Псалом 23 текст

Давид был крайне преданным Господу человеку. Он всегда уповал на Него и желал прославить своего Творца. Главным его желанием было — возвести дом Господу в Иерусалиме, но из-за греха прелюбодеяния Бог не позволил ему этого сделать. Все, что смог Давид — это перенести ковчег завета и записать несколько псалмов по этому поводу.

Псалом 23 — это одна из песней славы, которые Давид посвятил Богу во время перемещения ковчега завета в Иерусалим.

История написания

По своему содержанию и стилю написания песня 23 очень схожа с 14-ой, поэтому исследователи полагают, что написание двух этих текстов было приурочено к одному событию — перенесение Ковчега Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион. Слова псалма «Поднимите врата ваши» говорят о том, что песня звучала уже при приближении процессии с ковчегом к воротам Иерусалима.

Перенесение Ковчега Завета из дома Аваддара в израильскую скинию На заметку! В надписании указано «в первый день недели» — это означает, что евреи пели эту песню каждый первый день недели, субботу, а по современному исчислению в воскресенье, вспоминая перемещение величайшей ценности своего народа.

Толкование псалма

Псалом описывает величие Господа Творца, который создал и созидает землю. Толкуют песню обычно по стихам:

  1. Стихи 1-2: Давид описывает создание земли, уделяя внимание тому, что Господь утвердил ее и по Его слову она стоит. Описывается создание мира, что перекликается с первыми главами Бытия. Прослеживается связь созданного с Создателем, т.е. земля и все, что на ней пребывает — принадлежит Всевышнему. При этом указывается на твердость ее положения, несмотря на окружающие ее движимые стихии (воды).
  2. Стихи 4-5: описывается тот, кто достоин быть с Господом, кто заслужил это своей невинностью. До конца не понятно, кому именно подразумевает человека, который исполняет заветы Божьи и по закону считается праведником, или слова пророческие и говорят о Иисусе Христе — единственном праведном человеке.
  3. Стихи 6-7: автор побуждает людей быть готовыми к встрече с господом. В историческом контексте — это прибытие ковчега в Иерусалим, в духовном — встреча человека с Господом во время второго пришествия или после смерти.
  4. Стихи 8-10: Давид задает вопрос людям, кто есть их Бог? И сам отвечает на него — восхваляя дела Господа и Его заступничество за евреев в битвах и сражениях с врагами-язычниками.

Касательно места «Поднимите, врата, верхи ваши» стоит сказать, что это выражение сегодня достаточно непонятно, хотя в древние времена звучало вполне естественно — ворота в древних городах были очень низкими, с поднимающимся механизмом. Они делались такими во избежание нападения и для максимальной защиты города. Поэтому Давид восклицает и призывает жителей Иерусалима поднимать верха, т.е. ворота — ведь процессия была достаточно большой, а ковчег несли на плечах левиты. Чем была почтеннее персона, проходящая в ворота, тем выше они поднимались.

Важно! Давид призывает поднять ворота максимально высока, потому что Господь — это самая почитаемая и заслуживающая максимальной славы Личность.

Правила чтения

Псалом читают во время богослужений на церковнославянском языке:

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы. В тексте 23 псалма Давид перечисляет достоинства, которыми должен обладать человек, входящий в дом Господень

Дома прихожанин может изучать Псалтирь самостоятельно на русском языке:

1 Господня земля и что наполняет ее,

вселенная и все живущее в ней.

2 Ибо Он основал ее на морях,

и на реках утвердил ее.

3 Кто взойдет на гору Господню,

или кто станет на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,

кто не клялся душею своею напрасно

и не божился ложно (ближнему своему);

5 тот получит благословение от Господа

и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Таков род ищущих Его,

ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь, двери вечные,

и войдет Царь славы!

8 Кто сей Царь славы? —

Господь крепкий и сильный,

Господь, сильный в брани.

9 Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь, двери вечные,

и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? —

Господь сил,

Он — царь славы.

Следует сосредоточиться на тексте и приглушить свет — лучше всего зажечь свечу или лампаду у иконы Святой Троицы или Иисуса Христа. Читают текст вполголоса, без интонаций. Для лучшего понимания написанного, можно параллельно изучать толкования святых отцов на это место.

Совет! Произносить текст желательно во время особенного состояния сердца — когда оно хвалит и прославляет Господа за все, что Тот сделал жизни. Для этого можно заучить текст на память, чтобы читать его в любом месте.

Псалтирь. Псалом 23

Объяснение священной книги псалмов

протоиерей Григорий Разумовский

◄ Псалом 22Псалом 23Псалом 24 ►

Псалом 23

Кроме обычного надписания Псалом Давиду здесь есть добавление, состоящее из слов: единыя от суббот. По свидетельству всех ученых толковников Псалтири, этой последней прибавки в надписи псалма нет ни в еврейском подлиннике, ни в древних списках LXX переводчиков псалмов. А потому общее мнение св. отцов касательно этой надписи то, что она сделана одним из позднейших переписчиков, который видел в этом псалме упоминание о сотворении земли, которая создана в едину от суббот, или потому, что древние псалом этот обыкновенно пели в одну из суббот.

Пс.23:1 Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней.

В сем первом, равно как и последующих стихах сего псалма, пророк как бы опровергает тот предрассудок, или то ложное мнение иудеев, вследствие которого они думали, что Господь владычествует над одною только иудейскою землею, печется только о них одних, населяющих эту землю, что они, иудеи, суть единственное создание Божие, а прочие народы не принадлежат Богу, как происшедшие от иного начала или другим кем созданные. Не только Палестина или иудейская страна, как бы так говорит пророк, но и вся земля и все, что наполняет землю, все сотворено Господом и все принадлежит Ему: Господня земля, и исполнения ея. И не только земля, со всею полнотою ее, но и вся вселенная и все народы, живущие по вселенной – все Господне, все сотворено Господом и все подчинено Ему.

Пс.23:2 Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть.

Господь Бог не только есть Творец земли и вселенной, но Он же есть и Единственный Верховный Промыслитель всего Им сотворенного. Сотворив землю, Он окружил ее морями, так что она представляется как бы основанною на морях, хотя основанием для земли служит собственно всемогущее Слово, или повеление Божие, а не какое-либо вещественное основание. Кроме моря, Господь снабдил землю и другими источниками и вместилищами воды, каковы многочисленные реки, протекающие по земле. Так Он устроил земной шар, чтобы он удобен был для обитания людей, и для этого реки простер ниже уровня земли, а землю над реками, на реках уготовал ю есть.

Пс.23:3 Кто взыдет на гору Господню; или кто станет на месте святем Его?

Так как в последних стихах сего псалма заключается пророчество о вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, то и рассмотренные первые два стиха – о сотворении и устройстве земли и вселенной нужно относить к лицу Иисуса Христа. А потому и связь речи сего третьего стиха с изречениями первых двух стихов должна быть такова: если Господь Иисус Христос есть Творец всего и сделал землю удобной для обитания на ней людей, то какой путь ведет к Нему? Кто может, или кто удостоится, взойти на гору Его и стать на святом месте Его? Гору пророк именует здесь, конечно, не земную – Сионскую или какую иную, а ту небесную гору, о которой апостол Павел пишет в Послании к Евреям: «Приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» (Евр.12:22). Итак, кто же из людей взойдет на ту гору, путь на которую открыл людям Сам Господь Иисус Христос, и кто достоин пребывать в небесном Сионе? Ответ на этот вопрос заключается в следующем стихе:

Пс.23:4 Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему.

То есть тот взойдет на небесную гору Господню и удостоится пребывать во граде Бога живаго, кто, во-первых, живет так, что не делает ничего худого – неповинен рукама, и вместе с тем (во-вторых), не оскверняет сердца своего скверными помыслами и дурными желаниями, кто чист сердцем. Еще: тот достоин будет жить со Христом в небесном Иерусалиме, кто, непрестанно помня, что он «создан на дела благая» (Еф.2:10), избегает всего излишнего, бесполезного для духовной жизни, кто честно и добросовестно относится к ближним, не употребляя ложной клятвы и злонамеренной или хитросплетенной речи, – кто не напрасно заботится о душе своей и не клялся лукаво ближнему своему.

Пс.23:5 Сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога, Спаса своего.

Вот этот человек, который непорочностью дел и чистотою мыслей и желаний своих уготовал душу свою к достойному сожительству на небесах с Самим Господом и святыми ангелами Его, получит благословение и всякую милость от Господа Бога, Спаса своего. Ибо и Сам Он изрек, что только чистии сердцем узрят Бога, и им принадлежит вечное блаженство на небесах (Мф.5:8). И св. апостол учит, что только миром со всеми и святынею, очищением себя от всякой скверны плоти и духа можно достигнуть сего блаженства, т.е. Божественного лицезрения и сожительства со святыми на небесах (Евр.12:14; 2Кор.7:1). Но и при этом, как бы человек не усовершенствовался в добродетели и святыне, пусть не надеется на свою правду и святыню в ожидании вечных благ, но пусть ожидает такого воздаяния и благословения единственно от благости и милости Великого Бога, пред Которым наша правда – ничто.

Пс.23:6 Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.

То духовное состояние, по которому человек удостаивается сожительства с Господом и святыми Его на небесах, и о котором выше была речь, и может служить признаком людей, стремящихся к Богу, на святую гору Его, чтобы там узреть Господа лицом к лицу: сей род ищущих Его, ищущих лице Бога Иаковля; как и наоборот, род сынов века сего, людей, преданных суетной и мятежной жизни ничего так мало не ищет, как Бога, и ничего больше не страшится, как смерти, и если бы им предоставлено было на выбор, то пожелали бы лучше навсегда остаться в веке сем, нежели «разрешится и со Христом быти» (Флп.1:23). Они не знают Бога и не ищут Его, а если и знают и ищут, то кого-либо иного, а не Бога Иаковля.

Пс.23:7 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.

Исполненный пророческого духа, псалмопевец сначала вопрошает и затем отвечает на тот вопрос Кто взыдет на гору Господню? А в заключение псалма в том же духе пророчествует, что восхождением на Божественную гору, или, что то же, на небо, предупредит всех смертных Сам бессмертный Царь славы, как более всех достойный того, Сам Он внидет во врата вечная, хотя и в образе человека, но с пречистою Своею плотию и в прославленном естестве человеческом. Ангелы Божии, служившие на земле Сыну Божию в совершении Им великого дела спасения рода человеческого, в заключение этого дела сопровождают Господа Иисуса, торжественно вступающего на небо, как бы в некоторый храм, врата которого доселе были заключены грехами людей. При этом ангелами дается повеление небесным силам, чтобы отверзли врата небесные, а самим вратам повелевается, чтобы отверзлись, потому что еще не были отверсты для естества человеческого. Этот самый момент в вознесении Господа нашего на небо и изобразил пророк словами: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя: и внидет Царь славы, – причем ангелы небесные названы князьями, а врата горы Господней названы вратами вечными, как место обитания вечного Царя славы.

Пс.23:8–10 Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Небесные силы (князи), как бы изумленные таким необычайным событием, что видели истинного человека во плоти, восходящего на небо, превыше духов небесных, превыше ангелов и архангелов, и притом такого, которого называют Царем славы, решаются вопросить: кто есть сей Царь славы? – и на вопрос свой получают ответ, что это – Господь Крепкий, Всемогущий, Которому «покорены всяческия, яже на небеси и на земли» (1Кор.15:27), Который силен в брани и есть Победитель смерти и ада и самого князя тьмы. После такого ответа, услышав повторение прежнего повеления: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, они снова вопрошают: кто есть сей Царь славы? – и получают в ответ как бы еще более убедительное слово, что восходящий вечными вратами в небесный Иерусалим есть не только Сильный в брани и Победитель князя тьмы, но и Сам Господь воинств небесных, Господь сил (евр. «Саваоф»), Той есть Царь славы.

◄ Псалом 22Псалом 23Псалом 24 ►

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Поделиться ссылкой на выделенное

Псалом 23

Псалом № 23 (со Славой) слушать:

https://azbyka.ru/audio/audio1/Svjashhennoe_pisanie/psaltir_tsl_mohov/025.%20%D0%9F%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%2022.mp3

КАФИЗМА 3

Псалом 23 Псалом 23
Псалом Давиду, единыя от суббот Псалом Давида, в первый день недели.
1 Госпо́дня земля́, и исполне́ние ея́, вселе́нная и вси живу́щии на ней. 1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
2 Той на моря́х основа́л ю есть, и на река́х угото́вал ю есть. 2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.
3 Кто взы́дет на го́ру Госпо́дню? или́ кто ста́нет на ме́сте святе́м Его́? 3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Непови́нен рука́ма и чист се́рдцем, и́же не прия́т всу́е ду́шу свою, и не кля́тся ле́стию и́скреннему своему́. 4 Неповинный руками и чистый сердцем, кто не предал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему
5 Сей прии́мет благослове́ние от Го́спода, и ми́лостыню от Бо́га, Спа́са своего́. 5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Сей род и́щущих Го́спода, и́щущих лице́ Бо́га Иа́ковля. 6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
7 Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная, и вни́дет Царь сла́вы. 7 Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы.
8 Кто есть се́й Царь сла́вы? Госпо́дь кре́пок и си́лен, Госпо́дь си́лен в бра́ни. 8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
9 Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная, и вни́дет Царь сла́вы. 9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
10 Кто есть се́й Царь сла́вы? Госпо́дь сил, Той есть Царь сла́вы. 10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

Слава:

Поделиться:

  • СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА

  • Митрополит Тихон (Шевкунов)

    Проповедь епископа Тихона 15 апреля 2018 в храме святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

  • СЕГОДНЯ ПРАЗДНУЕМ

    12 января, суббота(30 декабря по ст.ст.) Суббота по Рождестве Христовом и пред Богоявлением. Свт. Макария, митр. Московского (1563). Мц. Анисии (285–305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Ап. от 70-ти Тимона (I). Мч. Филетера Никомидийского (311). Прп. Феодоры Кесарийской (VIII). Прп. Феодоры Цареградской (940). Мц. Марии Даниловой (1946).

  • Радио «ВЕРА» онлайн

    В эфире – только светлая музыка. Программы о Церковном календаре, толкование Евангелия, о семье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *