София премудрость божия

Православный Церковный календарь

История

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на­хо­дит­ся мно­го икон с изо­бра­же­ни­ем Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, — на­при­мер, в Ки­е­ве, Нов­го­ро­де, Во­лог­де, То­боль­ске, в Москве, в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ре и дру­гих ме­стах. Все они, изо­бра­жая Бо­жию Ма­терь и во­пло­тив­шу­ю­ся от Нее Ипо­стас­ную Пре­муд­рость — Сы­на Бо­жия, вы­ра­жа­ют од­ну глав­ную мысль. Под Пре­муд­ро­стью, или Со­фи­ей, ра­зу­ме­ют Сы­на Бо­жия на ос­но­ва­нии IX гла­вы кни­ги Прит­чей Со­ло­мо­но­вых, где го­во­рит­ся: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь». В этих сло­вах со­дер­жит­ся ука­за­ние на Хри­ста, Сы­на Бо­жия, Ко­то­рый в По­сла­ни­ях апо­столь­ских на­зы­ва­ет­ся Бо­жи­ей си­лой и «Бо­жи­ей Пре­муд­ро­стью»; а в сло­ве «дом» со­дер­жит­ся ука­за­ние на Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию, по­слу­жив­шую во­пло­ще­нию Сы­на Бо­жия. На ос­но­ва­нии этих слов стро­ит­ся изо­бра­же­ние икон Св. Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Древ­ней­шая из та­ких икон есть об­раз Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, на­хо­дя­щий­ся в Ки­е­ве, в Со­фий­ском со­бо­ре. Эта ико­на, за­им­ство­ван­ная из церк­ви Юс­ти­ни­а­на в Ви­зан­тии, изо­бра­жа­ет со­еди­не­ние Церк­ви Небес­ной и зем­ной через во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. На ней изо­бра­жен дом или храм и в нем сто­я­щая Бо­го­ма­терь в хи­тоне, с по­кры­ва­лом на го­ло­ве, под се­нью, под­дер­жи­ва­е­мой се­мью стол­па­ми. Ру­ки и дла­ни Ее рас­про­стер­ты, а сто­пы утвер­жде­ны на сер­по­вид­ной луне. На пер­сях Бо­го­ма­те­ри по­ко­ит­ся Пред­веч­ный Мла­де­нец, пра­вой ру­кой бла­го­слов­ля­ю­щий, а в ле­вой име­ю­щий дер­жа­ву. На кар­ни­зе се­ни на­чер­та­ны сло­ва кни­ги Прит­чей: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь». Над се­нью по­сре­дине изо­бра­жен окру­жен­ный лу­ча­ми Дух Свя­той, а немно­го вы­ше, так­же окру­жен­ный си­я­ни­ем, Бог Отец, име­ю­щий в ле­вой ру­ке дер­жа­ву, а пра­вой бла­го­слов­ля­ю­щий; из уст Его ис­хо­дят сло­ва: «Аз утвер­дих сто­пы Ея». По обе­им сто­ро­нам изо­бра­же­ния Бо­га От­ца и Ду­ха Свя­то­го пред­став­ле­ны семь ар­хан­ге­лов с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми и с зна­ка­ми сво­е­го слу­же­ния в ру­ках: с пра­вой сто­ро­ны Ми­ха­ил с пла­мен­ным ме­чом, Ури­ил с мол­нией, опу­щен­ной вниз, и Ра­фа­ил с ала­вастром ми­ра; с ле­вой сто­ро­ны Гав­ри­ил с цвет­ком ли­лии, Се­ла­фи­ил с чет­ка­ми, Иегу­ди­ил с цар­ской ко­ро­ной и Вара­хи­ил с пуч­ком цве­тов на бе­лом пла­те.

Под об­ла­ком с сер­по­вид­ной лу­ной, слу­жа­щей под­но­жи­ем Бо­го­ма­те­ри, изо­бра­жен ам­вон с се­мью сту­пе­ня­ми, изо­бра­жа­ю­щий цер­ковь Бо­жию на зем­ле с вет­хо­за­вет­ны­ми тай­но­зри­те­ля­ми во­пло­ще­ния Пре­муд­ро­сти пра­от­ца­ми и про­ро­ка­ми. С пра­вой сто­ро­ны, на чет­вер­той сту­пе­ни свер­ху, изо­бра­жен Мо­и­сей со скри­жа­ля­ми, на ко­то­рых на­чер­та­ны сло­ва: «Ра­дуй­ся, скри­жа­ле Бо­жия, на ней же пер­стом От­чим на­пи­са­ся сло­во Бо­жие». За Мо­и­се­ем на сле­ду­ю­щей сту­пе­ни в нис­хо­дя­щем по­ряд­ке изо­бра­же­ны: Аарон в мит­ре как пер­во­свя­щен­ник и с про­зяб­шим жез­лом и Да­вид в ко­роне, цар­ствен­ной ман­тии и с ков­че­гом За­ве­та. С ле­вой сто­ро­ны про­тив Мо­и­сея на од­ной с ним сту­пе­ни сто­ит про­рок Ис­а­ия с ви­ся­щей от ле­во­го пле­ча хар­ти­ей, на ко­то­рой вид­на над­пись: «Се Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на». Да­лее сто­ят Иере­мия со свит­ком, Ие­зе­ки­иль с вра­та­ми за­тво­рен­ны­ми и Да­ни­ил с кам­нем в ру­ках. Кро­ме то­го, на каж­дой из се­ми сту­пе­ней это­го ам­во­на на­чер­та­но по од­но­му сло­ву: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь, чи­сто­та, сми­ре­ние, бла­гость и сла­ва. Семь сту­пе­ней ам­во­на утвер­жда­ют­ся на се­ми стол­пах, на ко­то­рых на­хо­дят­ся взя­тые из Апо­ка­лип­си­са изо­бра­же­ния и их объ­яс­не­ния. На пер­вом стол­пе изо­бра­же­ны 7 очес с над­пи­сью: дар со­ве­та; на вто­ром — се­ми­свеч­ник с над­пи­сью: дар ра­зу­ма; на тре­тьем — кни­га с 7 при­ве­шен­ны­ми пе­ча­тя­ми и над­пи­сью: дар пре­муд­ро­сти. С ле­вой сто­ро­ны на пер­вом край­нем стол­пе изо­бра­же­ны 7 труб и над­пись: дар кре­по­сти; на вто­ром — пра­вая ру­ка с 7 звез­да­ми и над­пи­сью: дар ве­де­ния; на тре­тьем — 7 ку­риль­ниц ды­мя­щих­ся и над­пись: дар бла­го­че­стия; на чет­вер­том и по­след­нем стол­пе — 7 струй мол­нии с над­пи­сью: дар стра­ха Бо­жия. Та­ким об­ра­зом, на этой иконе, за ис­клю­че­ни­ем Бо­го­ма­те­ри и св. Тро­и­цы, все ли­ца и ве­щи при­спо­соб­ле­ны к сед­ме­рич­но­му чис­лу и име­ют сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Та­ко­во изо­бра­же­ние Ки­ев­ской ико­ны Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Не все изо­бра­же­ния Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей оди­на­ко­вы. Нов­го­род­ская ико­на Со­фии в Со­фий­ском со­бо­ре есть род Де­и­су­са, или пра­виль­нее Де­и­си­са (гре­че­ское сло­во «де­и­сис» зна­чит мо­ле­ние; так на­зы­ва­ют­ся ико­ны, изо­бра­жа­ю­щие Спа­си­те­ля, а пе­ред ним Бо­го­ма­терь и Иоан­на Пред­те­чу в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии). На этой иконе изо­бра­жен Гос­подь Все­дер­жи­тель в цар­ской одеж­де, с ог­нен­ны­ми кры­лья­ми на ог­нен­ном пре­сто­ле, утвер­жда­ю­щем­ся на се­ми стол­пах. Во­круг Все­дер­жи­те­ля го­лу­бое небо, ис­пещ­рен­ное звез­да­ми. По сто­ро­нам изо­бра­же­ны Бо­жия Ма­терь и Иоанн Пред­те­ча как бли­жай­шие сви­де­те­ли во­пло­ще­ния Сло­ва Бо­жия. Ввер­ху изо­бра­жен Спа­си­тель в ог­нен­ном кру­ге, на ко­то­ром име­ет­ся над­пись: «Пре­муд­рость Бо­жия». Вы­ше это­го изо­бра­же­но опять го­лу­бое звезд­ное небо и здесь на зо­ло­том пре­сто­ле ле­жа­щее Еван­ге­лие, пе­ред ко­то­рым шесть ан­ге­лов (по три с каж­дой сто­ро­ны) пре­кло­ня­ют ко­ле­на.

Нов­го­род­ская ико­на Со­фии счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Со­хра­нив­ше­е­ся ис­то­ри­че­ское из­ве­стие го­во­рит, что от этой ико­ны в 1542 го­ду по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние од­на жен­щи­на, стра­дав­шая бо­лез­нью глаз. Все изо­бра­же­ния Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей вы­ра­жа­ют мысль о Ма­те­ри Бо­жи­ей, по­слу­жив­шей ору­ди­ем для во­пло­ще­ния Ипо­стас­ной Пре­муд­ро­сти — Сы­на Бо­жия. По этой при­чине и празд­не­ство иконе Со­фии со­вер­ша­ет­ся пра­во­слав­ной цер­ко­вью в Бо­го­ро­дич­ные дни и пре­иму­ще­ствен­но на Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы, как в Ки­е­ве, или же на Успе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, как в Нов­го­ро­де, Во­лог­де, То­боль­ске, Москве и дру­гих ме­стах, где име­ют­ся ико­ны Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София – Премудрость Божия»

глас 1

Преве́чная Прему́дросте, Христе́ Бо́же наш!/ Боже́ственным смотре́нием Свои́м преклони́вый Небеса́,/ благоволи́л еси́ всели́тися во утро́бу Чи́стыя Отрокови́цы,/ средосте́ние вражды́ разруши́в,/ освяти́л еси́ естество́ на́ше/ и Ца́рствие Твое́ нам отве́рзл еси́;/ сего́ ра́ди Тебе́, Творца́ на́шего и Изба́вителя,/ и ро́ждшую Тя,/ спасе́ния на́шего та́йне послужи́вшую Де́ву Чи́стую,// правосла́вно велича́ем.

Перевод: Предвечная Премудрость, Христос Бог наш! Божественным промыслом Своим преклонивший Небеса, Ты изволил поселиться в утробе Чистой Девы, разрушив преграду вражды, Ты освятил нашу природу и открыл нам Царство Твое, потому Тебя, Творца нашего и Спасителя и родившую Тебя, послужившую тайной спасения нашего, Деву Чистую, православно прославляем.

Софийский собор (Новгород)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор.

Православный кафедральный собор
Софийский собор
Вид на Софийский собор
58°31′20″ с. ш. 31°16′36″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Город Великий Новгород
Конфессия Православие
Епархия Новгородская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль русская архитектура
Первое упоминание 989 год
Дата основания XI век
Строительство 1045—1050 годы
Дата упразднения 1930
Реликвии и святыни Икона Божией Матери «Знамение»; мощи святых: Анны Новгородской, князей Владимира, Мстислава Храброго и Фёдора, святителей Никиты Новгородского и Иоанна Новгородского.
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 561410024230256 (ЕГРОКН). Объект № 5310033042 (БД Викигида)
Состояние Отличное

Софийский собор на Викискладе
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 561410024230256 (ЕГРОКН)
объект № 5310033042 (БД Викигида)
Объект всемирного наследия
Ссылка № 604 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии ii, iv, vi
Регион
Включение 1992 (16-я сессия)

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Один из древнейших храмов на территории России.

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор Н. С. Курдюков.

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Архитектурные особенности

План собора в конце XIX века Фотография 1900 года

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Росписи и иконы Софийского собора

Пророк Соломон. Фреска в барабане храма

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:

  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
  • София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
  • Тихвинская икона Богородицы (XVI век). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.

Мощи

Мартириева паперть Софийского собора

В соборе постоянно находятся останки святых: Анны, князей Владимира, Мстислава и Фёдора, епископов Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты и Аркадия и архиепископов Иоанна, Григория, Мартирия, Антония, Василия Калики, Симеона и Аффония. Церковная атрибуция останков не соответствует историческим реалиям. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв и

Магдебургские врата

Основная статья: Магдебургские врата

Ма́гдебургские, иначе Корсунские врата — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.

Крест главного купола и легенда о голубе

Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ

  • Центральный купол собора с голубем

  • Голубь

  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

Граффити Софии Новгородской

Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные — кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях. Всего к 2014 году известно около 800 текстов. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской. Обнаруженное в Новгородской Софии прорицание жреца воронов Якова Ноги в отношении Хотена Носа Алексей Гиппиус считает редчайшим осколком устной поэтической традиции, дошедшей до нас в «Слове о полку Игореве», в котором эпический певец Боян назван вещим.

Другие достопримечательности

Софийский собор на 5-рублёвой купюре России Монета из серии «Древние города России» — Великий Новгород. В центре диска — изображение Софийского собора

  • Алексеевский крест, воздвигнутый в Новгороде архиепископом Алексием Московским в 1380-х годах и, возможно, являвшийся одновременно поклонным и памятным крестом в память павших в Куликовской битве. Был похищен во время Великой Отечественной войны, затем возвращен и помещен в Софийский собор.
  • Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
  • Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.

Примечания

  1. ↑ Новгородская София — антирелигиозный музей\С. М. Смирнов. Воспоминания о времени моей работы в Новгородском музее\\Новгородский исторический сборник, вып. 6(16), СПб., 1997 г. Архивировано 20 августа 2011 года.
  2. ↑ Г. М. Штендер. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., «Наука», 1977, с. 30-54
  3. ↑ Архитектура Софии
  4. ↑ Янин В.Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М.: «Наука», 1988
  5. ↑ Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С. 212. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0.
  6. ↑ 22 древнерусских глаголических надписи-граффити XI–XII веков из Новгорода // Slovo: Časopis Staroslavenskoga instituta u Zagrebu. Zagreb, 2012. 62. S. 63–99.
  7. ↑ Древнерусские граффити XI—XII вв.
  8. ↑ Б. Г. Васильев. Древнерусские настенные рисунки-граффити (к постановке вопроса)
  9. ↑ На стенах древнерусских храмов можно найти ребусы и рассказы об убийцах
  10. ↑ Светлана Гнутова. Поклонные кресты в России: история вопроса — Православный журнал «Фома». Православный журнал «Фома» (27 сентября 2012). Проверено 4 июля 2017.

Литература

  • Монгайт А.Л. Софийский собор в Новгороде в связи с новейшими исследованиями // Архитектура СССР. Т. 10. – М., 1948.
  • Брунов Н., Травин. Н. Собор Софии в Новгороде//Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947, Стр. 1-41
  • Никитина Ю. И. Софийский собор. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1980. — 80 с.
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.:Наука,Ленинградское отделение, 1986
  • Комеч А. И. Роль пределов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде // Средневековая Русь: Сб7 памятни Н. Н. Воронина. М., 1976. С. 147—150.
  • Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского Софийского собора (часть I, часть II) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. N3(41). С. 74-84.
  • статьи из журнала «София»:
  1. Жервэ А.Страницы строительной истории Софии Новгородской\\»София» № 1 за 1999 г.
  2. Рождественская Т.Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\»София» № 2 за 1999 г. (недоступная ссылка)
  3. Столова Г.Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора)\\»София» № 4 за 2001 г. (недоступная ссылка)
  4. Савушкина Н.Библиотека Софийского собора\\»София» № 1 за 2004 г. (недоступная ссылка)
  5. Царевская Т.Крест главного купола Софийского собора\\»София» № 4 за 2004 г. (недоступная ссылка)

Ссылки

  • Софийский собор в Новгороде // Музей православного зодчества
  • Софийский собор // «Русский город»
  • О деревянной Софии Новгородской // Novgorod.ru
  • Сферическая панорама интерьера Собора Святой Софии
  • Собор Святой Софии, Новгород: иконы, фрески, литература // Icon-art.info

Купить иконы

770 c добавлено

ПОДВЕСНОЕ УКРАШЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ «АНГЕЛ» В КРУГЕ

Всего в корзине: 2 товара На сумму 5 640 c Оформить заказ

Цена: regergerg
Тип изделия: Все Рождественская коллекция Православные кресты Образки Мощевики Колье и серьги Подвески Православные кольца Браслеты Четки Цепи и шнурки Ложки Подарки Православные иконы Складни

Найдено 490 товаров Показывать: 12 24 48 96 Сортировать: Умолчанию Новизне ▲ Новизне ▼ Цена ▲ Цена ▼ Популярности ▲ Популярности ▼ Размеру ▲ Размеру ▼ 3 590 c Купить 3 590 c Купить 1 850 c Купить 2 390 c Купить 5 580 c Купить 4 950 c Купить 4 950 c Купить 4 950 c Купить 3 390 c Купить 10 190 c Купить 7 090 c Купить 8 290 c Купить

Православные иконы

Сотрудниками компании «София» проведена большая работа по изучению иконописных шедевров, хранящихся в музеях России, в результате которой составлен фото-архив старинных икон. Специальная техника печати этих икон пигментными чернилами на деревянной доске, подготовленной строго по канонам иконописного искусства, позволяет донести красоту и духовную глубину древнерусской иконописи до современных людей. Древние иконы теперь могут стать частью вашего домашнего иконостаса. Все они освящены в храме.

Чтобы найти нужную икону воспользуйтесь поиском по каталогу икон ↑

КАК МЫ ИЗГОТАВЛИВАЕМ НАШИ ИКОНЫ

Взяв деревянную основу, мы подготавливаем ее так, как сделал бы это иконописец для письма. Сначала берется заготовка из натурального дерева (липа или береза) и подвергается тончайшей шлифовке, а затем тонируется морилкой. После, на подготовленную доску, вручную накладывается левкас — бело-матовый грунт, который традиционно наносится на доску иконописцами как в наши дни, так и столетия назад.

Теперь доска готова к нанесению изображения: специальное печатающее устройство наносит прямо на левкас, как иконописец наносит краски, фотокопию той или иной старинной иконы.

Предварительно фотокопия проходит скрупулезную цифровую обработку, при необходимости — даже реставрируется. На завершающей стадии икона покрывается матовым лаком с легким восковым блеском.

Готовые иконы освящаются в Храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках города Москвы.

Все изделия имеют подарочную упаковку.

LiveInternetLiveInternet

-Рубрики

  • КРАСИВО !!! (1353)
  • От автора (1027)
  • МУДРОСТЬ и САМОРАЗВИТИЕ (877)
  • НАШ МИР. (626)
  • ВЕРА (443)
  • ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ (340)
  • УЛЫБКИ (277)
  • МУЗОНЧИК (218)
  • ТАЙНЫ (201)
  • КНИГИ (193)
  • ИНТЕРЕСНОЕ КИНО (152)
  • МАХАБХАРАТА (52)
  • ВКУСНОСТИ (108)

-Музыка

АД ГУРЕ НАМЕ ( исполняет Sacred Circle) Слушали: 11549 Комментарии: 6 Космическая Любовь Слушали: 21705 Комментарии: 0 Stive Morgan — Discovery Слушали: 2264 Комментарии: 1 Joe Dassin Слушали: 1507 Комментарии: 0

-Статистика

Создан: 06.06.2009
Записей: 3654
Комментариев: 10404
Написано: 18408
Отчеты:
Посетители
Поисковые фразы

Матерь Мира София Премудрая.

Пятница, 09 Сентября 2011 г. 11:33 + в цитатник

«Я молюсь за тебя перед Ликом Софии Премудрой,
Я молюсь за тебя Русь Великая — сердце земли,
Чтобы силы Царицы Небесной тебя просветили,
Чтоб молитвы из наших сердец до Софии дошли».
_______________________Хор «Свет Софии».

Древнейшие материалы, относящиеся к 4-му тысячелетию до н.э., обнаруженные в хранилищах Махатм Индии, утверждают, что наш мир был создан не за 6 дней, как сказано в Библии иудеев, а миллионы лет потратила Интеллектуальная Структура Космоса Матерь Мира, чтобы довести наш мир до нынешнего состояния.
Древние пророки называли эту Космическую Сущность, породившую нашу Вселенную,
Богиней Матерью Мира —
«Матра Сва»
(Матерь Сва в санскрите самосущая мудрость).
Позже арийские язычники стали называть ее
Матерь Мира София Премудрая.
Некоторые именуют ее Бого-родица, как Всевышним Богом-рожденная в форме мысли, а затем материализовавшаяся в форме женщины в процессе рождения нашего Мира.

В соответствии с древними мифами из энергетических потоков космического хаоса София Премудрая родила многих богов, а также создала планету Земля с ее флорой и фауной, которая превратилась в настоящую колыбель, рожденного Богиней Софией человечества.
Свой божественный дар рожать людей она передала женщинам, которые в период матриархата, уже после рождения первого ребенка, почитались Богинями, как земной аналог Космической Богородицы Софии Премудрой.
Венцом ее философии было создание людей, которые в процессе развития смогут достигать уровня богов.
Многие историки утверждали, что язычество на России уничтожено. Однако, это далеко не так. В таежной глуши Сибири языческие народы различных национальностей как свою высшую божественную сущность почитали Матерь мира. Различные нации Сибири называли Матерь Мира различными именами в соответствии с их традициями. Народы манси почитали ее как Сарни-Эква, ханты почитали как Калташ-Экву, якуты почитали как Дьес Эмигет. Тувинские племена Сибири почитали, как проявление бодхисатвы милосердия Авалокитешвары.
В сердцах древних праславян Сибири она почиталась, как богиня Матерь Мира София Премудрая.
Древние мифы утверждают, что из найденных самородков золота на Урале Гиперборейцами были выплавлены несколько статуэток Богини Матери Мира в благодарность за предупреждение о грядущей космической катастрофе, что и спасло Гиперборейские племена от гибели на Севере и, позволило создать на предуральских землях арийскую цивилизацию Аркаима.
После ухода основной массы Гиперборейцев из северных районов Предуралья в более теплые края у местных Сибирских племен осталась одна из золотых статуэток Богини Матери Мира Софии, которой они свято поклонялись многие века, а возможно, некоторые аборигены поклоняются ей и до сих пор. Только они не открывают чужакам свои верования.
И не только в сибирской таежной глуши была жива вера в языческую Богиню Софию Премудрую.
Дошедший до наших дней самый древний литературный памятник России — «Слово о полку Игореве», был создан язычником в начале XII века. В этом изумительном по красоте шедевре мировой литературы прославляются различные языческие Боги. Исследователи атрибутируют создание этого произведения известному киевскому боярину Петру Бориславичу.
В течение трех с половиной веков своей истории в XII-XVвв. Новгородская Республика считалась республикой Святой Софии. С 1420 г. по 1478 г. в Новгородской республике Святой Софии чеканились монеты из серебра. На Лицевой стороне серебряных монет изображалась языческая богиня София Премудрая, благословляющая народ.
Московскому духовенству и князю Ивану III в 1471г. потребовалось немало сил, чтобы искоренить эту Софийную крамолу. Был предпринят настоящий крестовый поход, чтобы искоренить всякую память о новгородских верованиях в Матерь Мира Богиню Софию, все монеты с изображением Богини Софии были изъяты и превращены в монеты с изображением Князя Ивана Грозного. Войсками Малюты Скуратова были уничтожены порядка 10-15 тысяч жителей, что составляло одну треть жителей Новгорода и пригородов. Часть оставшихся в живых новгородцев были переселены в Москву и, они вымолили у царя разрешение построить храм, посвященный Софии Премудрой.

Эта изумительная по изяществу церквушка, до сих пор является украшением в центре Москвы на Пушечной улице.
В соответствии с философией Софии, Храм построен без всяких архитектурных излишеств.
После Новгородской резни стрельцы-опричники в Москве на Замоскворечье,в Средних Садовниках построили свой храм, посвященный Софии, в котором они замаливали свои Новгородские кровавые бесчинства перед ликом иконы Софии Премудрости Божьей.
Когда император Византии Юстиниан в 483-565 годах пожелал организовать строительство крупнейшего православного храма в Константинополе, ему приснился сон, в котором ему явился белокрылый ангел и передал повеление от Всевышнего, чтобы православный храм строился во имя языческой Богини Софии Премудрой. Свой сон император Юстиниан воспринял как недоразумение. Но ангел явился повторно с тем же требованием, и началось строительство храма во имя «Святой Софеи, еже суть Премудрость Божия».

Русские князья также начали строить Храмы в честь Софии Премудрости Божьей в Киеве, Новгороде, Полоцке, Вологде, Тобольске. По всей России было создано множество женских монастырей, посвященных святой Софии, в надежде на ее типично женскую заботу по обустройству России и Русской нации. Поклонение в этих храмах иконам Софии Премудрой было равносильно поклонению Солнцу, как священной стихии солнцепоклонников, отображавшей Высшую Божественную Сущность древних арийских предков.
Киевский храм Софии строили византийские зодчие по образу Константинопольского храма Святой Софии. Посетивший в 1200 году Константинополь новгородский архиепископ Антоний в своих путевых заметках «Паломник» сообщает, что главной достопримечательностью храма Святой Софии в Константинополе была главная храмовая икона Софии Премудрой во всю стену: «начертано бысть на стене образ святыя Софеи». Французский художник Грело посетив Константинополь в 1675 г. зарисовал изображение Софии Премудрой в форме мозаики на стене Константинопольского собора.
Подобно Константинопольскому храму Святой Софии на стене Киевского храма Святой Софии был отображён образ на стене, над ней ныне красуется надпись, что это дева Мария. Существуют предания, что раньше этой надписи не было, и в храм Софии Премудрости Божьей приходили как язычники, которые поклонялись главному образу храма Оранте, как Богородице Софии Премудрой, так и христиане, которые поклонялись Оранте как Богородице деве Марии. Народ понимал сердцем свою Богиню.
Разумеется, неотъемлемое право каждого человека поклонятся тому, что он считает для себя святым.
Что касается древних российских языческих предков, то для них самой священной иконой была окружающая природа — земля, деревья, вода, космос, как частицы Богородицы Софии Премудрой. Они почитали природу, а природа отвечала взаимностью — любовью и лаской, чего нельзя сказать о нынешних временах.
Посмотрите с какой любовью создал мозаичный образ Богини Софии Премудрой в 1890г. в Петербургском храме «На крови» профессор Российской Академии Художеств Беляев Василий Васильевич.

Вокруг головы сидящей на троне Софии нимб огненного цвета, символизирующий её, как Богиню наших древних арийских предков огнепоклонников, перед которой склоняют головы христианские святые. К сожалению, этот Уникальный Всемирный шедевр, эту единственную в своем роде Святыню Русской нации замалчивают различного рода «художественные» материалы, рекламирующие достопримечательности Петербурга; да и всей России.
Фрагменты из книги «Мифы о Языческой Богине Софии».

Рубрики: НАШ МИР.
ВЕРА

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям
Трииночка обратиться по имени Пятница, 09 Сентября 2011 г. 19:34 () Спасибо!!! Ответить С цитатой В цитатник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *