Протоиерей алексий уминский

Алексей Уминский: биография, семья и книги священника

Автор Анна Белецкая July 24, 2017

  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

В современной России, в эпоху безверья, как никогда, важен пример человека, открывшего для себя путь к духовной истине и помогающего другим прийти к вере. Одним из таких людей является священник Алексей Уминский, биография и семья которого будут описаны в данной статье.

Факты из детства

Алексей родился в обычной советской семье. Его мать была учительницей, а отец – инженером. Родители были далеки от религии, но обладали нравственной глубиной, которая передалась и сыну. Алексей прошел все этапы, типичные для советского школьника того времени. Он был принят в пионеры, а затем вступил в комсомольскую организацию.

Обучение

Будучи комсомольцем, Алексей вполне успешно строил карьеру. Он стал начальником комсомольского штаба и был отмечен наградами. Окончив школу, Алексей пошел по стопам матери и поступил в педагогический институт на факультет романо-германской филологии. Обучаясь в университете, он не только занимался изучением иностранных языков, но получил возможность общаться со многими интересными людьми.

Первые шаги на пути к вере

Казалось бы, жизненный путь был определен, но именно в годы учебы у Алексея произошла смена мировоззрения. Он познакомился с верующими людьми, стал читать духовную литературу. Именно в годы учебы Алексей познакомился с основами православной веры. Закономерным результатом знакомства с православием стало принятие в 1980 году крещения. В 1990 году Алексей был рукоположен в сан дьякона в церкви г. Клина Московской области. Церковная карьера успешно продолжилась в сане настоятеля Успенского собора в городе Кашире.

После трех лет служения в храме подмосковной Каширы, Алексей был переведен в столицу. В Москве он продолжает служить в храме святого Владимира и одновременно является директором православной гимназии. С 1994 года и по настоящее время занимает должность настоятеля в церкви Святой Троицы в Хохловке. Несмотря на активное служение, Алексей Уминский продолжает трудиться на ниве православной педагогики, являясь духовником православной гимназии, которую когда-то сам возглавлял.

Семья Алексея Уминского

В личной жизни отец Алексей является образцом христианской добродетели. Он проживает с женой и младшим сыном в обычном девятиэтажном доме. Жена священника работает врачом. Старший сын живет отдельно, а младший, обучаясь на историческом факультете университета, продолжает жить с родителями. Всего у отца Алексея было три сына. Один из детей – Демиан, очень талантливый мальчик, подававший большие надежды в плане продолжения отцовского служения, трагически погиб.

Духовный путь священника

Расскажем более подробно о том пути, который прошел протоиерей Алексей Уминский.

Огромное влияние на восемнадцатилетнего юношу оказала прослушанная им проповедь отца Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерском монастыре. Именно его слова стали отправной точкой на долгом пути к познанию православной веры. Слова Иоанна Крестьянкина стали поистине откровением для Алексея и открыли ему цель дальнейшей жизни. Именно с этого момента юноша осознал, что его предназначение заключается в том, чтобы стать священником.

Получение опыта

На пути к служению Богу Алексею пришлось преодолеть ряд препятствий. Он получил духовное образование. Сложнее было набрать необходимый опыт. В этом ему помогло изучение трудов отцов церкви и огромное желание стать священником православной церкви. Алексей был удивлен, когда, придя к своему духовнику и высказав желание стать священником Русской православной церкви, он услышал, что тот уже давно ждал этого решения.

Первым городом, куда был направлен молодой священник с женой и маленьким ребенком, стала подмосковная Кашира. В городе в этот период была непростая криминальная ситуация, люди боялись вечером ходить по улицам. Неоднозначно назначение отца Алексея было воспринято его женой. Пребывание в городе растянулось на целых три года. Именно в этот период отец Алексей сформировался как священник. Он научился такому качеству, незаменимому для человека, посвятившего жизнь служению Богу, как любовь к людям. Отец Алексей утверждает, что именно с понимания и сочувствия начинается взаимодействие с прихожанами. Годы работы в Кашире стали для отца Алексея периодом дальнейшего духовного и профессионального становления.

Проповедь

Очень часто в качестве общественного проповедника выступает на публике Уминский Алексей. Проповеди его затрагивают различные актуальные вопросы современной жизни. Он предстает перед прихожанами как любящий и одновременно строгий батюшка. Священник Алексей Уминский не боится отвечать на самые сложные вопросы прихожан, в том числе о ситуации, сложившейся на Украине. Он считает, что русские и украинцы – дети одной церкви, и поэтому невозможно занять единую позицию относительно поддержки только одной из сторон. Православные России и Украины должны молиться и просить Бога о наступлении мира на многострадальных землях Восточной Украины. Православная церковь, по мнению отца Алексея, может стать фактором, объединяющим народы двух стран.

Алексей Уминский как человек, имеющий, помимо духовного, еще и хорошее светское гуманитарное образование, полученное в период учебы на историческом факультете университета, свободно рассуждает о современных событиях в политической жизни страны и в церковной. Он делает это без присущей многим иерархам Церкви идеологической зашоренности. Занимая особую позицию по отношению к событиям, происходящим в стране, и не скрывая этого, отец Алексей ни на секунду не ставит под сомнение авторитет и главенствующее положение Русской православной церкви в мире православия.

Писательская деятельность

Помимо пастырского служения, отец Алексей занимается еще и активной писательской деятельностью. В своих книгах он делится с читателями своими мыслями о духовности, рассказывает об особенностях православного богослужения.

Издание «Основы духовной жизни»

В книге «Основы духовной жизни» он, в частности, рассказывает о Божественной литургии, объясняя ее смысл. Автор поясняет читателям важнейшие понятия христианской православной веры. Читатели имеют возможность узнать о том, что такое молитва, для чего она нужна, что означает в православии борьба человека со своими страстями. Кроме книг, объясняющих отдельные ключевые понятия православия, отец Алексей публикует статьи по вопросам православной педагогики. Он входит в состав редакционных коллегий целого ряда православных журналов и сайтов. Его литературная деятельность направлена, главным образом, на то, чтобы рассказать читателям о мире православия.

Напутствие отца Алексея родителям

Для родителей, желающих приобщить своих детей к традициям православия, интересна будет книга «Ребенок в семье и церкви. Как не навредить детской вере». В ней отец Алексей Уминский затрагивает вопросы о том, как приобщить ребенка к молитве, рассказать ему о православных таинствах, как избежать ошибок в воспитании. В своей книге, написанной на основе опыта работы в качестве директора и духовника православной гимназии, он пишет о месте ребенка в православном приходе, о духовности в жизни детей. Данная книга по праву является выдающимся трудом в сфере православной педагогики и может претендовать на то, чтобы стать настольной книгой для многих родителей, желающих воспитать своих детей согласно православным традициям. Таким образом, отец Алексей является не только выдающимся публицистом, но и замечательным педагогом.

Алексей Уминский, книги которого вдохновляют людей идти к Богу, является автором еще одного замечательного произведения — «Что я хочу от церкви». В этой книге он пытается ответить на такие насущные для всякого человека, ищущего Бога, вопросы: «Зачем мне Церковь, если и без нее я могу верить в Бога?» Книга рекомендована для прочтения людям, еще не ощутившим потребности в своем сердце прийти в церковь. Он утверждает, что именно Церковь является тем местом, которое единственно предоставляет человеку возможность соединиться с Богом. Отец Алексей доходчивым языком пишет об особенностях православного богослужения, раскрывает читателям смысл обрядов, рассказывает о неожиданных моментах, с которыми может столкнуться человек, придя в православный храм. Отдельное место в книге уделено полемике с людьми, критично относящимися к православной церкви, но тем не менее считающими себя православными. Книга даст ответ на многие вопросы лицам, желающим ближе познакомиться с миром православия.

Особого внимания заслуживает книга, которую написал Алексей Уминский — «Евангелие от Марка».

Особенность писательского дарования отца Алексея заключается в его исключительном умении говорить простым языком о достаточно сложных вещах. Поэтому его произведения легко читаются. Они понятны для читателей с различным уровнем образования, социальным положением и жизненным опытом. В качестве его соавтора выступает известный журналист Этери Чаландзия, вместе с которым исследуются вопросы снижения внешней привлекательности Церкви, особенно среди молодежи, развеиваются мифы, связанные с православием.

Проекты с участием Алексея Уминского

Помимо пастырского служения и литературной деятельности, отец Алексей принимает участие в различных проектах на телевидении. Поначалу он выступал в качестве ведущего в ряде телепередач. В настоящее время отец Алексей является ведущим программы «Православная энциклопедия». В ней принимают участие различные общественные деятели, духовные лица, публицисты, обсуждающие различные вопросы, связанные с православием и христианством в целом. Личный весьма богатый жизненный опыт отца Алексея, прошедшего извилистый путь от комсомольского деятеля до православного священника, интересные собеседники делают телевизионную программу привлекательной для самых широких слоев зрителей. В каждой программе ведущий и приглашенные им гости обсуждают какую-либо одну актуальную проблему современного православия. Ценностью телевизионной программы, ведущим которой является отец Алексей, является присутствующий в ней дух свободы. Гости имеют возможность свободно высказывать и аргументировать свои суждения по многим важнейшим вопросам жизнедеятельности современной православной церкви в России и в ближнем зарубежье.

Таким образом, отец Алексей Уминский безо всякого преувеличения может быть назван талантливейшим представителем современного российского духовенства. Разносторонние грани таланта отца Алексея ставят его в один ряд с выдающимися отечественными деятелями православия.

Православный Церковный календарь

Дни памяти:

10 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

22 сентября

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 22 сен­тяб­ря 1879 го­да в се­ле Шо­лы Бе­ло­зер­ско­го уез­да Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Гле­ба Успен­ско­го, ко­то­рый умер, ко­гда Алек­сею ед­ва ис­пол­ни­лось пол­то­ра го­да. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии Алек­сей Гле­бо­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Слу­жил на раз­ных при­хо­дах. Го­не­ния кон­ца два­дца­тых — на­ча­ла трид­ца­тых го­дов за­ста­ли его в хра­ме Твер­ской епар­хии.
Как и в боль­шин­стве дру­гих слу­ча­ев, вла­сти, на­ме­ре­ва­ясь аре­сто­вать свя­щен­ни­ка, пред­ло­жи­ли за­пла­тить го­су­дар­ству огром­ный на­лог, и по­сколь­ку свя­щен­ник не смог удо­вле­тво­рить их тре­бо­ва­ний, те аре­сто­ва­ли его. Суд при­го­во­рил о. Алек­сея к кон­фис­ка­ции иму­ще­ства и за­клю­че­нию на шесть ме­ся­цев в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Для свя­щен­ни­ка это бы­ло тем бо­лее тя­же­ло, что оста­ва­лись без средств к су­ще­ство­ва­нию его же­на, Ве­ра Алек­сан­дров­на, и де­ти — дочь вось­ми лет и два сы­на — ше­сти и трех лет.
Но вся­кое ис­пы­та­ние, как бы ни бы­ло оно тя­же­ло, он при­ни­мал как по­слан­ное Бо­гом, как крест, крот­кое несе­ние ко­то­ро­го есть путь ко спа­се­нию. И по­то­му ему ни­ко­гда не при­хо­ди­ло в го­ло­ву и не то­ми­ло серд­це же­ла­ние оста­вить свое слу­же­ние. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, о. Алек­сей стал сно­ва слу­жить в хра­ме и вско­ре был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В на­ча­ле 1937 го­да ар­хи­епи­скоп Твер­ской Ни­ки­фор (Ни­коль­ский), на­зна­чен­ный на Твер­скую ка­фед­ру в кон­це 1936 го­да, вви­ду то­го, что вла­сти ли­ши­ли в это вре­мя ар­хи­епи­ско­па Твер­ско­го Фад­дея ре­ги­стра­ции, опре­де­лил о. Алек­сея в Воз­не­сен­скую цер­ковь се­ла Воз­не­се­нья Бо­ло­гов­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти. По об­ще­му мне­нию при­хо­да, ко­то­рый вклю­чал в се­бя се­ло и несколь­ко де­ре­вень, о. Алек­сей по­ка­зал се­бя рев­ност­ным пас­ты­рем, ис­тин­ным по­пе­чи­те­лем о сло­вес­ных ов­цах ста­да Хри­сто­ва и су­гу­бым мо­лит­вен­ни­ком. Все свои си­лы он от­да­вал про­све­ще­нию при­хо­жан. Бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда под дав­ле­ни­ем без­бож­ной вла­сти и про­па­ган­ды кре­стьяне на­зы­ва­ли сво­их де­тей нехри­сти­ан­ски­ми име­на­ми, но та­ко­вых свя­щен­ник, не бо­ясь от­вет­ствен­но­сти, от­прав­лял в сель­со­вет, чтобы они пред­ва­ри­тель­но пе­ре­пи­са­ли име­на сво­их де­тей на хри­сти­ан­ские, и толь­ко по­сле это­го при­хо­ди­ли кре­стить. У него в хра­ме, несмот­ря на боль­шое чис­ло при­хо­жан, ни­ко­гда не бы­ло об­щей ис­по­ве­ди; о. Алек­сей ста­рал­ся по­го­во­рить с каж­дым, а ко­гда нуж­но, то под­дер­жать. Сам имев­ший се­мью хри­сти­ан­ско­го ду­ха, он и при­хо­жан учил вос­пи­ты­вать сво­их де­тей в ду­хе хри­сти­ан­ской люб­ви. Свя­щен­ник обу­чал при­хо­жан на­вы­кам цер­ков­ной мо­лит­вы и на­став­лял, чтобы они при­уча­ли к ней де­тей. Учил не из­ме­нять пра­во­слав­ной ве­ре и ни­ко­гда не сни­мать кре­ста. Вре­мя при­шло та­кое, что ни на­тель­ных кре­сти­ков, ни раз­ре­ши­тель­ных мо­литв, ни икон бы­ло не до­стать, и о. Алек­сей от­прав­лял ста­ро­сту хра­ма Ва­си­лия Яко­вле­ви­ча Ши­ка­ло­ва в боль­шие го­ро­да, чтобы там за­ку­пить все необ­хо­ди­мое. Рев­ност­ное слу­же­ние свя­щен­ни­ка ско­ро об­ра­ти­ло на се­бя вни­ма­ние вла­стей, и по­сколь­ку НКВД в то вре­мя при­сталь­но на­блю­дал за все­ми хра­ма­ми, ча­ще все­го с по­мо­щью до­нос­чи­ков, то один из них стал пи­сать о свя­щен­ни­ке, что в по­след­нее вре­мя, то есть с на­ча­лом слу­же­ния о. Алек­сея в Воз­не­сен­ском хра­ме, в при­хо­де ста­ло на­блю­дать­ся ре­ли­ги­оз­ное ожив­ле­ние. Лю­ди ак­тив­но по­се­ща­ют цер­ковь, кре­стят де­тей, те, кто не кре­сти­ли рань­ше, окре­сти­ли сей­час. На­при­мер, кре­стил сво­е­го ре­бен­ка вы­со­ко­по­став­лен­ный офи­цер Крас­ной Ар­мии, ко­то­рый спе­ци­аль­но для это­го при­е­хал в се­ло. При­хо­жане уже по­го­ва­ри­ва­ют, чтобы вос­ста­но­вить ко­ло­коль­ный звон. Во­круг хра­ма со­бра­лось мно­го мо­на­хинь, ко­то­рые ве­дут ак­тив­ную мис­си­о­нер­скую ра­бо­ту. Храм ста­ли по­се­щать же­ны пар­тий­ных ра­бот­ни­ков. Этот до­нос не был пу­щен в ход сра­зу, но, ко­гда ле­том 1937 го­да со­вет­ское пра­ви­тель­ство при­ня­ло ре­ше­ние о по­все­мест­ных аре­стах свя­щен­но­слу­жи­те­лей, со­труд­ни­ки НКВД до­но­сом вос­поль­зо­ва­лись и 2 сен­тяб­ря аре­сто­ва­ли о. Алек­сея и ста­ро­сту хра­ма Ва­си­лия Ши­ка­ло­ва.
Ва­си­лий Яко­вле­вич Ши­ка­лов ро­дил­ся 12 ап­ре­ля 1875 го­да в се­ле Боль­шая Дуб­ров­на Бо­ло­гов­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии, был при­хо­жа­ни­ном Воз­не­сен­ской церк­ви и по­след­нее вре­мя вы­пол­нял в ней обя­зан­но­сти ста­ро­сты. На­чав го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь в кон­це два­дца­тых го­дов и пре­сле­дуя пра­во­слав­ных ми­рян, без­бож­ные вла­сти по­тре­бо­ва­ли от Ва­си­лия Яко­вле­ви­ча вы­пол­не­ния твер­до­го за­да­ния по сда­че сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции, ко­то­рое бы­ло невы­пол­ни­мо по су­ще­ству. За невы­пол­не­ние он был аре­сто­ван и при­го­во­рен к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, а все иму­ще­ство его бы­ло кон­фис­ко­ва­но. Вер­нув­шись в на­ча­ле 1937 го­да в род­ное се­ло, Ва­си­лий Яко­вле­вич по­дал хо­да­тай­ство о пе­ре­смот­ре сво­е­го де­ла. Ле­том 1937 го­да хо­да­тай­ство удо­вле­тво­ре­но, он был при­знан неви­нов­ным, и иму­ще­ство ему бы­ло ему воз­вра­ще­но. Впро­чем, зем­ная спра­вед­ли­вость тор­же­ство­ва­ла недол­го — осе­нью Ва­си­лий Яко­вле­вич был вновь аре­сто­ван.
6 сен­тяб­ря о. Алек­сей был вы­зван на до­прос.
— След­ствию из­вест­но, что вы, граж­да­нин Успен­ский, сов­мест­но с цер­ков­ным ста­ро­стой Ва­си­ли­ем Ши­ка­ло­вым ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Что вы мо­же­те ска­зать по дан­но­му во­про­су?
— Да, дей­стви­тель­но, я как свя­щен­ник про­из­во­дил в де­рев­нях Бо­ло­гов­ско­го рай­о­на кре­ще­ния но­во­рож­ден­ных в до­мах на­се­ле­ния, скры­вая это от ор­га­нов со­вет­ской вла­сти… На кре­ще­ние де­тей в до­мах без раз­ре­ше­ния на это мест­ных ор­га­нов вла­сти я не имел пра­ва, так как по по­ло­же­нию моя де­я­тель­ность долж­на бы­ла про­из­во­дить­ся лишь в церк­ви. Кро­ме то­го, моя де­я­тель­ность вы­ра­зи­лась в том, что сов­мест­но с цер­ков­ным ста­ро­стой мы рас­про­стра­ня­ли сре­ди на­се­ле­ния на­тель­ные кре­сти­ки и ико­ны с мо­лит­ва­ми; эта де­я­тель­ность с на­шей сто­ро­ны про­во­ди­лась с це­лью укреп­ле­ния ве­ры. На­ря­ду с этим, в це­лях борь­бы за ве­ру сре­ди на­се­ле­ния, у лю­дей, при­но­сив­ших де­тей для кре­ще­ния и уже дав­шим им име­на, не зна­чив­ши­е­ся в пра­во­слав­ных свят­цах, я та­ких де­тей не кре­стил и от­сы­лал в сель­ский со­вет для пе­ре­ре­ги­стра­ции, чтобы да­ли но­вые име­на. Мною во вре­мя ли­тур­гии при чте­нии за­упо­кой­ных по­ми­на­ний бы­ло по­ми­но­ве­ние ца­рей Ни­ко­лая и Алек­сан­дры в при­сут­ствии ве­ру­ю­щих. Это мною де­ла­лось без вся­ко­го на­ме­ре­ния.
— След­ствию из­вест­но, что вы у се­бя в до­ме устра­и­ва­ли сбо­ри­ще цер­ков­ни­ков и чте­ние Биб­лии, при этом ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.
— Биб­лия у ме­ня в до­ме бы­ла, чи­та­ли ее я и моя же­на. Биб­лия у ме­ня су­ще­ство­ва­ла с 1909 го­да до мо­мен­та мо­е­го аре­ста.
— След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи через Ши­ка­ло­ва о ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти.
— Я сам в церк­ви го­во­рил про­по­ве­ди о том, что ве­ра Хри­сто­ва па­да­ет, но она бу­дет жить. Что же ка­са­ет­ся контр­ре­во­лю­ци­он­ных вы­ска­зы­ва­ний Ши­ка­ло­ва, то мне о них ни­че­го не из­вест­но.
В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил ста­ро­сту хра­ма, Ва­си­лия Яко­вле­ви­ча.
— След­ствию из­вест­но, что вы сов­мест­но со свя­щен­ни­ком Алек­се­ем Успен­ским ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Что вы мо­же­те ска­зать по это­му по­во­ду?
— Я, бу­дучи цер­ков­ным ста­ро­стой, рас­про­стра­нял сре­ди на­се­ле­ния кре­сти­ки. Все­го я рас­про­стра­нил до ста пя­ти­де­ся­ти кре­стов, а так­же на ме­ня бы­ло воз­ло­же­но рас­про­стра­не­ние мо­литв и вен­чи­ков; эти мо­лит­вы мной бы­ли при­об­ре­те­ны в го­ро­де Ле­нин­гра­де на рын­ке у церк­ви Иоан­на Пред­те­чи с рук у неиз­вест­но­го мне граж­да­ни­на.
— След­ствию из­вест­но, что вы со­би­ра­лись и ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность в до­ме у свя­щен­ни­ка Алек­сея Успен­ско­го. Что вы мо­же­те ска­зать по это­му по­во­ду?
— Да, дей­стви­тель­но, я у свя­щен­ни­ка в до­ме был в июне ме­ся­це, но за­чем я к нему хо­дил, те­перь не пом­ню.
— След­ствию из­вест­но, что вы во вре­мя рас­про­стра­не­ния мо­литв и кре­стов ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. Что вы мо­же­те ска­зать по дан­но­му во­про­су?
— Во вре­мя рас­про­стра­не­ния мо­литв и кре­стов я ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции не вёл.
19 сен­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка и ста­ро­сту к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Алек­сей Успен­ский и ста­ро­ста Ва­си­лий Ши­ка­лов бы­ли рас­стре­ля­ны 21 сен­тяб­ря 1937 го­да.
При­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Игу­мен Да­мас­кин. «Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия». Тверь, Из­да­тель­ство «Бу­лат», т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *