Смутное время картинки

Содержание

  • Последние записи
  • Архив
  • Друзья
  • Профиль
  • Избранное

Снова в моде тёплые коты

Смутное время. Люди, события, судьбы… Часть 1.

  • 19 ноя, 2010 в 15:00

К концу Смутного времени русское государство можно было сравнить с одеялом в стиле пэчворк…
Туда-сюда сновали бывшие болотниковцы и войска Тушинского вора, правительственные войска и отряды короля Сигизмунда III, остатки конфедератов, сапеженцев, лисовчиков и пр.; наводя ужас на мирных жителей, бродили шайки разбойников. В Москве расположился польский гарнизон, присягнувший королевичу Владиславу, поляками был захвачен Смоленск, а Новгород шведами, ими же был осаждён Псков. И к концу лета – началу осени 1611 года страна уже не просто стояла на краю пропасти…


Смутное время. Беженцы
Валерий РЯБОВОЛ

Так как многие события пересекались или происходили одновременно, то прошу прощения, но в чётком хронологическом порядке выстроить не получилось…
В разгар сражений с Иваном Болотниковым, Речь Посполита направила-таки в Россию второго самозванца — Лжедмитрия II. Кто им был, толком не известно. Упомянутый ли выше Михаил Молчанов или кто-то другой, не ясно. Люди, окружавшие этого человека, называли самое невероятное его происхождение: ремесленное, казацкое, некоторые выдавали его даже учителя из города Шклова… В отличие от Лжедмитрия I, не сохранилось ни одного портрета второго Самозванца, который можно было бы считать достоверным. Существует изображение, очень часто воспроизводимое в различных источниках, которое было выгравировано в Англии в конце XVII в. в одной из книг, посвященных русской истории…

Эдакий лихой турок в чалме:

Возглавив отряды польской шляхты и казаков атамана Ивана Заруцого, он попытался соединиться с болотниковцами под Тулой, а когда из этой затеи ничего не вышло, обосновался в подмосковном лагере у села Тушино, получив т.о. прозвище Тушинского вора.

В Смутное время. Тушино
Сергей ИВАНОВ
Патриарх Гермоген в молении о низвержении Тушинского вора
Василий СУРИКОВ

Удачно избежав расправы в Москве, сандомирский воевода Юрий Мнишек, его дочь Марина с группой уцелевших поляков были интернированы и некоторое время находились под арестом в Ярославле, а затем отправлены на родину во избежание дипломатического конфликта.


Юрий Мнишек, Гравюра 1600-гг.

Марина Мнишек, Гравюра 1600-гг.
Марина Мнишек и её отец Юрий Мнишек в Ярославле под стражей
Михаил КЛОДТ

Но по дороге венчанная русская царица то ли самостоятельно, то ли по принуждению отправилась в лагерь Самозванца. Она «признала» в Лжедмитрии II своего мужа и тайно с ним обвенчалась (казалось бы зачем, если признала?). Однако второй муж Марины, унаследовав авантюризм своего предшественника, не имел его ярких талантов. Даже в рядах своей армии он не смог навести порядок и выбить Василия Шуйского из Москвы, оказался не в состоянии поддержать свой престиж среди пьяных дебошей казаков и наёмников. Кроме поляков и казаков, в Тушино находились и некоторые враждебные царю Василию Шуйскому представители российских аристократических родов. А ставший при Лжедмитрии I митрополитом Фёдор Романов, от второго Самозванца получил сан альтернативного патриарха.

Князь Михаил Скопин-Шуйский встречает шведского воеводу Делагарди близ Новгорода 1609 г.
гравюра ШЮБЛЕРА с рисунка ШТЕЙНА
Въезд Шуйского и Делагарди в Москву
Вячеслав ШВАРЦ

Со своей стороны, оказавшись в крайне тяжелом положении, правительство Василия Шуйского обратилось за помощью к Швеции. Поехавший на переговоры в Новгород племянник царя 24-летний князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский заключил с королём Карлом IX выгодный договор, по которому в Россию прибыл 5-тысячный корпус генерала Якоба Понтуса Делагарди взамен на передачу Швеции Корельской волости.

Якоб Понтус Делагарди
Свидание князя М.В. Скопина-Шуйского с шведским, полководцем Я. Делагарди
Якоб Понтус Делагарди
НХ Литография XIX в. НХ
Сержант отряда Христиера Зомме обучает посошных ратных людей обращению с пикой по нидерландскому уставу в лагере М. В. Скопина-Шуйского под Клязиным монастырем
(август 1609 г.)
Олег ФЁДОРОВ

Корпус Якоба Делагарди был поначалу активным участником русской Смуты, вместе с войсками Скопина-Шуйского захватил Тверь, участвовал в снятии осады с Троице-Сегриева монастыря. Но так как власти ни разу не смогли выплатить шведам установленное жалование, в дальнейшем в корпусе произошёл бунт и большинство наёмников повернуло назад и покинуло пределы России. Делагарди смог остановить под Новгородом всего около 2000 человек.

Смутное время. На оборону монастыря
Валерий РЯБОВОЛ

Для того чтобы полностью отрезать Москву от путей подвоза продовольствия, необходимо было занять Троице-Сергиев монастырь, который представлял собой влиятельный религиозный центр, богатейшую сокровищницу и первоклассную мощную военную крепость на пути к Поморью и Среднему Поволжью. В сентябре 1608 г. он был осаждён польско-литовскими отрядами.

Лагерь Яна Сапеги
Литография
Ян Пётр Сапега
Гравюра ВЕЙСА

В августе 1608 г. польский воевода Ян Сапега с ведома и одобрения своего короля Сигизмунда III Вазы прибыл в Тушино к Лжедмитрию II, возглавил войско, осадившее Троице-Сергиев монастырь, руководил действиями отрядов, направленных для захвата городов Замосковного края. Кроме этого, в осаде монастыря участвовали лисовчики — непобедимая и легендарная лёгкая кавалерия Речи Посполитой. Она была создана литовским шляхтичем с Виленщины, талантливым военачальником Александром Лисовским, блестящая военная карьера которого началась с конца 1607 г. во время попытки возведения на престол Лжедмитрия I.

Польский всадник
Рембрандт ван РЕЙН

Т.к. лисовчики имели на вооружении только сабли, луки, пики и лёгкое огнестрельное оружие, то отличались исключительной мобильностью, способностью осуществлять многочисленные рейды на сотни километров. Этому способствовало также и отсутствие обоза. Они умело проводили широкую разведку, наносили неожиданные удары, отступали с наименьшими потерями в безнадежной ситуации. Несравнимые в кавалерийских сечах и безоглядной храбрости, лисовчики неоднократно разбивали намного превышающие силы противника и даже штурмовали города и хорошо укреплённые монастыри.

Казаки-кондотьеры отряда полковника Лисовского
Юзеф БРАНДТ
Лисовчик
Юлиус КОССАК

Помимо этого лисовчики отличались жестокостью, авантюризмом и жаждой добычи. Это и понятно, ведь они отвоёванными трофеями обеспечивали своё существование.

Лисовчики
Юзеф БРАНДТ
Атака польской кавалерии Казаки и польские паны

Сражение троицких воинов c литовскими панами
Литографии НХ
Осада Троице-Cергиевой обители 13 октября 1608 г.
Литография
В камере подошвенного боя Оружейники во время осады
Николай ЛЕВЕНЦЕВ
Штурм Троицкого монастыря во время осады
Обстрел Троицкого монастыря Вылазка из Троицкого монастыря
во время осады
Николай ЛЕВЕНЦЕВ
Осада Троице-Cергиевой лавры
Василий ВЕРЕЩАГИН
Осада Троице-Сергиевой лавры. Вылазка троицких сидельцев
Литографии с картин НХ
Осада Троице-Сергиевой лавры. Вылазка троицких сидельцев
Литографии с картин НХ
Осада Троице-Сергиевой лавры. Вылазка троицких сидельцев
Литографии с картин НХ
Осада Троице-Сергиевой лавры. Вылазка за дровами
Литографии с картин НХ XVIII в.
Оборона обители Святого Сергия от поляков
Книжная иллюстрация
Всадники. Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры
Михаил НЕСТЕРОВ
Осада Троице-Сергиевой лавры. Моление архимандрита Иоасафа
Ученики Святого Сергия Михей, Варфоломей и Наум посылаются
к князю Михаилу Васильевичу за помощью октябрь 1609 г.
Литографии с картин НХ
Ученики Святого Сергия Михей, Варфоломей и Наум посылаются
к князю Михаилу Васильевичу за помощью октябрь 1609 г.
Литографии с картин НХ
Осада Троице-Сергиевой лавры
Явление преподобного Сергия и Никона врагам
Осада Троице-Сергиевой лавры
Подготовка к штурму Второй приступ к монастырю
Взрыв подкопа Сражение при взрыве подкопа
Взрыв подкопа
Литография
Оборона Лавры от войск Лжедмитрия II в 1608-1610 годах
Сергей МИЛОРАДОВИЧ
Конец Осады Троице-Сергиева монастыря.
Польские трофеи воевод Сапеги и Лисовского, бегущих со своим войском, в руках М. Скопина-Шуйского

Героическая оборона монастыря длилась почти шестнадцать месяцев: с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 и в конце концов закончилась для осаждавших неудачей. Осада была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди.

Михаил Скопин-Шуйский
Парсуна Литография Литография

Дочь Малюты Скуратова Екатерина отравляет ядом Михаила Васильевича Скопина-Шуйского

Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, стольник при Годунове, великий мечник при Лжедмитрии I, воевода, активный участник подавления восстания Болотникова, боярин, русский полководец, успешно возглавлявший борьбу с Лжедмитрием II и намеревавшийся выступить из Москвы в поход против поляков, внезапно умер в марте 1610 года, заболев на пиру у князя И.М. Воротынского. В Москве упорно твердили, что он стал жертвой отравления женой царского брата Дмитрия Екатериной, по совместительству ещё бывшей и дочерью Малюты Скуратова… Слухи эти имели основание, так как у царя не было прямых наследников, Дмитрий Шуйский мог претендовать на трон, но мешала слава и популярность Михаила Васильевича, которого некоторые бояре открыто призывали на престол.

Памятник полководцу Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому
пос. Борисоглебский Ярославской области
Памятник Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому
г. Калязин Тверская обл.
Евгений АНТОНОВ

М.В. Скопин-Шуйский
на Памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде
Михаил МИКЕШИН

Однако со снятием осады с Сергиево-Троицкого монастыря положение в стране не улучшилось. Внезапная смерть Михаила Скопина-Шуйского, а затем и низложение царя Василия Шуйского привели к тому, что русское государство потеряло управление и стало распадаться на части. В Калуге обосновался Лжедмитрий с Мариной Мнишек.

Марина Мнишек
Валерий РЯБОВОЛ

Надо отметить, что Марина Мнишек, эта маленькая пани, не сидела, сложа руки. Она входила в военный совет, в гусарской одежде гарцевала верхом, вооруженная саблей и пистолетом. Когда лучший московский полководец, молодой Скопин-Шуйский, осадил в Дмитрове одного из лучших тушинских полководцев Яна Сапегу, Марина на валах возглавляла оборону, воодушевляя солдат словами: «Я, женщина, не утратила мужества!» Марина лично инструктировала русских послов и принимала иностранных. Когда ее бывший государь польский король Сигизмунд III «из милости» предложил тушинской чете отказаться от притязаний на русский престол, получив взамен Саноцкую землю с доходами от Самборской экономии, она испросила у него Краков, милостиво пообещав за это уступить королю Варшаву. Свои письма она подписывала не иначе, как «императрица Марина».

Дом в Калуге, где жили Лжедмитрий II и Марина Мнишек
НХ

Когда лагерь второго Самозванца развалился, он с женой бежал из Москвы в Калугу, где пал жертвой заговора и был убит в декабре 1610 года. Т.о. практически синхронно в один год с Василием Шуйским он сошёл с политической арены. В Калуге же случилось ещё одно событие: считанные недели спустя после кончины мужа у Марины Мнишек родился сын Иван. Русские современники называли царевича Ворёнком, имея в виду, что его отцом был большой вор… Но к дальнейшим злоключениям Марины Мнишек мы ещё вернёмся…
Так как в российском обществе в тот период не существовало достойного и поддерживаемого большинством кандидата на трон, в Москве было сформировано боярское правительство, получившее позже название СЕМИБОЯРЩИНЫ. Её руководителем стал князь Фёдор Иванович Мстиславский. Оно, естественно, озаботилось поисками нового кандидата на престол. Кандидата искали за рубежом и решили призвать сына польского короля Сигизмунда III Ваза, королевича Владислава (кстати, не первая попытка, это безуспешно пытались сделать русские бояре из Тушинского лагеря).

Королевич Владислав Ваза
Королевич Владислав в период его избрания на Московское царство
Мартин КОБЕР Гравюра, нач. 1610-гг.
Проповедь Скарги
фрагмент картины с изображением короля Сигизмунда III с сыном Владиславом
Ян МАТЕЙКО
Королевич Владислав Сигизмунд Ваза
НХ

После долгих и трудных переговоров 17 августа 1610 г. бояре всё же заключили со Станиславом Жолкевским договор о призвании на престол Владислава. В нём повторялась Крестоцеловальная запись, гарантировалось сохранение русских порядков, переход Владислава в православие, женитьба на православной и т.д. Но король Сигизмунд, находившийся в ставке под Смоленском, куда и прибыло русское посольство во главе с Филаретом Романовым, отказался признать условия договора и они зашли в тупик, а московские послы оказались фактически на положении пленников.

Сигизмунд III под Смоленском
Гравюра 1610 г.

Тем временем новгородцы, жившие отдельной жизнью, решили, что они найдут другого претендента на русский трон. Так появилась фигура шведского королевича Карла-Филиппа, сына Карла IX Ваза. К тому же новгородцы поставили перед Карлом-Филиппом условие, что они приглашают его править не только себе в землю, но и на русский престол в целом. И это тоже не внесло особой ясности в положение дел…

Шведский принц Карл-Филипп Ваза

Против всего этого категорически выступал патриарх Московский и всея Руси Гермоген. С декабря 1610 года он рассылал по городам грамоты с призывом к изгнанию из Москвы войск Речи Посполитой. Что, естественно, не могло понравиться полякам.

Гермоген — патриарх Московский и всея Руси
Фототипия Икона Виктор ШИЛОВ
Патриарх Гермоген отвергает требования русских изменников
Иллюстрация из книги Родная старина
Патриарх Гермоген в Чудовом монастыре
Патриарх Гермоген отказывается подписать договор поляков
Павел ЧИСТЯКОВ
Патриарх был заключен поляками в Чудов монастырь в Кремле,
где и скончался от голода 17 февраля 1612 г.

Патриарх Гермоген на Памятнике 1000-летию России
г. Новгород Великий
Михаил МИКЕШИН
Вот на этой печальной ноте пока и простимся…

Метки:

  • Изобразительное искусство,
  • История в картинках,
  • Лжедмитрий II,
  • Марина Мнишек,
  • Смута

ДЕНЬ ПОЗОРА, а НЕ «НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

СОЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА 18:14 11 января

В России появилась новая схема обхода налогов

Некоторые работодатели в Москве и Московской области придумали новую схему для экономии на налогах – они начали устраивать своих сотрудников как самозанятых, пишет Daily Storm.

17:06 11 января

Цены на бензин повысились, превысив «прогноз» Путина

17:05 11 января

Получить компенсацию за капремонт станет проще

17:05 11 января

Большинство россиян не сдают опасный мусор в спецпункты

17:04 11 января

Республика Мордовия. Новогодние «подарки»… не от Деда Мороза, а от власти

17:03 11 января

Учителям Петрозаводска не выплатили обещанные новогодние премии

17:02 11 января

В Нижнем Новгороде загорелся завод технооборудования

17:02 11 января

Белгородские комсомольцы привели в порядок памятники В.И. Ленину

17:01 11 января

В Якутии нефтепродукты попали в реку

18:09 9 января

Без холодной воды в Орле остались больше 70 000 человек

В ПОТОКЕ СОБЫТИЙ 11:01 Сегодня

Сирийские ПВО отразили атаку израильской авиации на Дамаск

Сирийское агентство САНА опубликовало кадры, на которых видно, как средства противовоздушной обороны Сирии отражают воздушную атаку Израиля над Дамаском.

18:17 11 января

В Бангладеш тысячи швей протестуют из-за низкой оплаты труда

18:02 11 января

Удальцов пожаловался в ЕСПЧ на административный надзор

17:59 11 января

На Украине заявили о двукратном сокращении пенсии

17:59 11 января

Турция готовит операцию против курдов

20:49 10 января

В Мексике на границе в США найдены десятки сожженных тел

16:05 10 января

В Москве затопило Тушинский тоннель

21:41 9 января

Ушел из жизни Анатолий Иванович Лукьянов

18:46 9 января

Боевой корабль океанской зоны прошел испытания на Балтике

ПОЛИТИКА 00:00 3 ноября 2009 г.

Представление в Комиссию при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России

Что мы празднуем?

Господин президент Российской Федерации!
Разрешите обратить Ваше внимание на еще одну фальсификацию истории, наносящую ущерб интересам России своей чудовищной неправдой. Эта неправда особенно опасна, потому что исходит не от «пятой колонны», а от нашей Государственной думы.
Это они, ее депутаты, в конце 2005 года скоропалительно, без какой-либо экспертизы специалистов по русской истории учредили непонятно откуда взявшийся день так называемого народного единства.
Всякий праздник имеет, как Вы знаете, господин президент, свой исторический аналог, то есть памятное событие, дорогое каждому гражданину и народу в целом.
Где же Госдума обнаружила тот день, в честь которого был учрежден праздник так называемого народного единства? Оказывается, как явствует из самого закона, в Смуте, которая до основания потрясла Россию в начале XVII века. По сути своей, Смута была гражданской войной. Тогда, четыре века назад, одна часть русского общества с оружием в руках выступала против другой. Эта была война всех против всех. Борьба шла не только между сословиями, но и внутри каждого сословия – бояр против бояр, дворян против дворян и даже казаков против казаков, а крестьян против крестьян. Обострил конфликт династический кризис, наступивший со смертью царя Федора в 1598 году, последнего Рюриковича на русском престоле.
За полтора десятилетия Смуты (так современники назвали события конца XVI – начала XVII века) на престоле сменилось шесть царей. Царь Борис Годунов скоропостижно скончался (по слухам, был отравлен). Его законный преемник Федор Борисович был зверски убит. Царя Дмитрия-самозванца убили, тоже зверски. Царя Василия Шуйского после четырех лет правления низложили, насильно постригли в монахи, поместили в монастырь, после чего Боярская дума (Семибоярщина) выдала русского царя полякам как их якобы пленника. А ведь царь Василий вел войну против польско-литовских интервентов, намеревавшихся подчинить себе Русское государство. Пока русский царь был в польском заточении, где он умер 12 сентября 1612 года, Семибоярщина вступила в сговор с интервентами, пустила их войско в Москву и позвала на русский престол польского королевича Владислава.
Эта трагедия сказалась и на русской православной церкви, ее патриархах. Иова свели с престола, подвергли осмеянию и оскорблениям, а затем сослали. Гермогена, звавшего народ на борьбу с боярами-предателями и польско-литовскими интервентами, уморили голодом в монастырской тюрьме. Игнатий, сведенный с престола вслед за свержением Дмитрия-самозванца, был лишен сана и пять лет пребывал в заточении. В 1611 году Семибоярщина снова возвела его на патриарший престол, но Игнатий не решился искушать судьбу и бежал в Литву.
Смута принесла России жуткое разорение и опустошение. На преодоление ее последствий ушло три десятилетия.
Вслед за Смутой в том же XVII веке прошли городские восстания с участием широких масс народа, особенно мощные выступления были в Москве в 1648 и 1662 годах. Задолго до этих выступлений иностранные дипломаты неоднократно отмечали взрывоопасность обстановки в Москве, возможность новых смут и мятежей. Среди восставших были не только холопы, посадские люди и стрельцы, но и дворяне (особенно провинциальные).
В восстаниях нередко участвовали тысячи людей. Общей причиной их выступлений был налоговый гнет, злоупотребления чиновников из царского окружения и низовой администрации. Но, как свидетельствуют источники, восставшие «защиты» не получали. Это становилось причиной новых выступлений. В 1682 году московские стрельцы, составлявшие главную полицейскую силу государства, подняли мятеж, в ходе которого уничтожили почти всю правительственную верхушку и близких к ней лиц. Всякий раз восставших ждала кровавая расправа. Свыше 1000 стрельцов были казнены за участие в мятеже 1698 года.
Сложное переплетение социальных, имущественных, национальных и религиозных противоречий породило мощное восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Тимофеевича Разина в 1667–1671 годах. В момент наивысшего размаха в нем участвовало до 200 тысяч человек. (Общая численность населения России составляла менее 9 миллионов человек.)
Таким был XVII век. Не зря современники прозвали его «бунташным».
И как это депутаты Государственной думы отыскали в нем день так называемого народного единства? Пока это не удалось ни одному историку, считая от великого Николая Михайловича Карамзина. Не обнаружил того дня ни Сергей Михайлович Соловьев, посвятивший Смутному времени отдельный том в 29-томной «Истории России с древнейших времен», ни Сергей Федорович Платонов в очерках «Смутное время», ни Василий Осипович Ключевский в многотомном «Курсе русской истории» и так далее – по всему библиотечному каталогу.
А что произошло 22 октября (4 ноября – по новому стилю) 1612 года, в котором Госдума обнаружила так называемое народное единство?
Сразу заметим: интереса к этой дате Романовы не проявляли в течение всех 300 лет своего правления. Они знали: 22 октября – ДЕНЬ ПОЗОРА. В то время стены Китай-города и Московского Кремля разделяли русский народ на защитников России и предателей ее. После низложения царя Василия Шуйского высшая знать и ее сословный орган Боярская дума (Семибоярщина) перешли на сторону польско-литовских интервентов, пустили их в Москву, позвали на русский престол польского королевича Владислава и заставили москвичей присягнуть ему как новому царю. Когда 19 марта 1611 года москвичи подняли восстание, интервенты жестоко расправились с восставшими, а московским боярам и их семьям дали прибежище в Кремле.
Вместе с ними в Кремле оказались и Романовы. Иван Никитич (дядя будущего царя Михаила) состоял в Семибоярщине – официальном правительстве России, вставшем на путь предательства национальных интересов. «Тушинский патриарх» Филарет (в миру Федор Никитич, отец будущего царя), сподвижник двух Дмитриев-самозванцев, по поручению Семибоярщины участвовал в переговорах с королем Речи Посполитой об условиях пребывания на русском престоле королевича Владислава. Героических защитников Смоленска он призывал сдать город интервентам, но они отвергли его предательские призывы. В Кремле под защитой польско-литовских захватчиков пребывал и будущий царь Михаил Федорович, и его мама инокиня Марфа (в миру Ксения Ивановна), а также родственники Романовых.
По другую сторону стен Китай-города и Кремля находились ратники из Первого ополчения, казаки под началом Д.Т.Трубецкого и ратники Второго ополчения под началом Д.М.Пожарского. Они были едины в противостоянии интервентам и изменникам-боярам, укрывшимся за мощными стенами Китай-города и Кремля. 22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. Теперь интервентов и их боярских пособников разделяли только стены Кремля. Осажденных мучил голод, подвоза продовольствия не было и не предвиделось. Чтобы избавиться от лишних ртов, интервенты велели боярам и всем русским людям выслать своих жен из Кремля. Кремлевские сидельцы упросили Пожарского принять боярских жен «без позору», что до крайности разгневало казаков, вознамерившихся пограбить боярынь. Казаки грозили Пожарскому смертью.
На этом закончился день 22 октября 1612 года, отмечаемый ныне 4 ноября (по новому стилю) как государственный «праздник».
И где же тут народное единство?
26 октября (8 ноября – по новому стилю) 1612 года был подписан договор о сдаче польского гарнизона в Кремле. В тот день поляки выпустили из Кремля членов Семибоярщины и всех русских людей. Первыми шли бояре. С ними был Иван Никитич Романов с племянником Михаилом Федоровичем (будущим царем) и его матерью. Следом – пособники интервентов рангом пониже. Казаки, увидав бояр на Каменном мосту, что вел из Кремля через реку Неглинную, пытались растерзать их, но были удержаны дворянами-ополченцами Пожарского.
На другой день, 27 октября, сдались поляки.
Во время торжеств по случаю освобождения Москвы казаки по-прежнему угрожали изменникам. Однажды они ворвались в Кремль, но были остановлены дворянами. Дело едва не дошло до боя.
Будущий царь спешно оставил столицу, мать увезла его в Кострому, и уже ничто не напоминало об его пребывании в Кремле вместе с интервентами. Когда встал вопрос о выборе нового царя, обстановка благоприятствовала ему, и 21 февраля 1613 года Земский собор избрал ничем не приметного 16-летнего Михаила Романова на царский престол.
Романовы знали цену упомянутым выше датам. День 22 октября (4 ноября по новому стилю) в царской России никогда не отмечался как государственный праздник, и ни один историк никогда не замечал в нем события, достойного для празднования. По указанным выше причинам не могли в царствование Романовых считать государственным праздником и день 26 октября (8 ноября по новому стилю).
Скоропалительное, ни на чем не основанное превращение дня 22 октября (4 ноября по новому стилю) в государственный праздник День народного единства основано на псевдоисторической мифологии людей, не знающих историю своей страны и склонных грубо ее фальсифицировать ради выполнения политического заказа. Это – не только пренебрежение к истории своей страны, но и неуважение к своему народу.
Сказанное выше не касается празднования Казанской иконы Божией Матери. Ее список поступил в ополчение Д.М.Пожарского в 1611 году, предположительно из Казани от казанских ополченцев. Осенью 1612 года она была у ополченцев, освобождавших Москву от польско-литовских интервентов. В память об этом событии в Москве было установлено местное празднование иконе.
В 1649 году у 20-летнего царя Алексея Михайловича родился первенец – наследник престола Дмитрий (умер на первом году жизни). Произошло это в праздник «чудотворныя икони Казанския, во время всенощного пения». По этому случаю повелел царь Алексей Михайлович празднование 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы». С тех пор православная церковь отмечает 22 октября (4 ноября по новому стилю) как праздник Казанской иконы Божией Матери.
Отсюда напрашивается вывод: принятый Государственной думой закон, устанавливающий 4 ноября Днем народного единства, не имеет под собой никакой исторической основы и является выполнением политического заказа, наносящего ущерб интересам России.
В богатой истории нашей страны имеется много замечательных свершений, могущих составить достойную основу для празднования народного единства.
Прошу по существу рассмотреть данное представление.
С уважением
Н.А.КИРСАНОВ,
доктор исторических наук, профессор.

Н.А.КИРСАНОВ, доктор исторических наук, профессор.

НОМЕРА №147 (14679) 12 января

«И цена, и стена». Дмитрий АГРАНОВСКИЙ о репрессивной политике российских властей.

«Цифровая вриномика». Слово с трибуны Госдумы Олега ШЕИНА.

В субботнем сатирическом выпуске «Стойло Совраски» читайте:

«Антихрист с гаджетом» Е. Юрьева;

«Чьи манят берега?» Светлана ЗАМЛЕЛОВА.

Лучшее за неделю 7 – 13 января

Такими, по мнению редакции, стали материалы:

Сергей ПОНОМАРЕВ «Подарки» Никиты Хрущева. Крым и Малые Курилы

Семен КИМЕЛЬМАН Время прикажет

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ И цена, и стена

читать/ СОЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА 18:14 11 января 17:05 11 января 17:02 11 января 18:09 9 января 20:49 10 января 21:41 9 января 18:46 9 января СЕЙЧАС НА САЙТЕ минуту назад tamara69810 минуту назад zvfdhbr минуту назад Nikodim минуту назад vlad1244 минуту назад Korovin минуту назад korobeynik 2 минуты назад Valpg76 7 минут назад ДолгихПН 9 минут назад Пушкинец 9 минут назад Strycis АРХИВ НОМЕРОВ январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г. пн вт ср чт пт сб вс 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 2 3 СКАЧАТЬ 20 декабря 2018 г.

суббота, 17 декабря 2011 г.

Смута в картинах и рисунках

Капитуляция польского гарнизона в Кремле. 1612 год Рисунок — отсюда
См. также: Ливонская война в картина и рисунках
Смута в гравюрах и миниатюрах
Карты и схемы событий Смутного времени
«Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду на введение в России католицизма»
Художник — Неврев. Н.В. (1830-1904). Картина — отсюда
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. Художник — К. Маковский.
Картина — отсюда
Битва у Добрыничей. Рисунок — отсюда
Битва у Добрыничей. Рисунок — отсюда
«Смутное время. Лжедмитрий (Тело Лжедмитрия на Красной площади 17 мая 1606 года) Художник — Сергей Кириллов. Картина — отсюда
Армия Болотникова. Событие 1606 года. Картина — отсюда
Смутное время. Подмосковье. Войско Самозванца. Автор — С.В. Иванов (1908) Картина — отсюда
Оборона Троице-Сергиевой лавры. Автор — А.Д. Кившенко (1884). Картина — отсюда
Осада Троице-Сергиевой Лавры. Автор — В.П. Верещагин. Картина — отсюда
Захар Ляпунов во главе бояр предлагает Василию Шуйскому оставить престол. Автор — Н. Неврев. 1886. Картина — отсюда
Архимандрит Троицкой лавры преподобный Дионисий вместе с келарем Амвросием Палицыным диктуют грамоту о собрании народного ополчения для освобождения Москвы от поляков. Событие 1611 года. Художник Виктор Васнецов. Картина — отсюда
Предсмертный подвиг кн. М.К. Волконского, сражающегося с ляхами
в Пафнутьевском монастыре в Боровске. Событие 1610 года. Художник — Василий Демидов
Картина — отсюда
Представление С. Жолкевским пленного царя Василия Шуйского королю Сигизмунду III и Сенату. Художник — Ян Матейко. Событие 1610 г. Картина — отсюда
Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту. Автор — П.П. Чистяков (1860 г.). Событие 1611 г. Картина — отсюда
Поляки ведут святого Гермогена в темницу. Художник — В.Моргун. Картина — отсюда
Оборона Смоленска от войск Сигизмунда. Художник — Борис Чориков
Рисунок — отсюда
«Стена. Оборона Смоленска». Картина Владимира Киреева.
Картина — отсюда
Штурм Смоленска 3 июня 1611 года. Художник — Юрий Каштанов
Рисунок — отсюда
Сдача Смоленска в 1611 г. Гравюра 19 века
Рисунок — отсюда
Московский народ в борьбе иностранными наймитами — рейтарами. Событие 1611 года
Рисунок из книги Лопатина «Москва». Рисунок — отсюда
Польская шляхта в русской деревне. Художник — Юрий Каштанов
Рисунок — отсюда
Поляки в Москве. Обложка книги серии «Bellona» «Moskwa, 1612»
Рисунок — отсюда
Гусары с русскими пленными. Рисунок — отсюда
Воззвание Кузмы Минина к нижегородцам. Событие 1611 года
Художник — Константин Маковский.
Картина — отсюда
Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. Событие 1611 года
Художник — Константин Маковский. Картина — отсюда
Воззвание Кузмы Минина к нижегородцам. Событие 1611 года
Художник — Алексей Кившенко. Картина — отсюда
Воззвание Минина к нижегородцам. Событие 1611 года
Художник — Михаил Песков. Картина — отсюда
Кузьма Минин. Художник — Илья Репин.
Картина — отсюда
Больной князь Пожарский принимает посланцев Москвы.
Художник — Вильгельма Котарбинский. Картина — отсюда
Народное движение в Смутное время. Художник — А. Апсит. 1918 г.
Картина — отсюда
Князь Пожарский в битве под Москвой. Событие 1612 года
Картина — отсюда
Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой. Событие 1612 года Картина — отсюда
Минин и Пожарский у стен московского кремля. Событие 1612 года.
Художник — Юрий Каштанов.
Рисунок — отсюда
Минин и Пожарский въезжают в Москву. Событие 1612 года. Художник — Александр Смолин
Рисунок — отсюда
Освобождение Кремля от поляков. Художник — Елена Доведова
Рисунок — отсюда.
Изгнание поляков из Кремля. 1612 год. Художник — Эрнст Лисснер.
Картина — отсюда
Изгнание поляков из Москвы. Событие 1612 года. Художник — Михаил Горелик
Рисунок — отсюда
Иван Сусанин. Художник — Максим Фаюстов. 2002 г. Картина — отсюда

LiveInternetLiveInternet

-Рубрики

  • Авиация (118)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (29)
  • Атмосферные электрические явления (8)
  • Бабочки (11)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (19)
  • Вокруг Солнечной системы (49)
  • Вопрос-Ответ (1709)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (45)
  • Дальние страны (663)
  • Дорога — это жизнь (28)
  • Животные (350)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (591)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (10)
  • ЗДОРОВЬЕ (239)
  • Земля (80)
  • Искусство (266)
  • Истории любви (124)
  • ИСТОРИЯ (1102)
  • История одного стихотворения (2011)
  • История одной картины (299)
  • Книги для детей (234)
  • Краса ветвей зависит от корней (26)
  • КУЛЬТУРА (56)
  • Легенды и мифы (96)
  • ЛИТЕРАТУРА (123)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (144)
  • ЛЮДИ (237)
  • Люди-легенды (119)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (23)
  • МИКРОмир (12)
  • Мода (29)
  • Москва (59)
  • Музеи (98)
  • Наполеон Бонапарт (55)
  • Насекомые (69)
  • НАУКА (348)
  • Облака (12)
  • Оружие (22)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (199)
  • ПАРАЗИТЫ (22)
  • Первые среди равных (143)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (1)
  • Поэзия (550)
  • Праздники (24)
  • Притчи (32)
  • Проза (396)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (193)
  • Психология (69)
  • Птицы (164)
  • Растения (59)
  • Рекорды (18)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (80)
  • Россия (662)
  • Сады и парки (30)
  • Самарканд — столица Тамерлана (21)
  • Санкт-Петербург (98)
  • Символы (85)
  • Скульпторы (24)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1056)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (298)
  • Ташкент (17)
  • Узбекистан (191)
  • Фарфор (8)
  • Фотографии (371)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (178)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (523)
  • ЦВЕТЫ (35)
  • ЧАЙ (20)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (38)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (597)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (281)
  • ЭПОХА СССР (133)
  • ЮСУПОВЫ (21)

-Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

-Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

-Статистика

Создан: 11.02.2014
Записей: 12240
Комментариев: 627
Написано: 13112
Отчеты:
Посетители
Поисковые фразы

Смутное время в 15 картинах русских художников

Воскресенье, 28 Мая 2017 г. 20:54 + в цитатник

АНАСТАСИЯ ЛОТАРЕВА

История России знавала тяжелые времена, но Смутное время (1598–1613 гг.) ознаменовалось и стихийными бедствиями, и иностранной интервенцией, и государственными нестроениями. Русское государство превратилось в ничто, почти перестало существовать. Но захватчики были изгнаны, престол заняла новая династия, страна начала возрождаться. Как видели русские художники те события?

1. Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862

Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»

Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.

2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874

В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.

Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.

Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.

3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862

Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке. Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».

Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией. Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились». Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.

4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908

Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I. Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино. В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.

5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003

Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так:

«В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.

Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги. Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».

6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913

Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.

7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894

Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.

Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.

На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.

8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век

Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь, и ушли домой.

9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841

Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.

По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».

Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.

10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896

Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький:

«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».

Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой. Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична. Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.

Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».

11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882

Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине –переломный момент. Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.

12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008

Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов. Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.

Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».

17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.

13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908

Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.

14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855

Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.

Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».

Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.

15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880

За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.

21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.

«Большой вопрос, что мы празднуем в этот день»: об истории даты 4 ноября

4 ноября 2016, 08:16 День народного единства (4 ноября) отмечается в России с 2005 года. Что на самом деле означает этот праздник и какие исторические события легли в его основу, RT рассказал доктор исторических наук Адриан Селин.

  • © Wikimedia

После смерти сыновей Ивана Грозного — последних представителей династии Рюриковичей — в Московском государстве наступил кризис. На трон претендовали самозванцы, поддерживаемые поляками. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II выдавали себя за царевича Дмитрия, который умер в младенчестве в 1591 году. Началось Смутное время, длившееся с 1598 по 1613 год. В некоторых городах появлялись народные ополчения. Одним из них стало народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, сформированное осенью 1611 года. К осени 1612 года их войска окрепли и готовы были дать отпор польским интервентам, захватившим Москву.

— Расскажите, что именно произошло 4 ноября 1612 года?

— 22 октября 1612 года (по старому стилю) отряды объединенного ополчения ворвались в Китай-город. Согласно Авраамию Палицыну (писатель и историк. — RT), в ту ночь архиепископу Арсению Элассонскому явился Сергий Радонежский, предрекший падение Китай-города. В созданном в конце 1620-х годов тексте «Нового летописца», который лёг в основу школьных курсов по эпохе Смуты, это чудо связывается с уже находившейся у ополчения копией иконы Казанской Божией Матери. Через некоторое время, в 1649 году, стали отмечать праздник в честь «очищения» Москвы. Однако источники тех лет ничего не говорят о том, что эта дата была значима для современников. Гораздо более важным событием был уход остатков польско-литовского гарнизона из Кремля, который состоялся через четыре дня — 26 октября (5 ноября по новому стилю). В 2005 году, когда 4 ноября сделали государственным праздником, произошла ошибка. В основе этого события лежали две даты — нынешнее празднование Русской православной церковью дня иконы Казанской Божией Матери и некоей даты 1612 года. Если быть более точным, то при пересчёте дат XVI—XVII веков на григорианский календарь мы должны прибавить к юлианской дате 10 дней. Получается, 22 октября 1612 года приходится на 1 ноября, а не на 4-е, так как мы прибавляем 10 дней, а не 13, как это сделали основатели праздника. 22 октября 1612 года был взят Китай-город. Насколько в тот день действия ополченцев были связаны с иконой Казанской Божией Матери — большой вопрос. Версия, что освобождение Кремля (а Китай-город был частью Кремля) от врагов связано с праздником иконы Казанской Божией Матери, принадлежит летописцу, причём отражена в позднейшей редакции его текста. Речь идёт о письменном памятнике, созданном в 1620—1630-е годы, — «Новом летописце». Именно из него мы узнаём, что взятие Китай-города 22 октября было приурочено к созданию копии иконы Казанской Божией Матери. Более того, событие 22 октября ничем примечательным с точки зрения дальнейших боевых действий не отмечалось. Более важная дата 26 октября — окончательная сдача вражеского гарнизона, охранявшего Кремль, то есть 5 ноября по новому стилю. Религиозный характер дню 22 октября был придан позднее.

— Есть ли всё же какая-то связь между иконой Казанской Божией Матери и победой над поляками?

— Если говорить о событиях Смуты, то связи нет никакой. Роль воздействия иконы на действия ополчения и празднование её дня появились позже, при царе Алексее Михайловиче. В одном из немногих источников, которые сохранились у нас про события Смуты — в «Новом летописце», — сказано, что в 1611 году в лагерь первого ополчения из Казани неким протопопом был привезён список чудотворного образа иконы Казанской Божией Матери, и икону стали почитать особо, и вместе с ней ополчение пошло под Москву. После освобождения Кремля осенью 1612 года князь Дмитрий Пожарский будто бы установил икону в церкви Введения Богородицы. Текст, в котором рассказывается о роли иконы в деятельности второго ополчения при взятии Кремля, написан в любом случае после событий 1612 года (видимо, во второй половине 1620-х годов). У нас нет достоверных источников, рассказывающих о том, что происходило с иконой 22 октября 1612 года, и о её роли в деятельности второго ополчения. Поэтому большой вопрос, что мы празднуем в этот день.

— Можно ли считать, что 4 ноября 1612 года период Смутного времени в России завершился?

— Нет. Как вооружённое противостояние в Московском царстве Смута не закончилась осенью 1612 года. Окончательной датой завершения Смуты нельзя также считать избрание на царство царя Михаила Фёдоровича 21 февраля 1613 года или его приезд в конце весны 1613 года в Москву из Костромы. Не закончилась Смута и в 1617 году с подписанием Столбовского мира со Швецией. Скорее всего, Смута завершается в конце 1618 — начале 1619 года, когда происходит внутреннее умиротворение и успокоение державы. Правительство царя Михаила Фёдоровича становится единственным и авторитетным политическим центром для всех частей Московского государства. Современная историческая наука считает окончанием Смуты две даты: Деулинское перемирие с Речью Посполитой в ноябре 1618 года, после которого закончились боевые действия, или же май 1619 года, когда наречённый патриарх Филарет, отец царя Михаила, вернулся в Москву из плена, из Речи Посполитой.

— Как бы вы объяснили человеку, далёкому от исторической науки, основную причину наступления Смутного времени?

— Причины Смуты лежат в XVI столетии. На протяжении нескольких десятков лет царь Иван Грозный создавал государство из крайне разрозненных частей, которое к концу его правления было ослабленным. Террористическая политика Ивана Грозного по отношению ко всем слоям населения привела к социальной катастрофе, к неравномерному развитию отдельных частей страны. Помимо этого, последовавшие в первые годы после его смерти шаги по закрепощению крестьян и одновременно по высвобождению вооружённых групп населения, сконцентрировавшихся на южной границе, привели к катастрофическим последствиям (в первом случае речь идёт о запрете крестьянского вывоза примерно с конца 1580-х; во втором — когда разрешили в 1601-м хозяевам выгонять холопов (реакция на голод. — RT).При этом важно понимать, что причины Смуты следует искать не только во внутреннем кризисе Московского государства, но и в процессах, которые происходили тогда по всей Европе. Неуклонный рост военных технологий, в том числе пороховая революция, стали причиной увеличения военных расходов. Появилось слишком много профессиональных военных, которые не работали на земле, а умели только воевать. Это происходило во время Смуты в Московском государстве, во время Потопа в Речи Посполитой, в какой-то степени — во время украинской Руины. Более конкретно события Смуты (равно как и сходные, подчас не менее острые кризисы в других частях Европы) были связаны с низким качеством государства в России, в частности созданного при Иване Грозном. Ополчения были в какой-то степени ответом на все эти вызовы.

— Можно ли сказать, что без Минина и Пожарского не удалось бы выгнать поляков из Москвы?

— Несомненно — с военной точки зрения. Объединение Нижегородского и Подмосковного ополчений после нескольких месяцев скрытого, а иногда и открытого противостояния обеспечили захват Кремля и изгнание (и частичное уничтожение) польско-литовского гарнизона осенью 1612 года. Стоит также отметить, что к осени 1612 года находившиеся в Москве поляки и литвины были обессилены. К ним не поступал провиант, войска теряли мощь. Весной — летом 1612 года для значительной части страны собравшийся в Ярославле Совет Всея Земли был легитимным органом власти. А Минин и Пожарский стали моральным авторитетом для войск и мирного населения.

— А кем были Минин и Пожарский?

— Известно, что Кузьма Минин ведал хозяйственной частью нижегородского и ярославского ополчений. Он был представителем нижегородского посада (торгового сословия), одним из старост, который осенью 1611 года силой собрал средства для создания народного ополчения. Видимо, благодаря деятельности Минина ополчение хорошо финансировалось. Дмитрий Пожарский был из захудалого рода князей, потомков Ярослава Всеволодовича, Стародубских-Ряполовских. Он не относился к высокой знати, скорее, был представителем средней категории служилого люда. В 1610 году князь, рискуя жизнью, сумел противостоять попытке тушинцев (сторонников Лжедмитрия II) захватить Зарайский кремль, а весной 1611 года принимал участие в боях с польско-литовскими войсками в Москве.

— Ополчение было разношёрстным по составу: в нём были представители разных национальностей и конфессий. Можете рассказать об этом подробнее?

— Это было действительно так. В Московском великом княжестве, позднее — царстве, жили представители различных конфессий. На службе у московских великих князей с XV века состояли татары. В течение XVI века численность групп татар (казанских, астраханских, отчасти ногайских, иногда крымских, позднее — сибирских) на службе у московских государей постоянно возрастала. Примерно с середины XVI века начался крайне медленный процесс слияния татарских элит с другими подвластными московскому царю элитами, их переход в православие, однако число татар-мусульман на государевой службе было чрезвычайно большим. Соответственно, и в годы Смуты татары-мусульмане встречались во всех противоборствующих лагерях, в том числе и в ополчениях. Были в ополчении и немцы, преимущественно протестанты. Но в то же время и в составе изгнанного из Кремля польско-литовского гарнизона находились представители всех христианских конфессий, а возможно, и мусульмане.

— Каковы главные последствия Смуты для государства, на ваш взгляд?

— С моей точки зрения, было два самых тяжёлых последствия Смуты. Прежде всего, это отказ государства от диалога с обществом, от обратной связи. То есть государство перестало считаться с мнением людей. Всё жёстче становился государственный контроль над отдельными частями страны, местными обществами. Разрушались механизмы влияния местных властей на принимаемые исключительно в Москве политические решения. Также среди последствий я бы назвал отказ от механизмов диалога элит с монархом. Величайшим достижением политики в годы Смуты следует считать практику договоров с монархами, возникавшую путем широкого диалога с элитами. Что касается территориальных последствий, то они не были самым тяжёлым ударом для российского государства.

— А сколько времени ушло у страны на восстановление после Смуты?

— Если речь идёт о территориальных последствиях, то по Ништадтскому миру 1721 года Российская империя вернула себе Карелию и Ингерманландию. В 1654 году в результате Государева похода был завоёван Смоленск. С точки зрения возвращения к идеям народного представительства, то есть установления обратной связи государства с обществом, это произошло в середине XVIII века, а то и ближе к эпохе либеральных реформ второй половины XIX века.

Эдуард Эпштейн

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter» Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен Сегодня в СМИ

© Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости», 2005—2019 гг.

Сетевое издание rt.com зарегистрировано Роскомнадзором 21 декабря 2016 г., свидетельство Эл № ФС 77-68119

Главный редактор: Симоньян М. С. Адрес редакции: Москва, Боровая улица, 3к1. Телефон: +7 499 750-00-75 доб. 1200 E-mail: info@rttv.ru

Политика АНО «ТВ-Новости» в отношении обработки персональных данных

Данный сайт использует файлы cookies

Подтвердить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *