Ребенок и компьютер

Роль и значение компьютера для детей дошкольного возраста

Вход

Ирина Первухина
Роль и значение компьютера для детей дошкольного возраста

Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста.

Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не только пишет, читает и считает, но и работает с компьютером.

Введение информационных компьютерных технологий во все области специального и общего дошкольного образования должно быть подчинено задаче максимально возможного развития ребенка.

Знакомство детей дошкольного возраста с компьютером в ДОУ начинается с игр, тщательно подобранных с учетом возраста и направленности. Одна из важнейших функций таких игр — обучающая. Игры составлены так, что ребенок может воспринимать и усваивать не только единичные понятия или конкретные ситуации, но и получить обобщенные представления обо всех похожих предметах и ситуациях. Так у него развиваются важные операции мышления — обобщение и классификация.

В ходе компьютерной игры ребенок активизирует не только мышление, но и память, у него возникают различного рода представления, что способствует появлению новых горизонтов развития личности. Горизонты развития – не только зона ближайшего развития, но и своеобразный прогноз развития личности, данный в содержании познавательной мотивации. Это весьма тонкий психологический процесс, который еще будет изучаться многими учеными. Он характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации – возможность постоянного расширения горизонтов личности.

Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. В ДОУ, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий.

Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с гордостью рассказывает друзьям о всех тонкостях и достоинствах работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности ребенка.

Играя за компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – не реальные вещи, а только знаки этих вещей. У детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т. е. понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т. д. В процессе таких занятий у детей улучшается память и внимание, потому что информация передается в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Компьютерные занятия способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх, от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, управлять «мышкой», что развивает мелкую моторику рук.

Таким образом, использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых видов детской деятельности, тесно связанных с компьютерными играми (компьютерное конструирование; творческое экспериментирование; развитие воображения, эстетического вкуса, быстроты реакции, рефлексии и т. д.).

Структура компьютерного занятия.

В планировании компьютерных занятий необходимо учитывать цели и задачи, программное содержание по всем видам деятельности и коррекционной работы с учетом тематического планирования воспитательно- образовательной работы в возрастных группах. Выбор программы должен соответствовать образовательным задачам того вида деятельности, на который нацелено компьютерное занятие. Оно включает подготовительную, основную и заключительную часть.

Подготовительная часть.

Детей вводят в сюжет занятия, готовят к компьютерной игре посредством бесед, конкурсов. Привлекают опыт по наблюдению за трудом взрослых, поведением животных, создают определенную предметно – ориентированную игровую среду, аналогичную компьютерной игре, цель которой – стимулировать воображение, побуждать к активной деятельности, подводить к пониманию и выполнению заданий на компьютере.

Подготовительная часть – необходимое звено развивающих занятий с компьютером. И не только потому, что дошкольникам, в силу возрастных особенностей мышления, без предварительной предметно – опосредованной деятельности непросто освоить манипуляции с экранными образами, но и потому, что для подготовки моторики рук к работе в содержание занятий обязательно включаем пальчиковую гимнастику.

Основная часть.

: а) овладение способом управления программой для достижения результата; б) самостоятельная игра за компьютером.

Педагог использует несколько способов «погружения» детей в компьютерную программу.

1. Наводящими и контрольными вопросами последовательно объясняет назначение каждой клавиши.

2. Ориентируясь на приобретенные навыки работы с компьютером, знакомит с новыми клавишами и их назначением.

3. Предлагает роль исследователя, экспериментатора с предоставлением возможности самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4. Предлагает карточки – схемы, где задает алгоритм управления программой: на первых этапах это знакомство с символами, проговаривание и отработка способов управления совместно с педагогом, в дальнейшем – самостоятельная «читка» схемы.

Заключительная часть.

Подведение итогов, оценка выполнения заданий и закрепление необходимых действий, понятий, смысловых структур и правил действия с компьютером (рисование, конструирование, игры). Снятие зрительного и мышечного напряжения (упражнения для глаз, физкультминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Требования к использованию игровых компьютерных программ.

Однако использование игровых компьютерных программ для развития и обучения детей как в ДОУ, так и в домашних условиях имеет свои особенности. Прежде всего необходимо ограничить время нахождения ребенка за компьютером (не более 20 минут). Кроме того, необходимо убедиться в качестве электронного продукта, который должен отвечать не только технологическим, но и гигиеническим, психологическим и дидактическим требованиям.

Только систематическая работа с развивающими и обучающими компьютерными программами, ориентированными на использование их в образовательном учреждении, помогает достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребенка – дошкольника, формирует и развивает личностные и интеллектуальные качества, способности, которые помогут ребенку подготовиться к школе и успешно в дальнейшем учиться.

Список литературы

Беспалько В. П. Образование и обучение с использованием компьютера. М. ; Воронеж, 2002.

Леонова А. А. Дошкольники компьютер. Воронеж, 2004.

Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средства коммуникации: достижения и поиски/1998.

Цветкова Т. В. Журнал «Воспитатель ДОУ» №12/2010. ООО «ТЦ СФЕРА», 2010.- 52с. – 56с.

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Математика — это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей) Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка.

Консультация «Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста» «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» (Вольтер) Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста О театре как.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста» Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста» Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется ежедневно во всех сферах детской деятельности: во время зарядки,.

Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы) Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование.

Консультация «Значение народных игр в двигательной активности детей дошкольного возраста» Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это ми-нуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Народные.

План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста» Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста». Цель: Научить детей говорить четко, чисто и правильно,.

Консультация для воспитателей «Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно.

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Управляй своим настроением ибо оно, если не повинуется, то повелевает. (латинское изречение) Понятие «Эмоциональный интеллект» введено.

Консультация «Значение сюжетной лепки в развитии знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста» Эстетическое образование — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, овладевают разными видами художественной.

Библиотека изображений:

Опубликовано в разделах:

  • Мой друг — компьютер
  • Темочки

+3 Голосовать Комментарии: Всего комментариев: 2. Для просмотра комментариев Популярное из нового

Сегодня маленький Христос Спасенья Чудо нам принес. Сверкает снега серебро. И хочется дарить добро. И хочется летать, как птица. Любви Всевышнего…
Дата: с 09. 01. по 11. 01. Тема: «Праздники в нашей жизни». Задачи: закладывать основы праздничной культуры; вызвать эмоционально положительное…
Цветы — символ любви и верности, символ уважения и памяти. Цветы — самое скромное и доступное украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов…
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Лэпбук «Зима» для подготовительной группы…
Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей…

Ребенок перед экраном. Какие мультфильмы и как смотреть?

поиск

До беременности | Беременность | Роды | От 0 до года | От 1 до 3 | От 3 до 7 | Старше 7 | Питание | Брат-сестра | Семья | Досуг | Библиотека
Главная » От 1 до 3 » Развитие ребенка » Ребенок и телевизор » Ребенок перед экраном. Какие мультфильмы и как смотреть?

Маленькие дети понятия не имеют о множестве вещей, хорошо знакомым нам. Родители выбирают, на что обратить внимание, какую купить книгу, игрушку, какой посмотреть мультфильм. Это НАШ выбор. И ребенок НАМ верит.

Экран вместо мамы

Летом мы отдыхали в пансионате. Три раза в день приходили в столовую и наблюдали такую картину. Одна мама приводила двухлетнего сына, сажала за стол, доставала ноутбук, включала мультфильм и шла за едой. Затем мальчик, словно загипнотизированный, замирал перед экраном, а мама заполняла его желудок принесенной пищей.
А вы подобное не встречали? Дома разве так не бывает? Ребенок, увлечённый мультиком, не мешает заниматься своими делами или под просмотр проглатывает всё, что вы ему предложили. Телевизор выручает, когда надо быстро сбегать в магазин, сходить к соседке, срочно позвонить или ответить по электронной почте. Получается, что мы добровольно предлагаем экран вместо себя. А потом недоумеваем: почему ребенка не оторвать от телевизора?
Это не выступление против телевизора и тем более против мультфильмов. Это попытка «приручить» экран, чтобы он служил нашим человеческим целям, а не заменял родителей.
Телевизор, при разумном потреблении, может принести много пользы, он расширяет кругозор, способствует общему развитию, служит хорошим развлечением. Но как сделать так, чтобы подчинить экран развитию ребенка? Превратить зло в добро?

Как выбрать мультфильм?

Сначала вспомним свое детство. Практически все любили смотреть телевизор, и тем более мультфильмы. Многие родители помнят, как они в детстве ждали начала «Спокойной ночи, малыши!» или «В гостях в сказки». Выбор был невелик.
Сегодня всё по-другому. Родительские предпочтения формируют репертуар просмотра подрастающего малыша. Одни утверждают, что ребенку полезно смотреть только старые отечественные мультфильмы «потому что они добрые и смысловые», только их покупают и показывают. Другие считают, что дите может смотреть любые мультфильмы, лишь бы они ему нравились.
Одна мама пишет: «Специально во время беременности скачала и пересмотрела около 300 мультфильмов для дочки. Отсортировала их по темам и по продолжительности. Очень удобно. Начинали с коротких и музыкальных, с поучительным сюжетом и народным фольклором…» Редко кто во время беременности задумывается о такой, казалось бы, мало значимой теме, а ведь потом уже кажется, что нет времени на фильтрацию, будем смотреть из имеющегося в наличии.
Правда, существует и другая точка зрения: любой мультфильм может послужить в умелых руках полезным занятием. Это значит, что просматривать (а затем и обсуждать) мультфильмы нужно вместе с детьми. И чем младше ребенок, тем это важнее.
Хотелось бы привести слова Юрия Красного, педагога и писателя, автора стихов, сказок и книг о творческом развитии детей: «Дело в том, что максимальная польза (или хотя бы минимальный вред) от просмотров зависит не столько от перечня фильмов, сколько от многообразных и многочисленных приемов и форм работы с экраном.
В самых общих чертах, выбор фильма зависит от:
а) соответствия возрасту,
б) соответствия конкретному опыту и ожиданиям ребенка (в группе – не так, как в семье),
в) художественного уровня,
г) развивающих задач, которые вы сегодня решаете».

Учимся видеть, слышать, думать

Осенью этого года мы попали на «Большой фестиваль мультфильмов» в Москве. Билеты стоили копейки и заказывать их надо было заранее. Большинство фестивальных мультфильмов невозможно посмотреть по телевизору, купить на диске или скачать. Почти все фильмы уникальны и оригинальны. На таком фестивале понимаешь, что мультфильм не обязательно должен быть снят в трехмерном формате и со спецэффектами, важно, чтобы была история, которая берет за душу. После сеанса нам раздали анкеты, в которых просили отметить понравившийся фильм. Такой живой дискуссии детей с родителями я давно не видела!
Это как раз то, о чем говорил Юрий Красный – о форме работы с мультфильмом. Оказалось, что не всегда дети на экране видят то, что видят родители. Анимация – это концентрированный напиток с множеством содержаний. И для ребенка иногда оказывается важнее тот или иной персонаж, деталь или действие, на которое родитель вообще не обратил внимание. Именно поэтому совместное обсуждение так важно: не упустить момент, когда появляются страхи, или когда вдруг активно начинает работать воображение.
Как лучше организовать просмотр мультфильма? Выберите на ваш взгляд самый лучший фильм, исходя из критериев, предложенных выше. Посмотрите его сами, без ребенка и составьте список вопросов. Для совсем маленьких детей это в основном вопросы: ЧТО и КТО. Для детей после трех лет: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? СКОЛЬКО? КАК? И т.д.
Посмотрите с ребенком мультфильм. Обратите внимание на реакции ребенка во время просмотра. В какой момент оживился или расстроился, как сопереживал. Если ребенок испугался, заплакал, убежал в другую комнату, прекратите просмотр и проанализируйте, что так впечатлило ребенка.
После просмотра обсудите, что понравилось, а что нет, задайте приготовленные вопросы. С ребенком постарше можно договориться о том, что после окончания мультфильма он будет задавать маме вопросы. Дети живо включаются в игру и «ловят» маму на нюансах: какого цвета был шарик, кто первый побежал, что стояло на столе и т.д. Разговаривайте с ребенком после просмотра о том, что он увидел и что понял, какой эпизод и почему произвел на него большее впечатление.
Предложите на следующий день или спустя несколько дней посмотреть еще раз этот мультфильм с остановками. Вы почувствуете, что ребенок начнет иначе смотреть фильм. А дальше включайте воображение: лепите и рисуйте с малышом персонажей, разыгрывайте ситуации из мультфильма, придумывайте другое окончание мультфильма или продолжение. Помните, что сказал А. Эйнштейн: «Воображение важнее, чем знание…».

Что смотреть?

Список рекомендованных к просмотру мультфильмов вы можете составить сами. Только помните, что первые фильмы должны быть короткими, простыми и понятными маленькому зрителю. По тематике лучше всего – фольклор (народные сказки), затем – авторские сказки, увязанные с современными реалиями (например, сюжеты о Чебурашке, Карлсоне, Простоквашино и т.п.). Хорошо начинать с музыкальных мультфильмов или созданных по мотивам известных стихов Энтина, Маршака, Барто, Чуковского, Токмаковой, Хармса и др.
У профессионалов лучшим мультфильмом всех времен и народов считается «Сказка сказок» Юрия Норштейна. А японцы назвали таковым его же «Ежика в тумане».
В художественном отношении хороши фильмы Ф.Хитрука, И.Иванова-Вано, Э.Назарова, Ю.Норштейна, Л.Атаманова, Р.Качанова, И.Аксенчука, Б.Степанцева и многих других мастеров. Есть еще много отличных режиссеров английских, американских, чешских, французских, польских, итальянских, эстонских – только всё это труднее раздобыть.
Осторожно относитесь к избыточно динамичным мультфильмам, пресыщенным героями и событиями.
Очень интересно и важно смотреть мультфильмы, сделанные самими детьми. Их можно найти и скачать в Интернете.
В последнее время анимационное кино развивается в двух направлениях. Это короткометражные сериалы и полнометражные мультфильмы. Для маленьких зрителей лучшим будет смотреть короткометражные сериалы, поскольку трех-четырехлетнему ребенку будет сложно уследить за сюжетом полнометражного мультика и тем более длительный просмотр создает большую нагрузку на его психику и глаза. Короткометражные сериалы можно ограничить одной или двумя (в зависимости от возраста ребенка и продолжительности серии) сериями в день.
Но лучше не смотреть две-три серии подряд. Делайте перерыв на обсуждение. Ребенок ведь только учится с помощью взрослых адекватно оценивать показанные ситуации, разбираться в тонкостях эмоций и оттенков. При просмотре двух мультфильмов подряд впечатления могут наложиться одно на другое. А для ребенка важнее углубление в одной теме, чем скольжение по сразу нескольким. Нужно время на размышление, а не сразу следующий мультфильм.
Хотелось бы в этой теме привести слова из книги И.Н. Тимофеевой «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти». В главе «Книга и телеэкран» она рассказывает о знакомых детях. «Настина мама, пользуясь видеопрокатом, познакомила дочку с экранной классикой мировой детской литературы уже к 4—5-ти годам, что внесло в жизнь девочки много радости и очень обогатило ее духовный мир. Помногу раз она смотрела «мультики» по мотивам русских народных сказок, сказок Пушкина, Андерсена, Э. Успенского, диснеевские шедевры… Буратино, Аленушка, оленёнок Бемби, Дюймовочка, Винни-Пух, Белоснежка и гномы, Маугли, Микки Маус, Золушка, Незнайка, Чебурашка — все они друзья Насти. Она говорит о них, играет с ними и даже видит их во сне. «Мультики» дали Насте первое представление о любви, чистое, красивое, поэтичное, и она даже сумела связать его с жизнью. Однажды зимним вечером мы гуляли вместе с Севой, который, убегавшись до изнеможения, на секунду прилег на горке, закрыв глаза (у ребят такое часто бывает). Настя посмотрела и сказала: «Сева — принц, его надо поцеловать». Мальчик замер…»

Мультфильмы и книги

Если мультфильм сделан по какому-то произведению, то как лучше, — сначала читать книгу или смотреть фильм? Однозначного ответа нет. Некоторые мультфильмы хорошо дополняют восприятие книги, а некоторые настолько далеки от основного сюжета, что может лучше их и вообще не связывать.
Если вы решите и читать, и смотреть, то лучше начать… с пересказа «своими словами». Тогда в контакте, глаза в глаза, вы поймете, насколько интересна эта тема ребенку, как он реагирует, есть ли «всплеск» на сюжет. Пересказывая книгу, интонируйте, включайте мимику, жесты, даже движения. Потом можно вместе почитать и посмотреть мультфильм.

Первая ласточка

Есть еще две темы, о которых хотелось бы поговорить – это обучающие фильмы для детей и мультфильмы своими руками. Об этом в следующий раз.
К сожалению, ни нас, на наших детей никто не учит, КАК и ЧТО смотреть на экране. В Эстонии, например, много лет назад в школьные программы был официально введен курс по экранным искусствам. Дети не просто учили теорию, они выполняли практические задания, входили в «кухню» кино и ТВ. В России эта идея не прошла.
Но вот на днях прочитала такую новость: «Национальный детский фонд при поддержке Департамента образования города Москвы готовит к выпуску сборник статей, посвященный развитию и перспективам анимационного образования в современной отечественной школе. В основе сборника – статьи и материалы преподавателей московских школ, отобранные по итогам профессионального конкурса «Анимационное образование сегодня: опыт, ресурсы и перспективы». Может быть это первая ласточка?

Дата публикации 15.12.2010
Автор статьи: Татьяна Мирошник
Теги: мультфильм ребенок телевизор экран Facebook Вконтакте Мой мир Одноклассники Google+ реклама

материнские новости:

  • 11.01.2019 Запись на ЕГЭ стала доступна онлайн
  • 11.01.2019 Дума разрешит ускорить поиск пропавших детей
  • 11.01.2019 Древний обычай погубил мать с двумя детьми
  • 10.01.2019 В России ужесточают правила усыновления и опеки
  • 10.01.2019 Детям запретят приносить в школу еду из дома
  • 26.12.2018 Более 20 детей в Приамурье заразились гепатитом С
  • 26.12.2018 Куда чаще всего ездили россияне в 2018 году
  • 26.12.2018 Идея фото на коленях у Санты вызвала споры

  • Дети и телевизор
    просмотров: 12457
  • Годовалым детям нельзя смотреть телевизор!
    просмотров: 6597
  • Мультфильмы — смотреть или не смотреть?
    просмотров: 6049
  • Ребенок перед экраном. Какие мультфильмы и как смотреть?
    просмотров: 5652
  • Мультфильмы: сколько, когда, какие?
    просмотров: 3791
  • Воздействие телевизионной рекламы на детей
    просмотров: 2946
  • Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом!

    ©1999-2019,

    » Материнство».

    Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
    Перепечатка в интернете разрешена при наличии в первом абзаце статьи прямой активной ссылки на портал Материнство.ру, открытой для поисковых систем. Ссылка должна быть размещена в случае как полного, так и частичного копирования материалов. Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

      Ребенок сидит за компьютером: компьютерная зависимость у детей. Компьютерные игры и их влияние на ребенка.

      Поиск по сайту

      Любимые игрушки современных детей давно уже ушли от лошадок и пупсиков , даже куклы Барби и роботы-трансформеры потеряли свою былую привлекательность. Сегодня самой желанной игрой стали компьютеры. Ведь с их помощью открывается целый мир — увлекательные путешествия, «стрелялки», приключенческие «бродилки», головоломки. И не видно конца и края компьютерным играм, способным заменить всех оловянных солдатиков, кукол и плюшевых зверюшек вместе взятых.

      Почему дети так любят игры на компьютере? Компьютерные игры позволяют ребенку испытать весь спектр эмоций: от восторга, счастья и радости до раздражения, страха, агрессии.

      Но чрезмерное увлечение компьютерными играми может перерасти в серьезную зависимость. Виртуальный мир может с легкостью заменить реальность, в которой есть школа, уроки, суп с вареным луком и еще множество скучных и нелюбимых ребенком вещей.

      Многие считают, что неконтролируемое увлечение виртуальными играми вызвано скорее ленью и тягой к развлечениям, чем серьезными психологическими проблемами. Но это не совсем верно!

      Какого же влияние компьютерных игр на ребенка?

      Компьютерная зависимость — вещь серьезная, она ведет к нарушениям психики и здоровья ребенка.

      Компьютерная зависимость по праву сравнивается с наркотической, поскольку признаки и действие их во многом схожи. В обоих случаях — это попытка «выключиться» из реальности и искусственным образом получить эмоциональную «дозу».

      При компьютерной зависимости в первую очередь страдает детская психика. Ребенок отучается самостоятельно развлекаться и уже не мыслит жизни без «железа», все его действия направлены на усовершенствование компьютера, поиск новых игр, достижение лучших результатов в компьютерной реальности. Он забрасывает друзей, учебу, прежние увлечения и становится добровольным заложником виртуального мира.

      Зачастую родители, пытаясь отучить свое чадо от долгого сидения перед монитором, запрещают ребенку играть в компьютер, прячут клавиатуру и отбирают диски с играми. При таком раскладе ребенок идет в компьютерный клуб, где он с лихвой получает желаемое, но уже за деньги. Поскольку очередная «доза» игр стоит немалых средств, то, потратив карманные деньги, полученные от родителей, дети могут решиться на кражу или вымогательство.

      Ко всему прочему, большинство компьютерных игр построено на агрессии, насилии и убийствах, что деструктивно влияет на детскую психику.

      От длительного пребывания перед компьютером портятся зрение и осанка. Если ребенок много сидит за компьютером, то из-за малоподвижного образа жизни возникают вегетативные нарушения, сколиоз, мышечная слабость и т.д.

      Признаки компьютерной зависимости:

      — Ваш ребенок, играя в компьютер, испытывает радость, эйфорию, но когда он вынужден заняться другими делами, выказывает неудовольствие, раздражение и даже агрессию.

      — Не может остановиться, находясь в игре, и стремится продолжать ее как можно дольше.

      — Частично или полностью теряет интерес к другим занятиям (играм со сверстниками, учебе, домашним делам, прогулкам и т.д.).

      — Увеличивает число времени, проводимого за компьютером.

      — Угрожает, шантажирует родителей в ответ на запрет сидеть за компьютером.

      — Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

      Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости?

      — Как можно раньше привейте отношение к компьютеру как к средству получения знаний, а не эмоций.

      — Не стоит совсем запрещать играть в компьютерные игры — подберите логические, развивающие, обучающие игрушки и лимитируйте время игры.

      — Обеспечьте ребенка яркой, интересной, насыщенной жизнью (участие в детском представлении, многочисленные кружки, походы в театры, музеи).

      — Ребенок должен иметь возможность самовыражаться, сообщать о своих эмоциях без угрозы быть наказанным или получить неодобрительную оценку и у него должна быть возможность удовлетворять потребность в эмоциях.

      — Желательно предоставить ребенку возможность адекватного выплеска негативных эмоций, агрессии (спорт, состязательные игры, борьба).
      Если вы обнаружили, что ваш ребенок страдает компьютерной зависимостью, не надо его ругать -это не даст нужных результатов. Лучше помогите ему — поговорите, выслушайте, окажите поддержку, побудьте рядом и если ничего не помогает, обратитесь за помощью к специалистам.

      Нашу рассылку читают счастливые люди.

      Читай и ТЫ!

      Наша группа Вконтакте:

      Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

      • Мальчики дерутся, парни не плачут?.. Как вырастить сына настоящим мужчиной.
      • Как помочь тревожному ребенку? Психологическая безопасность детей и подростков.
      • Как найти общий язык с ребенком? Как понять ребенка? Как объяснить ребенку?..
      • Детские страхи. Ребенок боится — нормально ли это?..
      • Почему взрослые дети сидят на шее родителей? Выученная беспомощность.
      • Шкала степени отверженности ребенка в семье. Методики для родителей.
      • Назад: Умный ребенок или как вырастить гения. Вундеркинд и что для этого нужно.

      Компьютерная зависимость у детей

      Компьютерная зависимость у детей – это навязчивый, намеренный уход в виртуальную реальность с потерей прежнего интереса к другим обязанностям и занятиям. О компьютерной зависимости впервые стали говорить в начале 80-х годов прошлого столетия, однако многие специалисты до сих пор этот термин не вполне признают. Человек любого возраста или социального положения может стать жертвой компьютерной зависимости, однако самыми уязвимыми всегда будут дети. Современные малыши с самого раннего возраста общаются с компьютерами, и даже музыкальные игрушки напоминают визуально компьютеры.

      Причины компьютерной зависимости у детей

      Компьютеры сопровождают малышей всегда, даже успокоить становится простым делом, если включить простую игру или мультик и ребенок сразу затихает. Зачастую малыш видит, как за компьютером сидят мама и папа, а бывает, и спорят, кто его займет. Таким образом, компьютер для крохи становится объектом вожделения, а затем превращается в предмет, без которого очень сложно обойтись. Ведь, где можно найти любимые мультики или забавные картинки? Конечно в интернете. В школе также давно уже перешли на компьютеризированное обучение. Компьютер является помощником, однако может сослужить и негативную службу, превратив полезное общение в зависимость.

      Малыш познает новый мир, общаясь с компьютером. Этот мир предстает для него таким понятным, предсказуемым и он по щелчку получает почти все, что захочет. И наступает такой момент, когда виртуальный мир становится более желанным, чем реальный.

      Причины возникновения компьютерной зависимости связывают с пересиживанием за компьютером, увлеченностью графикой, сюжетами, мультиками. Компьютер позволяет малышу осуществлять все свои желания, например, агрессивным личностям в игре можно убивать и избивать людей.

      На первоначальном этапе зависимости отмечается стадия легкой увлеченности компьютером, без особой настойчивой необходимости играть. Потом наблюдается переход в стадию увлеченности, когда фиксируется настойчивая потребность в игре и пребывании за компьютером. Малыш изо всех сил старается предпринять активные действия в осуществлении этого. Стадия зависимости характеризуется ощутимыми изменениями личности. Изменяются потребности детской личности, и игра уже полностью заменяет реальный мир. Игра становится необходимостью, превращаясь в наркотик. Отмечается еще такая стадия, как привязанность, когда потребность в игре насыщается, и спадает интерес.

      Признаки компьютерной зависимости у детей

      Выделяют следующие признаки компьютерной зависимости:

      — агрессивное, яркое сопротивление в момент попыток отвлечь малыша от компьютера;

      — эмоциональный, выраженный подъем, а также эйфория после контакта с компьютером;

      — предвкушение предстоящей игры на компьютере затмевает все мысли и дела;

      — нарушение внимания, падение успеваемости в школе;

      — компьютерная зависимость не позволяет следить за временем, малыш засиживается до глубокой ночи и даже способен играть всю ночь напролет;

      — все свои денежные сбережения малыш способен отдать, чтобы купить игры или оплатить интернет;

      — отмечается нарушение в режиме питания, без еды малыш способен проводить за компьютером много времени;

      — для поддержания себя в тонусе некоторые дети пьют кофе;

      — наблюдается сужение круга интересов, с малышом сложно говорить на отвлеченные темы, не касающиеся тем компьютера;

      — прежние занятия полностью обесцениваются, перестают представлять хоть какую-нибудь значимость;

      — при препятствии долго просиживать за компьютером развивается агрессия, возникает раздражительность;

      — при отнятии компьютера, ребенок превращается в злого, способного на угрозы и шантаж, требующего в агрессивной форме пустить к компьютеру.

      Зависимость ребенка от компьютерных игр

      Выделяют следующие факторы, способные вызвать патологическую компьютерную зависимость:

      — конфликты с родителями, безнадзорность, отвержение малыша;

      — недостаток внимания и ощущение покинутости, беспомощности у малыша;

      — желание получать признание в социальных сетях, а получив сложность от этого отказаться;

      — нахождение в постоянном стрессе, чувство подавленности и вины;

      — домашняя обстановка не выступает местом защищенности и провоцирует либо к сбеганию из дома, либо просиживанию за компьютером;

      — проблемы в школе (плохая успеваемость, конфликты, как со сверстниками, так и с учителями);

      — сильные переживания из-за конфликтов и непонимания со сверстниками, которые являются всей жизнью; для ребенка одинаково мучительно: игнорируют ли его или издеваются морально;

      — укрываясь в компьютере, малыш получает то, чего не хватает ему в реальной жизни, а также отвлекается от тяжелых дум, олицетворяя и представляя себя с персонажем – сильным, смелым, непобедимым.

      Особую опасность из-за всех этих перечисленных факторов представляют собой онлайн-игры, в которых играющий является частью игровой группы или сообщества. В таких играх малыш создает для себя фантастического персонажа, определенной расы и с определенными способностями. Игрок выбирает себе новую личность и дает ей в новом обществе жизнь. Для ребенка на самом деле эта новая жизнь со своими победами, событиями, поражениями. Реальность виртуальная, но чувства испытывающие настоящие. Захочет ли мальчик, над которым издевались одноклассники в школе, выходить из виртуальной реальности, если тут он чувствует себя игроком наивысшего уровня, его боятся и уважают?

      Профилактика и лечение компьютерной зависимости у детей

      Рекомендации по борьбе с компьютерной зависимостью включают следующее:

      — проводить как можно больше времени с малышом, интересоваться его жизнью;

      — прививать детям вкус к общим занятиям, общению, развлечениям, не имеющих ничего общего с компьютером;

      — культивировать в семье спорт, творчество;

      — не разрешать слишком рано овладевать компьютером, необходимо учить малыша развлекаться другими различными способами;

      — знакомство с компьютером начинать лучше всего с 5 лет, однако без формирования компьютерной культуры;

      — договариваться с малышом о четком регламенте работы за компьютером. Важно быть последовательным, и не уменьшать и не увеличивать оговоренное время;

      — необходимо придерживаться принципа: нельзя малышу, значит нельзя и родителям;

      — в случае если отец любит игры, и играет в них часто и подолгу, то очень сложно будет отучить свое чадо от компьютера. Малыш никогда не будет слышать слова. Он видит только поступки взрослых и если увлеченные родители — творческие люди, то у малыша стать таким же будет больше шансов;

      — необходимо, чтобы малыш понимал, что компьютеры необходимы взрослым для работы, поэтому родители могут долго сидеть за компьютером;

      — взрослым необходимо не препятствовать общению ребенка с друзьями вне дома;

      — важно прививать вкус малышам к логическим, развивающим играм и играть вместе;

      — не следует торопиться покупать малышу личный компьютер.

      Компьютерная зависимость у детей — как с ней бороться? Не существует универсального рецепта в борьбе с зависимостью. Каждая зависимость имеет свою историю, с множеством участников (друзья, семья, одноклассники). С зависимостью очень сложно справиться, но это вполне реально.

      Компьютерная зависимость у детей — рекомендации психолога:

      — во-первых, следует признать существование проблемы и необходимость с ней бороться;

      — признать проблему следует всей семье;

      — нужно подготовиться к трудной, долгой, терпеливой работе;

      — нельзя читать ребенку нравоучения, вызывать чувство вины, унижать его;

      — необходимо менять деятельность чада, приветствовать его любые успехи;

      — уделять достаточное внимание малышу;

      — отличать внимание от контроля, а также давления;

      — при необходимости следует обращаться за помощью к психотерапевту, который увидит ситуацию со стороны; выявит проблему, которая привела к зависимости, и начнет работать именно с этой причиной;

      — следует проявлять искренний интерес к малышу, интересоваться тем, что ему нравится. Пусть это будет даже компьютерная игра, но малыш поймет, что родителям на самом деле интересно, чем он живет и увлекается, а значит, интересен и он сам;

      — взрослым следует установить непринужденные, доверительные отношения с ребенком;

      — нельзя выбрасывать компьютер ребенка, от этого он станет еще злее;

      — взрослым следует дозировать работу на компьютере и предварительно об этом договариваться.

      Лечение компьютерной зависимости у детей осуществляет психотерапевт. Обращаться к нему следует в том случае, когда интернет-зависимость стала психическим расстройством.

      Компьютерная зависимость у детей 12 лет нуждается в ограничении пребывании за монитором до 2-х часов в сутки, детям от 5 лет накладывается ограничение до 30 минут.

      Лечение компьютерной зависимости у детей это трудный и долгий процесс, требующий участия родителей, а также самого ребенка. Необходимо осознать, что пустота, образовавшаяся в жизни ребенка после отказа от компьютерных игр, немедленно должна заполняться.

      Для большинства семей это одно из тяжелых условий, когда родители вынуждены долго дома работать за компьютером. От компьютерной зависимости важнейшей мерой в спасении может выступить собственный пример. Если мама или папа часами будут проводить время в интернете, то и малыш будет попадать под такое же влияние.

      Просмотров: 10 605

      Оставить комментарий или задать вопрос специалисту

      Большая просьба ко всем, кто задает вопросы: сначала прочитайте всю ветку комментариев, т. к., скорее всего, по вашей или схожей ситуации уже были вопросы и соответствующие ответы специалиста. Вопросы с большим количеством орфографических и прочих ошибок, без пробелов, знаков препинания и т. д. рассматриваться не будут! Если хотите, чтобы вам ответили, потрудитесь писать грамотно. Копирование размещенных на сайте материалов запрещено! Авторские права защищены по закону © 2019

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *