Рассказ мушка

Сценарий урока русского языка «Изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка».

V ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС Инфоурок › Начальные классы › Конспекты › Сценарий урока русского языка «Изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка». библиотека
материалов

Конспект урока по русскому языку

Тема: Изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка».

Цель: развитие умения письменной речи – письменный пересказ восстановленного и зрительно воспринятого текста-повествования «Мушка» по В.Чаплиной, включающего слова с изученными орфограммами.

Задачи:

  • формировать умения устанавливать и соблюдать последовательность изложения, группировать предложения в тексте по подтемам;

  • развивать представления о связи между предложениями в тексте;

  • совершенствовать умения составлять план текста; умение подробно излагать текст на бумаге с учетом типа, жанра, стиля текста

  • пробуждение познавательного интереса к родному языку, желание совершенствовать свою речь;

  • расширение кругозора, формирование читательских интересов;

  • воспитание любви к животным.

Ход урока

Текст изложения

Однажды Люда принесла домой маленькую черную собачку. Назвали ее Мушкой. Она была забавная, но очень пугливая. Девочка ухаживала за Мушкой, гуляла с ней во дворе.

Все смеялись над Людой и говорили, что от такой собаки защиты не жди.

Один раз Люда играла с детьми во дворе. Вдруг из-за дома выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали, а Люда упала.

Собака уже готова была укусить девочку, но тут выскочила Мушка. Словно маленький черный шарик кинулась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, старалась загородить упавшую девочку.

После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой.

( По В. Чаплиной)

«Русский язык в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

Гоголь Н.В.

I. Оргмомент. Настрой на работу

Учитель. Урок развития речи начнем с эпиграфа. Прочитайте цитату и подумайте, какими мыслями хотел поделиться с нами великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь? (Слайд 2).

Какие из перечисленных определений нашего языка вам кажутся наиболее точными? Докажите свою точку зрения.

Учитель. Эпиграф призван отразить идею, т.е. цель предстоящей работы на уроке. Кто из вас может сформулировать цель урока развития речи?

Учитель. Действительно, наша задача – учиться замечать красоту, выразительность родного языка, стремиться к тому, чтобы и в наших устах он становился послушным и гибким. Оттачивать эти умения сегодня мы будем в работе с текстом. Вам предстоит написать изложение. Что значит — написать изложение?

Ученик. Это значит — письменно пересказать текст, который услышим и прочитаем.

Учитель. Начинаем работу над новым с….(повторения)

II. Актуализация

Учитель. Что такое — текст?

Ученик. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Учитель. Что такое — тема текста?

Ученик. Тема — это то, о чем говорится в тексте.

Учитель. Что такое — идея (главная, основная мысль ) текста?

Ученик. Это то, что хотел сказать нам автор, чему учит текст.

Учитель. Что такое – «ключевые» слова?

Ученик. Это — самые важные слова, основные для понимания содержания текста.

1 Сведения об авторе текста, знакомство с выставкой книг автора

Учитель. Я познакомлю вас с некоторыми фактами из биографии Веры Чаплиной, автора текста изложения. Вы познакомитесь с нею, ближе узнаете этого человека и, возможно, сумеете догадаться, предположить, о чем или о ком будет текст изложения, подаренный нам этой удивительной писательницей. (Слайд 3)

Вера Васильевна Чаплина (Михайлова; Чаплина – псевдоним) родилась 24 апреля 1908 года в Москве в дворянской семье. (Вывесить портрет писательницы). После революции 1917года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, — вспоминала впоследствии писательница. – Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало».

Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детёнышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе. Позднее в 1933 году Вера Васильевна создает в зоопарке площадку, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году (ей уже было 38 лет) перешла на постоянную литературную работу.

Учитель. Что из услышанного удивило вас? (Ответы детей).

Вера Васильевна – писатель-анималист. Как вы это понимаете? (Слайд 4)

Перед вами выставка книг Веры Чаплиной. Я предлагаю прочитать те книги, которые вызовут особый интерес. (Слайды 5,6; «Малыши с зеленой площадки» — сборник рассказов (1935)

2. Антиципация

Знакомство с текстом, выявление темы

Учитель. Кто из вас готов высказать свои предположения, о чем или о ком будет текст изложения? (Высказывания детей)

Название темы (Слайд 6)

— Каковы теперь ваши предположения о теме текста?

— Проверим ваши предположения после того как вы прочитаете текст.

Возьмите из конвертов текст.

Учитель. Какая стоит задача перед нами?

Ученик. Составить из предложений текст.

Учитель. Что для этого нужно сделать?

Ученик. Внимательно прочитать все предложения и расположить их в такой последовательности, чтобы получился текст.

Ученики в паре читают самостоятельно предложения и составляют текст на столах.

— Какие чувства пробудил текст Веры Чаплиной?

— Так какова же тема текста?

— Кто главные герои этого произведения?

— Как отнеслись к появлению Мушки в семье девочки?

— Что же произошло однажды?

— Почему же она встала на защиту Люды?

В чем же главная мысль рассказа? Отношения людей и собаки

-Как можно озаглавить ваш текст?

Каков тип текста? (повествование).

Что характеризует текст-повествование? (слова-действия)

III. Построение проекта действий

Коллективная работа, выявление структуры текста, языковой разбор, составление плана

Учитель. -Какое задание нужно выполнить в тетради?

Ученик. Определить количество частей в тексте и записать в тетрадь.

Сколько частей? Докажите.

Восстановим последовательность частей.

— Проследим за развитием событий

-Какая часть должна быть первой?

— Чем еще интересно первое предложение? Прокомментируйте свой ответ. (Начинается предложение со слова «однажды», которое характерно для текстов-повествований. Оно показывает начало развития действия в повествовании).

-О чем узнаем из первой части?

─ Как понимаете слово «забавная»? ( Смешная)

-Какая часть должна следовать за ней? Почему вы так думаете?

-Какие слова помогают связать эти части? (Как-то раз)

─ Какая разница между словами «собака» и «собачка»?

─ С какой целью автор использует эти слова? ( Ответы детей )

— В каком случае о мушке сказано «собака»? Почему? (передает презрительное отношение людей)

— Прочитайте 3 часть текста. Какую информацию она дает нам?

-Как автор описывает героев рассказа. ( Огромная, большая, страшная собака. Маленькая черная Мушка (маленький черный шарик).)

─ Огромная – маленькая. Как называются такие слова? ( противоположные по смыслу-антонимы )

─ Какие глаголы использовал автор, чтобы показать действия героев?

( Выскочила, бросилась, кинулась.)

─ Как вы думаете, было ли Мушке страшно?

-Почему же она все-таки защитила девочку?

— Можно ли не писать последнюю часть текста? Докажите.

Составление плана.

  1. Маленькая собачка

  2. Страшная собака

  3. Храбрая Мушка

  4. Мушка — не трусишка

IV. Самостоятельная работа учащихся, выбор опорных слов

— Сколько частей в тексте?

— Как показать это на бумаге при изложении текста? (С помощью «красной» строки).

Обучающиеся перечитывают текст, самостоятельно выбирают «ключевые» слова, выписывают их. Во время фронтальной проверки называемые детьми опорные слова записываются на доске напротив соответствующей части. Выясняется, почему выбранными оказались в основном глаголы. Это наблюдение связывается с характерными признаками текста-повествования.

V. Орфографическая и пунктуационная подготовка к изложению

─ Давайте обратим внимание на написание трудных слов.

Запись на доске: ВЫСКОЧИЛА, ПРИНЕСЛА, ИЗ – ЗА, ИСПУГАЛИСЬ, РАСТЕРЯЛАСЬ, ЗАГОРОДИТЬ.

В качестве пунктуационной подготовки рассматривается предложение из третьей части с однородными определениями и сложными предложениями. Дети находят главные члены предложения, обосновывают использование запятой в данных предложениях.

2. Пересказ текста с использованием составленной таблицы-опоры:

Работа над пересказом в парах.

VI. Написание изложения

1. Самостоятельная запись текста

2. Самопроверка

VII. Итог урока.

— Что сегодня на уроке было для тебя главным, важным?

— Чему учились на уроке? (составлять текст из предложений и строить повествование)

— Кому было трудно на уроке составить изложение?

-Что было самым трудным?

— Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

— Чему он нас учит? -Чему учит нас В.В Чаплина?

— От доброты и ответственности человека часто зависят судьбы животных. Но звери не остаются в долгу – забота о них помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее.

По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радости в жизни у него больше.

Вера Васильевна Чаплина

Курс повышения квалификации 72 ч. 4000 руб. 2400 руб. Смотреть курс Курс профессиональной переподготовки Учитель начальных классов 300/600 ч. от 13100 руб. от 7900 руб. Смотреть курс Курс повышения квалификации 144 ч. 5650 руб. 3400 руб. Смотреть курс Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему: также Вы можете выбрать тип материала: Общая информация

  • Вход
  • Регистрация

ЛитМир: бестселлеры месяца

  • ЖАНРЫ 252
  • АВТОРЫ 246 847
  • КНИГИ 558 359
  • СЕРИИ 20 395
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 500 419

ЛитМир — Электронная Библиотека > Павич Милорад > Мушка > Стр.1

Милорад Павич

Мушка (сборник)

Милорад Павић

Вештачки младеж:

Три кратка нелинеарна романа о љубави

Защиту интеллектуальной собственности и прав издательской группы «Амфора» осуществляет юридическая компания «Усков и Партнеры»

© Павиħ М., 2009

© Вагапова Н., перевод на русский язык, 2000, 2009

© Савельева Л., перевод на русский язык, 2009

© Издание на русском языке, оформление. ЗАО ТИД «Амфора», 2009

* * *

Мушка

Вештачки младеж

Перевела с сербского Лариса Савельева

У каждого из нас есть много вариантов будущего.

Мы выбираем лишь один. Другими словами, точка – это символ перекрестка, движение – предчувствие остановки, а оседлые поселения – это симулякр постоянства.

Елена Павич-Попович Из сборника SMS-сообщений «Символика мониста»

I. Решение, которое порождает один из вариантов будущего

1. Герой этого нелинейного романа – Филипп

Главные герои этой истории – художники. Или, скажем… Зовут их Филипп Рубор и Ферета Су. Впрочем, читатель может дать им любые имена по своему выбору. За спиной у каждого из них по одному неудачному браку и в сумме трое детей из предыдущих семей. Тем не менее новый, второй брак сложился для них счастливо. По крайней мере, на момент начала этого романа, из чего следует, что она вступила в свой лучший возраст, ей за сорок, а ему в ноябре исполнится восемьдесят. Прежде всего следует отметить, что он весьма известен, а она начинает нравиться женской части публики, которая все благосклоннее относится к ее работам. Можно даже сказать, что он постепенно выходит из моды, тем более что после двадцати лет признания в своей стране и в мире, после имевших огромный успех выставок в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Барселоне, Мадриде, Риме, Милане, Афинах, Москве, Петербурге, в Китае и Японии он постепенно входит в тот возраст, когда здоровье оставляет желать лучшего, а ослепительная прежде слава начинает тускнеть. Правда, картины его, столь же великолепные, как и раньше, по-прежнему пользуются спросом, за границей их хорошо покупают, однако на выставках и аукционах в его собственной стране они не достигают прежних цен, сербские аукционные дома и агенты по торговле живописью интересуются ими все меньше. Иногда ему приходит в голову мысль, что, умри он подобно многим художникам своего поколения, его полотна продавались бы гораздо лучше, но, вспомнив о забытых судьбах и произведениях некоторых из покойных, он эту мысль отгоняет. Вообще-то, он не мог до конца поверить, что уже нет в мире живых и некоторых из тех, кого он ненавидел, пока они были живы, и тех, кто искренне ненавидел его, да и многих других самовлюбленных типов (которых он вспоминал чаще, чем тех, кого любил).

В частной жизни Филипп Рубор был человеком, которому все неудобно. Он никогда не мог подобрать себе шляпу, которая бы ему подходила, – любой головной убор создавал неправильное представление о нем. Так оно и было. Отделения для кредиток в его бумажниках оказывались недостаточно широкими, подушки слишком жесткими, а обувь со шнурками не годилась в принципе. Одним словом, он был человеком, который в этом мире чувствовал себя не слишком-то уютно. Еда, одежда, стулья, кровати и диваны, компьютеры, кисти и зубные щетки, и прежде всего его нынешнее положение в обществе – абсолютно все казалось ему устроенным не вполне правильно.

За одним исключением. Это был волшебный карандаш, унаследованный Филиппом от его отца. Карандаш так и лежал неотточенным, – Филипп, несмотря ни на что, ни разу не пустил его в ход, вероятно опасаясь, что и он покажется ему недостаточно хорошим. У карандаша было графитное сердце и красная шероховатая кожа, чтобы не выскальзывать из пальцев. Он походил на карандаши, которыми обычно пользуются плотники или столяры. Не круглый, а сплюснутый с двух сторон. Отец (который и сам был художником) подарил его Филиппу со словами: «Когда начнешь им пользоваться, станешь рисовать лучше, чем я. И так же будет с тем, кому его подаришь ты, и потом, если он подарит его еще кому-то, каждый будет рисовать лучше прежнего владельца. И так до бесконечности… Просто нужно заточить его и начать рисовать…»

Этот «волшебный» плотницкий карандаш Филипп так ни разу и не очинил и нетронутым подарил своей жене Ферете, объяснив, какая сила в нем кроется. Ферета приняла подарок с удивлением и поставила его в свой кобальтовый стакан для карандашей. Неотточенным.

* * *

В старости Филипп стал все больше отдаляться от своей среды. А среда, к которой он принадлежал, была такой, что не могла ни принять, ни простить ему ни счастливый брак, ни успех, ни всемирную славу. Тем более что все это грозило удвоиться и даже утроиться. Опасность для косного общества теперь представлял не только он – еще большей опасностью могла стать она, способная умножить его достижения. Иными словами, их окружению пришлось бы иметь дело не только с ним или с ней, причем в квадрате, но с ними обоими – в кубе. А это уж слишком. И на такую враждебность Филипп не мог реагировать спокойно.

Здесь крылся еще один парадокс, непостижимый для его ума и противоречащий элементарным общим интересам. Он не мог понять, почему в его среде важным считалось не добиться успеха, а чтобы успеха не добился кто-то другой. На противодействие этим «другим» тратились все личные и общественные силы. В этой самой – своей собственной – стране он давно получил все возможные награды и премии и даже как-то пошутил, что теперь, после присуждения ему, они утратили всякий смысл, перестали существовать, поэтому он считает, что еще при жизни получил то, что другим не достанется и после смерти. И хотя Филипп постоянно подчеркивал, что не ждет от государства ничего, кроме того чтобы оно перестало плевать ему в тарелку, государство продолжало плевать в тарелку и ему, и всем вокруг с таким же рвением.

К огромному изумлению его окружения, всего лишь за первые семь лет XXI века у него состоялось около ста выставок в разных городах по всему миру. Мир его помнил. Но у себя на родине он очутился на пороге забвения. Тогда он снова вспомнил фразу, которую частенько повторял про себя в молодости, когда уже писал великолепные картины, но никто этого не замечал. В те дни он думал следующее: «Или все вокруг не в своем уме, раз не видят, что это хорошо, или я сам не в своем уме».

Это продолжалось до тех пор, пока он не устроил в Национальной галерее выставку одной своей картины, после чего его открыла для себя вся планета. Сначала публика и покупатели, потом галеристы и, наконец, критики. Сперва на родине, потом и за границей. В течение последующих двадцати лет события развивались стремительно. Выставки по всему миру. От Нью-Йорка до Сибири и Китая. От такого либо удар хватит, либо начнешь на свой успех плевать. Он и плевал, до восьмидесяти. И тут вдруг все переменилось. Теперь он мог снова повторять то, что говорил когда-то в молодости: или все здесь не в своем уме, раз не видят, что я по-прежнему пишу хорошие картины, или не в своем уме я. Именно тогда в одном интервью он назвал свой народ самым одаренным и одновременно самым глупым народом в мире.

Как-то раз их дочка, родившаяся в первом браке Фереты, упомянула его имя в разговоре со школьной подругой, и та посмотрела на нее с изумлением: «А что, разве он еще жив?»

Ему хотелось создать из своих полотен нечто вроде архипелага, поэтому кое-какие прежние находки – впечатление, цвет фона, платье, лицо или силуэт – он повторял и в других, новых работах. Так же как деревья одного вида можно найти на разных островах единого архипелага, на многих его холстах можно было обнаружить одинаковые детали. Кто-то из критиков даже заметил, что чем больше он работает, тем меньше у него становится картин. Что художественное наследие прославленного мастера постоянно сокращается по мере роста этого самого наследия, поскольку зритель не видит на новых полотнах ничего нового, только повторения.

1

  • ЖАНРЫ 252
  • АВТОРЫ 246 847
  • КНИГИ 558 359
  • СЕРИИ 20 395
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 500 419

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *