Содом и гоморра читать

Наверх

Согласно Ветхому завету, города Содома и Гоморры были в союзе с городами Адмы, Шевоим и Бела (Сигор). Эти пять городов, также известные как «города на равнине», были расположены на Иорданской равнине в южном регионе земли Ханаанской. Некоторые исследователи полагают, что это место находилось к северу от современного Мертвого моря, другие считают, что к югу.

Божественным судом были уничтожены Содом и Гоморра, равно как и соседние Адма и Шевоим. Сигор (Бела) был единственным городом, избежавшим гнева Божьего, так как в нем спрятался Лот. В Авраамических религиях, выражение Содом и Гоморра – синоним нераскаявшихся грехов, падения и божественного возмездия за грехи.

Этимология названий Содом и Гоморра – неясна. Вероятно, название Содом пришло из ранних семитских языков, и связано с корнем sadama со значением «ускорить», «усилить», «укрепить». Название Гоморра, возможно основано на корне ghmr, что означает «глубоко».

Библейская история о Содоме и Гоморре

Библейское описание падения Содома и Гоморры записано в 18 и 19 главах Бытия. Господь и два ангела пришли поговорить с Авраамом. Господь сообщил Аврааму, что

…вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.

Авраам умолял Господа пощадить Содом и Гоморру, потому что племянник Авраама, Лоти его семья жили в Содоме. Господь обещал пощадить Содом и Гоморру, если там найдется хотя бы десять праведников. Однако, как оказалось, единственным праведником в Содоме и Гоморре оказался Лот.

Глава 19 книги Бытия повествует о двух ангелах, маскируются под людей, посещающих Содом и Гоморру. Племянник Авраама Лот сидел у ворот Содома. Он поклонился путникам до земли и пригласил их в дом. Вскоре жители Содома окружили дом Лота и требовали отдать им путников. Лот просил их не делать зла и готов был отдать толпе на растерзание своих дочерей. Ангелы поразили толпу слепотой и приказали Лоту взять семью и уходить из города. Ангелы вывели Лота из города и велели спасаться на горе.

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,

и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.

В чем был грех Содома и Гоморры?

Господь наказал Содом и Гоморру, но за какие грехи? Существует несколько версий.

Гомосексуализм. Сегодня термин «содомия» часто используется для обозначения сексуальных отношений между двумя мужчинами, будь то добровольных или принудительных. Очевидно, что гомосексуализм был одним из грехов, за которые Бог уничтожил города. В Послании Иуды говорится:

Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного…

Мужчины Содома и Гоморры хотели совершить гомосексуальное насилие над двумя ангелами (которые были переодеты мужчинами). В то же время, в Библии прямо не указано, что Бог уничтожил Содом и Гоморру именно за грех гомосексуализма.

В Книге пророка Иезекииля находим:

Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.

И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их.

Согласно этим строкам Библии, гомосексуализм был не единственным грехом, из-за которого были разрушены города Содома и Гоморры, но, вероятно, одной из причин, среди других указываются жадность и негостеприимность.

Содом и Гоморра – научное прочтение.

Величайший разлом на суше называется Великий рифт или Великий африканский разлом. Это разрыв земной коры, идущий от Сирии в Азии до мыса на оконечности Африки, простираясь на чем в 5000 километров. Туристы едут в Великую рифтовую долину, чтобы насладиться удивительными пейзажами — вертикальными скалами среди огромных долин. Ученые считают, что обычные землетрясения не могли спровоцировать появление столь огромного раскола в земной коре. Вероятно, причиной стало падение метеорита.

Образование Великого рифта — вероятная причина гибели Содома и Гоморры

Возможно, именно это событие нашло отражение в библейской истории о Содоме и Гоморре, когда пролил Господь дождем серу и огонь с небес. На следующее утро Авраам посмотрел в сторону города на равнине и увидел дым, поднимающийся от того места, где были города, словно дым из печи. Однако, именно этот дым навел исследователей на другую точку зрения, для объяснения которой нам нужно уточнить местоположение Содома и Гоморры.

Где находились Содом и Гоморра?

Единственное указание на местоположение Содома и Гоморры дается в Библии:

пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.

Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое. (Книга Бытия, глава 14)

Ранние исследования, касающиеся расположении этих двух городов, остались без результата. Ученый Ф. Олбрайт сделал вывод, города Содом и Гоморра поглотило Мертвое море, которое поднялось много выше своего естественного уровня. Эта теория была поддержана Ральфом Э. Барни, который исследовал окаменелости в южном бассейне Мертвого моря.

Однако, вскоре исследователи обнаружили близ Мертвого Моря руины великой крепости Babe dh-Dhra, построенной из камня и возвышавшейся над оврагами Вади Карак. Еще семь построек были вскоре найдены восточнее первой крепости. По остаткам зданий было понятно, что место это было разрушено в результате пожара. Исследователи утверждают, что крепость Babe dh-Dhra была расположена в Содоме. Здесь проводились ежегодные праздники, на которых присутствовали жителями пяти городов равнины Сидим.

Место неподалеку под названием Нумейра считается Гоморрой. Оба места были одновременно разрушены в результате пожара, причем, как свидетельствуют исследователи, пожар начался сверху – с крыш зданий. Единственным возможным объяснением этого уникального открытия в библейской археологии является предположение, что горящие обломки упали на здания сверху. Но как такое могло случиться? Существует достаточно доказательств о подземных месторождениях природных битумов, похожих на асфальт, в регионе к югу от Мертвого моря. Такой материал обычно содержит высокий процент серы. Геолог Фредерик Клэпп утверждает, что землетрясение могло стать причиной выхода битумных месторождений из земли через линии разлома. Битум мог падать на землю, как горящая пламенеющая масса. Найденные же города к югу от Мертвого моря находятся как раз на линии разлома. Густой дым, который увидел Авраам, подтверждает эту версию, ведь густой дым характерен для горения нефтяных продуктов, к которым относится битум.

Содом и Гоморра

Facebook Twitter Вконтакте Google+

Содом и Гоморра — согласно Библии, древние города в районе Мертвого моря, население которых отличалось крайней распущенностью нравов, в частности — развратом и жестокостью к иноземцам. Точное его расположение до сих пор не установлено, хотя, согласно Библии, город располагался на юго-восточной границе Ханаанской земли (Быт. 10:19; 13:12).

Историко-географические данные

Содом — переводится как «горящий». Гоморра — переводится как «переполненный водой» или «погружённый».

Содом и Гоморра — два из пяти городов окрестности Иорданской, которые были уничтожены огнём и серой. Пять городов окрестности Иорданской — Содом, Гоморра, Сигор, Адма и Севоим (Цевоим). Упоминание о них находится в Бытии 10:19 «И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, Отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши».

Все эти города находились в долине Сиддим, где ныне находится Мёртвое море:

Что собой представляла эта местность?

Бытие 14:10 «В долине же Сиддим было много смоляных ям».

Библия о жителях Содомы и Гоморры

Злы и весьма грешны: Бытие 13:13 «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».

В городах этих не нашлось десяти праведников, ради которых Бог не истребил бы эти города: Бытие 18:23-32.

Горды, пресыщены, праздны, немилосердны и совершающие мерзости: Иезекииль 16:48-50

Гордятся своим грехом: Исаия 3:9

Сексуальный разврат достиг апогея в Содоме и Гоморре: Бытие 19:4-9.

Уничтожение Содома и Гоморры

Нечестие и беззаконие жителей Содома и Гоморры привело к испепелению этих городов. Картина уничтожения Содома и Гоморры описана в Бытии 19:15-26.

Особо нужно обратить внимание на картину уничтожения городов: Бытие 19:24-25 «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли». Также

Отношение Лота к случившемуся описано в Бытии 19:30 «И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его».

Известно, что в долине Сиддим находилось пять городов: Содом, Гоморра, Сигор, Адма и Севоим. Сколько же городов было уничтожено в тот день: два, три, четрыре или все пять? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внимательно прочесть историю выведения семьи Лота из Содома: Бытие 19:15-26.

Во-первых, особое внимание нужно обратить на разговор Лота и ангелов (Бытие 19:15-22)

По замыслу Бога все пять городов долины Сиддим должны были быть уничтожены огнём и серой. По этой причине ангелы предупредили Лота, чтобы он не останавливался ни в одном городе окрестности Иорданской, а бежал в горы:

Лот опасался не успеть убежать в горы и просил ангелов разрешить ему укрыться в Сигоре — одном из пяти городов долины Сиддим. Ангелы пообещали Лоту, что Сигор не будет уничтожен ради него: «И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь» (стих 21).

Во-вторых, следует обратить внимание на стихи 23-25:

Здесь описывается уничтожение Содома, Гоморры, а также всей окрестности Иорданской, за исключением Сигора. Таким образом мы видим, что кроме Содома и Гоморры в тот день было уничтожено ещё два города.

Об этом же повествует отрывок из книги Второзаконие 29:23

Видео: Содом и Гоморра (27 мин)

Майкл Руд анализирует Библейскую историю о Содоме и Гоморре, приводя доказательства, факты, аргументы, интерпретации и гипотезы на месте событий. Это увлекательный рассказ об Аврааме, его племяннике, праведном Лоте, и его спасении Ангелами Господними, городах Содоме и Гоморре и их гибели. Рассказ сопровождается историческими экскурсами, инсценировками событий, интервью с обычными людьми.



Путеводитель по БиблииАзимов Айзек

Содом и Гоморра

Пока Авраам ожидал обещанного ему наследника, внимание Библии вновь сосредоточивается на окружающем мире.

Авраам узнает, что города долины, среди которых наиболее значительными были Содом и Гоморра, погибли в страшной катастрофе. Именно Содом Лот избрал своим местом жительства, и именно Содом выступил инициатором восстания против Кедорлаомера.

Авраам вступился перед Богом за жителей городов, которые могли оказаться праведными. Его племяннику Лоту было позволено спастись, и он успел бежать в маленький городок в долине Сигор (жена Лота при этом погибла, превратившись в соляной столп).

Быт., 19: 23–25. …Лот пришел в Сигор. И пролил Господь но Содом и Гоморру дождем серу и огонь… И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли.

Описание катастрофы похоже на землетрясение с извержением вулкана или, возможно, на столкновение крупного метеорита с Землей. Такие катастрофы, несомненно, случались и в более поздние времена. В 1883 г. при извержении вулкана Кракатау на островах Яванского архипелага погибло 36 тысяч человек.

Однако вопрос в том, где же располагались погибшие Содом и другие города долины? По-видимому, слово «долина» означает всю впадину, которую занимают река Иордан и Мертвое море (согласно Бытию, 13: 10, она «повсюду хорошо орошалась водою»).

Разумеется, сейчас берега Мертвого моря бесплодны, но кто знает, возможно, это и является результатом катастрофы, описанной в Библии.

Существуют определенные признаки, указывающие, что во времена Авраама уровень Мертвого моря был на несколько футов ниже, чем сейчас. Поэтому в тот период оно могло ограничиваться только его самым глубоким местом, то есть двумя третями его площади с северной стороны. Мелкая южная его треть могла быть тогда сушей или болотистой местностью — долиной, где располагались Содом и соседние с ним города. Возможно, там существовали источники пресной воды, несущие плодородие всей этой земле, но ближе к северу, к Мертвому морю, пересыхавшие. Это место действительно могло быть той самой «долиной Сиддим», о которой говорится в Бытии, 14: 3.

Не исключено также, что катастрофа, погубившая Содом и другие города, — извержение вулкана, или землетрясение, или столкновение с метеоритом — привела к небольшому понижению почвы, и воды Мертвого моря затопили южную область; этот разлив в результате подъема уровня моря мог привести и к худшему. Если произошло именно так, то все, что осталось от городов (а учитывая размеры и характер постройки хананейских городов 1900 г. до н. э., от них мало что могло остаться), кануло в воды Мертвого моря.

Однако справедливости ради следует отметить, что исторических свидетельств подобной библейской катастрофы нет и о каких-либо цивилизациях, похороненных на дне южной части Мертвого моря, ничего не известно.

О других городах долины в этом библейском рассказе не упоминается, но, согласно Второзаконию, они также были разрушены:

Втор., 29: 23. …как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем…

Сигор, последний город в долине, где Лот нашел убежище, был пощажен. В книге Иеремии пророк обличает Моав, упоминая Сигор среди его городов:

Иер., 48: 33. Радость и веселье отнято от… земли Моава.

Иер., 48: 34. …от Сигора до Оронаима…

Судя по местонахождению Моава, Сигор, скорее всего, должен был располагаться к юго-востоку от Мертвого моря, возможно, у его нынешнего побережья — то есть достаточно далеко от погибших городов, и мог спастись от катастрофы. В настоящее время никаких следов Сигора не обнаружено.

Кстати, в Средние века, когда мало кому из европейцев приходилось видеть Мертвое море, представление о нем, под влиянием 19-й главы Бытия, было более пугающим. Считалось, что над его поверхностью поднимаются ядовитые испарения и ни одна птица не может летать над его черными водами. Разумеется, это не так. Климат в этом месте плохой, в море нет ничего живого, и вода в нем горькая, но она неядовита, и люди могут купаться в ней, если захотят. Плавание в Мертвом море вызывает удивительные ощущения: из-за высокой концентрации соли плотность воды необычайно высокая, и утонуть в нем невозможно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Содом и Гоморра (Историко-археологическая заметка А. А. Опорина) «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Бытие 19:24-25). Названия этих городов

Глава седьмая Содом и Гоморра Книга Бытие 19:24, 25 «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли». Названия этих городов с незапамятных времен стали

Содом и Гоморра Когда после потопа человеческий род возобновился на земле, люди вновь забыли Бога и извратили свои пути перед Ним. Невоздержанность их росла, пока не овладела почти всем миром. Целые города были стерты с лица земли из-за низменных грехов и мерзости

Содом Павел встал немного позже обычного, помолился и, приведя свои дела в порядок, приготовился уже идти в поселок, но в комнату забежал нарядчик и попросил его к начальнику. Тревога щипнула сердце Владыкина, когда он услышал это. В кабинете, у стены, сидел в солдатской

22. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа, «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом…» Некоторые толкователи утверждают, что в Содом пошли не все три мужа, а только два Ангела, ссылаясь на (19:1). Хотя в предыдущем тексте «мужи» все

19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 19-22. Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие животные и птицы будут

Содом и Гоморра Пока Авраам ожидал обещанного ему наследника, внимание Библии вновь сосредоточивается на окружающем мире.Авраам узнает, что города долины, среди которых наиболее значительными были Содом и Гоморра, погибли в страшной катастрофе. Именно Содом Лот избрал

Содом и Гоморра Дискуссия об уничтожении Содома и Гоморры Жители Содомские и Гоморрские были весьма грешны пред Господом. В Содоме жили сплошняком одни мужики, которые любили друг друга непотребным образом, а в Гоморре жили одни лесбиянки, любившие друг друга столь же

Содом и Гоморра Ангелы пришли в Содом вечером. Лот сидел у городских ворот и, увидев перед собой странников, подошел и просил их зайти к нему в дом переночевать.Он угостил их ужином, но не успели они лечь, как вокруг дома собрались жители города и требовали, чтобы Лот выдал

Содом и гоморра От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом

Содом и Гоморра И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли.2 И сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего, и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встанете поутру, и пойдете в путь

Содом и Гоморра В рассказах о поражении Содома и окрестных городов и о потопе имеется несколько общих точек соприкосновения.Истребление произошло посредством дождя с небес, только в истории с потопом с неба льётся вода, а на Содом – огонь и сера (Быт. 19–24).В этих двух

Содом и Гоморра Лот между тем жил в Иорданской долине, где среди жителей других поселений особенным бесчестием отличались обитатели городов Содом и Гоморра. И тогда, посетив Авраама, Господь отправил ангелов Своих в Содом, чтобы осудить и наказать грешников. Божьи ангелы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии У этого термина существуют и другие значения, см. Содом и Гоморра (значения).

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

п • о • р

Содо́м (ивр. ‏סְדוֹם‏‎, Sədom — букв. «горящий»; греч. Σόδομα) и Гомо́рра (ивр. ‏עֲמוֹרָה‏‎, ʿAmora — букв. «погружение, потопление»; греч. Γόμορρα) — два известных библейских города, которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи их жителей. Города входили в Содомское пятиградие (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) и находились, согласно Ветхому Завету, в районе Мёртвого моря, однако точное место сейчас неизвестно.

Некоторые представители научного сообщества подвергают сомнению историческую достоверность самого существования этих городов, в то же время ряд других представителей современного научного мира признают факт существования в древности (третье тысячелетие до н. э.) упомянутых в Библии Содома, Гоморры и других городов возле южной оконечности Мёртвого моря. Упоминание о Содоме встречается также в сочинениях Страбона «География», у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях», в сочинениях Корнелия Тацита.

Название Содома, от которого также произошло понятие «содомия», стало нарицательным для обозначения девиантного сексуального поведения.

Библейские данные

Впервые Содом и Гоморра упоминаются в Библии как юго-восточная оконечность Ханаана к востоку от Газы (Быт. 10:19). В земле Содомской поселился племянник Авраама Лот, причем Содомская земля обозначена как восточный берег реки Иордан, напротив Хеврона (Быт. 10:11—12). Иезекииль утверждает, что Иерусалим с одной стороны граничит с Самарией, а с другой (с южной или юго-восточной) — с Содомом (Иез. 16:46).

Содом населяли хананеи. Царём Содома был Бер (Бера).

Ко времени Авраама относится библейское повествование о войне между шумеро-эламским войском царя Кедорлаомера и содомским войском, причем, решающее сражение произошло в долине Сиддим (примерно там Иисус Навин форсировал Иордан, прежде чем захватить Иерихон). Содомское войско было разгромлено, а Лот попал в плен. За ночную атаку на конвой пленников Авраам получил благодарность от содомского царя (Быт. 14:17) и салимского священника Мелхиседека (иевусейский Салим также считался частью Содомской земли). Библия описывает Содомскую землю как коалицию укрепленных городов-государств (аналог финикийского Угарита), во главе которых стояли цари. Основным занятием местного населения было земледелие (в том числе виноделие).

Согласно Библии, во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но, поскольку жители «были злы и весьма грешны» (Быт. 13:13), то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19:24—25). В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3900 лет назад были уничтожены Адма и Севоим. В наши дни на предполагаемом месте этих городов пока никаких следов не найдено.

Содомская земля позднее была населена потомками Лота (единственными выжившими содомлянами) и получила название Моав.

Библейское повествование

Джон Мартин, Уничтожение Содома и Гоморры, 1852 год «Жена Лота» на горе Содом Хендрик Гольциус, Лот и его дочери, 1616 год

В Библии говорится, что накануне разрушения городов Авраам принимал Господа, который явился ему в виде трёх мужей у дубравы Мамре. Узнав о готовящемся наказании, Авраам, у которого был племянник Лот, поселившийся в Содоме, просил Господа пощадить города ради праведников, которые там могли находиться, и получил обещание, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников (Быт. 18:23–33). Далее произошло следующее:

И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Еще не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал : братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Далее Библия повествует о том, что ангелы указали Лоту и его семье спасаться на гору, однако Лот возразил им и предложил бежать в небольшой город Сигор, расположенный ближе горы. Бог согласился на предложение Лота и обещал не уничтожать этот город «в угодность» ему (Быт. 19:15–23). Сразу после бегства Лота с семьёй с небес полились огонь и сера, и всё было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб (Быт. 19:24–26).

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. И встал Авраам рано утром на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

Однако Лот боялся жить в Сигоре, поэтому покинул город и стал жить в пещере вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и совокупиться с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день — младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая — Бен-Амми, предка аммонитян (Быт. 19:30–38).

Упоминания у древних историков

Сочинения Страбона

Греческий историк и географ Страбон писал: «В пользу того, что эта земля насыщена огнём, приводят много других доказательств. Так, около Моасад показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву: из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится верить весьма распространённым среди местных жителей преданиям о том, что некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город — Содомы — имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землёй, а другие покинули жители, ещё имевшие возможность бежать. По словам Эратосфена, который утверждает противное, территория эта некогда была озером и большая её часть обнажилась, поднявшись над водой вследствие извержений, как это имело место и в Фессалии».

Корнелий Тацит

Римский историк I—II в.в. н. э. Публий Корнелий Тацит упоминал города Содом и Гоммора и их сожжение огнём с неба: «…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородные и покрытые многолюдными городами, а после выжжены небесным огнём… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь».

Иосиф Флавий

Иосиф Флавий, римский историк I века н. э., в своих трудах пишет: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности её жителей была уничтожена молнией» . «Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись,… Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из неё уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжёг его вместе с жителями и равным образом опустошил всю область».

Археологические исследования и местоположение

Содомские горы, Израиль

Горы на юго-западном берегу Мертвого моря, состоящие главным образом из каменной соли называются Содомскими, хотя происхождение названия до конца не ясно.

  • На протяжении 1965—1967 и 1973—1979 годов было проведено пять экспедиций, в результате которых местоположение Содома так и не было определено.
  • В 2000 году была проведена британская археологическая экспедиция под руководством учёного Майкла Сандерса. Её участники полагают, что сумели определить максимально точные координаты развалин Содома на дне Мёртвого моря. Поиск вёлся в северо-восточной акватории, что полностью противоречит опирающейся на Библию теории, что Содом был расположен в южной оконечности Мёртвого моря. Открытие британских учёных основывалось на фотоматериалах с американского космического корабля «Шаттл», зафиксировавшего аномалии на дне Мёртвого моря у берегов Иордании.
  • Специалисты из Trinity Southwest University в Альбукерке (Нью-Мексико, США) под руководством Стивена Коллинза выдвинули предположение, что руины древнего комплекса Бронзового века в местечке Тель эль-Хаммам в Иордании могут оказаться руинами Содома. Учёные отмечают, что исследуемые ими руины расположены на севере от Мёртвого моря, что противоречит распространённому сегодня мнению о том, что Содом и Гоморра лежали к югу от Мёртвого моря. Однако Коллинз в доказательство своей теории утверждает, что в древности было принято селиться именно в северной части побережья. Кроме того, учёный ссылается на сами библейские тексты, в которых утверждается, что Содом был виден с Вефиля и Гая и располагался в «окрестности Иорданской» (Быт.13:10). Коллинз приводит и другие географические приметы, найденные им в Ветхом Завете.

Экспонат K8538, Британский музей

  • В 2008 году британцы Алан Бонд и Марк Хемпселл опубликовали книгу, в которой выдвинули гипотезу об уничтожении Содома и Гоморры астероидом. В качестве доказательства авторы опирались на древнюю клинопись, найденную в середине XIX века в руинах царской библиотеки в Ниневии и хранящуюся в Британском музее под номером К8538.
  • 18 декабря 2010 года Россия и Иордания подписали соглашение о совместном обследовании дна Мёртвого моря для поиска следов Содома и Гоморры в районе древнего города Баб-эд-Дра (en:Bab edh-Dhra), где, согласно фотосъемке NASA, возможно, сконцентрированы развалины. Поиски должны были начаться с 2011 года. Российская компания была выбрана для проекта по причине устойчивости её глубоководного оборудования к крайне солёной воде Мёртвого моря. По неподтвержденным сведениям, Израиль ранее уже предпринимал попытки исследовать этот район с помощью глубоководных аппаратов, но они не увенчались успехом.

Переносные значения

Выражение «содом» («содом и гоморра») иносказательно означает место крайнего разврата, где попираются моральные устои общества. Реже — в значении «ужасный беспорядок», «беззаконие». От названия города Содом происходят слова «содомия», «содомит», «содомский грех». В современном русском языке данные термины часто подразумевает половую связь между лицами одного пола (мужеложство). В других языках под содомией понимаются оральный секс и анальный секс между лицами как одного, так и разных полов, а также сексуальные контакты с животными (зоофилия). В современном русском разговорном языке «содомом» называется также шум, беспорядок, суматоха.

Критика и параллели

Французский писатель и критик религии Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» сравнивает библейское повествование о Лоте с античным мифом о Филемоне и Бавкиде, в которой Зевс и Гермес наказывают город за негостеприимство. Кроме того, автор приводит мнение философа Вольтера, который критикует поступок дочерей Лота, никак не осуждаемый Библией; более того, по его мнению, этот поступок даже вознаграждается тем, что дочери Лота становятся матерями целых народов.

Кроме того, Вольтер проводит параллель между историей о Лоте и его дочерях и древнегреческой легендой о Мирре, родившей Адониса от своего отца Киниры, в которой девушка, в отличие от дочерей Лота, была наказана за свой грех.

В Ветхом Завете также приводится и другая похожая история, произошедшая в небольшом городке Гиве, расположенном к северу от Иерусалима. Согласно библейскому повествованию, жители Гивы хотели «познать» гостя одного старца, но в итоге довольствовались лишь его наложницей, которая умерла после случившегося (Суд. 19:20-29).

Экранизации

  • «Содом и Гоморра» (1922) — австрийский фильм режиссёра Михаэля Кёртица.
  • «Лот в Содоме» (1933) — экспериментальный звуковой фильм Джеймса Сибли Уотсона.
  • «Нитратный Поцелуй» (1992) — экспериментальный фильм Барбары Хаммер, который использует кадры из фильма «Лот в Содоме».
  • «Содом и Гоморра» (1962) — фильм режиссёра Роберта Олдрича, который изображает уничтожение двух городов в наказание их упадка и человеческой жестокости.
  • «Библия» (1966) — художественный фильм режиссёра Джона Хьюстона, экранизация некоторых библейских рассказов.
  • «Древний Апокалипсис: Содом и Гоморра» (англ. Ancient Apocalypse: Sodom and Gomorrah) — документальный фильм, снятый BBC в 2001 году.
  • «Разгаданные тайны Библии. Содом и Гоморра» (англ. Biblical Mysteries Explained. Sodom and Gomorrah) — документальный фильм, снятый Discovery в 2009 году.

См. также

  • Легенда о Луте из Садума в Коране
  • Содом и Гоморра в дискуссиях о гомосексуальности

Примечания

  1. ↑ Trevor Bryce. The Routledge Handbook of the Peoples and Places of Ancient Western Asia. Routledge, 2009. P. 660; «unknown to archaeology» (The Oxford Bible Commentary. Oxford UP, 2001. P. 52)
  2. ↑ Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН. Андрей Никонов: Гибель Содома и Гоморры — многофакторная природная катастрофа: результаты новых исследований
  3. ↑ Мелхиседек — царь Салима, или где находился отверженный город
  4. ↑ Библейское археологическое исследование гибели Содома и Гоморры
  5. ↑ Книга XVI, Глава II Страбон. География.
  6. ↑ Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том II. «История». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993. Репринт издания 1969 г.
  7. ↑ Иосиф Флавий. Иудейские древности.
  8. ↑ Содом
  9. ↑ 1 2 Ученые выдвинули новую гипотезу о месторасположении города Содома
  10. ↑ Biblische Stadt entdeckt? Forscher wollen Sodom gefunden haben (нем.). Focus (14. Oktober 2015). Проверено 5 мая 2016.
  11. ↑ Археологи перенесли Содом и Гоморру
  12. ↑ Археологи нашли Содом. Apologet.ru (5 июня 2013). Проверено 5 мая 2016.
  13. ↑ Steven Collins. Where is Sodom? The Case for Tall el-Hammam (англ.). Biblical Archaeology Review, Vol 39, No 2 (2013). Проверено 5 мая 2016.
  14. ↑ Найдены руины Содома
  15. ↑ Клинописная табличка зафиксировала падение астероида. Lenta.ru (31 марта 2008). Проверено 5 мая 2016.
  16. ↑ Л. А. Беляев. Баб-эд-Дра // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. X. — С. 38-51. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1.
  17. ↑ Russia Decides to Search for Sodom and Gomorrah-in Jordan
  18. ↑ Н. М. Орлова. Динамический характер библейской прецедентности. // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1. Филология. С. 46-53.
  19. ↑ 1 2 Лео Таксиль. Святой праотец Лот. Забавная Библия. Архивировано 9 июня 2012 года.

Литература

  • Содом // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Содом // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Содом и Гоморра // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Содом и Гоморра — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Sodom and Gomorrha // Catholic Encyclopedia. — Appleton, New York, 1913. (англ.)
  • Опарин А. А. Проклятые города // Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие: Монография. — Харьков : Факт, 2001. — 224 с. — ISBN 966-637-030-1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *