Шоанинский храм Карачаево Черкесия

yarodom

  • Add to friends
  • RSS

Мы родом …

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Древнее христианство России. Аланский храм на горе Шоана mamlas wrote in yarodom September 15th, 2018 Ещё традиции Кавказа, в т.ч. религии, в т.ч. христианство
Молитва длиною в тысячу лет: Шоанинский храм – вечность в камне
Шоанинский храм (карач.-балк. Чууана клиса, осет. Суаны Уастырджы) — христианский собор; один из аланских храмов, возведённый в первой половине X века, расположенный на территории современной Карачаево-Черкесии. Престол был освящён в честь святого Георгия Победоносца / Христианство / Кавказ / Фотопроекты
К истокам христианства на Кавказе. В одном из древнейших христианских храмов в России 6 мая отмечают день памяти великомученика Георгия. © Ещё Карачаево-Черкесия
Северный фасад Шоанинского храма
Всякий путешественник, попавший хоть раз на Кавказ, навсегда оказывается в плену его величественной природы и истории, которая, перемежаясь с легендами, захватывает своей фантастической масштабностью.Ощущение реальности теряется, когда твоему взору предстают вечные горные хребты и такие же вечные памятники архитектуры и истории. Сотни лет, тысячи проходят, как одно мгновение. Уходят люди, оставляя потомкам иногда вместо своих имен послания, отразившиеся в камне, в рисунках, в архитектуре.
2. Священник с праздничной одеждой поднимается к храму
3. Вид на одно из ущелий с площадки храма Святого Георгия
Такой легендой-былью стал один из самых древних христианских храмов, сохранившихся на территории России — Шоанинский храм в Карачаево-Черкесии. Построенный на горе Шоана в X веке после Рождества Христова, он возвышается над миром, взирая с высоты на нас, ведущих у его подножия свою незатейливую мирную жизнь.
4. Место отдыха паломников
5. Установка памятной плиты на поляне под храмом
6. Плита, установленная 5 мая 2011 года
Территория Карачаево-Черкесской республики некогда входила в бывшее Аланское государство. Первое государство на Северном Кавказе существовало с первого тысячелетия до XV века на обширном пространстве от бассейна реки Терек на востоке до реки Большая Лаба на западе, от Ставропольской возвышенности на севере до Главного Кавказского хребта на юге. В состав Алании, кроме Карачаево-Черкесии, входили территории нынешних Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края и части Краснодарского края.
7. По этой дороге приходят паломники
8. Дорога к храму
9. Вид на храм через оконный проём монастырской постройки
В VII веке из Византии на земли Аланского государства пришло христианство. Но эта религия, как установили историки, прижилась не сразу. Лишь спустя три века стали появляться в Алании православные храмы. Одним из них и был Шоанинский.
10. Женщины-гречанки поют псалмы
11. Иконы, которыми прихожане стали украшать древние стены
12. Перед праздничной литургией
Он был построен в месте довольно живом и густонаселенном — в те времена по этой территории проходили торговые пути. Считается, что и Великий шелковый путь проходил именно здесь, по нему купцы из Китая в Среднюю Азию, а по некоторым данным современных исследователей, даже в Европу везли интернациональную валюту того времени — шелк. После падения Константинополя в 1453 году торговля шелком замерла. В поисках новой жизни стали покидать эти места местные жители, храмы стали приходить в запустение, разрушаться.
13. Центральный купол храма
14. Свечи на стенах храма
15. Молитва
Тем не менее — слава мастерам! — их творения дошли до наших дней. Построенные почти тысячу лет назад на месте Нижнеархызского городища, сохранились три больших крестово-купольных храма — Северный, Южный и Средний, а также Сентинский и Шоанинский храмы. Вблизи последнего, как считают ученые, была расположена резиденция епископа. Шоанинский храм считается образцом классической византийской архитектуры — четыре несущие колонны, крестообразный купол, узкие окошки.
16. Вечерняя служба освещает храм
17. Молитва
18. Свечи на стенах храма
Одним из первых о храмах стало известно от русского офицера — майора Потемкина. Его послали в 1802 году c указом царя Александра I к анапскому паше, чтобы получить возмещение убытков, причиненных набегами горцев на казачьи станицы. Паша признал виновность народов, живших вдоль реки Зеленчук. Местные черкесские князья в знак примирения показали Потемкину древние храмы. Он составил их описание, сделал зарисовки с фресок и с обнаруженного им каменного креста с греческой надписью, датированной 1013 годом. После опубликования отчета о поездке и узнали в России о существовании христианских храмов на Кавказе.
19. Паломники приходят семьями
20. На литургии
Следующим исследователем, побывавшим здесь, стал итальянский архитектор Иосиф Бернардарцци, состоявший на русской службе. Тот самый, что участвовал в возведении Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и был первым архитектором Пятигорска и Кисловодска. Его исследования, сделанные в 1829 году, стали отправной точкой изучения христианских храмов в Карачаево-Черкесии.
21. Утром на горе Шоана
22. От храма вид на Осетиновку (пос. им. Коста Хетагурова)
23. Икона с изображением Святого Георгия
Благодаря вниманию ученых, историков, краеведов-любителей спустя сотни лет храм вновь живет. Богослужения в нем проводятся лишь несколько раз в году, по особым поводам. Одним из них является день памяти великомученика Георгия, который православные отмечают 6 мая. На богослужение в этот день в Шоанинском храме собираются не только жители Карачаево-Черкесии, но и многочисленные паломники из Северной и Южной Осетии, представители греческой диаспоры, бывают гости со всей России.
24. Осенение крестом
25. Под храмовым сводом
26. Молодой священник с сыном
Так сложилось, что потомки древних алан, принявших христианство раньше жителей России, исповедуют нынче ислам. Тем не менее они с уважением относятся к христианам, понимая, что духовные ценности, лежащие в основе обеих религий, совпадают. В 2017 году глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов издал указ о создании на территории республики Аланского христианского центра, в который войдут все пять древних храмов, построенных византийскими мастерами в середине Х века — храмы Нижнего Архыза, Сентинский и Шоанинский храмы.
27. Свечи устанавливаются прямо в проемах стен древнего храма
28. Три традиционных праздничных осетинских пирога
29. Вечером накануне праздника на поляне собирается молодёжь
Фотограф Игорь Кожевников посетил Шоанинский храм в день великомученика Георгия и запечатлел праздничные обряды. Вот что он рассказывает об увиденном:
30. Священник прощается с паствой
31. Благодарственная молитва после окончания праздничной литургии
За многие годы бывал там не единожды и каждый раз привозил новые впечатления и фотографии. Ещё в период развитого социализма от своего старшего товарища кинодокументалиста Георгия Гаврилова впервые узнал о том, как, несмотря на официальные запреты, люди в этот день собираются у стен одного из древнейших христианских храмов России. И однажды сам оказался там. Конечно, первое впечатление оказалось самым запоминающимся. Армяне, греки, грузины, славяне и, конечно же, местные осетины, живущие под самой горой в посёлке имени знаменитого осетинского поэта Коста Хетагурова, все были там. Святой Георгий — покровитель воинов и путников, один из самых почитаемых святых на Кавказе. Всё начинается рано утром, но некоторые добираются сюда накануне, предпочитая провести предпраздничную ночь близ древних храмовых руин. Обычай мне показался весьма надуманным неистово верующими и местной молодёжью, но что уж есть.
32. Посёлок им. Коста Хетагурова вечером
33. Так выглядит восточная часть храма Святого Георгия
34. Паломники зажигают свечи
Утром среди паломников появляется и православный батюшка, что ведёт праздничную литургию. Тут же, чуть поодаль, можно услышать, как несколько гречанок исполняют псалмы. От поселка вверх по дорожному серпантину среди вереницы идущих видно мужчин, несущих на себе жертвенных баранов. Правда, теперь всё чаще их стараются подвезти каким-либо транспортным средством. Так проще.
35. Осетины совершают ритуальное закланье
36. Жертвенный баран
37. Один из местных обычаев — крест, нарисованный кровью жертвенного барашка
38. Вечером начинают готовить праздничное угощение
Ритуальное убийство совершается у храмовых стен. Заметил, как два паренька кровью отрезанного бараньего уха риcуют друг другу на лбу кресты. Обряд, обычай? Не знаю.
39. Праздничное угощение
40. После службы паломники угощают друг друга
Праздничная литургия проходит долго, и паломники вежливо сменяют друг друга внутри храма, весьма тесного для такого количества людей. Потом, когда служба заканчивается, празднующие разбредаются по поляне, что находится неподалёку от руин монастырских построек. И начинается импровизированное застолье. Ну и какой праздник без возлияний? Здесь я впервые попробовал осетинские напитки: подогретую араку и местное домашнее осетинское пиво. Первый напиток готовят из пророщенных кукурузных зерен, но это уже другая история.
Текст и фото: Ольга Карпова, Игорь Кожевников, Черкесск
ИА «REGNUM», 6 мая 2018
Tags: архитектура и дизайн, биографии и личности, города и сёла, даты, древний мир, иностранцы, интервью и репортаж, история, кавказ и севкав, карачаево-черкессия, культура, народы, наследие, нравы и мораль, памятники и достопримечательности, православие, праздники, провинция, путешествия и туризм, регионы, религии, россия, святые, символы, современность, средневековье, традиции, турция и византия, фото, храмы и монастыри, христианство, цивилизации promo yarodom september 20, 2012 20:29 Buy for 10 tokens

Community Info

  • Current price10 LJ Tokens
  • Social capital926
  • Community readers
  • Duration24 hours
  • Minimal stake10 LJT
  • Rules
  • View all available promo

У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…

Шоанинский храм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 9 правок.

Достопримечательность
Шоанинский храм
карач.-балк. Чууана клиса
осет. Суаны Уастырджы
43°48′16″ с. ш. 41°53′22″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Конфессия Православие
Тип здания Крестово-купольный
Архитектурный стиль Средневизантийская архитектура
Первое упоминание X век
Дата основания X век
Строительство Вторая половина X — начало XI вв.
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 091610432660006 (ЕГРОКН). Объект № 0910011003 (БД Викигида)
Высота 12,9 м
Шоанинский храм на Викискладе

Шоанинский храм (карач.-балк. Чууана клиса, осет. Суаны Уастырджы) — христианский собор, относящийся к исторической аланской епархии, возведённый в конце X века, расположенный на территории современной Карачаево-Черкесии. Церковь представляет из себя купольный храм типа вписанного креста и повторяет, некоторым образом модифицируя, формы Северного Зеленчукского храма.

Описание

Расположен на юго-восточном отроге горы Шоана (карач.-балк. Чуўана), на левом берегу Кубани, в стратегически важном месте неподалеку от ее слияния с р. Теберда. Храм находится над осетинским селом имени Коста Хетагурова в 7 км к северу от города Карачаевска.

Храм выполнен в византийской архитектурной традиции и в плане представляет трёхапсидное (апсиды чуть сужены относительно нефов), трёхнефное, крестово-купольное здание с четырьмя квадратными столпами, несущими трехступенчатые подпружные арки и главу. Длина здания с запада на восток — 12,9 м., высота равна длине, ширина по западному фасаду — 8,9 м. Храм имеет два закрытых сводчатых притвора с северной и южной сторон. Форма первоначального покрытия храма не вполне понятна. На данный момент восстановлена щипцовая крыша, но существует версия о том, что ранее черепица крепилась на полукруглые «закомары». Храм имеет восьмигранный, восьмиоконный барабан: каждая грань завершается нависающей бровкой-архивольтом на расположенных на углах консолях, общих для соседних арок. Современное многогранное покрытие барабана не опирается на какие-либо научные данные.

Традиционная для византийских построек плинфа используется лишь в арках, основной объем сложен из песчаниковых квадров грубой обработки на извести, с буто-бетонным заполнением внутри стены. Окна также перекрыты не аркой из плинфы, а камнем с выточенным в нем полукруглым завершением. В кладке видны многочисленные отверстия для лесов, а в отверстии в западной части южной стены даже сохранился кусок деревянной балки, которую строители не смогли вынуть и отпилили. Для возведения храма потребовались мощные каменные субструкции. Фасадный декор церкви очень скуп: присутствует карниз из каменных плиток, плинфяные бровки на барабане и каменные бровки над некоторыми окнами. Снаружи Шоанинский храм, как и все аланские купольные храмы, был покрыт тонким слоем штукатурной затирки-обмазки (читается на швах), а внутри оштукатурен и украшен орнаментами

История

Склон, на котором расположен храм, ранее был плотно заселен, о чем свидетельствуют остатки многочисленных древних построек. В поселении, как и внутри самого храма, осталось большое количество погребений. Несмотря на это, изначальная функция храма остается неизвестной. Шоанинский храм представляет собой уменьшенную копию Северного Зеленчукского (без нартекса и западного притвора). Безусловным доказательством копирования является характерное объединение восточных угловых ячеек и боковых вим в единый компартимент с одной слепой аркой на боковой стене. А.Ю. Виноградов и Д.В. Белецкий полагают, что храм построила местная артель, повторяющая престижный образец, но технически лучше обученная и свободно трактовавшая выбранную форму. Идентифицировать артель с конкретной школой на данный момент затруднительно. Не сохранилось никаких письменных свидетельств позволяющих точно датировать церковь. Лишь живописная декорация Шоанинского храма проливает некоторый свет на его хронологию. Остатки фресковой живописи родственны второму слою росписи в Сентинском храме. Поэтому предположительно церковь в Шоане была построена к концу Х — началу XI вв. Таким образом, Шоанинский храм был построен после Среднего Зеленчукского (950-960-е гг.), Сентинского (965 г.) и Северного Зеленчукского (конец 960-х — 970-е гг.) храмов, он относится к третьему этапу храмового строительства в Алании после возвращения к христианству около 950 г..

В конце XIX в. Шоанинский храм был превращен в церковь скита Александро-Афонского монастыря. Храм был оштукатурен, была заменена крыша, а приделы перестроены.

В 2007 году жители села имени Коста Хетагурова после ряда обращений в правительство республики произвели самовольный ремонт собора. При этом была грубо сбита поздняя штукатурка в интерьере храма, под которой находилась просматривавшаяся и до этого первоначальная обмазка. В результате часть этой обмазки погибла, а на открывшихся частях в настоящее время имеются остатки древней декоративной росписи, греческие, арабские, грузинские, армянские и русские надписи различных эпох и многочисленные северокавказские родовые знаки-тамги. Восточная часть храма, смотрящая на село, была побелена.

30 апреля 2011 года неизвестные подожгли храм, однако пожар был быстро ликвидирован, и внутреннее убранство и иконы не пострадали.

16 февраля 2016 года в России выпущена в обращение серебряная памятная монета номиналом 3 рубля, посвящённая Шоанинскому храму.

Галерея

  • Шоанинский храм. Вид с юго-западной стороны.

  • Вид с южной стороны

  • Интерьер. Наос и центральная апсида

  • Вид с северо-восточной стороны. Современная побелка 2000-х гг.

  • Панаромный вид на Шоанинский храм, г. Шоана и поселок им. Коста Хетагурова

Библиография

  • Белецкий Д. В. Росписи и граффити Шоанинского храма // Проблемы хронологии и периодизации памятников и культур Северного Кавказа. XXVI»Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 2010.
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. История и искусство христианской Алании (в печати)
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. К вопросу о византийском влиянии на архитектуру Кавказа (IX-X вв.) // Византийский временник. 2013. Т. 72 (97). С. 254- 258.
  • Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Нижний Архыз и Сенты — древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Северо-Западного Кавказа. — М.: Индрик, 2011.
  • Виноградов А.Ю. Очерк истории аланского христианства в X-XII вв. // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ. Юбилейный сборник в честь 60-летия профессора Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2006.
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. М., 2015.
  • Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в Х в. // Российская археология. М., 2005. — № 1. — С. 130—142.
  • Кузнецов В.А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977.
  • Кузнецов В.А. Нижний Архыз в X-XII веках. Ставрополь, 1993.
  • Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Владикавказ, 1992.
  • Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Пятигорск, 2007. (переработанное переиздание книги: Владикавказ, 2002).
  • Перфильева Л.А. Купольные храмы Западной Алании в контексте средневизантийской архитектурной традиции // Христианское зодчество.Новые материалы и исследования. М., 2004.
  • Тихонов Н. А. Керамика Шоанинского поселения. Вопросы датировки // Проблемы хронологии и периодизации памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас,2010.

См. также

  • Нижне-Архызское городище
  • Зеленчукские храмы
  • Сентинский храм
  • Северный Зеленчукский храм
  • Средний Зеленчукский храм
  • Южный Зеленчукский храм
  • Аланская епархия (историческая)
  • Хумаринское городище

Примечания

  1. ↑ Осетины, проживающие в селе имени Коста Хетагурова, называют храм Суаны Уастырджы. См.: Калоев Б. А. Вторая родина Коста. — Владикавказ: Ир, 1999.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 А.Ю. Виноградов, Д.В. Белецкий. История и искусство христианской Алании. — в печати.
  3. ↑ Д.В. Белецкий, А.Ю. Виноградов. «Нижний Архыз и Сенты — древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Кавказа». — Москва: Индрик, 2011. — 392 с. с. — ISBN ISBN 978-5-91674-127-8.
  4. ↑ Белецкий Д.В. Росписи и граффити Шоанинского храма // Проблемы хронологии и периодизации памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 2010..
  5. ↑ В Карачаево-Черкесии неизвестные подожгли православный храм
  6. ↑ Грищенко Н. Древний храм из КЧР отчеканили на трёхрублёвой монете. // Российская газета. — 11.02.2016.

Ссылки

  • Статья д.и.н. В. А. Кузнецова «Шоанинский храм».

115

Шоанинский храм — христианский собор, один из аланских храмов, возведённый в первой половине X века, расположенный на территории современной Карачаево-Черкесии. Престол был освящён в честь святого Георгия Победоносца. Расположен на юго-восточном отроге горы Шоана на левом берегу Кубани в 7 км к северу от города Карачаевска.

Выполнен в византийской архитектурной традиции. Представляет в плане трёхапсидное и трёхнефное крестово-купольное здание с четырьмя квадратными столбами, несущими подпружную арку и главу. Длина здания с запада на восток — 12,9 м, высота равна длине, ширина по западному фасаду — 8,9 м.

Учёные и обычные путешественники не раз задавались вопросом: «Почему собор возведён в таком труднодоступном месте?» Каменистые выступы не позволяют разместиться большому числу верующих. Действительно, для многолюдных приходов нужна церковь поближе к центру поселения. Предположения учёных таковы: каменный Шоанинский храм в КЧР проектировался и строился как резиденция епископа Кубанского; одновременно были предусмотрены возможности для организации здесь монастыря-киновии, скрытого от посторонних глаз; важный момент – христиане верили, что с гор удобнее разговаривать с Богом.

Христианство проникло на землю Алании в VII веке, но религия прижилась не сразу. Лишь спустя три века началось широкое церковное строительство. Византийские миссионеры для одного из культовых сооружений выбрали гору Шоана. В долине реки Кубань по обоим берегам располагались многолюдные поселения. Многие уже приняли христианство, однако большого собора у верующих не было. Гора находилась в центре прихода. Наверх можно было добраться по горным тропам. Византийским миссионерам понравилось удобное местоположение. Именно эта причина стала решающей при выборе площадки для возведения культового сооружения. К тому же скальные породы обеспечивали надёжность фундамента.

Шоанинский христианский храм в Карачаево-Черкесии — памятник истории и церковной архитектуры. Ценность сооружения, как свидетельства древней культуры, несмотря на довольно скромный вид, не вызывает сомнений. Исследователи по крупицам добывали информацию и выяснили, что: до XVIII века в соборе хранилась богатая библиотека, о которой мало сведений даже у ведущих исследователей византийской и кавказской культуры; немецкий врач Я. Рейнеггс, путешествовавший когда-то по Кавказу, получил от монахов две древние церковные книги. Где они сейчас? Куда исчезли остальные рукописи? Эти тайны не раскрыты.

Росписи на стенах церковной святыни могли быть утеряны навсегда. Монахи не особо заботились о сохранности древних фресок. Дворянин Нарышкин, посетивший Шоанинский храм в 1867 году, ликов святых не обнаружил. Фрески не были видны под толстым слоем штукатурки, которым монахи покрыли стены. Уникальные росписи были найдены совершенно случайно. Жители села им. Коста Хетагурова из благих побуждений в 2007 году решили самовольно произвести ремонт отдельных частей памятника церковной архитектуры.

Из-за непрофессионализма ремонтников была грубо отбита поздняя штукатурка. И — о чудо! — местами проступила первоначальная обмазка. Сейчас посетители могут рассмотреть остатки фресок, грузинские, армянские, греческие, русские, арабские надписи. К сожалению, туристы тоже «отличились» и оставили потомкам свои имена, начертав их на оштукатуренной поверхности. Надписями покрыты труднодоступные места, даже простенки барабана. «Здесь был Вася» и тому подобное творчество на стенах древней святыни вызывает недоумение.

Когда-то храм имел висячую галерею с западной стороны. На эту мысль исследователей натолкнула входная дверь, но ведь сразу за ней – обрыв. Вряд ли монахи стали бы обустраивать дверь в «никуда»; исследователь К.Н. Афанасьев установил, что Зеленчукский храм – «родственник» Шоанинского собора. Скорее всего, культовые сооружения возводили мастера одной архитектурной школы. Несмотря на несущественные различия, обе церковные святыни имеют общий элемент – пилоны с квадратным сечением. Для сравнения – в аналогичных памятниках Абхазии пилоны крестовидные.

Древний храм на горе Шоана в Карачаево-Черкесии хранит немало загадок. Во время путешествия по Кавказу осмотрите уникальное сооружение X века, прикоснитесь к многовековой истории края.

Текст — с просторов инета.

20 331 день назад в Лига историков Похожие посты Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

 

Текст: Юрий Кузьминых

Военно-Сухумская дорога – историческое название тракта через Главный Кавказский хребет. Ее строительство было начато в 1894 г. и окончательно завершено в 1903 г. Дорога соединила города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум. Еще в советские времена дорога получила известность как интересный туристический маршрут, так как вокруг нее находится большое количество памятников древней архитектуры. Один из них находится в нескольких километрах севернее Карачаевска вблизи села им. Коста Хетагурова.

ФОТО: Илона Герасименко, Андрей Соколов, Юрий Кузьминых, Денис Соколов

Словно неприступная крепость возвышается над населенным пунктом одинокая гора Шоана. Находящиеся близ нее хребты издали напоминают острые, будто зубы дракона, горы, схожие с теми, что изображаются на вьетнамских и китайских миниатюрах. Вершина Шоаны – своеобразный «микрозаповедник» тиса, надежно охраняемый со всех сторон неприступными утесами. С любой шоанинской точки открывается великолепная панорама долины Кубани и кавказских хребтов, а над вершиной в глубоком ультрамариновом небе парят орлы. Тишина…

С первой половины Х века на территории нынешней Карачаево-Черкесии развернулось строительство православных храмов, входивших в известную по византийским источникам Х–XIV вв. Аланскую епархию. Один из сохранившихся до настоящих дней соборов «облюбовал» шоаниское «плечо»…

По крутой, но вполне доступной даже в зимнее время дороге, поднимаемся к прилепившемуся на головокружительной высоте, подобно ласточкину гнезду, храму, изумительно вписанному в окружающий ландшафт…

Вот мы на перевале Святого Георгия. Рядом – развалины построек XIX в., следы существовавшего здесь небольшого мужского монастыря – Георгиевского скита. Далее вверх стелется тропа.

Уже издали видна мощная подпорная стена, несущая на себе западную часть здания. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему с западной стороны пришлось пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание. Кладка подпорной стены заметно отличается от кладки храма: камни в ней мельче.

Поднявшись на скальную площадку к храму, видим его северный фасад. Перед нами трехапсидное здание крестовокупольной композиции, с хорошо сохранившейся главой и двумя притворами: с севера и юга. Купол крыт железной крышей. В древности он был низким полусферическим, что хорошо заметно на старых рисунках, изданных Дюбуа де Монпере и Жиллем. Штукатурка (если она была) осыпалась и открыла довольно грубую кладку, испещренную пустотами. Следует полагать, что это пазы для устройства строительных лесов. Барабан восьмигранный, с узкими окнами, украшенный выступающим карнизом и аркатурным фризом с пятами, опирающимися на вмонтированные в стык граней плитки. Это единственный декоративный элемент здания, если не считать резные линии – арочки на архивольтах некоторых оконных проемов.

В 80-е гг. прошлого столетия плитовая кровля храма (видимо, и часть сводов) были обновлены монахами. Они же соорудили длинную пристройку с юго-западной стороны (кажется, это было жилое помещение «братии») и окружили ее и западную часть храма деревянной галереей – обходом на столбах. Сейчас ее нет, но от пристройки вниз спускается каменная лестница. Здесь находилась монастырская цистерна для воды.

Зайдем внутрь храма. Четыре квадратных в сечении столба несут подпружные арки и полусферические паруса, на которых покоится барабан. В интерьере он цилиндрический. В западной стене вход, но за ним обрыв. Если этот проем древний, значит, и тогда храм с запада имел висячую галерею. Все своды и конхи апсид целы; если монахи и коснулись их, то незначительно.

Здание хорошо сохранилось, очевидно, благодаря тому, что стоит на незыблемом скальном основании. Никаких признаков архитектурного декора нет, как нет и следов былой фресковой росписи. Была ли она – неизвестно. В 1867 г. памятник обследовал Нарышкин, писавший, что уже тогда «ни ликов, ни других изображений не оказалось». Монахи же покрыли интерьер толстым слоем штукатурки, по которой современные любители автографов начертали сотни надписей от пола и до простенков барабана.

Шоанинский храм сравнительно небольшой (около 13 м длины), очень близок по стилю к северному Зеленчукскому храму и Лыхненскому храму в Абхазии. Это произведения одной архитектурной школы, испытавшей восточновизантийское влияние. Шоанинский храм трудно назвать шедевром или чудом строительного искусства. Но это, безусловно, редкостный архитектурный памятник, каких у нас единицы во всей стране. Как глубокий и мудрый старец, он достоин уважения и внимания уже потому, что прожил тысячелетие! Не всякому произведению человеческих рук уготована такая судьба.

Шоанинский храм

Словно неприступная крепость возвышается над населенным пунктом одинокая гора Шоана. Находящиеся близ нее хребты издали напоминают острые, будто зубы дракона, горы, схожие с теми, что изображаются на вьетнамских и китайских миниатюрах…

05.01.2014

22.12.2013

Сентинский храм

Сентинский храм — православный аланский храм, возведённый в первой половине X века на территории современной Карачаево-Черкесии…

12.01.2014

Хумаринское городище

Схимар – грозная крепость, форпост Хазарского каганата на Кавказе, построенная для контроля Великого шелкового пути…

07.12.2013

Храмы Карачаево-Черкесии

Аланские храмы Карачаево-Черкесии

Современная Карачаево-Черкесия является наследником средневекового государства аланов, возникшего в начале первого тысячелетия. Аланская держава была развитой в экономическом и культурно-духовном плане, что привлекало византийских миссионеров, главной целью которых было распространение христианства на здешних землях.

Пик расцвета Алании припадает на 11 век. В это время возводятся православные храмы, активно развиваются живопись и архитектура. Хаос и разруха, которые сеяла армия Тамерлана на своем пути, также коснулись и территорий нынешней Карачаево-Черкесской Республики. С середины 14 века Аланское государство прекратило свое существование, оставив после себя пять церквей крестово-купольного архитектурного стиля.

Зеленчукские храмы

Комплекс православных соборов расположен в поселке Нижний Архыз, чьи земли простилаются в долине реки Большой Зеленчук между Тебердой и Карачаевском. Всего здесь насчитывается три храма: Северный, Средний и Южный. Названия сооружений соотносятся с их географическим положением.

Северный храм (Георгиевский)

Здание находится за пределами городища. Северный храм является самым древним и главным святилищем среди церквей зеленчукского комплекса, о чем свидетельствует его статус кафедрального собора Аланской епархии (10 – 13 вв.).

Длина храма совпадает с его максимальной высотой и равна 21 метру, ширина здания составляет приблизительно 10 метров.

Фресковая живопись на стенах собора, к сожалению, не дошла до наших дней в первозданном виде. Те изображения, которые прихожане видят сейчас, являются реконструкцией утраченного предмета искусства, которое попытался восстановить Д. Струков – археолог и художник.

По словам историков, храм был возведен в честь святого Николая Чудотворца в 916 году.

Одно из помещений Северного собора было оборудовано для проведения обряда крещения. Возле южной стены архитектурного памятника найдены три захоронения.

Средний храм (Троицкий)

В первой четверти 10 века в аланском городище появился храм посвященный Христу Спасителю. По задумке инициаторов, здание должно было напоминать большой крест с равномерным соотношением сторон. Однако решением главного архитектора, к центральной части церкви было добавлено два выступа и вытянуто в длину ее западный рукав.

Обязанности по восстановлению руин храма, пострадавшего от разрушительных монгольских нашествий, полностью взяли на себя монахи из местного мужского Александро-Невского монастыря. В 1897 году ремонтные работы были закончены, собор освятили в честь Троицы.

Стены здания украшены старинными фресками с изображением святых воинов, которые сохранились до сегодняшнего дня.

Южный храм (Ильинский)

Покровителем церкви считается святой пророк Илия. Это единственный собор из зеленчукского комплекса, который продолжает вести богослужения в наше время.

Снаружи храм похож на небольшой дом, его выдает лишь второй этаж украшенный куполом. По всему этому можно судить о том, что церковь задумывалась как частный объект для обслуживания потребностей одной богатой семьи.

Шоанинский храм

Между двух скал на краю обрыва горы Шоана возвышается одноименный православный собор, чье рождение уходит корнями в первую половину 10 века. Длина и высота здания равны почти 13 метрам, а ширина – приблизительно 9 метров.

Географическое положение храма было обусловлено большим количеством поселения в долине реки Кубань. Здесь также располагались здание монастыря и епископская резиденция.

До 18 века Шоанинский храм был местом хранения ценных древних книг.

Сентинский храм

Церковь получила свое название благодаря своему географическому положению в поселке Сенты (нынче Нижняя Теберда). Также, как и Шоанинский собор, Сентинский храм был основан в первой половине 10 столетия.

На базе святилища был возведен женский монастырь (19 век), который впоследствии был снесен советской властью.

Вместе с Сентинским храмом рядом строился также каменный мавзолей для погребения священников.

  • Шоанинский храм Карачаево-Черкесии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *