Псалтырь о здравии

Содержание

Сайт создан по благословению настоятеля храма Преображения Господня на Песках протоиерея Александра Турикова

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», — говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.
Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.
Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:
«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».
Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.
Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».
Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».
Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.
Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».
Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи помилуй (12 раз)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)
Господи, помилуй. (3 раза)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
И далее читаются следующие псалмы.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.
Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

И в конце всего молитвословия:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
См. тж.: О чтении Псалтири по усопшим

Как правильно читать о упокоении 17-ю кафизму

Псалтирь

Псалтирь пророка и царя Давида на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский язык

Псалтирь в русском переводе П. Юнгерова

Молитвенное правило преп. Амвросия Оптинского

Молитвы, читаемые в опасности

Молитвы в духовной брани
Молитвы, читаемые от уныния

Молитвенное правило о потерянной вещи
Псалом 50 с толкованием

Главная Святые Молитва в псалтыри после славы

Советуем ознакомиться молитва в псалтыри после славы с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитвы, которые читаются на 1-й, 2-й «Славах» и на 3-й «Славе» (перед молитвами по окончании кафисмы )

1-я и 2-я Славы при обычном чтении Псалтири:

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Аллиулу=иа, аллилу=иа, аллилу=иа, сла=ва Тебе=, Бо=же. (Трижды с поклонами)

Го=споди, поми=луй. (Трижды)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

1-я Слава при чтении Псалтири с поминовением живых и усопших:

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Аллиулу=иа, аллилу=иа, аллилу=иа, сла=ва Тебе=, Бо=же. (Трижды с поклонами)

Го=споди, поми=луй. (Трижды)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Спаси=, Го=споди, и поми=луй отца моего духо=вного (имя), родителей моих (имя), сро=дников (имена), начальников, наставников, благоде=телей (имена) и всех правосла=вных хри=стиан.

Го=споди, поми=луй. (Трижды)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

2-я Слава при чтении Псалтири с поминовением живых и усопших:

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Аллиулу=иа, аллилу=иа, аллилу=иа, сла=ва Тебе=, Бо=же. (Трижды с поклонами)

Го=споди, поми=луй. (Трижды)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Упоко=й, Го=споди, ду=ши усо=пших раб Твои=х: отца моего, сро=дников, благоде=телей (имена) и всех правосла=вных хри=стиан, и прости= им вся согреше=ния во=льная и нево=льная, и да=руй им Ца=рствие Небе=сное.

Го=споди, поми=луй. (Трижды)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

1-я и 2-я Славы при чтении Псалтири по усопшему:

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Аллиулу=иа, аллилу=иа, аллилу=иа, сла=ва Тебе=, Бо=же. (Трижды с поклонами)

Го=споди, поми=луй. (Трижды)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Поко=й, Го=споди, ду=шу усо=пшаго раба Твоего= (усо=пшия рабы Твоея=) (поклон), и ели=ка в житии= сем, я=ко человек, согреши=, Ты же, я=ко Человеколю=бец Бог, прости= его (ю) и поми=луй (поклон), ве=чныя му=ки изба=ви (поклон), Небе=сному Ца=рствию прича=стника (прича=стницу) учини= (поклон) и душа=м на=шим поле=зное сотвори= (поклон).

Го=споди, поми=луй. (Трижды)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

По кафисме (3-я Слава): при обычном чтении Псалтири и чтении Псалтири с поминовением живых и усопших

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Аллиулу=иа, аллилу=иа, аллилу=иа, сла=ва Тебе=, Бо=же. (Трижды с поклонами)

Святы=й Бо=же, Святы=й Кре=пкий, Святы=й Безсме=ртный, поми=луй нас. (Трижды с крестным знамением и поясным поклоном)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Пресвята=я Тро=ице, поми=луй нас; Го=споди, очи=сти грехи= на=ша; Влады=ко, прости= беззако=ния на=ша; Святы=й, посети= и исцели= не=мощи на=ша, и=мене Твоего= ра=ди.

Го=споди, поми=луй. (Трижды)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

О=тче наш, И=же еси= на небесе=х! Да святи=тся и=мя Твое=, да прии=дет Ца=рствие Твое=, да бу=дет во=ля Твоя=, я=ко на небеси= и на земли=. Хлеб наш насу=щный даждь нам днесь; и оста=ви нам до=лги на=ша, я=коже и мы оставля=ем должнико=м на=шим; и не введи= нас во искуше=ние, но изба=ви нас от лука=ваго.

По кафисме (3-я Слава): при чтении Псалтири по усопшему:

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Аллиулу=иа, аллилу=иа, аллилу=иа, сла=ва Тебе=, Бо=же. (Трижды с поклонами)

Святы=й Бо=же, Святы=й Кре=пкий, Святы=й Безсме=ртный, поми=луй нас. (Трижды с крестным знамением и поясным поклоном)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

Пресвята=я Тро=ице, поми=луй нас; Го=споди, очи=сти грехи= на=ша; Влады=ко, прости= беззако=ния на=ша; Святы=й, посети= и исцели= не=мощи на=ша, и=мене Твоего= ра=ди.

Го=споди, поми=луй. (Трижды)

Сла=ва Отцу= и Сы=ну и Свято=му Ду=ху, и ны=не и при=сно и во ве=ки веко=в. Ами=нь.

О=тче наш, И=же еси= на небесе=х! Да святи=тся и=мя Твое=, да прии=дет Ца=рствие Твое=, да бу=дет во=ля Твоя=, я=ко на небеси= и на земли=. Хлеб наш насу=щный даждь нам днесь; и оста=ви нам до=лги на=ша, я=коже и мы оставля=ем должнико=м на=шим; и не введи= нас во искуше=ние, но изба=ви нас от лука=ваго.

Поко=й, Го=споди, ду=шу усо=пшаго раба Твоего= (усо=пшия рабы Твоея=) (поклон), и ели=ка в житии= сем, я=ко человек, согреши=, Ты же, я=ко Человеколю=бец Бог, прости= его (ю) и поми=луй (поклон), ве=чныя му=ки изба=ви (поклон), Небе=сному Ца=рствию прича=стника (прича=стницу) учини= (поклон) и душа=м на=шим поле=зное сотвори= (поклон).

Порядок чтения Псалтири

Богослужебный устав чтения Псалтири оговорен в 17 главе Типикона. Вообще православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы являются ядром, основанием службы. Из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором не используются псалмы, практически во всех последованиях Требника используются тексты из Псалтири.

Наряду с чтением кафизм на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах в богослужениях используются отдельно псалмы (например Часы в основе своей имеют три псалма) и стихи из них (прокимны, запевы к стихирам).

За неделю в храмах Псалтирь обязательно прочитывается 1 раз полностью, в период Великого Поста давжды в неделю.

Для мирян Псалтирь стала незаменимой книгой в домашней молитве. Здесь нет особых указаний, как следовало бы читать Псалтирь дома, но общие правила схожи с богослужебными. Псалтирь читают с молитвами о здравии, о упокоении усопших, особо в периоды постов.

Устав чтения Псалтири на православном богослужении

Период когда на Утрене читается по две кафизмы

Период:

  • От Недели Антипасхи до отдания Воздвижения
  • От 20 декабря до 14 января по церковному календарю
  • В мясопустную и сырную седмицы

В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы (“Блажен муж”).

Период когда на Утрене читается по три кафизмы

Период:

  • От отдания Воздвижения до 20 декабря(ст.ст.)
  • От 15 января(ст.ст.) до субботы перед Неделей о блуном сыне

Примечание: В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы (“Блажен муж”). На Утрене читается 2 кафизмы, а третья рядовая – на Вечерне, вместо 18-й.

В период Великого Поста

Примечание: Если на воскресной Утрене поется полиелей, то чтение 17-й кафизмы отменяется, читаются только 2-я и 3-я.

если в четверг – Благовещение,

тогда Великий Канон

читается во вторник

Рекомендации по келейному (домашнему) чтению Псалтири

Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.

Aминь. Царю́ Небе́сный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)

Господи помилуй (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

(здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения)

и ныне и присно и во веки веков. Аминь

После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды).

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.

Молитвы о здравии и упокоении на Славах

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)

В воскресенье – Пс. 23

В понедельник – Пс. 47

В пятницу – Пс. 92

В субботу – Пс. 91

Чтение псалтири на всякую потребу

Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании “0 Герон Паисиос” иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

Предметный указатель псалмов

Сельское хозяйство: 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

Животные враждебные: 63, 123, 147.

Здоровье телесное: 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

Здоровье душевное: 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

Здоровье женщины: 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

Законы и правительство: 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

От нечистых духов: 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

Мир и война: 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

Мир в семье и между друзьями: 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

Общественные вопросы: 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

Духовные вопросы: 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

Путешествия: 28, 29, 31, 92, 135, 150.

Работа: 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

Благодарственные и хвалебные: 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

Прославляющие Бога: 8, 17, 92, 102, 103.

Назидательные: 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

Изливающие скорбь: 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

Выражающие надежду на Бога: 53, 85, 90, 111, 120.

С просьбой о защите и помощи: 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

Выражающие радость: 32, 83, 114.

Псалмы на всякую потребу, по советам и наставлениям святых отцов

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

Псалмы, употребляемые на богослужениях

Утреня: Начало: 19, 20. Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: 50. Хвалительные псалмы: 148, 149, 150.

Часы: Первый: 5, 89, 100. Третий: 16, 24, 50. Шестой: 53, 54, 90. Девятый: 83, 84, 85.

Вечерня: Предначинательный: 103. “Блажен муж”: 1. На “Господи, воззвах”: 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: 33 (только Великим постом).

Молебны: о болящем: 70, благодарственный: 117, Новый год: 64, путешествующим: 120, просительный молебен: 142.

Чтение Псалтири по усопшим

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых – так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый – это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине – например, до 40-го дня. Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших – таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона – “Достойно есть..” и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

“При чтении Псалтири при гробе усопшего, – пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании “О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви”, – нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой “Славы:”, и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: “Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего”, причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой”.

Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй “Славе:” кафизмы, читается молитва “Помяни, Господи Боже наш. “, а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

Последование при чтении Псалтири по усопшим

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды);

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)

(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Молитва приближает человека и Богу. Это известный факт. Она придаёт силы и вселяет надежду всякому просящему. Читать можно как за живых, так и за усопших. Круглосуточное чтение укрепляет силу и волю человека, изгоняет бесов и даёт Божье благословение. Подробнее о том, что это такое псалтырь о здравии, и неусыпающий псалтырь, как его правильно читать и другую интересную информацию Вы сможете найти в нашей статье.

Неусыпающий псалтырь

Этот сборник молитв характерен не только тем, что читается без перерыва, но и тем, что при его изложении служители церкви могут сидеть. Он состоит из определённых разделов (“кафизмы” – читать сидя), которые отдельно исполняются во здравие, за упокой и на каждый день. Также его можно читать самостоятельно дома. Этот обряд не только укрепляет дух молящегося, но и открывает его душу Господу, так как говорит с ним неустанно и с великой верою.

Неусыпаемая псалтырь, особенности

Монахи, которым дано право читать эти псалмы, имеют свыше особенную благодать – вымаливать прощения за грехи мирских людей. Для них молитва – это проповедь, благая весть, которая приближает их к Богу. И здесь, на Земле, они находятся в обличии ангелов. Их сила очень велика, иначе просьбы не дойдут до Всевышнего, а значит, помощь в спасении души не будет оказана. А допустить такого они не могут.

Особенностью таких молитв является тот факт, что в то время, когда монахи молятся за человека, большая сила ограждает его от злых демонов и помогает в борьбе с греховными страстями. Читаются они днями и ночами, а служители просто сменяют друг друга по истечению определённого времени.

Издавна это произведение исполнялось во многих монастырях. И заказать его чтение считалось щедрой милостыней, которая помогает во здравии и спасает душу на небесах. Любому монастырю необходимо иметь такой чин, так как это его непосредственная поддержка. Большая польза от этого обряда будет не только тому, за кого заказали, но и:

  • лично вам, потому как это великое и милосердное дело;
  • монастырю, так как это его главная поддержка;
  • монахам, ведь они принимают участие в этом чине;
  • собственным примером вы можете вдохновить других людей;
  • увидев непременный и ожидаемый результат, ваша вера укрепится и станет сильнее.

Очень хорошо заказывать чтение и лично за себя, тогда незримая поддержка чувствуется во всём. Как не удивительно, что есть и вечное чтение. И, поверьте, потраченные деньги будут этого стоить. Также можно проводить это действо и самому.

Как правильно читать псалтырь

Чтение этого произведения – великая традиция, которая строится на определённых правилах, соблюдать которые нужно неукоснительно. Молиться по этой книге люди начали издавна. Ещё у древних монахов было принято читать в уме, а монастырь принимали только тех, кто знал её наизусть.

В православии и до сегодняшнего дня существует обычай читать писание по соглашению.

  • Группа верующих отдельно дуг от друга читает его полностью за одни лишь сутки. Также каждый из них читает одну, данную ему кафизму, дома, поминая имена тех, кто проводит обряд вместе с ним. Всё это выполняется чётко и по соглашению.
  • На второй день снова прочитывается книга целиком, но каждый из верующих уже исполняет следующую кафизму. Если кто-то из собравшихся не смог в какой-либо из этих дней прочесть данный ему раздел, он читает её в завтрашний день, при этом не забывая, что далее идут следующие положенные для исполнения молитвы.
  • Вся книга прочитывается не менее сорока раз, особенно если исполнение происходит перед Великим постом. Одному человеку сделать это не по силам, поэтому, как правило, выполняет это действо определённая группа верующих людей.

Как читать псалтырь дома

Читать данную книгу можно и в домашних условиях, но для этого нужно строго придерживаться советов для тех, кто только делает первые шаги в этом нелёгком, но таком нужном деле:

  • для чтения нужно приготовить горящую лампадку или свечу. Молиться без церковного огня можно только в дороге;
  • читать необходимо только вслух (вполголоса или тихо), чтоб и разум, и слух понимали молитву, “проживали” её;
  • следует обратить особое внимание на расстановку ударений и правильное чтение в целом, нужно осознавать значение каждого прочитанного слова. Помните, что ошибка может изменить смысл как одного слова, так и всей фразы, а значит, всё исполненное не просто не будет иметь значение, но и станет большим грехом;
  • исполнять псалмы можно сидя (“кафизма”). Вставать же нужно при прочтении первоначальных и заключительных песен, а также на словах “Слава”;
  • молитвы произносить монотонно, без особого выражения и страсти, немного распевая, потому как Всевышнему неприятны греховные ваши чувства. Чтение с театральным тактом говорит о том, что в душе человека, говорящего слова, поселились демоны и заполонили его разум и сердце;
  • не стоит также унывать при чтении или смущаться в том случае, если читаемый раздел не особо понятен. Касаемо исполнение псалмов бытует такое утверждение: “Ты не понимаешь – бесы понимают”. Поэтому не переживайте, если чего-то в написанном до конца не понимаете – всё придёт со временем. Духовное развитие постепенно будет открывать и смысл церковного произведения.

Теперь зная, как правильно читать псалтырь дома, каждый, кто верует и хочет помочь другому, сможет это сделать. Ведь вера человека только тогда сильна, когда его дух и воля не сломлены, когда разум и сердце – это одно целое, а душа устремлена к вечному.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь. Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

Неусыпаемая псалтырь о здравии, что это такое

Жизнь и здоровье для любого человека – это самое главное, без него ничего не имеет смысла. И когда наших близких подстерегает страшный недуг, подстерегают житейские напасти, также можно читать псалмы “О здравии”. Их заказывают в монастырях, и тогда монахи неустанно в течение определенного времени молятся, чтобы Господь даровал родному человеку свою благодать и помог побороть уныние.

Как читать псалтырь о здравии дома

Также помочь близкому человеку можно и дома. Читая молитвы самостоятельно и придерживаясь вышеизложенных правил, каждый из нас может обратиться к Богу, точно зная, что его услышат. Для этого нужно иметь чистые помыслы и непоколебимую веру.

Человек всегда уповает на милость Божью, потому что понимает, что самостоятельно ему тяжело будет бороться с различными хворями и напастями. И каждый раз, когда в жизни случаются беды, мы обращаемся к Господу, как к последней “инстанции”, где услышат, узреют, поймут и помогут…

Неусыпаемая псалтырь, чтобы снять с человека порчу

Иногда случается, что человек с виду здоров и разумен, но его что-то тяготит и не даёт нормально жить. И когда никакие “земные” методы не помогают, он идёт в храм, понимая, что управляет ним “нечистая сила”, которая может со временем захватить его тело и душу полностью.

Чтение именно этого писания лучше всего снимает порчу, ведь главная его цель – усмирить и подарить покой, изгоняя демонов, которые полонили разум и сердце.

Неусыпаемая псалтырь снимает порчи различных видов. А это очень серьёзная проблема, в которую многие не верят, а зря. Помыслы человека материальны и, единожды подумав греховно, можно навести на себя огромную мощь демонов.Их сила очень велика, и справиться с ними в одиночку, как правило, практически невозможно. И это, к сожалению, может привести к плачевным последствиям.

Здесь помощь в чтении молитв не просто необходима, а является единственным способ помочь страдающему.

Псалтырь по усопшим до 40 дней

В православной истории существует традиция читать молитвы над телом умершего до его погребения и потом по одной кафизме после обряда.

  • Читать должны только родственники, делая это по возможности стоя и беспрерывно до самого процесса погребения в течение нескольких суток. Замолкать можно только в те моменты, когда над гробом усопшего читается панихида.
  • Если же собраться вместе над телом умершего родственники не могут, то тогда можно разделить время и читать каждому в свое и у себя дома.
  • Далее после самого обряда родные продолжают читать писание на протяжении 40 дней, пока душа ушедшего не покинет земную обитель и не отправится на небеса.

Так они помогают ей избавиться от грехов, совершённых при жизни и обрести вечный покой в раю, став ангелом.

Псалтырь по усопшим

Самым распространённым церковным обрядом является чтение молитв по усопшим. Одна из таких молитв – “Сорокоуст”. Её часто заказывают в монастырях на даты поминовения. Тогда священнослужители в течении сорока дней (а значит и сорок раз) упоминают в чтении имя человека, за которого молятся.

Считается, что так отпускаются все прегрешения и наступает Божья благодать. Чтобы данная молитва была ещё сильнее, нужно заказать её в нескольких храмах одновременно.

Псалтырь об упокоении очень важен для каждого, кто пережил в жизни огромную трагедию и потерял родного человека. Понимая, что боль не унять и здесь, на земле, ничем уже нельзя помочь своему близкому, прибегают к милости Бога, который теперь сопровождает его там, на небесах.

Псалтырь Богородицы

Эти молитвы читаются о здравии своём, близкого или даже малознакомого человека перед ликом Девы Марии в храме, при этом на алтарь ставится свеча, огонь которой выражает искренность помыслов и любовь к Богу.

Псалтырь Божьей Матери – очень сильное писание. Его читают, прося здоровья и благодати, так как Пречистая исполняет волю Господа и находится к нему ближе всех святых.

Валаамский псалтырь

Ещё одним достаточно интересным чтением молитв является их исполнение хором братии Валаамского монастыря. Монахи (а среди них только мужчины) молятся неустанно и благодатно. Их песни не только значимы, но и очень красивы. В православии этот хор является поистине шедевром церковной культуры.

Молитва вечна… Именно поэтому неусыпаемая псалтырь имеет такое большое значение для каждого, кто уверовал Господа в своём сердце. Это “незримая рука”, которая ведёт по жизни, не давая упасть, помогает и оберегает, даря великое чудо – веру.

Господь всегда с Вами!

Неусыпающий Псалтырь

Неусыпающий Псалтырь о здравии — помощь Господа Иисуса Христа

рекомендуем к прочтению

  1. Акафист Божией Матери Умягчению злых сердец
  2. Молебен о семье
  3. Молебен Петру и Февронии Муромским

Человек верующий молится перед важными делами, прося Божьего благословения. Особенно необходимо это при делах важных, таких, как приобретение или продажа квартиры, автомобиля, дорогих вещей; в опасности, в унынии, при необходимости просить у Бога о чем-то.

Молитва на все случаи — Псалтирь

рекомендуем к прочтению

  1. Акафист Животворящему Кресту
  2. Акафист Семистрельной Божией Матери
  3. Акафист Иисусу Сладчайшему

Известно, что «кто верит в случай — не верит в Бога». Жизнь нашу ведет Господня воля, Бог нас оберегает или вразумляет. Господа Иисуса Христа, Матерь Божию и святителя Николая Чудотворца, покровителя всех молящихся к нему, сотворившего многие чудеса, просят о безопасности во всем. Ведь и злые духи не дремлют: человек, не защищенный Крещением и молитвой, совершающий грехи, не посещающий храм — легкая добыча для бесовских воздействий. Об этом свидетельствует, например, такой известный святой нашего времени, как старец Паисий Святогорец, живший на Святой Горе Афон и прославившийся чудесами для людей всего мира.

Не забывайте об утренних и вечерних молитвах, которые Церковь рекомендует читать ежедневно и которые есть в каждом молитвослове. Молитва — не гарантия прибыли, но обращение к Богу и обещание Ему делать все возможное и по вашим силам.

Важной ежедневной молитвой может стать чтение Псалтири. Также ее чтение можно заказать за пожертвование в монастыре.

Псалтырь — книга Библии

Псалтырь – это сборник древних молитв и стихов, составленный царем и пророком Давидом. Исследователи также говорят, что часть псалмов принадлежит царю Соломону и даже неизвестным авторам. Есть традиция читать псалмы по различным поводам, и есть список псалмов, читаемых по тому или или иному случаю. Они невелики, есть переводы псалмов на русский язык, поэтому их легко читать дома.

Псалмы читают и в храме во время богослужения. Читают псалмы во время богослужения часов (вечером и утром), в составе кафизм — это части, на которые условно поделена Псалтирь.

Неусыпающая Псалтирь монастыря — как заказать

В некоторых монастырях читают неусыпающую псалтирь. Это значит непрерывное чтение Псалтири с поминанием имен людей, которые подали записки «на псалтирь». Так монахи постоянно молятся о нуждах всех людей и особо — о подавших «на псалтирь».

Особенно часто просят читать Псалтырь о здравии – то есть о здоровье и нуждах своём, семьи, близких и друзей.

Читают и Псалтирь за упокой, о недавно умершем (новопреставленном), в поминание.
Нужно подать записку в лавке монастыря с перечислениям имен крещеных людей, которых вы просите помянуть. Имена пишутся в родительном падеже.

Как читать кафизмы Псалтыри самостоятельно

Во время богослужебной монастырской Псалтыри она целиком прочитывается за неделю. Псалтирь делится на 20 кафизм, а они делятся на 2-4 «славы» или «статьи» (то есть 6-9 псалмов, затем читается небольшая молитва, начинающаяся со слов «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.»)
Не стоит, читая Псалтирь подряд, пропускать и особые молитвы между кафизмами. Также, читая небольшую молитву «славы», перечисляют самостоятельно тех, о ком хочется помолиться — живых и усопших.
Специальные молитвы перед Псалтырью обычно указаны в ее издании, а можно просто перед чтением Псалтири настроится на молитвы с помощью слов молитвы Господней «Отче наш».

Псалтырь о здравии

Есть особые псалмы, которые принято читать при болезни — в них описывается скорбь больного и содержатся просьбы Господу о вразумлении и исцелении.Например, это псалмы 4, 7, 27, 55, 56, 108, 56, 79, 125, 128, 5, 58, 99, 122.

При болезни с утра, натощак, возьмите за правило пить святую воду и есть часть просфоры с молитвой. Просфора — церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию, что тоже нужно сделать для вас, если вы больны). Святую воду можно также добавлять в пищу.

Псалом 90 в опасности

Молитвы от страха читают и в большой опасности, и в трудных обстоятельствах, когда человек сильно тревожится, нервничает из-за ситуации. Самое время помолиться — молитвой вы не только попросите Господа о разрешении ситуации, но и успокоитесь сами, и тоже при помощи Божией. Ситуации длительного стресса вызывают серьезные трудности с психикой человека, поэтому нужно не откладывать молитвенное правило — в его действенности уверены даже психологи.

Молитесь искренне, помните о том, что Господь с вами и он защитит вас. В это время самая известная и традиционная молитвы — псалом 90 «Живый в помощи».

Да хранит вас Господь по вашим молитвам!

О ком идет речь? Вечерю Псалтырь стихи со рифма слове им Вертоград многоцветный с беседа слове и все они книги мудрый он муж сотворены сотворил и в научении роду российскому

Опубликовано 29.09.2017 по предмету Литература от Гость >>

Ответ оставил Гость

Какую же культурную ценность противопоставили этой древнерусской аксиоматике «новые учители»? Слова, которые отмыкают двери барочного полигисторства, — это слова «наука» и «премудрость». Манифест этого литературного товарищества — вирши Сильвестра Медведева «Вручение царевне Софии Алексиевне Привилия на Академию». Этому произведению в качестве эпиграфов предпослан десяток цитат из Книги премудростей Соломона. Среди них фраза «Взыщите премудрости, да живи будете». Показательно, что Аввакум посвятил этой фразе особую статью в своей «Книге толкований»: «Кую премудрость, глаголет, взыщите? Ту ли, ея же любит Павел митрополит (Павел, с 22 августа 1664 г. митрополит Сарский и Подонский, знаток латыни и польского. — А. П.) и прочии ево товарищи, зодийщики? Со мною он, Павел безумной, стязаяся, глаголющи: велено де научатися премудрости алманашной и звездочетию, писано де: взыщите премудрость, да поживете. Не знает Писания, дурак, ни малехонко!.. Писание глаголет: взыщите премудрость, да поживете, и исправите в ведении разум, еже есть Божия премудрость, — любы, милость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, вся сия исправляти в ведении и разуме духовнем, и не примешивати блудень и похотей внешних к духовному жительству».
Трудно выразиться яснее. Для традиционалиста Аввакума «премудрость» — это нравственное совершенство, а для его оппонентов — некий интеллектуальный феномен, «наука», знание как таковое. Интеллект ненасытен, он требует все новой и новой пищи. Для Аввакума книга — духовный наставник, а для новаторов — ученый собеседник. Чем меньше человек прочитал книг, тем меньше он знает и тем ниже ценится в среде интеллектуалов. Его кругозор прямым образом зависит от его библиотеки. Чем она больше, тем он почтеннее.
Стефан Яворский, замечательный библиофил, в ожидании смертного часа написал по-латыни блистательную элегию к своей библиотеке, попрощался со своими любимыми книгами. Вот как звучит это прощание в силлабическом переводе XVIII в.:
Книги, мною многажды носимы, грядите,
свет очию моею, от мене идите!
Идите благочастно, иных насыщайте,
сот ваш уже прочиим ныне искапайте!
Увы мне, око мое от вас устранено,
ниже вами может быть к тому насыщено.
Паче меда и сота вы мне сладши бесте,
с вами жить сладко бяше, горе, яко несте.
Вы богатство, вы слава бесте мне велика,
вы рай, любви радость и сладость колика.
Вы мене прославили, вы мене просветили,
вы мне у лиц высоких милость приобрели.
Но более жить с вами (ах, тяжкое горе!)
запрещает час смертный и горких слез море.
Ни один из древнерусских книжников не мог бы заявлять о скорбных своих чувствах по такому поводу: смерть освобождает от тягот и соблазнов бренной жизни и причисляет к вечности, к той вечности, отголоском которой и считается душеполезная книга. Что касается Стефана Яворского, то для этого монаха и первенствующего иерарха русской церкви разделение веры и культуры уже совершилось, причем окончательно и бесповоротно. Его элегия — первое проявление писательского «прощания с книгами». Так поступил И. М. Опочинин, так поступил и Пушкин: «Потухающим взором обвел умирающий поэт шкапы своей библиотеки, чуть внятно прошептал: “Прощайте, прощайте”, — и тихо уснул навсегда».
В связи с тем, что в XVII в. столкнулись различные «аксиомы книги», можно, как кажется, понять, почему раскол церкви и культуры начался из-за правки книг на Печатном дворе. Аналогичная правка осуществлялась на Руси и прежде, но такие предприятия не имели серьезных последствий. Теперь же традиционалисты твердят, что надо «опасаться стязаний», что они «не смеют на отеческая писания состязанием надходити», «не дерзают коварствовати». В чем тут дело? Обратимся снова к философии культуры тех соловецких иноков, которые предпочли смерть правленым книгам.
Ересь завелась в Московском государстве, писали они. Наши книги правят с новых греческих книг, которые «печатают у латын, в Риме и в Виницеи, или хто хочет где». Как видим, соловчане были прекрасно осведомлены — «образцовые» книги действительно выпускались большею частью в Венеции. Но что тогда означает фраза «или хто хочет где»? Переведя эту фразу в нашу систему значений, мы получим формулу «свободного творчества» в постренессансном, просветительском смысле. Речь идет о книгах, которые сочинял кто хотел, писал в них что хотел, печатал их где хотел. Что же, соловчане протестуют против «свободного творчества»? Да, так как с их точки зрения «свободное творчество» не ценность и книга, акт свободного творчества, не может быть духовным наставником.

Оцени ответ Не нашёл ответ?

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.

Найти другие ответы Самые новые вопросы

Қазақ тiлi, опубликовано 11.01.2019

Можете составить диалог на тему «Интернет» на казахском?

Қазақ тiлi, опубликовано 11.01.2019

Можете составить диалог на тему «Интернет» на казахском?

Қазақ тiлi, опубликовано 11.01.2019

Можете составить диалог на тему «Интернет» на казахском?

Қазақ тiлi, опубликовано 11.01.2019

Можете составить диалог на тему «Интернет» на казахском?

Русский язык, опубликовано 09.01.2019

Напишите мини-сочинение (10-15) предложений по теме ,,Зимний лес»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *