Шариат

Мусульманское право. Шариат

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Религиоведение Величайшая мусульманская религия
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Ислам в отличие от христианства не знает какой-либо церковной организации. В мусульманском мире не было соборов, догматизирующих вероучение и культ. Поэтому большую роль в сохранении единства мусульман и целостности вероучения играет право (ал-фикх). Детальной проработкой норм жизни ислам отличается от других религий. Какого-либо специального кодекса не существует. Однако мусульманские богословы систематизируют те или иные правовые положения. Их источником служат Коран и Сунна. Совокупность мусульманских правовых норм, отраженных в «священных книгах», называется шариат (от араб, аш-шариа ~ прямой, правильный путь, закон, предписание).

Мусульманское право делит все поступки человека на пять категорий — обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и запрещенные. Обязательно мусульманин должен, например, совершать ежедневную пятикратную молитву; считать сатану своим врагом; остерегаться греховных поступков, внушаемых ему; честно и справедливо содержать жену, не проявляя по отношению к ней актов насилия. Рекомендуется знать весь Коран наизусть, оказывать помощь калекам, бездомным, воспитывать сирот; совершать хаджж; жене подчиняться мужу; не таить обиду более трех дней (если это не вредит вере) и т.п. Мусульманам разрешается иметь до четырех жен, если муж в состоянии их обеспечить; принимать подарки; держать дополнительный пост и совершать дополнительный хаджж; нуждающемуся давать деньги в долг, но без процентов. Шариат возбраняет: продавать товар тому, кто больше платит; говорить истину за глаза о человеке; смотреть на лица посторонних женщин с недозволенными мыслями и т.п. И наконец, запрещено убить человека, который не покушался на жизнь мусульманина; воровать; грабить; издеваться над живыми существами, пытать людей; обвешивать; продавать испорченные товары; не выплачивать долги; запрещены аборты; нельзя есть свинину, употреблять в пищу кровь убитых животных, пить спиртные напитки; категорически запрещается самоубийство.

В период классического ислама шариат неукоснительно соблюдался. В последнее время он все более отступает перед светским, гражданским правом. Однако в некоторых странах Востока сегодня имеет место своеобразное возрождение норм шариата, например в Исламской Республике Иран, в Исламской Республике Пакистан. На родине пророка, в Саудовской Аравии, шариат также считается основой гражданского, уголовного и государственного права.

Все человеческие существа являются творением Бога и любимы Им. Поэтому существуют определенные основные права, которые разделяются всем человечеством — и мусульманами, и немусульманами. Все люди имеют право на еду, на одежду, образование и заботу со стороны общества, которое управляет их существованием.

В каждом обществе есть люди, которые по причине болезни не могут работать или слишком слабы, чтобы преуспеть в поддержании и в ведении достойной жизни. Не следует забывать также и о детях, потерявших родителей, женах, потерявших мужей, и стариках, которые не могут больше са- остоятельно заботиться о себе. Любое общество, уважающее человеческое достоинство, не позволит таким людям прозябать в безысходности и нищете.

Обязательства, налагаемые исламом. Ислам обязывает богатых и здоровых людей поддерживать менее удачливых в этом отношении собратьев. Общество не имеет права издеваться или угнетать слабых людей или беспричинно лишать их свободы. Общество не имеет права одурманивать людей пропагандой или склонять их к чему-то против естественной их воли, способности и сознания.

Человеческие права дарованы людям Богом, а не каким-либо правителем или правительством, и обязанность мусульман состоит в активной защите данных прав. Иначе это может привести к потере всяческих прав, а в дальнейшем и к тирании и страданиям.

«Тот не войдет в Рай, чей сосед слывет грешником» (хадис Муслима).

«Не быть тебе истинным верующим, пока не пожелаешь ты брату своему того, что желаешь себе» (Бухари, Муслим).

Права человека, исповедующего ислам:

Право на жизнь.

Право на равенство.

Право на свободу.

Право на свободу мнения.

Право на политическую свободу.

Право на эмиграцию и убежище.

Право на труд, обеспечивающий достойную жизнь.

Право на правосудие.

Право на равенство перед законом.

Право на защиту личной чести.

Право на социальное благосостояние.

Право на брак.

Право на частную жизнь и безопасность.

Право на достоинство.

Право на образование.

Право на протест против тирании.

Право на свободу выражений.

Право на свободу собраний.

Право на свободу совести и убеждений.

Право на защиту религиозных чувств.

Право на участие в государственных делах.

Право на достойную жизнь.

В Коране и хадисах существует множество изречений по поводу человеческих прав:

«И почему вам не подвизаться в битвах за путь Божий, и для защиты слабых из мужчин, женщин, детей, которые говорят: Господи наш! Выведи нас из этого города, жители которого беззаконны; поставь нам от Себя защитника, поставь нам от Себя покровителя» (Коран, сура 4:77).

«Как нарушаются права? Права нарушаются тогда, когда грехи совершаются открыто, и никто не удерживает грешников от заблуждений» (хадис Таргиба).

«Тот из вас, кто видит нечто непотребное, должен исправить это с помощью руки своей; если же у него не хватит сил на это, тогда он должен постараться исправить это словом уст своих; но если и на это у него не хватит сил, то он по меньшей мере должен ужаснуться этому всем сердцем своим» (хадис Муслима).

Совесть для мусульманина — вернейшее руководство. К ней всегда должно прислушиваться, ибо в ней скрывается воля Аллаха. Пророк считал, что верующий человек должен радоваться добрым своим деяниям, а злым деяниям — огорчаться. Когда Его спросили, в чем грех, Он ответил:

«Когда нечто тревожит ваше сердце, это нечто — греховно, его следует отбросить» (хадис Ахмада).

Более того, Пророк весьма не одобрял лицемерие. Он сказал:

«Взгляните на свои ошибки. Это удержит вас от поисков чужих ошибок. Никогда не ищите ошибок в делах других людей, ибо это грешно с вашей стороны — указывать другим на их ошибки, пока не избавились вы от своих».

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Законы шариата и нормы исламского права – основа жизни правоверных мусульман

Главная — Кавказ 27055 2

Слово «шариат» сегодня известно практически каждому, и у большинства людей оно вызывает тревогу. Проблема в том, что чаще всего с этим понятием связывают все самое жестокое, что может присутствовать в человеческой морали. Однако на самом деле он представляет собой прямо противоположное и уж, во всяком случае, справедливое. Стоит разобраться в этом термине и в том, что он в себя включает.

Определение и характеристика исламского права

Шариат формировался и складывался на базе текстов Сунны Пророка (с.а.в.) и Корана. Они стали источниками исламского права, и происходило это в XI — XII веках, а в дальнейшем это понятие только шлифовалось и совершенствовалось.

У шариата есть сразу несколько определений. Прежде всего, это свод законов в рамках исламского мира. Кроме того, исламский шариат представляет собой некий моральный кодекс, состоящий из повелений Священного Корана. Наконец, понятие шариата подразумевает определенное мировоззрение, направление, по которому должен двигаться в жизни каждый правоверный мусульманин.

Не случайно в переводе с арабского термин обозначает «верный, праведный путь». Именно последнее определение является исключительно важным для многих мусульман, поскольку, следуя наставлениям шариата, человек, исповедующий Ислам, может после смерти оказаться в раю.

Люди других религий, даже не подозревая, что такое шариат в исламе, часто следуют его нормам, поскольку в очень многих пунктах свод правил имеет сходную с христианскими установками базу.

В отличие от уголовного кодекса, который может иметь в разных странах свои нюансы, законы шариата едины для всего мусульманского мира. Однако сложность его заключается в том, что он является настолько многосторонним, что в разных регионах рассматриваются как руководство к действию лишь отдельные его аспекты. В качестве юридического судебника он используется в:

  1. Иордании;
  2. Саудовской Аравии;
  3. Пакистане;
  4. Йемене,
  5. Иране;
  6. Ливии;
  7. Омане.

В таких странах, как Ливан и Сирия нормы шариата действуют избирательно, в зависимости от того вопроса, который рассматривается. Например, спор по наследству будет решаться в рамках исламского права, а вот правонарушения государственного характера передаются на рассмотрение светского суда.

Во многих странах, в том числе, у кавказских народов шариат противопоставлен адату, который тоже является сводом определенных норм, но, скорее, традиционных. Например, на Кавказе по шариатским законам решаются споры о земле, а согласно адату – об умыкании невесты, либо о кровной мести.

Итак, существует право, согласно которому мусульманские шариаты регламентируют систему наказаний за нарушение определенных предписаний Корана и исламской морали. Существует также моральный кодекс, который определяет всю жизнь правоверного мусульманина.

Если в западных странах, где основная роль принадлежит христианской религии, Библия и судебно-правовая системы разграничены, то в исламском мире эти две составляющие спаяны в одно большое определение – шариат. Он изначально направляет жизнь человека, исповедующего ислам, таким образом, чтобы он проживал в соответствии и с нормами закона, и с правилами Корана, и с общечеловеческой моралью.

Исходя из этого комплекса составляющих, шариат нередко определяют как единое религиозное законодательство, обозначая в этих рамках закон скорее как социальные и этические, чем как юридические нормы.

Западный мир, напуганный последними политическими событиями, представляет себе шариат как средневековое проявление мракобесия. Однако платформа, на которой держатся эти законы, является благом для человека, который должен жить по заповедям пророка Мухаммеда (с.а.в.) и законам Всевышнего. Так, шариат никогда не выступал против технического прогресса и являет собой просветление ума и души человека.

Законы, нормы и правила шариата

Согласно шариату, существуют строго определенные нормы, которые поделены на категории. Все они отражены в четырех школах (мазхабах), регламентирующих все исламское право. Некогда таких школ насчитывалось больше, но сегодня действуют следующие:

  • маликитский;
  • ханафитский;
  • ханбалитский;
  • шафиитский.

Кроме того, мусульмане шиитского толка используют мазхаб джафаритский, а у суннитов в прошлом остался мазхаб захиритский, который сегодня практический забыт.

Однако, какая бы правовая школа ни действовала на территории той или иной страны, если в ней применяются правила шариата, то они едины для всего исламского мира. Все эти правила распределяются на:

  • обязательные к исполнению (фард, ваджиб);
  • рекомендуемые (мандуб, суннат);
  • не приветствующиеся (макрух);
  • строго запрещенные (харам).

Все правила, так или иначе включенные в свод, являются постулатами Корана. Существуют еще и отдельные откровения, высказанные в свое время Пророком Мухаммедом (с.а.в.), они называются хадисами.

Так, к фардам относятся, прежде всего, правила, принятые при намазе. Эта норма поведения исходит из безоговорочного поклонения Аллаху, признания его единства, а также из веры в то, что Мухаммед (с.а.в.) – его посланник. Они также устанавливают признание того, что все положения Пророка являются истинными, поскольку происходят непосредственно от Аллаха.

Помимо этого, правоверный мусульманин обязан в соответствии с фардами, будучи человеком обеспеченным, отчислять в пользу бедных закят и ушур (виды налога), не совершать грехов, изучать нормы Ислама во всех его проявлениях.

Целый ряд предписаний касается обретения смирения. Сюда относятся удовлетворение теми дарами, что дает Всевышний, изучение окружающего мира как проявления Его могущества, терпение напастей и болезней, поскольку все это также происходит по воле Аллаха.

Правоверный мусульманин не задает вопроса о том, можно ли по шариату забывать о долге – он знает, что все зароки и обещания, которые даны, необходимо выполнить. То же самое касается и денежных долгов, а также долга перед своей страной. Шариат предписывает служить в армии (при необходимости) и всегда быть на стороне справедливости.

Целый ряд фардов касается семейного уклада, и здесь все нормы также разумны и не могут противоречить здравому смыслу. Так, мужу вменяется в обязанность забота о жене и детях. Супруг должен обеспечивать свою вторую половину не только необходимым для полноценной жизни пространством (предоставить ей комнату или дом), но и питанием, одеждой.

Жена же, в свою очередь, должна заботиться о своем супруге. Что касается детей, то они обязаны быть почтительными и содержать своих родителей, если к тем на порог пришла нищета. Более того, можно и нужно воспитывать и содержать сирот и калек, одиноких стариков, справляться о здоровье больных людей.

Как видите, все те правила хорошего воспитания и проявления милосердия, которые в христианстве подразумеваются как бы сами собой, шариат предписывает к обязательному и рекомендуемому исполнению и выделяет в отдельные установки.

Шариатский суд – запреты и наказания

Если шариат устанавливает нормы, необходимые к соблюдению, то, как и в любой другой религии, в нем есть статьи, которые определяют тот или иной запрет на что-то. Они носят название харам, и нельзя отождествлять такое понятие с греховностью. Харам – это запретные действия, за осуществление которых следуют наказание.

К хараму относятся:

  • неправомерное убийство;
  • лжесвидетельство;
  • многобожие;
  • воровство;
  • занятия колдовством и гаданием;
  • склонность к азартным играм;
  • прелюбодеяние;
  • клятвопреступление;
  • грубость по отношению к родителям.

В число строгих запретов входят также занятия ростовщичеством и употребление пищи, которая считается нечистой. А поскольку шариат является, прежде всего, религиозным сводом законов, то в списке харамов многобожие стоит на первом месте. Этот запрет называется «ширк» и подразумевает признание Аллаха лишь одним среди других богов.

Нельзя не отметить и такой харам, как убийство. Здесь рассматривает под запретом не убийство как таковое, а разграничивает его. Например, убить соседа из ревности или мести – это харам. Но существуют условия, при которых убийство не является запретом.

Согласно исламским нормам можно безнаказанно убить преступника (если убивающий является палачом), нападающего на мусульманина, а также врага, который является неверным. Последний момент относится к джихаду.

За нарушения харама предусмотрено наказание, которое должно быть соразмерным содеянному преступлению. Оно осуществляется не только для того, чтобы покарать преступника, но и принести обществу пользу. Само наказание выносится судом шариата, который обязан тщательно изучить все нюансы преступления и определить степень кары.

Предусмотрена трехступенчатая схема наказаний, которая состоит из:

  • назидательных;
  • отмщающих;
  • пресекающих.

Самые легкие – это назидательные наказания: тюрьма, штраф, плеточные удары. Они даются за мошенничество, нарушения порядка. Отмщающим наказанием может стать казнь или крупная компенсация ущерба, которые полагаются за противоправные действия против здоровья и жизни человека.

Пресекающие наказания предусмотрены за преступления против морали, и здесь, в зависимости от содеянного, могут быть присуждены и штрафы, и казнь, и тюремное заключение. К преступлениям этого уровня относят воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Законом устанавливается ответственность за преступления каждого человека, несмотря на его социальное положение в обществе.

Что такое шариат?

Блоги

7762 07 марта 2018

Коран дает основные принципы, в то время как Сунна раскрывает детали.

Слово «шариат» часто упоминается в последнее время и в большинстве случаев он понимается как свод драконовских законов отрубания рук и голов. Это представление далеко от реальности. В буквальном значении это слово с арабского переводится как «хорошо проторенная тропинка к источнику (воды)», а как термин он используется, чтобы описать Ислам как образ жизни.

Вода – источник жизни, и Ислам тоже подобно этому – источник духовного благополучия. Таким образом, шариат – это свод законов, которые прокладывают прямой путь к наполненности в этой жизни и к успеху в жизни будущей.

Это набор правил, положений и установлений Всевышнего, призванных защитить и принести пользу человечеству. Да, он содержит уголовный кодекс и систему права, но это только одна сторона. Потому что шариат включает в себя конкретные моральные, этические, социальные и политические нормы поведения. Он позволяет каждому человеку формировать постоянные отношения со Всевышним. А его законы дают людям руководство, необходимое для победы добра над злом.

Шариат относится к двум основным сферам жизни верующего: мирской жизни и поклонению. В обоих случаях ученые Ислама единогласны в том, что милосердие является приоритетным принципом в обеих сферах. Всевышний Аллах говорит в Коране о Своем посланнике, мир ему и благословение Аллаха:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 107).

Передают также со слов Абдуллы ибн Амра о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Над теми, кто милостив, смилостивится и Милостивый ! Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто на небе!» (Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким).

Основы шариата – в Коране и Сунне. Коран дает основные принципы, в то время как Сунна раскрывает детали. Например, в Коране говорится о важности молитвы, но чтобы понять, как ее совершать, мы должны обратиться к Сунне. Шариат также включает мнение ученых, юридическую аналогию и толкование. Это позволяет ему учитывать культурные и социальные обстоятельства.

Семейное право является частью шариата и включает в себя женитьбу, развод, усыновление детей, раздел наследства. Общее право касается покупки, продажи, заключения договоров и других финансовых сделок. Уголовное право относится к кражам, убийствам, прелюбодеянию, изнасилованию и клевете.

Почти всеми учеными признано, что шариат объемлет пять сфер защиты прав человека: вера, жизнь, семья, интеллект, имущество. Как утверждает один из ученых, шариат основан на мудрости и защите прав человека:

  • вера. Всевышний сделал религию и поклонение обязанностью. Он установил Ислам как угодную Ему религию, поэтому первоочередной задачей шариата является соблюдение прав Всевышнего. Шариат также включает правила и положения, касающиеся соблюдения и пропаганды религии.
  • жизнь. Шариат должен защищать жизнь человека. Потому что это один из священных даров Всевышнего. Как говорится в Коране: «кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 32).
  • семья. Женитьба узаконена шариатом, а интимные отношения вне брака – запрещены. Каждый ребенок имеет право расти в семье будучи в безопасности, поэтому забота и обеспечение сирот также является важной частью шариата
  • интеллект. Интеллект и стремление к знаниям поощряется в Исламе, и запрещено все то, что может ослабить его, например, наркотики или алкоголь. Развитие интеллекта приносит пользу не только самому человеку, но и обществу, поэтому шариат побуждает к образованию мужчин и женщин.
  • имущество. Люди имеют право обладать и защищать имущество. Кражи и порча запрещены, сделки регулируются договорами, ростовщичество запрещено. Законы шариата стоят на страже справедливости и честности в торговле и делах. А через обязательный налог (закят) средства к существованию доходят и до нуждающихся.

Шариат – это прямой путь, следуя которому каждый человек достигнет успеха, здесь и в следующем мире. Так, Всевышний говорит в Коране:

«Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (сура «аль-Джасия», «Коленопреклоненные», аят 18).

Поэтому шариат основан на принципах милосердия, справедливости, мудрости и праведности. Он следует моральным и этическим целям, заданным Кораном и Сунной. И любые доктрины или решения, основой которых является враждебность, жестокость, неблагоразумие и несправедливость, не могут быть шариатскими, сколько бы их ни причисляли к исламскому праву.

Ася Гагиева

Метки: Коран, Ислам, Семья, Шариат, Сунна, Вера, Имущество, Жизнь, интеллект Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *