Ростов великий монастыри

Содержание

Богоявленский Авраамиев монастырь

  • Достопримечательности
  • Россия — Золотое Кольцо Ростов Великий

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото: Богоявленский Авраамиев монастырь

Фото и описание

Богоявленский Авраамиев монастырь – один из наиболее древних в Ростове Великом. Монастырь располагается на берегу озера Неро. Монастырь был основан в конце 11 – начале 12 вв. Авраамием Ростовским, который поселился на берегу озера, около языческого капища, где стоял идол Велеса. По легенде, преподобный Авраамий, который хотел сокрушить идола, после видения ему отправился в Царьград. Отойдя от Ростова, рядом с переправой у Ишни он встретил Иоанна Богослова, вручившего ему чудесный посох. Посохом этим Авраамий и сокрушил идола, а на Ишне построил церковь в честь Иоанна Богослова. На месте же языческого капища, где он разрушил идола, Авраамий основал Богоявленский храм.

К преподобному сразу пошли верующие, которые хотели остаться рядом с ним; так на берегу озера Неро появился мужской монастырь, просуществовавший на протяжении многих столетий до 1915 г. В 15 в. Авраамия Ростовского канонизировали, хотя его мощи почитались еще с конца 12 в.

До 16 в. монастырские постройки были деревянными. Лишь в 1553 г. по распоряжению Ивана Грозного был построен монументальный с несколькими приделами собор Богоявления Господня, который является ровесником московского храма Василия Блаженного. Храм в монастыре был построен также в честь взятия Казани русским войском. Внимание, проявленное царем к Авраамиеву монастырю, не случайно. По монастырской летописи царь, отправляясь на Казань, взял в поход святыню монастыря − посох Иоанна Богослова, который хранился здесь вместе с мощами Авраамия. Существует версия, которая не подтверждена историческими документами, о том, что для строительства храма Иван Грозный присылал мастера Андрея Малóго.

Богоявленский собор представляет собой четырехстолпное высокое здание, которое увенчано пятью главами. Оно стоит на высоком подклете, расширено галереей с юга, как многие ярославские храмы. Ярославская архитектурная манера проявилась также в том, что в юго-западной части галереи установлена колокольня, а восточную часть завершает придел.

В храме имеется три придела, которые посвящены Иоанну Богослову, Авраамию Ростовскому, Иоанну Предтече. Особенно выделяется юго-восточный придел в честь Авраамия Ростовского, который венчает красивый шатер. В приделе – мощи св. Авраамия, с его крестом от чудесного жезла и шапкой архимандрита.

Собор не раз перестраивался, надстраивалась колокольня и, очевидно, были сделаны выше барабаны. Фигурное позакомарное покрытие, которое придавало собору устремленность ввысь, было заменено на простое четырехскатное. Но это не помешало собору сохранить прежнюю грандиозным и величественность.

Когда игуменом монастыря был будущий ростовский митрополит Иона Сысоевич, в монастыре построили вторую каменную церковь − Введенскую. Она относится к 1650 г.. Это обычная классическая трапезная монастырская церковь, в плане – четырехугольная, с одной главой и восьмискатным покрытием, построена она из большемерного кирпича. Скорее всего, изначально она соединялась с Богоявленским собором переходом-галереей. который позднее был разобран. В подклете этого храма сохранилось захоронение схимонаха Сысоя, отца Ионы.

В 1691 г. на пожертвованные боярами Мещериновыми средства построили надвратную церковь в честь святителя Николая. В середине 19 в. эта церковь была сильно перестроена.

На территории монастыря до настоящего времени также сохранились настоятельский корпус и трапезная палата 1892 г. Ограда монастыря почти не сохранилась, которая была возведена в 18 в.

В советское время была разрушена часовня над могилой старца Пимена. По преданию, Пимен был подвижником и затворником, он не снимал вериг до конца жизни. Своими молитвами он исцелил купца Хлебникова от мигрени, а тот в благодарность после смерти старца построил над его могилой часовню. В обители сохранялись вериги старца, весящие около 25 кг, и гири. Некоторые богомольцы, возложив на себя эти вериги, три раза обходили часовню Пимена.

Монастырь в разное время посещали члены царской семьи, будущий Патриарх Тихон, Иоанн Кронштадский.

В 1915 г. сократившуюся братию перевели в Спасо-Яковлевский монастырь, а в здания обители въехали сестры из белорусского Полоцкого монастыря, привезшие с собой мощи игуменьи Евфросинии, основательницы своей обители. Несколько позже монахини снова вернулись в Полоцк.

В советские времена из монастыря были изъяты ценности, часть келий была занята рабочими квартирами. В 1929 г. богослужения в монастырских храмах были запрещены, мощи Авраамия были перенесены в музей. Многих монахов арестовали и репрессировали. Богоявленский собор был отдан под склад зерна, во Введенском храме разместился сначала детский сад, затем – санаторий, а потом − вытрезвитель.

В 1990-х годах храмы и здания монастыри находились в плачевном состоянии. В 1994 г. часть зданий передали московскому патриаршему подворью; в качестве приходской тогда открыли Никольскую церковь. Сегодня здания монастыря снова возвращаются к жизни.

  • Архитектура в городах Золотого Кольца
  • Архитектура в Ростове Великом
  • Монастыри в городах Золотого Кольца
  • Монастыри в Ростове Великом

Фотографии

  • У меня
    есть фото!
    Добавить фото

Карта

Расположение объекта Богоявленский Авраамиев монастырь на интерактивной географической карте. Для того, чтобы увидеть расположенные рядом достопримечательности откройте карту в полный размер.
Отдых в Ростове Великом по лучшей цене

Поиск и сравнения цен по всем ведущим мировым системам бронирования. Найдите для себя лучшую цену и сэкономьте до 80% от стоимости туристических услуг!

Богоявленский Авраамиев монастырь: что рядом?

Богоявленский Авраамиев монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов. Популярные города и курорты городов Золотого Кольца:

  • Александров
  • Владимир
  • Иваново
  • Кострома
  • Сергиев Посад
  • Суздаль
  • Ярославль

Богоявленский Авраамиев женский монастырь (Ростов Великий)

Материал из Азбука паломники Перейти к: навигация, поиск

Россия Ярославская область Ростов

Идёт загрузка карты…

Дата основания: 980 год

Статус: действующий

Богоявленский Авраамиев монастырь находится в 200 км на северо-восток от Москвы. Один из древнейших на Руси, основан преподобным Авраамием. Первый храм обители, в честь Святого Богоявления Господня, появился на месте низвержения языческого идола… История монастыря — практически история самой православной Руси. За годы жизни монастыря были и взлеты, и напасти, и разрушения, и обновления. Он держал оборону на разных фронтах и выдержал.

Сегодня это женская обитель с 25-ю насельницами, с дейстующим Никольским храмом и ежедневной литургией.

История

Прп. Авраамий Ростовский

Основателем обители является преподобный Авраамий, который в своё время поселился близ Ростова, где на чудском конце города находился языческий истукан, почитавшийся местными жителями за покровителя торговли и богатства. У этого истукана приносились в жертву дети, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. По откровению, он отправился в дом Иоанна Богослова, но путь был чудесно сокращён — сам апостол явился Авраамию близ реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться ею на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой(!) трости сокрушил истукана. Многие люди, видя такую божественную силу, уверовали и крестились, но остались и те, кто не раз пытался сжечь и истребить обитель. И только помощью Божией и святыми молитвами основателя и насельников она уцелела.

Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября/11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного обретены были и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212) и сейчас покоятся в Никольском храме обители.

Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Так во время монголо-татарского ига из её стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Доподлинно известно из жития преп. Иринарха Ростовского, что он в конце XVI века провёл в обители несколько лет. В те же годы в монастыре подвизался преподобный Пимен Затворник (подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг), сегодня он почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.

Обитель посещали Иоанн Грозный, Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон — будущий Патриарх Всероссийский.

Богоявленский храм

В Авраамиево-Богоявленской обители три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления, был построен еще преп. Авраамием около 1080 года. Первоначально он был, конечно, деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений обители, еще до покорения Казани, взял с собой трость св. Иоанна Богослова, сокрушившую некогда идола и с нею пошел на Казань. «Да тако и бысть взята Казань». После чего по его повелению и на его средства в 1553 году был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого он лично присутствовал и даже подарил несколько икон корсунского письма, из которых до наших дней сохранились только три: Спас на убрусе, Успения Божией Матери и Одигитрия. Эти иконы стояли на столпах за клиросами.

Введенский храм-трапезная

Постройка второго монастырского храма (храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине) в честь праздника Введения во храм Божией Матери связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, который построил, к слову, и Ростовский кремль.

В том же XVII веке вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых был выстроен третий — надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца.

Никольский храм

В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь отошёл на задний план, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как всё, что я ни видел, требовало устроения и обновления». Впрочем, обитель тогда была восстановлена…

В 1915 году братию обители перевели из Авраамиева в Яковлевский монастырь. А на их место приехали сёстры Полоцкого монастыря с мощами основательницы обители, преподобной Евфросинии Полоцкой. На время обитель стала женской.

С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году в Авраамиевой обители сначала была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение. 26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. Но и это не всё: за волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие… Но монастырь продолжал существовать под вывеской «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество».

Однако в 1929 году по распоряжению советских властей в монастырских храмах прекратились богослужения. Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии были арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно: детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались: воинская часть, квартиры… В безбожные годы обитель утратила часть построек и стены, из-за чего потеряла прежний облик монастыря-крепости, скорее всего навсегда.

Возрождение обители

В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви (и почивают сейчас в Никольском надвратном храме).

В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящён Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.

Современное состояние. Храмы

Старейший храм Ростова – Богоявленский собор – пока не действует, т.к. требует капитального ремонта.

Введенская церковь и надвратная церковь святителя Николая востановлены.

В Введенском храме находится трапезная.

В храме свт. Николая проходят ежедневные богослужения.

  • Царские врата Никольского храма

  • Рака с мощами прп. Авраамия Ростовского

  • Внутри храма

Расписание богослужений

Утреннее богослужение начинается обычно в 6:30.

Вечернее в 17:00.

Богослужения совершаются ежедневно. Исповедь бывает и на вечерней, и на утренней службе.

В праздничные дни утренние богослужения могут начинаться на полчаса позже (ради прихожан).

Святыни

Мощи прп. Авраамия Ростовского

Престольные праздники

6/19 января — Богоявление (Крещение Господне)

9/22 мая — день памяти Святителя Николая, в день перенесения мощей.

6/19 декабря — день памяти Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в день его кончины

Фото

  • Богоявлениский Авраамиев монастырь, Ростов

  • Богоявленский храм

  • Никольский надвратный храм

  • Царские врата Никольского храма

  • Прп. Авраамий Ростовский

  • Рака с мощами прп. Авраамия Ростовского

  • Внутри Никольского храма

  • Введенский храм

  • Сестринские корпуса

  • Монастырское хозяйство

Как добраться

Из Москвы до Ростова ходят электрички и поезда дальнего следования (например, в Архангельск, Воркуту), в которых есть сидячие вагоны. Билет стоит от 400 руб. (в зависимости от поезда — на скорый дороже, 600 руб.).

От ж/д вокзала до монастыря на такси пять минут и 100 руб. Телефоны такси: 8 (903) 827-27-37 и 8 (485) 366-50-60.

Можно добраться и общественным транспортом, билет стоит 20 руб. До городского автобуса придётся немного пройти и подождать, ехать нужно до ост. «Фабрика «Рольня» и там не очень далеко по прямой до монастыря (неспешным шагом примерно 10 мин.).

Паломнику

Матушки в обители добрые. Трудников не просто принимают, а принимают с теплотой, заботой и радостью. В обители много примеров, когда человек приезжал на пару дней и оставался на несколько недель или месяцев, а кто-то насовсем.

Для жизни в обители приемлемые условия: в жилых корпусах и на кухне есть холодная и горячая вода, канализация, туалет, душ. Это не пятизвёздный заграничный отель, но и едут люди сюда не комфортом насладиться, а помолиться Богу, восстановить душевные силы, отдохнуть от городской суеты и шума, потрудившись во славу Божию.

Если вы собрались в подобную поездку впервые, тогда лучше взять билет в одну сторону и побыть, сколько попросит душа, чтобы в другой раз вернуться осознанно (однако если отъезд планируете точно на выходные, билет нужно взять заранее, поскольку билетов может и не быть).

Обязательно оставьте денёк, чтобы прогуляться по городу: каждый шаг в Ростове — храм, монастырь, музей. Кремль для посещения открыт с 1-го мая по 1-е октября. Но если вы попадёте «не в сезон» всё равно не пожалеете — ведь всё остальное с вами, чего только стоит дивное озеро Неро, тишина за окном, благодать в храме…

С собой возьмите обязательно тёплые вещи: носки, куртку, платок (шапочку)… и длинную закрытую (подобающую месту) одежду — наверняка пригодятся.

Если вы хотите порадовать чем-то матушек, можно привезти: шампуни, мыло, крем для рук, чистящие и моющие средства, губки…; стеклянные тарелки, особенно салатники, вилки, ложки, ножи для разделки и всё, что может понадобиться в хозяйстве женщинам. Можно привезти и угощения: рыбу, фрукты, шоколад и конфеты (кратно 25-ти, т.к. лакомства принято отдавать лично в руки). Можно купить это всё и в Ростове — там те же «Магниты» и «Пятёрочки». Можно привезти и что-то покрупнее (кухонный комбайн или автомобиль…), если вам позволяют средства. Когда времени на покупки нет, можно оставить деньги (сложить в конвертик и передать, например, настоятельнице). На вопрос сколько: сколько можете.

Рядом со входом в храм есть магазинчик, где продаётся всякая всячина: от сувениров до монастырских солений и горячих пирожков. Ваши покупки и заказ треб в храме — тоже поддержка.

Для размещения в обители лучше позвонить заблаговременно, убедиться в наличии места (телефон в контактах).

Контакты

Почтовый адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Желябовская, 32. Тел/факс: 8 (485) 366-37-12.

Ссылки

Богоявленский собор Богоявленского Авраамиева монастыря

Монастыри Ростова Великого

Главное
Путешествия
Города
Природа
История
Экстрим
Блоги
Репортаж

История 11-01-2018 Елена Баклошеева Фото:

Ростов Великий — крупный туристический центр маршрута “Золотого кольца”. Концентрация достопримечательностей в этом старинном городе довольно велика. И главными историческими памятниками здесь считаются монастыри Ростова, расположенные как в самом городе, так и поблизости. Именно поэтому Ростов превратился в популярное паломническое направление.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

У озера Неро стоит один из старейших монастырей Ростова — Спасо-Яковлевский. Его история началась в XIV веке, хотя первоначально на этом месте располагались две обители. Постройки первого монастыря были деревянными, поэтому ни одно их оригинальных строений не сохранилось. В современном монастыре можно посетить Яковлевскую церковь, Димитриевский и Зачатьевский соборы — величественные памятники пришли на смену деревянным церквям. В них хранятся чудотворные мощи Димитрия Ростовского и Иакова, почитаемая Ватопедская икона. Также уцелели фрески разных периодов с изображением религиозных сцен. Спасо-Яковлевский монастырь — подробнее. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Авраамиев монастырь, расположенный возле озера Неро, считается одним из древнейших в России. Хотя первые упоминания датированы XIII веком, есть сведения о том, что монастырь основали ещё в XI веке. Как многие средневековые сооружения на Руси, он был обнесён ныне утраченными крепостными стенами. Старейшим сооружением монастырского комплекса является Богоявленский собор XVI века. Здесь сохранились росписи XVIII века. Рядом находится Введенская церковь XVII века. Оба памятника архитектуры ещё реставрируются. Сейчас действует хорошо отреставрированная Никольская церковь XVII в. Она украшена резным иконостасом, иконами Иоанна Кронштадтского и патриарха Тихона. В Никольской церкви хранится редчайшая святыня — ковчег с мощами многих святителей, в том числе Иоанна Златоуста и Димитрия Ростовского.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

В 1427 году в 2 км от Ростова был основан Троице-Сергиев монастырь. Его историю трудно назвать простой: монастырь разорялся поляками, а в советское время был почти полностью разрушен. Троицкий собор, его главное сооружение, уже отстроен заново. Издавна по роскоши убранства с ним не мог сравниться ни один ростовский собор. Стены и своды были искусно расписаны, а каждый придел имел позолоченный иконостас. Многие иконы Троицкого собора были пожертвованы и украшены серебряным окладом. Во время реконструкции и внешнее, и внутреннее убранство этой церкви удалось частично восстановить. Среди других восстановленных сооружений стоит посетить Введенскую церковь, выдержанную в стиле классицизма. Она была построена на средства благотворителей и купцов в XIX веке. Это единственный храм монастыря, которому удалось пережить период богоборчества. Несмотря на потери, церковь снова функционирует. Она сохранила несколько старинных икон, сосуды и престол.

Рождественский монастырь

Основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского.

Белогостицкий монастырь

Основан в XV веке, здесь бывал Иван Грозный. Сохранился собор Михаила, трапезная, низ колокольни и кельи.

Борисоглебский монастырь

В 20 км от Ростова расположен Борисоглебский монастырь, основанный в XIV веке. Он находится вдали от многих дорог и шума. Многочисленных паломников всегда привлекало уединение и красота этих мест. Облик монастыря сформировался ещё в допетровские времена, а после XVII века архитектурный ансамбль практически не менялся. Здесь не раз бывал Иван Грозный и здесь же нашёл приют Василий Тёмный. Русские князья и первые цари любили монастырь и вносили щедрые пожертвования, благодаря которым он стал богатейшим в Ростовской епархии. Архитектура монастыря способна впечатлить. Его восточный и западный фасады представляют собой могучую крепость с неприступными башнями и стенами. А северный и южный фасады завораживают богатым декором. Территория монастыря включает несколько сооружений. Одно из них — Борисоглебский храм. Его своды и стены украшены росписями религиозной тематики и орнаментальными рамами, при написании которых использовали золото. Рядом с Борисоглебским храмом находится Благовещенская церковь. Её интерьер довольно скромен — многие росписи не сохранились. К церкви примыкает просторная трапезная, по облику которой можно составить представление о традициях зодчества в XVI веке. На Южных воротах монастыря можно увидеть роспись XVII века. Она выполнена в стиле ростовской росписи того времени: над арками размещены фигурные композиции, а в кругах — изображения святых, ангелов и митрополитов. Фрески существуют несколько столетий и не защищены от воздействия природных факторов. Несмотря на плохое состояние, они определённо заслуживают внимания. Монастыри Ростова Великого на карте.

  1. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь;
  2. Богоявленский Авраамиев монастырь;
  3. Рождественский монастырь;
  4. Петровский монастырь;
  5. Троице-Сергиев Варницкий монастырь;
  6. Белогостицкий монастырь.
  7. Борисоглебский монастырь.

Ростов Великий. Обзорные экскурсии по городу.

Рубрика: История Темы: Достопримечательности, Монастыри и храмы Регионы: Ярославская обл., Ростов Великий

Популярные регионы Избраное

Авраамиев Богоявленский монастырь

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь
Авраамиев Богоявленский монастырь
Монастырь со стороны озера Неро
57°11′47″ с. ш. 39°27′04″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Город Ростов
Конфессия Православие
Епархия Ярославская и Ростовская
Тип 1261 — Мужской,
2004 — Женский
Первое упоминание 1261 год
Основные даты
1929 — упразднён
1993 — восстановлен
2004 — женский монастырь
Настоятель Миропия (Юрченкова)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 761520240270006 (ЕГРОКН). Объект № 7630063000 (БД Викигида)
Авраамиев Богоявленский монастырь на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский монастырь. У этого термина существуют и другие значения, см. Авраамиев монастырь.

Авраа́миев Богоявле́нский монасты́рь — древнейший по времени основания православный мужской монастырь в Ростове. В прошлом, как и многие русские средневековые монастыри, имел облик монастыря-крепости, но крепостные стены были утрачены.

История

Предание об основании монастыря содержится в Житии Авраамия Ростовского. Согласно преданию, на этом месте некогда стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись древние жители этих мест. Он был разрушен благодаря апостолу Иоанну Богослову, который явился сюда после молитвы отшельника Авраамия и дал ему жезл: им и был сокрушён идол. На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь.

В исторической науке вопрос о времени и обстоятельствах основания монастыря считается спорным. Е. Е. Голубинский и А. П. Кадлубовский отказываются считать Авраамия основателем обители (которая впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1261 годом) и рассматривают его как церковного деятеля XIV века (а временем написания первоначальной редакции жития большинство учёных признаёт XV век).

Богоявленский Авраамиев женский монастырь

Жезл Авраамия долгое время хранился в монастыре. Перед походом на Казань царь Иоанн Грозный совершил паломничество в монастырь и взял отсюда жезл Авраамия. После взятия Казани царь в 1553—1555 годах построил в монастыре собор во имя Богоявления Господня — один из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого Иоанном IV по взятии Казани (1552); также один из первых многопрестольных храмов средины XVI века, в которых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей.

В смутное время монастырь был разграблен поляками. В середине XVII века при архимандрите Ионе возведены каменные Введенская (1650) и надвратная Никольская (конец XVII века) церкви.

В 1914 году на территорию обители были временно переведены Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

В 1923 году в монастыре верующие окрестных слобод организовали религиозную общину, первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). 3 марта 1926 года здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929, когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована. После её закрытия духовенство, окормлявшее членов общины, перешло служить в Успенский собор Ростова.

Современная жизнь обители

В 1990-х годах обитель возрождена: в 1993 в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 в Патриаршее подворье.

Обязанности настоятеля подворья исполнял настоятель храма Нерукотворного образа протоиерей Вячеслав Савиных.

В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.

Настоятельница монастыря — игумения Миропия (Юрченкова).

В марте 2016 года Авраамиев монастырь попал в цикл передач «Наступление на наследие», телеканала «Фронде ТВ», об неудовлетворительном состоянии памятников истории и архитектуры в городах России. Ведущий программы, градозащитник Андрей Новичков осмотрел состояние объекта культурного наследия после некачественно проведенных реставрационных работ и призвал Федеральные власти срочно вмешаться в судьбу монастыря.

Сохранившиеся здания

  • Богоявленский собор (1553—1555)
  • Введенская церковь (1650 с последующими перестройками)
  • Надвратная Никольская церковь с двумя башнями (конец XVII века)

Настоятели

Список настоятелей Авраамиева Богоявленского монастыря

  1. Преп. Авраамий (1080—1110)
  2. Прохор (? — 1119)
  3. Феодорит
  4. Иов
  5. Адриан
  6. Панкратий
  7. Иоаким I
  8. Гурий
  9. Иона I
  10. Дионисий (ок. 1238)
  11. Св. Игнатий (1261—1262)
  12. Стефан (ок. 1288)
  13. Иона II
  14. Арсений (Луговской-Грива) (? — 1365)
  15. Авраамий II
  16. Иосиф I
  17. Св. Григорий Пельшемский (Лопот)
  18. Корнилий (ок. 1546)
  19. Иоаким II
  20. Иона III (ок. 1563—1564)
  21. Феодорит (1571)
  22. Иосиф I (1580)
  23. Афанасий (20 июля 1584)
  24. Иосиф II (1589)
  25. Феодосий (1594)
  26. Иосиф III (упоминается в 1618 году)
  27. Симон (1629—1633)
  28. Гермоген (? — после 1640)
  29. Иона IV Сысоевич 1646—1652 гг.
  30. Варлаам (определен 24 декабря 1652)
  31. Дионисий (декабрь 1655 по 1667)
  32. Антоний (ноябрь 1668)
  33. Нифонт (в июле, ноябре 1677)
  34. Герасим (1682—1687)
  35. Иоасаф I (1701)
  36. Адриан (1706—1723)
  37. Гавриил (1727—1742)
  38. Георгий (18 июля 1742—1743)
  39. Иосиф IV (3 сентября 1743 — 27 марта 1775)
  40. Авраам (Флоринский) (1775—1776)
  41. Ювеналий I (18 мая 1786 — 16 мая 1793)
  42. Иосиф (Быков) (23 мая 1793 — 9 января 1798)
  43. Никон (10 мая 1798 — 30 ноября 1799)
  44. Иоасаф (Сретенский) (1 марта 1800—1808)
  45. Анатолий (Ставицкий), с 1 ноября 1808 г.- 6 февраля 1820 г.
  46. Неофит (Докучаев-Платонов) (8 февраля 1820—1821)
  47. Нафанаил I (Павловский) (26 июля 1821—1827)
  48. Макарий (9 октября 1830—1836)
  49. Николай (Доброхотов) (9 апреля 1836—1841)
  50. Афанасий (Дроздов) (24 апреля 1841—1842)
  51. Иосаф III (Покровский) (21 сентября 1842—1844)
  52. Софоний (Сокольский) (23 августа 1844 — 26 апреля 1847)
  53. Иоанникий (Горский) (29 июня 1847—1850)
  54. Никодим (Казанцев) (3 апреля 1850—1854)
  55. Антоний (Радонежский) (6 мая 1854—1858)
  56. Иустин (Охотин) (26 мая 1858—1871)
  57. Нафанаил (Леандров) (февраль 1873—1878)
  58. Феодосий (Рождественский) (октябрь 1878 — 31 марта 1881)
  59. Геласий (Клементьев) (март 1881 — 18 мая 1888)
  60. Серафим (6 августа 1888 — 26 ноября 1891)
  61. Ювеналий II (Штынкин) (27 декабря 1891—1897)
  62. Герман (29 апреля 1897—1910)
  63. Николай (Воскобойников) (1910—1915)
  64. Мефодий (1915—1919)
  65. Свящмуч. Неофит (Коробов) (1920—1927)
  66. Сергий (Озеров) (1927—1929)
  67. Симеон (Филиппов) (1929—1931)
  68. Миропия (Юрченкова) (с декабря 2003)

Примечания

  1. ↑ Титов А. А. Богоявленский иначе Аврамиев монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ словарь книжности и книжников Древней Руси Архивировано 24 мая 2011 года.
  3. ↑ Наступление на наследие: Ростов Великий

Литература

  • Титов А. А. Богоявленский иначе Аврамиев монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мельник А. Г. Первоначальный интерьер Богоявленского собора Ростовского Авраамиева монастыря // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 3. — Ростов, 1992. — С. 71-79.
  • Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора Ростовского Авраамиева монастыря // История и культура Ростовской земли. 1992. — Ростов, 1993. — С. 174-198.
  • Мельник А. Г. Введенская церковь Ростовского Авраамиева монастыря // Уваровские чтения-III. — Ростов, 2001. — С. 222-223.

Ссылки

  • официальный сайт монастыря
  • Авраамиевский Богоявленский монастырь на сайте sobory.ru
  • Авраамиев монастырь
  • Авраамиев Богоявленский монастырь
  • Парфёнов А. О часовне Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря
  • Авраамиев Ростовский в честь Богоявления мужской монастырь (с приложением списка литературы)
Известные
по летописным данным
  • Спасский Муромский (1096)
  • Юрьев (1119)
  • Антониев (1117)
  • Авраамиев Ростовский (1119? 1261)
  • Зверин (1148)
  • Мирожский (1156)
  • Духов (1162)
  • Хутынский (1192)
  • Спасский Старорусский (1192)
  • Рождественский (1192)
  • Княгинин (1200)
  • Петровский Ростовский (1214)
  • Спасский Ярославский (1216)
  • Благовещенский Нижегородский (1239)
Известные по древним
церковным преданиям
Курсивом выделены монастыри, ныне не действующие
История
  • Сарское городище (VII — начало XI веков)
  • Ростово-Суздальское княжество (XI — сер. XII вв)
  • Ростовская епархия (991—1788)
  • Ростовское княжество (1207—1427)
  • оз. Неро
  • Пижерма
  • о. Рождественский
Экономика
Транспорт
  • Ростов-Ярославский
  • Ростовская конка (1902—1921)
  • Ростовский автобус
Наука
  • ГМЗ «Ростовский кремль»
  • Астрономическая обсерватория (1912—1950(?))
  • РФ ГАЯО
  • ВОАЭ ИА РАН
Образование
  • Григорьевский затвор (1210-1710)
  • Славяно-греко-латинская школа (1702—1705)
  • Димитриевское училище (1873—1918)
  • РО МАИ (1921—1922)
  • Филиал ЯГПУ
  • РЯСХТ
    • Механический техникум (1917—1960)/СХТ (1920—1960)
  • РПК
  • РПТ
  • Гимназия
  • Школа №2
  • Школа №3
  • Школа №4
  • Школа №5
  • Школа №6
  • СЮТур
  • ЦВР
Достопримечательности

Авраамиев Богоявленский монастырь в Ростове Великом — одна из старейших обителей Русского Залесья

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Желябовского, д. 32
Первое упоминание: 1261 год
Основные достопримечательности: собор Богоявления Господня, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца
Координаты: 57°11’46.0″N 39°27’04.8″E

Очень красив со стороны озера Неро один из древнейших на Ростовской земле – Богоявленский Авраамиев монастырь. Точных данных о времени его основания не сохранилось. Предполагают, что это произошло в конце XII века на древнем языческом капище, а в летописях монастырь впервые упоминается в 1261 году. Стоящий здесь с середины XVI века Богоявленский собор словно сошел со страниц народных сказок. Удивительно, но это непростое по композиции многоглавое величественное здание возведено на едином фундаменте.

Авраамиев Богоявленский монастырь с высоты птичьего полёта

История Авраамиева Богоявленского монастыря

Основателем монастыря считают ростовского святителя преподобного Авраамия. Предание о создании обители описано в Житии этого святого. Там сказано, что на берегу Неро издавна стоял каменный идол, посвященный языческому богу Велесу. Местные жители почитали его как помощника в сельскохозяйственных работах, а также как бога мудрости и обрядовых песнопений. Согласно христианскому тексту, явившийся Авраамию Апостол Богослов вручил ему жезл, увенчанный крестом, с помощью которого и был сокрушен языческий идол. А на его месте построили деревянный храм в честь Апостола Богослова, и вокруг него стала собираться братия.

Позже Авраамия посвятили в сан архимандрита устроенной им мужской монашеской обители. Преподобный Авраамий был очень почитаем верующими как проповедник, прожил долгую жизнь и был погребен в Богоявленском храме. В XV веке он был канонизирован православной церковью.

Мужская обитель выполняла двоякую функцию. Она была центром распространения христианской веры среди местного языческого населения и одновременно играла роль крепости, защищая подходы к Ростову. Примечательно, что в середине XVI века, перед военным походом на Казань монастырь посетил царь Иван Грозный. Он увидел жезл Авраамия и взял его с собой на поле битвы, оставив крест в обители. После победы над татарами царь выделил средства для строительства нового кирпичного Богоявленского собора, посвященного взятию Казани, а позже переслал в дар возведенному храму ценные книги и иконы.

Слева направо: Собор Богоявления Господня, церковь Николая Чудотворца

Во время польско-литовского нашествия, которое произошло в начале XVII века, монастырь, как и весь Ростов, сильно пострадал. И почти полвека обитель восстанавливалась и собирала средства на новое каменное строительство. Известно, что значительные денежные вклады для ремонта монастыря были сделаны царем Федором Михайловичем и членами его семьи.

В середине XVIII века после канонизации Дмитрия Ростовского в городе возвысился Спасо-Яковлевский монастырь. А выстроенный на окраине Авраамиев отошел на второй план, хотя его продолжали навещать члены царской семьи. Здесь бывали также Иоанн Кронштадтский и патриарх Тихон.

В 1914 году закончилась многовековая история мужского монастыря. Немногих оставшихся монахов переселили с Спасо-Яковлевскую обитель. А территорию передали монашкам Ефросиниевого Полоцкого монастыря и Витебскому епархиальному училищу, перевезенным из Белоруссии. Но они пробыли на территории обители недолго.

Собор Богоявления Господня

С наступлением советской власти началась череда гонений на монастырь. В 1918 году у монашек отобрали весь сельскохозяйственный инвентарь. Потом была изъята вся ценная богослужебная утварь, а часть монашеских келий стали использовать под служебное жилье. В июле 1929 года окончательно запретили проводить церковные службы, разобрали монастырскую ограду и снесли некрополь. Мощи преподобного Авраамия переместили в местный музей. Оставшиеся насельники подверглись арестам и репрессиям. Богоявленский храм использовали под зерновой склад. Введенскую церковь – для детского сада, санатория и вытрезвителя. А трапезную настоятельского корпуса – под разнообразные жилищные конторы Ростова.

Передача монастырских строений церкви произошла в 1994 году. К этому времени большинство из них находилось в плачевном состоянии. И потребовалось много сил и времени для восстановления храмов и территории. Активные реставрационные работы в монастыре ведутся и в настоящее время.

Архитектурные памятники на территории монастыря

До середины XVI века все монастырские строения были сделаны из дерева. Первый каменный храм – Богоявленский собор сохранился до наших дней. Он ровесник знаменитого храма Василия Блаженного, который находится на Красной площади Московского кремля, и построен в 1553-1554 годах.

Собор Богоявления Господня

Собор получился поистине величественным. Высокое четырехстолпное квадратное в плане основание увенчано пятью главами. С южной стороны здание значительно расширено пристроенной галереей, в углу которой возведена стройная шатровая колокольня. Храм с тремя абсидами стоит на высоком подклете. Все строение не имеет строгой симметрии, но выглядит очень гармонично и живописно. Здание собора многократно перестраивалось. Исследователи считают, что его колокольню и барабаны, поддерживающие главки со временем надстроили. Кроме того, сложное подзакомарное перекрытие крыши было заменено на более практичное четырехскатное.

В соборе освящены три предела. С архитектурной точки зрения наиболее красив восточный, посвященный основателю монастыря, преподобному Авраамию. Этот придел венчает живописный шатер.

Второе каменное строение, сохранившееся в монастыре, – Введенская церковь. Она появилась здесь в 1769 году, когда обитель оправилась наконец от разорения, принесенного Смутными временами. Это произошло во время настоятеля монастыря Ионы, который впоследствии стал ростовским митрополитом Ионой III. В новом однокупольном храме обустроили два прихода. Один из них посвятили Введению во храм Пресвятой Богородицы, а другой – соловецким чудотворцам Зосиме и Савватию. Храм построили из крупного кирпича в классическом стиле и покрыли восьмискатной кровлей. Под его алтарной частью сохранилось место, где был погребен отец митрополита Ионы III схимонах Сысой. Первоначально из Введенской церкви по переходу можно было попасть в Богоявленский собор. Но со временем этот переход разобрали.

Церковь Николая Чудотворца

В 80-е годы XVII века в обители появилась новый каменный надвратный Никольский храм с двумя башнями по краям. Его возвели над западным входом в монастырь на средства, выделенные боярами Мещериновыми. Спустя время, после пожара, произошедшего в 1730 году, и удара молнии в 1826 году церковь значительно перестроили. Руководил этими работами известный ярославский зодчий Петр Яковлевич Паньков, превративший церковь в храм-колокольню. И сегодня мы видим Никольскую церковь значительно измененной и отличной от первоначальной задумки архитекторов, за исключением сохраненного декоративного убранства фасада. Сейчас в церкви находится рака с мощами преподобного Авраамия.

До наших дней дошло также здание настоятельского корпуса, построенного в 1837 году, и невысокая, в один этаж, трапезная, которую возвели в 1892 году. А от старой монастырской каменной ограды не осталось и следов. Сейчас вместо нее вокруг территории установлена металлическая решетка.

Из несохранившихся архитектурных памятников нужно отметить также часовню, построенную в конце XVIII века на средства городского головы купца Н.А. Хлебникова. Часовня была разобрана в 1930 году. Она стояла над местами погребений почитаемых в Ростове старца Пимена и юродивого Стахия (Афанасия). По дошедшему до нас преданию, поводом для возведения часовни было исцеление Хлебникова от сильной головной боли, благодаря молитвам Пимена.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Современное состояние и режим посещения Авраамиева Богоявленского монастыря

В 2004 году на территории обители образовали женский монастырь, который относится к Ярославской епархии. Попасть на территорию обители могут все желающие. Здесь оборудована собственная трапезная, работают керамическая мастерская, а также производство по пошиву церковных облачений. Парадный вход в монастырь расположен на улице Желябовской. Он обрамлен хорошо отреставрированной надвратной Никольской церковью. А от самого монастыря открывается прекрасный вид на озерную гладь Неро.

Как добраться до Авраамиева Богоявленского монастыря

Обитель расположена по адресу: улица Желябовская, 32. Это место находится с северо-востока от Ростовского кремля, в районе Петровской Слободы.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру. Отсюда, следуя по улице Луначарского, не доезжая Ростовского кремля, по улицам Окружной, Бабеля и Рабочей можно подъехать к территории монастыря. Перед входом в обитель расположена небольшая парковка на 10-15 машин.

Церковь Николая Чудотворца

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. А из центра Ростова к монастырю можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.

Яковлевский монастырь

Богоявленский монастырь

Рождественский монастырь

Петровский монастырь

Рейтинг достопримечательности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *