Пустите детей приходить ко мне

«Пустите детей приходить ко Мне…»

«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (153) 09:56, 9 ноября 2018

В почте нашей рубрики накопились вопросы, касающиеся одной из самых главных обязанностей человека — быть хорошим родителем. Ведь каждый из нас хочет все самое лучше, что только имеет, передать своим детям. А вера для христианина — его главное сокровище. И с ним нужно обращаться осторожно, умеючи. Поэтому и возникают у наших читателей вопросы о православном воспитании. На некоторые из них ответит клирик храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.

Мой внук родился в сентябре, в день памяти святого Александра Невского. Я говорила сыну и снохе, что нужно обязательно назвать Александром. Но они меня не послушали и дали имя, которое им нравилось, в честь одного родственника. Хотя у нас верующая семья, мы все ходим в храм, регулярно причащаемся. Обязательно ли называть ребенка по святцам? И кто теперь будет небесным покровителем ребенка: Александр Невский или Николай Чудотворец (внука назвали Николаем)?

— В православной традиции существует два варианта выбора имен новорожденным младенцам. Чаще выбирают имена по святцам. Святцы, или месяцеслов — это список святых, чтимых Православной Церковью. Они составлены в виде календаря, где каждый день приурочен к поминовению какого-либо угодника Божия. Ребенку дают имя в честь святого, память которого совершается в день, когда малыш родился, или в ближайшие ко дню рождения дни. Другой вариант, когда ребенка называют именем святого, который особо почитаем в семье. Иногда небесным покровителем считают того святого, житие которого ближе по душе или с кем связаны какие-то знаменательные события в жизни. С этим именем малыша крестят, а святой, имя которого он носит, считается его небесным покровителем. Небесным покровителем человека может быть любой, прославленный в Православной Церкви святой. Исключены из этого списка Господь Иисус Христос и Его Пречистая Матерь. Они и без того являются покровителями всех христиан. Например, у девочки с именем Мария небесной покровительницей могут быть равноапостольная Мария Магдалина, преподобная Мария Египетская…

Подрастает дочка. Время погремушек закончилось, присматриваюсь к куклам. Одна наша прихожанка сказала, что куклы вроде Барби лучше не покупать — они неправильно формируют психику ребенка. Верно ли это?

— Вопрос о Барби для девочки, только что вышедшей из пеленок, скорее всего, не актуален — это позже, в детском саду, дочка может запросить у вас подобную куклу, а пока выбирайте на свой вкус и прививайте его девочке.

Осторожность при этом еще никому не мешала. Особенно в воспитании детей. А вопрос, правильная и неправильная психика при этом формируется, безусловно, спорный. Церковных канонов в этом отношении не существует. Существуют рекомендации. И они могут быть разными от разных священников. Бог дал человеку право свободного выбора. Без него люди станут солдатиками. Скорее всего, оловянными.

Формируют ли детские игрушки у ребенка определенный взгляд на красоту, влияют ли на его психику? Конечно, в какой-то степени, как и весь окружающий его мир. В прошлом (а игрушки известны с глубокой древности) это были фигурки животных и те же куклы. В советское время кукол было много, самых разных. Отличались они от Барби, с которой продолжают бороться некоторые ультраправославные люди? Только тем, что советские куклы представляли собой детей, и ребенок относился к ним, как к детям, играл в дочки-матери. С Барби такое не пройдет — эта кукла уже взрослая. Но если нам непонятно, как с ней играть, для детей тут вопроса нет, они играют. И они хотят именно такую игрушку. Если мы посмотрим на кукол, с которыми играли в детстве великие княжны Романовы, то увидим маленьких принцесс, даже чем-то похожих на Барби, но все же и у них детские лица. Эти маленькие принцессы — дети, а играющие ими выступают в роли взрослых. Таким образом, цель игры достигается: девочка учится быть мамой. Что же делать родителю? Запрещать Барби или разрешать? Во-первых, дети умеют ловко обходить запреты, и все равно тайком будут играть в те игры, которые любят. Запретить игру как-то даже странно. Пусть играет, лишь бы игрушка не стала фетишем. Вот это уже забота родителей. Кстати, на современном рынке игрушек встречаются куклы и «пострашнее» Барби, по сравнению с которыми она просто безобидная красавица.

Я старшая дочь в многодетной семье, и еще в детстве решила, что у меня больше двух детей не будет. Потому что на меня в свое время легло очень много обязанностей, все школьные годы я считала себя в чем-то ущемленной, хотя недостатка в родительской любви не чувствовала. Все кружки, куда ходили мои младшие братья и сестра, были на мне (отводить — забирать), и дома маме главная помощница — я. А теперь, когда вышла замуж, чувствую, что очень хочу много детей. Что нужно делать, чтобы старший ребенок не чувствовал себя так, как я когда-то?

— К сожалению, комплекс старшей сестры непобедим. Едва ли кому-то удавалось его избежать. Как, к слову сказать, и младшей. Любой родитель делает все для того, чтобы эти комплексы у детей не развивались. А они, несмотря на все усилия, все равно проявляются. Лучше не думайте об этом, а делайте все так, как подсказывают вам сердце и опыт, в том числе и пример ваших родителей. Как бы там ни было, но это они смогли воспитать вас так, что теперь, в зрелости, вы хотите иметь много детей, а это значит, что они все делали правильно. В главном.

Скоро Рождественский пост. Как правильно поститься детям, если одному четыре года, а другому только что исполнилось семь?

— Никаких сложностей здесь нет. Церковный устав не требует поста от младенцев (до семи лет). А с семи надо постепенно приучать ребенка к воздержанию, что касается не только пищи, но и развлечений. Но, разумеется, нельзя забывать о мере. Можно ведь своим рвением навсегда оттолкнуть маленького человека от Церкви с ее правилами. Приучайте детей поститься так, чтобы пост был радостью, а не изнурением. Объясняйте ему, зачем вообще нужно воздерживаться от какой-то пищи, развлечений, а главное — от зависти, гнева, желания отомстить и обидеть ближнего. В воздержании формируется воля, а без воли нет христианина. Это, по большей части, общий рецепт, а индивидуальные — в руках каждого родителя.

Как, воспитывая ребенка, сочетать православное воспитание и фольклор? Ведь без русских народных сказок не обойтись, это, наверное, будет совсем неправильно. Но ведь среди них есть такие, в которых речь идет о нечистой силе: Бабе Яге, Кощее Бессмертном, Змее Горыныче. Там говорится и о чудесах, упоминается колдовство.

— Вопрос стоит, что можно и что нельзя читать малышу в православной семье. Будем говорить о семье, где отношение к книге и воспитанию ребенка не фарисейские. Сразу скажем, что в православии нет канонов на детские книги (собственно, и на взрослые тоже). Какое будет у ребенка детство без сказок, трудно представить. Да, в сказках всех народов мира действует и нечисть. Но кто в конце концов побеждает? Не знаю ни одной сказки, где победу одержали бы силы зла. А вот родителю надо уметь объяснить своему чаду расстановку сил в сказках. Малыш ведь должен знать, что в мире есть зло, которое пытается воздействовать на человека, а ему противостоит добро. И место их битвы, по-Достоевскому, — сердце человеческое. В каждом возрасте свои книги. Есть особенность: не прочел книжку в свое время, потом она уже не интересна и бесполезна. И, конечно же, читать нужно не только православную литературу. Сказки научат различать добро и зло. И кто из героев прав. И почему. Мне хочется, чтобы вы помнили одно правило: Закону Божиему учит не только «Закон Божий»! Ему учат люди, имеющие сердце, способное терпеть, любить и благодарить за все.

Как реально воцерковить детей?

— Если делать все правильно, то воспитание ребенка начинается до его рождения. Если супруги христиане, их брак должен быть освящен Церковью. Разумеется, обоим рекомендуется чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Хорошо, если муж и жена вместе читают молитвы утреннего и вечернего правил, а в доме звучит хорошая музыка или церковные песнопения. Все это слышит и чувствует не родившийся, но уже живущий, пусть пока во многом зависимый от мамы ребенок. Вот вы и начали его религиозное воспитание. А когда он появится на свет и над ним будет совершено таинство Крещения, родители и крестные должны позаботиться о своевременном причащении малыша и воспитании в его душе уже заложенного религиозного чувства. «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк 18:16). А дальше? Есть очень прос­той способ, который применяется не только в духовном делании, но и в повседневной жизни, формула его: делай, как я! Маленькие дети копируют поведение родителей, из чего формируются их наклонности. Когда они видят, что для мамы и папы молитва, посещение храма, чтение Священного Писания — часть жизни, причем очень важная и радостная часть, можно ожидать, что и они пойдут в храм с желанием.

Так что же главное в воспитании? А главное здесь чистое сердце, открытое для радости общения с Богом. Есть эта радость у родителей — будет она и у детей. А возраст в воцерковлении человека не имеет значения. Перефразируя классика, скажем: любви к Богу все возрасты покорны!

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Православный Саров

Календарь

12 января/30 декабря общее время на генерацию страницы 0,0759 s
время на работу php-скриптов 0,0591 s
время на запросы к БД 0,0168 s
запросов к БД 40

»Не мешайте детям приходить ко Мне»

16 октября 2012 года

РљРѕРіРґР° перед директорами школ встал РІРѕРїСЂРѕСЃ, кто будет преподавать РћСЃРЅРѕРІС‹ православной культуры, РѕРЅРё растерялись. Однако нашлись учителя – верующие или стремящиеся узнать Рѕ вере, Р° некоторые, как оказалось, воспитанные РІ православии СЃ раннего детства…

Четыре священника из одной семьи

Евдокия Герасимовна Неверова, учитель начальных классов РІ РЎРћРЁ в„–14, относится Рє фамилии, доставшейся РѕС‚ мужа, СЃ СЋРјРѕСЂРѕРј. Бывает же такое несоответствие! РЎСѓРїСЂСѓРі, чтобы получить РѕС‚ ее родителей благословение РЅР° брак, согласился креститься Рё обвенчаться. Это было РІ середине 1980-С…, еще РґРѕ начала возрождения церковной жизни…

Евдокия Герасимовна родилась РІ глубоко верующей семье Большаковых, РїРѕ счету – шестая РёР· РІРѕСЃСЊРјРё детей. До пяти лет РѕРЅР° жила РІ РїРѕСЃ. Стеклянный, граничащем СЃ Р—РђРўРћ Рі.Саров, РєСѓРґР° перебралась РёС… семья РёР· Филипповки. Эта мордовская деревня находилась РІ районе Филипповских РїСЂСѓРґРѕРІ возле Сарова РґРѕ того, как оцепили периметр РІРѕРєСЂСѓРі секретного объекта. Р’ Филипповку РІ 1930-Рµ РіРѕРґС‹ переселился СЃ семейством РёР· Ельниковского района РњРѕСЂРґРѕРІРёРё раскулаченный дед Евдокии Герасимовны, Еремей Большаков – кузнец Рё плотник. Ему хотелось жить поближе Рє месту РїРѕРґРІРёРіРѕРІ батюшки Серафима, РЅРѕ власти РЅРµ позволили.

Р’ Стеклянном жили такие же раскулаченные семьи. Дед Еремей поставил там деревянную часовню РЅР° кладбище, которая стоит Рё поныне, только обветшала. Возле нее были похоронены: дед, бабушка, РґРІРµ тетки Рё родители Евдокии Герасимовны. РўСѓРґР° съезжаются РёС… помянуть многочисленные потомки. Среди РЅРёС… – четыре священника: РґРІР° брата Евдокии Герасимовны Рё РґРІР° племянника (РѕС‚ сестер). Старший брат – протоиерей Сергий Большаков – благочинный Атюрьевского района Краснослободской епархии РІ РњРѕСЂРґРѕРІРёРё (РїСЂРёРј. – Атюрьево – РІ 30 РєРј РѕС‚ Санаксарского монастыря), младший брат Николай служит РІ том же благочинии. Племянник Михаил – благочинный РІ Ступинском районе РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области, преподаватель Коломенской РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ семинарии, Рё племянник Алексей – второй священник РІ храме РІРѕ РёРјСЏ Трех Святителей РІ Рі. Урень Нижегородской области…

Р\x98Р· Стеклянного Большаковы переехали РІ Рі. Первомайск, Горьковской области. Р’ поселке остались РґРІРµ тетки, сестры отца, Сѓ которых дети проводили летние каникулы.

РњРѕРё РєРѕСЂРЅРё

Р•.Р“.Неверова: – Тетушки Пелагея Рё РђРіСЂРёРїРїРёРЅР° были очень набожными старыми девами. Если Р±С‹ РѕРЅРё жили раньше, то, наверное, ушли РІ монастырь. РћРЅРё дружили СЃРѕ священниками, РІ СЃРІРѕРµ время даже укрывали РёС…. Занимались тем, что делали восковые свечи Рё ладан РёР· СЃРѕСЃРЅРѕРІРѕР№ смолы, наряжали РёРєРѕРЅС‹. РЇ РїРѕРјРЅСЋ, как РѕРЅРё размягчали РІРѕСЃРє РІ печи, натягивали нитки через РІСЃСЋ горницу Рё облепляли РјСЏРіРєРёРј РІРѕСЃРєРѕРј, вручную скатывали свечи Рё потом СЂРѕРІРЅРѕ нарезали. Р’Рѕ время работы РѕРЅРё пели молитвы, поэтому РјС‹, дети, знали РёС… наизусть. РњРЅРѕРіРѕ свечей отправлялось РІ Почаевский монастырь. Р’ праздничные Рё воскресные РґРЅРё тетушки постоянно служили РІ кладбищенской часовне, читали РІСЃРµ, что было возможно без священника. РњС‹ приезжали помочь готовиться Рє празднику Пасхи: мыли стены РІ часовне, скоблили некрашеный РїРѕР», стирали вышитые рушники, украшавшие РёРєРѕРЅС‹ Рё Распятие. РЎРѕ временем РІРѕСЂС‹ вынесли РёР· часовни РІСЃРµ ценные РёРєРѕРЅС‹, остались только бумажные репродукции, Рё теперь РѕРЅР° РЅРµ запирается.

Тетушки РЅРµ ели РјСЏСЃР°. РЈ РЅРёС… был самовар РЅР° углях, РІ печке томился постный СЃСѓРї. До СЃРёС… РїРѕСЂ РїРѕРјРЅСЋ его необыкновенный РІРєСѓСЃ, ведь РѕРЅРё РІСЃРµ делали СЃ молитвой. Тетушки РЅРµ оформляли пенсии, так как считали, что получать ее РѕС‚ государства, ничего РЅРµ делая, – великий грех. РќРёРєРѕРіРґР° Сѓ РЅРёС… РЅРµ было медицинской карты, Рё РѕРЅРё РЅРµ ходили Рє врачам. РџСЂРё этом РђРіСЂРёРїРїРёРЅР° прожила 89 лет, Р° Пелагея – СЃ врожденным РїРѕСЂРѕРєРѕРј сердца – 70 СЃ небольшим. Старший брат отца, РґСЏРґСЏ Павел, тоже жил РІ Стеклянном. РћРЅ прошел РґРІРµ РІРѕР№РЅС‹, был весь изранен Рё, хотя РЅРµ обращался Рє врачам, прожил около 90 лет.

РњРѕСЏ мама, РђРіСЂРёРїРїРёРЅР°, осталась сиротой РІ 6 месяцев. Бабушка Василиса умерла РѕС‚ тифа РІ 19 лет. Эта болезнь унесла жизни четырех членов семьи, РЅРѕ выжила РѕРЅР°, самая маленькая. Уже будучи взрослой, мама задала РІРѕРїСЂРѕСЃ прозорливой слепой Настеньке РёР· СЃ. Шутилова: «Р”ля чего Господь оставил меня РІ живых, ведь СЏ должна была умереть первой?» РўР° ответила, что для продолжения СЂРѕРґР°. Мама РЅРµ училась РІ школе, так как мачеха заставляла ее работать: нянчить малышей, пасти гусей – как РІ сказках.

Всю жизнь мама ходила в храм, соблюдала посты, среду-пятницу, и детей к этому приучала. Сколько себя помню, мы говели. Ели картошку, квашеную капусту и огурцы. За стол садились с молитвой. У мамы перед божницей всегда лежал раскрытый молитвослов и Евангелие.

Наш отец был инвалидом РІРѕР№РЅС‹, имел ранения, Сѓ него была повреждена кисть СЂСѓРєРё. Был танкистом, имел РјРЅРѕРіРѕ наград, РІ том числе – РґРІР° ордена Красной Звезды. Последние 50 лет жизни РѕРЅ РЅРµ брал РІ СЂРѕС‚ РЅРё капли алкоголя. После РІРѕР№РЅС‹ врачи ему сказали, что если РѕРЅ будет употреблять спиртное, то СЃРєРѕСЂРѕ умрет. РћРЅ послушался РёС… Рё прожил 80 лет. Отец всегда был бодрым, СЃ офицерской выправкой, быстрым шагом (РјС‹ Р·Р° РЅРёРј еле поспевали вприпрыжку). РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёР», что выжил только благодаря вере РІ Бога: молился перед боем, перед тем, как идти РІ разведку.

Мы все очень счастливы оттого, что у нас была большая и дружная семья.

Рђ Сѓ самой Евдокии Герасимовны семья обычная. РњСѓР¶ – военный Рё уже взрослые дети: сын – инженер-конструктор РІРѕ Р’РќР\x98Р\x98Р­Р¤ Рё аспирант, дочь – студентка.

Спорт на всю жизнь

Семья Большаковых жила очень бедно. Поэтому летом дети собирали РІ заповеднике чернику Рё продавали ее. Это была РёС… ежедневная работа. Тети поднимали РёС… РІ 5 утра, РЅРµ спрашивая, хотят РѕРЅРё или нет, Рё водили РїРѕ ягодникам. РќР° вырученные деньги дети одевались Рє школе, закупали РІСЃРµ необходимое. РћРЅРё стеснялись продавать СЏРіРѕРґСѓ там, РіРґРµ жили, поэтому ехали РЅР° поезде РІ Арзамас. Заодно там отстаивали службу РІ СЃРѕР±РѕСЂРµ. Это был ближайший Рє Первомайску храм, РёС… возили РЅР° причастие туда, Р° еще – РІ СЃ. Каменный Брод РІ РњРѕСЂРґРѕРІРёРё.

РЎР±РѕСЂ СЏРіРѕРґС‹ очень закалил детей. РћРЅРё РЅРµ обращали внимания РЅР° комаров, валежник Рё колючий кустарник. Благодаря приобретенной выносливости, РЅР° школьных уроках физкультуры РёРј РЅРµ было равных. Р\x98С… стали приглашать РЅР° разные соревнования, Рё РІ итоге сборная Рі. Первомайска практически состояла РёР· членов РѕРґРЅРѕР№ семьи. Ребята занимались лыжами, летним Рё Р·РёРјРЅРёРј многоборьем – бегали, прыгали, плавали, стреляли. Объездили РІСЃСЋ Нижегородскую область, участвуя РІ соревнованиях. Рљ тому времени РІСЃРµ РѕРЅРё уже имели 1-Р№ взрослый разряд, Евдокия его получила РІ 7 классе, РїРѕ лыжам. Р’ дальнейшем хотела связать СЃРІРѕСЋ жизнь СЃРѕ спортом, РЅРѕ РїСЂРё поступлении РЅР° спортфак Горьковского пединститута РЅРµ прошла РїРѕ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃСѓ. Экзамены были сданы хорошо, Рё ей предложили стать учителем начальных классов, Рѕ чем РѕРЅР° РЅРµ жалеет. Рђ спортом занимается РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ.

Р•.Р“.Неверова РІС…РѕРґРёС‚ РІ СЃР±РѕСЂРЅСѓСЋ департамента образования, участвует РІ соревнованиях, была чемпионкой РіРѕСЂРѕРґР° РїРѕ стрельбе. РћРЅР° имеет высшую квалификационную категорию, удостоена звания «Р›СѓС‡С€РёР№ учитель Р РѕСЃСЃРёРё», является победителем грантов Президента Р Р¤ Рё губернатора Нижегородской области РїРѕ здоровьесберегающим технологиям, сама ведет СѓСЂРѕРєРё физкультуры. Обычно РІ процессе учебы Сѓ детей ухудшается Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ, Р° некоторых учеников Евдокии Герасимовны, наоборот, Рє четвертому классу переводят РёР· подготовительной РіСЂСѓРїРїС‹ Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ. РЈ нее дети делают дыхательные упражнения, занимаются РЅР° ковриках для профилактики сколиоза. Хорошее самочувствие учеников дает высокую успеваемость. Часто бывает так, что РёР· четвертого класса выпускается несколько отличников, Р° РІ пятом классе РёС… уже нет РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ. РЈ Евдокии Герасимовны отличники – настоящие, РѕРЅРё РЅРёРєСѓРґР° РЅРµ деваются. Дети привыкли, что РЅР° «РїСЏС‚СЊ» надо РЅРµ только знать, РЅРѕ Рё потрудиться. Поэтому всегда РјРЅРѕРіРѕ желающих попасть РІ первый класс именно Рє ней.

Самые лучшие дети

Вера учителя проявляется РІ самых обычных жизненных ситуациях. Например, Евдокия Герасимовна сразу пресекает шуточки РІ адрес тех детей, Сѓ РєРѕРіРѕ мама работает уборщицей или РґРІРѕСЂРЅРёРєРѕРј. РћРЅР° объясняет, что РІСЃРµ люди перед Богом равны, Рё РїРѕ ту сторону земной жизни Сѓ нас никто РЅРµ СЃРїСЂРѕСЃРёС‚, кем РјС‹ были: директором или уборщицей. Р\x98 дети это сразу понимают. РљРѕРіРґР° Евдокия Герасимовна вела РіСЂСѓРїРїСѓ продленного РґРЅСЏ, РІРѕ время прогулки РѕРЅР° приводила учеников РІРѕ РґРІРѕСЂ СЂСЏРґРѕРј СЃРѕ школой. РўРµ надевали перчатки Рё кидали снег, подметали, убирали РјСѓСЃРѕСЂ. После этого РѕРЅРё уже РЅРµ станут мусорить. Дети РїРѕРјРЅСЏС‚ слова Рѕ. Артемия Владимирова, которые любит цитировать учительница: «Р›СѓС‡С€Рµ выбросить 100 долларов, чем бумажку. Доллары РїРѕРґРЅРёРјСѓС‚, Р° бумажку никто РЅРµ подберет». РљРѕРіРґР° именинники РїСЂРёРЅРѕСЃСЏС‚ конфеты, РѕРЅР° РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «Р•СЃР»Рё увижу хоть РѕРґРЅСѓ бумажку, есть конфеты РІ классе РІС‹ больше РЅРµ будете». Хотя теперь РІ школе чего только РЅРµ увидишь, там валяются апельсины, йогурты – дети ничего РЅРµ ценят…

Нынешних школьников взрослые часто ругают, но для учительницы это странно.

Р•.Р“.Неверова: «РЈ меня очень хорошие дети РІ классе. РЇ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅР° РЅРёС… РЅРµ повышаю голос, РѕРЅРё ловят каждое слово, следят Р·Р° РјРЅРѕР№ глазами. РЇ РіРѕРІРѕСЂСЋ РёРј, что РѕРЅРё – самые добрые Рё воспитанные, пример для всех. Р\x98 РѕРЅРё тянутся, стараются быть такими. РњС‹ развешиваем РІ классе грамоты, чтобы дети радовались РґСЂСѓРі Р·Р° РґСЂСѓРіР°. Поощряю взаимопомощь РЅР° уроках. Кто поможет мальчику справиться СЃ шитьем? Соседка РїРѕ парте. Рђ если РЅРµ получается СЂРёСЃСѓРЅРѕРє? Пусть поможет ученик, который занимается РІ Школе искусств. Дети РІ этом возрасте еще РЅРµ испорчены. Р\x98С… чистые души впитывают РІСЃРµ, что РіРѕРІРѕСЂРёС‚ учитель. РњРЅРµ кажется, что воспитание больше идет РІРѕ внеурочное время. РљРѕРіРґР° дети РЅР° СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРёРё или РІ храме соприкасаются СЃРѕ святыней, СЏ вижу, что РѕРЅРё возвращаются РґРѕРјРѕР№ уже РґСЂСѓРіРёРјРё. Р\x98С… чистота Рё доброта РѕС‚ этого преумножаются».

Евдокия Герасимовна работает РІ школе 26 лет. Уже РІ те РіРѕРґС‹ РѕРЅР° возила детей РЅР° СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРёСЋ РІ Троице-Сергиеву Лавру. Р\x98 ей РЅРµ было стыдно Р·Р° поведение детей РІ храме. Учительница сама постоянно учится. Особенно ей понравились РєСѓСЂСЃС‹ РІ СарФТР\x98 «РџРµРґР°РіРѕРіРёС‡РµСЃРєРёР№ потенциал РґСѓС…РѕРІРЅРѕ-нравственных ценностей отечественной культуры».

Родители знали, к кому шли

– Евдокия Герасимовна, РІ вашем классе дети РёР· верующих семей?

– Р\x98Р· разных. РќРѕ РєРѕРіРґР° родители отдают РјРЅРµ СЃРІРѕРёС… первоклашек, РѕРЅРё знают, что те услышат Рѕ православии. Р’ последние РіРѕРґС‹ стало больше семей, посещающих храм, неравнодушных Рє нашей вере Рё традициям. Если Р±С‹ людям это было РЅРµ надо, РѕРЅРё Р±С‹ выбрали РґСЂСѓРіРѕРіРѕ учителя. РљРѕРіРґР° РІСЃРµ родители нашего класса изъявили желание, чтобы РёС… дети изучали РћСЃРЅРѕРІС‹ православной культуры, возникло недопонимание СЃРѕ стороны администрации школы. Как такое может быть? Рђ Сѓ людей наконец просто появилась возможность СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ Рё безбоязненно заявить Рѕ своей вере, чем РѕРЅРё воспользовались. Р\x98менно это Рё есть проявление подлинной демократии, разве РЅРµ так? (РїСЂРёРј. – Р’ итоге, Неверовой отдали час РћРџРљ еще РІ РґРІСѓС…, параллельных классах, там набралось 10 человек)

Понимаете, дети сами тянутся Рє вере. РћРґРЅР° ученица просила взять ее РІ храм, Сѓ нее даже крестика РЅРµ было. РЇ сказала: «Рђ что, если тебя мама РЅРµ пустит?» – «РњР°РјР° уехала РЅР° сессию, Р° бабушка РЅРµ против». – «РќСѓ, ладно». Собрались три девочки, повезла РёС… РІ храм Серафима Саровского, РіРґРµ РѕРЅРё впервые РІ жизни исповедовались Рё причастились. Рђ потом, РєРѕРіРґР° РЅР° праздник жен-РјРёСЂРѕРЅРѕСЃРёС† наших детей вместе СЃ родителями пригласили РІ Cаровский монастырь, эта девочка пришла уже СЃ мамой.

– РЇ встречала ваш класс РЅР° звоннице после Пасхи. Расскажите, как РІС‹ подружились СЃ монастырем?

– РљРѕРіРґР° СЏ привела РІ храм трех учениц РЅР° Вербное воскресенье, Рѕ. Владимир Лапшин узнал, что РѕРЅРё пришли СЃ учительницей. РћРЅ познакомился СЃРѕ РјРЅРѕР№ Рё предложил поучаствовать всем классом РІ Пасхальном крестном С…РѕРґРµ.

До этого СЏ всегда РЅР° Пасху ездила Рє брату, Рѕ. Сергию, там РјС‹ отмечали праздник всей семьей. РќРѕ ради детей РЅРµ поехала, рассудив, что это – важнее. Брат РІСЃРµ РїРѕРЅСЏР» Рё благословил. Дети узнали РґРѕРјР°, кто РёР· родителей придет РЅР° крестный С…РѕРґ. Сразу согласились 15 семей, СЏ удивилась, что так РјРЅРѕРіРѕ. Рђ остальные сказали, что уезжают. РЇ стала обзванивать родителей, Рё РјРЅРѕРіРёРµ отменили СЃРІРѕРё поездки РІ Пасхальную ночь (РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј, Рє родным РІ деревню). Ведь Сѓ детей, может быть, второго такого случая РІ жизни РЅРµ будет, РјС‹ – единственный класс РёР· всего РіРѕСЂРѕРґР°, РєРѕРјСѓ оказали такую честь. Родители Сѓ нас – замечательные! РќРµ пришли только те, Сѓ РєРѕРіРѕ были грудные дети. РЇ сказала, что после крестного С…РѕРґР° можно уйти, РЅРѕ РјРЅРѕРіРёРµ простояли час Рё более, Р° кто-то остался даже РґРѕ 5 утра. Несколько детей причастились. РЇ считаю, что РѕРЅРё совершили РїРѕРґРІРёРі. РџРѕРґ конец долгой службы СЏ РёС… усадила РЅР° ступеньки перед солеей, как Рё нас сажали РІ детстве.

Р’СЃСЋ Светлую седмицу РјС‹ ходили звонить РІ колокола. РЇ старалась прийти Р·Р° час, чтобы Сѓ детей было время поставить свечи, помолиться. РћРЅРё очень полюбили Рѕ. Владимира, Сѓ него редкий дар общения СЃ детьми. РќРµ забуду, как РѕРЅ ласково СЃ РЅРёРјРё разговаривал, СЃРёРґСЏ перед РЅРёРјРё РЅР° корточках, чтобы быть РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ детских глаз. – «Р‘атюшка, Р° РІС‹ обещали нас сводить РІ келью преподобного Серафима». – «Р аз обещал, то пойдем». Там РѕРЅ всех помазал маслицем РёР· лампады… Рђ потом РѕРЅ пригласил нас вместе СЃ Центром «Р\x98стоки» РЅР° СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРёСЋ РІ Дивеево, туда ученики поехали целыми семьями. Меня удивило, что было РјРЅРѕРіРѕ пап, которых-то СЏ Рё РЅР° родительских собраниях РЅРµ видела. РћРЅРё молились, прикладывались Рє святым мощам, которые для нас открыли. Рђ потом Рѕ.Владимир пригласил нас РІ круглую монастырскую трапезную РЅР° праздник жен-РјРёСЂРѕРЅРѕСЃРёС†.

Кто РЅРµ попал РЅР° Пасхальную службу, тот Р·РІРѕРЅРёР» РІ колокола, Р° кто РЅРµ СЃРјРѕРі прийти звонить, поехал РІ Дивеево. Так или иначе, РЅРѕ РІСЃРµ дети душой прикоснулись Рє святыням. Меня умилило то, что РІ летнем пришкольном лагере ученики спрашивали, РєРѕРіРґР° РјС‹ опять пойдем РІ храм. РЇ РёРј ответила, что РЅР° следующий РіРѕРґ. – «Рђ РјС‹ хотим сейчас»…

РќР° что опереться учителю, преподающему детям РћРџРљ, если те РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ были РІ церкви, РЅРµ видели РёРєРѕРЅ, РЅРµ представляют, что такое молитва? Рђ для учеников Неверовой РІСЃРµ это – РЅРµ новость. Поэтому занятия РћРџРљ РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ РЅР° РѕРґРЅРѕРј дыхании несмотря РЅР° то, что это – последний СѓСЂРѕРє, Рё дети уже устали. Ученики СЃ легкостью усваивают знакомый Рё интересный для РЅРёС… материал. РџРѕ мнению учительницы, детям такого возраста нельзя давать теорию раньше практики.

Твитнуть Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М.Курякина, фото из архива



Толковая Библия. Том 9Лопухин Александр

14. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

(Мк. 10:14; Лк. 18:16). Слово «вознегодовал», встречающееся у Марка, Матфей и Лука пропускают. Вместо «пустите» можно переводить «оставьте» или «отпустите». Дальнейшие слова «приходить ко Мне» зависят не от этого глагола, а от «не препятствуйте им» (греч.). Несомненно, что этот простой евангельский рассказ имел огромное значение и влияние на установление правильных отношений взрослых к детям и служит основой всей современной педагогики. Учение Христа было совершенно противоположно суровым мнениям ветхозаветных людей (например, Сир. 30:1-13).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:2). Эти слова звучат в ушах удивленной толпы как нечто совершенно новое и особенное. Такие поучения противоположны всему тому, что они когда-либо слышали от священников и

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» Своим последователям Иисус не дает надежды на земные богатства и славу или на жизнь, свободную от всевозможных испытаний, но указывает им на преимущество вместе с Ним идти по пути отречения и лишений и

«Пустите детей приходить ко Мне…» «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). Невольно вспоминаются эти слова Евангелия, когда беседуешь с Галиной В. Смирновой.* * *Родилась я в 1939 году, рассказывает она — мои детство и

Пустите детей… Есть на море пустынном монастырь Из камня белого, золотоглавый, Он озарен немеркнущею славой. Туда б уйти, покинув мир лукавый, Смотреть на ширь воды и неба ширь… В тот золотой и белый монастырь! Н.С. Гумилев. Человеческое разсуждение объясняет

«Пустите д?тей приходить ко Мн?» (Изъ оптинскаго дневника С.Нилуса)Сегодня уехала изъ Оптиной новая наша знакомая, за короткое время ея пребывашя въ обители ставшая намъ близкой, какъ сестра родная, ближе еще — какъ сестра по духу Христову.Назову ее Верой, по вере ея

17. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Слова эти буквально почти сходны с словами Мф. 3:1,2, где он говорит о начале проповеди Крестителя. Но какой смысл имела теперь та же проповедь в устах Иисуса Христа?

2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Лк. 6:20). Та же самая речь, но только в сокращенном виде и с изменениями, помещена у Луки 6:20-49. Вопрос об отношении «нагорной проповеди» Матфея к «нагорной проповеди» Луки

10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Разумеются не просто изгнанные, но изгнанные за правду. «Multi emin persecutionem propter sua peccata patiuntur, et non sunt justi», говорит Иероним («многие терпят гонение по причине своих грехов, но не суть праведные»). Люди, изгнанные за правду,

33. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. (Лк. 13:20, 21). Обыкновенно думают, — и это мнение правильно, — что в предыдущих притчах изображается внешний рост Царства Небесного — под

16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. (Мк. 6:37; Лк. 9:13). Стих этот у Матфея несколько полнее, чем у других синоптиков. У последних нет слов: «не нужно им идти». «Вы дайте им есть» — эти слова одинаковы (в греч.) у всех трех евангелистов; только у Луки, может быть,

3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; (Мк. 9:36; Лк. 9:48). Совпадение здесь заключается у синоптиков только в двух словах (Мф: ??? ?????; Марк и Лука: ????? ???????). Дальнейшие слова Спасителя у Матфея Марк и Лука пропускают.

23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; (Мк. 10:23; Лк. 18:23). Златоуст говорит, что «Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в Царствие Небесное богатому,

35. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? 36. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? 37. Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. 38. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. Когда Христос

35. Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. 36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Господь опять встречает

Царство Божье, Царство Небесное, Царство Христа (Kingdom of Christ, God, Heaven). Терминология.»Царство Божье» упоминается четыре раза у Матфея (12:28; 19:24; 21:31; 21:43), 14 раз у Марка, 32 раза у Луки, два раза у Иоанна (3:3, 5), шесть раз в Деян, восемь раз в посланиях ап. Павла, один раз в Откр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *