Снетогорский монастырь Псков

Отзыв: Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь (Россия, Псков) — Мне запомнилась тихая обитель, а для сына получился квест»Найди место парковки»

Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь (Россия, Псков)
2016 Качество Удобство Расположение Virinag Россия, Санкт-Петербург Репутация 12571 Все отзывы автора 31.10.2016 Отзыв рекомендуют:69 Достоинства: Очень интересное и живописное место, несмотря на многие НО… Недостатки: Нехватка финансирования ощущается, хотя сам монастырь обязуется собственными средствами начать реставрационные работы в ближайшее время В Снетогорский монастырь нас привел электронный путеводитель по Пскову после осмотра монумента «Ледовое побоище» на горе Соколиха. Достопримечательности расположены в 2 км друг от друга.

Практически огородными тропами вывел нас путеводитель к монастырской ограде, которая поразила меня своей высотой. Чуть более метра.

Снетогорский монастырь построен в излучине реки Великой в том месте где когда-то был рыбачий поселок Снятная Гора, который в свою очередь называется так странно по имени рыбки. Псковские снетки поставлялись не только в Москву и Петербург, но и в Польшу, Австрию и Германию. Нынче это один из районов города Пскова и добраться сюда можно на рейсовом автобусе №1 от Псковского крома(кремля), проехав до конечной.

Первые упоминания о монастыре на Снятной Горе встречаются в летописях 1299 года о нападении ливонских рыцарей на Псков. Построен он был по настоянию князя Довмонта, которого так любили псковичи. Та же летопись гласит, что ливонцы разорили обитель, а настоятеля и 17 иноков сожгли во храме.

В 1312 году был достроен белокаменный собор Рождества Богородицы, который расписали псковские иконописцы.

Фрески собора сохранились до наших дней, но служба в соборе больше не проводится. Ждут реставрационных работ, которые смогут законсервировать дивную красу. Хотя реставраторами был разработан план консервации без прерывания службы в соборе, но утвердить его не смогли.
Поэтому, к сожалению, у нас не получилось попасть в собор.
Но вернемся к истории: будучи невестой ИоанаIII(деда Ивана Грозного) византийская царевна Софья Палеолог останавливалась в монастыре по дороге из Европы в Москву. Путь ее лежал через Псков, и как других путешественников Снетогорский монастырь встретил ее на пути к великому граду. Отходя от дел, псковские князья да бояре здесь принимали постриг. В 1825 году на Снеторогье приезжал А. С. Пушкин.
В настоящее время богослужения проводят в другом соборе. Никольский собор с трапезной и погребами:

При нем до сих пор работает пошивочный цех, трапезная, иконописная мастерская и много хозяйственных помещений. Возведен он был в XVI веке одновременно с церковью Вознесения-под-колоколы. В настоящее время — это все, что осталось от знаменитого Снетогорского столпа:

А когда-то по высоте он соперничал с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле, возвышаясь над уровнем реки на 86 метров. Кому он помешал в советское время не понятно, но только он один был разрушен в советское время.

За 7 веков существования монастырь знал разорения и восстановления, вражеские нашествия и принимал вереницу паломников. Левонцы, тевтонцы, поляки не раз сжигали монастырь. Шведы и немцы размещали здесь штабы своих армий, с разницей в 300-летнем интервале.

Только в 1993 году монашеская жизнь была возобновлена: игумения Людмила принимала в обитель всех приходящих. И молодые, и немощные собственными силами принялись расчищать территорию, переданную им министерством здравоохранения (в советское время территория принадлежала санаторию). В 2000 году отстроили Новую колокольню, а в 2012 году-сестринский келейный корпус с церковью Иоасафа Снетогорского.
Тихая размеренная жизнь обители подает пример пришедшим сюда. Здесь я не увидела робких монашек с потупленным взглядом, наоборот, уверенные в себе женщины и девушки тихо и с достоинством выполняли свою повседневную работу: мыли, мели, вели бухгалтерию, занимались садом и сельхозработами, трудятся на молочной ферме.

Гуляя по монастырю мы так и не поняли где же та гора, на которой он расположен, поэтому решили обойти его по периметру. Все время меня преследовал вопрос: отчего же стены такие низкие?

По этой живописной тропке мы спустились вниз к реке, там-то нам и открылась тайна низких стен монастыря. Со стороны реки Великой монастырь защищен 14-метровой обрывистой стеной среднедевонского известняка и доломита. Эти материалы использовались при строительстве Пскова, из них и цветной глины готовились краски для росписи псковских соборов и монастырей.

Удивили меня эти странные бетонные конструкции с торчащей арматурой, которые не только портят вид, но и откровенно уродуют внешний облик и самой башни, и нерукотворных известковых стен. Как нам потом рассказали местные жители, обмануть подрядчики-строители могут не только простых граждан, но и божью обитель. Деньги выделенные государством на укрепление стены растворились вместе с компанией, которая начала работы, остались бетонные блоки и разбросанные стройматериалы.

Если вы окажетесь в этом месте и решите как и мы обойти монастырь вокруг, то советую отказаться от этой идеи. Поверьте, дойдя до башни-ограды лучше вернуться по той тропинке, по которой дошли до этого места. Мы же, глядя на план монастыря, решили, что до ворот дойти всего-ничего метров 200-300 прошлись вдоль берега, ориентируясь на часовню с голубым куполом.

Обманулись мы наличием протоптанной тропки, которая привела нас к тому месту, где мы оставили машину. Во всяком случае так показал нам путеводитель с навигатором, уверяя, что до нее всего 5 метров.
Но эти метры нужно было пройти, поднявшись по отвесному обрыву, поросшему невысокими деревьями. Хорошо, что от идеи пройтись вокруг отказались муж с младшим сыном и у отвесной стены оказались мы вдвоем с отважным сыном-подростком, который решил, что мы достаточно спортивные, чтобы преодолеть трехметровую стену.
Мы ее конечно, преодолели, отчего у сына остались прекраснейшие воспоминания об экскурсии: он искал по навигатору место парковки нашей машины, он прокладывал путь по отвесной стене и даже тащил маму наверх. Для него получилось целое приключение.
Именно поэтому, я не советую никому повторять наш маленький подвиг. А вот посетить еще одну обитель Пскова советую настоятельно. ВМирожском монастыре можно посмотреть самые большие по площади сохранности фрески домонгольского периода, а также преклониться перед иконой Мирожской Божьей Матери.

Время использования: 1 раз
Год посещения: 2016
Страна: Россия
Регион (край, область, штат): Псковская область
Район: городской округ Псков
Город или поселок: Псков
Улица: Снятная Гора
Дом №: 1
Общее впечатление: Мне запомнилась тихая обитель, а для сына получился квест»Найди место парковки»
Моя оценка:
Рекомендую друзьям: ДА

Качество Удобство Расположение Это полезный отзыв?Да

На 77 году жизни скончалась настоятельница Снетогорского женского монастыря матушка Людмила

15 апреля 2015, 15:35

Во вторник, 14 апреля, на 77 году жизни скончалась настоятельница Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря схиигуменья Людмила (в миру – Любовь Тихоновна Ванина).

Как сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе Псковской епархии Русской православной цервки, в этот же день митрополит Псковский и Порховский Евсевий посетил обитель, где совершил заупокойную литию по новопреставленной схиигуменье Людмиле. В этом ему сослужил духовник обители архимандрит Гермоген (Муртазов).

Перед началом литии митрополит Евсевий обратился ко всем присутствующим:

«Почившая матушка Людмила все свое существо направляла к тому, чтобы быть с Богом и душой, и телом. Она не знала другого — в обители она жила, как в пустыне. Ее не интересовала внешняя жизнь, она заботилась только об обители и сестрах, которые были вручены Господом ее попечению и управлению. Скромная, тихая, заботливая, усердная молитвеница пребывала среди нас в течение двадцати двух лет. Благодарение Богу!

Наша обитель из разрухи, из оскверненной безбожием пришла в сегодняшнее состояние трудами отца духовника, трудами мать игумении. Святая обитель восстала из руин и теперь радует и духовно, и внешне всех, приходящих и подвизающихся в ней. Матушка игумения была примером для многих и своим примером она призывала, особенно новых сестер, к труду и молитве, усердному послушанию. Когда мы начинали возрождать эту обитель, убирать всю грязь и нечистоту, мы видели мать Людмилу в простой одежде и с лопатой, и с граблями, и с веником. Она не гнушалась никаким трудом, шла впереди и подавала пример для многих. А потом все пришло в свой порядок. Матушка стала той, чье сердце привлекало сердца многих и многих, псковичей, жителей Псковской области и жителей всех концов России, и не только России, но и зарубежья.

Господь ее взял в вечность в знаменательный день — прежде всего, пасхальные дни и день прославления чудотворного образа Матери Божией «Иверская», которая всем верным отверзает двери в Царство Небесное: «Радуйся, благая Вратарница, двери райския верным отверзающая». Мы верим, что Матерь Божия откроет эти двери рая и нашей всечестной матери схиигумении Людмиле. А мы помолимся о ее упокоении, чтобы Господь не оставил бы нашу мать игумению Своей милостью за труды, молитву, усердие и любовь и даровал бы ей радость вечную, радость небесную со святыми».

Затем была совершена заупокойная лития.

Сообщается, что отпевание схиигуменьи Людмилы, которое возглавит Митрополит Евсевий, состоится в 8:00 в четверг, 16 апреля, в Снетогорском монастыре.

Отметим, схиигуменья Людмила (Ванина) родилась в 1938 году, в селе Ольшанец, расположенном возле города Елец, в многодетной семье. Из 6 детей она была предпоследним, пятым, ребенком. Её отец Тихон Ванин во время Финской войны был призван в Красную Армию, служил командиром отряда разведчиков. Отряд попал в засаду, всех бойцов финны расстреляли, а командира, по свидетельству случайно спасшегося очевидца, подвергли жестоким пыткам. Затем в Великую Отечественную войну погибли два его брата. Дед схиигуменьи по отцу, Семен Ванин, еще до войны арестован как кулак, увезен в Воронеж и там убит «при попытке к бегству».

Снетогорский монастырь

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь
Снетогорский монастырь
Аэрофотосъёмка монастыря
57°50′05″ с. ш. 28°15′49″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Город Псков, Снятная гора, 1
Конфессия Православие
Епархия Псковская
Тип Женский
Основатель Иоасаф Снетногорский
Первое упоминание 4 марта 1299
Дата основания XIII век
Известные насельники преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий
Настоятель Игуменья Татиана (Пашкова)
Статус Объект культурного наследия № 6010079000№ 6010079000
Состояние Действующий монастырь
Сайт snetogor.ru
Снетогорский монастырь на Викискладе

Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — действующий женский монастырь во Пскове. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей, первое упоминание в летописи относится к XIII веку. Первоначально был мужским.

Монастырь находится в 3,5 км от центра современного города Пскова, на высоком правом берегу излучины реки Великой.

История

Вид Снетогорского монастыря в 1665 году. Рисунок Николааса Витсена.

Точная дата возникновения монастыря доподлинно не известна. Согласно одному из преданий, его могли основать монахи, прибывшие со Святой горы Афон. По другой легенде, которая в наше время является основной, основателем считается игумен Иоасаф.

Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавшая к тому времени обитель была сожжёна при нападении на Псков ливонских рыцарей. При этом погибли настоятель монастыря преподобный мученик Иоасаф и 17 иноков.

В XIV—XV веках Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. О возросшей роли монастыря уже в начале XIV века говорит факт строительства в нем каменного храма — одного из первых после длительного перерыва в каменном строительстве, вызванного нашествием монголов на Русь. В самом Пскове рядом с Кромом на берегу реки Псковы с середины XIV века существовало подворье монастыря, где в 1352 году была построена церковь ап. Иоанна Богослова. Подворье укрепляло хозяйственные связи монастыря с псковским посадом, кроме того монастырь поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами.

Монахами Снетогорского монастыря были преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий — выходец из Сербии или со Святой горы Афон. Ими были основаны другие, расположенные в окрестностях Пскова монастыри: Спасо-Елеазаровский и Крыпецкий.

В монастыре принимали постриг уходившие на покой псковские князья и бояре. Во время мора 1420—1421 гг. здесь постригся заболевший московский наместник князь Феодор Александрович Ростовский, вернувшийся однако затем в Москву. В притворе монастырского собора в 1416 году был погребен князь Григорий Евстафиевич, сын изборского князя Евстафия. Кроме того, внутри храма на стенах сохранились погребальные плиты-керамиды XVI—XVII вв. Снаружи собора сформировалось монастырское кладбище. В древности к северной стене храма были пристроены часовни, отмечавшие места некоторых погребений.

Располагаясь на берегу реки Великой при въезде в Псков монастырь встречал купцов и путешественников. В 1472 году здесь останавливалась византийская царевна София Палеолог, совершавшая переезд из Италии в Москву через Восточную Европу и Прибалтику.

Во время Ливонской войны монастырь оказался разорен войсками польского короля Стефана Батория, осаждавшего Псков в 1581—1582 гг. Монастырский собор пострадал от пожара, что имело роковые последствия для его фресковой живописи. Братия монастыря была вынуждена укрыться на псковском подворье обители. Таким же образом в период смутного времени разорение монастырю приносили попеременно осаждавшие Псков казаки и отряды польского воеводы Лисовского. Наконец, в 1615 году монастырь занял шведский король Густав Адольф, безуспешно пытавшийся взять Псков.

Склон Снятной горы со стороны реки Великой

Тем не менее в XVII веке монастырь оправился от разрушений. Сыграло свою роль пограничное положение Пскова, приобретшего важное для всей России торговое значение. Снетогорский монастырь обладал обширным хозяйством, участвуя при этом в снабжении армии, а также направляя живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен.

Положение монастыря резко ухудшилось в начале XVIII века в связи с Северной войной. Кроме того в 1710 году произошел крупный пожар, уничтоживший в том числе архив, хранивший документы со времен основания обители. Окончательный упадок монастыря был вызван секуляризацией церковных земель Екатериной II. В 1804 году монастырь был упразднен. Тогда же на его месте было решено устроить загородный архиерейский дом.

В 1816—1822 гг. здесь жил архиепископ Псковский Евгений Болховитинов, являвшийся не только деятельным архиереем, но и выдающимся историком. Помимо трудов по истории России владыка занимался и изучением истории Пскова, используя архивы Псковской духовной консистории. В 1825 монастырь посещал А.С. Пушкин. В период существования архиерейского дома богослужения в основном осуществлялись в домовом храме св. князя Владимира — бывшей трапезной церкви св. Николая.

После 1920 года началось разорение архиерейского дома, затронувшее и древний Рождественский собор, несмотря на то, что он был включен в список подлежащих государственной охране памятников старины. Храм лишился купола, кровель, оконных рам. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня, достигавшая высоты 86 метров. В настоящее время от неё сохранились лишь руины первого, наиболее древнего яруса.

Во время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживание немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.

В послевоенный период продолжил своё существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х — начале 1950-х гг. была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 году и ведущаяся до сих пор.

В 1993 монастырь был передан Псковской епархии и открыт как женский. Богослужения совершаются в трапезной Никольской церкви. В нем имеются мощевик с частицей мощей преподобномученика Иоасафа Снетогорского, иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, святителей Николая Мирликийского и Тихона Задонского, иконы Божией Матери Тихвинская, Иверская, Снетогорская, икона преподобного Макария Желтоводского с частицей мощей, переданная монастырю от Патриарха Кирилла. 26 июля 2012 года собор Рождества Богородицы был передан в безвозмездное пользование Снетогорскому женскому монастырю сроком на 50 лет.

Ансамбль

Руины церкви Вознесения. 1526 год.

В ансамбль Снетогорского монастыря входят: собор Рождества Пресвятой Богородицы (1310—1311 гг.), трапезная церковь Святителя Николая Чудотворца (1519 г.), Архиерейский дом (1805 г.), руины Снетогорского столпа — колокольни с церковью Вознесения Господня (1526 год — XIX век), Святые ворота и ограда монастыря (XVII — сер. XIX веков). Периметр монастырской ограды составляет 420 метров.

Собор Рождества Богородицы

Основная статья: Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря Собор Рождества Богородицы. 1311 год. Вид с юго-востока.

Главная святыня монастыря — собор Рождества Пресвятой Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы.

Архитектура собора

Храм по своей архитектуре во многом похож на построенный полтора века ранее собор Мирожского монастыря, но имеет некоторые существенные отличия от последнего. Внутреннее пространство храма решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объёмами. В нижнем северном компартименте первоначально располагался придел или уединенная монашеская молельня, в южном — лестница на второй этаж. Верхнее северное помещение так же служило приделом, здесь сохранились следы малого иконостаса. Верхнее южное помещение было ризницей или хранилищем документов. Помещения-палатки верхнего яруса соединялись узким деревянным настилом, замененным в XVI веке каменным балконом.

В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырёхскатную форму с плоским завершением фасадов.

Крыльцо Рождественского собора. XVII век.

С течением времени собор расширялся. В начале XV века к его западному фасаду уже примыкал притвор. В XVI веке западный фасад притвора и портал имели наружные фресковые росписи. Особенно сильные изменения были привнесены в архитектуру собора в XVII столетии. В XVIII столетии к собору были пристроены боковые приделы в честь св. Николая Чудотворца и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Боковые части притвора оказались расширены и обхватили с двух сторон крыльцо XVII века. Оформление приделов и перестроенного притвора соответствовало архитектуре эпохи барокко. Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница (не сохранилась), а древний одноглавый объём украшен по углам четырьмя малыми декоративными главами. Уже в XIX веке декоративные главы оказались убраны (в том числе и главы двух приделов), восстановлена южная апсида. Луковичная глава собора получила железное покрытие. Фасады храма, покрашенные в XVIII веке в яркий терракотовый цвет, вновь были побелены.

Первоначально иконостас храма был невысоким и занимал лишь проем центральной алтарной апсиды. Со временем он был заменен более высоким и широким многоярусным. Иконостас возобновлялся в 1855 году. При этом, в северной палате притвора была устроена ризница, где в частности хранились иконы из старого иконостаса. В XX веке убранство собора было утрачено.

Реставрационные работы конца 40-х — начала 50-х гг. XX века и в особенности комплексная реставрация, начатая в 1985 году, позволили воссоздать архитектурную историю древнего псковского храма.

Роспись собора

Вознесение. Сохранившийся фрагмент фрески купола.

Дата начала росписи храма известна благодаря записи на полях Псковского паремийника. Храм был расписан в 1313 году, вскоре после окончания строительства. Фрески собора являются ярким образцом псковской художественной школы.

Пережив сильный пожар монастыря 1493 года, роспись оказалась сильно повреждена в 1581 году при осаде Пскова войсками Стефана Батория. После войны фрески были вынуждены забелить как непоправимо испорченные. Об этом сообщает Писцовая книга Псковского уезда 1584—1587 годов. Первые пробные расчистки древней живописи были предприняты ещё в 1909 году. Работы по раскрытию фресок велись экспедициями ЦГРМ в 1920—1930-х годах и, как считалось, были завершены в 1948—1949 годах. Однако начиная с 1985 года в соборе были сделаны новые существенные открытия прежде неизвестных фрагментов живописи в куполе и алтаре. В результате последних исследований представляется возможным дать полную реконструкцию всей программы росписи.

Система росписи храма во многом перекликается с памятниками домонгольского периода.

В куполе изображено Вознесение Господне, повторяющее росписи многих новгородских храмов XII века и собора Мирожского монастыря. Фрески в барабане купола утрачены. На парусах сохранились фигуры евангелистов с их символами и фрагмент убруса с образом Нерукотворного Спаса.

В центральной алтарной апсиде в нижних регистрах представлен двухъярусный фронтальный святительский чин. Выше была изображена традиционная Евхаристия.

Богоматерь с Младенцем. Фрагмент фрески алтарной апсиды

На подпружных арках, несущих купол, изображены ветхозаветные первосвященники, прообразующие новозаветное священство. Своды и стены ветвей подкупольного креста заняты несколькими повествовательными циклами.

Воскресение Христово

В южной части храма в третьем регистре росписи на восточной стене изображено Рождество Пресвятой Богородицы (занимающее традиционное место храмового образа справа от алтаря) и Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы изображено выше во втором ярусе, традиционно по сторонам от алтарной апсиды: слева архангел Гавриил, справа Богоматерь. Рождество Христово представлено вслед за Введением в третьем регистре на южной и западной стенах южной ветви креста.

Распятие

Евангельские сцены разделены на несколько обособленных циклов. Сверху представлено несколько крупных композиций: Сретение Господне, Крещение Господне, Воскрешение Лазаря, Распятие Христово и Воскресение Христово. Ниже в меньшем масштабе изображены события, предшествующие страстям Христа, другие сцены страстей и события после Воскресения Христа: Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Снятие со креста, жёны-мироносицы у Гроба Господня, Преполовение и Сошествие Святого Духа на апостолов.

Самая большая и впечатляющая композиция в росписи собора — Успение Богоматери — расположена во всю высоту северной стены храма, напротив изображённого с южной стороны Рождества Христова. Противопоставление или вернее сопоставление двух этих композиций известно также по росписям храмов домонгольского периода.

Прочие сведения

В интерьере Рождественского собора на западной стене сохранился процарапанный рисунок, изображающий, судя по сохранившейся рядом в юго-западной палатке польской надписи, майора Собаньского. Это одно из свидетельств пребывания в 1581 году в стенах монастыря армии польского короля Стефана Батория.

Собор Рождества Богородицы представлен на монете Банка России из серии «Памятники архитектуры России».

Примечания

  1. ↑ Добро пожаловать в Псков; Снетогорский монастырь.
  2. ↑ 1 2 700 лет Снетогорского монастыря
  3. ↑ И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 7-13.
  4. ↑ http://www.snetogor.ru/ Сайт Снетогорского женского монастыря
  5. ↑ И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 15-21.
  6. ↑ К 1100-летию Пскова: Святые преподобномученики Иоасаф Снетогорский, Василий Мирожский и иже с ними пострадавшие.
  7. ↑ В Снетогорском монастыре состоялось совещание по вопросам реставрации храмов, переданных Русской Православной Церкви
  8. ↑ Собор Рождества Пресвятой Богородицы Архивировано 1 июля 2015 года.
  9. ↑ Церковь Николы Снетогорского монастыря 1519
  10. ↑ Святогорье
  11. ↑ Ансамбль Снетогорского монастыря
  12. ↑ И. Б. Голубева, В. Д. Сарабьянов. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. М., «Северный паломник», 2002. С. 3-6, 9-11, 13-16, 18-21.
  13. ↑ Голубева И. Б., Сарабьянов В. Д. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Сев. паломник, 2002. — С. 24—25.
  14. ↑ Сарабьянов В. Д. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф // Искусство христианского мира. — М., 2001. — Вып. 5. — С. 29-39.
  15. ↑ Голубева И. Б., Сарабьянов В. Д. Собор Рождества богородицы Снетогорского монастыря. — М.: Северный паломник, 2002. — С. 11—12. Илл. 9.
  16. ↑ Монеты Сбербанка России (недоступная ссылка — история). Проверено 18 марта 2012. Архивировано 20 сентября 2011 года.

Литература

  • Снетогорский Рождество-Богородицкий мужской монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Лифшиц Л. И. Программа росписи собора Снетогорского монастыря // Гос. Третьяковская галерея. Вопросы русского и советского искусства: Материалы научных конференций 1972—1973 гг. М., ГТГ, 1974. Вып. 3. С. 21–51.
  • Лифшиц Л. И. О стиле росписи Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI—XVII вв. М., «Наука», 1980. С. 93–114.

Ссылки

Снетогорский монастырь на Викискладе
  • Сайт Снетогорского женского монастыря
  • Каменная летопись. Снетогорский монастырь (ТК «Телеком», 2002)
Древняя Русь
XI-XII вв.
Псковская земля
XIV-XV вв.
Новгородская земля
XIV-XV вв.
Московская Русь
XV века
Успенский собор на Городке • Успенский собор во Владимире • Успенский собор в Москве (приделы, жертвенник) • Собор Ферапонтова монастыря
Русское государство
XVI века
Русское царство
XVII века
Утраченные в XX веке ансамбли стенописи зачёркнуты, сохранившиеся фрагментарно — выделены курсивом

СНЕТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

  • Статья
  • Новости
  • Обсуждение
  • Предложения
  • Версии

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Снетогорский монастырь

Псковский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе Псковской епархии

  • Адрес: Россия, 180020, г. Псков, ул. Снятная гора, 1
  • Тел.: 8 (8112) 75-01-25; факс: 75-95-72
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в 3,5 км от центра города, на высоком берегу реки Великой, на живописной Снятной горе. До монастыря можно доехать на автобусе от вокзала примерно за 20 минут.

Мужская обитель

Монастырь был основан в XIII веке как мужской, при участии благоверного Псковского князя Довмонта-Тимофея. Название Снетогорского (иногда — Снетногорского) он получил по расположению на Снетной (Снятной) горе, которая в свою очередь поименована по мелкой промысловой рыбе снетке, в изобилии заходившей в реку. По некоторым псковским синодикам основателем обители стал игумен Иоасаф, который ввёл в монастыре строгий общежительный устав, так что жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. По другому преданию монастырь основали монахи, прибывшие со Святой Горы Афон.

4 марта 1299 года на Псков напали ливонские рыцари и разорили и зажгли Мирожский и Снетногорский монастыри, которые находились вне городских стен и не имели защиты. В храме были сожжены игумен преподобномученик Иоасаф, 17 иноков и пресви­тер Константин. На следующий день захватчиков разбил доблестный Псковский князь Довмонт с дружиной. После победы святой князь повелел по­ставить в монастыре новый храм — каменный. Строи­тельство каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы было завершено в 1311 году, а в 1313 году храм был расписан фресками. Это был один из первых каменных храмов построенных на Руси после продолжительного перерыва в каменном строительстве, вызванного монголо-татарским нашествием.

В XIV-XV веках Снетогорский монастырь стал главным духовным центром Пскова. Почти через 90 лет после кончины преподобного Иоасафа игумена Снетогорского его строгие правила воспроизвёл в новом уставе Снетногорского монастыря святитель Дионисий Суздальский. В последующие годы из стен обители вы­шли основатели псковского пустынножи­тельного мо­нашества преподобные Евфросин Псков­ский и Савва Крыпецкий. До начала XVI века в монастыре был принят келиотский устав и вкладничество деньгами и землями, отчего обитель была одной из богатейших в городе. Монастырь был известен в Византии, поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами. Первым среди других обителей Псковщины Снетогорский монастырь построил подворье в Пскове — рядом с кромом, на берегу реки Псковы. Подворье известно с середины XIV века: в 1352 году на нём была построена церковь апостола Иоанна Богослова. Обитель стала традиционным местом пострижения Псковских князей и знати. Особо памятным для монастыря было посеще­ние обители византийской царевной Софьей Фоминичной Палеолог в 1472 году.

В 1493 году все строения монастыря сгорели. Важным этапом в истории монастыря стало возведение каменных храмов и гражданских зданий в первой четверти XVI века. Обновление монастыря было связано с переходом Пскова под управление великого князя Московского. Близ собора Рождества Богородицы в 1519 году была построена церковь святителя Николая Чудотворца, а около 1526 года была возведена церковь Вознесения Господня, реконструированная и надстроенная высоким шатром в XVII веке.

В 1581-1582 годах, во времена нашествия на Псков польско-литовских войск Стефана Батория, монастырь пострадал в пожаре. В Смутное время, в 1612 году обитель снова подверглась нападению поляков, а в 1615 году под стенами монастыря стоял лагерь шведских войск, а саму обитель занял король Густав Адольф.

На XVII век, когда развитие торговли во Пскове способствовало росту благосостояния, пришёлся хозяйственный расцвет монастыря. Обители тогда принадлежало око­ло 370 крестьянских дворов. Снетогорский монастырь участвовал в снабжении армии, а также направлял живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен.

В годы Северной войны, в 1710 году, монастырь опять горел, в огне погиб архив. После секуляризации монастырских владений в 1764 году монастырь стал пустеть и окончательно пришёл в упадок.

Закрытие

В 1804 году монастырь был упразднён, а его штат — приписан к Спасо-Елеазаровскому монастырю. В 1805 году Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом Псковского владыки. В 1825 году монастырь посещал великий поэт А. С. Пуш­кин. В период существования архиерейского дома богослужения в основном осуществлялись в домовом храме святого князя Владимира — бывшей трапезной церкви святителя Николая Чудотворца.

В 1919 году бывший Снетогорский мо­настырь был включён в охранные списки памятников архи­тектуры. В 1920-х годах экономом здесь был псково-печерский старец преподобный Си­меон (Желнин). После 1920 года началось разорение архиерейского дома, затронувшее и древний Рождественский собор. Храм лишился купола, кровель, оконных рам. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня.

В время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб немецкой группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживания немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.

В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х — начале 1950-х годов была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 году и ведущаяся до сих пор.

Снетогорский монастырь. Фото 1986-87 гг.

Возрождение

2 октября 1993 года Снетогорский монастырь был возрождён как женский. От учреждений здравоохранения на территории монастыря за годы советской власти остались руины и нежилые помещения. Немногочисленные сестры принялись своими силами восстанавливать обитель. По благословению своих духовных наставников матушка Людмила (Ванина) принимала в обитель всех, несмотря на возраст и немощи приходящих. Духовником монастыря стал архимандрит Гермоген (Муртазов). В монастырь стали стекаться люди, прося молитв и благословения в житейских нуждах и болезнях, за духовным советом в сложных обстоятельствах, приезжали со всей России и из-за рубежа.

Постепенно были перестроены жилые келейные корпуса, возведен новый восточный корпус с домовой церковью преподобного Иоасафа взамен старого, сгоревшего в большом пожаре 2002 года. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, с ноября 2001 года использовавшийся Псковским государственным музеем-заповедником, после многолетних переговоров со светскими властями был, наконец, передан монастырю. Решение о передаче собора Русской Церкви последовало в середине 2012 года. Также было обустроено подворье монастыря в деревне Замошье с собственным храмом Тихона Задонского, молочной фермой и сельскохозяйственными угодьями. Среди послушаний сестёр: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр. Богослужения совершались в трапезной Никольской церкви.

Осмотр Южной башни патриархом Кириллом. Фото 3 сентября 2014 г.

При этом перед монастырём стояли масштабные реставрационные задачи требовавшие очень больших средств. Собор Рождества Богородицы нуждался в немедленной реставрации стен, фундаментов, кровли, но государственная помощь вплоть до 2010-х годов оставалась минимальной. Церковь-колокольня «Вознесение-под-колоколы» лежала в руинах. Южный келейный корпус, руины которого прикрыты временными хозяйственными постройками, а также Южная башня, расположенные на аварийном склоне горы, нуждались в срочном укреплении. Процесс обрушения башни, стоящей на подмываемом мысу, ускорился в январе 2006 года. Федеральные власти после долгих просьб со стороны монастыря обратили было внимание на проблему берега Снятной горы, работы по укреплению берега начались в конце 2009 года, но в 2010 году внезапно прекратились, не дойдя до опасно нависающей над рекой Южной башни, а выделенные средства были возвращены в федеральный бюджет. Центральный аппарат «Росохранкультуры» запретил продолжать ремонтные работы, объявив, что реализация проекта была начата незаконно. После этого, несмотря на усилия сестёр, памятник продолжал разрушаться.

3 сентября 2014 монастырь впервые посетил предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Кирилл .

Статистика

  • ок. нач. XXI — с трудниками и клиром — ок. 100 насельников, из них более 60 сестер
  • 2015 — ок. ста насельниц, больше половины — престарелые монахини, многие живут в монастырской богадельне
Богородице-Рождественский собор Снетогорского монастыря

Храмы, архитектура, роспись

Богородице-Рождественский собор

Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик огра­ниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всерос­сийского значения.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря

Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, рос­пись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году на­чалась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.

Никольский храм

Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.

Вознесенский храм — «Снетогорский столп»

Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Сне­тогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Вели­кой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.

Домовый храм Иоасафа Снетогорского

Часовня Московских святителей

Подворья

  • Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
  • Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Настоятели и настоятельницы

  • Прмч. Иоасаф (? — 4 марта 1299)
  • Макарий (1641 — июль 1643)
  • 1804 — 1993 — монастырь упразднён

  • Людмила (Ванина) (14 ноября 1993 — упом. 3 сентября 2014)
  • Татиана (Пашкова) (с 24 декабря 2015)

Святыни

  • Честная глава и часть мощей преподобномученика Иоасафа Снетогорского хранились открыто в особом ковчеге в храме Снетногорского монастыря
  • Икона прп. Макария с частицей мощей — дар патриарха Московского и всея Руси Кирилла во время посещения обители 3 сентября 2014 г.

Некрополь

В притворе Богородице-Рождественского собора в 1416 году был погребён князь Григорий Евстафиевич, сын изборского князя Евстафия. В древности к северной стене храма были пристроены часовни, отмечавшие места некоторых погребений. Внутри храма на стенах сохранились погребальные плиты-керамиды XVI-XVII веков. Снаружи собора сформировалось монастырское кладбище.

Литература

  • Путеводитель «Псковская область», ИД «Симон-Пресс», 2000.

Использованные материалы

  • «Монастырь», официальный сайт Снетогорского монастыря:
  • «Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь», официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 сентября 2014:
  • «Снетогорский монастырь», сайт государственного управления по информационной политике и связям с общественностью Псковской области Псковская земля:
  • «Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский (женский)», сайт Русское Православие:
    • (зеркало)

«В Снетогорском монастыре состоялось совещание по вопросам реставрации храмов, переданных Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 сентября 2014,

«Снетогорский монастырь», сайт государственного управления по информационной политике и связям с общественностью Псковской области Псковская земля,

«Монастырь», официальный сайт Снетогорского монастыря,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *