Схиигумен иоанн Алексеев

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

В октябре 1931 года отец Иоанн по собственному прошению был освобожден от должности настоятеля. Весной следующего года он был вновь принят в число валаамской братии и направлен на проживание в столь любезный его сердцу скит святого Иоанна Предтечи. В 1933 году он был пострижен в схиму с именем Иоанн.
12 009 Схиигумен Иоанн (в миру — Иван Алексеевич Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии в крестьянской семье. 28 мая 1901 года, получив благословение родителей, Иван Алексеев поступил в Валаамский монастырь и через пять лет, 21 декабря 1906 года, был зачислен в послушники.
По прибытии в монастырь его отправили в скит преподобного Германа Валаамского. Здесь занимались земледелием и разводили скот. Ивану пришлось помогать в хлеву и на полях, к чему он с детства был приучен. Кроме того, он работал в сапожной мастерской и в пекарне, где пек просфоры. Так прошли четыре года в Германовском скиту. Потом Ивана призвали на военную службу. Четыре года служил он в стрелковом батальоне. После армии возвратился на несколько лет в деревню к родителям, а затем окончательно вернулся на Валаам. Сначала он работал в экономской конторе на главном острове. Но вскоре его отправили на послушание в Петербург, в Валаамскую часовню на Калашниковской пристани (ныне — Синопская набережная), где он пробыл два года.
О пребывании своем в Петербурге отец Иоанн рассказывал: «Многомятежный сей град повлиял на меня вредно, и я, немощный духом, не смог вместить городской сутолоки, ибо мне приходилось закупать и отправлять на вокзал и пароход и принимать разные товары, какие требовались для монастыря». Но за святое послушание пришлось прожить в «многомятежном городе» еще два года.
В июне 1910 года послушник Иоанн был пострижен в монашество с именем Иакинф. После многочисленных просьб отца Иакинфа вернуться в монастырь, игумен Маврикий разрешил ему покинуть Калашниковское подворье и переселиться на жительство в Ильинский скит. После трех с половиной лет скитской жизни он нес послушание буфетчика в монастырской гостинице, потом снова был переведен на Германовский скит псаломщиком, а затем, через восемнадцать лет с момента вступления в монастырь, по благословению игумена выехал в Предтеченский скит. Шесть лет продолжалась пустынническая жизнь в скиту. 19 октября 1921 года отец Иакинф был назначен настоятелем в обитель преподобного Трифона Печенгского на берегу Северного Ледовитого океана. Первые годы управления были тяжелы для нового игумена. Разница в устройстве иноческой жизни в Печенгском монастыре по сравнению с Валаамом давала себя знать. Тоска по родной обители, да и внутренние разногласия в монастыре, однажды заставили отца Иакинфа заявить братии, что он хочет уехать обратно на Валаам. Но уехать не удалось. Братия упросила его остаться, так и пришлось отцу Иакинфу еще восемь лет нести тяжелый крест настоятельства.
В октябре 1931 года отец Иоанн по собственному прошению был освобожден от должности настоятеля. Весной следующего года он был вновь принят в число валаамской братии и направлен на проживание в столь любезный его сердцу скит святого Иоанна Предтечи. В 1933 году он был пострижен в схиму с именем Иоанн.
Все внимание схимника было направлено на внутренне делание, на стояние пред Господом, трезвение. Летом 1937 года пришлось отцу Иоанну перебраться из любимого им Предтеченского скита в монастырь, где он исполнял послушание помощника братского духовника, принимал на откровение паломников, а также нес чреду священнослужения. В марте 1940 года после подписания мирного договора Валаамский архипелаг отошел к Советскому Союзу. Отец Иоанн был вынужден покинуть родную обитель и эвакуироваться вместе с братией в Финляндию.
Новое место для монастыря было найдено в местечке Паппиниеми на живописном пологом берегу озера Юоярви. Впоследствии монастырь получил название Нового Валаама. Уединенность места, живописная природа, лес — все напоминало братии оставленный родной Валаам. Старец поселился в угловой комнате на втором этаже двухэтажного деревянного дома. И на Новом Валааме схиигумен Иоанн нес послушание духовника. У двери кельи старца стояла скамья: на исповедь к духовнику приходили братья и паломники и, когда исповедников было несколько, ожидавшие своей очереди садились на эту скамью. Кельей старца служила небольшая скромная комната, из окна которой открывался прекрасный вид на тихое озеро. В свободное время отец Иоанн принимал участие в общих монастырских послушаниях — летом работал в поле, зимой рубил дрова. Главным занятием отца Иоанна в свободное от монастырских послушаний время стала переписка с его духовными чадами, которым он посылал весточки почти до самой своей кончины.
В своих наставлениях, как и в жизни, отец Иоанн держался открытости к людям, духовной трезвости и простоты. В своих посланиях он старался внимательно разобраться в вопросах, волновавших наставляемого, в его бедах и заботах. Часто он как бы отождествлял себя со своим скорбящим духовным чадом. В письмах старец часто повторял своим духовным чадам: «Стремись, чадо, к смирению и не верь себе, пока не ляжешь в гроб». О жизни на Валааме старец писал: «На Валааме проходил послушания разные, и все такие, которые мне не нравились, однако не унывал, а был мирен. От святого послушания рождается смирение и сила воли укрепляется» (07.02.1954). Схиигумен Иоанн предостерегал против всякого рода рывков и скачков в духовной жизни, увлечений духовными вспышками. Часто обращались к старцу за советом о делании Иисусовой молитвы. Вопрошавшим отец Иоанн, отвечал: «…ты ревнуешь о молитве. Бог благословит — трудись, ибо молитва в духовной жизни главное делание; однако знай, насколько она высока и полезна, настолько и дается дорогой ценой, т.е. большими трудами. А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: иметь чистую совесть к Богу, людям и к вещам. К Богу старайся исполнять Евангельские заповеди, к людям, чтобы не осуждать и не враждовать, к вещам — пользоваться не пристрастно».
Отец Иоанн глубоко, проникновенно любил природу, он внутренне соприкасался с ней. В каждой малой травинке видел он чудо творения Божия, Его благой Промысл, пекущийся и о малых пташках. «Я глубоко верю и утверждаю, — писал старец одному атеисту, — что есть Бог, есть будущая жизнь, есть вечное мучение для грешников, есть и вечное блаженство для праведников. Как же не верить в Бога, когда, куда не посмотрю, везде вижу и созерцаю Божию премудрость и благость. Я вообще люблю природу. Приду в лес и удивляюсь каждому деревцу и холмику и созерцаю всемогущего Творца» (28.08.1954).
В своих размышлениях о подвижнической жизни старец писал: «Мне иногда бывает тяжеловато. Прямо не с кем поделиться переживаниями. Буква преобладает, а о духовной жизни даже и понятия не имеют. Некоторые говорят много, но говорят только то, что знают и что усвоено ими. Как-то обращено внимание на внешнюю букву и под влиянием внешнего жития рассуждают о духовной жизни. Конечно, внешнее подвижничество нужно, но не надо останавливаться на нем, ибо оно не добродетель, а пособие добродетели. Это не всем понятно» (04.05.1954). «Великое счастье для нас, что мы имеем книги св. отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно, хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскуде преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами; все равно как в аптеке, не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмет отравляющее. Однако унывать не надо, в основании положим мытарево смирение и Господь по Своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние» (21.02.1947).
Отец Иоанн вел обширную переписку. Среди его духовных чад были люди как в высшим образованием, так и самые простые, необразованные. В 1950-е годы некоторые его письма были опубликованы в журнале «Аамун Койтто», в переводе на финский язык главного редактора журнала иеромонаха Павла. Благодаря этому читатели смогли познакомиться с учением старца и его советами. В 1956 году в г. Хельсинки вышел небольшой сборник писем схиигумена Иоанна на русском языке. Впоследствии письма несколько раз переиздавались в Финляндии, в 1984, 1990 годах. Сборник был переведен на английский и сербский языки. Многократно они издавались и в России.
За год до смерти, в ноябре 1957 года, отца Иоанна отвезли в дом престарелых в Хейнявеси, где он пробыл до середины января 1958 года. По Новому Валааму отец Иоанн очень скучал. В последние месяцы перед кончиной он стал нуждаться в постоянной помощи. Умер схиигумен Иоанн утром 24 мая / 6 июня 1958 года. «На Новом Валааме лежат в могилах сто пятьдесят четыре инока, — писал в одном из писем старец. — Всех вас я знаю, и ваши тела лежат в могилах. Ибо закон смерти неумолим. Когда и где родились — знаем, а когда и где умрем — не знаем. Человек взят из земли, в землю пойдет, а душа от Бога, к Богу и пойдет» («Мои думы», 1956). Похоронили схиигумена Иоанна на кладбище Нового Валаама. По словам духовных чад, похороны были тихие, простые, скромные — все было так, как он любил и каким был сам всю свою жизнь.

Фотоальбом

на освящении храма Смоленской иконы Божией Матери

маленький Алеша Ридигер на Старом Валааме

Предыдущий Следующий

Видео

Смотри также

Финский период жизни Анны Александровны Танеевой-Вырубовой. Верная Богу, Царю и Отечеству 16.07.2018 1009 Последние старцы Нового Валаама. 05.09.2018 1972 Новый остров на Валааме 25.11.2018 1409 Дорога жизни или таинственный остров 01.12.2017 609 В память геронды Григория Дохиарского 31.10.2018 3921 Перенятие афонских монашеских традиций 15.09.2018 1639

Фотоальбомы

Рождество Христово: «Праздников Праздник, начало всех праздников»

По традиции на Рождество Христово мы приглашаем друзей обители и волонтеров, особо потрудившихся на благо монастыря. Наш игумен епископ Панкратий говорит, что если есть возможность, то лучше всего христианину хотя бы пару дней побыть в монастыре, чтобы подготовиться к празднику и душевно, и телесно. Все те паломники, кто смог приехать в эти снежные дни на Валаам, получили много духовных утешений, поучаствовав в Рождественских богослужениях, причастившись Святых Христовых Тайн и помолившись Господу о жизненном благополучии и спасении души.

Навечерие Рождества Христова

Утром 6 января 2019 г., в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий совершил Великую вечерню.
На богослужении в этот день читалось множество фрагментов Священного Писания, в которых повествуется о Рождестве Христовом, читались пророчества из Ветхого Завета о пришествии Христа.
Торжеству в монастыре предшествовал сорокадневный пост, и сегодня последний его день, называемый – Навечерием Рождества Христова или Рождественским сочельником.

Рождественская ёлка на Всехсвятском скиту

В Валаамском монастыре и скитах обители украшают храмы, наряжают ёлки и ставят Рождественские вертепы, чтобы создать праздник не только внутренний, духовный, но и порадовать всех внешним благолепием и красотой. Внешнее и внутреннее связано между собой, внешняя красота поднимает настроение и создает особую праздничную атмосферу, которая помогает людям особо восчувствовать торжество великого праздника. Христос рождается в мир, и мы приносим ему лучшее что можем – благолепие храмов и свои сердца!

Молитвой встретить новый год Божией благости и Господу поручить нашу жизнь и жизнь наших близких

В Валаамском монастыре, а также на всех скитах и подворьях обители служатся молебны на начало Нового года и возносятся прошения: да подаст Господь всем щедрые благословения, да ниспошлет на Церковь Православную мир и безмятежие, да даст всем людям Своим покой и благоденствие!

Главное монашеское делание

В Валаамском монастыре особо относятся к главному монашескому деланию — молитве. Кроме общего богослужебного круга в монастыре совершаются требы: поются молебны, совершаются панихиды, читаются акафисты, а главное, читается Неусыпаемая Псалтирь. Неусыпаемая Псалтирь – это особый род молитвы, когда чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Такой вид молитвы возможен только в монастырях, где братия сменяя друг друга читают Псалтирь и днем и ночью – непрестанно.
В скитах Валаамского монастыря монахи также каждый день возносят свои молитвы ко Господу за весь мир. На каждом скиту есть свое особое молитвенное делание.
В Никольском скиту читается Неусыпаемая Псалтирь за всех православных христиан, в том числе за кого были поданы родственниками имена на поминовение.
На Всехсвятском скиту, например, кроме всех обычных положенных молитв, читают восстановленный список «забытых» имен подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России с IX по ХХ век, чтение расписано по дням памяти, по особым поминальным дням и по хронологии, которая была составлена святителем Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским.
На скиту во имя Смоленской иконы Божией Матери – заступницы русского православного воинства, ежедневно читают Псалтирь по погибшим воинам России: на Куликовом поле, при Бородинском сражении, в Первую мировую войну, в Великую Отечественную войну, в Афганистане и в Чечне… на всякое время и на всяком месте жизнь свою за Родину положившим.

Ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы в 2018 году

21 декабря 2018 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя открылось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Соборная молитва за наших братьев на Украине

Молятся за то, чтобы Бог всем дал терпение и сил, дабы Господь всех вразумил. Враги веры хотят «разделять и властвовать». Всем нам нужна вера и единство, это сейчас нужно больше чем никогда, нам необходимо единство всех православных христиан.

В пособии вдовицам и сиротам, в содержании школ и приютов. Милосердное служение Валаамского монастыря

20 сентября 1931 года в Воскресенском скиту состоялось открытие и освящение помещений детского приюта для мальчиков из бедных православных семей Карелии.

С любовью о Валааме

В Москве на Тверском бульваре открылась выставка «Русские сезоны. Валаам». Жители и гости столицы увидят работы известного фотохудожника Александра Львова, посвященные особенно дорогим для русского человека святым местам.

Отпевание и прощание с послушником Андреем

Трагическая кончина собрата нашего Андрея, не только трагична, но и торжественна, и во многом знаменательна и поучительна для каждого из нас. Предыдущий Следующий Все фотоальбомы Братия Валаамского монастыря благодарит Олега Михайловича Бударгина за помощь в модернизации сайта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *