Сочинение на тему раскаяние

Что такое раскаяние? Это одна из самых главных возможностей, которые только есть у человека. Если кто-то не может раскаяться в совершенном проступке, то он, вероятно, жестокий человек, не имеющий ни стыда ни совести. Каждый хотя бы раз совершал поступок, после которого он ненавидел себя и испытывал жгучее чувство стыда. Это могло произойти случайно, в приступе сильных эмоций, по глупости или ошибке, но сделанного не воротишь, как бы этого иногда не хотелось.

Чувство раскаяния воспитывают в нас с детства: когда ещё маленький ребенок делает плохой поступок или портит, ломает что-то, к нему подходит мама, садится рядом и серьезно спрашивает: “Малыш, а тебе не стыдно?”. Я в детстве терпеть не могла такие моменты, потому что, будучи даже лет шести-семи, я понимала, что же я натворила и испытывала такое жгучее чувство стыда и раскаяния, что хотелось просто забиться в какой-то маленький угол, чтобы меня никто больше никогда не видел.

Раскаяние помогает стать лучше – никому не хочется испытать эту бурю эмоций снова, и человек старается вести себя правильнее, совершать хорошие поступки и не причинять зло другим. Одно из самых главных произведений в русской литературе, раскрывающих тему раскаяния, это “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского. В нем главный герой, Родион Раскольников, убивает человека, руководствуясь мыслью, что не все люди должны находиться в нашем мире, не все нам нужны, так в чем проблема, если на одного станет меньше? Это отговорки убийцы. Через некоторое время он рассказывает обо всем своей любимой девушке, ее зовут Сонечка, и после их разговора он познает раскаяние, он возвращает назад свою потерянную человечность. Раскольникова начинает мучить совесть, и он сознается во всем следователю. Да, он пошел на решение в ущерб себе, можно сказать, но он оставил душу незапятнанной. Он совершил преступление и получил справедливое наказание, избрав его себе самостоятельно. Из этого примера мы можем вывести, что именно муки раскаяния помогли Родиону Раскольникову остаться человеком и не потеряться во зле. Именно раскаяние помогло остаться Родиону таким же, каким он был до убийства. Человек не может жить без раскаяния, и стоит ценить это чувство за то, что оно может спасти человека от зла, как это и было у Ф. М. Достоевского.

Раскаяние – очень непростое чувство. Оно может приносить пользу человеку, толкать его к самосовершенствованию, однако бесконтрольное раскаяние по любым мелочам может навредить и очень сильно.

На самом деле раскаиваются все люди, но каждый человек делает это по-своему. Например, кто-то после проступка чувствует свою вину и пытается извиниться поступками, подарками или просто словами. Некоторые начинают менять себя, например, свои привычки, из-за которых чувствуют вину. Или отодвигают чувство раскаяния подальше каждый день, уговаривая себя, что как-нибудь потом извинятся или помирятся, но так ничего и не делают. А некоторые раскаиваются только тогда, когда уже поздно что-то менять и не у кого просить прощения, не с кем мириться. Последний пример является самым печальным из всех, особенно если ссора произошла с кем-то родным.

Однако раскаиваться тоже надо правильно, иначе можно заработать себе комплекс «вечной вины». Такое бывает, когда человек терзает себя чувством вины из-за любой ерунды долгое время или его так воспитали родители. Например, если родители постоянно обвиняют своего ребенка по поводу и без него, то тогда ребенок всю жизнь будет чувствовать себя виноватым, даже если корить себя не за что. Таким людям очень сложно осознать, что они в чем-то могут быть совершенно не виноваты и есть вещи, которые они могут делать хорошо и получать за них похвалу, а не обвинения. Поэтому свое раскаяние надо дозировать и трезво оценивать причины появления этого чувства. Ведь если это не контролировать, то, в конце концов, можно получить серьезные психологические проблемы и трудности в построении отношений с людьми. Просто потому, что очень сложно понять и общаться с человеком, который даже шуточные упреки воспринимает всерьез и начинает судорожно извиняться. На самом деле выглядит это довольно странно и даже жутковато. Просто возникают вопрос: «Кто же его так запугал?». Так выглядит первая крайность проявления раскаяния, а бывает и другая, когда человек не раскаивается вообще. Если это какие-то мелочи, то его можно понять и, возможно, даже терпеть его выходки какое-то время, но бывают и более серьезные ситуации. Например, предательство, преступление или что-то похожее.

Поэтому нельзя впадать в крайности, надо здраво рассуждать, какое количество раскаяния уместно в той или иной ситуации.

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Совесть (таблица)

Guru · 18.07.2018

Совесть — важнейшая проблема, которую затрагивают практически все писатели в своих книгах. Поэтому она часто встречается в текстах для подготовки к ЕГЭ. В данной подборке вы найдете примеры из литературы, которые иллюстрируют ту или иную грань этой проблемы. А в конце работы располагается ссылка на скачивание таблицы с аргументами.

Конфликт совести и предрассудков

  1. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». При появлении Иешуа у Понтия Пилата начинают проявляться чувства симпатии к человеку, который ни в чем не виновен. Герой мечется между своими представлениями о долге перед Кесарем и тем, что принято называть «совесть». Он сострадает несчастному пророку, понимая, что тот – лишь жертва обстоятельств и глупой толпы, которая перевирает его слова. У него в голове возникла мысль отменить казнь и предстоящие муки. Но его статус не дает ему пойти на достойный поступок — помочь Иешуа. Когда первосвященник отпускает вора и убийцу взамен несчастного философа, прокуратор не вмешивается, потому что боится гнева «ненавидимого города», подстрекаемого священнослужителями. Его трусость и предрассудки против веры Иешуа пересилили его чувство справедливости.
  2. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Главный герой, Печорин, украл из селения очаровательную дикарку Бэлу. Девушка не любила его тогда, да и была слишком юна для брака. Но ее семья не поспешила на выручку. Для них похищение женщины – обычное дело. Национальные предрассудки мешают им услышать голос совести, который говорит о том, что Бэла достойна лучшей жизни, что она может сама выбирать свой путь. Но ею распорядились как вещью, как лошадью, как будто у нее нет чувств и разума. Поэтому понятен трагический финал главы: жертву подстерегает еще один охотник за женщинами и убивает ее. Увы, там, где нет уважения к личности, нет и возможности нормально жить. Бессовестные порядки позволяют людям лишать тех, кто слабее, прав и свобод, и это не может кончиться хорошо.

Проблема угрызения совести

  1. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Петруша Гринев в первый вечер взрослой жизни проиграл в карты сумму в размере ста рублей. Ему необходимо было вернуть долг. Тогда он попросил своего воспитателя, крепостного крестьянина Савельича, дать ему сумму, необходимую для возвращения долга. Тот, в свою очередь, отказал в просьбе. Петруша после этого начал требовать, повышая на него голос, тогда уже старику пришлось выдать юноше деньги. После этого Петруша чувствовал угрызения совести, стыд, ведь старик был прав: его действительно обманули, а он, не видя собственной глупости, обрушил гнев на преданного слугу. Тогда герой понял, что он не имеет морального права унижать кого-либо из-за своей же непрактичности. Он извинился и помирился с Савельичем, ведь совесть терзала его душу.
  2. В. Быков, «Сотников». Партизан Сотников находится в плену у фашистов. В одну ночь к нему приходят воспоминания о детстве, когда он без спроса взял отцовский маузер, случайно выстреливший. После, по совету матери, он признался ему в содеянном, так как его грызла совесть. Случившаяся история оставила сильный след в его дальнейшей жизни. После этого Сотников не обманывал отца, ничего не брал без спроса, поступал только так, как велит нравственный долг. Не жалея жизни, он защищает родину до последнего рубежа. Претерпевая страшные муки пыток, он не сдал своих товарищей, взял всю вину на себя, спасая других пленников. Это и называется «жить по совести».

Проблема совести и ответственности

  1. В. Астафьев, «Конь с розовой гривой». В этом рассказе главному герою тяжело далось признание в своей ошибке. Витя решился обмануть бабушку и на дно корзины с земляникой, которую надо было продавать, положил много травы. Он заигрался с мальчишками и не успел собрать достаточное количество ягод. После подлого поступка его начинает мучить совесть. Утром он решает признаться в содеянном, но пожилая женщина уже направилась в город. Там ее подняли на смех, упрекнули в нечестной торговле. После возвращения бабушки домой, Витя начинает искренне раскаиваться, осознав свою неправоту. Он ответил за свой обман, не скрыл его, а признался. Именно совесть является гарантом ответственности: без нее личность не осознает, что у нее есть нравственный долг перед обществом, семьей и собой.
  2. А. Куприн, «Гранатовый браслет». В произведении рассказывается о Желткове, который без памяти влюблен в замужнюю женщину, Веру Шеину. Он продолжает писать ей любовные письма, зная, что она не ответит. Для героини это был приятный жест, который потом надоел, и она попросила его не писать ей больше. В конце рассказа мужчина не выдерживает и совершает самоубийство, потому что не может разлюбить даму сердца. Вера только после его смерти понимает, что, возможно, утратила настоящую и чистую любовь. Как видно из этого примера, именно совесть обеспечила герою понимание ответственности перед возлюбленной. Он не пытался разрушить семью, не компрометировал женщину, не досаждал своим вниманием. Он понимал, что узы брака священны, что он не имеет морального права вмешиваться в супружескую жизнь Шеиных. Поэтому он довольствовался малым, а когда и это стало в тягость Вере, просто погиб, понимая, что его долг – отпустить замужнюю даму и оставить ее в покое. Но по-другому ее оставить он не мог.

Проблема отсутствия совести

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». В этой сказке поднимается проблема совести. Салтыков-Щедрин воспользовался аллегорией и показал человеческое качество в виде тряпки, которая переходит из рук в руки. На протяжении всей книги каждый герой пытается избавиться от нее. Жалкий пропоец, хозяин питейного дома, надзиратель, финансист: они не могут принять тяжкий груз, муки и истязания души. Они всегда жили без совести, поэтому им легче будет без нее, без «надоедливой приживалки».
  2. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». В романе отсутствие совести проявляется у Аркадия Свидригайлова. На протяжении всей жизни он развращал юных девушек и губил судьбы людей. Смыслом бытия для него стало сладострастие, которое он эгоистически искал в каждой жертве. В финале герой испытывает чувство раскаяния, предоставляет помощь детям Мармеладовой после смерти матери и просит прощения у Дуни Раскольниковой, которую он опозорил своим поведением и едва не вынудил на брак по расчету. Увы, чувство морального долга проснулось в нем поздно: его личность уже разлагалась от пороков и грехов. Воспоминание о них сводило его с ума, и он не выдержал мук совести.

Проблема проявления совести

  1. В. Шукшин, «Калина красная». Егор Кудин, главный герой, был уголовником. Из-за своей деятельности, он много горя принес своей матери. Спустя много лет мужчина встретился с нею, но не посмел признаться ей, что он ее сын. Он не хотел больше причинить ей вреда, сделать больно. Именно совесть заставляет Егора остаться неизвестным для пожилой женщины. Конечно, его выбор можно оспорить, но, тем не менее, он достоин уважения за позднее раскаяние. И мораль вознаградила его за это усилие воли: только благодаря совести в конце рассказа Кудин не падает на дно безнравственности.
  2. А. Пушкин, «Капитанская дочка». Пугачев был жестоким и властным лидером, он безжалостно истреблял целые непокорные города. Но когда перед ним оказался дворянин, который помог ему не замерзнуть на дороге, отдав заячий полушубок, мужчина не смог хладнокровно его казнить. Он чувствовал благодарность по отношению к честному и доброму юноше. Бунтовщик отпустил его, зная, что молодой человек встретится с ним в бою. Тем не менее, совесть восторжествовала в этом суровом воине. Он понимал, что пошел войной на государыню, чтобы защитить свободу и жизнь простых людей, а не для того, чтобы убивать барских детей. В нем было даже больше морального превосходства, чем в императрице российской.

Вера Куруч

Что такое раскаяние? Я считаю, что это чувство вины, осознание неправильности своего поступка. Обычно оно сопровождается яростным желанием исправить сделанное. Мое мнение по поводу этого чувства – оно необходимо, так как если люди не будут раскаиваться и учиться на своих ошибках, они никогда не поймут, что значит быть хорошим и ответственным человеком.

В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» говорится о судьбе простой крестьянской девушки, которую обманул и предал ее возлюбленный, дворянин Эраст. От такого горя Лиза покончила с собой, бросившись в воду. Узнав об этом, Эраст ощутил чувство вины. До последнего своего дня он раскаивался в обмане, и умер через некоторое время после разговора с рассказчиком. Автор в эпилоге выражает надежду на то, что раскаяние очистило его душу, и на том свете Лиза и Эраст помирились. Это показывает правоту моего мнения.

Еще один яркий пример – произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой молод, богат, недурен собой, но страшно эгоистичен и безразличен. Все ему уже успело наскучить за 26 лет, ему неинтересны ни внимание дам, ни толки и сплетни высшего света. Получив наследство, Евгений переезжает в деревню. Он очарован местной природой. Вскоре он заводит дружбу с Ленским, молодым поэтом восемнадцати лет. Помещик Ларин и его жена прочат Онегину в жены свою дочь Татьяну. Татьяна влюбляется в главного героя. В один день она, набравшись смелости, отправляет Евгению письмо, где признается в чувствах. Позже, при личной встрече Онегин отвергает ее, но продолжает то же кокетливое общение, к которому привык в высшем свете. После, решая подразнить своего друга Ленского, Евгений танцует несколько танцев с его возлюбленной, сестрой Татьяны, Ольгой, такой же беспечной кокеткой, как и главный герой. Ленский в ярости вызывает друга на дуэль. Тогда Евгений и начинает задумываться о последствиях, но юношеский пыл не дает ему покоя. Он убивает Ленского. После чего его и настигло раскаяние. Муки вины и невозможность исправить содеянное заставляют его срочно уехать. Через пару лет на одном из приемов Онегин встречает Татьяну. Ее замужество не мешает ему влюбиться в нее. Она признается, что любит его, но не будет изменять мужу. Евгений понимает свои ошибки и раскаивается в своих поступках. Он стал мудрее и лучше, честнее, справедливее, хоть и ценой таких испытаний.

Все эти аргументы и примеры доказывают мое мнение по поводу необходимости такого чувства как раскаяние. Оба главных героя стали лучше, осознав свои ошибки через раскаяние.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *