… Я их даже наизусть выучил!

Сова ему и объясняет:

— Мало просто о чем-то хорошем знать. Нужно это непременно совершать!

Погоревал дятел, что медаль ему не выдали. А, потом подумал: «Правильно сова сказала. Надо другим помогать». И, отправился он на подвиги – решил ровнехонько по списку все делать. Зря он его, что ли, составлял? Правда, бабушки в лесу не водятся. Но, если хоть одна попадется, он ее непременно через что-нибудь переведет!

Сайт http://elefteria.ru/dosug-pritchi-pritchi-dlya-detey/

Маринэ, 10 Окт 2017 в 13:49

Непременно прочтем притчи с сайта Азбука воспитания вместе с детьми. Оригинальный подход. С помощью таких вот рассказиков просто и ненавязчиво можно преподнести малышу информацию о человеческих ценностях: добре и зле, чести и совести, любви и дружбе. Спасибо авторам за ваши подсказки!

    wella, 10 Окт 2017 в 15:20

    А детям какие притчи понравились?

      Маринэ, 11 Окт 2017 в 20:13

      Оставила вкладку открытой, чтобы, когда появится свободное время вместе с детьми притчи совы Анфисы почитать. Старший 13-тилетний сын сам наткнулся на них в моей открытой вкладке на сайте азбука.ру и заинтересовался ими. Сказал, что все рассказы ему понравились. Особо отметил «Медаль для дятла!» Дятел думал, что про хорошие дела достаточно знать, а оказалось, что этого мало, хорошие поступки нужно совершать. Пришлась по душе и притча «Как светлячок хотел бобром стать». Здесь сова Анфиса помогла бобру найти свое место в жизни.

Ирина, 19 Фев 2018 в 22:35

Замечательные притчи!! Жаль, что немного. Придумайте еще!! А еще они похожи на истории про зайца Коську, белку Ленку и др. Автора, к сожалению, не помню

Светлана, 06 Авг 2018 в 19:57

Просто чудесные притчи, давно такой прелести не читала!!! Спасибо огромное!!!Благодарю 🙏🙏🙏

Обсудить на форуме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *