Псалом 25 текст

Толковая БиблияТолкование на Псалтирь

профессор Александр Павлович Лопухин

◄ Псалом 24Псалом 25Псалом 26 ►

Псалом 25

Давид по псалму представляется живущим около скинии, которую он мог посещать свободно, по своему усмотрению (Пс.25_6, 8); кругом его были враги лживые, коварные (Пс.25_4), и злонамеренные (Пс.25_5), жаждущие крови и злодейств (Пс.25_9, 10). Таким положение Давида могло быть только в начале восстания Авессалома до бегства его из Иерусалима, но не во время гонений от Саула, когда он не только беспрепятственно и открыто, как изображено в этом псалме, но и тайно не мог посещать скинии: за ним всюду следили и он находился в постоянном бегстве. Засвидетельствование Давидом в том псалме «своей непорочности» (Пс.25_1) пред Богом означает здесь не исповедание полной невинности пред Ним, а непричастности, незаслуженности и несправедливости тех обвинений, которые возводились Авессаломом и его сторонниками на него, как на несправедливого судью, кровожадного человека и дурного администратора.

Рассуди и исследуй мое дело, Господи, чтобы показать незаслуженность моих бедствий (1–2). Я надеюсь на Твою милость, так как никогда не был соучастником в делах людей нечестивых (3–5). Как невинный, я буду ходить к Твоему жертвеннику, чтобы воспеть хвалу Тебе и говорить о Твоих чудесах (6–8). Не погуби меня вместе с кровожадными и мздоимцами, так как я непорочен и поступаю правдиво (9–12).

Пс.25:1. Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.

«Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности» – назначь надо мною и врагами моими суд, чтобы пред всеми показать мою невиновность в тех преступлениях, которые они возводят на меня. – «Уповая на Господа, не поколеблюсь» – моя вера в Бога, как Судью праведного, является основанием моей уверенности, что я не буду уничтожен врагами.

Пс.25:2. Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,

«Расплавь внутренности мои и сердце» – суди и исследуй меня не только со стороны поступков, но мыслей и чувств.

Пс.25:4. не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;

Пс.25:5. возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;

«Злыми, коварными», «злонамеренными и нечестивыми» Давид называет своих врагов за приемы их действий по отношению к себе, когда они строили против него козни и распускали клевету. «Не сидел с нечестивыми» (см. Пс. 1:4).

Пс.25:6. буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,

Омовение рук служило внешним знаком невинности (см. Исх. 30:17–21).

Пс.25:8. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.

«Возлюбил я обитель дома Твоего». Давид отличался сильно развитой религиозностью, почему посещение богослужения и присутствие в скинии было для него не просто исполнением долга, но и делом личного влечения.

Пс.25:9. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,

Пс.25:10. у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.

Враги называются кровожадными и злодеями, так как они готовы были для низложения Давида прибегнуть к возмущению и кровавой с ним расправе. – «Правая рука полна мздоимства» – указание, что враги Давида действовали не бескорыстно, но брали взятки, т. е. были покупаемы или действовали из корыстных расчетов и честолюбия. Таких было много из приближенных к Давиду, и том числе и прежний его друг Ахитофел.

Пс.25:12. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.

«Моя нога стоит на прямом пути » – я прав пред моими врагами. – «В собраниях благословлю» – за милости, оказанные мне, за защиту буду воспевать Бога в песнях пред всеми людьми и во всех собраниях, разумеется религиозных.

◄ Псалом 24Псалом 25Псалом 26 ►

Поделиться ссылкой на выделенное

Толкование на Псалмы

епископ Палладий (Пьянков)

◄ Псалом 24Псалом 25Псалом 26 ►

Псалом Давиду. Бл. Феодорит думает, что псалом сей написал Давид, будучи гоним Саулом. Принужденный жить у иноплеменных и видя их нечестие, избегал их собраний и общественных пиршеств в честь демонов, что и выражает в сем псалме. Св. Афанасий видит верующего христианина, который отказывается участвовать в сонмище Иудеев, собравшихся на Господа и на Христа Его. Другие относят к плену Вавилонскому, и видят здесь мольбы пленных Иудеев о возвращении в отечество. По содержанию сей псалом сходен с 7-м.

1. Суди ми Господи, яко аз незлобою моею ходих. «Незлобою, – говорит св. Афан., – называет неучастие в злонамеренности и безрассудстве Иудеев». «Водясь простотою, говорит пророк, не причинив никакого зла Саулу, и так жестоко изгнанный, умоляю Тебя соделаться Судиею моего дела» (Бл. Феод.). И на Господа уповая, не изнемогу169. Т.е. «буду иметь твердую опору, на Тебя возложив надежду спасения» (Св. Афан.). С Евр.: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и уповая на Господа, не поколеблюсь».

2. Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое. Т.е. испытай душу, сердце мое; по св. Афан. – глубины души; по бл. Феод. – помыслы. Образ выражения взят с действий плавильщика, который пробует, испытывает достоинство металла, разжигая его и переплавляя чрез огонь. Так и Господь Бог испытывает человека в огне искушений. С Евр.: «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое».

3. Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей. Давид показывает причину, почему он так смело просит суда у Господа Бога, – потому что 1) уверен в милости Божией. Может быть, Давид здесь разумеет ту милость, по которой престол его должен стоять до века, и 2) потому что поступал по истине и тем благоугождал Богу истины. А что он действительно поступал по истине, это доказывает тем, что

4. а) Не седох с сонмом суетным170, т.е. когда жил у идолопоклонников, не участвовал в их нечестивых собраниях, в их злочестии и беззаконии (Бл. Феод.). По св. Афан. – «в сонме беззаконнейших правителей народа Иудейского»; б) и со законопреступными не вниду, т.е. не общался с людьми законопреступными, или нечестивыми. С Евр.: «Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду».

5. Возненавидех церковь лукавнующих. С Евр.: «Возненавидел я сборище злонамеренных»171. Церковь лукавнующих есть общество или собрание, по Феодориту, идолопоклонников или вообще нечестивых.

6. Умыю в неповинных руце мои и проч. С Евр.: «Буду омывать в невинности руки мои, и обходить жертвенник Твой, Господи». Омытие рук было предписано законом по разным причинам и в различных случаях: умывали руки, когда приступали к жертвоприношению, когда свидетельствовали о своей невинности в каком-либо преступлении и т.д. Т.е. я не буду участвовать с нечестивыми в их собраниях; напротив, вместе с чистыми людьми, омывши руки, буду приносить жертву Богу. По св. Афан., умыю в неповинных руце значит: «буду чист от скверных дел». Обыду жертвенник Твой, Господи, т.е. по очищении, по умовении рук, вместе с чистыми буду окружать Твой жертвенник. Под чистыми здесь разумеются, конечно, жрецы и певцы, которые окружали жертвенник во храме. См. Пс. 7:8.

7. Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Т.е. для того я желаю окружать с певцами «жертвенник Твой, Господи, дабы внимать ушами моими Твоим песнопениям и научить неведущих величию чудес Твоих» (Бл. Феод.). С Евр.: «Чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои».

8. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея. С Евр.: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей». «Домом Божиим, – говорит бл. Феод., – наименовал скинию; потому что Божест. храм еще не был построен». «Благолепие дома, – говорит св. Афан., – украшающиеся в Церкви благочестием. Желаю, говорит псалмопевец, видеть Божественный дом, в котором сияет благодать Твоя» (Сн. Пс. 26:4, 83:1.

9. Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. С мужи кровей, Симмах: с убийцами. Св. Афан. под нечестивыми разумеет Иудеев. С Евр.: «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными».

12. Нога моя ста на правоте. С Евр.: «Моя нога стоит на прямом (пути)». Т.е. пока жил с нечестивыми, я удалялся всякого порока и, утвердив ноги свои на правоте благочестия, стоял безопасно и твердо» (Бл. Феод.). В Церквах благословлю Тя, Господи. Бл. Феодорит в сих словах видит пророчество Давида о том, что его псалмы всегда будут петь или читать в Церквах христианских, и таким образом во всех Церквах по вселенной он будет песнословить и благословлять Господа, что и исполняется. «И на земле и на море великий Давид устами благочестивых песнословит Благодетеля Бога» (Бл. Феод.).

* * *

169

Не изнемогу. С Евр: не поколеблюсь; Симмах: – не пошатнусь; Август: «non movebor». У Калм.

170

Идолопоклонство и идолы в Св. Писании называются суетою. Втор. 32, 21; 1Цар. 12:21; 3Цар. 16:4; Иер. 17:2; 1Кор. 8, 4.

171

Злонамеренных в Еврейском: мереим, по Розенм., означает людей, коих главная забота вредить другим, и отселе извлекать свои выгоды.

◄ Псалом 24Псалом 25Псалом 26 ►

Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется… С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Поделиться ссылкой на выделенное

Псалом 25 — текст молитвы на русском, толкование, для чего читают

Псалтирь является одной из самых популярных библейских книг — вероятно, потому, что в ней можно найти множество полезных сюжетов. Каждому верующему случалось в жизни сталкиваться с несправедливостью. Как же относиться к ней тому, кто называет себя христианином? Этому можно научиться, если внимательно проанализировать Псалом 25. Библия показывает пример поведения во время преследований и нападок.


Текст 25 псалма

Псалом Давиду Псалом Давида.
1 Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу. 1 Рассуди меня, Господи, ибо я в беззлобии моём ходил, и, на Господа надеясь, не изнемогу.
2 Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое. 2 Проверь меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренность мою и сердце моё.
3 Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей. 3 Ибо милость Твоя – пред очами моими, и я благоугоден был Тебе в истине Твоей.
4 Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. 4 Я не сел в совете суеты и с законопреступными не пойду,
5 Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. 5 возненавидел я собрание злодействующих, и с нечестивыми не сяду.
6 Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи. 6 Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи,
7 Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. 7 чтобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих.
8 Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. 8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место обители славы Твоей.
9 Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. 9 Не погуби с нечестивыми душу мою и с кровожадными жизнь мою,
10 Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды. 10 у которых в руках – беззакония, десница их полна неправедной мзды.
11 Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. 11 Я же в беззлобии моём ходил, избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи. 12 Нога моя стала на прямом пути; в собраниях благословлю Тебя, Господи.


Авторство и толкование 25 псалма

Писателем данных строк, по мнению большинства святых отцов, явился Давид. Многие исследователи считают, что случилось это в то время, когда он еще не был царем. Талантливый иудейский отрок имел непростую судьбу. Сначала он нашел благоволение в глазах Саула, стал ему очень близок. Саул был первым царем Израиля, сотворил много полезных дел:

  • объединил иудейские народы;
  • создал независимое Израильское царство;
  • создал армию.

Но сквозь призму библейского повествования Саул предстает сложной личностью. Сперва он был Божьим помазанником, но затем отступил от воли Создателя и впал в немилость. Прекрасные отношения с юным Давидом были расстроены по вине Саула, который подозревал юношу в коварных стремлениях занять его престол. После нескольких покушений на свою жизнь, Давид бежал и стал скрываться.

Именно в этот период жизни и написан Псалом 25. Саул, пытаясь выследить беглеца и его друзей, распространял среди народа грязные слухи о своем враге, обвиняя того в многочисленных грехах. Невиновность важна, ведь только она дает человеку уверенность во время несправедливых нападок. Но сама по себе не является гарантией спокойной жизни. Именно поэтому Давид часто называется прообразом Христа — сколько Он перенес несправедливых обвинений и даже отдал жизнь за наши грехи!

  • Автор в этой библейской главе подвергает собственную душу испытанию и находит совесть чистой:
  • Давид пребывает в постоянной связи с Богом, он испытывает глубокую ненависть к грешникам и самому греху.
  • Праведник искренне любит Создателя, он думает о том, как исполнить Его волю.

Упование на милость Бога основано на том, что Давид жил, проявляя терпение, не воздавая злом за зло, хотя неоднократно имел возможность отомстить Саулу и даже убить его. Человек, который знает за собой грехи, не стал бы просить Господа судить его.


Слушать 25 псалом

Богословский разбор

Чтобы глубже понять текст, верующим рекомендуется читать толкования на Псалом 25, написанные опытными духовниками. Например, подробно разбирает каждую строку Евфимий Зигабен. Неопытным в чтении Библии лучше поначалу опираться на исследования святых отцов.

1-5 стихи

Духовное состояние гонимого Давида можно ясно увидеть во второй строке, где он просит Бога исследовать его сердце и разум (в славянском переводе — почки и сердце). Это должно показать Творцу, что в самой глубине существования даже мысли не зародилось о том, чтобы занять трон Саула или причинить ему какой-либо урон. Такое поведение объясняется тем, что праведник ощущает заботу и расположение Господа по отношению к себе. Поэтому он должен подражать Ему и в собственной жизни.

Источник своей безгрешной жизни автор видит не в себе. Он приписывает все достоинства одному лишь Создателю. Каждое действие, совершаемое на протяжении дня, человек должен обдумать с позиций грядущей вечности. Не расстроит ли он этим Творца, не нарушит ли какую-либо заповедь? Современному человеку кажется непонятным, что даже сидеть за одним столом с неправедными людьми считалось плохим поступком. Об этом можно судить по 5 строке.

Давид был предан также и своему царю, не общался с его недоброжелателями. Он выражает твердое желание и впредь находиться в чистоте. Опасным может быть общение не только с отъявленными злодеями. Проводить время с бездельниками также недостойное занятие. Ведь праздность может послужить источником опасного греха.

Каждому время от времени приходится общаться с недобрыми людьми. Благочестивые христиане не должны продолжать с ними видеться, иметь совместные дела, тем более дружить. Ведь если положительное окружение приносит пользу, так и плохое способно причинить вред.

6-12 стихи

Псалом 25 на русском языке довольно сильно отличается от славянского текста. Для полноценного изучения следует внимательно прочесть оба варианта, сравнить их. Перед тем, как просмотреть построчный перевод, следует помолиться Христу, чтобы Он открыл разум для усвоения послания, которые Дух Святой вложил в строки.

Исполнять повеления Бога могут не только истинно верующие люди, но и лицемеры. Разница в том, что первые получают от этого настоящую духовную радость, а вторые надеются лишь откупиться от грозного Владыки. Но Давид был не таков.

  • Он относился с полной серьезностью ко всему, что завещал Господь. Имел твердое намерение исполнять Его волю («омывал руки в невинности»).
  • В псалме мы видим пример из повседневных обрядов священнослужителей древности. Они перед входом в алтарь совершали омовение рук. Даже не будучи духовным лицом, каждому подобает очистить свою совесть покаянием.

Давид, являясь высокопоставленным человеком, не считал для себя зазорным исполнять надлежащие обряды вместе с простыми людьми. У евреев было принято обходить жертвенник, на котором горела туша забитого животного. Очевидно, что на это требовалось время. Не забывал праведник и возносить хвалу. Обязанность каждого верующего — благодарить и славить милосердного Спасителя.

Дом Божий

Скиния, которую посещал Давид, была прообразом христианских храмов. Сегодня верующие повсеместно посещают молитвенные дома, церкви. Великое благолепие можно увидеть в здании, предназначенном для Господа. Священники одеты в пышные облачения, стены украшены иконами, во время службы звучит торжественное пение. Все это сделано с единственной целью — достойно прославить Творца.

Давид любил посещать место присутствия Господа, и скорбел, когда был лишен такой возможности. Поэтому современные христиане должны с усердием посещать богослужения, не пренебрегать этой своей священной обязанностью.

Самообманом занимаются те, кто считает, что молиться можно и дома. Можно, только разница будет ощутимой. Единодушное вознесение просьбы или хвалы не сравнится с частным прошением в привычной бытовой обстановке. Об этом говорили еще святые отцы древности, эту же мысль пытается донести до нас и Давид.

Для чего читают 25 псалом

Для чего христиане читают псалмы? Каждый верующий находит удовольствие в изучении Священного Писания. Но имеет оно и другие цели:

  • Духовное возрастание верующего.
  • Постоянно пребывая в общении с Богом, человек получает дары Духа Святого — веру, воздержание, радость и любовь.
  • Обучение упованию на Господа, невзирая на свои прегрешения.

Псалтирь составлялась для того, чтобы верующие могли находить в ней утешение в любых жизненных ситуациях. Святые строки помогут покаяться, отблагодарить Творца за милости. Псалом Давида 25 показывает христианам пример того, как им следует наставлять себя и окружающих. Пророк становится образцом для подражания. Только имея чистую душу, человек может уповать на милость Господа.

Даже находясь в сложных обстоятельствах, христиане могут утешаться тем, что старались соответствовать Его заповедям. Читайте текст на русском и церковнославянском языках, назидайтесь и получайте Божье благословение!

Отличная статья 0

  1. Главная
  2. /
  3. Молитвы
  4. /
  5. Псалом 25 — текст…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *