Сартак сын батыя

Почему Александр Невский назвал себя сыном Батыя

Александр Чаусов | Фото: Курдюмов. Князь Александр Невский в Орде | 2017-12-14 12:24:50

Александр Невский помимо всем известной «западной политики», имел и «восточное направление», о котором известно не так широко. Хотя в среде профессиональных историков до сих пор имеют место быть споры по поводу итогов, не просто дружбы Северо-Восточной Руси с Ордой, но родственных связей Невского с ханом Батыем.

Однако чтобы понять логику этой политики, нужно обратить внимание на особенности той неспокойной эпохи. Татаро-монголы, покорившие Русь, сами переживали период усобиц и внутренних распрей, который позже, в 1260 году, привел к тому, что наша страна стала зависеть уже не столько от единой монгольской империи, а платила дань одному из Улусов некогда единого государства, Золотой Орды.

С другой стороны, видя ослабленность русских земель как внешним завоеванием, так и внутренними распрями, активизировались европейцы-католики. Впрочем, на тот момент папские посланники доезжали и до Орды, пытаясь склонить ханов к западному христианству. Сохранились и сведения о двух посланиях Папы Иннокентия IV к Александру Невскому, в которых князю предлагается перейти в католичество и тем самым получить себе в лице Западной Европы союзников против татаро-монгол.

Восточный путь

Однако Невский выбрал «восточный путь». И причины тут были вполне очевидны. Во-первых, в ситуации европейской экспансии с Запада силами Ливонского и Тевтонского орденов, и с Востока – монголов, никакой реальной независимости Руси в ту эпоху не предполагалось в принципе. Поэтому нужно было выбирать из двух зол.

Католики предлагали поменять суть жизни Руси, веру. При этом понятно, что «католическая Русь» стала бы этакой периферией Европы или «Европой второго сорта». Да и в целом при смене христианства возникли бы массы недовольных, а это грозило и расколами, и новыми ещё более кровавыми усобицами.

Свою роль сыграл и митрополит Кирилл, тогдашний глава Русской Церкви, который однозначно высказался за «стояние в вере Православной» Александра Невского, более того, он переехал к концу жизни из Киева в Переславль-Залесский, где и скончался в 1281 году.

Вероисповедание монголов

С другой стороны, монголы никогда не претендовали на вероисповедание покоренных народов. К тому же именно в тот момент аристократия и чиновничество и Орды, и Монгольской империи в целом, были во многом христианскими, а точнее, несторианскими, по вероисповеданию.

Более того, монголы старались сохранять статус священнослужителей на завоёванных территориях, выдавая им охранные ярлыки и не облагая данью. Иными словами, европейцы хотели за свою помощь изменение быта, ментальности и культуры Руси.

Монголы же такого не требовали, а потому выбор Невского был очевиден. Тем более, что после шведов на Неве, да и Ледового побоища стало понятно, что с восточными «партнёрами» общий язык найти куда легче, чем с западными.

Побратимый сына хана

Естественно, Александр Невский преследовал и внутриполитические цели, в частности, укрепление своей власти, а именно – получения ярлыка на Великое Княжение. При этом по старшинству великим князем должен был стать брат Александра, Андрей. Но Андрей выбрал «западный путь» сотрудничества с европейцами против моголов.

В 1251 году Александр Невский в очередной раз поехал в Орду, где и получил вместо Андрея ярлык на великое княжение. Но ярлыки выдавались и перевыдавались ханами довольно часто, а Александру нужны были стабильные союзнические отношения.

А потому имеет место версия с побратимством Александра Невского и сына хана Батыя, Сартака. По другой версии, побратимство случилось чуть раньше, в 1246-м году. Эта гипотеза базируется на посланиях папского эмиссара в Орде, Плано де Карпини, который сообщал о «чрезвычайной приближенности Александра к ханскому двору».

Так или иначе, но сам факт побратимства между Сартаком и Невским крайне интересен ещё и с религиозной точки зрения. В частности, а было ли оно в полном смысле языческим? Факт этого «язычества», кстати, ставят Невскому в упрёк. Поскольку очень странный получается святой и защитник веры православной, с некоторыми отступлениями к языческой обрядовости.

Духовное братство

Однако тут не все так просто. Дело в том, что долгое время в восточных христианских церквях существовал обряд «духовного побратимства», адельфопоэзис. И в русской традиции случаи такого побратимства известны и через сотни лет после Александра Невского. К примеру, такими «духовными братьями» стали Василий II и литовский князь Казимир IV Ягеллончик.

Сартак при этом, скорее всего, был несторианином, то есть, тоже христианином. Поэтому, в общем-то, данное братание могло быть исполнено не в рамках монгольских языческих традиций, а по-христиански. Но, так или иначе, а Невский стал побратимом Сартака, и через это «названным сыном Батыя», а такое «духовное родство» считалось не просто равным, а превосходящим кровное.

В итоге в лице Сартака и его войск Невский получил себе активного и преданного союзника, который помог и «решить вопрос» с князем Андреем, родным братом Невского, лишившимся великого княжения в 1252 году не без участия войск Сартака, и дал возможность Невскому не опасаться за южные и восточные тылы, а обратить внимание на Запад и на католическую Европу, не оставлявшую попыток захватить и «окатоличить Русь».

Был ли акт братания с Сартаком и преклонения перед Батыем Невского актом безоговорочной «сдачи русских земель»? Думается, что в долгосрочной перспективе – нет. Это был вассалитет, но также и определенный союз с сохранением широкой автономии русских территорий. С другой стороны, мы не стали очередным придатком католической Европы на вторых ролях.

Боракчин-хатун

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Боракчин-хатун, Буракчин , Боракшин (? — 1257) — старшая жена Бату, регент Улуса Джучи при малолетнем Улагчи (1256—1257). Согласно арабским источникам, обладала «обширным умом и умением распоряжаться» .

Биография

Боракчин происходила из алчи-татар, одного из татарских племён, кочевавших на востоке Монголии и большей частью уничтоженных по приказу Чингисхана в 1202 году . В летописи Рашид ад-Дина упоминается с таким же именем старшая жена Угэдэя. Существует мнение (не подтверждаемое источниками) об их тождественности: Боракчин после смерти Угэдэя (1241) и захвата власти Туракиной (Дорэгэнэ) могла бежать к Бату, враждебному Туракине и её сыну Гуюку. Самое раннее сообщение о Боракчин как супруге Бату датируется 1250 годом: в Галицко-Волынской летописи рассказывается, что Даниил Галицкий, впервые приехавший в ставку Бату, после приёма у самого правителя идёт «поклониться царице Баракчин».

Достоверно неизвестно, кто из 26 жён Бату был матерью его сыновей Сартака, Тукана (Тогана, Тукукана) и Абукана. Считается, что сыном Боракчин был Сартак, но подтверждений этому в источниках нет. Матерью Тукана Боракчин быть не могла, так как вышла за него замуж после смерти Бату (1255/1256) и родила Туда-Мункэ.

После скоропостижной смерти Сартака, наследовавшего Бату, Боракчин, по приказу каана Мункэ, была назначена правительницей улуса до наступления совершеннолетия Улагчи, сына Сартака. Улагчи также в скором времени скончался. Пытаясь не допустить прихода к власти Берке, вероятного виновника смерти Сартака и Улагчи, Боракчин решила возвести на престол своего сына Туда-Мункэ и сохранить за собой положение регента. Однако её не поддержала монгольская аристократия Улуса Джучи, что заставило Боракчин обратиться за помощью к воевавшему в Иране Хулагу, брату каана. Но замысел её был раскрыт Берке, Боракчин была схвачена при попытке к бегству в Иран и казнена (1257).

В художественной литературе

Боракчин является одним из персонажей дилогии Алексея Югова «Ратоборцы». Автор описывает её как «маленькую, кичливую, с птичьим голосом и лицом юного Будды монголку».

Примечания

  1. ↑ 1 2 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 1, кн. 1. — С. 106-107, 111. (недоступная ссылка)
  2. ↑ 1 2 3 Ала ад-Дин Джувейни. История завоевателя мира // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. — М., 1941. — С. 223. Прим. 10. (недоступная ссылка)
  3. ↑ 1 2 Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. — С. 47.
  4. ↑ Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2. — С. 251. (недоступная ссылка)
  5. ↑ Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. — Т. 2. — С. 8. (недоступная ссылка)
  6. ↑ Роки 1245 — 1260. // Літопис руський / Пер. з давньорус. Л. Є. Махновця. — К.: Дніпро, 1989. — XVI+591 с. — ISBN 5-308-00052-2.
  7. ↑ Галицко-Волынская летопись. Пушкинский дом РАН. Проверено 3 января 2009. Архивировано 23 марта 2012 года.
  8. ↑ Гийом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны // История монголов. — М.: АСТ:Транзиткнига, 2005. — С. 327. — ISBN 5-17-031003-X.
  9. ↑ Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом. — М., СПб.: АСТ, Евразия, 2007. — С. 309.
  10. ↑ У Рашид ад-Дина он назван сыном Бату: См.: Рашид ад-Дин. Сборник летописей. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. — Т. 2. — С. 73. (недоступная ссылка)
  11. ↑ Югов А. Ратоборцы. — Л.: Лениздат, 1983.

Библиография

  • Ала ад-Дин Джувейни. История завоевателя мира // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. — М., 1941. (недоступная ссылка)
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персидского Л. А. Хетагурова, редакция и примечания проф. А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. — Т. 1, кн. 1. (недоступная ссылка)
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персидского О. И. Смирновой,редакция проф. А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2. (недоступная ссылка)
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персидского Ю. П. Верховского, редакция проф. И. П. Петрушевского. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. — Т. 2. (недоступная ссылка)

Литература

  • Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом / Научный редактор А. Г. Юрченко. — М., СПб.: АСТ, Евразия, 2007. — 350, с. — (Историческая библиотека). — ISBN 978-5-17-038377-1.
  • Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. — 1500 экз.
Правительницы монгольских государств

Сын Батыя — христианин

Опубликовал Павел Знаменский в блоге «Павел Знаменский». Просмотры: 8262

Имя Батыя навсегда вошло в отечественную историю как символ ужасов и катастроф завоевания. Однако Бог, Который желает всем спастись и прийти в разум истины, вовсе не исключал татаро-монгол из Своего домостроительства. Малоизвестный факт русской и золотоордынской истории заключается в том, что уже прямой сын Батыя Сартак принял христианство (возможно, несторианство) и, по свидетельству историков, был посвящен в диаконы.​Сартак был личным другом Александра Невского — не просто другом, но и названным братом. Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что Александр Невский имел мощный протекторат в Орде, получал ярлыки и именовался приемным сыном Батыя. Действительно, если прямой сын Батыя был христианином, то почему же он не мог содействовать усыновлению своего брата во Христе – выдающегося полководца, которым восхищались сами монголы.
После смерти Батыя (1255/1256) Сартак стал правителем Золотой Орды, но по дороге из Каракорума скончался (вероятно, был отравлен людьми своего дяди Берке). Его кончина во многом напоминает кончину самого Александра Ярославича, видимо, также отравленного в Орде. Сохранилась известная фраза Сартака, которую он бросил в лицо своему дяде Берке, усиленно защищавшему ислам. Возвращаясь из Какакорума, Сартак, на приглашение посетить ставку Берке ответил: «Ты мусульманин, я же держусь веры христианской; видеть лицо мусульманское для меня несчастье». Спустя некоторое время Сартак скончался. После него внезапно, видимо тоже не без влияния Берке, умер претендент на ханство Улагчи (по одной версии – сын Сартака, по другим источникам – сын Батыя). Затем была казнена жена Батыя, Боракчин-хатун, ставшая регентшей при малолетнем Улагчи, после его смерти она хотела посадить на престол Туда-Мункэ, также внука Батыя. По сведениям армянского историка Киракоса Гандзакеци, долго жившего у монголов, Сартак был отравлен Берке и его братом Беркечаром.
Смерть Сартака не стала концом христианства в Орде. Есть свидетельства, что он хотел крестить Орду, сделать государственной религией христианство. Однако для большинства кочевников, живущих грабежами и насилием, видимо, христианская религия была мало понятна. Тем же, кто принимал христианство, оставался другой путь – путь переезда на Русь, крещения и обретения новой Родины. И таких было немало. Среди них – десятки будущих российских дворянских фамилий (от Бибиковых до Юсуповых). Среди них – православные святые: преподобный Петр, царевич Ордынский, святые Петр и Стефан Казанские, преподобный Серапион Кожеозерский, преподобный Пафнутий Боровской (дед преподобного был баскаком), мученица Платонида , священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский, и др.
Но, может быть, одной из самых интересных была судьба потомков врага Руси – Мамая. После убийства Мамая один из его сыновей, Мансур Киятович Мамай, покинул Крым и отправился в родные половецкие земли, откуда, набрав войска, двинулся на север с целью создания своего нового княжества.
На территории современной Полтавской области Мансур основал несколько городов: Глинск, Глинница и Полтава, и провозгласил эти земли своими владениями, независимыми от всех соседних государств. В 1392 г. сын Мансура Мамая Алекса крестился в православную веру, получив имя Александр.
От сына Мамая – Мансура Киятовича – ведут свой род князья Глинские. Михаил Глинский устроил в Литве мятеж, пытаясь захватить верховную власть. Когда попытка не удалась, перешёл на службу московским царям, его племянница Елена Глинская – мать Ивана Грозного, прапраправнука разбившего Мамая святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Таким образом, в Иване Грозном слилась кровь Мамая и Димитрия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *