Семьи с детьми инвалидами

Как жить с ребенком — инвалидом?

Помощь и консультация психологов от членов профессионального сообщества «Все психологи» Задать вопрос психологу

Советы психологов → Как жить с ребенком — инвалидом?

Вопрос психологу

Спрашивает: Татьяна

Категория вопроса: Дети

Я вышла замуж за давно любимого разведенного мужчину. у его дочери от первого брака родилась дочь-инвалид — психические отклонения. 4 года жизнь моего любимого и его семьи крутилась вокруг этого ребенка. дочь всем доказывала,что ей все — папа,брат,муж и т.д. должны все (деньги,время, жизнь),так как у нее больной ребенок. Мой муж был в жуткой депрессии,начались серьезные проблемы со здоровьем и он собрался умирать. Я встряхнула его, начали снова встречаться( жили вместе 20 лет назад), в прошлом году поженились и он стал оживать.Я занялась его здоровьем, он устроился на постоянную работу, купили по ипотеке квартиру, детям помогал по мере возможности, но его дочь увидела, что теперь невозможно выкачивать из папы все деньги и что папа не может в любой момент срываться с работы и возить ее по всяким делам ребенка и шарлатанам,которые выкачивают огромные деньги, бессмысленно обещая,что ребенку станет лучше.Когда я стала объяснять,ято у нас тоже есть своя жизнь и свои дела, то дочь устроила истерику,оскорбила меня и теперь доводит отца своими звонками и заявляет,что он ей всю жизнь все должен. Муж очень из-за этого переживает и больше всего из-за того,что ребенок-инвалид и генетическое психическое отставание неизлечимо. Он теперь впал в глубокую депрессию со всеми последствиями со стороны общего здоровья и потенции. Я говорю,что если он себя загубит,то никому лучше не станет и внучка от этого не выздоровеет. Надо смириться с тем,что ребенок неизлечим и общаться с ней в свободное время, а главное — начать нормальную жизнь и подумать и о себе, и обо мне. У меня из-за этого такой стресс, что психотерапевт уже направляет в ПНД для лечения депрессии лекарствами. Как объяснить доступно мужу, что надо жить своей жизнью и как всем вести себя с его дочерью и внучкой-инвалидом? Спасибо за ответ.

Похожие вопросы

Найти вопрос (всего 368728 советов)

Ответы психологов

Бирюкова Анастасия Евгеньевна

Психолог Санкт-Петербург Был на сайте: Сегодня

Ответов на сайте: 3684 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 64

Здравствуйте, Татьяна.

Вы молодец, что помогаете любимому человеку и поддерживаете своего мужа. Это самая сильная и эффективная помощь, но и она имеет свои пределы.

Если вы посещаете психотерапевта, то ваш вопрос надо обязательно обсуждать именно с ним, так как это является неотъемлемой частью вашего процесса лечения и психотерапии.
Если на ваших сеансах психотерапии не находится места, для столь важного в вашей жизни вопроса, возможно, стоит подумать о смене психотерапевта. Психотерапия или продолжительное психологическое консультирование, это лечение словом. А значит болезненные и острые вопросы вашей жизни обсуждаются с вашим специалистом.

В том, что вам нужны лекарства для лечения депрессии нет ничего ужасного. Длительная депрессия может привести к нарушению витальных потребностей и это не позволяет работать с клиентом полноценно. В психотерапии не принято, когда один и тот же специалист ведет психотерапию и прописывает лекарства. Это просто мешает психотерапии, и то что он предлагает обратиться к коллеге, говорит о его профессиональной ответственности.
Из моей профессиональной ответственности, я рекомендую обсудить ваш вопрос с вашим психотерапевтом.
Если же ваши посещения психотерапевта не носят постоянный характер, а вы лишь иногда ходите в поликлинику к специалисту, чья должность там называется психотерапевт, тогда я настоятельно рекомендую вам выбрать хорошего психолога или Гештальт терапевта и пройти курс психотерапии, психологического консультирования, а лучше Гештальт терапии (это направление психологии, успешно работающее с депрессией).
Лекарства облегчат ваше состояние, помогут психотерапевтическому процессу, но не излечат от депрессии. Лечение депрессии, это сама психотерапия — то есть регулярные беседы с вашим специалистом.
Не рассчитывайте на быстрые результаты. Лечение депрессии подразумевает длительный курс еженедельных встреч по одному часу. Чаще встречи назначаются только в случае острых состояний. Реже эффект теряется и динамика излечения падает. Прием лекарств является добровольным решением клиента, но их назначение и подбор, а также продолжительность приема должна проходить обязательно под наблюдением врача психиатра.
Получив помощь психотерапевта, вы можете показать своему мужу пример того, как это помогает и предложить и ему пройти курс. Это будет наилучшим решением.
Люди ввергают себя в депрессию годами насилуя свою психику, а надеяться на быстрые результаты. Такого не бывает. Одно из тяжелейших заболеваний современности является не следствием внешних проблем, а образом мышления самого человека и его индивидуальными и уникальными реакциями на события жизни.
Именно по этому нет и не может существовать универсальных рекомендаций, тем более здесь на сайте, когда психологи не знают вас и вашего мужа.

Желаю вам любви, взаимопонимания, здоровья и ясности мыслей и чувств.
Если вам потребуется помощ или возникнут более конкретные вопросы обращайтесь лично, звоните напрямую или приходите на консультацию.

Бирюкова Анастасия, ваш Гештальт психолог очно в Петербурге и в Skype.

Хороший ответ4 Плохой ответ3

Столярова Марина Валентиновна

Психолог Санкт-Петербург Был на сайте: Сегодня

Ответов на сайте: 4140 Проводит тренингов: 6 Публикаций: 34

Здравствуйте, Татьяна!

Вы говрите все правильно:

Татьяна

Я говорю,что если он себя загубит,то никому лучше не станет и внучка от этого не выздоровеет. Надо смириться с тем,что ребенок неизлечим и общаться с ней в свободное время, а главное — начать нормальную жизнь и подумать и о себе, и обо мне.

Но переделать другого человека невозможно. Может быть, он и согласен с Вами, но по-другому он жить не умеет. Вероятно, он чувствует вину перед дочрью, а человеком, испытывающим чувство вины, просто манипулировать и упрввлять, и дочь этим пользуется.

Когда проблемы не решаются на уровне души, начинает страдать тело. Иногда только проблемы со здоровьем заставляют человека пересмотреть свои модели поведения и отношения с окружающими. Это является психологическим «дном». Дойдя до него, человек отталкивается и начинает подниматься.

Поднять «дно» может помочь работа с психологом. Если Ващ муж готов на это, замечательно. Если нет, то можете начать работать Вы. Когда в паре меняется один партнер, то неизбежно начинает меняться и другой. Измения в Вашем поведении могут мотивировать муж на работу со своими проблемами.

Для более детального разговора нужна индивидуальная консультация. Если готовы работать, обращайтесь.

Столярова Марина Валентиновна, психолог-консультант, Санкт-Петербург

Хороший ответ6 Плохой ответ2

Несвитский Антон Михайлович

Психолог Плайя дель Кармен Был на сайте: Сегодня

Ответов на сайте: 5103 Проводит тренингов: 2 Публикаций: 124

Татьяна, полагаю, все вы (все, кто участвует в этой ситуации) находитесь в такой цепочке зависимостей, словно не можете выйти никак из детско-родительских отношений.

Татьяна

4 года жизнь моего любимого и его семьи крутилась вокруг этого ребенка. дочь всем доказывала,что ей все — папа,брат,муж и т.д. должны все (деньги,время, жизнь),так как у нее больной ребенок.

Дочка решила, будучи взрослым человеком и столкнувшись с проблемой, играть роль беспомощной жертвы. Ваш муж стал папой-спасателем. Но любой спасатель рано или поздно выдыхается и превращается в жертву в свою очередь. И ему становится нужен свой спасатель.

Татьяна

Я встряхнула его, начали снова встречаться( жили вместе 20 лет назад), в прошлом году поженились и он стал оживать.Я занялась его здоровьем, он устроился на постоянную работу, купили по ипотеке квартиру

Вот и спасатель — вы. Но понимаете, вы ведь тоже рано или поздно начнете выдыхаться.

Татьяна

У меня из-за этого такой стресс, что психотерапевт уже направляет в ПНД для лечения депрессии лекарствами.

Возможно потом «упадете» (кто знает, может не только в переносном, но и в прямом смысле?) вы, и вам тоже понадобится спасатель…..

В этом треугольнике есть еще преследователь, т.е. жертва, когда ее «недостаточно спасают» превращается в преследователя:

Татьяна

дочь устроила истерику,оскорбила меня и теперь доводит отца своими звонками

Это она пытается сделать, чтобы вернуть папу из позиции жертвы на позицию спасателя. Иногда и вы можете занять роль преследователя:

Татьяна

Я говорю,что если он себя загубит,то никому лучше не станет и внучка от этого не выздоровеет. Надо смириться с тем,что ребенок неизлечим и общаться с ней в свободное время

Пока вы об этом просто говорите, но потом из чувства самосохранения (и вас можно понять) — начнете давить на него. И превратитесь в преследователя. И т.д.

Эта модель отношений называется треугольник Карпмана. Об этом много информации в интернете, почитайте.

Конечно, по сути вы правы: внучке его действительно не помочь, по крайней мере, от того что он будет умирать или крутится всю дорогу вокруг ее матери — действительно она не выздоровеет, а его дочь — никогда не повзрослеет. А неприспособленный к жизни и зависимый человек — просто нежизнеспособен, так что пока он помогает ей продолжать быть зависимой — он буквально помогает ей двигаться в яму и т.д.

Но и вы рискуете стать таким же как и он — начать спасть безоглядно и считать, что в этом — ваш долг и смысл вашей жизни. И тогда у него не возникнет мотива заниматься собой: он будет продолжать спасать ее, вы — его и так пока кто-нибудь не выключится из процесса.

Начните с себя. Скажите, например, что вы уже все, что могли — донесли и дальше не собираетесь умирать вы сами. И собираетесь спасть себя. А ему предлагаете сделать выбор: или жить дальше с вами насколько возможно счастливой жизнью или умирать. И вы не сможете его постоянно «оттаскивать от края». Есть смысл выразить свое сочувствие и желание быть с ним счастливой, но так же обозначить, что вы сами не готовы участвовать в этой «оргии спасения».

А дальше вам стоило бы, думаю, начать заниматься собой. Чтобы его было некому спасать. И видя рядом с собой вас, которая пытается спасти себя — он сможет начать делать то же самое — заниматься собой.

Если он выберет умирать — вы с этим ничего не сможете сделать, вы рискуете уподобиться жене алкоголика, которая спасает его до бесконечности от патологической зависимости, но почему-то становится только хуже (и на деле — именно потому что спасают)….

Обо всем это подробно в цикле статей о созависимости (там есть и о треугольнике тоже):

С уважением, Несвитский А., консультации, психотерапия в СПб и в skype

Хороший ответ2 Плохой ответ1 Общий рейтинг страницы 4 / 18 22.08.2015 | 2257 Найти вопрос (всего 368728 советов)

Подпишитесь на журнал «Вся психология»

Лучшие статьи, тесты, ответы на вопросы
Бесплатно! Более 100 тыс. подписчиков!

Почему рождаются у здоровых родителей дети-инвалиды?

4

Почему рождаются у здоровых родителей дети-инвалиды ?

тэги: дети-инвалиды, почему?, родители, рождаются, у здоровых категория: другое 5

Да миллионы причин. Начиная от миллиона внутренних (как наследственных, так и приобретенных генетического или инфекционного характера), так и от миллиона внешних. Например, курение влияет на генетику курящего. Но так совпало, что курящий мужчина женился на девушке, у которой уже был слегка тот дефектным ген, который у курящего модифицировался от курения табака. И всё — при построении организма не оказалось хорошей копии гена — оба гена, и отца, и матери, оказались «не комплект»!

А есть еще и такие «мелкие» вроде причины, на которые и внимания-то не обращают. Например, всех беременных врачи предупреждают — питайтесь хорошо, разнообразно и правильно! Но кто это соблюдает? Тем более, в наше время, когда на хлеб не всегда есть деньги. Как результат — от легкой формы дебильности до ДЦП (детский церебральный паралич). А почему? А потому, что в момент закладки, формирования органов и, что особенно важно, формирования головного мозга, — не хватило «строительного материала» для них! То есть, просто не откуда было взять нужные белки, минералы, потому что у организма матери у самой была их нехватка!

Вот так, «небольшая проблема питания» населения оборачивается потом проблемами более тяжелого характера.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим 5

Природа допускает себе роскошь различных сбоев примерно в 4% от всего появляющегося на свет без видимых причин. 100% — это лишь в нашем воображении, это идеал человеческий, до которого природе дела нет. Она допускает мутации и девиации, оставляя подавляющее большинство случаев за нормой.

Магия больших чисел в наших головах приводит к гордыне и эгоизму, всё нам кажется, что в «проклятые» 4% попадёт сосед, желательно враг, неизвестный Вася Пупкин, живущий в Занзибаре, где нас никогда не будет. Поэтому появление детей-инвалидов у современных родителей вызывает шок. Они решили, что единственное чадо непременно появится совершенным, а кто им сказал, что так должно быть? Народная мудрость гласит:

Пословица родилась во времена, когда женщина беременела до двадцати раз, часть беременностей заканчивалась выкидышами или младенческой смертностью, до совершеннолетия тоже доживал не каждый рождённый ребёнок, а по селу непременно бродила пара дурачков, которые почему-то выжили, хотя очень долгой их жизнь не была, ибо смотреть за ними было некому.

Рекомендую посмотреть фильм «Моя левая нога» (напр., на Ютубе) — это не только качественный фильм-оскароносец, ради которого не жаль потратить время, но и экранизация подлинной истории ирландского художника Криса Брауна, страдавшего церебральным параличом и способного двигать лишь упомянутой конечностью. Обратите внимание: у Криса было 22 брата и сестры, его беда была неизбежной с математической точки зрения. Но и решившись лишь на одного ребёнка, родители играют в рулетку с природой, потому что она непременно вырвет свои 4% из популяции, а будет это 23-е чадо или первои и единственное, от людей не зависит.

Какими бы здоровыми ни была пара родителей, им следует помнить, что личное желание дать жизнь здоровому умному красивму ребёнку природой во внимание не принимается, и буквально любой человек без проблем может оказаться отцом или матерью ребёнка-инвалида с любым диагнозом.

4

Ну во первых потому что в плане генеалогического древа, у человека могут присутствовать патологии, которые скрыты от тех людей, которые его представляют, так как именно они, на них не проявились, а потому они являются полноценно здоровыми, однако к сожалению увы, но по многим нормам, они могут и как правило проявляются через поколение или поколения.

К примеру инфаркт миокарда, проявляется именно через поколение, а есть патологии, которые еще дольше остаются скрытыми.

Кроме того, в наше время, есть еще и такой негативный фактор, как экология, которая способна нанести неповторимый вред беременной женщине у которой плод, изначально зарождался как здоровый.

К примеру один мой хороший знакомый рассказывал мне, что когда он учился в Липецке, то одна женщина, которую он хорошо знал, пришла на прием к врачу, так как у нее был уже второй выкидыш. При этом она не могла понять почему. На что врач ей ответил, что это от того, что в Липецке плохая экология от огромного количества заводов и что похожая клиническая картина, наблюдалась в том городе, у женщин, по общему количеству, гораздо выше нормы, если брать норму подобных случаев в целом.

4

Тут несколько причин

Самое очевидное это аутосомно-рецессивное наследование множества наследственных заболеваний т е когда у носителей всего одного аллеля никаких симптомов нет а когда оба аллеля дефектные то заболевание проявляется

Еще один важный момент это возраст отца и матери чем они старше чем выше риск накопления чисто случайных мутаций и проявления у детей тяжелых заболеваний

Еще один вариант — инфекции во время беременности типа краснухи цитомегаловируса токсоплазмоза преславутого вируса зика и т д тут важно что множество инфекций протекает для матери незаметно без явных симптомов но очень серьезно сказывается на плоде

Ну и еще несколько поичин типа воздействия токсинов и конечно самая банальная случайность

2

Разные причины способствуют этому, так например если беременная женщина перенесла инфекцию, пусть даже грипп и принимала антибиотики, то это уже может сказаться на развитии еще не родившегося ребенка. Бывают и просто случайные мутации генов, так например рождаются сиамские близнецы, при том что до этого в семье были все дети здоровыми и ранее в роду у родителей сиамских близнецов не было. Ну и помимо этого, если мама во время беременности курила и злоупотребляла алкоголем — то это тоже может оказать пагубное влияние на развитие еще не рожденного ребенка, прежде всего на развитие его легких, мозга.

1

НУ наверное правельнее сказать, что у видимо-здоровых родителей… НУ нет у нас абсолютно здоровых людей… ДА и лекарства у нас не проходят нужной сертификации, как они влияют на нас… Может они влияют через поколение, а может их влияние можно увидеть, только через десяток лет…

ВОн в 60 года прошлого века больше 100000 талидомидовых детей родилось… А сколько отклонений было скрытых и они передались на их детей.

ГЕнетика сложная штука, как и инфекции которыми мы болеем… ОНИ иногда десятилетия могут скрываться , чтобы потом дать о себе знать… Ведь мы не в состояниии проверить весь организм… да и анализы мы сдаем только на известные инфекции, которые дали о себе знать…

1

На самом деле причин может быть много, не всегда зависит все от нас и даже у здоровых родителей могут родиться инвалиды.

Знаю, на собственном примере, у меня родился ребенок-инвалид, правда, заметили это не сразу, а лишь в четыре года сыночку поставили диагноз — детский аутизм.

Откуда и почему — мы не знаем, да и врачи лишь пожимают плечами, типа — что может быть была травма при родах, может мама пережила стресс и так далее, но конкретной причины, никто вам не назовет.

Это как сбой системы, на определенное количество деток — рождается — энное количество инвалидов, такой себе закон природы, от этого никуда не денешься.

1

Да у здоровых родителей бывают рождаются дети-инвалиды, по разным причинам. Может вели эти родители не здоровый образ жизни или живут они на экологически нездоровой территории. При беременности не соблюдала предписания врача гинеколога. Возможно родители здоровы, а наследственность у них хреновая. Во время схваток или родов можно легко сделать ребенка инвалидом. А может им свыше дано такое тяжелое испытание (конечно не дай Бог ни кому такого испытания).

1

Причин может быть масса, например, тот же синдром Дауна зависит больше от возраста матери, чем от состояния ее здоровья. Чем женщина старше, тем выше шанс родить больного ребенка. Генетические мутации иного рода тоже бывают, правда, к счастью, редко. Мало кто подозревает, что является носителем того или иного дефектного гена, а с виду абсолютно здоров.

0

живой пример: подруге в первую ее беременность ничего не запрещали (она с чипсами во рту догоняла автобусы и материлась как сапожник (до самых родов) — родился нормальный ребенок, не аллергик.

при второй беременности ее холили и не давали далеко ходить, поднимать что-либо тяжелее килограмма. Сдували пылинки. Ребенок родился с ДЦП — не ходит, не держит ничего тяжелого в ручках — силы нет. Теперь уже с малыша сдувают пылинки.

Чего беременной запретишь, то ребенок и забирает себе

0

Я знаю, что ,если беременная находится длительный период в стрессе,в неудовлетворённом состоянии души,то вероятность того, что у ребёнка могут быть психические отклонения , нарушения и проснуться какие-то «спящие» гены далёких родственников,очень высока.Но почему-то эту часть опросов при постановке на учёт, врачи то ли игнорируют, то ли им не прописано по » стандарту».Вот это-то мне очень странно и непонятно.

0

Ко всему вышесказанному хочется добавить и психологические причины. В нашей жизни ничего не случайно! Если у родителей родился ребенок-инвалид, то значит они должны задуматься над своим поведением, что-то они делали не так. Этот ребенок им дан для того, чтобы они изменились.

Вопрос закрыт, так как является дубликатом вопроса «Почему у здоровых родителей рождаются дети-инвалиды?»

Если в семье ребенок-инвалид

• Цвет полей:
• Цвет фона:
• Шрифт: Book Antiqua Arial Times • Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt • Выравнивание: по левому краю по ширине Добавлено в рубрику: Инвалидность

(9 голосов: 4.33 из 5)

Рождение ребенка в семье всегда радость для любящих заботливых родителей. В мир пришел новый человек, им предстоит научить его всему, подготовить ко взрослой жизни и в определенный момент отпустить… Сколько радости и слез пополам, сколько эмоций, надежд, ожиданий… Но иногда случается и так, что рождение ребенка становится стеной, которая разделит жизнь на «до» и «после», и все счастливые мечты, все надежды разбиваются о жесткое слово: «инвалид».

Ребенок родился с инвалидностью, или стал инвалидом из-за несчастного случая или заболевания. Как жить дальше? Что делать?

Такая ситуация — стресс для всех членов семьи. Фактически она означает, что всем придется очень сильно поменять свою жизнь, и все интересы семьи будут теперь направлены на реабилитационные или поддерживающие действия этого ребенка. Жизнь может поменяться настолько круто, что некоторые семьи вынуждены поменять город, а некоторые и страну проживания, чтобы быть ближе к реабилитационным центрам и клиникам. Но поменять жилье это полбеды. Главное — не сломаться самим.

Психологи отмечают, что основная масса семей с детьми-инвалидами делится на три группы:
первая — пассивные. Родители или недопонимают всей серьезности проблемы, или закрываются от нее, делая вид, что ее не существует. Им так психологически легче справиться со стрессом. К сожалению, в таких семьях мер по реабилитации ребенка-инвалида практически не применяется, родители избегают разговоров о возможном лечении и под разными предлогами ищут способы его не проводить. Такие семьи, как правило, замыкаются в себе, отказываются от обычной жизни, сводят на нет общение с друзьями.

вторая — активные. Активные родители готовы горы свернуть, чтобы если уж не вылечить, то облегчить состояние своего ребенка. Они готовы преодолеть любые препятствия на этом пути, они постоянно ищут специалистов, испытывают новые методики лечения, готовы на любые траты в поисках самых современных препаратов, они не боятся операций и процедур. Семья сохраняет широкий круг общения, продолжает вести активную социальную жизнь. Все интересы семьи будут подчинены интересам ребенка-инвалида.

третья — рациональные. Такие родители не прячутся от проблемы, но и не превращают ее в идею фикс. Они последовательно выполняют все рекомендации специалистов, проходят положенное лечение, но не проявляют сверхусилий в этом направлении. Уделяя достаточно времени ребенку-ивалиду, они не забывают и об остальных членах семьи, никого не обделяя вниманием.

Большинство семей с ребенком-инвалидом находятся в состоянии непрерывного дискомфорта, что связано с неопределенность, с постоянно испытываемым чувством тревоги за будущее больного ребенка, за будущее семьи в целом. Многие отмечают, что испытывают ощущение душевного хаоса, что им трудно переориентировать свою прежнюю «нормальную» жизнь на новую. Нередко единственным добытчиком в семье становится отец, а мать вынуждена ухаживать за ребенком. К имеющимся собственным проблемам еще могут добавиться проблемы социального характера. К сожалению, в нашем обществе на инвалидов все еще косо смотрят. Родители могут запрещать своим здоровым детям общаться с ребенком-инвалидом. Соседи по подъезду могут высказывать неудовольствие шумом, который может производить ребенок-инвалид. Если «особый» ребенок в общественном месте начинает неадекватно себя вести, то порой матери приходится выслушивать нелестные высказывания в свой адрес, либо все время приходится пояснять, что малыш особый и может повести себя не вполне адекватно. Все это очень тяжело для родителей, такие моменты создают угнетающую обстановку в семье.

Как быть родителям «особого» ребенка? Воспитателям ребенка-инвалида необходимо прежде всего не поддаваться эмоциям и панике, иначе они не смогут сделать ничего полезного ни для своей семьи, ни для своего ребенка. Как бы страшно не звучало слово «инвалидность», и с ней люди живут. Да, многое придется поменять, но это не значит, что отныне вам будут недоступны простые радости жизни.

Нельзя скатываться в два состояния: в состояние несчастной жертвы и в состояние бронетранспортера, сметающего на своем пути все.

Первые отказывают себе во всех радостях и тратят время на нытье: «Ах, мой сын (моя дочь) инвалид, как же это страшно и ужасно, как же нам тяжело, какие же мы несчастные». Такой пессимизм отнимает силы, люди вместо того, чтобы бороться, тратят силы на бесконечные жалобы, самокопание, и нередко создают ситуацию, не соответствующую истинному положению вещей в худшем смысле. Они преувеличенно остро реагируют на инвалидность своего ребенка, хотя все может быть и не настолько страшно.

Вторая группа родителей, напротив, уклоняется в другую крайность. Они живут под девизом «Я мать (отец), и я сделаю для своего ребенка все!», не видя за этим стремлением нужд других членов семьи, других своих детей, которые могут оказаться заброшенными и обделенными вниманием. Зачастую проведение реабилитационных мер и постоянные поездки по специалистам превращаются в самоцель, когда лечение уже начинают проводить не ради того, чтобы помочь ребенку, а ради самого процесса, ради самоутверждения, ради искупления вины: я делаю, я езжу, я пробиваю, значит, я хороший родитель.

Ни та, ни другая позиция не являются правильными. Инвалидность ребенка необходимо принять, как факт, в котором вы не виновны (за исключением прямых случаев, когда по недосмотру или по неосторожности родителей был нанесен вред здоровью).

Нельзя отодвигать на дальний план других членов семьи. за стремление облегчить жизнь одному ребенку вы можете не заметить, как сделаете несчастными остальных.

Не отвергайте помощь психолога и не забывайте о том, что в психологической реабилитации нуждаетесь не только лично вы, но и другие ваши дети и супруг.

Не стесняйтесь обращаться за помощью и опытом в организации родителей детей-инвалидов.

А вот советы педагога-психолога Семеновой Л.В.:

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены
семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”,
отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования
чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят
вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и
перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить
самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

Метки

  • Дети
  • Инвалидность
  • Мой Мир
  • Живой Журнал
  • Twitter

15 10 995 На форум Оставить комментарий » 15 комментариев Обновления на почту Самое популярное (просмотров)

  • Современные средства для снижения артериального давления 1 538 078 views
  • Правильно расшифруем анализ крови! 492 163 views
  • Перечень заболеваний для получения инвалидности 424 146 views
  • 8 полезных свойств гвоздики 411 898 views
  • Сколько нужно спать человеку? 401 763 views
  • Классическая музыка для беременных 371 073 views
  • Больная тема: прививки. На вопросы отвечает педиатр 332 131 views
  • Низкое давление: что делать? 308 087 views
  • Самые сильные природные антибиотики 294 789 views
  • Молитвы о здравии 279 062 views
  • Побочные действия гормональных контрацептивов убивают? 277 709 views
  • Сколько нужно пить воды в день? 277 341 views
  • Остеохондроз – не приговор! С.М. Бубновский 270 610 views
  • МНО крови: измерение, расшифровка, нормы 255 046 views
  • Как жить после установки кардиостимулятора? 253 342 views
  • Педикулез или как вывести вшей 222 246 views
  • Можно ли вылечить сахарный диабет? 221 133 views
  • Высокое давление. Что делать? 218 357 views
  • Перелом копчика: симптомы, лечение и профилактика 190 556 views
  • Природный лекарь, или чем полезна луковая шелуха 187 662 views

Проекты «Азбуки веры» Кризисные сайты

Активная поддержка родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная реабилитация

Программы активной поддержки родителей направлены на формирование основных принципов эффективного взаимодействия в диаде «родитель — ребенок»: понимание родителями проблем ребенка, связанных с ограничениями его здоровья (принятие ребенка), конструктивное общение с ребенком; формирование умения взрослых контролировать свои отрицательные эмоции; исключение стилей воспитания, тормозящих личностное развитие ребенка; расширение сфер творческого взаимодействия с ребенком.
В последние годы Фонд оказывал содействие внедрению программ активной поддержки родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программ Республики Коми, Республики Татарстан, Алтайского края, Амурской, Курганской, Нижегородской, Новосибирской, Тамбовской, Тюменской, Ульяновской областей.
Среди имеющихся форм организации работы можно условно выделить следующие: службы, пункты консультирования и обучения родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам ухода и способам реабилитационной работы на дому; службы вспомогательного характера (пункты проката реабилитационного оборудования, не входящего в гарантированный государством перечень технических средств реабилитации); группы кратковременного пребывания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; семейные клубы; дистанционное обучение родителей.
В Ульяновской области на базе Ульяновского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» создана общественная служба семейного консультирования в целях оказания правовой, психолого-педагогической и информационной поддержки родителям из семей, воспитывающих детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью. В перечень основных задач службы входит не только помощь родителям в организации работы со своим ребенком в домашних условиях по развивающим технологиям (в том числе арт-терапии), технологиям сотрудничества (на примере sand play-терапии), но и содействие созданию благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, формированию положительных установок в сознании родителей, преодолению изолированности таких семей. Из наиболее активных участников групповых занятий образовался
неформальный семейный клуб (своеобразная группа взаимной поддержки). В результате данной деятельности сложилась модель позитивного взаимодействия государственных и общественных структур в решении проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В Республике Татарстан на базе учреждений социального обслуживания населения создано 8 консультативнообучающих кабинетов для родителей, воспитывающих детей- инвалидов. Работа кабинетов позволяет обеспечить оказание родителям доступной, бесплатной, качественной, многофункциональной помощи в улучшении качества жизни ребенка в домашних условиях, в социальной среде, в системе образования, а также обеспечить адекватный уровень практических знаний и навыков по применению современных технических средств реабилитации в домашних условиях и реабилитационных учреждениях республики.
Деятельность консультативно-обучающих кабинетов направлена на обеспечение доступности и своевременности оказания социально-психологической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов, в том числе с множественными нарушениями развития; обучение родителей, имеющих детей с множественными нарушениями в развитии, навыкам домашнего тренера; оказание содействия родителям в решении имеющихся проблем с участием учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности; разработку и реализацию комплексных реабилитационных программ помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей; профилактику психологических и психофизических проблем, вторичных нарушений здоровья; психологическую коррекцию детско-родительских отношений. Определены права и обязанности специалистов (консультантов), работающих в консультативно-обучающем кабинете; разработаны методические рекомендации по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях составлены планы работы, графики проведения консультаций. В журналах приема родителей указывается информация о поступившем запросе и оказанной помощи; по итогам специалистами проводится анализ полученных результатов, регулярно формируется отчетность о деятельности консультационно-обучающих кабинетов.
В ходе занятий со специалистами родители получают консультации по вопросам развития детей, рекомендации по использованию обучающих пакетов и специализированных средств реабилитации в домашних условиях, планированию и созданию индивидуальных вспомогательных средств для обеспечения развивающей и безопасной среды для ребенка дома и во дворе. В рамках практических занятий с родителями и детьми применяется современное оборудование (терапевтическая система «Черепаха Делюкс», педиатрическая позиционная система «Головастик», ортопедические велосипеды и др.), приобретенное за счет средств гранта Фонда.
В Тамбовской области при центрах социальной помощи семье и детям созданы три кабинета по обучению родителей уходу, воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дошкольного возраста.
Задачи кабинета по обучению родителей: социально- психолого-педагогическое обследование детей и детско-родительского взаимодействия; оценка реабилитационного потенциала личности (психоэмоционального состояния, личностной и мотивационной сферы, общественных отношений, когнитивных функций и др.); формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку; обучение родителей методам и навыкам развивающих занятий для организации непрерывной, самостоятельной их работы с ребенком; проведение индивидуальных и групповых занятий согласно индивидуальному плану; оказание родителям (законным представителям) помощи в адаптации семьи к инвалидности ребенка, в преодолении психологических проблем.
В Нижегородской области консультирование и индивидуальная работа с родителями детей-инвалидов осуществляются посредством организации выездных консультативных междисциплинарных команд для работы в отдаленных районах области. Это позволяет оперативно реагировать на запросы семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалистами междисциплинарной команды (дефектолог, психолог, социальный педагог, невролог и др.) проводятся занятия с детьми с умеренными и множественными нарушениями развития (нарушения аутистического спектра, синдром Дауна, интеллектуальные ограничения, заболевания нервной системы, нарушения опорно-двигательного аппарата, и др.) и консультации для их родителей. Обучающие программы направлены на оказание психологической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, путем индивидуальных консультаций, тренингов, информационных семинаров, методической помощи; повышение информированности других специалистов, работающих с детьми с нарушениями в развитии по реабилитационным технологиям путем обмена опытом во время совместного консультирования, знакомства с новыми изданиями методической литературы, проведения семинаров и круглых столов.
В Тюменской, Тверской областях, а также в Забайкальском крае внедрены технологии дистанционного обучения родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Тюменской области с 2010 г. проводится работа по внедрению и развитию системы оперативного индивидуального консультирования на дому родителей, имеющих детей с тяжелыми системными нарушениями функций организма, специалистами служб ранней помощи посредством использования режима видеосвязи.
Видеоконсультирование родителей осуществляется через систему Skype. Дистанционное видеоконсультирование обеспечивает возможность получения родителями, имеющими детей с тяжелыми системными нарушениями здоровья, оперативной информации и консультации специалистов по вопросам медико-социальной реабилитации и психологопедагогической помощи в режиме видеосвязи, обучения методам реабилитации на дому.
Междисциплинарная команда специалистов, состоящая из логопедов, психологов, специалистов по социальной работе, специалистов по движению, юристов, врачей, помогает создать оптимальные условия для обеспечения непрерывности реабилитационного процесса, учитывая особенности каждого ребенка.
В Тюменской области осуществляется и реализация программы по оказанию абилитационной помощи детям-инвалидам в режиме видеосвязи «Дистанционная абилитация». Программа «Дистанционная абилитация», реализующаяся с применением современных компьютерных технологий, направлена на обеспечение доступности основных методов и навыков реабилитационных мероприятий, повышение уровня абилитационной компетентности семей, имеющих в своем составе инвалида с тяжелыми, множественными, системными нарушениями.
В Тверской области для дистанционного консультирования родителей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями в развитии, создан интернет-сайт «Откроем детям сердца».
В Новосибирской области с 2013 г. осуществляется деятельность по созданию и развитию системы дистанционного сопровождения семей с детьми-инвалидами (дистанционная школа «Учимся вместе») для оказания высококвалифицированной консультативной помощи, информационнометодической и образовательной поддержки семьям, проживающим в районах Новосибирской области.
Целевая группа дистанционного сопровождения — дети- инвалиды дошкольного и младшего школьного возраста, проживающие в отдаленных районах Новосибирской области (10 человек). Задачи системы дистанционного сопровождения:
— оказание дистанционной консультативной помощи семьям с детьми-инвалидами, включающей диагностику развития и диагностику нарушений, разработку для каждого ребенка индивидуальной программы помощи и поддержки;
— подготовка и демонстрация родителям цикла дистанционных индивидуальных занятий с использованием средств интернет-коммуникации, оценка исполнения родителями индивидуальной программы помощи;
— подготовка для родителей пакета рекомендаций по вопросам реабилитации, обучения, ухода и воспитания детей, пакета методических рекомендаций по сопровождению детей для профильных специалистов на местах.
Функционирование данной школы осуществляется поэтапно: 1-й этап — организационный (формирование списков, определение технической возможности дистанционного обучения), 2-й этап — диагностический (диагностика развития детей и определение потребностей семей, составление индивидуальной программы), 3-й этап — обучающий (реализация программы дистанционной поддержки).
В отдаленных районах области организована выездная реабилитационная площадка для оказания медико-психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Подобный опыт имеется ив Т амбовской области, где на базе ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация» создана служба интернет-консультирования. Основной целью службы является оказание непосредственной психолого-медико-педагогической консультативной помощи детям, родителям (законным представителям), педагогам, специалистам образовательных организаций по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в режиме on-line, а также по организации психолого-педагогического сопровождения.
В Забайкальском крае используется технология удаленного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов и их семей «Дистанционная реабилитация» (разработан алгоритм взаимодействия, проводится консультирование семей, в том числе ведется работа по созданию видеоуроков для родителей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья).
В практике работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, активно используется такая форма организации, как школа для родителей, включающая в себя цикл обучающих занятий.
Например, в Курганской области школы для родителей созданы в 2011 г. на базе двух учреждений. Программа занятий в школах для родителей направлена на обучение родителей навыкам ухода за детьми и реабилитации в домашних условиях, формирование умений выстраивать конструктивные отношения в системе «родитель — ребенок», информирование о мерах социальной поддержи и т.п.
В рамках комплексной долгосрочной целевой программы Астраханской области «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями «Право быть равным» на 2012-2014 гг. при поддержке Фонда с 2012 г. развивается система школ «Я смогу сам» для обучения родителей работе с детьми по методике Монтессори на базе ГБУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Занятия способствует расширению воспитательного потенциала родителей, формированию позитивного восприятия ребенка с особыми потребностями, повышению уверенности родителей в возможностях ребенка.
В Курганской области с 2012 г. проводится работа по организации и обеспечению деятельности школ для родителей на базе учреждений здравоохранения для обучения семей с детьми-инвалидами навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях. Подготовлена методическая информация по созданию и развитию деятельности таких школ, приобретено запланированное реабилитационное оборудование (в том числе тренажеры-вертикализаторы для детей).
В ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного Креста» организованы школы диабета, бронхиальной астмы, в которых детей, в том числе детей- инвалидов, и их родителей обучают принципам инсулинотерапии, навыкам самоконтроля и оказания первой помощи при развитии острых реакций и обострений.
На базе отделения реабилитации ГБУ «Курганская детская поликлиника» проводятся конференции с участием родителей детей-инвалидов по вопросам организации реабилитационных мероприятий в отделении и перспектив расширения реабилитационных методик, собрания для законных представителей детей с диагнозом «детский церебральный паралич», заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата с выступлениями врача-невролога, логопеда и психолога по вопросам организации дополнительных занятий с детьми-инвалидами на дому по назначению специалистов.
В Новосибирской области внедрена программа правовой поддержки родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
Программа правовой поддержки родителей включает три основных направления работы:
— обеспечение родителей информационно-методической и социально-правовой помощью и поддержкой посредством специализированного информационного интерактивного социально-правового сайта для семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья «Сибирская песочница»;
— открытие социально-правового клуба «Сибирская песочница» для обмена социально-правовым опытом, ситуативными мнениями, решения проблем, оказания своевременной помощи семьям в трудной жизненной ситуации и создания сети взаимной поддержки родителей;
— повышение уровня правовой грамотности и компетентности родителей детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие их социальной активности через различные формы правового просвещения (обучающие семинары, правовые тренинги, деловые игры, клубное общение, летний правовой лагерь, правовые дискуссии).
В рамках программы запущен интерактивный социальноправовой сайт для семей с детьми-инвалидами «Сибирская песочница» (www.sibpesochnica.ru). Социально-правовой клуб функционирует на базе ресурсного центра для общественных организаций МБУ «Координационный центр «Активный город». В 2013 г. было зарегистрировано 30 родителей — участников социально-правового клуба, проведено 8 социально-правовых семинаров.
В Новосибирской области также внедряются программы абилитационной компетентности родителей детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на формирование родительской компетентности и ответственности в вопросах развития, обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый родитель получил возможность в рамках программы посетить три и более групповые консультации разной тематики по составлению и реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей на дому. Все родители обеспечены необходимыми методическими рекомендациями и информационными материалами. К работе были привлечены специалисты ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет».
Пункты проката технических средств реабилитации, не входящих в гарантированный перечень технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, для семей, воспитывающих детей-инвалидов, в 2013-2014 гг. созданы в Нижегородской и Ульяновской областях. Возможность использования для реабилитации ребенка высокоэффективного реабилитационного оборудования в домашних условиях обеспечивает непрерывность реабилитационного процесса и прогресс в достижениях ребенка. В Нижегородской области создано 6 таких пунктов проката («ресурсные комнаты») для семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья: приобретены опоры для ползания, стояния, сидения; детские беговые дорожки; детские велотренажеры; ходунки; приспособления для купания; велосипеды; дидактическое оборудование и материалы и т.п. Предоставление данных средств реабилитации осуществляется бесплатно, на основании заключения лечащего врача и договора на временное пользование средствами реабилитации. Семьи проходят обязательный инструктаж и обучение правильному использованию данного оборудования. Подобная практика позволяет обеспечить непрерывность реабилитационного процесса, создать оптимальные условия для развития детей в домашних условиях.
Развитие клубных сообществ родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является особым компонентом в системе социальной поддержки таких семей, поскольку способствует активизации жизненной позиции, развитию потенциала семьи, что в свою очередь благоприятно сказывается на развитии детей.
В Еврейской автономной области на базе ОГБУ «Центр социального обслуживания г. Биробиджана» создан клуб для семей, воспитывающих детей-инвалидов, «Успех». Цель работы клуба «Успех» — оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и их родителям. В клубе «Успех» проводятся индивидуальные и групповые занятия для детей- инвалидов по развитию познавательной активности, умения логически мыслить (с участием родителей). Специалист проводит с детьми психологические тренинги, тестирования, творческие занятия, спортивные соревнования, интеллектуальные игры.
В Республике Татарстан в 8 муниципальных районах созданы клубы взаимоподдержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывающие социально-психологическую и педагогическую поддержку родителям, повышающие их психолого-педагогическую грамотность.
Одним из активно развивающихся направлений поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в период занятости родителей.
Впервые уникальный эксперимент по кратковременному размещению детей в профессиональные принимающие семьи был проведен в городе Санкт-Петербурге. Цель проекта «Передышка» — сохранение и улучшение семейных условий воспитания, предотвращение попадания ребенка-инвалида в интернатные учреждения. Благодаря такой помощи ситуация в обратившейся за поддержкой семье меняется к лучшему: родители получают доступ к новым методам ухода за ребенком, возможность уладить неотложные дела или просто отдохнуть, сменить обстановку. Для ребенка создаются условия для успешного преодоления социальной исключенности, расширения социального окружения.
Данная практика получила развитие во многих регионах России. Так, в Республике Северная Осетия — Алания социальная услуга для семей, воспитывающих детей-инвалидов, «Передышка» («социальные няни») реализуется на базе комплексных центров социального обслуживания населения. Во время пребывания ребенка в центрах с ним занимаются специалисты отделения, в том числе логопед, массажист, педагог дополнительного образования, психолог. Дополнительно в рамках предоставления услуги «Передышка» («социальная няня») специалисты отделения сопровождают детей- инвалидов, пользуясь транспортом, приобретенным за счет средств Фонда, на различные интеграционные и реабилитационные мероприятия: выставки, экскурсии и др.
В Амурской области служба «Няня на час» создана в 2013 г. За время работы данных групп дневного пребывания для детей-инвалидов комплексную поддержку получило большое количество семей.
В Новосибирской области программа «Передышка» также получила распространение и является весьма востребованной со стороны семей с детьми-инвалидами. «Передышка» — это возможность для родителей оставить ребенка в профессиональной принимающей семье, что позволяет изменить ситуацию в семье к лучшему, дает возможность почувствовать себя более защищенными и уверенными, изменить качество жизни семьи, ведь родители получают возможность решить неотложные дела, а ребенок учится общаться с новыми людьми.
Специалисты программы (психолог, координатор) прошли обучение в АНО «Центр развития инновационных социальных услуг «Партнерство каждому ребенку» (г. Санкт- Петербург), которая осуществляет методологическое сопровождение внедрения данной услуги. Сформирован список (база) потенциальных принимающих родителей, с которыми проведена подготовительная работа — опрос с целью исследования социально-бытовых условий и социально-экономических аспектов, мобильности и мотивационных компонентов.
В Республике Хакасии, Камчатском крае, Амурской, Курганской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской областях, Еврейской автономной области на базе учреждений социальной защиты и образования продолжилось развитие сети лекотек в целях психологопедагогической коррекции развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вовлечения родителей в коррекционные программы, способствующие оптимальному развитию детей.
Так, например, в Пензенской области лекотека создана в ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей» для обеспечения психологопедагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с ДЦП, нарушением интеллекта, расстройствами аутистического спектра.
В Республике Хакасии в 2013 г. на базе МБДОУ г. Абакана «Центр развития ребенка — детский сад «Василек» создана лекотека для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития с целью социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психологопедагогической помощи родителям (законным представителям).
В Курганской области организована работа лекотек для детей-инвалидов дошкольного возраста. В 2012-2013 учебном году в структурном подразделении «Лекотека», открытом на базе ГКОУ «Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения детей-инвалидов», находились на психолого-педагогическом сопровождении 20 семей с детьми-инвалидами дошкольного возраста. Образовательный маршрут был разработан индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его возраста и заболевания (детский церебральный паралич, умственная отсталость, нарушения зрения, слуха, врожденный порок сердца, сахарный диабет, ревматоидный артрит, смешанная гидроцефалия, органические поражения ЦНС, последствия ушиба головного мозга). Занятия проводились в индивидуальной и групповой формах, очно и дистанционно.

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *