Синодальный период



Основы ПравославияНикулина Елена Николаевна

Синодальный период (1721–1917)

Сын царя Алексея Михайловича Петр I, затеяв обширные государственные преобразования, изменил и систему управления Русской Церковью. Петр стремился к абсолютной монархии и подчинению Церкви государству, поэтому в 1721 г. он упразднил патриаршество и заменил его Духовной коллегией, позже получившей название Святейшего Правительствующего Синода. В состав Синода были введены не только архиереи, но и священники, хотя, по канонам, Церковью должны управлять епископы. Деятельность Синода контролировалась представителем царя – обер-прокурором. Сам царь, как и в дореформенное время, оставался защитником и покровителем господствующей Церкви (Православия).

Таким образом, в результате реформы Петра I Русская Церковь оказалась в подчиненном положении к светской власти. Но, так как Русское государство оставалось православным, Церковь своей духовной властью через миропомазание делала законной царскую власть; российский император обязан был принадлежать к Православию. Период с 1721 года по 1917 год, когда вместо Патриарха Церковью управлял Святейший Синод, называется синодальным.

Несмотря на каноническую ущербность синодальной реформы (т. е. несоответствие ее правилам Церкви), с синодальным периодом связаны значимые и дорогие для Русской Церкви события и имена. Так, именно к этому периоду относится служение великих русских святителей – московского митрополита Филарета (Дроздова), епископа Кавказского Игнатия (Брянчанинова), епископа Воронежского и Задонского Тихона (Соколова), епископа Феофана (Говорова), затворника Вышинского и других. Огромное влияние на жизнь русского общества этого времени приобрели Оптина пустынь и устроенный в XIX в. Серафимо-Дивеевский монастырь.

Оптина пустынь в особенности известна своими старцами. Основателем оптинского старчества стал прп. Лев (Наголкин), пришедший в Оптину в 1829 г. Старцами называют опытных наставников в духовной жизни, уже преодолевших преткновения подвижнического пути и соблазны мира и получивших от Бога дар духовного руководства и открытия людям воли Божией. Со времени возрождения старчества в Оптиной пустыни не только возросло число братии, но и увеличилось число паломников. Многие миряне желали пользоваться назиданием и утешением духовных старцев. В прежде малозаметную пустынь стали приезжать самые известные люди России: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. В. Киреевский, В. С. Соловьев и др.

Одним из великих оптинских старцев был прославленный в 1988 году в лике святых прп. Амвросий Оптинский. Дело духовного возрождения человека продолжили ученики старца Амвросия: старцы Иосиф (1837–1911), Анатолий (1824–1897), Варсонофий (почил в 1912 г.), Анатолий (почил в 1922 г.), Нектарий (1856/57–1928). Последние старцы при советской власти были изгнаны из монастыря.

Возникновение Серафимо-Дивеевского женского монастыря связано с именем прп. Серафима Саровского (1759–1833), канонизированного в 1903 г. в царствование св. императора Николая II. Этот монастырь образовался из двух монашеских общин, существовавших до этого в двух разных концах села Дивеево: Казанской женской общины, образованной прп. Александрой (Мельгуновой) и духовно окормляемой старцем Саровского монастыря прп. Серафимом, и Мельничной общины, устроенной самим прп. Серафимом по велению Божией Матери. Пресвятая Богородица Сама указала место для новой общины на востоке Дивеева; сказала, что надо обнести это место канавою и валом; сначала поставить там мельницу и кельи, а потом соорудить храм с двумя престолами – в честь Рождества Христова и Рождества Самой Богоматери. Пресвятая Богородица дала прп. Серафиму особый устав для новой обители; непременным правилом стал Ее запрет принимать в обитель вдовиц, обитель должна была быть исключительно девичьей.

После смерти батюшки Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В жизнь сестер двух общин самовольно стал вмешиваться саровский иеромонах Иоасаф (Тихонов). Старец Серафим при жизни запрещал ему это, но честолюбивый монах в мечтах видел себя попечителем и духовником обители. В 1842 году Тихонов выхлопотал указ об объединении двух общин. С этого времени духовная и хозяйственная жизнь в Серафимо-Дивеевской общине совершенно разладилась; все заветы Божией Матери касательно общины усилиями иеромонаха Иоасафа (Тихонова) были нарушены. Бедствие завершилось в 1862 г., когда община была преобразована в монастырь и игуменьей была назначена прп. Мария (Ушакова).

В обители проживали знаменитые дивеевские юродивые: блаженная Пелагея (ум. 30 янв. 1884 г.), блаженная Паша Саровская (ум. 22 сент. 1915 г.), блаженная Мария Ивановна (ум. 8 сент. 1934 г.). Эти блаженные были известны даром духовного совета, чудесами и даром пророчества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Период V Синодальный.

Запись 1721 Утверди, Боже, укрепи, Боже, помоги, Боже! — О Господи, спаси же! О Господи, поспеши же [Пс. 117,

Синодальный перевод 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В рус. пер. с приложениями.– 4-е изд.– Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.– 2536 с. 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Открытая Библия.– Nashville: Thomas Nelson, 1975.– 1662 с.

СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД БИБЛИИ — см. Переводы Библии на русский

Период Синодальный

Период Синодальный

Период Синодальный

Период Синодальный

Глава 2 Синодальный акт 20–22 февраля 1901 г.: предыстория, история, рецепция. Л. Н. Толстой в последние десять лет жизни С одной стороны, религиозные идеи Л. Н. Толстого и вся его деятельность носили подчеркнуто антигосударственный и антицерковный характер, причем эта

Высшее управление Русской Православной Церкви в период 1917–1988 гг Поместный Собор 1917–1918 гг Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917–1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя

16. Откуда взялся Синодальный перевод? «Русская Библия» – мы все знаем, что это такое. Конечно же, это Синодальный перевод, и он, казалось, был всегда… Но на самом деле ему меньше полутора веков. Почему получилось ток, что современники Пушкина не могли читать Библию

Не только Синодальный Характерно, что еще до революции 1917 г. Синодальный перевод далеко не воспринимался как единственный возможный русский текст Библии. Во-первых, в Лондоне в 1866–1875 гг., т. е. практически параллельно с Синодальным, был издан перевод В.А. Левинсона и Д.А.

Синодальный перевод сегодня Как сегодня мы можем оценить этот перевод? Вполне очевидно, что он надолго останется главной русской Библией, и не только для православных людей. Вместе с тем, никто и никогда не объявлял его безошибочным или единственно возможным. Поэтому,

Синодальный период Русские цари, при укреплении своей власти, стремились к реформированию Церкви. Еще при царе Алексее Михайловиче был прекращен переход земли в собственность духовенства, и признанные тяглыми землями, очутившиеся в руках духовенства, возвращены

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *