Ребенок двоечник, что делать

Кем завтра может стать сегодняшний двоечник?

Психология Подкаст

Вам не приходилось слышать, как взрослые говорят детям: «Будешь плохо учиться — станешь дворником (слесарем, уборщицей, чернорабочим и т. п.)!»? Скорее всего, приходилось. И родители своих деток этим стращают, и учителя в школах не прочь попугать нерадивых учеников перспективой малопривлекательного профессионального будущего. Хотя многие взрослые уже давно поняли, что школьные оценки практически никак не влияют на дальнейшие жизненные успехи. Но ведь нужно же как-то заинтересовывать детей, формировать у них стремление к получению хороших оценок… Вот и пугают их работой дворника.

Читает Олег Шубин

Одна моя знакомая — школьный учитель — поведала мне о том, какое потрясение она испытала, встретив своего бывшего ученика:
— Хожу по супермаркету, вижу — парень мне навстречу идет — высокий, красивый, одет с иголочки — и улыбается. И чего это, думаю, он мне улыбается? А потом вижу, что лицо-то у парня больно знакомое. «Здрасьте, Елена Егоровна!» А-а-а, вспомнила! Это ж мой бывший ученик — первым двоечником и «нервомотателем» в своем классе был! «Здравствуй, Дима, — говорю, — ну, как ты?» «Да ничего, Елена Егоровна! Неплохо!» — отвечает. Я ему: «Работаешь? Учишься? Где?». А он: «Да техникум окончил горно-нефтяной. Теперь вот инженером в нефтяной компании работаю. Работа интересная, да и зарплата неплохая. Так что жизнью доволен! Сейчас вот собираюсь в университет поступать по своей специальности». Я не удержалась и спросила, какая же у него зарплата. Когда он назвал цифру, мне стало нехорошо. Я не знала, что мне делать — то ли радоваться за Димку, который в школе был дуб-дубом, уроки никогда не делал, двух слов толком связать не умел и пяти минут на одном месте спокойно высидеть не мог, то ли плакать от того, что я, первая ученица своего класса, получившая высшее образование, почти десять лет отдавшая на то, чтобы хоть что-то вбить в головы таким вот Димкам, зарабатываю сейчас в 15 раз меньше, чем он.

Я, конечно, как могла, успокоила свою знакомую, сказав, что есть и ее заслуга в успехах этого Димки. Кто-то же должен детей учить. А сама в очередной раз вспомнила свою одноклассницу — почти круглую отличницу, гордость класса и школы, активистку, спортсменку, комсомолку и просто красавицу, которая сейчас очень успешно делает карьеру… санитарки в больнице.

Не каждому двоечнику суждено стать отличником по жизни. Однако примеров этого множество. Маленький Исаак Ньютон учился не хуже всех — в его классе был мальчик, у которого дела обстояли даже хуже, чем у Исаака. Однако того мальчика потом отчислили из школы, признав идиотом. И Ньютон стал худшим. Особенно тяжело ему давались… математика с физикой. Говорят, что он к тому же был ужасно ленивым. А когда Исаак вырос, он стал всемирно известным ученым.

Чарльз Дарвин тоже считался бестолковым тупицей, который любил поспать за партой. А потом этот «тупица» заставил весь мир поверить в то, что труд сделал из обезьяны человека. Альберт Эйнштейн в наше время считался бы ребенком с диагнозом «ЗПР» и учился бы в классе коррекции. Он очень поздно начал говорить и отличался плохой речью — даже обучаясь в школе, использовал лексикон дошкольника и не мог употреблять сложные обороты. Но Альберт вырос и удостоился Нобелевской премии.

Сэр Уинстон Черчилль в школе отставал по большинству предметов и даже не стал поступать в университет. Изобретатель Томас Эдисон проучился в школе пару месяцев. Однажды учительница пришла к его родителям и посоветовала им забрать мальчика из школы, так как он, по ее мнению, умственно отсталый, и толку от его учебы все равно не будет. А в будущем Томас Эдисон сделал множество важных для человечества открытий и изобретений, например, сконструировал первую электростанцию. Николай Гоголь в школе за сочинения всегда получал плохие оценки, а потом вырос и написал «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мертвые души».

Билл Гейтс, прежде чем стать отличником производства, был самым обычным двоечником. А ведь родители, поступая непедагогично, платили детям по 25 центов за каждую отличную оценку. Несмотря на такой стимул, учеба у будущего главы «Майкрософта» шла совсем плохо — за год удавалось заработать не больше пяти долларов. Но потом в школе появилась ЭВМ, и разбудила дремавшие в юном Гейтсе великие способности.

Список гениальных двоечников можно продолжать и продолжать. Почему же из детей, которых считают тупицами, вырастают умные, талантливые и успешные взрослые? Психологи считают, что творчески одаренные дети часто не вписываются в школьный стандарт и не соответствуют представлениям учителей о хорошем ученике. По данным психолога П. Торренса, изучавшего развитие творческих способностей, около 30% детей, отчисленных из школ за неспособность, неуспеваемость и даже глупость, составляют дети одаренные и сверходаренные. То есть получается, что почти каждый третий отчисленный из школы — возможный гений?

Учебная программа все еще направлена больше на развитие памяти, чем на развитие мышления. Антуан де Сент-Экзюпери писал, что во многих детях «убивают Моцарта». Есть дети, у которых уровень интеллекта невысок. Однако очень высок уровень творческого мышления. Такие дети почти всегда плохо учатся. Часто они становятся изгоями, с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, страдают от неуверенности в себе и множества комплексов. Именно этих учеников учителя часто характеризуют как тупых и невнимательных. Но такие дети не могут иметь интереса и способностей ко всем школьным предметам. Как правило, их привлекает что-то одно, в чем им может не быть равных. Именно в этом нынешний двоечник завтра добьется успеха.

Только не нужно убивать в ребенке Моцарта, делая страшную трагедию из плохих оценок, давая ему строгую установку на одни пятерки и обещая в противном случае карьеру дворника. Приглядитесь к своему ребенку, и вы увидите, в чем его гениальность. И тогда, может быть, из него вырастет не дворник, а Вальтер Скотт, Николай Лобачевский или Карл Линней, которые в школе были обычными двоечниками!

Теги: ученики, оценка, учеба, карьера, ребенок, будущее, психология

  • Оценить

    5 4 3 2 1

    Проголосовали 222 человека

    196
    11
    9
    2
    4

Обновлено 17.02.2015
Статья размещена на сайте 30.08.2007 Что еще почитать по теме?

  • Сочиняем песню — 8. Кто её оценит?
  • Что будет на Земле через 100 лет?
  • Как победить своего ребёнка?
  • Как написать рецензию на книгу?
  • Больше публикаций
  • Свернуть

Ребенок получил двойку.

С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала. Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»
  • Безразличие к учебе, лень. Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.
  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа. Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.
  • Двойки не за знания. Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.
  • Конфликт с учителем. Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.
  • Случайность. Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.
  • Сознательный отказ учиться. Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Помните о том, что делать ни в коем случае не нужно!

  1. Бить ребенка
  2. Унижать его морально, обзывая или обижаясь на него.
  3. Лишать его любимых вещей или ограничивать в чем-то (в питании, прогулках или родительском внимании).

Подобные методы не спасут ситуацию, а лишь усугубят ее. Ребенок может серьезно обозлиться и станет учиться еще хуже. К тому же, ваше чадо перестанет вам доверять, ухудшаться отношения и взаимопонимание. С пониманием и спокойствием относитесь к нежелательным отметкам, проявляя свою поддержку и любовь. Если же вы видите, что ребенок ленится, поговорите с ним более серьезно.

Как поступать в случае плохих отметок

  1. Старайтесь не ругать ребенка. Вспомните себя в его возрасте, когда страдания от несправедливости родителей делали больно вашему юному сердцу. Много причин могло повлиять на оценку вашего малыша. Учитывайте это и постарайтесь разобраться в ситуации.
  2. Хвалите малыша за успехи, за его таланты и способности в определенных сферах учебы и жизни. Если вы поощряете ребенка, ему легче будет подтягивать свои слабые стороны.
  3. Поговорите с ребенком. Дети многое понимают, просто часто не знают, как вести себя в данной ситуации. В откровенной беседе могут открыться причины плохой успеваемости вашего малыша. Ваша родительская задача — уметь слушать и слышать ребенка.

Относитесь к отметкам в школе более философски, вспоминая свое детство. По большому счету ребенок имеет право получить двойку. Ведь все мы совершаем ошибки, которые учат нас многому. Школьник, осознавая свои плохие оценки и причины, которые к ним привели, наработает свой личный опыт поражений, за которыми обязательно последуют победы.

Родом из детства: психология успеха троечников и отличников

21.01.200910:48 0

Будешь хорошо учиться — хорошо устроишься в жизни. В противном же случае пополнишь ряды безнадежных аутсайдеров. Казалось бы, аксиома, железный аргумент всех родителей, в очередной раз пытающихся наставить на путь истинный свое чадо, не проявляющее особого рвения к наукам. Но действительно ли существует столь тесная взаимосвязь между успеваемостью в школе и дальнейшим жизненным успехом? Социолог Дмитрий Козин попытался ответить на этот вопрос.
Ученый опросил и протестировал по различным методикам сотни людей. Среди них были и те, кто закончил школу десять-двадцать лет назад, и вчерашние выпускники. Стремясь к максимальной объективности, социолог также беседовал с родственниками, учителями, друзьями участвовавших в исследовании. Собрав внушительный банк данных, скрупулезно проанализировав и сопоставив их, социолог установил несколько любопытных закономерностей.
В последнее время в СМИ можно найти массу публикаций, посвященных непохожести (разумеется, не только сугубо физиологической) мужчин и женщин. Свою лепту в исследование этой темы опосредованно внес и Дмитрий Козин. Он, в частности, подтвердил: мальчики и девочки по-разному реагируют на школьные успехи. Для школьниц высокие баллы зачастую являются средством самоутверждения, благодаря которому они оказываются в центре внимания и всеобщего восхищения. Пацаны, наоборот, гораздо более равнодушны к тому, как выглядят со стороны.
У девочек деление на отличниц и троечниц, как правило, совпадает с делением на рациональный и эмоциональный тип личности. Отличницы становятся таковыми за счет неординарных интеллектуальных способностей. Троечницам же плохие отметки обеспечивают недостаточно развитые память и логическое мышление плюс медлительность. У мальчишек-троечников все с точностью до наоборот: и с памятью, и с мышлением у них все хорошо, да вот непоседливый характер, строптивость, а главное — нежелание выполнять неинтересную работу уверенно делают свое черное дело.

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНЫХ ОТМЕТОК НА СТЕПЕНЬ УВЕРЕННОСТИ
Одно из самых важных для карьеры качеств — уверенность в своих силах. Во многом это, безусловно, врожденный показатель, но кое-что зависит и от школы. Конечно, мальчик-отличник, обласканный педагогами и родителями, чувствует себя вполне уверенно и в школе, и во внешкольной жизни. Меньше уверенности в себе — у мальчишек-троечников. Да, их частенько ругали, но они, к счастью, почти все пропускали мимо ушей. Иная ситуация с представительницами прекрасной половины человечества. Отличницы очень часто сомневаются в собственной успешности. Высокие баллы они воспринимают, прежде всего, как ответственность: им нельзя ошибиться, ведь все смотрят на них. Необходимость же постоянно оправдывать надежды учителей, родителей, свои, в конце концов, — огромная психологическая нагрузка. Отличницам требуются серьезные усилия, чтобы перманентно контролировать свои эмоциональные реакции. Поэтому их уровень тревожности гораздо выше, нежели у их товарищей отличников, более естественных и свободных в своем поведении. Ну а лидерами в рейтинге самых неуверенных являются девочки-троечницы. Увы, в отличие от ребят, они достаточно болезненно реагируют на школьную «маргинализацию». К слову, в будущем многие из таких девушек, пытаясь компенсировать прошлое аутсайдерство, вырабатывают привычку казаться значимыми, важными, активными в системе межличностных отношений.
Бывшие отличники ответственно и продуманно подходят к решению главных жизненных вопросов — выбору профессии и созданию семьи. Но «отравленные» успехом, они с трудом отказываются от задуманного, болезненно переживают неудачи. Мужчины, не блиставшие в школе высокими баллами, более гибкие, легче приспосабливаются к ситуации, посему поражения переносят гораздо легче. Но, несмотря на это, Дмитрий Козин пришел к выводу, что в целом степень адаптивности к окружающему миру у отличников все же выше. Их планы отличаются четкостью и реалистичностью, а линия поведения — уверенностью. Результат — более высокий уровень доходов.

4,7 5 1

ХОЧЕШЬ ЗАМУЖ? СТАНОВИСЬ ТРОЕЧНИЦЕЙ!
Что же касается девочек, то, если социолог не ошибся, отличницами им лучше… не быть. В самом деле, какую барышню может «согреть» перспектива остаться незамужней или разведенной? А ведь именно среди бывших школьных «перфекционисток» исследователь насчитал таких больше всего. Объясняется сей феномен просто: у отличниц высокая самооценка, они очень требовательны к людям. В семье же главное — умение идти на компромиссы, услышать и понять партнера. Именно троечницам это удается куда лучше.

ТРОЕЧНИКИ СТАНОВЯТСЯ ЛИДЕРАМИ, ОТЛИЧНИКИ — ИСПОЛНИТЕЛЯМИ?
Отличники чаще становятся высококлассными специалистами-предметниками, людьми, хорошо разбирающимися в технологических процессах, управляемых явлениях. Отличники чаще выбирают работу, связанную с интеллектуальной деятельностью, и их стратегию достижения успеха можно назвать стратегией технологической, производственной компетентности. Бывшие же троечники гораздо лучше школьных «передовиков» ориентируются в системе межличностных отношений, ловчее подстраиваются под других людей. Их стратегии скорее подойдет определение «стратегия социальной конкурентности». Троечникам не привыкать к преодолению конфликтов, они неплохие организаторы — способны привлечь лучших специалистов к решению возникших проблем и создать условия для максимально плодотворной работы. К слову, эти «компетенции» у них — родом из школы. Ведь им не раз приходилось выбирать, у кого надежнее списать геометрию, а у кого — химию. Именно они знают волшебное слово, способное подвигнуть отличника решить на контрольной по алгебре не только свой вариант, но и троечника. Заметьте: в условиях всего постсоветского пространства «социальная» стратегия оказывается куда эффективнее предметной компетентности. Но не спешите с выводами, поскольку, согласно статистике, отличнику легче овладеть тонкостями общения, нежели троечнику стать высококлассным специалистом.

ЛЕГКАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ ЕЩЕ НЕ РАЗ ВЫРУЧИТ
Несмотря на общительность троечников, широту и разнообразие их круга общения, лишь 11% из них удовлетворены системой отношений в своей микрогруппе. Среди отличников недовольных вдвое меньше — только 5%. Почему? Они тщательнее выбирают друзей, осознанно подходят к выбору семейного партнера. В то же время отличникам нелегко приспособиться к случайным людям, быстро сориентироваться в форс-мажорных ситуациях. Их высокая, порой завышенная самооценка создает немало проблем. При этом троечники в десять (!) раз чаще, нежели отличники, чувствуют себя одинокими, не имеют близких друзей. Видимо, подсознательно они все же ожидают от окружающих более низкой оценки себя как личности («привет» из школьного детства?..), и это мешает им развернуться, полностью проявив себя. Например, практически каждый третий юноша — бывший троечник не может найти себе постоянную девушку. А вот одиноких парней-отличников почти вдвое меньше.
Бывшие школьные передовики и отстающие по-разному оценивают прожитую жизнь. Почти 60% первых считают, что сумели реализовать себя. Среди бывших троечников таких — чуть больше половины. И это несмотря на то, что в данной выборке и троечники, и отличники достигли примерно одинаковых профессиональных и социальных успехов. По-видимому, низкие школьные показатели предопределили и низкую самооценку вполне взрослых состоявшихся людей.

Ребёнок-двоечник – горе в семье?

Что делать, если ребенок плохо учится, не хочет делать домашних заданий? Родители прилагают массу усилий, чтобы изменить ситуацию: часами занимаются, помогают решать задачи или нанимают репетиторов. Если перепробованы все мыслимые способы, а успеваемость лучше не становится, нужна психологическая консультация с ребенком.

Все родители ожидают, что их дети будут «не такими, как все». Они просто обязаны быть самыми умными, красивыми, ловкими, сильными, здоровыми.

Наступает момент истины – школьная учеба, и выясняется, что ребенок учится хуже одноклассников. Это огромное разочарование, и необходима психологическая помощь родителям детей.

Ребенок не хочет делать домашние задания или же делает их «задней левой ногой», лишь бы родители перестали настаивать. Причины такого поведения могут быть самыми разными – от затрудненного дыхания до конфликтов в школе. Родители редко могут определить, из-за чего ребенок не хочет учиться, но это способен сделать специалист.

Горькая пилюля: родители не всегда правы

В центр психологической помощи детям чаще всего обращаются родители, которые уже извелись со своим чадом, пытаясь убедить или научить его любить школьные уроки. Но подумайте, если вы сами чувствуете себя измученными, то как же приходится вашему ребенку. Его вы измотали ничуть не меньше.

Наверняка вы очень вовлечены в процесс обучения. Возможно, контролируете каждый шаг ребенка в школе, собираете ему портфель, проверяете каждое слово в домашнем задании, «стоите над душой», пока ребенок делает уроки. Такая ситуация – постоянный стресс и для вас, и для него.

Конечно, вы хотите только добра. Но постарайтесь объективно оценить, в какой мере будущий успех ребенка зависит от знаний и навыков, полученных в школе. Как правило, даже отличники запоминают не больше 10-15% информации к моменту выпуска из учебного заведения. В жизни люди ориентируются не только на школьные предметы.

В какой-то мере от учебы зависят будущее счастье и обеспеченность вашего ребенка, но эта зависимость вовсе не всеобъемлющая. Так что постарайтесь успокоиться, перестаньте изводить ребенка и приходите в наш центр. У нас работает отличный детский психолог в Саратове, и вместе с ним можно эффективно решить проблему.

5 причин, почему ребенок не хочет учиться

Детская психологическая помощь нужна в тех случаях, если ребенок сталкивается с такими трудностями:

  1. «Посмотри, как это сложно». Изучение нового – самый сложный процесс. Взрослым он дается не легче, разница только в том, что им редко приходится одновременно и постоянно изучать несколько предметов. Психологическая помощь детям и подросткам, у которых не получается учиться, обязательна. Она нужна, чтобы у них не сформировался комплекс беспомощности.
  2. «Я так невыносимо устал». Дети очень разные: кто-то сохраняется бодрость и ясность мышления после 6 уроков, а кто-то может выполнять только те действия, которые не требуют «включения мозгов». Важно давать ребенку полноценный отдых, иначе уже через пару недель после начала занятий он окажется неспособным делать даже простейшую умственную работу.
  3. «Ты – везде». Если вы гордитесь тем, что контролируете каждую точку в дневнике и наклон каждой буквы в тетради, то зря. Тотальный контроль может принести больше вреда, чем пользы. Ребенок считает, что ему не доверяют, боится выполнять что-либо самостоятельно, ведь иначе он может получить «строгий выговор с занесением в личное дело».
  4. «Кажется, тебе тоже это не надо». Бесконтрольность – такая же крайность, как и родительское «недремлющее око». Психологическая консультация с ребенком поможет вам наладить систему контроля так, чтобы не слишком давить на школьника, но и не пускать учебу на самотек.
  5. «Меня не любят в школе». Одна из самых распространенных причин, по которым ребенок старается избегать школы, это отношения с одноклассниками и учителями. Нам кажется, что школьник идет для получения образования, но мотивация ребенка совершенно иная. Он рассчитывает на признание, интересное общение. Получая вместо этого неприятности, теряет желание заниматься.

Проблемы бывают не только в школе…

Это неприятно признавать, но детская психологическая помощь часто нужна и в случаях, когда в семье или в кругу друзей царит нездоровая атмосфера. Как показывает практика, дети гораздо чаще отстают в школе, если есть проблемы дома или с общением. И наоборот, благополучие в семье, хорошие отношения с родителями, близкими, приятелями помогают ему справиться с учебой.

Консультация психолога ребенку необходима, если:

  1. Ссорятся родители. Помните, ваши отношения в браке напрямую влияют на успеваемость ребенка. Если не получается находить компромиссы, запишитесь на прием к специалисту по семейным проблемам. Благополучная семья – это надежный тыл для ребенка. Он будет чувствовать себя защищенным, перестанет бояться трудностей.
  2. Друзья не признают учебу. Старайтесь следить за кругом общения ребенка и незаметно его корректировать. Если в компании принижается значение учебы, ваш ребенок точно так же будет относиться к ней. Возможно, потребуется психологическая помощь семье и детям, чтобы решить эту проблему.
  3. Есть комплексы. Дети могут переживать из-за недостатков внешности или плохой успеваемости. Даже если одноклассники не дразнят, сам ребенок может считать себя гадким утенком, недостойным находиться в обществе «нормальных» людей. Если не будет оказана помощь психолога ребенку, то в будущем проблема может усугубиться, и вашему взрослому ребёнку понадобится психолог для взрослых.
  4. Ребенок попал в зависимость. Все чаще психологи бьют тревогу из-за компьютерной зависимости. Это настоящая пандемия в обществе, где электронные устройства стали заменять привычное дружеское общение, развлечения, активное времяпровождение. Проблема очень серьёзна, и тут без психологической консультации с ребенком не обойтись.

«Радость Жизни» – центр психологической помощи детям

Нежелание учиться – еще не конец света. Не нужно ставить на ребенке крест или истязать постоянным контролем, упреками. Это не поможет. Что по-настоящему необходимо, так это помощь психолога ребенку и самим родителям.

Специалисты центра «Радость Жизни» помогут вам найти подходящие методы воспитания. Вместе мы сможем добиться заметных успехов.

Берите за руку своего школьника и приходите к нам на консультацию. Запись – по телефону или через форму на сайте.

Вам понравилось?! Поделитесь записью с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *