С а рачинский

Сергей Александрович Рачинский

российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик, Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук Категория: Дата рождения: 1833-05-15 Дата смерти: 1902-05-15 Биография

Предки

Рачинские — дворянский род, герба Наленч, происходящий из Великой Польши и восходящий к XIII веку. Ян Рачинский получил от Владислава IV земли в Бельском уезде; дети его, Даниил и Ян, поступили в 1656 г. в подданство России. К этому роду, внесенному в VI часть родословной книги Смоленской губернии (Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, часть VI, стр. 107), принадлежал Сергей Александрович Рачинский.

Биография

Родился 15 мая 1833 в селе Татево.

Отец — Александр Антонович Рачинский (27.9.1799 — 1866). Капитан Муромского пехотного полка (свойственник декабриста В. К. Кюхельбекера). Мать — Варвара Абрамовна Баратынская (1810—1891), сестра знаменитого поэта.

В возрасте 15 лет поступает на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, перевелся на естественное отделение физико-математического факультета, который закончил в 1853 г.

После окончания университета он недолго служил в Архиве иностранных дел, затем в 1856 году уезжает в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. Возвратившись из-за границы, защищает диссертацию по теме «О движении высших растений», получает звание магистра и становится руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники.

В 1861 г. С. А. Рачинский и Я. А. Борзенков перевели и издали «Физиологию обыденной жизни» Г. Г. Льюиса. В 1864 г. в переводе С. А. Рачинского впервые появилось на русском языке «Происхождение видов» Чарльза Дарвина.

В университете Рачинского любили и студенты и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьей университетского суда, он оказывал материальную помощь бедным, особоодаренным студентам. Начиная с 1861 г. адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин Александрович (1838—1909?) Рачинские «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета». На эти средства в 1862 г. был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839—1896).

В 1867 году из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией вышел в отставку, жил без места. В Москве в доме С. А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались ученые, литераторы, художники. Здесь хозяин дома познакомился с Л. Н. Толстым, П. И. Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей В. Ф. Одоевского, историком В. И. Герье и др. Беседы с Л. Н. Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. С. А. Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.

В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей.

В первый период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (Stoy) (1815—1885) и Л. Толстого, с которыми вел переписку. В 1880-е гг. он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей конкурировать со школой земской. «Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики. В то время Рачинский пришёл к выводу, что «первая из практических потребностей русского народа… есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге». Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные «роспевы», тот без труда поймет Бетховена и Баха.

Победоносцев К. П. писал о нём императору Александру III в 1883 г.:

Важно отметить, что первые сельские школы для крестьянских детей в имениях Боратынских и Рачинских были основаны женскими представительницами этих родов. Сергей Рачинский присоединился к уже существовавшему явлению и поднял его на более высокий уровень.

Самая первая школа была открыта отцом — Александром Антоновичем, майором в отставке. Во время службы в Петербурге был дружен с А. А. Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Он положил начало богатейшему татевскому архиву и библиотеке. В 1861 г. построил школу для крестьянских детей, сделав её попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. В ней позднее начал учительствовать Сергей Александрович. В 1871 г. открылось народное училище в с. Сергиевка Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии, учредительницей и попечительницей которого стала двоюродная сестра Сергея Александровича — Софья Сергеевна Чичерина (урожд. Боратынская). К 1891 г. в училище насчитывался 91 ученик, среди которых был будущий архиепископ, православный подвижник, миссионер, духовный писатель. Вениамин (Федченков), выходец из семьи бывших крепостных крестьян Боратынских.

Человек разносторонних знаний и интересов, занимался литературным творчеством. Вместе с сестрой Варварой Александровной издавал «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами, которые хранились в имении, Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского. Написал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощенными.

В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонтов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С. В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учёбы в хоре Синодального училища.

14 мая 1899 г. Николай II писал в Высочайшем рескрипте на имя Сергея Рачинского:

В 1891 году Академия наук избрала С. А. Рачинского своим член-корреспондентом.

Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги-ученые Н. М. Горбов, В. А. Лебедев, учителя А. Д. Воскресенский, А. Голицын.

С 1878 г. школа имела статус церковно-приходской. В 70-80-е гг. XIX в. — четырехгодичная, а в 1898 г. — шестилетняя. До 1924 г. носила имя своего основателя Сергея Александровича Рачинского, затем его имя, как и заслуги были забыты на десятилетия. После Великой Отечественной войны школа получила статус средней общеобразовательной. В 1998 г. школе было возвращено имя С. А. Рачинского. С 1974 года при школе действует краеведческий музей. Благодаря работе местных жителей под руководством директора Татевской школы Л. А. Али-Заде, в 2000 г. музей получил статус муниципального краеведческого музея имени Н. П. Богданова-Бельского.

Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 г., в день своего рождения, на руках Аркадия Аверьяновича Серякова (он изображен на картине Богданова-Бельского «У больного учителя»), одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. После А. А. Серяков (ум. в 1930х г.) стал руководителем Татевской народной школы, его внучка и правнучка также преподавали в Татевской школе.

Похоронен С. А. Рачинский в Татево в семейном склепе.

Память и история

  • В Татево до сих пор существует школа, основанная С. А. Рачинским и теперь носящая его имя. Кирпичное здание школы построено в 1907 году, но уже после смерти учителя.
  • По свидетельству Л. Ю. Стрелковой, воспитанницы школы и автора историко-педагогического описания деятельности школы в Татево, в конце 20х гг. XX века усадьба была разграблена, останки были выброшены из фамильного склепа, на мраморных надгробиях ковали железо, были разорены пруды и садово-парковый ансамбль усадьбы.
  • Советские историографы утверждали, что при отступлении в марте 1943 года немцы выломали и вывезли паркет из дворянского дома Рачинских, а сам дом взорвали. Вывезли также могильные плиты из фамильной усыпальницы. Почти полностью был вырублен парк с редчайшими растениями, выращенными здесь С. А. Рачинским.
  • В Татево был устроен немецкий военный госпиталь и немецкое военное кладбище (не сохранилось).
  • По некоторым данным, в школе Рачинского до монашества работала матушка Екатерина (графиня Евгения Борисовна Ефимовская), первая настоятельница Леснинского Свято-Богородицкого монастыря (женская обитель во Франции). Школа Леснинского монастыря во многом была продолжением дела Рачинского.
  • В школе 15 лет учительствовал Филипп Никитич Никитин. Умер в 1907 в возрасте 46 лет. Похоронен в с. Татево.
  • Струнный квартет № 1 Чайковского (Квартет N1, ре мажор), в четырёх частях (сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве) посвящен С. А. Рачинскому, с которым Чайковский познакомился в Артистическом кружке.

Знаменитые ученики школы Рачинского

  • Богданов-Бельский, Николай Петрович (1868—1945) — выдающийся русский художник, ученик до весны 1882 года, один из трех юношей, устроенных в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре.
  • Никонов, Тит — русский художник, портретист, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Окончил школу художеств. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художественные способности у него проявились рано. Особенно легко ему давались изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С. А. Рачинский заметил в нём нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нём трудолюбию, Т. Никонов закончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы. Василий Ян сообщает, что «Другой — оказался неудачником.». Другой источник сообщает, что Т. Никонов женившись, не стал продолжать обучение. Сведений о его дальнейшей судьбе нет.
  • Петерсон, Иван — русский художник, обрусевший латыш, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. После её окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Козловском уезде Тамбовской губернии, но умер очень молодым.
  • Богданов И. Л. — инфекционист, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР.
  • Васильев, Александр Петрович (6 сентября 1868 — 5 сентября 1918) — протоиерей, духовник царской семьи, пастырь-трезвенник, патриот-монархист.
  • Синев, Николай Михайлович (10 декабря 1906 — 4 сентября 1991) — д-р техн. наук (1956), проф. (1966), засл. деятель науки и техники РСФСР. В 1941 — зам. гл. конструктора по танкостроению. 1948-61 — нач. ОКБ на Кировском з-де. В 1961-91 — зам. пред. гос. к-та СССР по использованию атомной энергии. Сталинские и Гос. пр. (1943, 1951, 1953, 1967).
  • Третьяков, Николай Степанович (1873—1942), преподаватель в московской школе, Малаховской гимназии, Московском университете им. А. Л. Шанявского; ставил постановки в детском народном театре; создал музей детского творчества, занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В. Д. Поленовым, С. А. Рачинским, Н. В. Гиляровской.

Основные работы

  • 1881 — «Заметки о сельских школах»
  • 1882 — «Народное искусство и сельская школа»
  • 1888 — «Из записок сельского учителя»
  • 1891 — «Сельская школа»

Пособия по математике:

  • «1001 задача для умственного счета»,
  • «Арифметические забавы»
  • «Геометрические забавы».

Галерея

  • Могила С.А. Рачинского в Татево

  • Руины усадьбы Рачинских в Татево

  • Татевская средняя школа им. С.А. Рачинского

  • Троицкий храм в селе Татево, в ограде похоронены представители рода Рачинских

артина Николая Петровича Богданова-Бельского, изображающая устный счет на уроке арифметики в сельской школе XIX века, знакома многим. Но не все знают, что настоящее название картины «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского», а художник Богданов-Бельский происходил из крестьян и учился в такой школе. Сергей Александрович Рачинский был его учителем, заметил дарование мальчика и помог тому стать художником.

Учителю на картине шепчет ответ один из мальчиков. Это и есть Рачинский, профессор Московского университета, математик и ботаник, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, выдающийся человек своего времени. Он был в родстве с поэтом Е. Баратынским, знаком с Л. Н. Толстым, Ф. Листом, П. И. Чайковским, дружен с братьями Аксаковыми. Его любили студенты, уважали профессора.

Как же получилось, что профессор преподавал арифметику в сельской школе деревенским детям?

Жизненный путь

Рачинские были дворянами польского происхождения. Они обрусели в XVII веке, когда их предки получили земли в Бельском уезде (он находился тогда на рубеже русских и польских владений) и приняли русское подданство.

Имение, где 2 мая (по старому стилю) 1833 года родился Сергей Рачинский, располагалось в том же Бельском уезде, в селе Татево (сейчас это Оленинский район Тверской области). Это типичная дворянская усадьба с неторопливым укладом жизни, домашним обучением, высокой культурой.

Мать Рачинского, Варвара Абрамовна, приходилась сестрой известному поэту Евгению Баратынскому. Отец, Александр Антонович, в военной службе был дружен с Дельвигом, общался с декабристами. По выходе в отставку (майором) он поселился в Татево, где открыл школу для крестьянских детей. Попечителями и первыми учителями в ней были старший брат и сестра Сергея – Владимир и Варвара Рачинские.

Ребенком его окружали образованнейшие люди своего времени. Он получил прекрасное воспитание, занимался музыкой, живописью, знал несколько иностранных языков.

Неизгладимый след в душе маленького Сергея оставила природа. Усадьба располагалась в старинном парке, была окружена лесами и полями. Рачинские увлекались цветоводством – цветы, выращенные в их оранжереях, были лучшими в округе.

Еще одной характерной чертой семьи была набожность. Особенно любила все церковное его мать, и ребенок унаследовал от нее глубокую, искреннюю веру. Позже Рачинский вспоминал, какое сильное впечатление на него произвели московские храмы.

Шестнадцати лет Рачинский поступил в Московский университет. Проучившись два года на медицинском факультете, перевелся на физико-математический факультет (естественное отделение), и окончил университет в возрасте 20 лет. После этого уехал учиться в Германию, где занимался ботаникой. По приезду защитил диссертацию «О движении высших растений» и стал руководить в Московском университете кафедрой физиологии растений. В 1957, в 24 года, он получил ученую степень доктора ботаники.

Такова канва начала жизни Сергея Рачинского. И начала блестящего! От такого человека можно было ждать великих свершений. Действительно, Рачинский погружается в преподавание, науку, общественную жизнь.

Он оказывал помощь бедным и талантливым студентам, и как член попечительского комитета о бедных студентах, и индивидуальным образом. Так, на средства Сергея и его брата Константина был отправлен на обучение за границу будущий выдающийся физик А. Г. Столетов. Рачинский стал первым переводчиком труда Ч. Дарвина «О происхождении видов» (книга издана на русском языке в 1864 году). Наконец, в 1866 году Рачинский получил должность профессора.

Он был очень общительным человеком, легко сходился с людьми. Где бы он ни появлялся, тут же составлялась компания, его с охотой принимали в любом обществе. В Москве Рачинский фактически держал салон. В его квартире собирались передовые люди того времени: литераторы, ученые, художники, философы. Среди них были Л. Н. Толстой, И. С. и К. С. Аксаковы, П. И. Чайковский (кстати, Чайковский посвятил ему 1-й струнный квартет, а Рачинский написал для композитора либретто двух опер).

Он был вхож в гостиную Сушковых, которая в московском обществе 60-х годов была средоточием интеллектуальной и художественной элиты. Николай Васильевич Сушков и его жена, Дарья Ивановна (сестра Ф. И. Тютчева) были друзьями Рачинского.

Сблизился он с и Алексеем Степановичем Хомяковым, лидером и «идеологом» русского славянофильства. Скорее всего, именно Хомяков и его окружение оказали решающее влияние на становление мировоззрения Рачинского.

Центром их взгляда на мир было представление об особой ценности русской православной культуры. Уже тогда они заметили, что европейский рационализм и индивидуализм ведут не просто к эгоизму и безбожию, но к настоящему краху западной цивилизации. Вместе с тем славянофилы ценили все то высокое, чего достигла европейская культура. Сохранить эти достижения, спасти европейскую (тоже христианскую в своих истоках) культуру, по мысли славянофилов, и была призвана русская православная цивилизация.

Нести православную истину миру – вот смысл существования России, русского народа, русской цивилизации, по мнению славянофилов.

Личности, видевшей перед собой такую высокую цель, покажется бессодержательной жизнь светского человека, пусть даже она наполнена научными трудами и благотворительностью. К тому же обстановка в Московском университете была тогда нездоровой, вызывающей у честных людей естественное отторжение. Думается, по этой причине Рачинский воспользовался поводом оставить службу, когда в 1967 году разразился «профессорский конфликт» — интрига с выборами декана юридического факультета.

Еще несколько лет он прожил в Москве, а в 1972 году уехал в родовое имение Татево.

Там, среди книг и цветов, он случайно заглянул в сельскую школу и попал на урок арифметики. Урок этот показался ему скучным. Рачинский вызвался сам дать урок и постарался сделать его интересным, понятным крестьянским детям.

Так он нашел свое призвание, нашел дело, трудное, но отвечающее его мировоззрению, важное для окружающих его людей, дело, исполненное гражданской ответственности. Этому делу он отдал все оставшиеся годы.

Состояние школ в то время на самом деле было удручающим. Беда заключалась даже не в бедности и отсутствии продуманной методики преподавания (хотя и это было не в порядке). Между образованными людьми и простым народом существовала пропасть – пропасть и мировоззренческая, и заключавшаяся в самом образе жизни. Передовые люди понимали важность народного образования, но дело, как правило, ограничивалось одними разговорами. «Хождения в народ» нередко заканчивались неудачей, причинами этих неудач была именно разница мировоззрений. Рачинский же понял, в чем нуждается простой народ, какого знания ищет, что нужно дать крестьянскому ребенку, чтобы он вырос честным человеком, христианином, добросовестным тружеником, рачительным хозяином, хорошим семьянином.

Для школы Рачинский построил новое деревянное здание «с общежитием». Это была первая в России школа-интернат для крестьянских детей. В конце жизни он начал строить для школы кирпичное здание, которое закончила его сестра. В 1902 году, после смерти педагога, школе было присвоено имя С. А. Рачинского. Школа существует до сих пор.

Методика Рачинского

Интернат был необходим по причине удаленности окрестных сел и деревень от школы. В то время родителям, желавшим дать своему ребенку образование (даже бесплатное), приходилось решать проблему проживания ребенка, потому что школы были расположены далеко друг от друга, и добираться до них каждый день зимой или в распутицу было невозможно. О каком успехе в учении могла идти речь, когда ребенок жил на съемной квартире, плохо питался и был предоставлен сам себе!

Рачинский заметил эту проблему и решил ее самым кардинальным образом.

Школьная жизнь

Рачинский жил вместе с детьми. Школа была одноэтажная, с террасой и двухэтажной пристройкой. В основном здании находились общежитие, столовая, кухня, классная комната. К классной комнате примыкал кабинет Рачинского, дверь которого выходила прямо в класс (а находился кабинет в пристройке). На втором этаже пристройки располагалась художественная мастерская.

Дети обслуживали себя сами, только не готовили еду. Они убирали помещения, чистили снег, рубили дрова, ходили за водой и провизией, топили печи, ухаживали за цветником перед входом в школу, выращивали цветы на террасе и в классе, держали сад и огород. Рачинский в меру сил и времени работал вместе с детьми.

Распорядок дня был такой: вставали в шесть утра, шли на молитву, после которой завтракали. До девяти утра занимались хозяйственными работами. С 9:00 до 12:00 – занятия в школе. В полдень обед, и Рачинский обедал вместе с воспитанниками. До двух часов дня – свободное время, обыкновенно тоже занятое хозяйственными работами. С двух до четырех – занятия в школе, затем полдник и небольшой отдых, после чего с шести до девяти вечера продолжались школьные занятия. В девять вечера – ужин и вечерняя молитва.

В субботу и предпраздничные дни занятия заканчивались в полдень. После обеда проводили генеральную уборку и шли в баню. Вернувшись, пили чай, а потом Рачинский читал Евангелие и объяснял его.

В воскресенье после службы в церкви был праздничный обед, потом дети отдыхали, играли, уходили навестить родных, а те, кто оставался в школе, занимались с Рачинским каким-нибудь полезным делом.

В школе устраивались и праздники. Рачинский понимал, что праздник оставит в ребенке особые, светлые воспоминания о школе. Праздники были связаны с православными событиями. Особенно торжественно отмечалась Пасха, сохранились воспоминания учеников Рачинского об этом празднике в школе. Весело проводили Святки, а 11 мая устраивали особый праздник в честь создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, на который собирались окончившие в текущем году курс ученики всех окрестных школ.

Итак, школьная жизнь даже во внешней своей стороне отличалась целесообразностью и организованностью.

  • Рачинский и другие педагоги (они появились со временем) не просто принимали деятельное участие в жизни ребят, они жили одним домом, одной семьей, составляли настоящий коллектив.
  • Режим дня не позволял проводить время бесцельно, бездельничать.
  • Работа и отдых, смена видов труда чередовались с учетом способности детей к концентрации внимания.
  • Учебным занятиям отводилось очень много времени.
  • Дети занимались не только уроками, но и физическим трудом, умели обслужить себя, знали хозяйственные работы.

Цель занятий

Если внимательно рассмотреть картину Богданова-Бельского, то можно заметить на стене, слева от школьной доски, картину, в которой угадывается Богородица с младенцем. Эту картину под названием «Богоматерь, несущая миру спасение» подарил школе художник В. В. Васнецов. Между картиной и школьной доской изображен нотный стан, а на нем звукоряд.

Детали не случайны. Они указывают важное направление в содержании обучения. Церковнославянский язык, церковное пение и Слово Божье занимали в них значительное место.

Издревле образованием на Руси руководила церковь. До Петра I оно было одинаково и для простолюдина, и для князя. Благодаря этому люди разных сословий хорошо понимали друг друга, жили в одном нравственном пространстве.

Это духовное пространство сохранилось в XIX среди крестьян, именно на него опирался и его развивал Рачинский.

Школа, по мысли Рачинского, должна не только давать образование, но воспитывать, и воспитывать человека православного, живущего по совести, знающего премудрость и страх Божий. «Школе, отрешенной от церкви, задача воспитания не по силам», — писал Рачинский.

Образование в Татевской школе, тем не менее, не было исключительно церковным. Фактически оно представляло собой все ту же систему классического образования, адаптированную для народной начальной школы. Учебной задачей школы было общее развитие ума, средства для этого были теми же, что использовались на протяжении многих веков до Рачинского – древние языки и математика. В качестве древнего языка выступал церковнославянский, а в качестве математики – арифметика.

Присмотримся к содержанию занятий в школе.

Церковнославянский и русский языки

Обучать родному языку Рачинский начинал с церковнославянских текстов. Целесообразность этого он объяснял так:

  • Произношение в церковнославянском совпадает с правописанием. Это облегчает обучение на начальном этапе, а в будущем позволяет лучше объяснить и понять правила русского языка.
  • Есть возможность обучать чтению и письму раздельно, благодаря чему ученики быстро начинают читать.
  • Церковное чтение речитативом – отличный способ борьбы с детским заиканием.
  • Книги на церковнославянском языке крестьянину найти легче, чем на русском.

Последнее соображение для нас не актуально, а вот к первым трем можно прислушаться. Что касается заикания, то и в наше время для лечения легких форм заикания рекомендуют отдать ребенка в хор.

Очень интересно замечание Рачинского о восприятии крестьянскими детьми светской литературы, попадающей в их руки:

При начальном обучении русскому языку Рачинский использовал «Родное слово» К. Д. Ушинского, «Книгу для чтения» и «Новую азбуку» Л. Н. Толстого.

После четырех лет обучения в школе ученик должен был показать следующие знания по русскому языку:

  1. Говорить грамотным литературным языком, без диалектных слов.
  2. Уметь читать прозу и поэзию пушкинской поры и понимать ее.
  3. Уметь писать грамотно то, что нужно в крестьянском быту (письмо, прошение).

Литература, которую читали дети, разнообразна: кроме Пушкина и Гоголя, «Семейная хроника» Аксакова, «Князь Серебряный» Толстого, романы Загоскина и Лажечникова, стихи Ломоносова, Державина и Жуковского, поэмы Гомера, драмы Шекспира. Русскую литературу послепушкинской поры Рачинский детям не давал, считая ее слишком сложной стилистически.

Слово Божие и церковное пение

Рачинский считал, что через любое учебное занятие нужно осуществлять духовное воспитание ребенка. Первыми фразами, которые ребенок учился писать, были «Боже, милостив буди мне грешному» и «Господи, помилуй» (кроме воспитательного значения, эти фразы для ребенка намного интереснее, чем «оса», «усы» и им подобные «начала»).

По этой же причине большое внимание в обучении уделялось Закону Божию. Евангелие и Псалтирь читались не только на уроках, но и во внеурочное время. Уроки проходили в форме задушевной беседы.

Огромное значение придавал Рачинский церковному пению. Оно позволяет детям участвовать в богослужении и этим усиливает воспитательное действие Слова Божия. Оно развивает художественный вкус.

Школьным хором управлял не сам Рачинский, но он отлично разбирался в музыке и подбирал для разучивания только высокохудожественные образцы.

Арифметика

Самыми, пожалуй, интересными кажутся занятия математикой. Рачинский особое внимание уделял устному счету, потому что преследовал в обучении практическую цель. Крестьянину необходимо умение правильно и быстро считать в уме.

Практической целью продиктована и программа обучения:

  1. Четыре арифметических действия с целыми числами.
  2. Простые геометрические фигуры.
  3. Меры длины, объема, веса; время, денежные отношения.

Главной задачей было привить детям навыки анализа, умение думать, рассуждать.

Сохранились воспоминания одного из помощников Рачинского по школе. Это Александр Дмитриевич Воскресенский (он стал потом священником). Предоставим ему слово:

Хороших учебников арифметики в то время не было. Рачинский сам составил сборники «1001 задача для умственного счета», «Арифметические забавы», «Геометрические забавы». Если перевести в них старинные меры веса и длины в современные, то учебниками можно пользоваться и сейчас, настолько они интересны.

Скачать книгу «1001 задача для умственного счета»

Другие занятия

Были в школе Рачинского и другие занятия. Для расширения кругозора детей преподавалось природоведение, в курсе которого давались основные сведения из ботаники, зоологии, географии. Занимались дети рисованием и черчением.

Постепенно школа из четырехлетней переросла в шестилетнюю. В старших группах преподавали геометрию, основы физики, географию, естествознание, историю. Программа двух последних лет обучения включала в себя и ремесленные классы. Кроме традиционных дисциплин ребята получали профессию (плотник, столяр, пчеловод, портниха, кружевница).

Ученики Рачинского

Если Рачинский замечал в ребенке ярко выраженные способности к какому-либо предмету, одаренность, он не жалел сил на их развитие.

Самым ярким талантом, который открыл Рачинский, стал сын одинокой батрачки, сельский пастушок Николай Богданов, позже присоединивший к фамилии имя своего уезда – Бельский. Его и еще двоих талантливых ребят (Тита Никонова и Ивана Петерсона) Рачинский устроил учиться живописи в Москву. К Богданову-Бельскому же он относился как к сыну. В усадьбе Рачинских для него была устроена художественная мастерская, и Татевская школа, ее учитель и ученики запечатлены на многих полотнах мастера.

Очень большое количество учеников Татевской школы стали учителями и священниками. Это не удивительно – сам учитель, православная доминанта в обучении давали детям добрый пример. Удивительно другое – насколько разнообразны области знаний, в которых его ученики достигли высот.

Кроме Н. П. Богданова-Бельского, это:

  • И. Л. Богданов – доктор медицинских наук, врач-инфекционист,
  • А. П. Васильев – протоиерей, духовник семьи царя Николая II,
  • Н. С. Третьяков – педагог, энтузиаст детского художественного воспитания.

Педагог считал своим долгом устройство судеб способных учеников. Многие из них получали дальнейшее образование на его средства. В каникулы они собирались в Татево. Они считали Рачинского своим вторым отцом.

Значение школы Рачинского

За 30 лет педагогической деятельности Рачинского вокруг Татево сформировался особый мир. По образцу Татевской в округе открылось несколько школ, образовалось и разрасталось общество трезвости. В Татево приезжали перенимать опыт педагоги из разных уголков России.

Заслуга Сергея Александровича не только в том, что он сформировал концепцию начальной школы, опираясь на опыт русской школы допетровской эпохи. Он показал практическую возможность образования исконно русского, отличного от западной светской системы.

Качество этого образования таково, что изумляет нас, людей XXI века.

Опыт С. А. Рачинского получил высокую оценку уже при его жизни. По образцу Татевской в России вплоть до революции массово открывались церковно-приходские школы.

Л. Н. Толстой открыто завидовал успехам Рачинского в школьном деле. За заслуги в области народного образования Николай II пожаловал Рачинскому ежегодный пансион в 3 тыс. рублей.

В советские годы его имя было забыто.

Сейчас оно снова становится известным. И не только благодаря школьным новациям Сергея Александровича. Его личность редка и замечательна. Это настоящий подвижник, отдававший все средства, духовные и материальные, детям; неутомимый труженик, работавший, превозмогая болезни и старость; чуткий воспитатель, направлявший детей на путь честной христианской жизни. Слова из Евангелия, начертанные на его памятнике, служат девизом жизни Рачинского:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *