Силуан афонский житие

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

| Просмотров: 1920

5 / 5

Страница 1 из 2

Преподобный Силуан Афонский: 6 историй из жизни, 7 изречений.
24 сентября Церковь чтит память преподобного Силуана Афонского

«Он хоть очень просто, но как-то смело и дерзновенно говорил о молитве и о Боге, как о родном Отце, — вспоминал о преподобном Силуане один схимонах. — Я, бывало, останавливал его и говорил: «Перестань, отец»… Мне казалось, что он потерял страх Божий…Так вот скрыл от меня…Уж очень был он простой. Я только теперь понял всю ошибку… Он пришел в меру святых отцов».

Преподобный Силуан жил на рубеже 19-20 веков, сохранились его прижизненные фотографии. Это был обыкновенный крестьянин, закончивший только два класса сельской школы, живший, как все – работал, гулял с девушками, дрался, однажды даже чуть не убил человека, служил в армии. А в 26 лет уехал на Афон, чтобы остаться там до самой смерти. Кто-то из святых известен милосердием, кто-то даром слова… Преподобного Силуана помнят за то, что он любил Бога на пределе человеческих сил и тосковал о Нем. «Тоскует душа моя по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя», — нередко так он прерывал свои записи. К нему тянулись необразованные и образованные, миряне и священники, и всегда оставались под впечатлением от этого человека.

Подвижник умер в 1938 году, после болезни. Умер так тихо, что этого не заметили те, кто лежал рядом с ним в больнице. У нас остались его поучения, молитвы, псалмы и биография, которую написал его близкий друг, отец Софроний (Сахаров), основатель православного монастыря в Англии.

Встреча с атеистом

На Семена, будущего старца Силуана, повлияла в самом детстве… встреча с атеистом. К ним в дом пришел один книгоноша, его усадили за стол, стали угощать. А тот принялся доказывать, что Христос – человек, и вообще Бога нет. Когда он ушел, 5-летний Семен спросил у отца: «Ты учишь меня молиться, а этот человек сказал, что Бога нет», на что отец ответил: «Я думал, что он умный человек, а он оказался дураком. Не слушай его». Но Семена этот ответ не удовлетворил, он решил: «Когда вырасту, то пойду по всей земле искать Бога».

Уже будучи молодым человеком, он услышал рассказ женщины, вернувшейся с богомолья. Она говорила о святом Иоанне Сезеновском, и некоторые слушатели подтвердили, что это святой действительно творил чудеса. Услышав эту беседу, Семен подумал: «Если он святой, значит, мне незачем ходить по всей земле искать Бога – Он с нами».
***

«Как счастливы мы, христиане: КАКОГО Бога мы имеем!Жалко тех людей, которые не знают Бога…О братья, прошу вас и умоляю от лица Божия милосердия, веруйте в Евангелие и во свидетельство Святой Церкви, и вы еще на земле вкусите райское блаженство. Ведь Царство Божие – внутри нас, любовь Божия дает душе рай. Многие князья и владыки, познав любовь Божию, оставили свои престолы. И это понятно, потому что любовь Божия горяча: она до слез услаждает душу благодатью Святого Духа, и ничто земное не может сравниться с ней».

Отец

Преподобный Силуан говорил, что он, будучи монахом, не вырос в меру своего отца, простого неграмотного крестьянина: никогда он не видел отца в раздражении или гневе, тот всегда был терпеливый, кроткий, спокойный. Однажды во время жатвы Семену выпало готовить обед, чтобы потом отнести его в поле отцу и братьям: наварил свинины, забыв о том, что была пятница, постный день.

Обед семья съела, и никто не сказал ни слова. Только через полгода отец с улыбкой напомнил об этом сыну: «Помнишь, сынок, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница. Ты знаешь, я ел ее тогда как стерву». «Что ж ты не сказал?» — удивился Семен. «Я не хотел тебя смутить», — ответил его отец.

А когда молодой Семен согрешил с девушкой из их села, на следующее утро его привели в трепет и устыдили не упреки, а тихие слова отца: «Где ты был ночью, сынок? Болело сердце мое…»
***

«Знал я одного мальчика. Вид его был ангельский; смиренный, совестливый, кроткий; личико белое с румянцем; глазки светлые, голубые, и добрые и спокойные. Но когда он подрос, то стал жить нечисто и потерял благодать Божию; и когда ему было лет тридцать, то стал он похож и на человека, и на беса, и на зверя, и на разбойника, и весь вид его был скаредный и страшный.

Знал я также одну девицу очень большой красоты, с лицом светлым и приятным, так что многие завидовали ее красоте. Но грехами потеряла она благодать, и стало скверно смотреть на нее.

Но видел я и другое. Видел я людей, которые пришли в монахи с лицами, искаженными от грехов и страстей, но от покаяния и благочестивой жизни они изменились и стали очень благообразными. Еще дал мне Господь увидеть на Старом Русике во время исповеди иеромонаха-духовника во образе Христа. Он стоял в исповедальне невыразимо сияющий, и хотя он был весь белый от седины, лицо его было прекрасным и юным, как у мальчика.

Подобным образом видел я одного епископа во время Литургии. Видел я также отца Иоанна Кронштадтского, который от природы был обыкновенный по виду человек, но от благодати Божией лицо его было благолепно, как у ангела, и хотелось на него смотреть. Так грех искажает человека, а благодать красит его».

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • В конец

В 1998 году на праздновании тысячелетия со дня крещения Руси, множество новых мучеников и подвижников вошли в список почитаемых Церковью святых. Были среди них и пострадавшие в годы безбожных гонений и просиявшие еще во времена старой России, на рубеже 19-20 веков. Среди последних был и старец Силуан — выходец из русского крестьянства, принявший монашество на горе Афон, и ставший великим подвижником и молитвенником за весь мир.

Житие старца Силуана Афонского впервые записал архимандрит Софроний, еще задолго до канонизации святого.

Преподобный Силуан Афонский. Фото 30-e годы XX века

Жизнь до принятия пострига. Крестьянин Семен

В одном из сел Тамбовской губернии жила обычная крестьянская семья. Шел пятый год после отмены крепостного права, когда на свет у них появился мальчик, которого назвали Семеном. Кроме него в семье было еще семеро детей.

В те времена начиналось движение по борьбе с безграмотностью в крестьянской среде. В селах старались открывать школы. Семен ходил учиться только два года, затем родители были вынуждены посылать его на работу, поскольку семье приходилось тяжело. Но читать мальчик все-таки научился.

Отец Семена очень сожалел, что его сын не может ходить в школу. Сам он всю жизнь испытывал тягу к знаниям и был удручен своим невежеством. С этим обстоятельством связан один случай, впервые затронувший в душе Семена религиозные струны.

Однажды отец мальчика пригласил в гости продавца евангелий. Он надеялся услышать от «книжного человека» что-нибудь ученое и душеполезное. Ребенок внимательно вслушивался в разговор взрослых. Его поразили слова гостя о том, что «нету никакого Бога». «Как это нет?! А где же Он? — подумал будущий подвижник — Тогда надо непременно Его отыскать! Когда я вырасту, я исхожу всю-всю землю и найду Бога!»

Когда гость ушел, мальчик спросил отца, почему Бога нет, если Ему все молятся? Крестьянин махнул рукой и ответил: «Не слушай, что дурак говорит! А я-то думал, человек умный!..»

С тех пор это желание встречи с Богом поселилось в глубине души мальчика и прошло с ним через всю его жизнь. Когда Семен стал молодым юношей, он еще раз услышал зов неба. На этот раз более явственный.

В это время с богомолья вернулась одна из крестьянок и стала рассказывать о чудесах недавно преставившегося затворника Иоанна Сезеновского. Семен все это слушал и думал: «Ну, значит, никуда не делся Бог, раз есть такие святые. И не надо Его искать». С этого времени, юноша почувствовал тягу к монашеству. Наступил для него период какого-то просветленного состояния. Весь мир будто изменился.

Спустя долгие годы, старец так расскажет об этом времени: «Были у нашего князя красивые дочери, вид которых меня беспокоил, а тут вдруг стал я на них смотреть как на сестер. Лишь с чистой братской любовью». Юноша просил у отца отпустить его в Киево-Печерскую лавру, но тот разрешил сыну уйти в монахи только после военной службы.

Икона Преподобного Силуана Афонского

Недолго длилось это просветленное состояние. Всего месяца три. А потом постепенно Семен забылся, увлекся всякими соблазнами и утратил чистоту жизни. Надо упомянуть, что в молодости он обладал огромной физической силой и превосходным здоровьем. О его «богатырстве» ходили легенды. Например, как он удерживал брыкающуюся лошадь, или съел за раз целое ведро яиц.

Незадолго до военной службы, Семен снова услышал небесный зов, теперь уже в буквальном смысле. К тому времени он уже увлекся всякими гуляниями и даже завел любовницу. Как-то раз, после подобного «веселого» вечера, Семен лег спать. И ему приснилось, будто в его рот заползает змея.

Испытав острое отвращение, он проснулся, и вдруг услышал голос: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». Голос был необыкновенной красоты. И юноша почему-то понял, что с ним говорила Пресвятая Дева.

С этого времени с разгулом было покончено. Вскоре Семен ушел в армию, где прослужил в саперном батальоне в лейб-гвардии Санкт-Петербурга. Все это время мысль о монастыре ни на минуту не оставляла его. В 1982 году, сразу после армии, Семен приехал на Афон, где постригся в Пантелеимоновском монастыре, под именем Силуан.

Годы монашества

Монашеством закончилась первая борьба с искушениями в жизни святого Силуана. Постриг стал его первой победой. Но духовная война продолжается всю жизнь, и чем ближе человек к святости, тем ожесточеннее.

Молодого монаха очень полюбили все насельники обители за его кроткий нрав и прилежное исполнение обязанностей. Многие его хвалили. Стали у него появляться мысли, о том, какая его жизнь теперь праведная и безгрешная. Состояние души стало каким-то тревожным.

Еще читайте о православных подвижниках:

  • Преподобный Паисий Святогорец
  • Святой Тихон, патриарх Московский
  • Святой мученик Трифон

Вскоре начались видения. Силуану стали являться злые духи. Хорошего духовного наставника в монастыре не было, и молодому иноку не с кем было посоветоваться. Он совершил ошибку — стал вступать с бесами в разговор. Это привело к тому, что его душу охватило отчаяние и безысходность. Так продолжалось долго.

Преподобный Силуан Афонский

Эти искушения Силуан пытался победить непрерывной молитвой. С того времени и до конца своих дней, преподобный уже не ложился спать. Засыпал он урывками, во время молитв, не больше, чем на полчаса.
Но побороть искушение все никак не удавалось. Проходили месяцы, силы Силуана начали сдавать. Один раз он, сидя в полном изнеможении, подумал: «Бога умолить невозможно». И почувствовал такое беспросветное отчаяние, словно уже пребывал в аду.

И вот, когда уже, казалось, силы тьмы победили, явился Господь, и в одно мгновенье развеял мрак. В тот день Силуан, как обычно, пошел на службу в церковь… и увидел Христа. Невозможно описать это словами, но он понял, что вся его жизнь была сном, и есть только одна настоящая реальность. Та, которая в раю, которую он почувствовал сейчас…

Долгие годы вспоминал он эту минуту. Немало еще выпало ему подобных испытаний. Ведь путь, который для него предусмотрел Господь, был самым тяжелым из всех возможных путей. Многие борются со своими страстями или со злом, являемым через людей, а святому Силуану выпала открытая война со злыми духами. Лицом к лицу. И если бы не та живая встреча с Богом, то, по собственным словам преподобного, не выдержал бы он этой войны.

Следующие 15 лет состояли из долгих периодов богооставленности и бесовских видений, и коротких передышек, когда тьма отступала, и Силуан понимал, что на самом деле Бог все это время был рядом. И вот, однажды ночью, когда Силуан молился, злые духи стали мешать ему, встав между ним и иконами, так что он не мог поклониться.

Тогда преподобный обратился мысленно ко Христу и спросил Его: «Господи! Хочу Тебе молиться, а бесы не дают. Что мне делать, чтобы одолеть их?» И был в его мыслях ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов». — «Как мне стяжать смирение?» — «Держи ум свой во аде и не отчаивайся».

Так святой своим сердцем постиг тайну мирового зла и борьбы с ним. Он понял, пережил на собственном опыте, что именно гордость некогда погубила первых людей и лишила их рая. И через смирение лежит путь к победе над злом.

Читайте о духовной жизни православного христианина:

  • Почему в церкви хочется плакать
  • Как стать священником в православной церкви
  • Почему православные не желают удачи

С этого времени, он стал много молиться за всех людей, которые томятся в аду. Монахи знают, что подобные молитвы очень тяжелы и сопровождаются жесточайшей духовной войной. Но преподобный Силуан за пятнадцать лет выдержал такую борьбу, что злые силы уже ничем не могли его смутить или напугать. Молился святой и о живых, пребывающих в грехе, и обо всем мире. Будучи святым, он, однако, разделял тоску лишенных Света Божия и сострадал им.

Так и жил этот великий молитвенник, непрестанно «держа ум свой во аде», дабы вымолить спасение или облегчение мук тем, кто там заключен. Быть может, для того Бог и предусмотрел для него такую непереносимую борьбу, чтобы закалить его дух, и подарить заступника даже самым отчаянным грешникам.

Книга «Старец Силуан» архимандрита Софрония

Желая уберечься от гордыни, святой Силуан старался держаться незаметно. Большая часть монастырской братии видела в нем только «мельника», «эконома». Мало кто догадывался, что среди них живет великий святой.

Книга о преподобном Силуане Афонском

Никто в мире так бы и не узнал об этом тайном подвижнике, если бы у Силуана не появился близкий ему по духу ученик — архимандрит Софроний, который подружился с преподобным, за несколько лет до его смерти.

Жизнь и поучения старца Силуана были записаны Софронием в виде книги.
Книга состоит из трех частей.

  • В первой описывается житие святого, его опыт духовной борьбы. Также в ней собраны различные высказывания старца, услышанные его учениками в личных беседах. Все это составляет целое учение о взыскании спасения человеческой душой.
  • Во второй части опубликованы записи самого святого. При жизни старец вел что-то вроде дневника, куда записывал свои мысли о Боге и пути к Нему. Надо сказать, что хотя Силуан почти не имел образования, за годы в монастыре он очень хорошо изучил Святое Писание и творения отцов церкви. А главное, у него был свой собственный живой опыт веры и духовного возрастания.

Записи старца Силуана отличаются глубиной и своеобразным стилем изложения, который его читатели сравнивали с «неторопливой молитвой». «Дух Святой научил меня, и потому я пишу о Боге без труда, ибо Он влечет меня писать» — сказал сам святой в своих дневниках.

  • Третья часть — это доклад, прочитанный архимандритом Софронием на одном из собраний православных в Париже. Здесь он, как-бы, объединяет усвоенное от старца Силуана и пережитое на своем опыте под одной темой — «Основы православного подвижничества».

В этой книге архимандриту Софронию хорошо удалось передать духовный облик и взгляд на мир своего святого учителя. Взгляд этот мистический, отчасти пророческий. В книге, среди прочего, есть мысли об огромном значении молитвы и праведности для существования всего мира. По словам преподобного, когда ослабевает молитва, начинаются всякие беды и потрясения. А если бы случилось так, что все люди разом устремились к Богу, полностью бы изменилась вся жизнь, и наступил бы рай еще на земле.

Преподобный Силуан дожил до 72 лет и умер в 1938 году.

Для справки! День памяти Силуана Афонского — 21 сентября (11 по старому стилю). На горе Афон в монастыре святого Пантелеимона хранятся его честные останки.

Житие преподобного Силуана Афонского

added today at 12:22 МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ ВОПРОС:Батюшка, благословите! Как относиться к тому, что происходит в жизни сейчас? У нас с мужем как-то резко (2 месяца назад) начались проблемы с работами (одна за другой), только выпутаешься из одной сложной ситуации, появляется вторая, третья, прямо какое-то торнадо из проблем. Сейчас супруг из Питера поехал по работе в Москву, сломалась машина вдобавок. Терпим огромные материальные потери. Смиряться, молиться? Почему иногда происходят такие ситуации и как к ним относит

  • 2
  • Like3

added today at 11:48 Почти все верующие православные имеют дома иконы – одну, а чаще несколько. Какие иконы нужны? «В доме каждого православного обязательно должна быть икона Господа нашего Иисуса Христа и Крест. Это главная икона для каждого из нас. Также в домашнем иконостасе хорошо иметь икону Пресвятой Богородицы и святых, почитаемых в семье – покровителей тех, кто живет в доме, и тех, кому часто молится. Не стоит иметь слишком много икон, в домашнем иконостасе лучше иметь иконы тех, кому регулярно молишься».

  • 9
  • Like34

added today at 11:45 16:14 Точка опоры. От 11 января62 views

  • 3
  • Like2

added today at 11:45

  • 2
  • Like23

added today at 11:45 Мы тоже привыкли, что мужик пьет, а баба молится; мужик на фронте воюет, а баба молится. Мужик в космос лезет, карьеру делает, науку грызет, кровь ближнего пьет без закуски и так далее… А баба молится. Кое-где уже совершенно привыкли, что мужчины в храме только одного хватит — священника, а прихожане — сплошь женщины. Вот эта злодейская привычка к молитвенному извращению и вызывает у меня сердечную боль и рвотный рефлекс. Это жуткая бытовая ложь и невместимое в голову искривление. Наша религи

  • 5
  • Like15

added today at 11:45 Было время, я хотел выучить сто языков. И на каждом из них хотел рассказать людям евангельскую историю. «Пусть миллионы поверят в Иисуса Христа», — думал я и твердил наизусть турецкие фразы, французские глаголы и персидские пословицы. А однажды случилось увидеть в торговом центре просящего милостыню корейца (а может, вьетнамца, кто их разберет). Он не знал языка и не мог рассказать, как здесь оказался. Ему нужны были не деньги, а еда. Это читалось в его глазах. Я взял его за руку и повел к

  • 2
  • Like12

added today at 11:44 Воздух похож на Бога. Он всегда рядом, и его не видно. То, насколько он нужен, узнаешь, когда его не хватает. Солнце похоже на Бога. Оно может и греть, и сжигать. На его огненный диск нельзя смотреть без боли. Все живое тянется к нему. Все живое пьет его силу. Море похоже на Бога. Когда оно прозрачно и ласково, это похоже на нежность Большого к маленькому. Когда оно бушует и пенится — с ним нельзя спорить. На Бога похож мужчина. Когда он кормит семью и готов за нее драться. И еще когда он ску

  • 3
  • Like11

added today at 11:44 Повесть афонского монаха о видении во время панихиды». Была родительская суббота, кончилась Литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну (стоящему, по обыкновению, посредине церкви). Я же, пишет монах, стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон. Священник провозгласил: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Диакон зажег свечи, стал раздавать их присутствующим. И в это время я увидел, что м

  • 5
  • Like14

added today at 11:44 Женщина — главное сокровище мужчины. Если, конечно, она женщина во всей благоуханной многозначности этого красивого библейского слова. Один товарищ рассказывал мне, что во время войны на Кавказе, когда Союз распался, и соседи стали врагами, он был в ополчении. Они защищали село от превосходящих сил врага. Большинство ополченцев предлагали увести детей и женщин подальше в тыл. Но была и другая точка зрения — оставить. И вот почему. «Если за спиной у нас не будет жен, мы убежим, спасая собственн

  • 1
  • Like13

added today at 11:44 СВЯТОСТЬ – ЦЕЛЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим об одной из заповедей Господних. Вот если спросить у какого-нибудь человека: «Знаешь ли ты заповеди?» Он ответит: «Знаю. Не укради; не убей; чти отца и матерь…» Еще что-нибудь назовет из Десятословия, что было начертано на каменных скрижалях. Но заповедей очень много. Например, Господь говорит на Тайной вечере: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Это заповедь. «Пийте от Нея вси…

Житие преподобного Силуана Афонского

Главная • О проекте • О центре • Ваши вопросы • Рекомендуем • На злобу дня • Библиотека • Поиск

Читайте нас:

• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• Фильмы
• 3D-экскурсия
• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие
• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия
• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники
• О посте
• Мы — русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы
• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография
• Патриотизм
• Безопасность
• Общее дело
• Вакцинация
• Атеизм
• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество
• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие
• Секты
• Оккультизм
• Психокульты
• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология
• MLM
• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:
WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706
Яндекс.Деньги:
41001796433953
Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Святые Православия / Преподобный Силуан Афонский

Память: 11 / 24 сентября

Преподобный Силуан Афонский (мирское имя — Симеон) родился в 1866 году в Тамбовской губернии Лебединского уезда Шовской волости в селе Шовском в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова.

Родители его были трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Большая и дружная семья, вспоминал впоследствии старец, жила бедно, однако нуждающимся в помощи никогда не отказывала, порой делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока.

С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. По этой причине, видимо, он вынужден был оставить сельскую школу, проучившись в ней только две зимы. Но стремлении к знаниям (которое характеризовало его отца, «томившегося своею темнотою») было присуще преподобному всегда.

Преподобный Силуан Афонский. Фото 30-e годы XX века

Жизнь набожной семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению «Житий святых». Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей душой, пожелал удалиться в монастырь и принять постриг в Печерской Лавре. Его стремление, однако, не встретило поддержку отца, который настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.

Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже и зажиточный, он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению.

Но Господь уберег его от погружения в греховную пучину, вновь призвав уйти от мирской суеты и вступить на путь монашества. Произошло это, по свидетельству старца, при следующих обстоятельствах: однажды, вернувшись домой с гулянья, он задремал и в тонком сне, глядя на себя как бы со стороны, увидел, как в него проникает «злосмрадный змий». Почувствовав отвращение, он проснулся и в момент пробуждения услышал произнесенные Самой Пресвятой Богородицей слова: «Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь».

Осознав свои грехи, юноша горячо раскаялся в них перед Господом и возблагодарил Божью Матерь за явленную к нему доброту. Это событие имело решающее значение для выбора дальнейшего пути. К нему вновь вернулось желание посвятить свою жизнь Богу.

Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. Был он воином исполнительным, в поведении примерным, в отношениях с товарищами по службе верным, за что его любили сослуживцы. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покои и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов — Святая Гора Афон, куда он был «от мрака греховного к свету Истины Христовой Самой Пречистой призван». Он часто думал об иноческой жизни и, желая хоть как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал на Афон накопленные деньги. О внутреннем состоянии преподобного в тот период красноречиво свидетельствуют слова его сослуживцев: «А он умом на Афоне и на Страшном Суде».

Незадолго до окончания воинской службы Симеон решает испросить молитв и благословения отца Иоанна Кронштадтского — святого праведного Иоанна. Не застав его, он оставляет записку со словами «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал». В казарме он уже на следующий день почувствовал вокруг себя «адское пламя», которое «гудело» с тех пор не переставая повсюду, где бы он ни находился.

Много лет спустя в записках преподобного прочтут: «О великий отец Иоанн, молитвенник наш! Благодарю я Бога, что видел тебя, благодарю и тебя пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога».

Всего одну неделю Симеон пробыл дома. Собрав подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон. Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеймонов монастырь в пору расцвета этой обители.

Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой.

Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени.

Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. «Трудно жить без старца, — говорил он впоследствии. — Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению». Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания; для него игумен, духовник и просто старший брат — добрые наставники. Если монахи и миряне, считал он, будут слушать духовников и пастырей своих без их осуждения, без возражения и без внутреннего сопротивления, то и они сами не лишатся спасения, и во всей Церкви будет полнота жизни.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. А постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он не искал мученичества, но всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви — известных подвижников благочестия. Каким был этот путь для преподобного?

По афонскому обычаю, новоначального послушника вводили в жизнь монастыря исповедью. Испытав в Таинстве Покаяния радость очищения и освобождения от тяготивших его грехов, Симеон, однако, сразу же подвергся нападению помыслов о возвращении в мир и женитьбе. Сознание того, что он снова опечалил Божию Матерь, потрясло послушника, открыло ему, что, и здесь, на Святой Горе, как казалось, в пристани спасения, возможны искушения и даже погибель. Отрезвленный своим духовным падением, он стал много и усердно молиться, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его саде и стала сама совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен преподобным от Пресвятой Богородицы по сокрушенной молитве перед Ее образом и явился прочной основой его духовной жизни.

Послушник Симеон продолжал подвиг бдения, поста и сердечной молитвы, но не покидала его и духовная борьба с новыми искушениями — тщеславием и гордостью. Они, не давая душе возможности «вступить на путь веры», то возносили Симеона «на Небо», вызывая в нем чувство якобы собственной непогрешимости «Ты теперь святой», то низвергали долу, казалось, уже в вечную гибель, говоря ему: «Ты не спасешься». Диавольские нападения все возрастали, привнося чувство богооставленности, доводя Симеона до отчаяния. И когда он посчитал, что «Бога умолить возможно». Господь непостижимо явился послушнику во время вечерни в храме пророка Божия Илии и духом ввел его в Небесную обитель. В тот момент, по свидетельству старца, он всем своим существом почувствовал, как благодать «мученичества» наполнила его и он познал Господа Духом Святым. С тех пор все происходящее в мире он рассматривал лишь в соотношении с опытом души, познавшей своего Творца. «Иное дело веровать в Бога, — говорил он, — и иное знать Бога».

Явление Господа Иисуса Христа принесло послушнику радость Пасхи, Воскресения, ощущение перехода от мрака духовной смерти к неизъяснимому свету жизни. Однажды познав Духом Святым Божественную любовь, он начинает несравненно глубже и острее переживать потерю благодати: «Кто потерял ее, тот неутомимо день и ночь ищет ее и влечется к ней. Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам, за все сие уходит благодать, и опустошенная и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая».

Старец Силуан часто вспоминает иноческое служение преподобного Серафима Саровского, чудотворца, душа которого, познав Господа, неудержимо стремилась к новым подвигам ради стяжания благодати. «Познавшая Бога душа, — запишет преподобный Силуан позднее, — ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: скучает душа моя по Тебе и слезно ищу Тебя».

Как обретается и удерживается благодать, почему и за что оставляет она душу верующего человека, — эти вопросы становятся важнейшими в жизни подвижника.

Постоянно пребывая в подвиге, он воздерживался во всем и от всего, что могло бы мешать стяжанию благодати: спал мало, урывками, до двух часов в сутки, сидя на табурете, не делал послаблений в посте и ограничивал себя в еде, советуя обращавшимся к нему «кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться»; отсекал свою волю, считая, что это приносит «пользу большую» для души. Она тоскует, молится, плачет, пребывая в борьбе, чтобы удержать благодать, но Божественный свет, если и возвращается, то ненадолго, а затем, как прежде, снова оставляет послушника. «За то страдаем мы, — пояснял старец, — что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство». Стяжать смиренный дух «это великая наука, которую скоро не одолеешь».

Прошло 15 лет со дня явления преподобному Господа. Его ум вновь омрачается диавольскими нападениями и потерей мира души. Со временем эти страдания усиливаются мучительными борениями с бесами, по ночам отрывавшими его от непрестанной внутренней молитвы. О том, какую душевную боль ему пришлось претерпеть при этом, подвижник говорил так впоследствии: «Если бы Господь не дал мне вначале познать, как много Он любит человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество».

В одну из таких ночей, когда, несмотря на все старания, молитва не приходила к преподобному, он с сокрушением в сердце воззвал: «Господи. Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» «Гордые всегда так страдают от бесов», — был ему ответ. «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?» И снова в сердце прозвучал ответа Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». По словам старца. Господь пожалел его и Сам научил, каким образом душа должна смиряться и становиться неприступной для врагов: при приближении греховных помыслов она признает себя достойной вечной муки и нисходит во ад, чтобы силою адского пламени выжечь в себе действие всякой страсти и с чистой молитвой обратиться к Господу, уповая на спасительное действие любви Христовой и тем самым избегая отчаяния. «И этим,-говорил преподобный, — побеждаются враги, а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу». Эта способность возобновлять в себе подлинное переживание адских страданий ради очищения души от страстей с тех пор не покидала его».

Дарованное Господом откровение явилось для монаха Силуана не только чрезвычайно важным практическим указанием, но и положило начало новому этапу в его духовной жизни. Постепенно в молитве подвижника начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. Как объяснял старец, люди забыли Господа, сотворившего их, и ищут своей свободы, не понимая, что вне истинного Источника жизни ее нет и быть не может. Свобода только в Господе, Который по милости Своей дает прибегающим к Нему благодать Святого Духа. В Нем, Святом Духе, в Его познании содержится освобождение от рабства греха и страха смерти.

Он учит любви Важней и дает душе силу жалеть даже идущих греховным путем. «Где нет любви к врагам и грешникам, там нет Духа Господня». (Речь идет о врагах веры Христовой. Сам старец делил людей не на врагов и друзей, а на познавших Бога и не познавших Его.)

Преподобный Силуан Афонский

Подлинно по-христиански спасти ближнего можно только любовью. В любви ко всем людям преподобный видел уподобление Господу Иисусу Христу, который «руки распростер на Кресте», чтобы всех собрать. Любовь Христова не может претерпеть ничьей гибели и в своей заботе о спасении всех объемлет не только мир ныне живущих на земле, но и уже умерших и сошедших в самый ад. И если ликует и радуется душа при спасении людей, то столь же сильно планет и молится она, видя обратное — их гибель.

«Молиться за людей — это кровь проливать», — говорил преподобный. И он жил страданиями всего мира, забывая самого себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы Земли познать Господа Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди, оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо Земли и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы «в один час».

Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу. «Мир стоит молитвою, — утверждал преподобный, — а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». В этой молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая глубокие тайны его души и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния. Непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствий.

11/24 сентября 1938 года старец схимонах Силуан мирно скончался. Он явил своей подвижнической жизнью пример кротости, смирения и любви к ближним.

Спустя пятьдесят лет, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви под 11/24 сентября. Однако задолго до официальной канонизации для поклонения честной главе преподобного, покоящейся в Покровском храме святогорской Пантелеимоновой обители, приезжало немало паломников с верой в его молитвенное предстательство перед Господом.

Врачуют души верующих и писания подвижника о сущности христианской жизни и монашеского делания, переведенные на многие языки и получившие большую известность за глубокую духовность и мудрость содержащегося в них слова. Его слово — простое и доброе, но чтобы следовать ему, необходимо вступить на путь самоотречения и всецелого послушания воле Божией, каким прошел и сам святой старец. Будучи нашим современником, сыном Российской земли и Церкви Русской, он свидетельствовал о спасительности евангельской истины, преподанной всем нам Господом нашим Иисусом Христом, о высоком значении учения Православной Церкви, подтверждая тем самым, что в мире преходящих ценностей неизменными и подлинно ценными для всех времен являются лишь нравственные, духовные основания жизни человека.

Цитировано по: Акафисты, молитвы и тропари по месяцам и дням с приложением краткого описания житий святых: Сентябрь. — Тернополь, 2004. — С. 190-195.

Преподобный Силуан Афонский

Молитва преподобному Силуану Афонскому:

  • Молитва преподобному Силуану Афонскому. Простой монах из русской обители на Афоне. Сподобился глубокого покаянного чувства и молитвенности. Преподобному Силуану молятся о даровании смирения и любви ко всем людям, при одержимости блудом, пьянством, гневливости, о помощи в иноческом делании, о просвещении народов светом истинной веры

Акафист преподобному Силуану Афонскому:

  • Акафист преподобному Силуану Афонскому

Канон преподобному Силуану: Афонскому

  • Канон преподобному Силуану Афонскому

Житийная и научно-историческая литература о преподобном преподобном Силуане Афонском:

  • Преподобный Силуан Афонский: Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них — епископ Александр Милеант
  • Преподобный Силуан Афонский: «любовь не терпит, чтобы погибла хотя бы одна душа» — Владимир Можегов
  • «Русский святогорец» преподобный Силуан Афонский — Мария Дегтярева
  • Житие преподобного Силуана Афонского — Жизнеописание преподобного Силуана Афонского

Поучения преподобного Силуана Афонского:

  • «Старец Силуан Афонский» (житие и поучения) — архимандрит Софроний Сахаров
Читайте другие публикации раздела «Святые Православия»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *