Смех не грех



Современная практика православного благочестия. Том 2Пестов Николай Евграфович

Глава 22

«Гнилые» слова, насмешки, смехотворство и споры

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших.

Еф. 4, 29

Горе вам, смеющиеся ныне.

Лк. 6, 25

Всякое осуждение ближнего следует, конечно, отнести к словам «гнилым».

Но, кроме осуждения, еще многие слова являются «гнилыми».

Можно ли спорить при разногласиях в чем-либо с ближними? Св. отцы Варсонофий Великий и Иоанн предлагают держаться в этом случае следующего порядка:

«Три раза говори другому (свое предложение), и если не захочет, оставь его, потому что спорить — худое дело. И во всяком случае, предлагают ли тебе принять помощь, или ты желаешь подать кому-нибудь руку (помощи), говори свое мнение до трех раз, и если он не согласится, перестань с миром и не оскорбляй его. Таков истинный путь Божий».

Поэтому никогда нельзя себе позволять спорить с ближними. Спор, в обычной его форме, несет раздражение и поэтому бывает вреден как лишающий душу мирного устроения и сопребывания в ней Духа Святого Божия. Вместе с тем спор бывает безрезультатен, если спорящим руководит желание настоять на своем, как это большею частью бывает, а не найти истину.

Св. отцы велят даже не только не участвовать в споре, но и уходить из того места, где спорят.

Поэтому не следует в чем-либо настойчиво убеждать ближнего. Лучшее средство убедить ближнего в какой-либо истине — это сохранить с ним и при разности мнений полноту любви в отношениях и усердно помолиться о нем Богу о просвещении его разума.

Чтобы избегать пререканий и споров с ближними, старцы предлагают не оправдываться даже тогда, когда христианин не чувствует за собой вины.

Старец Оптинский Варсонофий говорил так своему духовному сыну:

— «Самооправдание — не христианское дело. Не надо настаивать на своем!

— А если я, батюшка, прав?

— Все равно, прав или неправ, промолчи, когда обличают, а потом скажи: «Прости, виноват…»

И за то, что ты скажешь, Господь тебе впоследствии откроет, что ты, действительно, был виноват».

И не только спор, но и всякий разговор в раздражении недопустим для христианина. Наличие раздражения свидетельствует о том, что с человеком нет Духа Божия; раздражение — это начало гнева и говорит о власти над раздраженной душой лукавого духа. Поэтому от разговоров в состоянии раздражения можно ждать только злого.

Св. отцы предлагают беседовать с ближними лишь при полном спокойствии духа.

Прп. Варсонофий Великий дает по этому поводу такой совет:

«Когда беседуешь с ближним, рассуждай: если говоришь с ним со смирением, рассудительно и безмятежно, то продолжай разговор; если же что-нибудь не так, то удержи свой помысел; со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает. Но потерпи, пока помысел твой успокоится, и тогда скажешь мирно».

Христианину надо бояться и тех слов, которые могут свидетельствовать о его превосходстве над ближними и, может быть, в какой-то мере о презрении к ним.

Такими словами будут имена, оканчивающиеся на «ка»: «бабка» (вместо бабушка), «Танька», «Юрка».

Кто привык называть так своих ближних, тот сам свидетельствует о наличии у него гордости — наиболее страшного душевного порока.

Надо ли говорить о том, что христианин никогда не должен говорить бранных или неприличных слов, не иметь привычки в раздражении произносить «черное» имя, дразнить кого-либо?

Кроме боязни необдуманности и поспешности в словах, мы должны также опасаться как-либо нечаянно обидеть или задеть самолюбие ближнего неуместной шуткой, двусмысленностью, смехом, иронией.

Смех вообще не согласуется с состоянием души в Духе Святом.

Предосудительность смеха видна уже из того, насколько смех типичен и любим в безбожном мире. Здесь его культ, здесь любят, ищут, возвышают его жрецов — юмористов, сатириков и комиков и преклоняются перед ними.

И если слезы ведут христианина по пути спасения, то очевидно, смех ведет его в противоположную сторону.

Христианин должен помнить слова Господа: «Горе вам, смеющиеся ныне» (Лк. 6, 25).

Как пишет прп. Исаак Сириянин:

«Ничто не делает настолько сообщниками мира тех, которые в мире преданы пьянству и блуду, и не удаляет нас столько от сокровищ премудрости и познания тайн Божиих, как смехотворство и дерзновенное парение мыслей».

Как пишет свт. Димитрий Ростовский:

«Остерегайся смеха. Смех собранное духовное богатство расточает: смех устраняет благодать Господню, губит память смертную, вызывает забвение Страшного Суда.

Смех есть признак детского нрава, сластолюбивого сердца, слабой, немужественной души».

Поэтому одним из наиболее предосудительных видов осуждения является насмешка, где смехотворство соединяется с грехом осуждения и основывается на горделивом превознесении и отсутствии не только любви, но и простого уважения к человеку, который создан «по образу Божию»(Быт. 1, 27). Часто смех бывает над кем-либо, и тогда он не отличается от насмешки, т. е. тяжкой формы греха осуждения.

Вместе с тем, пишет о. Александр Ельчанинов, «смех (не улыбка) духовно обессиливает человека».

Как пишет Н.:

«Страсть к злоречию и осмеянию других часто фарисейски облекает себя в тогу нравственного возмущения и, начиная с «невинных» сплетен, доходит до той «друзей клеветы ядовитой», которая ранит больше самых разных нападок врагов.

А «сатирическое» отношение к жизни и людям от легкой, шутливой насмешки над мелкими слабостями и недостатками ближних может перейти в постоянное ядовито-издевательское осмеяние творения Божия.

Самомнение, нелюбовность в отношении к миру и людям, неуважение к Творцу и дерзкое присвоение себе права судить других — вот источник этого состояния души, исполненного духовного ослепления (грех Хама)».

В качестве образца беседы с ближним можно взять старца Силуана.

Схиархимандрит Софроний так пишет о его манере разговора:

«Он никогда не смеялся до звука, никогда не говорил двусмысленно, не насмехался и даже не подшучивал над людьми. На обычно серьезном, спокойном лице его иногда намечалась едва уловимая улыбка, нераскрывавшая губ, если только при этом он не произносил слова».

Вместе с тем, как добавляет схиархимандрит Софроний, «спокойное, мирное, но вместе очень сильное глубокое желание овладевало душой — воспринять благоухание той сферы духа Христова, в которой дано было жить старцу».

От смеха надо отличать веселость и безобидные шутки, которые помогают сохранять бодрость и предохранять от уныния.

Здесь уместно вспомнить рассказ про прп. Антония Великого, когда тот шутил со своими учениками. Проходивший поселянин соблазнился этим и подумал: как такой великий подвижник допускает шутки? Преподобный узнал духом его мысли, подозвал к себе и, дав ему в руки палку, велел согнуть ее.

Поселянин согнул. Преподобный велел согнуть еще более. Поселянин сказал, что если еще более согнуть, то палка сломится.

— Вот видишь, — сказал св. Антоний, — и человека нельзя заставлять нести подвиги свыше сил, и если бы я не шутил иногда с моими учениками, то они впали бы в уныние и лишились бы той бодрости, которая поддерживает их теперь.

Однако при шутках нужна большая осторожность, чтобы ими кого-либо не обидеть.

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов», — говорил своим духовным детям Оптинский старец Варсонофий.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

46. Загадки-насмешки Дальнейшее снижение загадки происходит в бытовых сказках, в сказках о животных, народных анекдотах.Глумливые загадки-шутки при надувательстве – то ли Лисы, то ли солдата на коротком постое – составляют сюжет и само содержание таких сказок.В сказке

Споры о толковании слова как фактор церковных распрей 97. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь» Христианское учение о Триединстве Бога сложилось в IV в., в жарких спорах с религиозным разномыслием. Догмат о Святой Троице признается основой христианского вероучения и

Глава 550: Слова Аллаха Всевышнего: «Что касается того, кто отдавал, и был богобоязненным…» (и слова ангела): «О Аллах, возмести расходующему (свои) средства!» 691 (1442). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и

Глава 1518: (О необходимости) следить за своим языком. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит», и слова Всевышнего: «Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся)

Глава 1602: Слова Всевышнего: «…и Он — Всемогущий, Мудрый», и слова Всевышнего: «Преславен Господь твой, Господь величия, (Он выше) того, что Ему приписывают!», и слова Его: «…а слава принадлежит Аллаху и Его посланнику». 2127 (7383). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет

СМЕХОТВОРСТВО, СМЕХ БЕЗВРЕМЕННЫЙ См. ТЩЕСЛАВИЕ. Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач, то, без сомнения, ничто столько не противится ему, как смех. Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения, и повелевай смеху: иди, и идет; и плачу

СМЕХОТВОРСТВО, СМЕХ БЕЗВРЕМЕННЫЙ Видел я людей, которые величались ложью и празднословием и, остротами своими возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей

Письмо 3 образованной верующей женщине, терпящей насмешки от близких Отвечай на их насмешки улыбкой. Их насмешки исходят из злых сердец; твоя же улыбка да будет беззлобной. Насмешка всегда от незнания, улыбка — от знания. Насмешками они делают твою молитву вечному Судие

9. Насмешки над Иисусом (15:16–20) А воины отвели Его внутрь двора, то есть, в преторию, и собрали весь полк; 17 И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18 И начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! 19 И били Его по голове тростью, и плевали на

39. Злословия и насмешки 39. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40. и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. (Мк. 15:29, 30). Adversariorum scommata possunt numerari septem (насмешек врагов можно насчитать семь — Бенгель). Как

Глава XV. Христос на суде у Пилата (1—16). Насмешки над Христом, отведение Его на Голгофу, распятие (16—25а). При Кресте. Смерть Христа (25б—41). Погребение Христа (42—47) 1 (См. Матф. XXVII, 1—2). — Евангелист Марк во всем этом отделе (1—15 ст.) опять говорить только о самом выдающемся в

39. Злословия и насмешки. 39. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40. и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.(Мк. 15:29, 30). Adversariorum scommata possunt numerari septem (насмешек врагов можно насчитать семь – Бенгель). Как


Покайтесь, ибо Господь грядет судить
tolkovanie.com
omolenko.com
propovedi.com
Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №2954-1

Cмеяться и шутить — это грех?

Вадим Орехов , Санкт-Петербург, Россия
02/09/2008

Здравствуйте, Отец Олег!

Отец Олег, вразумите меня:

Смех, смеяться, шутить – это грех?
Я находил такую цитату:
«Смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим (Мф.5,4), разоряет доброе устроение внутреннее, оскорбляет Духа Святого, вредит душе, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, ни помышления о мучениях».
Преподобный Ефрем Сирин
Добротолюбие.
Москва, 1913.
Т. 2, стр. 448.

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Вадим.

Преподобный Ефрем очень точно описал смех с его греховной стороны. К этому следует добавить то, что для нас, рожденных в падении и приговоренных к вечным мучениям, смех просто неуместен. Тем не менее сам по себе смех, как неотъемлемая от человеческой природы эмоция, не является грехом и можно говорить лишь о его греховном, недолжном, несвоевременном, неуместном употреблении или злоупотреблении. Именно это и отметил в своем изречении преподобный отец. Однако мы никак не можем избавиться от смеха вообще, ибо он составляет часть нашей человеческой природы. Просто его надо крепко держать в узде и пускать только по делу, своевременно, мерно и благочестиво. Таким образом, мы должны различать пустой и греховный смех, который недопустим, и смех благочестивый и допустимый. То, что бывает смех, который не только не противен благочестию, но который будет иметь место в будущей вечной жизни доказывают следующие слова Господа нашего Иисуса Христа: Лк.6,21: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь».

Вот почему мы находим в житиях святых угодников Божьих случаи, когда они благочестиво смеялись и шутили. Так, например, преподобный Серафим Саровский позволял себе говорить братии благочестивые шутки, когда видел некоторых из братьев унывающими. Таким образом он выводил их из пагубного и тягостно-мучительного греха уныния. Святитель Игнатий Брянчанинов писал о творениях прелестных римо-католических писателей (например, Фомы Кемпийского «Подражание Христу»), что подобные писания, написанные из состояния прелести мнения, смешны и страшны одновременно.

Смеялся праведный Авраам:
Быт.7,17: «И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит»?

Смеялась святая Сарра:
Быт.18:
«12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал : нет, ты рассмеялась».

Из этого эпизода мы видим, что Господь не осудил Сарру за сам смех и не отнесся к смеху, как к чему-то греховному и Ему неугодному, но укорил Сарру за неверие, проявившееся в ее смехе над тем, что казалось ей невозможным, т.е. над рождением дитяти от престарелых родителей.

Быт.20,6: «И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется». В этих словах Сарры смех не только не имеет никакого негативного оттенка, но и приписывается Богу. Это было бы невозможным, если бы смех был греховным сам по себе. А вот насмехаться над кем-то весьма греховно, а быть предметом осмеяния весьма неприятно:

Быт.21:
«9 И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается ,
10 и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком».

Быт.38,23: «Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; вот, я посылал этого козленка, но ты не нашел ее».

Иов.8:
«20 Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев.
21 Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием.
22 Ненавидящие тебя облекутся в стыд, и шатра нечестивых не станет».

Пс.2,4: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им».

Пс.51:
«8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним :
9 «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем».
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими».

Прит.14,13: «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль».

Эккл.3:
«1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать».

Искусственно вызывать смех у других людей весьма греховно и противно Богу. Церковь строго осуждает различных смехотворцев и глумедеев, а также верных, которые обращаются к ним. Подобные лица не только корысти ради смешат людей пустым и греховным смехом, но и заставляют их насмехаться над человеческими немощами или конкретными людьми, что сугубо греховно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *