Семья по домострою

Как должна жить семья по «Домострою» — сборнику советов и поучений 16 века

Определённую роль в формировании такого мнения сыграла пропаганда, в том числе советская. Её целью являлось создать образ царства тьмы, невежества и самодурства, которым была старая Россия. В подтверждение этих шаблонов противники патриархального уклада семьи приводят цитаты о призывах к применению в отношении своих домочадцев силы, которые присутствуют в этом памятнике русской литературы XVI века. Не зря люди, которые хотят описать жизнь непутевого семейства, где дети и жена пребывают в постоянном страхе из-за побоев отца-хулигана, используют слово-страшилку «Домострой».

Упоминания о рукоприкладстве в этой книге есть, однако они, по выражению историка Дмитрия Володихина, лишь частность, маргиналия на полях. В действительности же «Домострой» являлся поистине революционным для своего времени произведением, призывавшим читателя к любви, здравомыслию и заботе о своей семье в суровых реалиях древнего Русского Государства. Рассмотрим основные наставления из «Домостроя», авторство которого приписывают протопопу Сильвестру.

Научи, отец!

Пожалуй, основной посыл, который проходит через всю книгу, можно сформулировать так: глава семейства обязан обучить своих домочадцев ведению дел, хозяйства и азам духовной жизни.

Вот что говорит по этому поводу автор «Домостроя»: «А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей; кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь… И жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке… Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток, а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор».

Исполняй заповеди!

Основа благополучной жизни всех членов семьи по «Домострою» — соблюдение заповедей. В этой части автор книги всего лишь пересказывает основные наставления для всякого христианина из Священного Писания: «Самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам — не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен, за это от Бога награду получишь».

Копи приданое

На протяжении всего повествования читатель «Домостроя» сталкивается с призывами к главе семейства неустанно заботиться о благополучии своих близких, аккуратном ведении хозяйства и быта. Иными словами, отец обязан обеспечить полное материальное обеспечение, и если у него рождается дочь, то с самых малых лет нужно начинать копить приданое для будущей невесты: «Рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом, или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток».

Береги честь смолоду

«Домострой» настоятельно советует отцам оберегать репутацию своего рода и следить за тем, чтобы ее не подпортили дети. Ни главе семейства, ни его домочадцам в связи с этим не позволяется пьянствовать, блудить, «срамословить», поносить начальство, сплетничать. Если хотя бы один член семьи приобретет славу дурного человека, то темное пятно ляжет на весь род и будущие поколения.

Чтобы сберечь честь смолоду, «Домострой» советует, в частности, быть сдержанным во всем, не засиживаться в гостях, а самому при этом всегда быть гостеприимным и обходительным.

Табу на безрассудную агрессию

Неужто, спросите вы, в «Домострое» так ничего и не говорится о телесных наказаниях. Говорится, но применение силы в этой книге сильно ограничивается и описывается как неизбежная необходимость в крайних случаях. При этом само наказание должно происходить без злобы, с искренним желанием принести пользу и наставить домочадца, которого затем нужно обязательно пожалеть.

«У добрых людей, у хозяйственной жены дом всегда чист и устроен, — все как следует припрятано, где что нужно, и вычищено, и подметено всегда: в такой порядок как в рай войти. — поясняет автор „Домостроя“. — …А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить, и попенять, и с любовью наставить, и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть».

Учитывая суровый нрав средневекового русского человека, составитель книги отдельно подчеркивает недопустимость жестокости и причинения вреда здоровью членов семьи.

Читайте также: 4 правила родителей, которые помогают детям добиться успеха

hist248 / История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл:.pdf Скачиваний: 3127 Добавлен: 09.02.2015 Размер: 6.67 Mб ☆ 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 < Предыдущая Стр 32 из 32 32

ставшую чудом тогдашнего каменного зодчества. Это был яркий пример так называемой русской шатровой архитектуры, когда строители создавали однокупольные храмы в виде каменного шатра.

СXVI в. такие храмы украшают Русскую землю.

Вподобном же стиле, но с девятью каменными шатрами был построен и знаменитый собор Василия Блаженного в Москве.

В живописи, а точнее сказать виконописи, появились элементы реализма, перехода от иконы к портретной и жанровой живописи. Но до подлинного портрета, до настоящей жанровой живописи было еще далеко.

Быт различных слоев народа в эти десятилетия менялся медленно. Жизнь на огромных просторах России оставалась традиционной, как и сотни лет назад. Те же курные избы, та же деревянная посуда, те же развлечения. Лишь в крупных городах происходили некоторые сдвиги.Кое-гдепоявились слюдяные и стеклянные окна вместо прежних, затянутых бычьими пузырями.

На жизнь верхних слоев общества влияли расширявшиеся контакты с иностранными государствами. В 1553 г. в устье Северной Двины бросил якорь английский корабль, и вскоре Иван IV принял его

Иван Грозный.

Парсуна. XVII в.

Английское подворье в Москве. XVI в.

В О П Р О С Ы И З А Д А Н И Я

к а п и т а н а

Ричарда

Ченслера.

Н а ч а л и с ь

постоянные

торговые

контакты

с Англией.

В с е ч а щ е в

р у с с к у ю

с т о л и ц у п р и е з ж а л и п о с л ы и т о р г о в ц ы из р а з н ы х ев- р о п е й с к и х с т р а н .

В о д е ж д е з н а т н ы х м о с к в и ч е й с т а л и з а м е т н ы за- п а д н ы е н о в и н к и , к о е — к т о и з н и х н а з а п а д н ы й м а н е р стал к о р о т к о с т р и ч ь в о л о с ы , б р и т ь л и ц о .

В д о м а х п о я в и л и с ь ш а х м а т ы , з а п а д н ы е м у з ы — к а л ь н ы е и н с т р у м е н т ы — о р г а н ы , к л а в е с и н ы , к л а в и — к о р д ы . И з Н о в г о р о д а в М о с к в у п р и ш л о м н о г о г о л о с о е

ц е р к о в н о е

пение .

Н о все

э т о б ы л о л и ш ь п е с ч и н к а м и в м о р е с т а р о —

р у с с к о й и

с т а р о м о с к о в с к о й ж и з н и . П о д л и н н ы е пере —

м е н ы б ы л и е щ е в п е р е д и .

1 — К а к и е с о б ы т и я , я в л е н и я , п р о ц е с с ы н а ш л и о т р а ж е н и ев Р у с с к о й к у л ь т у р е X V I в . ?

2.Какие новые мотивы и сюжеты появились в народном фольклоре?

3.Какие изменения российской жизни настоятельно увеличивали потребность в грамотных людях?

4.Почему патриархальные взгляды, выраженные в «Домострое», оказались популярными в народе и определили его быт на несколько столетий?

5.Какие проявления домостроевских порядков можно наблюдать в современной жизни?

6.Какие требования, предъявляемые «Домостроем» к главе семейства, его жене, детям и другим домочадцам, вы предпочли бы передать своим будущим детям и почему?

7.Какие «песчинки» новых веяний в архитектуре, музыке, моде, занятиях, развлечениях населения и т.п. можно было обнаружить в некоторых крупнейших городах России? Какими путями они попали туда?

8.Вообразите, что иноземный гость желает познакомиться со средневековым бытом населения вашего края. Что вы ему посоветуете?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ

1.В какой период истории на территории Евразии обитали многие народы с общими жизненными интересами? Покажите территории их расселения на исторической карте.

2.Как многочисленные нерусские этносы стали русскими по менталитету? С участием каких этносов формировалась древнерусская народность?

3.В чем состояло влияние природно-климатического,географического, этнического, конфессионального факторов в формировании российской цивилизации,духовно-нравственногооблика наших предков?

4.Что помимо православия заимствовала Русь у Византии?

5.На юго-западе,северо-западеисеверо-востокеРуси в период раздробленности сложились три модели власти, которые отличались разными соотношениями власти князя, дружины и вече. Охарактеризуйте их. Укажите, в каких регионах сложилась раннефеодальная монархия,боярско-купеческаяреспублики. Где обнаружилась тенденция к самовластию князей и деспотии? Какие силы содействовали единению Руси в период феодальной раздробленности?

6.В какой период своей истории Русь была целью завоевательных походов западноевропейского рыцарства?

7.Уникальное явление: одна часть Руси в Литовском государстве, другая — в подчинении Орды, а в итоге сохранились и язык,

иобычаи, и культура, и традиции русского народа. Чем объяснить, что ни в том, ни в другом случае не произошла ассимиляция русского населения?

8.На северо-востокеРуси сложилась деспотическая власть князей. В науке есть мнение, что именно такая власть являлась оптимальной для тех исторических условий, поскольку благодаря ей Русь и Россия сохранили себя в истории. Мнение другой части ученых полностью отрицает эту позицию. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свое мнение обоснуйте.

9.Когда в истории России центр государственности переместился на периферию? Как могло случиться, что именно периферия стала центром формирования самосознания народа?

10.В какие периоды своей истории Русь была закрытой системой, а в какие поворачивалась лицом к Западу? Какой была ее позиция по отношению к странам Востока?

11.В свое время Север победил Юг, и Древнерусское государство стало относительно единым. Чем объяснить, что Новгород явился инициатором сепаратизма? Чем он отличался от других русских центров?

12.Какое наследство оставил Иван Грозный своим потомкам?

13.Подготовьте сообщение на тему: «Изменения в нашем крае

сдревнейших времен до XVI в.».

14.Кем из своих земляков вы можете гордиться? Кто из них оставил о себе добрую память у потомков и как ваши современники чтут эту память?

Заключение

Мы рассмотрели длительный путь развития России от древнейших глубин первобытного общества до конца XVI в. Это был путь, полный тяжелой борьбы за существование сначала предков славян, потом самих восточных славян, позднее русских, всего российского народа. Это было время создания первого государства восточных славян и его последующего распада. И нового взлета российской государственности уже на северо-востокестраны.

На этом пути были великие свершения и большие неудачи, замечательные хозяйственные и военные победы и тяжелые поражения и разорения. Был упорный ежедневный труд людей, обихаживавших свою землю. В годину стремительных и страшных набегов кочевников — мгновенные утраты всего созданного и нажитого.

За долгие столетия существования Руси, России шло медленное по сравнению с западными странами развитие страны из-запостоянных климатических

и

географических невзгод и тяжелейшей борьбы

с

внешними врагами. В результате этого развития

складывались российская цивилизация, российский образ жизни, российское государство и общество, а также своеобразный облик народа, отличные от того, что происходило как на западе, так и на востоке.

В ходе этого длительного и сложного развития российская история наполнялась замечательными личностями, героями, спасителями и защитниками Отечества, великими его просветителями. Они возвеличивали и утверждали Россию в окружавшем мире и в период Древней Руси, и в пору ее политического распада, и тяжелого ордынского ига. К концу XVI в. они создали огромное евразийское государство, которое начинало играть все более заметную роль в истории Европы и Азии.

Одновременно, как и в истории любого народа, историческая сцена заполнялась жалкими эгоистами, честолюбцами, низкими интриганами и предателями своей страны и своего народа. В угоду личным страстям они тянули Россию назад от вершин прогресса, единства и процветания.

Свет и тень постоянно сопутствовали истории нашей Родины в эти древние периоды ее жизни.

Мы остановились в ее изучении на рубеже XVII в. Возможно, это один из наиболее критических периодов отечественной истории. Страна оказалась на грани тяжелейшего экономического, социального и политического кризиса. Угасла старая династия. Что ждало нашу Родину в будущем?

Основные даты

860, 18—25июня — осада Константинополя Русью, дипломатическое признание Византией Руси. Начало русской государственности.

/ 862 — призвание варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора в славянские и угро-финскиеземли.

862—879— правление князя Рюрика.879—912— правление князя Олега. 882 — захват князем Олегом Киева. 907 — поход Олега на Константинополь.

911 — первый письменный договор Руси с Византией. 912—945— княжение Игоря.

945—962— княжение Ольги.

962—972— правление князя Святослава.980—1015— княжение Владимира Святославича. 988 — крещение Руси.

1019—1054— правление Ярослава Мудрого. 1037 — закладка собора Святой Софии в Киеве. 1097 — Любечский съезд русских князей.1113—1125— правление Владимира Мономаха.

1125—1132— правление Мстислава Владимировича. 1147 — первое упоминание Москвы в летописи.

1157—1174— правление Андрея Боголюбского во Владимире.

1176—1212— правление Всеволода Большое Гнездо во Владимире.

1206—1227— правление Чингисхана в Монгольской державе.

1215 — захват Чингисханом Пекина — столицы Китая. 1223, 31 мая — битва на реке Калке.

1237 — образование Ливонского ордена.

1237—1242— монгольские нашествия на Русь и страны Восточной Европы.

1238, 4 марта — битва на реке Сити.

1240, 15 июля — Невская битва.

1240, 6 дек. — взятие монголами Киева. V 1242, 5 аир. — Ледовое побоище.

1252—1263— великое владимирское княжение Александра Невского.

1299 — переезд киевского митрополита Максима во Владимир.

1325—1340— правление Ивана Калиты. 1327 — восстание против ордынцев в Твери.

1359—1389— московское, с 1362 — и великое владимирское княжение Дмитрия Донского.

1380, 8 сент. — Куликовская битва. 1382 — взятие Москвы Тохтамышем. 1385 — Кревская уния.

1389—1425— княжение Василия I. 1408 — набег Едигея на Москву.

1410, 15 июля — битва при Грюнвальде.

1425—1453— династическая война в Московской Руси.1462—1505— правление Ивана III.

1478 — присоединение Новгорода к Московской Руси.

1480 — стояние на реке Угре, конец ордынского ига на Руси. 1485 — присоединение Твери к Московской Руси.

1497 — «Судебник» Ивана III. 1505—1533— правление Василия III.

1510 — присоединение Пскова к Московской Руси.

1514 — присоединение Смоленска к Московской Руси.

1520 — присоединение Рязанского княжества к Московской Руси.

1533—1584— правление Ивана Грозного. 1547, 16 янв. — венчание Ивана IV на царство. 1549 — первый Земский собор.

1550 — «Судебник» Ивана Грозного.

1552 — присоединение Казани.

1556 — присоединение Астрахани. 1558—1583— Ливонская война.1565—1572— опричнина.

1569 — возникновение Речи Посполитой.

1572 — битва под селом Молоди.

1581 — начало сибирского похода Ермака.

1589 — утверждение патриаршества на Руси.

1598 — конец династии Рюриковичей.

Семья по Домострою: средневековый пережиток или идеальный рецепт совместной жизни?

Гость

  • ВХОД
  • Зарегистрироваться
  • Арт
  • |
  • Фотография
  • |
  • Дизайн
  • |
  • Среда обитания
  • |
  • Мода, одежда
  • |
  • ХэндМэйд
  • |
  • Разное

История и археология &nbsp&nbsp +316 | kulturologia | Записей: 2187 | Участников: 73 | Правила
1 +1 0 Среда обитания

  • Подписаться
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Подписка Отписаться можно в любой момент.


Семья по Домострою

Восприятие семьи и отношение к браку на Руси существенно отличалось от современных представлений. Постоянно растущее число разводов и повторных браков в наши дни заставляет многих говорить о том, что институт семьи давно изжил себя. В связи с этим интересно обратиться к опыту наших предков, собранному в середине XVI в. в единый свод правил семейной жизни – «Домострой». Многие постулаты по сегодняшним меркам кажутся жестокими и варварскими, но среди этих правил были вполне разумные советы, нацеленные на формирование уважительного отношения к семье.

К. Маковский. Сцена из боярского быта XVII в.


Главенствующую роль в семье играл мужчина

С домостроевскими порядками обычно ассоциируются тиранство, угнетение женщин, домашнее беззаконие, однако это не совсем так. Строгая дисциплина и субординация действительно предполагались. В период Средневековья на Руси основной становится традиционная христианская модель брака: патриархальная моногамная семья, которая была микромоделью общества. Отношения в ней выстраивались по образу отношений в государстве. Поэтому главенствующую роль играл «государь», то есть муж. Человек без семьи считался неполноценным членом общества.

Домострой

Автором «Домостроя» считают священника Сильвестра, хотя он был скорее не автором, а редактором, собравшим воедино издавна существовавшие нормы и правила. Постулаты «Домостроя» касаются не только семейного уклада, но и быта вообще, это сборник практических рекомендаций: как правильно вести хозяйство, как принимать гостей, как ухаживать за скотом, как готовить еду, как выстраивать взаимоотношения и т. д. Тут есть рецепты на все случаи жизни.

Семья по Домострою – наивысшая ценность

Жизнь человека в эпоху Средневековья была строго регламентированной, постулатам «Домостроя» безоговорочно верили и придерживались их. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Семья была ценностью, которую надлежало оберегать в течение всей жизни. Расторжение брака было редким явлением.

Н. Пимоненко. Сваты

Женщина в доме должна быть «чиста и послушна». Ее основные обязанности – воспитывать детей и следить за порядком в доме. Детей растили в строгости, за провинности были предусмотрены наказания: «Казни сына в юности, и он будет покоить тебя на старость. Не уставай бить его: хоть и жезлом бьешь, не умрет, а будет здоровее, бьешь его по телу, а душу избавляешь от смерти». Для современного человека это нонсенс, но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Основной задачей женщины было воспитание детей


Детей воспитывали кнутом и пряником

Бить в особых случаях разрешалось и жену: «Если жена не слушает слов и не имеет страху, то постегать плетью, только не перед людьми, а наедине». Но нельзя было бить по голове и под сердце – искалеченная жена не сможет больше рожать детей и заниматься хозяйством. Нельзя бить за любую провинность, а после наказания жену следует пожалеть и приласкать. Наказание может быть и «наказом», наставлением. Однако наказания – не то, чем цементируется семейная жизнь. Основной посыл – каждый должен заниматься своим делом и стараться выполнять свои обязанности.

Основной задачей женщины было воспитание детей

Советы касались не только семейной жизни, но и сосуществования в обществе: рекомендовалось помогать людям «во всякой нужде», «кому хуже, чем тебе» – бедным, голодным, больным, заключенным и т. д. При этом добрыми поступками не стоит бахвалиться. Нужно терпеть обиды и прощать, так как добро угодно Богу. Основа общения – традиционные христианские ценности: не красть, не лгать, не гневаться, не завидовать, не обижать, не блудить и т. д.

Доброта и послушание – главные женские добродетели


Главенствующую роль в семье играл мужчина

Конечно, многие постулаты «Домостроя» устарели, а традиционные роли в семье давно перераспределились. Насилие в семье ничем оправдать нельзя. Но само отношение к дому как к оплоту, к крепости, к незыблемой ценности – не только заслуживает внимания, но и ожидает возрождения в современном мире.

Домострой

По таким правилам жили русские семьи до революции: домострой, много детей, дед да бабка

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Домострой, Русь, семья, брак, правила, постулаты, Средневековье
35651 27.01.2016 09:10 Гость, выскажи мнение!

Домострой и современность

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Социология Нужен ли «домострой» в современной семье?
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Семья и «Домострой» в истории

Сегодня «Домострою» часто ставят в вину чрезмерную консервативность. Ошибка же в том, что этот документ нельзя воспринимать вне исторического контекста, ведь менталитет средневекового человека был совсем иным, чем в XIX веке, и тем более чем сейчас. И надо разобраться, в чём виделись тогда содержание и смысл человеческой жизни. Каковы же особенности мышления людей в России XVI века? Одна из них — косность, то есть постоянство во взглядах и вкусах, традиционность. Что, кстати, совсем не имело дурного смысла. Это для нового времени важны прогресс и всяческие перемены. Для людей XVI столетия каждый новый год похож на предыдущий. Ведь календарные дни завязаны на земледельческом цикле посева, выращивания, сбора урожая. Это важнейшая сторона жизни, которая определяет всё остальное: от урожая зависит, выживет ли семья. Поэтому, если сегодня хорошим показателем в развитии общества считается динамика, то в средние века консервативность оценивалась безусловно положительно.

Примечательно, что с той поры, как люди стали осознавать себя, формировать сообщества, стремиться к обретению государственности, самое пристальное внимание они уделяли прежде всего моральным и нравственным устоям.

История сохранила для нас великолепное тому свидетельство — «Поучение» Владимира Мономаха. Вот, в частности, что в нём говорится: » Остерегайтесь лжи и пьянства — это губит душу и тело. Куда ни пойдёте по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях, чтобы вас не стали проклинать. А куда ни пойдёте, где ни остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего. Больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл — простой ли человек, или знатный, или посол, — … угостите пищей или питьём. Больного посещайте, мёртвого пойдите проводить: так как все мы смертны. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей над собой воли… Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь… А леность — мать всему дурному: ленивый что умеет, забывает, а чего не умеет, тому не учится; вы же, поступая хорошо, не ленитесь на всё доброе».

Поучение Мономаха и вдохновило авторов этого удивительного труда «Домострой» протопопа Сильвестра и А.Ф. Адашева спустя столетия на создание целого свода законов жизни русской семьи и общества.

«Домостромй» — литературное произведение середины 16 в., содержащее 63 главы свода правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении к светским властям и церкви, семье и слугам (Приложение Б). В нём подробно излагаются наставления по устройству семьи, воспитанию детей, вплоть до приготовления пищи, приёму гостей, свадебным и др. обрядам, ведению хозяйства, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных. «Домострой» написан разговорным языком, образным и выразительным.

В ходе данной работы изучены основные положения книги «Домострой», в котором изложены нравственные нормы и правила многих поколений российской патриархальной семьи, и в первую очередь в таких главах, как:

  • 1. Как детей своих воспитать в поучении.
  • 2. Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всём.
  • 3. Как всякому человеку рукодельничать.
  • 4. Похвала жёнам
  • 5. Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить.
  • 6. О неправедной жизни, о праведном житии.
  • 7. Если муж сам добру не учит, то накажет его Бог; если же и сам добро творит, и жену и домочадцев тому учит — примет от Бога милость.
  • 8. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить.
  • 9. Как дом свой лучше устроить, как порядок в избе навести хорошо и чисто. и др.
  • 64-я глава, написанная самим Сильвестром в виде поучения его единственному сыну Анфиму. Эту главу еще называют «малым Домостроем», потому что в ней изложено основное содержание предыдущих 63 глав, но только вкратце и без повторов (Приложение 3). Написана она очень нежным, мягким языком, по-отцовски. Именно с нее лучше начать знакомство с Домостроем. Тогда рассеются все подозрения, что этот сборник — сама суровость. Такие ноты заботливости могут идти только от отца, желающего, чтобы сын рос достойным человеком. Чего стоят одни обращения к Анфиму: «Милое мое чадо дорогое!», а мать, хозяйку дома, Сильвестр называет «матушка», «хозяюшка». Воссоздается атмосфера хороших, добрых отношений.

Прежде всего Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами. О долге каждого человека в семье и в государстве. Про «мужскую тиранию» и «женское бесправие» тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они «равновелики». Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, — государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо — бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена — награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора» (Домострой, Глава 23).

Старшинство мужа в доме — это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. Это один из принципов мироустройства, залог порядка.

Каковы же полномочия хозяина? Прежде всего — опекать, учить членов семьи и домочадцев, заботиться об их благоденствии. Домочадцы — это и домашняя прислуга. О ней Домострой также неоднократно упоминает. Если слуги честно выполняют свои обязанности, следует сажать их за хозяйский стол, одаривать одеждой со своего плеча, всячески защищать. Хорошему слуге хозяин помогает устроиться в жизни: завести свое торговое дело, обустроить двор. Если же слуга нерадив, обкрадывает хозяев, сплетничает о них, увиливает от работы, необходимо его поучать, в том числе и самым популярным тогда средством — поркой. Но после этого обязательно нужно предоставить человеку новый шанс. И только если он снова и снова будет воровать, бездельничать, то следует накормить такого слугу и прогнать со двора.

В 64-й главе Сильвестр постоянно обращается к собственному опыту, призывает сына вспомнить, как было в их доме: сколько сирот брали они к себе в услужение, и всем им потом помогли устроиться. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, а скольких матушка удачно выдала замуж, и всем собрала приданое. Их слуги, послужив добросовестно на хозяйском дворе, вышли в люди.

На тех же принципах любви и прощения строится и воспитание детей. Нужно и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию. И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу. (Домострой, Глава 19).

Хотя Домострой и составлен на основании многих сборников, в целом он простроен в рамках православной системы воспитания, для которой во главе угла стоит положительный пример. Сначала дается картинка идеального, а потом объясняется, что и ты, простой смертный, можешь этого достичь, живя по-христиански. У праведных родителей, «рассудительных и разумных», и дети «научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию».

Конечно, строгость в воспитании детей важна. В некоторых случаях и порка неизбежна: Домострой советует «а не то, разобравшись, и поколотить». Однако при внимательном прочтении видно, что в тексте похвале уделяется гораздо больше внимания, чем брани. При этом Домострой вполне учитывает психологические особенности человека. «Учить» жену и детей следует так, чтобы никто из посторонних этого не видел и чтобы человек не чувствовал себя униженным. Цель наказания — вразумить, но не плюнуть в душу. И если наказуемый уразумел, то сразу после порки нужно обязательно приласкать его и пожалеть: «Наедине поучай, а поучив — успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда». Получается, для своего времени Домострой предлагает очень осторожные, даже деликатные средства

Насколько Домострой отражает реальность — это, пожалуй, самый сложный вопрос. Он рисует картину идеальных отношений с семьей, с государством, в церкви, дома. По сути, это мечта, пример того, что могло бы быть. Домострой для своего времени-то же, что и советские фильмы о счастливой жизни в 30-е годы. В реальности все было совершенно иначе, но такое кино смотрели с восторгом, потому что в нем рассказывали о том, что каждый хотел бы видеть и в своей жизни. Кино утешало и тешило надеждами. Домострой — такая же виртуальная идиллия, к которой нужно стремиться каждой семье. У кого-то получается лучше, ближе к идеалу, у кого-то хуже. Бесспорно одно — Домострой читали, к нему прислушивались, он был своего рода бытовой совестью. Кроме того, не стоит забывать о практической стороне текста. Множество полезных советов по домохозяйству, необходимых в повседневной жизни, пользовались большим успехом у самой широкой аудитории. Вообще Домострой рассчитан на «средний класс». Это среднее и мелкое дворянство — в документе есть упоминание о людях, владеющих деревнями. Это купечество — когда речь идет о собственном деле, о лавке. Это и состоятельные крестьяне, и городское сословие — когда упоминается о дворах, об уплате подворных податей. Каждому Домострой предлагает рациональный подход в нужной сфере.

Иными словами, этот сборник не просто собрание правил и условностей. Это вполне рациональная основа жизни, причем в обществе с иррациональной системой взглядов. В каком-то смысле Домострой даже опередил свое время. И, может быть, зря мы с колокольни своего XXI века так скептически смотрим на сей памятник «темного средневековья»?

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Домострой» XVI века как свод взглядов на воспитание

  1. Античная педагогика. Взгляды Платона и Аристотеля на воспитание.
  2. Беседа 22. КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
  3. Взаимоотношение материалистических и идеалистических взглядов между собой
  4. Вопрос 1. Общая характеристика философских взглядов Аристотеля. Аристотель — предшественник политической науки.
  5. Вопрос 1. Общая характеристика философских взглядов Платона. 1 страница
  6. Вопрос 1. Общая характеристика философских взглядов Платона. 2 страница
  7. Вопрос 1. Общая характеристика философских взглядов Платона. 3 страница
  8. Вопрос №32. Общество как предмет философского анализа. Эволюция философских взглядов на общество.
  9. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до 18 века. Первые памятники русской педагогической мысли: «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и др.
  10. Воспитание и самовоспитание.
  11. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений
  12. ВОСПИТАНИЕ. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ

Важным свидетельством быта и воспитания средневековой Руси служит «Домострой» — книга, в которой выражен идеал средневекового воспитания и семейного быта на Руси, одна из вершин педагогической мысли конца XVII в.Составил «Домострой» известный деятель из ближайшего окружения Ивана Грозного – священник Сильвестр. В этом сочинении нашла отражение русская педагогическая мысль, носившая ярко выраженный православный характер.

В «Домострое» описывается патриархальный режим семейной жизни, основанный на беспрекословном подчинении жены и детей мужчине – главе семьи. Все наставления, особенно относительно жены и детей, окрашены ветхозаветностью: «должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а, наказав, простить и попенять», «наказывай сына своего в юности его и успокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей; не жалей, бей ребенка, если прутом посечешь его, не умрет, но здоровье будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». «Домострой» композиционно делится на три составные части. В первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Для родителей, заботившихся о развитии своих детей, главной должна была быть задача нравственно-религиозного воспитания.

Вторая часть сочинения посвящена семейным отношениям; она включает в себя, главным образом, специальные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, илишь после этого перед родителями ставится задача обучения подрастающего поколения грамоте, книжным наукам. «Домострой» XVI в. в целом отражает те же идеалы, которые сложились в Древней Руси в первые десятилетия после принятия христианства.

Третья часть «Домостроя» посвящена устройству дома, содержит хозяйственные рекомендации.

Заключает книгу результат использования данных в ней наставлений, представленный на примерах.

«Домострой» требует воспитывать детей в «страхе божьем», повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них, воспитывать такие добродетели, как мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость и др. Основными способами воспитания назывались суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические («воспитать во всяком наказании»). Методами воспитания являлись телесные наказания, суровые методы подавления воли; девочки воспитывались как затворницы; вместе с тем, «Домострой» призывает любить детей и заботиться о них.

Воспитание, по «Домострою», направлено на развитие у детей чувства ответственности перед государством, церковью и родителями. Как следует из педагогической программы «Домостроя», грамотность не являлась первостепенным условием воспитания, а ставилась в одном ряду обучением техническим промыслам, рукоделию и адресовалась лишь людям чиновным (приказным) и духовному сословию. Наивысшей целью воспитания объявлялась не книжность, а духовная мудрость.

40.Киево-Могилянская коллегия (академия).

Заметную роль в освоении западного педагогического влияния при сохранении национальных традиций сыграли “братские” школы, в деятельности которых приняли участие Иван Федоров, Герасим Смотрицкий, Демьян Наливайко и др. Наиболее известна Киевская братская школа, оказавшаяся предтечей созданной в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии (с 1701 г. Академия), которую возглавлял митрополит Петр Могила (1596/97-1647).

Это было первое высшее учебное заведение на Руси, в котором училось 1200 человек. Для преподавания различных наук были приглашены из Львовской школы (школа Львовского братства) православные учителя. В Академии было три отделения: младшее, среднее и старшее. Достаточно много внимания уделялось философии, богословию и юридическим наукам. Выпускники получали образование на уровне западноевропейских схоластических стандартов. Некоторые из них (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) приняли деятельное участие в становлении славяно-греко-латинского педагогического подхода в Москве в XVII в., а также в создании на Руси новых учебных заведений, приближающихся к западноевропейским образцам. Так, Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий стали учителями одной из первых московских школ (XVII в.), организованной боярином Ф.М. Ртищевым.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, правомерно утверждать, что русская педагогика отличалась самостоятельностью и оригинальностью, имела гуманистическую направленность и богатые традиции. Уже «Поучение Владимира Мономаха детям», этот ранний памятник педагогической литературы Киевской Руси, в XI в. призывал к воспитанию в детях любви к Родине, мужества, трудолюбия, гуманного отношения к людям. В ту пору было мало школ и педагогические высказывания были рассчитаны преимущественно на семейное воспитание.

Развитие образования в России в XVII-XVIII вв.

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3307; Нарушение авторских прав?;

ПОИСК ПО САЙТУ:

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *