Протоиерей димитрий юревич

Кумранские рукописи

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Фрагменты свитков Мёртвого моря на экспозиции в Археологическом музее в Аммане

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

п • о • р

Кумранские рукописи, или свитки Мёртвого моря, — название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана, в пещерах вади Мурабба‘ат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Масаде. Исследование рукописей подтвердило, что, по крайней мере, некоторые из них были написаны именно в Кумранской общине. Хранятся в т. н. Храме Книги в Иерусалиме.

Описание

По содержанию кумранские рукописи можно разделить на три группы: библейские тексты (около 29 % от общего количества рукописей), апокрифы и псевдоэпиграфы, а также литература кумранской общины.

Основной писчий материал — пергамент из козьей или овечьей кожи, изредка папирус, часть рукописей выполнена выдавливанием на листах меди; для последних, позже свёрнутых в свитки для упаковки в кувшины, пришлось сконструировать специальное устройство для разрезания на фрагменты, так как из-за неизбежной коррозии разворачивание свитка грозило его полным разрушением. Чернила — угольные (за единственным исключением апокрифа Книги Бытия).

Кумранские свитки написаны в основном на древнееврейском, частично — на арамейском; встречаются фрагменты греческих переводов библейских текстов. Иврит небиблейских текстов являлся литературным языком эпохи Второго Храма; некоторые фрагменты написаны на послебиблейском иврите. В основном применяется квадратный еврейский шрифт, прямой предшественник современного печатного шрифта.

Палеографические данные, внешние свидетельства, а также радиоуглеродный анализ позволяют датировать основной массив этих манускриптов периодом от 250 года до н. э. до 68 года н. э. (период позднего Второго Храма) и рассматривать их как остатки библиотеки Кумранской общины.

Язык кумранских рукописей

Огромную роль в изучении истории языка иврита играют тексты, созданные самими членами кумранской общины. Важнейшими из этой группы являются «Устав» (1QSa), «Благословения» (1QSb), «Гимны» (1QH), «Комментарий на Аввакума» (1QpHab), «Свиток Войны» (1QM) и «Храмовый свиток» (11QT). Язык «Медного Свитка» (3QTr) отличается от языка этих документов и может быть отнесён к разговорному языку того времени, предшественнику мишнаитского иврита.

Язык остальных документов, созданных членами общины, с одной стороны, по лексике проявляет близость к раннему библейскому ивриту. С другой стороны, черты, общие для позднего библейского иврита и мишнаитского иврита, отсутствуют в языке кумранских рукописей (кумранском иврите). На основании этого учёные предполагают, что члены кумранской общины в письменном и, возможно, устном языке сознательно избегали тенденций, характерных для разговорного языка того времени, таких как, например, усилившееся влияние арамейских диалектов. Чтобы оградить себя от внешнего мира, члены секты использовали терминологию, основанную на библейских выражениях, символизируя этим возврат к «чистой» религии поколения Исхода.

Таким образом, кумранский иврит не является переходным звеном между поздним библейским и мишнаитским ивритом, а представляет собой отдельную ветвь в развитии языка.

Публикация текстов

Документы, найденные в Кумране и в других областях, публикуются в серии «Discoveries in the Judaean Desert» (DJD), в настоящее время насчитывающей 40 томов, изданных с 1955 года издательством Oxford University Press. Первые 8 томов написаны на французском языке, остальные — на английском. Главными редакторами издания были Р. де Во (тома I—V), П. Бенуа (тома VI—VII), И. Штрунгель (том VIII) и Э. Тов (тома IX—XXXIX).

Публикации документов содержат следующие компоненты:

  • Общее введение, описывающее библиографические данные, физическое описание, включающее размеры фрагмента, материал, список особенностей, таких как ошибки и исправления, орфографию, морфологию, палеографию и датировку документа. Для библейских текстов также приводится список вариантных чтений.
  • Транскрипция текста. В квадратных скобках приводятся физически утраченные элементы — слова или буквы.
  • Перевод (для не-библейского произведения).
  • Примечания, касающиеся сложных или альтернативных чтений.
  • Фотографии фрагментов, иногда инфракрасные, обычно в масштабе 1:1.

XXXIX том серии содержит аннотированный список всех опубликованных ранее текстов. Некоторые документы были предварительно опубликованы в научных журналах, посвящённых библеистике.

В сентябре 2011 года Израильский музей в сотрудничестве с компанией Google оцифровали пять свитков — Храмовый свиток, Большой свиток пророка Исайи, свиток Устава Общины, свиток Войны, комментарий к книге пророка Аввакума — и выложили их в свободный доступ в Интернете.

В конце 2012 года было опубликовано около 5000 фото в высоком разрешении теми же Google и музеем Израиля. В настоящее время эти аннотированные фото фрагментов более чем 1200 рукописей доступны на сайте электронной библиотеки свитков Мёртвого моря под эгидой Управления древностей Израиля (сайт доступен на русском, иврите, английском и других языках).

В настоящее время все кумранские свитки опубликованы.

Таблица наиболее представленных книг

Ниже перечислены наиболее представленные книги Библии и апокрифы среди свитков Мертвого моря, по количеству найденных переводимых фрагментов:

Книга Количество находок
Псалмы 39
Книга Второзакония 33
Книга Еноха 25
Книга Бытия 24
Книга пророка Исаии 22
Книга Юбилеев 21
Книга Исхода 18
Книга Левит 17
Книга Чисел 11

Две из них, Книга Еноха и Книга Юбилеев, являются Апокрифическими книгами.

Значение для библеистики

В период между 1947 и 1956 годами в одиннадцати Кумранских пещерах было обнаружено более 190 библейских свитков. В основном это небольшие фрагменты книг Ветхого Завета (всех, кроме книг Эсфири и Неемии). Также найден один полный текст книги Исайи — 1QIsaa. Кроме библейских текстов, ценная информация содержится также в цитатах не-библейских текстов, например, пешарим.

С точки зрения своего текстуального статуса, библейские тексты, найденные в Кумране, принадлежат к следующим различным группам.

  • Тексты, написанные членами кумранской общины. Эти тексты отличаются особым орфографическим стилем, характерным добавлением многочисленных матрес лекционис, облегчающих чтение текста. Эти тексты составляют около 25 % библейских свитков.
  • Протомасоретские тексты. Эти тексты близки к современному масоретскому тексту и составляют около 45 % всех библейских текстов.
  • Прасамаритянские тексты. Эти тексты повторяют некоторые особенности Самаритянского Пятикнижия. По всей видимости, один из текстов этой группы стал основой для Самаритянского Пятикнижия. Эти тексты составляют 5 % библейских манускриптов.
  • Тексты, близкие к древнееврейскому источнику Септуагинты. Эти тексты обнаруживают тесное сходство с Септуагинтой, например, по расположению стихов. Однако тексты этой группы значительно отличаются друг от друга, не образуя такую близкую группу, как вышеуказанные группы. Такие свитки составляют 5 % кумранских библейских текстов.
  • Ветхозаветные Апокрифы палестинского происхождения (Апокрифические книги), как например Книга Еноха, Книга Юбилеев (Малое Бытие), Сирах на иврите, и Апокриф Моисея.
  • Остальные тексты, не имеющие сходства ни с одной из вышеперечисленных групп.

До кумранских находок анализ библейского текста был основан на средневековых манускриптах. Кумранские тексты значительно расширили наши познания о тексте Ветхого Завета периода Второго Храма.

  • Неизвестные ранее прочтения помогают лучше понять многие детали текста Ветхого Завета.
  • Текстуальное многообразие, отраженное в пяти описанных выше группах текстов, дает хорошее представление о множественности текстуальных традиций, существовавших в период Второго Храма.
  • Кумранские свитки предоставили ценную информацию о процессе текстуальной передачи Ветхого Завета в период Второго Храма.
  • Подтверждена надежность древних переводов, прежде всего, Септуагинты. Найденные свитки, принадлежащие к четвёртой группе текстов, подтверждают правильность ранее сделанных реконструкций древнееврейского оригинала Септуагинты.

Неизвестные свитки

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 июля 2013 года.

По всей видимости, ещё не все свитки Мёртвого моря попали в руки к учёным. В 2006 году, же после завершения публикации серии DJD, профессор Ханан Эшель представил научной общественности дотоле неизвестный кумранский свиток, содержащий фрагменты книги Левит. Свиток не был обнаружен при новых археологических раскопках, а случайно изъят полицией у араба-контрабандиста: ни он, ни полиция не подозревали об истинной ценности находки, пока приглашённый на экспертизу Эшель не установил его происхождение. Этот случай говорит о том, что существенная часть свитков Мёртвого моря может иметь хождение по рукам расхитителей и торговцев древностями, постепенно приходя в негодность.

Свитки Мёртвого моря и раннее христианство

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Основные статьи: Раннее христианство, Ессеи

Особый интерес вызывает связь между кумранскими рукописями и ранним христианством: оказалось, что созданные за несколько десятилетий до Рождества Христова свитки Мёртвого моря содержат многие христианские идеи (близящийся перелом истории и т. п.). Сама же кумранская община, возникшая за столетие до этого события, была похожа на монастырь в христианском понимании этого слова: строгий устав, совместные трапезы, публичное исповедание грехов, омовения крестильного типа, послушание по отношению к настоятелю (именуемому Праведным Учителем) и воздержание от половых контактов.

Выявление подделок в коллекции Музея Библии в Вашингтоне

Музей Библии (англ.)русск. в Вашингтоне приобрел в октябре 2017 фрагменты свитков рукописей Мёртвого моря, вывезенные из Национального музея Ирака (см. статьи «Контрабандный скандал (англ.)русск. Hobby Lobby (англ.)русск.» и «Археологические махинации в Ираке (англ.)русск.»). Свитки относились к историческому периоду до Рождества Христова. У специалистов Музея Библии возникли определённые сомнения в подлинности нескольких фрагментов, и они были направлены на экспертизу в Федеральный институт исследования и испытания материалов (нем.)русск., где после проведения рентгенограммы, химического анализа чернил и естественного осадка 16 фрагментов свитков пришли к выводу о том что 5 из фрагментов «обладают характеристиками, несовместимыми с древним происхождением». Главный куратор Музея Библии Джеффри Клоа в связи с этим отметил: «Хотя мы надеялись, что проверка даст другие результаты, мы видим в этом случае возможность разъяснить общественности важность проверки подлинности библейских артефактов, сложность процесса проведённой проверки и наше стремление сохранять прозрачность». После получения экспертного заключения, вероятные подделки были убраны музеем из экспозиции.

См. также

  • Большой псалмовый свиток Кумрана (нем.)русск. (нем.)
  • Библиотека Наг-Хаммади
  • Свинцовые кодексы Иордании
  • Кумран
  • Откровение Гавриила

Примечания

  1. ↑ Ускоритель элементарных частиц прояснил происхождение Свитков Мертвого моря
  2. ↑ Из пустыни в Интернет: свитки Мертвого моря доступны онлайн. Официальный блог Google Россия (26 сентября 2011). Проверено 20 июня 2018.
  3. ↑ Свитки Мертвого моря. Управление древностей Израиля. Проверено 20 июня 2018.
  4. ↑ Нудельман, Рафаил Эльевич. Загадки Кумрана // Библейская археология. Научный подход к тайнам тысячелетий. — Феникс, Неоглори, 2008. — 640 с. — ISBN 978-5-222-12851-0.
  5. ↑ Museum of the Bible Releases Research Findings on Fragments in Its Dead Sea Scrolls Collection // Museum of the Bible (англ.)русск., 22.10.2018
  6. ↑ Laughland O.. Museum of the Bible says five of its Dead Sea Scrolls fragments are forgeries, The Guardian (October 22, 2018). Проверено 23 октября 2018.
  7. ↑ Миклашевская А. Часть коллекции Музея Библии оказалась подделкой // Коммерсантъ, 23.10.2018
  8. ↑ Треть свитков Мёртвого моря из музея Библии в США оказались подделкой // Православие и мир, 23.10.2018

Литература

  • Амусин И. Д. Рукописи Мёртвого моря / Отв. ред. проф. С. И. Ковалёв. Академия наук СССР.. — М.: Издательство АН СССР, 1961 (1960). — 272 с. — 25 000 экз.
  • Амусин И. Д. Находки у Мёртвого моря. — М.: Наука, 1965. — 104 с. — 30 000 экз.
  • Амусин И. Д. Тексты Кумрана. Вып. 1 / Пер. с древнеевр. и арам., введ. и комм. И. Д. Амусина. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1971. — (Памятники письменности Востока. XXXIII, 1). (библ. с. 455—491)
  • Амусин И. Д. Кумранская община. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1983. — 328 с.
  • Рысев С. Е. Кумранские рукописи как источник по истории Палестины I в. н. э. // Stratum plus. — Кишинёв, 2003—2004. — № 4: Между певкинами и феннами. — С. 480—486. — ISSN 1608-9057.
  • Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. — 368 с. — (Orientalia). — 11 000 экз. — ISBN 5-85803-029-7.
  • Тов Э. Текстология Ветхого Завета. — М.: ББИ, 2003. — 460 с. — ISBN 5-89647-031-2.
  • Штоль Г. Пещера у Мёртвого моря / Генрих Александр Штоль / Сокр. пер. с нем. М. А. Туловой; Отв. ред. И. Д. Амусин; Академия наук СССР. — М.: Наука (ГРВЛ), 1965. — 272 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 73 000 экз. (в пер.)
  • Юревич Димитрий, свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мёртвого моря. — Спб.: Аксион эстин, 2004. — 254, с. — ISBN 5-902679-01-X.
  • Angel Sáenz-Badillos. A History of the Hebrew Language / Translated by John Elwolde. — Cambridge University Press, 1996. — 384 p. — ISBN 978-0-521-55634-7.

Ссылки

  • Нескучная, София. Ткань обличила сектантов. Газета.Ru (24 ноября 2011). Проверено 20 июня 2018.
  • Мёртвого моря свитки — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Кумранские рукописи и их значение. Я-Тора: еврейская Библия и мир. NADAV Foundation (2011). Проверено 20 июня 2018.
  • Находки в Иудейской пустыне. Пещеры Вади-Кумрана (WADI QUMRAN). apokrif.fullweb.ru. Проверено 20 июня 2018.

Тексты Кумранских рукописей

В Викитеке есть тексты по теме
Кумранские рукописи

  • Перевод многих кумранских рукописей на русский язык
  • Некоторые отсканированные кумранские свитки
  • Электронная библиотека свитков Мертвого моря (рус.) — Управление древностей Израиля
  • На Сайте Музея Израиля: (англ.) (иврит)
    • Оцифрованные свитки
    • Храмовый свиток
    • Свиток Исайи
    • Свиток войны
    • Комментарий на Аввакума
    • Устав общины
  • Амусин, И. Д. Кумранский Фрагмент Молитвы Вавилонского Царя Набонида
  • Амусин, И. Д. Кумранский комментарий на Осию (4QpHosb II) (недоступная ссылка)
  • Подробный список содержания всех 39 томов The Discoveries in the Judaean Desert.

Кумран  

Место в окрестностях Мертвого Моря, где найдены древнейшие библейские тексты, стало одним из культурных и исторических сокровищ Израиля и всего мира. Кумран интересен и профессиональным историкам, и любителям старины, интересующимся прошлым Израиля.

Местонахождение

Национальный парк Кумран располагается вблизи от кибуца Калия, на западном берегу Мертвого Моря. Комплекс находится в ущелье и вади среди высокого плато.

Чуть севернее Кумрана расположены руины древних поселений, которые известны как Хирбат-Кумран.

Поселение в Кумране

Этот исторический памятник относится к эллинистическому периоду. Поселение в Кумране возникло при правлении Иоанна Гиркана (134 – 104 гг. до н. э.). Сравнительно скоро, в 68 г. до. н. э. всё здесь разрушили римляне.

Позже, до 90 г. н. э. тут были квартиры римского гарнизона, а во время восстания, которым руководил Бар-Кохба, одна из баз повстанцев. Рукописи и артефакты (в основном монеты) однозначно и согласовано свидетельствуют о времени заселения Хирбат-Кумран.

Кумранские свитки

Главная причина известности Кумрана – найденные в одиннадцати пещерах свитки Мертвого Моря. Эти памятники древней литературы датируются временем от II в. до н. э. до I в.

Найдены они в 1947 г. по бедуином-пастухом. Как и многие другие удивительные открытия, это произошло случайно. После обнародования информации о находке за поиски взялись профессиональные археологи. В результате с 1947 по 1956 г.г. было найдено свыше 900 свитков. Степень их сохранности различна. Одни написаны на пергаменте, другие – на папирусе.

Община ессеев или центр ремесла?

Большинство ученых придерживается мысли, что в Кумране жили ессеи, сбежавшие из Иерусалима. Другая, менее популярная версия гласит, что это поселение – форт хасмонейского периода, который позже стал центром производства керамики.

Находки археологов

Комплекс археологических очень разнороден и интересен. Помимо свитков, особый интерес представляют остатки поселения периода Второго Храма. Они включают жилые дома, водосборную систему, печи, в которых обжигали керамику. Здесь найдена и система каналов и искусственных водоемов.

По хронологии выделяется и сравнительно новый комплекс построек в Кумране, они датируются 4 – 1 г.г. до н. э. К нему относят закрома, мельницы, мастерские, печи для металла и для выпечки хлеба.

Восточнее основного скопления построек находится большое кладбище. В ходе исследования выяснено, что большинство покоящихся тут – мужчины.

Вероятнее всего, о поселении забыли уже в эпоху Средневековья. Но, благодаря случаю, этот фрагмент исторического наследия сейчас доступен всем исследователям и любителям прошлого.

Информация

  • Иврит: קומראן
  • Адрес: около 1,5 км от северо-западного побережья Мёртвого моря, на Западном берегу, рядом с кибуцем Калия
  • Телефон: +972 2-994-2235
  • Сайт: igoogledisrael.com/2011/03/qumran-national-park-home-of-the-dead-sea-scrolls
  • Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BC%D1%80%D0%B0%D0%BD
  • Стоимость:взрослый: ₪21, детский: ₪ 9, пенсионеры: ₪11
  • Рабочие часы: апр.–сент.: е/дн. 8.00-17.00, окт.– март: 8.00-16.00; пт и праздники: 8:00 – 15:00.
  • Как доехать: по шоссе № 90, 20 км на юг от Иерихона.
  • Фотографии из инстаграмма:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *