Происхождение слова святой

Святость, святое

 Святость, святое I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
Святое (евр. кадош; греч. гагиос) — это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное. Святость предполагает определ. связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью — в противоположность греховности.
II. СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ
1) ПОНЯТИЕ С. относится исключит. к Богу и в своей сущности определяется Им. С. — неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исх 15:11: «Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?»). С. Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее см. Величие, а также как притягат., благодатная, благословляющая сила, как см. Суд и см. Милость, как праведность (см. Справедливость, праведность) и (см. Любовь, любить);
2) С. УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога — Святого (Ис 6:3) и Освящающего (Иез 37:28). Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит С., С. исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми (Лев 11:44 и след.; 19:2);
3) все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С., обязательно связано с Ним:
а) народ ИЗРАИЛЯ — это народ Божий и потому представляет собой «царство священников и народ святой» (Исх 19:6);
б) СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом (Лев 21:1-9); прежде всего это относится к см. Первосвященнику, на золотой табличке к-рого начертано: «Святыня Господня» (Исх 28:36);
в) МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр., «земля святая» вокруг горящего куста (Исх 3:5) или святой город см. Иерусалим, место присутствия Бога (Ис 48:2; 52:1);
г) свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр., см. Суббота (Исх 35:2), праздники Господни и праздничные собрания (Лев 23:4 и след.);
д) священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр., ковчег завета (2Пар 35:3; ср. 2Цар 6:6 и след.), обрядовая богослужебная утварь (Чис 31:6), жертвы (Иез 42:13), хлеба предложения (1Цар 21:4), вода (Чис 5:17), десятина (Лев 27:32), предметы одеяния священника (Исх 28:2);
е) по поводу святого пути (Ис 35:8) см. Путь (II,3);
4)
а) говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ (Ис 6:3): «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Откр 4:8). Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: «Отче Святый» (Ин 17:11). Определение «святой», употребляемое в отношении Иисуса, свидет-вует о Его Божеств. происхождении. «Святой Дух» Божий снизошел на Марию, поэтому «рождаемое Святое» наречено Сыном Божьим (Мф 1:18; Лк 1:35). Эта сущность Иисуса проявляется, напр., в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его «Святым Божиим» (Мк 1:24);
б) святыми названы см. Ангелы, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого (Мф 25:31), см. Пророки, устами к-рых говорил Бог (Лк 1:70), а также см. Апостолы и пророки, к-рым через Св. Духа открыта тайна Христова (Еф 3:4 и след.). Иоанн Креститель назван «мужем праведным и святым» (Мк 6:20);
в) С. присуща Божьему народу НЗ, Церкви Иисуса (см. Церковь, собрание, община) (Рим 11:16). Ап. Павел, обращаясь к своим читателям, называет их «избранными святыми» (Рим 1:7; 1Кор 1:2), христианами, к-рые «во Христе» (Рим 8:1) и к-рые являются членами Его Тела — Церкви;
5) причастность людей (см. Человек) к С. как свойству, присущему Богу (Еф 4:24), — одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются. Выражения «святое место» (Деян 6:13) и «святый град» (Мф 27:53) употреблены в их ветхозаветном значении. Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как см. Господь Своей Церкви (Рим 1:4), ставшей отныне святым Храмом Божьим (1Кор 3:17).

Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.

Смотреть что такое «Святость, святое» в других словарях:

  • Святость — (праслав. svętъ, svętъjь) одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святое являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвященное Ему в… … Википедия

  • святость — чистота; отделение от греха А. Темы в Библии СВЯТОСТЬ как тема Левита: Лев 19:12 Б. Святость Бога 1. В Ветхом Завете свят: Пс 98:3,5,9 назван Святым Израилевым: Пс 21:4; Ис 30:11,12,15 Дух свят: Ис 63:10 имя свято: Пс 110:9 престол св … Библия: Тематический словарь

  • Святое Писание — Библия Гутенберга Библия (греч. βιβλία мн. ч. от βιβλίον «книга, сочинение») собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом для иудеев. Ветхий З … Википедия

  • СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ — Библ. понятие С. не тождественно понятию нравств. совершенства. Евр. слово кадТш, святое, в первую очередь означает нечто таинственное, иноприродное миру, требующее соблюдения благоговейной дистанции. С. есть преимущ. свойство трансцендентного… … Библиологический словарь

  • Священник — I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА 1) евр. слово кохен священник происходит от глагола кохан = быть священнодействующим , совершать священное служение , т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. слово кохан означало стоять . В Библии… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Общение — I.ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) слово О. (греч. койнониа) подразумевает тесную связь , близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств , в к рых одна из сторон может иметь нек рые преимущества; 2) в разговорном греч. языке слово… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Святой — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Святой (от праслав … Википедия

  • БОГ — . Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

  • Сакральное — (от англ. sacral и лат. sacrum священное, посвященное богам) в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей,… … Википедия

  • Нагорная проповедь — (Карл Блох, 1890) Христиане верят, что Иисус Христос принёс людям Новый Завет Евр … Википедия

Книги

  • Святость, без которой никто не увидит Господа, Дмитрий Митницкий. Что значит – быть святым? Какие наши мысли, слова и поступки могут привести нас в рай, а какие в ад? Культура узаконила многие немыслимые вещи с точки зрения Божьей святости. Грех стали… Купить за 400 руб электронная книга
  • Знакомство с Православием, протоиерей Валерий Духанин. В. Духанин. Знакомство с православием, или начало познания духовного мира что такое православие на пути к Богу естественное Богопознание сверхъестественное Богопознание Божественное… Купить за 50 руб аудиокнига

16+ © Академик, 2000-2019

  • Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте

Домой Жемчужины греческого языка Святость

ОСВЯЩЕННЫЕ И СВЯТЫЕ

Hogios

Апостол Павел написал 1 Послание к Коринфянам «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым» :

2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас.
(1 Кор 1:2).

В Ветхом Завете слова «святой» и «освятить» переведены с различных форм одного и того же древнееврейского слова. Было ещё одно слово, которое также переводилось «святой», но при этом оба эти слова передавали примерно одинаковые значения: «благочестивый»; «праведный»; «посвященный»; «обособленный»; «святой» и др.

В Новом Завете «святой» и «освященный» являются переводом форм греческого слова hagios, которое передаёт следующие значения: «взятый в удел»; «обособленный»; «посвященный»; «чистый; не оскверненный»; «праведный»; «священный». Слово «освятить» или «святой» в ветхозаветном и новозаветном употреблении не всегда означает «стать святым» или «освободиться от греха».

Бог сказал, что Он освятит Свое великое имя и благословится . Это, конечно, не означает, что Бог стал бы святым, потому что Он всегда был святым и чистым. В данном контексте это, очевидно, означает, что народы будут видеть в Нем священного и благословенного Бога:

23 И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их.
(Иез 36:23).

Иисус сказал Отцу, что Он посвятит Себя, чтобы освятить апостолов . Это не означает, что Иисус не был посвящён уже тогда, когда произносил эту молитву. Это означает, что Иисус посвятил Себя цели освящения апостолов, то есть, взятия их в удел на служение, приготовленное для них Богом:

17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
18 Как Ты послал Меня в мир, и Я послал их в мир.
19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
(Ин 17:17-19).

Животные, которых человек употребляет в пищу, освящены словом Божьим и молитвой . Иными словами, слово Божье гласит, что некоторые животные предназначены для пищи человека и освящаются на это использование в нашей благодарственной молитве:

4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
(1 Тим 4:4-5).

После того как израильтяне вышли из Египта под предводительством Моисея, седьмой день недели был освящен, то есть, обособлен или выделен, как особый день поклонения Богу. В Книге Бытия 2:3 Моисей говорит о том, что Бог сделал это. В Книге Неемии 9:13-14 сказано, в какое время Бог это сделал, и произошло это после исхода израильтян из Египта. Также, согласно Ветхому Завету, на служение Богу посвящались многие неодушевленные предметы:

23 И сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите , а что останется, отложите и сберегите до утра.
(Исх 16:23).

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
(Быт 2:3).

13 И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые.
14 И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея.
(Неем 9:13-14).

9 И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята;
10 помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая;
11 и помажь умывальник и подножие его и освяти его.
(Исх 40:9-11).

Хотя Павел назвал христиан в Коринфе «освященными» и «святыми», это вовсе не означает, что они были безгрешными и совершенными, так как в послании немало мест, где апостол перечисляет их прегрешения.

Несмотря на их грехи, будучи народом Божьим, или церковью Божьей, они были взяты в удел, они были отделены от этого мира. По этой причине им было необходимо раскаиваться и хранить верность Богу, как и нам сейчас с вами!

Этимология святости

0

Добрый день! Подскажите пожалуйста этимологию слова «святость». Во многих словарях сказано,что — «отделенный, чистый, безупречный, без греха и т. д.Хотелось бы более точнее узнать! Спасибо

задан 17 фев ’14 в 11:19 MaksimV2013MaksimV2013 39237

2 ответа

1

В славянских, балтийских и иранских языках слово «святой» (праслав. svent) происходит от индоевропейского «k’uen-to-» — возрастать, увеличиваться, цвести — в прямом и переносном смысле, плодоносить. (см. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. М.,1995, 441-442, 1995). В переводах с греческого в самых ранних старославянских текстах употребляется не калька, а свое слово; в целом же, калек в переводах богослужебных текстов с греческого на старославянский, а позже на древнерусский очень много. Это значит, как замечает там же В. Н. Топоров, что корень слова еще в дохристианскую эпоху был сакрально отмечен. «Язык сохранил слово и даже его общую семантическую идею, но существенно углубил и «спиритуализовал» по идее его содержание» (Топоров 1995: 489). В язычестве слово понималось в прямом смысле: оно означало любое возрастание, цветение, плодоношение, в Христианстве же образуется понятие «святости» как возрастания, цветения духовного. Возможно, земля свята уже потому, что она цветет и плодоносит. Люди, жители земли, становятся носителями этой святости, благодаря уже тому, что они на ней живут. Как и когда произошло переключение с языческого на христианское, с материального на духовное — неясно. Святость переносится с природы на человека, с материально-физического на идеально-духовное, с конкретного и зримого на отвлеченное и незримое, как пишет http://www.pravoslavie.ru/jurnal/330.htm

В этимологическом словаре Фасмера также отмечается это значение «цветения», «процветания» http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-11765.htm

Но связь со «светом» все же, судя по всему, прослеживается: «СВЕТ (1) Индоевропейское – kuei(t) (свет) . Общеславянское – svetь (свет) . Древнерусское – св (ять) ть.

Слово «свет» в значениях «противоположность тьме, сияние, рассвет, утро» , а также «свет духовный» , «просвещение» широко употребляется с древнерусской эпохи (с XI в.) . Древнерусское слово восходит к общеславянской основе svetь и далее – к индоевропейскому корню kuei>kvei-t.

СВЯТОЙ Индоевропейское – k’uen-to- (святой, священный, праздничный) . Общеславянское – sve,tъjь (святой) . Старославянское – св (юс малый) тый. Древнерусское – святый. Слово «святой» известно с древнерусской эпохи (с XI в. ) вместе с однокоренными «свять» , «святый» , «святыни» , «святити» , с XV в. – «святость» и др. В древнерусском слово «святой» – из старославянского, где «св (юс малый) тый» восходит к общеславянскому svetъjь – «святой» . Первоисточник – индоевропейский корень k’uen > основа k’uen-to-, что значило «праздновать, святить, святой, священный» .

В современном значении «святой» – «религиозно почитаемый, божественный» .

ответ дан 17 фев ’14 в 14:07 ЛюдмилаЛюдмила 62.8k11953 0

Думаю название идет от нашего древнего праздника «Святки», где в течение 12 дней от первой звезды («святити» др. рус.) необходимо было соблюдать пост. Возможно людей, строго соблюдавших его, в итоге и называли святыми, т.е. чистыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *