Штунды кто они

Штунда

 Штунда

Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии

Шту́нда (Штундизм; от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии) — христианское движение протестантской направленности, получившее распространение в России в XIX веке в среде немецких колонистов, а также части населения южнорусских губерний.

Штундизм в немецких колониях

Выделяются два основных направления штундизма, первым из которых по времени возникновения была штунда пиетическая, к которой принадлежали выходцы из вюртембергских пиетистов, переселившихся из Германии в Причерноморье в 1817—1821 гг., в частности в колонии Рорбах и Вормс. Сами члены называли свои кружки «братством друзей Божиих». Развитию пиетической штунды способствовал прибывший в Россию в 1824 году реформатский пастор Иоганн Бонекемпер.

Позднее, в 50-е годы XIX века, на юге Украины возникло новопиетическое штундистское движение, нашедшее сторонников среди лютеран и меннонитов и оформившееся в виде «вюстовских кружков» (по имени их основателя лютеранского проповедника Эдуарда Вюста) и меннонитских новопиетических групп. Последние именовали себя «братскими меннонитами», в отличие от церковных меннонитов, принадлежащих к официальной общине.

В отличие от последователей Бонекемпера, остававшихся в рамках лютеранских и реформатских общин, штундисты новопиетического направления сразу же заявили о своем выходе из официальных церковных приходов лютеран и меннонитов. Вследствие этого, новопиетические штундисты, в отличие от «братства друзей Божиих», подвергались с самого начала не только притеснению со стороны своих бывших церквей (меннонитской и лютеранской), но и судебному преследованию, как сектанты.

История штундизма на Украине и в России

Начало распространения штундизма среди коренного населения Украины принято относить к 1859 году, когда к одной из пиетических групп, действовавших в районе г. Николаева присоединился житель деревни Основы Одесского уезда крестьянин Федор Анищенко, который стал первым активным проповедником данного учения среди украинцев.
Благодаря его усилиям, а также деятельности привлеченных им к проповеди крестьян Михаила Ратушного и Герасима Балабана в указанном населенном пункте была сформирована первая штундистская община, состоявшая из этнических украинцев. К 1867 году эта община насчитывала вместе с жителями соседних деревень (Игнатовки и Ряснополя) 35 семей.

Другим центром штундизма стал Елизаветградский уезд (деревни Карловка и Любомирка), где с 1866 года распространение получило учение новопиетического направления. Проповедниками нового учения также стали местные крестьяне Ефим Цимбал, Трифон Хлыстун и Иван Рябошапка.

Впоследствии штундистское учение стало быстро распространяться по Украине, благодаря проповеднической активности своих последователей. Косвенно этому способствовала и политика властей, практиковавших высылку активных проповедников из родных сел, которые на новом месте разворачивали миссионерскую деятельность и зачастую добивались успеха. К 1882 году только в Киевской губернии штундистские общины, согласно полицейским отчетам, насчитывали до 590 членов, а в целом, в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях число штундистов достигло свыше 1000 человек.

В 1884 году большинство штундистских общин вошло в Союз русских баптистов Южной России и Кавказа.

Тем не менее, термин «штундизм» продолжал активно использоваться православными миссионерами и представителями государственной власти для отделения официально не разрешенных русских и украинских баптистских общин от легально действовавших баптистских объединений среди немецких колонистов.

4 июля 1894 г. положением Комитета Министров Российской империи штундизм был объявлен «сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях», а последователям учения запрещалось собираться на общественные молитвенные собрания. Репрессии в отношении штундистов продолжались до высочайшего манифеста о веротерпимости 17 апреля 1905 года, когда инославные христиане получили право на свободу вероисповедания.

Развитие вероучения

Изначально последователи штундизма из числа украинцев и русских не стремились к разрыву отношений с православной церковью, продолжая посещать православные церковные богослужения, а для крещения детей, совершения браков и погребения умерших обращаясь к православным священникам. Однако рост движения вызвал обеспокоенность церковных иерархов и представителей государственной власти, вследствие чего к штундистам стали применяться репрессивные меры за неразрешенные религиозные собрания, что все более осложняло их отношения с православием.

Собрания штундистов состояли из совместного чтения и последующего обсуждения Библии Синодального перевода, молитвы и хорового пения духовных песен.

Большое внимание уделялось практическому применению принципов христианской морали в жизни, в связи с чем даже противниками штундизма в лице православного духовенства и представителей властных структур признавалась высокая нравственность большинства последователей этого движения.

Временем окончательного выделения русско-украинского штундизма в самостоятельное религиозное течение принято считать 1869—1871 годы XIX века, когда члены сначала новопиетических общин Елизаветградского (1869—1870), а затем и Одесского уезда (1871) крестились по обряду, принятому у баптистов и братских меннонитов.

Таким образом, постепенная эволюция богословских взглядов штундистов привела к принятию большинством их общин уже в начале 80-х годов XIX века баптистского вероучения.

Часть штундистов, не принявшая баптистского вероучения, сохраняла свою самостоятельность и до начала XX века. К ним относится т. н. младо-штундизм (Духовная штунда), не имевший строгих правил в отношении культа и отвергавший святость всех таинств, включая крещение. Часть младо-штундистов впоследствии приняла воззрения духоборцев и толстовцев.

Несмотря на прекращение существования штундизма, как самостоятельного течения, в XX веке, до настоящего времени в отдельных местностях в разговорной речи штундистами именуются представители баптистских, пятидесятнических церквей и некоторых иных направлений евангельского христианства.

Литература

  1. С. Савинский. История русско-украинского баптизма — Одесса: изд. «Богомыслие», 1995.
  2. Л. Митрохин. Баптизм: история и современность//Л. М. Митрохин. Философско-логические очерки. — СПб.: РХГИ, 1997. — С. 356—469.

Ссылки

  • сайт о Штунде

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.
Российские немцы
Субэтносы и социальные группы Российские немцы (Поволжье, Петербург, Пихтинские голендры) • Немцы Казахстана • Прибалтийские немцы • Крымские немцы • Терские меннонитские колонии • Азербайджанские немцы • Немцы на Украине
История Немецкая слобода • Остзейское дворянство • АССР немцев Поволжья • ОК ВКПб АССР немцев Поволжья • Азовский немецкий национальный район • Алтайский немецкий национальный район • Депортация немцев в СССР • Немецкая автономия в Казахстане (см. также Целиноградские события 1979 года) • Памятник «Немцам России»
Отношение к религии Меннониты • Штунда • Католичество в России • Лютеране • Вюстизм • Темплеры
Культура, наука и искусство Немецко-платский диалект • Петришуле • Plautdietsch-Freunde
Разное Список российских немцев • Переселенцы из стран бывшего СССР в Германии • Энциклопедия • Приёмный лагерь Мариенфельде • Лагерь Фридланд • Московские немцы • Фольксдойче • Сарпинка
Портал:Российские немцы

Категории:

  • Христианство
  • Баптизм в России

Wikimedia Foundation. 2010.

Синонимы:

Смотреть что такое «Штунда» в других словарях:

  • ШТУНДА — одна из южнорусских сект, отчасти сходная с баптистами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШТУНДА рационалистическая секта, распространенная преимущественно среди малороссов, тождественна с баптизмом… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ШТУНДА — ШТУНДА, штунды, мн. нет, жен., и ШТУНДИЗМ, штундизма, мн. нет, муж. (от нем. Stunde час молитвы). Евангелическо баптистская секта, возникшая в середине 19 в. в России и отражавшая интересы кулацких слоев крестьянства. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

  • ШТУНДА — ШТУНДА, штунды, мн. нет, жен., и ШТУНДИЗМ, штундизма, мн. нет, муж. (от нем. Stunde час молитвы). Евангелическо баптистская секта, возникшая в середине 19 в. в России и отражавшая интересы кулацких слоев крестьянства. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

  • штунда — сущ., кол во синонимов: 2 • секта (26) • штундизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • штунда — название русской религиозной секты, возникшей под влиянием протестантизма около 1862 г. по инициативе пастора Боненкемпера в Рорбахе, на юге России , откуда штундист. Образовано от нем. Stundе час (моления, чтения библии) ; см. Бороздин, Энц.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Штунда — ж. Евангелическо баптистская секта (возникшая в Российском государстве в середине XIX в.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • штунда — шт унда, ы … Русский орфографический словарь

  • штунда — и. 1) ж. Баптистська секта, що виникла в Росії в середині 19 ст. 2) ч. і ж. Те саме, що штундист, штундистка … Український тлумачний словник

  • штунда — 1 іменник жіночого роду сектанти збірн., розм. штунда 2 іменник чоловічого або жіночого роду, істота штундист; штундистка розм … Орфографічний словник української мови

  • штунда — штунд/а … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Баптизм или штунда в Киевской губернии, П.Г. Лебединцев. Автор, пользуясь официальными данными, пишет о том, когда и как проникла штунда на территорию Киевской губернии, при каких обстоятельствах она распространялась, как локализовалась, какие меры… Купить за 2220 грн (только Украина)
  • Баптизм или штунда в Киевской губернии, П.Г. Лебединцев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Автор, пользуясь официальными данными, пишет о том, когда и как проникла штунда натерриторию… Купить за 1770 руб

ШТУНДИСТЫ

 ШТУНДИСТЫ штунда, — название ряда религ. сект в России во 2-й пол. 19 в.; дано рус. православной церковью, усмотревшей влияние на эти секты религ. протестантских об-в немцев-колонистов Юж. России, называвшихся «штундовыми» (от нем. Stunde — час), т. к. они отводили спец. часы для изучения Библии. Ш. также — условное церк.-тенденциозное назв. совокупности религиозно окрашенных крест. движений 60-70-х гг., возникших на основе недовольства Крестьянской реформой 1861, оппозиционных офиц. православной церкви. Движение Ш. зародилось в среде крестьян юж. и центрально-черноземных губ. и первоначально выражалось в создании кружков по изучению Библии, к-рая в это время была издана на рус. яз. Сложилось 2 осн. течения Ш. — библейские христиане и духовные христиане (по офиц. терминологии того времени — великорус, штунда и южнорус. штунда), явившиеся основой рус. баптизма (см. Баптисты). С нач. 20 в. термин «Ш.» потерял самостоят. значение. Лит.: Что подготовило почву для штундизма, К., 1875; Рождественский A., Южнорусский штундизм. Исследование, СПБ, 1889; Дородницын А. Я., Светская администрация в борьбе соштундой. 1867-1881 гг., М., 1893; Алексий (Дородницын), Религиозно- рационалистическое движение на Юге России во 2-й пол. XIX ст., Каз., 1909; Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. — 1917), М., 1965.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

Смотреть что такое «ШТУНДИСТЫ» в других словарях:

  • ШТУНДИСТЫ — Последователи этой секты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШТУНДИСТЫ последователи штунды. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

  • Штундисты — послѣдователи религіозной секты «штунды». Ср. Отецъ его изъ штундистовъ, человѣкъ умный, рѣшительный и энергичный, почитывавшій книжки и мечтавшій дать сыну образованіе, разорился… К. М. Станюковичъ. Откровенные. 1, 6, 2. Ср. Stunde часъ, урокъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • штундисты — последователи религиозной секты штунды Ср. Отец его, из штундистов, человек умный, решительный и энергичный, почитывавший книжки и мечтавший дать сыну образование, разорился… К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 6, 2. Ср. Stunde час, урок … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Штундисты — сектанты, отвергающие Церковь, таинства, иерархию, посты, почитание икон и прочее … Краткий церковнославянский словарь

  • штундизм — Эта секта, появившаяся у нас в шестидесятых годах XIX столетия, значительно распространилась сначала на юг, а затем проникла в другие места Европейской России и в Сибирь. Начало штундизму, или «братству штунды», было положено в первой половине … Справочник по ересям, сектам и расколам

  • БАПТИСТЫ — , одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1 й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только … Православная энциклопедия

  • Сектантство — сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между сектой и ересью та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Штундизм — есть секта рационалистического характера, наиболее распространенная на юге России. Ни догматическое, ни нравственное учение секты не поддается определению с достаточной полнотой и ясностью; в разных отдельных случаях получаются различные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Штунда — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы … Википедия

  • Штундизм — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец … Википедия

Книги

  • Баптисты. Бегуны. Духоборцы. Л. Толстой о скопчестве. Павловцы. Поморцы. Старообрядцы. Скопцы. Штундисты., В. Бонч-Бруевич. Книга представляет собой репринтное издание 1908 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Купить за 1189 грн (только Украина)
  • Баптисты. Бегуны. Духоборцы. Л. Толстой о скопчестве. Павловцы. Поморцы. Старообрядцы. Скопцы. Штундисты., . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1908 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная… Купить за 948 руб
  • Протестантизм, Н. Ревуненкова. Книга посвящена протестантизму — направлению христианства, которое исповедуют ныне по всему миру. Почему протестанты, или как они себя назвали, «евангельские христиане» никогда, за все… Купить за 592 руб

Другие книги по запросу «ШТУНДИСТЫ» >>



штундисты

В разделе Религия, Вера на вопрос Кто такие штундисты, есть ли они сейчас? заданный автором Невроз лучший ответ это Шту́нда (Штундизм) (от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии) — христианское движение протестантской направленности, получившее распространение в России в XIX веке в среде немецких колонистов, а также части населения южнорусских губерний.
Выделяются два основных направления штундизма, первым из которых по времени возникновения была штунда пиетическая, к которой принадлежали выходцы из вюртембергских пиетистов, переселившихся из Германии в Причерноморье в 1817—1821 гг. , в частности в колонии Рорбах и Вормс. Сами члены называли свои кружки «братством друзей Божиих» . Развитию пиетической штунды способствовал прибывший в Россию в 1824 году реформатский пастор Иоганн Бонекемпер.
Позднее, в 50-е годы XIX века, на юге Украины возникло новопиетическое штундистское движение, нашедшее сторонников среди лютеран и меннонитов и оформившееся в виде «вюстовских кружков» (по имени их основателя лютеранского проповедника Эдуарда Вюста) и меннонитских новопиетических групп. Последние именовали себя «братскими меннонитами» , в отличие от церковных меннонитов, принадлежащих к официальной общине.
В отличие от последователей Бонекемпера, остававшихся в рамках лютеранских и реформатских общин, штундисты новопиетического направления сразу же заявили о своем выхода из официальных церковных приходов лютеран и меннонитов. Вследствие этого, новопиетические штундисты, в отличие от «братства друзей Божиих» , подвергались с самого начала не только притеснению со стороны своих бывших церквей (меннонитской и лютеранской) , но и судебному преследованию, как сектанты
Интересен момент что изначально последователи штундизма из числа украинцев и русских не стремились к явному разрыву отношений с православной церковью, продолжая посещать православные церковные богослужения, а для крещения детей, совершения браков и погребения умерших обращаясь к православным священникам. Однако рост такого движения и вызвал обеспокоенность представителей государственной власти, и Церкви, вследствие чего к штундистам стали применяться репрессивные меры за неразрешенные религиозные собрания, что все более осложняло их отношения с православием.
Собрания штундистов состояли из совместного чтения и последующего обсуждения Библии Синодального перевода, молитвы и хорового пения духовных песен.
Большое внимание уделялось практическому применению принципов христианской морали в жизни, в связи с чем даже противниками штундизма в лице православного духовенства и представителей властных структур признавалась высокая нравственность большинства последователей этого движения.
Временем окончательного выделения русско-украинского штундизма в самостоятельное религиозное течение принято считать 1869-1871 годы XIX века, когда члены сначала новопиетических общин Елизаветградского (1869-1870), а затем и Одесского уезда (1871) крестились по обряду, принятому у баптистов и братских меннонитов, окончательно отойдя от Православия.
Таким образом, постепенная эволюция богословских взглядов штундистов привела к принятию большинством их общин уже в начале 80-х годов XIX века баптистского вероучения.
Часть штундистов, не принявшая баптистского вероучения, сохраняла свою самостоятельность и до начала XX века. К ним относится т. н. младо-штундизм (Духовная штунда) , не имевший строгих правил в отношении культа и отвергавший святость всех таинств, включая крещение. Часть младо-штундистов впоследствии приняла воззрения духоборцев и толстовцев.
В 1884 году большинство штундистских общин вошло в Союз русских баптистов в Южной России и на Кавказе.
Термин штундизм в последующем продолжал использоваться по отношениею к неоффициальным баптистским общинам.
В настоящее время эти понятия можно сказать слились, и штундистами называют иногда баптистов.

Ответ от 22 ответа
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто такие штундисты, есть ли они сейчас? баптисты-это секта? метки: Секты Секта Ответ от 2 ответа
Привет! Вот еще темы с нужными ответами: Штундизм на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Штундизм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *