Согласно конфуцию целью деятельности монарха должно является

Содержание

Этико-политическое учение Конфуция

Будучи свидетелем социально-экономических изменений в обществе и упадка родовой аристократии, происходивших в VI–V вв. до н.э. (Даосизм), Конфуций становится выразителем и защитником идеологии своего класса. Его этико-политическое учение было направлено на сохранение привилегированного положения старой аристократии, на восстановление её прежних экономических и политических позиций.

Причину всех «беспорядков» в обществе Конфуций усматривал в упадке «нравственности» людей. Поэтому он считал, что восстановление прежних порядков следует начать с «исправления сердец».

Основным пунктом конфуцианского учения является идея «гуманности», включающая такие понятия, как верность, почитание родителей и старших. Выдвигая идею «гуманности», Конфуций исходил из следующих положений: поскольку власть родовой аристократии основывалась на кровном родстве членов господствующего рода, то для укрепления этого господства необходимо прежде всего укрепить единство кровных родственников. Это значило, что все члены правящего рода, как стоящие у власти, так и разорившиеся, должны соблюдать и укреплять свои родственные связи через почитание общих предков рода, уважение к родителям и старшим членам рода (по возрасту и по общественному положению). Поэтому Конфуций резко протестовал против «родства с дальними», «смешения простолюдинов со знатью», «смешения старого с новым». Конфуций полагал, что когда все члены рода объединятся, прекратят внутренние распри, тогда рабы почувствуют их единство и силу и станут послушнее. «Любить своих родных,— говорил Конфуций,— это и есть гуманность». Таким образом, любовь и почитание старших, проповедуемые Конфуцием, касались только членов господствующего рода и должны были служить делу укрепления диктатуры родовой аристократии.

Понятие «верность» в учении Конфуция означало прежде всего верность государю — «сыну неба». Верность государю Конфуций считал высшим проявлением долга. «Всякий, служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах не должен производить возмущения». Из этого следует, что проповедь конфуцианской «верности» преследовала ту же узкоклассовую цель — сохранить и укрепить господство родовой аристократии.

Конфуцианский принцип «верности» с циничной откровенностью объяснил один из его последователей: «Аристократия должна добиться верности рабов, и только после этого можно заставить рабов работать. В противном случае ей нечего и думать об использовании рабов».

Важнейшим пунктом учения Конфуция, входящим в идею «гуманности», является принцип «ли» — ритуал, требовавший строжайшего соблюдения взаимоотношений между людьми и установленный якобы в древности по «воле неба».

В то время шла упорная борьба за реформы в области государственного управления. Сторонники реформ требовали управления на основе законов (отсюда название этого течения — «законники». Родовая аристократия отстаивала старые принципы управления на основе ритуала («ли»). Так как в этот период фактическая власть находилась в руках отдельных сановников, а народ всё активнее включался в борьбу с эксплуатацией и бесправием, Конфуций выступил за возрождение ритуала, т.е. за сохранение старых принципов управления. Он требовал, чтобы «управление государством не находилось в руках только крупных чиновников», а «народ не смел обсуждать государственные дела». По мнению Конфуция, вся полнота власти в стране должна принадлежать только «сыну неба». всем тем, кто думал иначе, Конфуций говорил: «Преодолевая себя, восстанавливай ритуал — это и есть гуманность». «Без «ли» — не смотреть, без «ли» — не слушать, без «ли» — не говорить, без «ли» — не действовать» — это и есть настоящая гуманность. Всякое нарушение принципа «ли» Конфуций называл «посягательством».

«Гуманность» Конфуция включала в себя ещё целый ряд понятий: «храбрость», «почтительность», «знание», «великодушие» и т.д.

По уточнению Конфуция, «гуманностью» мог обладать только «благородный человек», т.е. аристократ, деятельностью которого руководит «сознание долга, а не выгода». Народ же, по мнению Конфуция, не мог обладать «гуманностью», потому что «народ — это низкие люди», «среди простого народа нет людей, обладающих «гуманностью»». Единственный удел народа — «повиноваться аристократам и мудрецам», так как простой народ «не способен воспринимать знание», а значит, и не может стать «благородным», потому что «знание» присуще только представителям аристократии.

Несмотря на всё многообразие «гуманности» («жэнь»), её основное содержание сводится к двум основным положениям, которые высказаны самим Конфуцием и его учеником Юй Цзы: «Почитание родителей («сяо») и уважение к старшим («ти») являются сущностью «жэнь»».

«Если люди научатся владеть собой и восстановят ритуал, то вся Поднебесная придёт к гуманности».

«Гуманность» Конфуция, таким образом, требовала строго соблюдения семейной и общественной иерархии, восстановления старых порядков в обществе.

Теоретическое обоснование семейной и общественной иерархии Конфуций давал в учении о «выправлении имён». Главная мысль этого учения сводилась к тому, что слово, имя должно соответствовать сущности предмета. В применении к общественной жизни это значило, что звание, титул человека должны строго соответствовать тому положению, которое он занимает в обществе. «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Другими словами, Конфуций требовал строго регламентировать обязанности каждого члена общества, соответственно его положению, жёсткими рамками, за пределы которых он не смел бы выходить. Конфуций говорил: «Если стереть разницу между знатью и простолюдинами, то как тогда можно будет показать авторитет и величие знати? К тому же, какое тогда будет государство, если не будет разницы между благородными и простыми людьми?»

Конфуций не только выступал против стирания грани между «знатными» и «незнатными», он открыто утверждал право «знатных» эксплуатировать «незнатных»: «Если люди любят ритуал, справедливость и верность и хотят стать совершенными, то им незачем самим обрабатывать поле и огород. Рабы вместе со своими детьми, посаженными за спину, будут вместо них обрабатывать землю».

Оправдывая земное неравенство людей, Конфуций всё же предупреждал не впадать в крайности в обращении с народом. Он говорил, что, если жестоко обращаться с рабами и бедняками, можно вызвать мятеж. В то же время добродетельное отношение к народу и покровительство могут принизить авторитет государя. Исходя из этого, он предлагал держаться «средних мер». Его слова о том, что «согласие является наивысшим богатством», имели целью примирить обездоленных рабов и бедноту с эксплуатацией и бесправием. Учение о «середине» Конфуций называл «высшей добродетелью». Конфуцианская «добродетель», как видно, преследовала те же цели, что и его учение о морали,— утверждение господства знати, примирение народа с эксплуатацией.

Идеалом государственного устройства Конфуций считал древние империи, а легендарных императоров прошлого рассматривал как «истинно мудрых» правителей, которые будто бы являлись носителями «воли неба». По мнению Конфуция, это был «золотой век» в истории человечества, и он настойчиво требовал возвращения к нему.

Священные тексты

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2017; проверки требуют 128 правок.

Свяще́нные те́ксты, или Религио́зные тексты, — тексты, которые в различных религиях рассматриваются как священные и занимают центральное место в их религиозной традиции.

При описании религиозных текстов берутся исключительно письменные тексты, устная традиция не учитывается. Как правило, религиозные тексты указывают на своё сверхчеловеческое происхождение или вдохновение божества. В религиозных текстах очень важна преемственность передачи сакрального знания.

Особенности

Исторически сложилось так, что те или иные религиозные тексты в мифологической форме рассказывают о происхождении мира, о его сакральном устройстве, о прародителях человека и первых людях. Большое место в них уделяется описанию священных обрядов и церемоний, рассказывается о нормах поведения и законах бытия. Некоторые религиозные тексты являются доступными для всех, а есть те, с которыми могут ознакомиться лишь посвящённые данной религии.

Большинство религий обнародовало правила, определяющие критерии оценки своих религиозных текстов и ограничения на их изменения.

Таблица

Религия Священные тексты Язык(и) Объекты поклонения и важные личности Философия религии Датировка Географические регионы Первый человек (люди)
Зороастризм Авеста Авестийский Ахура Мазда, Зороастр, Ахуры (асуры). Кир II Великий, Митра, Варуна Философия зороастризма, дуализм (Добрый Бог, Злой Бог) XVIII век до н. э. (традиционная) Большой Иран Гайомарт, Машйа и Машйана, Ману
Ведизм Веды Санскрит Вишну и 33 млн. «полу»-богов (дэват), Брахман, Митра, Варуна В традиционной версии 1 960 853 110 лет Ману
Индуизм Веды, Дхармашастры, Махабхарата, Бхагавад-гита Санскрит 10 Аватар Вишну ( Кришна, Рама и др.), Митра, Варуна Индийская философия (Веданта), йога, медитация, дхарма, карма, реинкарнация, вегетарианство, Генотеизм V век до н. э. Индия Ману
Древнеегипетская религия Древнеегипетская Книга мёртвых Египетский язык Ра (бог солнца) Древнеегипетская философия, политеизм III тысячелетие до н. э. Древний Египет
Иудаизм Танах (Тора, Пророки, Писания) Иврит, Арамейский Иегова, Моисей Еврейская философия, монотеизм XIII век до н. э. (XV век до н. э.) Древний Египет, Израиль Адам, Ева
Христианство Библия (Книги Старого и Нового Заветов) Иврит, арамейский, греческий (койне) Бог-Троица, Иисус Христос Христианская философия, монотеизм I век н. э. Палестина, Византия Адам, Ева
Ислам Коран Арабский классический Аллах (Бог, Господь) Исламская философия, монотеизм 610 год (571 год) Аравия Адам, Ева
Джайнизм Джайн Агам (англ.)русск. Санскрит Махавира Философия джайнизма, отвержение Вед IX век до н. э. (по традиционной датировке) Индия
Сикхизм Гуру Грантх Сахиб Панджаби Вахегуру, Гуру нанак Философия сикхизма, синтез Вед и ислама 1469 год Пенджаб (Индия)
Буддизм Трипитака Пали Будда Буддийская философия, реинкарнация VI век до н. э. Индия, Китай, Индокитай
Синтоизм Кодзики Японский Аматэрасу Японская философия около XII—VIII вв. до н. э. Япония
Даосизм Дао дэ цзин Китайский Изначальный небесный владыка, Лао-цзы Философия Даосизма, дуализм (Инь-Ян) IV век до н. э. Китай
Конфуцианство У-Цзин Китайский Конфуций Китайская философия 551 год до н. э. Китай

Список религиозных текстов

Список религиозных текстов, используемых в различных религиях (в алфавитном порядке):

Адидам

  • Писания Франклина Альберта Джонса известного как Ади да Любовь-Ананда Самрадж
    • Алетэон
    • Компаньоны Лошади Истинного Заката
    • Завет Лошади Заката
    • Гностикон
    • Сердце Ади дам Откровение
    • Не-Два это Мир
    • Пневматон
    • Трансцендентный Реализм

Аетэрское общество

  • Девять свобод

Айявари

  • Акилатиратту Амманай (англ. Akilathirattu Ammanai)
  • Арул Нул (англ. Arul Nool)

Асатру

  • Речи Высокого
  • Эдда
    • Старшая Эдда
    • Младшая Эдда

Атонизм

  • Великий гимн Атону

Ацтекская религия

  • Группа Борджиа кодексы

Бахаи

Книги Баха’у’лаха’

  • Четыре долины (версия 1857)
  • «Семь долин» (версия 1860)
  • Спрятанные слова Баха’у’лаха (на арабском 1857)
  • Спрятанные слова Баха’у’лаха (На персидском 1857)
  • Драгоценные камни Божественных Мистерий (1859)
  • Книга аттестации’ (частично на персидском и частично арабском 1861)
  • Призыв Господа Воинств (1868)
  • Скиния единства (1870)
  • Китаб-и-Агдас (завершён в 1873)
  • Дощечки Баха’у’лаха раскрытые после the Китаб-и-Агдаса (написанные до 1892)
  • Послание Сыну Волка (1890)
  • Крупицы знаний из Писаний Баха’у’лаха (сборник, выбранный Шоги Эффенди из сочинений Баха’у’лаха’, 1853 по 1892)

Бон

Бонские Ганджур и Данджур

Буддизм

Древняя форма книг, используемая для Палийского канона См. также: Буддийские источники Буддизм Тхеравады

  • Трипитака или Палийский канон
    • Виная-питака
    • Сутта-питака
      • Дигха-никая, «длинные» лекции.
      • Мадджхима-никая, «средней длины» лекции.
      • Самъютта-никая, «связанные» лекции.
      • Ангуттара-никая, «численные» лекции.
      • Кхуддака-никая, «малая коллекция».
    • Абхидхамма-питака

Дальневосточная Махаяна Алмазная сутра, старейшая печатная книга в мире, датируемая 868 годом. (Британская библиотека).

  • Китайские буддийские сутры Махаяны из китайской Трипитаки, включая такие сутры как
    • Алмазная сутра и Сутра сердца
    • Шурангама сутра и её Шурангама мантра
    • Мантра великого сострадания
    • Буддизм Чистой Земли
      • Длинная Сукхавативьюха сутра
      • Амитабха сутра
      • Амитаюрдхана сутра
      • и другие сутры Чистых Земель
    • Тяньтай, Тэндай, и Нитирэн
      • Лотосовая сутра
    • Сингон
      • Махавайрочана сутра
      • Ваджрасекхара сутра

Тибетский буддизм

  • Тибетские Ганджур и Данджур

Викка

  • Книга теней
  • Обязанность богини
  • Тройной закон
  • Викканская сеть

Герметизм

  • Герметика, Кибалион, Изумрудная скрижаль и связанные писания

Даосизм

  • Дао цзан — IV век н. э.
  • Дао дэ цзин
  • Чжуан-цзы (книга)

Джайнизм

Шветамбары

  • 11 Анг
    • второстепенное
      • 12 Упангас, 4 Мула-сутр, 6 Чеда-сутр, 2 Чулика-сутр, 10 Пракирнакас

Дигамбары

  • Кармапрабхита, также называемая Саткхандагамой
  • Кашаяпрабхита

Неденоминационное/Неспецифическое

  • Джина Виджая
  • Таттвартха сутра
  • Гадхахасти Махабхашия (авторитетный и древнейший комментаркий к Таттвартха сутре)

Дискордианизм

  • Принципия Дискордия

Древнеегипетская религия

Тексты Пирамид. Старое царство

  • Тексты пирамид

Первый промежуточный период и среднее царство

  • Тексты Саркофагов

Второй промежуточный период

  • Древнеегипетская Книга мёртвых
  • Книга пещер
  • Книга врат
  • Амдуат
  • Книга Небесной Коровы
  • Литания Ра

Древняя Греция

  • Гимны Гомера (англ. Homeric Hymns)
  • Теогония
  • Илиада и Одиссея
  • Золотые стихи

Друзы

  • Послание Мудрости Rasa’il al-hikmah

Друидизм

  • Мабиногион
  • Книга захватов

Езиды

  • Чёрная книга
  • Кетебе Джилве
  • Настоящие основные тексты езидской религии, которые существуют сегодня, являются гимнами, известными как кавлы.

Зороастризм

Ясна (Авеста) 28.1 (Bodleian MS J2)

  • Первичные религиозные тексты, то есть коллекция Авеста
    • Ясна, основная литургическая коллекция, включает в себя Гаты.
    • Висперад — коллекция дополнений к Ясне.
    • Яшты, гимны в честь божеств.
    • Видевдат описывает различные формы злых духов и способы их поражения.
    • более короткие тексты и молитвы, Яшты — пять Нияшес («поклонение, похвала»), ‘Сирозе и Афринганс (благословения).
  • Существует около 60 вторичных религиозных текстов, ни одна из которых не считается писанием. Наиболее важными из них являются:
    • Денкард (средний персидский, ‘Акты религии’),
    • Бундахишн (средний персидский, ‘Изначальное творение’)
    • Меног-и Крад (средний персидский, ‘Дух мудрости’)
    • Арда Вираф Намак (средний персидский, ‘Книга Арды Вирафа’)
    • Сад-дар (современный персидский, ‘Сто дверей’ или ‘Сто глав’)
    • Риваятс, Переписка 15-18 веков по религиозным вопросам
  • Для повседневного использования мирянами
    • зенд (досл. комментарии), различные комментарии и переводы Авесты.
    • Хорде Авеста Зороастрийский молитвенник для мирян из Авесты.

Игуаньдао

  • Майтрейя сутра (китайский: Ми Ле Чжэнь Цзин)
  • Путешествие к аду (китайский: Ти Ю Ю Джи)

Индуизм

Основная статья: Священные писания индуизма

Шрути

  • Веды
    • Риг-веда — записана в XV веке до н. э.
    • Самаведа
    • Яджурведа
    • Атхарваведа
  • Брахманы
  • Араньяки
  • Упанишады

Бхагавад-гита Смрити

  • Итихасы
    • Махабхарата (включая книгу Бхагавадгита)
      • Бхагавад-гита
    • Рамаяна
  • Пураны
    • Бхагавата-пурана
  • Тантры
  • Сутра
  • Стотра
  • Аштавакра-гита
  • Гхеранда-самхита
  • Гитаговинда
  • Хатха-йога-прадипика
  • Йога-Васиштха

Пурва Миманса

  • Пурва Миманса Сутры

Веданта (Уттар Миманса)

  • Веданта-сутры Вьяса

Йога

  • Йога-сутры

Санкхья

  • Санкхья сутры Капилы

Ньяя

  • Ньяя-сутры Гаутамы

Вайшешика

  • Вайшешика Сутры Канады

Вайшнавизм

  • Вайкханаса Самхиты
  • Панчаратра Самхиты
  • Дивьяпрабандам

Шактизм

  • Шакта Тантры

Кашмирский шиваизм

  • 64 Бхайравагамы
  • 28 Шайва Агамы
  • Шива-сутры Васугупты
  • Виджняна-бхайрава-тантра

Пашупата Шиваизм

  • Пашупата Сутра Лакулиша
  • Панчарта-бхашья Каундиньи (комментарий к Пашупата сутрам)
  • Ганакарика
  • Ратнатика Бхасарваджны

Шайва Сиддханта

  • 28 Шайва Агам
  • Тирумурай (канон из 12 работ)
  • Мейкандар Шастры (канон из 14 работ)

Гаудия-вайшнавизм

  • Брахма-самхита
  • Джаядева Гитаговинда

Кришна-карнамрита

  • Чайтанья-бхагавата
  • Чайтанья-чаритамрита
  • Према-бхакти-чандрика
  • Хари-бхакти-виласа

Лингаята

  • Сиддханта Шикхамани
  • Вачана Сахитья
  • Мантра Гопья
  • Шуньясампадане
  • 28 Агамы
  • Карана Хасуге
  • Басава Пурана

Кабир Пантх

  • поэмы Кабир

Даду Пантх

  • Поэмы Даду

Ислам

Основная статья: Священное Писание в исламе

Североафриканский Коран XI века в британском музее

  • Коран (также называемый Куран, Коран, Кур’ан, или ал-Кур’ан) — четыре книги, которые считаются раскрытыми и упомянутыми по имени в Коране — это Коран (раскрытый Мухаммеду), Таурат (раскрытый Мусе), Забур (открытый Давуду) и Инджиль (открытый Исе)
  • Хадис, сообщения о деяниях и высказываниях Мухаммеда.

Иудаизм

Сефер Тора открылся для литургического использования в службе синагоги Талмудический иудаизм См. также: Раввинская литература

  • Танах т.е. Еврейская Библия
    • Тора (учения)
    • Невиим (пророки)
    • Ктувим (записи)
  • Талмуд
    • Мишна
    • Гемара

Каббала

  • Каббала: Основные тексты
  • Зоар

Хасидизм

  • Ранние тексты:
    • Ноам Элимех’ (Элимелех из Лиженска)
    • Кедушат Леви’ (Леви Ицхак из Бердичева)
  • Основополагающие тексты различных хасидских сект:
    • Ликутей Мохаран (Бреслов)
    • Ме’ор Ейнам (Чернобыль)
    • Мей Хашилоач (Ижбитза – Радзин)
    • Тания (Хабад)
    • ‘Вайоел Мошэ (Сатмар)

Караимизм

  • Танах

Хайманот

  • Танах с несколькими еврейскими апокрифами

Каодай

  • Кин Тиен Дао Ва Тэ Дао (Молитвы Небесного и Земного Пути)
  • Фап Чен Чуен (Религиозная Конституция Каодай)
  • Тан Луад (Канонические коды)
  • Тэн Нгон Хиеп Туен (Компиляция божественных сообщений)

Йоруба

  • Оду Ифа
  • Коллекция Оду Ифа Яапа Вердуйджина

Конкокё

  • Конкокё Киотен (Священное Писание Конкокё)
    • Оширасе-Гото Обобе-Чо
    • Конко Дайджин Обоегаки
    • Горикай I
    • Горикай II
    • Горикай III

Конфуцианство

  • У-Цзин
  • Четверокнижие
  • Тринадцатиканоние
  • Три комментария к весенним и осенним летописям

Лингаята

  • Siddhanta Shikhamani

Майяская религия

  • Пополь-Вух
  • Дрезденский кодекс
  • Мадридский кодекс
  • Парижский кодекс
  • бесчисленные уничтоженные кодексы

Мандеи

  • Ginza Rba
  • Книга Зодиака
  • Кйолуста, Канонический молитвенник
  • Книга Джона Крестителя
  • Диван Абатур, Чистилища
  • 1012 вопросов
  • Коронация Шислам Рба
  • Крещение Хибил Зива
  • Харан Гавайта

Манихейство

  • Евангелион (Греческий: Εὐαγγέλιον, что означает «хорошие новости»). Также известен как Евангелие Мани и Живое Евангелие
  • Сокровище жизни
  • «Прагматейя» (греч. πραγματεία)
  • Книга Тайн
  • Книга великанов
  • Послания
  • Псалтирь и молитвы. Коптский манихейский псалтырь, обнаруженный в Египте в начале 1900-х годов, был отредактирован и опубликован Чарльзом Альберри из манихейских рукописей в коллекции Честер Битти и в Берлинской академии, 1938-9.
  • Шабураган
  • Аржанг
  • Кефалия (греч. Κεφάλαια), «Дискурсы», найденные в коптском переводе.

Мехер Баба

  • God Speaks
  • Discourses

Моизм

  • Мо-цзы

Наука разума

  • Наука разума Эрнеста Холмса

Нью Эйдж

Различные религии Нового века могут рассматривать любой из следующих текстов как вдохновлённый:

  • Курс чудес
  • Беседы с Богом
  • Оаспе
  • Книга Урантии
  • Разоблачённая Изида

Орфизм

  • Поэмы Орфея

Равидассия

  • Амритбани Гуру Равидасс Джи

Растафарианство

  • Библия (Эфиопский православный канон)
  • Holy Piby
  • Кебра Негаст
  • Речи и труды Хайле Селассие (включая его автобиографию «Моя жизнь» и «Прогресс Эфиопии»)
  • Свиток королевского пергамента чёрного верховенства

Раэлиты

  • Труды Раэля aka Клод Ворильхон
    • Интеллектуальный дизайн: сообщение от дизайнеров
    • Чувственная медитация
    • Да, клонированию человека

Саентология

  • Дианетика:Современная наука о психическом здоровье
  • Список текстов саентологии

Самаритянизм

  • Самаритянская Тора

Сатанизм

  • Сатанинская библия
  • Сатанинские ритуалы

Сведенборгиане

Новая церковь

  • Библия (опущено несколько книг)
  • Работы Сведенборг, Эммануил (не считаются равными Библии)

Общая церковь

  • Библия (опущено несколько книг)
  • Работы Сведенборг, Эммануил (cчитаются равными Библии)

Сикхизм

  • Гуру Грантх Сахиб
  • Дасам Грантх

Синтоизм

  • Кодзики
  • Риккокуши, который включает Нихон сёки и Сёку нихонги
  • Фудоки
  • Джинно Шотоки
  • Куджики

Славянское неоязычество

  • Славяно-Арийские Веды
  • Велесова книга
  • книга Нави

Спиритизм

  • Книга духов (англ. The Spirits Book)
  • Книга медиумов
  • Евангелие согласно спиритизму
  • Рай и Ад
  • Бытие по спиритизму

Телема

  • Священные книги Телема, в особенности Книга закона

Тэнрикё

  • Ofudesaki
  • Mikagura-utai
  • Osashizu

Унариусская академия науки

  • Голос венеры

Урантианизм

  • Книга Урантии

Фалуньгун

  • Чжуань Фалунь

Христианство

Рукописная Библия из Мальмсберийского аббатства, 1407 год Традиционное Христианство

  • Библия (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие). Некоторые деноминации также включают Апокриф.
    • Для Протестантизма, это канон из 66 книг — Еврейский Танах из 24 книг по разному разделённых (в 39 книг) и универсальный 27-книжный Новый Завет. Некоторые деноминации также включают 15 книг Апокрифов между Ветхим Заветом и Новым Заветом, в общей сложности 81 книга.
    • Для Католицизма, это включает семь второканонических книг в Ветхом завете в общей сложности 73 книги, называемых Канон Трента (в версиях Латин Вульгате, Вторая книга Ездры и Третья книга Ездры включены в приложение, но считаются неканоническими).
    • Для Православной церкви, это включает Второканонические книги, которые состоят из католического дейтероканона, плюс Третья книга Маккавейская, Псалом 151, Молитва Манассии, и Вторая книга Ездры. Четвёртая книга Маккавейская считается канонической Грузинской православной церковью.
    • Эфиопская православная церковь (и её отпрыск, Эритрейская православная церковь) добавили различные дополнительные книги в зависимости от конкретного перечисления канона (см. Эфиопский библейский канон), но всегда включали третью книгу Ездры, Книгу Юбилеев, Книгу Еноха, 4 Варух, и 1, 2, и 3 Маккавеи (нет никакого отношения к Книгам Маккавеев).
    • Некоторые Сирийские церкви принимают Сирийский апокалипсис Варуха в качестве писания.

Христианская наука

  • Библия
  • Наука и здоровье с ключом к Писанию написанная Мэри Бэйкер Эдди. Этот учебник вместе с Библией служит постоянным «безличным пастором» церкви.

Гностицизм

  • Библиотека Наг-Хаммади и другие Гностические тексты (не из Библии)
  • Некоторые книги Ветхого Завета и Нового Завета
    • Кердонианианизм и Маркионитство
  • Только Евангелие Маркиона и выбранные Послания Павла приняты

Обложка Книги Мормона с оригинального издания 1830 года выпуска, Джозефа Смита
(Изображение из Библиотеки Конгресса США «Отдел редких книг и специальных коллекций».) Свидетели Иеговы

  • Библия (Священное Писание — Перевод нового мира является их предпочтительным переводом.)

Движение святых последних дней

  • Библия
    • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) использует СПД издание Библии короля Якова для англоговорящих членов; другие версии используются в неанглоговорящих странах.
    • Сообщество Христа использует перевод Джозэфа Смита, который он называет «вдохновленной версией», а также обновленным современным переводом.
  • Книга Мормона
  • Драгоценная жемчужина
  • Учение и заветы
    • Существуют существенные различия в нумерации содержимого и раздела между учением и заветами используемыми Сообществом Христа и СПД Церковью.
  • Другие, более мелкие ветви Святых последних дней включают другие писания, такие как Книга Закона Господа используемые Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Странгит) или Слово Господне использовалось ответвлениями Феттинга..

Церковь коренных американцев (Христианско-образовательные фракции) См ниже. Растафарианство См ниже. Церковь адвентистов седьмого дня

  • Библия
  • писания Эллен Уайт относятся к повышенному статусу, хотя и не соответствуют Библии, поскольку она считается вдохновленной пророчицей.

Сведенборгиане См ниже. Церковь объединения См. ниже.

Церковь коренных американцев

  • Библия (только среди христианских сторонников)

Церковь Объединения

  • Божественный Принцип
  • Библия как освещено более поздним откровением

Чхондогё

  • Писание Тонхак
  • Песни Йонгдам
  • Проповеди мастера Хауэола
  • Проповеди Почитаемого Учителя Эуяма

Шумеро-аккадская мифология

  • Бартонский цилиндр

Этрусская мифология

Пограничный столб из Перуджи. III в. до н. э.

  • Скрижали из Пирги
  • Liber Linteus
  • Cippus Perusinus

Ярзанизм

  • Калам-е саранджам

См. также

  • Священное Писание
  • Список религий

Примечания

  1. ↑ सनातन धर्म सनातन धर्म जिसे हिन्दू धर्म अथवा वैदिक धर्म भी कहा जाता है, का १९६०८५३११० साल का इतिहास हैं।
  2. ↑ Witzel, Michael, «Vedas and Upaniṣads IAST», in: Flood 2003, p. 68″>Witzel, Michael, «Vedas and Upaniṣads IAST», in: Flood 2003, p. 68

Литература

  • Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / Под общ. ред. проф. П. С. Гуревича: Пер. с англ. — М.: Республика, 1995. — 591 с.
  • Witzel, Michael, «Vedas and Upaniṣads IAST», in: Flood 2003, p. 68

Конфуцианство в современном мире

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Философия Конфуцианство и современность
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Конфуцианство широко распространено в материковом Китае, в том числе в Сянгане, в Макао, на Тайване, в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, среди китайцев, живущих в различных странах мира.

В конце XIX — начале XX вв. философ и реформатор Кан Ювэй (1858-1927 гг.) развернул борьбу за установление в Китае конституционной монархии и превращение конфуцианства в государственную религию. Он также предпринял попытку модернизировать конфуцианство, которое всё более вступало в противоречие с изменяющимися условиями общественного бытия. Кан Ювэй развил концепцию перемен, или изменений (бянь), как проявление Пути Неба и закона (ли) вещей, имеющего эволюционный и в значительной мере индивидуальный характер. Понятие жэнь он истолковывал как силу любви, объединяющую людей. Историческое развитие человечества Кан Ювэй объяснял при помощи теории трех этапов: хаоса, поднимающегося покоя и великого покоя, сменяющих друг друга в эволюционном процессе. В итоге эволюция должна закончиться всеобщим великим единением (да тун) — состоянием абсолютного всеобщего равенства, любви, справедливости и общественного владения имуществом. Семья, государство, частная собственность, наказания и даже национальные языки будут упразднены либо постепенно исчезнут, так же как и девять преград (государственные, классовые, расовые, национальные, родовые, половые, религиозные, имущественные и профессиональные, различия).

В 1919 г. во время движения «Четвертого мая» наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую конфуцианскую культуру новой, демократической и более передовой. Экономические преобразования в Китае нанесли конфуцианской идеологии и традициям сильный удар, но тем не менее конфуцианство продолжало и продолжает играть значительную роль в культурной и общественной жизни страны.

На сегодняшний день, когда на Планете непрерывно обостряются различные конфликты и кризисы, в учении конфуцианства нуждается не только Китай, но и весь мир.

Моральное учение Конфуция сегодня также рассматривается как средство совершенствования человеческого поведения в обществе , наполненном стяжательством и эгоизмом. Учение проповедует человеколюбие и управление государством и народом на основе добродетели, делая акцент на уважении ритуала и нравственно-этических норм. Изучение конфуцианства способствует стыковке традиционных и современных представлений о ценностях, помогает органичному слиянию восточной и западной культур. Основанная великим мыслителем философская школа конфуцианства на протяжении веков оказывала глубочайшее влияние на различные аспекты общественной жизни древнего Китая и продолжает пользоваться огромным авторитетом у современных китайцев. Именно с идеями Конфуция китайская цивилизация жила и развивалась несколько тысячелетий. В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире, повышении нравственных качеств человечества, многообразии и общем процветании мировой культуры и равенстве мировых религиозных направлений. Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных тысячелетиями ценностей. Конфуцианское мировоззрение уже оказывает существенное влияние на функционирование глобального рынка.

Для современной китайской идеологии характерна идея надэтнического национализма, которая позволяет предупредить возможные конфликты между представителями 56 народов, проживающих на его территории. Такой тип национализма позволяет подавить или свести к минимуму своеобразный «этнический индивидуализм», который представляет собой серьезную проблему для многих полиэтнических государств. Китайский национализм лежит в основе формирования государственного сознания граждан и представляет собой выражение одного из важных принципов конфуцианства — принципа опоры на собственные силы. В экономике он выражается в безусловном приоритете интересов национальных производителей и ограничении доступа иностранного капитала. Идеология национализма основана на следующих важнейших положениях:

  • 1. Отказ от полной открытости страны, предполагающий опору на внутренний, а не на внешний экономический обмен.
  • 2. Ориентация на сотрудничество со странами Юго-восточной Азии, создание азиатских экономических объединений с целью противостояния глобализации.
  • 3. Сочетание эффективности экономики со справедливостью распределения материальных благ с целью предотвратить расслоение общества.
  • 4. Борьба против распространения западных ценностей и космополитизма, укрепление национальной культуры.
  • 5. Развитие тяжелой и стратегической промышленности с целью обеспечения независимости от иностранного капитала.

В последние годы конфуцианство всё активнее возвращается в жизнь китайского общества. После десятилетий попыток уничтожения конфуцианской идеологии и её институтов, даже коммунистическая партия-государство пытается использовать конфуцианские идеи в своей политической пропаганде. Также растёт интерес к применению идей для решения общественных проблем. Но полный возврат конфуцианства как государственной религии вряд ли возможен, государство способно принять на вооружение отдельные аспекты конфуцианской доктрины, А это серьёзно ударит по свободе мысли, совести и веры в Китае.

С другой стороны, факт выборочного принятия конфуцианских принципов коммунистическим государством означает и то, что в ближайшее время не следует ожидать в КНР подвижек в сфере религиозной свободы.

Говоря о современности и конфуцианстве, в конфуцианской этике содержатся постулаты как противоречащие модернизации и демократизации, так и способствующие им. Первое обусловлено тем, что конфуцианская этика является продуктом древней аграрной цивилизации. Это феодальная этика, основанная на принципах жесткой иерархии, противоречащей духу индустриального общества, построенного на товарно-рыночных отношениях при равенстве субъектов. Другой аспект конфуцианства заключается в том, что в течение 2000 лет развития оно вобрало в себя многие положения других учений, философских течений, верований, социальных и политических традиций, которые делают его совместимым с модернизацией.

конфуцианство учение китайский культура

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Фэн Юлань — профессор Пекинского университета.

Со времени движения «4 мая» 1919 года борьба за и против конфуцианства стала важной составной частью борьбы между двумя классами и двумя линиями в области идеологии. Вплоть до Великой культурной революции я неизменно защищал конфуцианство, чем до освобождения страны фактически служил интересам крупных помещиков, крупной буржуазии и гоминьдановской реакции, а после её освобождения — контрреволюционной ревизионистской линии мошенников типа Лю Шаоци и Линь Бяо.

Великая культурная революция углубила моё понятие о Конфуции. Теперь, критикуя Конфуция, я в то же время критикую свои прежние мысли и действия, защищающие конфуцианство.

Идеи Конфуция затрагивают многое. Начну с проповедовавшегося Конфуцием «правления на основе добродетели».

Конфуций утверждал: «Правящий с помощью добродетели подобен Полярной звезде, которая незыблема на своем месте в окружении других созвездий» 1. Он ещё сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится» 2. Таковы совершенно ясные высказывания Конфуция о «правлении на основе добродетели».

В понимании и оценке этих слов я прошёл три стадии.

Под предлогом изучения «Проблемы воспринятия философского наследия Китая» в 1958 году я выдвинул так называемый «метод абстрактного воспринятия» в противовес марксистско-ленинскому методу классового анализа. До этого в своих лекциях по истории китайской философии я неизменно прибегал к этому методу, согласно которому при интерпретации любого высказывания внимание обращалось лишь на поверхностное, буквальное значение слов, игнорируя действительное, в особенности классовое его содержание. Так, например, в старом издании своей «Истории китайской философии» я писал, что «добродетель», о которой толковал Конфуций,— это моральные качества человека, а «ритуал» — нормы общественного поведения, включая обычаи и привычки, а также политический и общественный строй. «Руководить народом посредством добродетели» в устах Конфуция, на мой взгляд, означает требование повышения моральных качеств народа. Говоря «поддерживать порядок при помощи ритуала», он хотел усилить сдерживающее влияние норм общественного поведения на поведение индивида, чтобы создать обычаи, привычки и общественное мнение, которые внушили бы народу стыд за безнравственные и беззаконные поступки. Тогда народ, естественно, не будет переступать закона. Конфуций таким образом, считал я, делал упор на повышение моральных качеств народа, на усиление перевоспитывающей силы общества. Это, по-моему, было намного лучше, чем, прибегая к запрету и наказаниям, принуждать народ не сметь нарушать законов. Во всём этом я усматривал уважение Конфуция к «человеку».

Вышеизложенное говорит о том, что я буквально, в абстрактном смысле толковал слова «добродетель» и «ритуал», о которых говорил Конфуций. Этим способом и пользуются, как правило, все почитатели Конфуция. Я же намеренно, сознательно выдвинул его как метод, чтобы затуманить классовое содержание различных идеологий, встречающихся в истории философии, затушевать водоразделы классовой борьбы того времени и исказить законы развития истории философии. Это не просто вопрос метода. Это, в конечном итоге, вопрос классовой позиции, вопрос о том, на какой стороне стоять в борьбе между двумя классами и двумя линиями.

До Великой культурной революции хотя я и подверг метод абстрактного воспринятия некоторой довольно поверхностной критике, моя позиция, позиция эксплуататорских классов, оставалась неизменной. Готовя новое издание «Истории китайской философии», я продолжал пользоваться тем же методом, в особенности по отношению к Конфуцию.

В ходе Великой культурной революции я стал постепенно постигать значение наставления Ленина — «Истина всегда конкретна» 3. «Добродетель» и «ритуал», афишируемые Конфуцием, также имеют конкретное содержание, и в особенности классовое содержание. Возьмем, например, моральные качества. Моральные качества, поощряемые разными классами, различны по своему классовому содержанию. Моральные качества, поощряемые пролетариатом, направлены на служение народу, свержение всех эксплуататорских классов и создание социалистического и коммунистического общества. В глазах же эксплуататорских классов эти качества приводят к «восстанию против верхов и поднятию бунта», являются в высшей степени преступными. У различных классов различны и нормы общественного поведения. Пролетарская революция призвана уничтожить нормы общественного поведения эксплуататорских классов и установить пролетарские.

Лишь уразумев это, я стал понимать, что, предлагая такие меры, как «руководить народом посредством добродетели» и т. п., Конфуций преследовал цель усилить одурманивание и обман трудового народа, чтобы он не осмелился и даже не помышлял восставать против установленных порядков, и тем самым искоренить всякие мысли и действия, призывающие «восставать против верхов и поднимать бунт».

Ленин указал: «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетённых. Поп должен утешать угнетённых, рисовать им перспективы (это особенно удобно делать без ручательства за „осуществимость“ таких перспектив…) смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость» 4. Иными словами, нужны два приёма: один приём — преследовать и подавлять, другой — одурманивать и обманывать. Проповедуемые Конфуцием методы господства над народом — «руководить народом посредством законов» и «руководить народом посредством добродетели» — и есть те две функции, о которых говорил Ленин. Конфуций же, давая советы тогдашним правителям, как бы говорил, что уловка попа эффективнее уловки палача. В некотором смысле и при определённых условиях уловка попа и впрямь зловреднее.

Однако Конфуций считал необходимыми и «наказания». В то время в княжестве Чжэн вооружённой силой подавили «разбойников», «поголовно казнили их всех». На это Конфуций сказал: «Замечательно! Великодушное правление ведёт к надменности народа. Надменность следует выправить строгостью». Стоя у власти, Конфуций ведь сам приказал казнить Шаочжэн Мао.

Конфуцианцы времен династии Хань говорили: чтобы властвовать над народом и упрочить феодальное господство, без «ритуала, музыки, законов и наказаний» не обойтись. «Ритуал, музыка, законы и наказания в своих целях едины, они объединяют сердца народа, что рождает должное управление». Они также говорили: «Когда ритуал, музыка, законы и наказания — эти четыре устоя — достигают своей цели и не нарушаются, тогда осуществляется добродетельное управление» 5. Иными словами, и функция палача и функция попа одинаково необходимы.

В ходе этого движения за критику Линь Бяо и Конфуция моё понятие о последнем поднялось на ещё более высокую ступень.

Теперь я думаю, что критика Конфуция, подобная вышеизложенной, применима ко всем последующим философам феодализма. Всё же такая критика ещё не разоблачает особенностей идей Конфуция, поэтому её нужно углубить ещё более.

Был у Конфуция один ученик, звали его Фань Сюй, который однажды сказал своему учителю, что хочет научиться хлебопашеству и огородничеству. Конфуций обругал его «никчёмным человеком», а затем разразился тирадой: «Какой никчёмный человек Фань Сюй! Ведь если в верхах уважают порядок, то народ не осмелится быть непочтительным; если в верхах уважают долг, то народ не осмелится не подчиняться; если в верхах уважают правдивость, то народ не осмелится быть неискренним. Когда будет так, народ со всех сторон потянется к ним, неся младенцев за спиной. Зачем же самим заниматься хлебопашеством!» 6.

Этой своей тирадой Конфуций подтвердил противоположность двух классов своего времени. Тех, кто принадлежал к одному из этих классов, он называл «благородными мужами» (что в то время значило «господа»), они пребывали «в верхах» (то есть были властителями, угнетателями) и не занимались земледелием (то есть были эксплуататорами, не знающими физического труда).

Им противостояли «мелкие людишки», «низы»; «простолюдины» (то есть подвластные, угнетённые люди), которые пахали землю (то есть эксплуатируемый трудовой народ).

Этой тирадой Конфуций утверждал также, что «в верхах уважают порядок» именно для того, чтобы «народ не осмелился быть непочтительным», «в верхах уважают долг» — чтобы «народ не осмелился не подчиняться», «в верхах уважают правдивость» — чтобы «народ не осмелился быть неискренним». Из этого явствует, что цель уважения порядка, долга и правдивости заключается в том, чтобы с их помощью господствовать над народом. Уважение порядка, долга и правдивости — это лишь «внутреннее дело» тех, кто «в верхах». Конфуций полагал, что если те, кто «в верхах», пойдут на показное соблюдение всего этого, то они смогут воздействовать на народ, заставить его уважать их, подчиниться им и безропотно гнуть на них спину. Конфуций сказал: «Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава клонится туда, куда дует ветер» 7. По мнению Конфуция, если «благородный муж» дохнёт «ветром добродетели», то «низкий человек» должен будет «склониться» перед ним подобно траве. Это и есть подлинный смысл «руководить народом посредством добродетели».

В этой тираде Конфуция трижды встречается «не осмелится», что полностью разоблачает злобное обличье «благородных мужей».

Конфуций полагал «гуманность» наивысшим моральным качеством. В книге «Луньюй» записано множество его высказываний о «гуманности», но толкуется она не везде одинаково. Привожу для примера несколько более важных из них.

  1. «Янь Юань спросил о гуманности. Конфуций сказал: „Владеть собой и восстановить порядок — это и есть гуманность. Как только овладеешь собой и восстановишь порядок, то вся Поднебесная подчинится гуманному управлению“» 8.

  2. «Чжун-гун спросил о гуманности. Конфуций сказал: „Выходишь из дому по делу так, как при приёме высоких гостей. Используя народ, ведёшь себя так, словно совершаешь большое жертвоприношение. Чего не желаешь себе, того не делай другим“» 9.

  3. «Фань Чи спросил, что значит гуманность. Конфуций сказал: „Любить людей“» 10.

  4. «Цзы-чжан спросил Конфуция о гуманности. Конфуций сказал: „Тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять качеств, является гуманным“. Цзы-чжан спросил о них. Конфуций ответил: „Почтительность, великодушие, верность, сообразительность и доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек великодушен, то он завоюет простой люд. Если человек верен, то ему доверяют. Если человек сообразителен, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других“» 11.

Из первого, второго и четвёртого пунктов явствует, что «гуманность», о которой толковал Конфуций, относится главным образом к «благородным мужам». В первом пункте сказано, что если человек сможет «овладеть собой и восстановить порядок», то вся Поднебесная подчинится такому «гуманному» человеку. Здесь речь идёт, конечно, о человеке, занимающем очень высокое политическое положение. Ведь «мелким людишкам» никак не подчинить себе Поднебесную.

Во втором пункте сказано, что использовать народ — дело серьёзное, надо быть столь же серьёзным, как при большом жертвоприношении. Это, конечно, тоже относится к людям, занимающим очень высокое политическое положение. Ведь «мелкие людишки» — это «простолюдины», которые могут лишь «использоваться» и недостойны «использовать».

В четвёртом пункте Конфуций говорит: если человек великодушно относится к народу, то он завоюет его. Если человек будет милостив к народу, то ему легче будет его использовать. Здесь опять же имеется в виду человек весьма высокого политического положения. Ведь сами-то «мелкие людишки» и есть «простой люд», им не нужно и нет смысла «завоевывать простой люд». Сами будучи объектом «использования», они недостойны «использовать людей».

Из вышесказанного Конфуцием о «великодушии» и «доброте» ясно, что так называемая «любовь к человеку» в лучшем случае означает жалкую милостыню, с помощью которой он хотел завоевать трудящихся с тем, чтобы легче использовать их.

Очевидно, что «гуманность», о которой толковал Конфуций,— это добродетель тех, кого он называл «благородными мужами». Для «мелких людишек» она недосягаема. Он ясно сказал: «Бывают благородные мужи, которые не обладают гуманностью, но нет простых людей, которые могут быть гуманными» 12. Он также говорил: «Народ следует заставлять делать что нужно, но не следует объяснять почему» 13. И еще: «Когда благородный муж постигнет „Путь“, он будет любить людей. Когда же мелкий человек постигнет „Путь“, тогда его легче использовать» 14. Все эти высказывания Конфуция со всей ясностью выявляют классовое содержание его так называемой «гуманности».

Не только «гуманность», но и все другие моральные качества, о которых толковал Конфуций, главным образом относились к «благородным мужам». И сказанное во втором пункте — «чего не желаешь себе, того не делай другим» — также только касается «благородных мужей» и является «соглашением» о взаимоотношениях между ними.

Из вышесказанного ясно, что «благородные мужи», о которых говорил Конфуций, это не кто иной, как рабовладельцы-аристократы. Ибо в его высказываниях «благородные мужи» обращаются с «мелкими людишками», как рабовладельцы с рабами, и взаимоотношения между ними есть взаимоотношения между рабовладельцами и рабами. В рабовладельческом обществе рабы являлись всего лишь своего рода орудием производства. Рабовладельцы считали, что с рабами о морали толковать нечего, что их моральные качества, если таковые и имеются, должны сводиться к повиновению рабовладельцам. Взгляды Конфуция и являлись отражением таких производственных отношений. На Западе Платон, типичный рабовладельческий философ древней Греции, придерживался в своё время именно таких взглядов.

В этом отношении иногда бывают некоторые расхождения во взглядах феодальных помещичьих и рабовладельческих философов. Например, Ван Янмин, идеолог помещичьего класса, говорил: «На улицах повсюду совершенномудрые» и «совесть есть у каждого» (признавая на словах, что совесть есть у каждого, он на деле считал, что между совершенномудрыми и обыкновенными людьми имеется коренное различие, что совершенномудрыми могут стать лишь выходцы из господствующих классов, никто из трудящихся достичь этого не может). Эти слова лишь усугубляли обман и одурманивание трудящихся. Но его высказывания несколько отличались от высказываний рабовладельческих философов. Это — отражение различия в производственных отношениях между рабовладельческим и феодальным обществами. «Свобода, равенство и братство» в устах буржуазных философов также усугубляли обман и одурманивание трудящихся. Но их высказывания в свою очередь отличались от высказываний феодальных помещичьих философов. И это опять-таки отражение различия в производственных отношениях. Прежде некоторые люди, в том числе и я сам, полагали, что «гуманность» Конфуция содержит в себе и понятие равенства, братства и т. д., что Конфуций открыл «человека». Согласно таким рассуждениям выходит, будто философ может оторваться от производственных отношений того общества, в котором он живёт, и выдумать из своей головы какие-то понятия. Это абсолютно невозможно. Это идеалистическое понимание истории, а не материалистическое.

В конце периода Чуньцю рабовладельческое общество окончательно пришло в упадок. Рабовладельцы к тому времени были, конечно, уже разорившимися рабовладельцами. Вышеизложенные идеи, проповедовавшиеся в те времена Конфуцием, конечно, служили пришедшим в упадок рабовладельцам. Он был поистине их философом.

В книге «Луньюй» в главе «Яоюэ» Конфуций восхвалял Чжоу У-вана за то, что он «восстановил погибшие царства, возродил прерванное наследование титулов и поднял отстранённую знать». Эти слова и были составной частью политической программы Конфуция, имевшей целью восстановление старых рабовладельческих порядков периода Восточного Чжоу. Он хотел восстановить погибшие рабовладельческие царства, поставить на ноги потомков рабовладельческой аристократии уже утратившей политическое положение, вновь поставить у власти рабовладельцев-аристократов, дошедших до положения простолюдинов,— иначе говоря, целиком и полностью восстановить старые порядки рабовладельческого общества.

Я не собираюсь подвергать всесторонней критике политическую позицию Конфуция и все аспекты его взглядов, приведу лишь некоторые пришедшие на память доказательства в качестве небольшого дополнения к предложенным товарищами за последнее время.

Прежде я толковал конфуцианскую «любовь к человеку», как любовь ко всем людям. Но в свете вышесказанного ясно, что Конфуций вовсе не мог говорить о любви «благородных мужей» как о любви ко всем людям. На деле Конфуций любил лишь горстку рабовладельцев-аристократов. Правда, он говорил о «безграничной любви к народу» 15, но и это означает то же самое, что «если человек великодушен, то он завоюет простой люд». Надо сказать, что слово «всех» добавлено мной.

Конфуций отнюдь не говорил, что «любить людей» значит любить всех людей, не говорил, что его это слово «люди» должно быть всеобъемлющим. Судя по вышеизложенному четвёртому пункту, «любовь к человеку» означает всего лишь жалкую милостыню трудящимся.

Почему же было нужно давать жалкую милостыню? Потому, что в конце периода Чуньцю рабовладельческий строй «клонился к закату, еле дышал». Рабовладельцы уже не в силах были держать под своим контролем рабов. Рабы то бунтовали, то убегали. Чтобы ослабить сопротивление рабов, уменьшить число беглецов и отвоевать рабочую силу у феодального класса, рабовладельцы и сделали упор на жалкую милостыню рабам. Мысли Конфуция явились отражением классовой борьбы того времени.

В «Крахе Ⅱ Интернационала» Ленин цитирует Фейербаха: «Кто утешает раба, вместо того, чтобы поднимать его на восстание против рабства, тот помогает рабовладельцам». Это положение вполне применимо к Конфуцию.

В феодальном обществе после династии Хань Конфуций стал «родоначальником» феодальной идеологии. Позже Конфуция почитали Юань Шикай 16, Чан Кайши, а также Лю Шаоци, Линь Бяо и Ко. Ибо все они считали эксплуатацию и угнетение делом правым, а бунт неправым.

В храме Конфуция в уезде Цюйфу провинции Шаньдун хранятся стелы с указами императоров разных династий о посмертном присвоении Конфуцию почётных титулов. Среди этих стел есть одна времен династии Юань. На этой стеле коротко и ясно перечисляются «заслуги» Конфуция перед феодальным господствующим классом. Эти «заслуги» есть не что иное, как его преступления перед трудящимися. Для трудящихся эта стела столь же коротко и ясно разоблачает преступления Конфуция.

Эта стела начинается так: «Говорят, что если бы не Конфуций, то не было бы ясного представления о мудрецах, живших до его времени. И если бы не Конфуций, то мудрецы, жившие после него, не имели бы чем руководствоваться». И кончается так: «О! Кровная связь отца и сына, взаимоотношения между правителями и их, подчинёнными вечно будут зиждиться на почитании священного учения. Необъятность неба и земли, свет солнца и луны не могут исчерпать превосходство этих знаменитых высказываний! Будем же полагаться на божественную силу, преобразующую людей для сохранений господства Юаньской династии». Это отрицательно поучительное сочинение на деле разоблачает реакционную сущность «учения Конфуция» и политическую цель восхваления Конфуция правителями различных династий в феодальном обществе Китая.

Чан Кайши, Лю Шаоци и Линь Бяо пели дифирамбы Конфуцию с такой же политической целью — обмануть и одурманить народ учением Конфуция, чтобы сохранить своё реакционное господство.

Симпозиум по истории китайской философии в 1957 году и посвящённая памяти Конфуция Цзинаньская конференция в 1962 году были своего рода проявлениями тенденции возврата к древности при внедрявшейся тогда ревизионистской линии. На симпозиуме я распространялся о «методе абстрактного воспринятия» в противовес методу классового анализа. На Цзинаньской конференции я, насаждая точку зрения, которую изложил в новом издании своей «Истории китайской философии», заявил, что Конфуций был идеологом класса феодалов-помещиков, и утверждал, что «гуманность», проповедуемая Конфуцием, «универсальна по своей форме» и сыграла прогрессивную роль в те времена. Всё это усилило «обожествление» Конфуция и служило ревизионистской линии.

Тем, что я теперь добился незначительного прогресса в понимании Конфуция, я обязан Великой культурной революции.

Великая пролетарская культурная революция развивается вширь и вглубь. В области истории китайской философии происходит новая революция. Этой революцией лично руководит Председатель Мао Цзэдун, лично указывает ей направление. Мне уже почти восемьдесят лет. Полвека я проработал над историей китайской философии. Сегодня могу быть свидетелем этой великой революции — это большое счастье. Быть не только свидетелем, но и участником этой великой революции — это ещё большее счастье. Я полон решимости следовать указаниям Председателя Мао Цзэдуна, добросовестно изучать марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи, перековать свое мировоззрение, переработать и закончить своё новое издание «Истории китайской философии» и внести свою лепту в социалистическую революцию и социалистическое строительство Родины.

Примечания:

  1. «Луньюй». ↩
  2. Там же. ↩
  3. «Две тактики социал-демократии в демократической революции». ↩
  4. «Крах Ⅱ Интернационала». ↩
  5. «Лицзи». ↩
  6. «Луньюй». ↩
  7. «Луньюй». ↩
  8. «Луньюй». ↩
  9. Там же. ↩
  10. Там же. ↩
  11. Там же. ↩
  12. «Луньюй». ↩
  13. Там же. ↩
  14. Там же. ↩
  15. «Луньюй». ↩
  16. Юань Шикай был главарём северных милитаристов. Он был первым вставшим у власти реакционером в Китае после революции 1911 года. ↩

Раздел 5. НАЦИОНАЛЬНЫЕ (ПАНТЕИСТИЧЕСИКЕ) РЕЛИГИИ: КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ

ТОП 10:

1.Контекст зарождения конфуцианства и даосизма.

2.Конфуцианство: Почтенный Учитель Кун, священные тексты, религиозные аспекты традиции, культовая практика. Распространение и развитие.

3 Даосизм: «старый ребенок» Лао-цзы, священные тексты, вероучение, обрядовая сторона. Распространение и развитие

Контекст зарождения конфуцианства и даосизма

Конфуцианство и даосизм – религии, рожденные в лоне восточных цивилизаций. В традиции немецкого трансцендентализма мир культуры – «самосознание разума, порождающего свои предметы». И именно в религиозном опыте проявляется переживание «разумных ценностей в абсолютном единстве» (В. Виндельбанд). Таким образом, вводя историко-культурное измерение, мы можем выявить «ту основную структуру», которая присуща культурному творчеству и выражает его своеобразие.

Восточный мир разнороден. Возможная типология культурных ареалов может быть сведена к следующему:

1.Ближний Восток – Африка, Египет и Передняя Азия (афро-азиатский тип культуры).

2.Дальний Восток – Китай, Корея, Вьетнам, Япония (конфуцианско-даосский тип культуры).

3.Центральная и южная Азия – Индия, страны Индийского и Тихоокеанского регионов (индо-буддийский тип культуры).

4. Юго-Восточная Азия – культура островного мира: Бирма, Индонезия, Лаос, Тайланд, Цейлон и Филиппины.

5. Арабо-мусульманский Восток — Аравия, Африка и островной мир Тихого океана (исламский тип культуры)

Культурфилософский контекст зарождения ведущих религий традиционного Китая может быть раскрыт в логике идей К. Ясперса. Немецкий философ-экзистенциалист рассматривал дальневосточный и южно-азиатский ареалы как причастные к духовной революции периода «осевого времени». Содержание осевых процессов заключено в фундаментальных изменениях в духовной сфере, направленность которых выражает движение от коллективных форм опыта («роевое сознание») — к индивидуальному сознанию, рациональности, философии; от ритуальных форм организации жизни – к внутреннему выбору; от противостояния имманентной разнородности к идее единства человечества

Общекультурный контекст появления этих духовных традиций – специфика важнейших ценностных координат Востока, куда традиционно относят такие характеристики, как созерцательность, коллективизм, синкретизм духовных традиций, напряженную религиозность, традиционализм, включенность в универсум природы, консерватизм.

Специфика традиционный религий Китая – в их синкретизме: они объединяют в себе идеи нравственного порядка, мантическую традицию, философские смыслы, религиозный опыт.

Возможно рассмотрение этих традиций в перспективе противопоставления:

1. Конфуцианство:

— стремится подчинить природу в строгом ритуале;

— строгая рациональность;

— конформизм.

2. Даосизм:

— Стремится услышать голос естественного;

— Внимание к подсознательному, неподконтрольному для разума;

— Нонконформизм.

Но для Китая эти две традиции образуют грани единого целого, что находит отражение в китайской пословице: «внутри мудрец, снаружи правитель».

Конфуцианство: Почтенный Учитель Кун, священные тексты,

Религиозные аспекты традиции, культовая практика.

Распространение и развитие

Конфуцианство — одна из традиционных религий Китая. Свое название она получила по имени Конфуция, философа и государственного деятеля, на учении которого она основана. В китайском языке эта религия называется жуцзяо, иероглиф жу (ученый) в данном случае относится к Конфуцию.

История возникновения. Конфуций (латинизированное Кун Фу Цзы, т. е. «почтенный учитель Кун») родился в Китае в княжестве Лу в 551 году до н.э. Известно, что он происходил из семьи обедневших аристократов. Отец Конфуция – незнатный чиновник. Отцу было 70 лет, а матери 16, когда родился будущий мудрец. Ему было три года, когда умер отец. Мальчик рос нелюдимым. К 17 годам он овладел шестью искусствами: умением писать, считать, знать ритуалы и понимать музыку, стрелять из лука и управлять колесницей. Получив традиционное образование, Конфуций занял в Лу государственную должность, судя по всему, не очень высокую. Он также занялся преподаванием и продолжал изучение истории и культурного наследия Китая. На основе своих исследований Конфуций пришел к выводу, что некогда в древности существовало идеальное государственное устройство, однако позднее люди о нем забыли, и общество погрузилось в пучину хаоса. Таким образом, единственным способом возвращения утраченной гармонии является обращение к прошлому и отрицание всех «новшеств».

Вскоре вокруг Конфуция стали собираться первые последователи, однако, не имея возможности претворить свои идеи в жизнь, престарелый уже Конфуций оставил должность и отправился в странствие по многочисленным княжествам Китая в поисках признания. Тринадцать лет скитаний не принесли результата, и Конфуций вернулся в Лу, где в 479 году до н.э. скончался, оставив после себя несколько записей и немногих учеников.

После эпохи «воюющих государств» в недолгий, но жестокий период правления династии Цинь (221 – 207 до н.э.) конфуцианство было запрещено под страхом смертной казни, а все книги философа было приказано сжечь (что указывает на то, что уже в то время учение приобрело заметное влияние). Однако уже при ханьском императоре У-Ди (140 – 87 до н.э.) отношение к Конфуцию изменилось на противоположное – он сам был обожествлен, его учение стало официальным, а все его труды были канонизированы. Изучение и использование принципов Конфуция стало обязательным прежде всего для государственных чиновников. Так продолжалось вплоть до Синьхайской революции 1911 года, когда конфуцианство потеряло статус государственной религии. После прихода к власти Коммунистической Партии Китая в 1949 году культ Конфуция был запрещен.

Священные тексты

Из священных текстов конфуцианцев перу самого Конфуция не принадлежит ничего, кроме, возможно, книги «Чунцю», которая однако меньше всех может раскрыть нам суть учения. Канон составляют древние китайские книги, использовавшиеся Конфуцием, собранные и отчасти отредактированные им, а также работы его учеников.

Выделяют два сборника:

У цзин – пять канонов

И цзин («Книга перемен»). Древняя книга, использовавшаяся для гаданий;

Шу цзин («Древняя история»);

Ши цзин («Книга гимнов»);

Ли цзи («Правила»). Собрание описаний ритуалов. Как и предыдущие книги, имеет древнее, доконфуцианское происхождение, отредактирована и дополнена Конфуцием;

Чун цю («Книга весны и осени»). Хроника одного из княжеств. «Весной и осенью» называется исторический период, в который как раз и жил Конфуций.

Сы шу – четверокнижие

Да сюе («Великое учение»). Трактат о самоусовершенствовании человека;

Чжун юн («Книга середины»). Трактат о чувстве меры;

Лун юй («Беседы и суждения»). Представляет собой сборник высказываний философа, его бесед с учениками и высказываний его учеников. Наиболее ярко отражает учение Конфуция. Из-за специфической формы изложения, так же встречается под названием «Афоризмы Конфуция»;

Мэн цзы. Трактат Мэн Цзы (372 – 289 до Р. Х.), одного из виднейших последователей Конфуция. Трактат содержит практические рецепты политического и экономического устройства государства.

Вероучение. Учение Конфуция синкретично. Само конфуцианство настойчиво сторонится понятий о сверхъестественном или потустороннем. Многие отказывают конфуцианству в праве называться религией. Действительно, всё, что ассоциируется со сферой религиозного – сказания о Боге или богах, духах, рассуждения о посмертной участи души и загробном мире, – находится на периферии в рассуждениях Конфуция, который больше высказывался о вопросах нравственных и социальных.

В обоснование тезиса о «безрелигиозности» конфуцианства часто приводят следующий эпизод: «Цзы-лу спросил о том, как служить духам. Учитель ответил: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» «Я осмелюсь узнать, что такое смерть». ответил: «Не зная, что такое жизнь, можно ли знать смерть?»» (Лунь Юй, 11.11). В другом месте сказано, что «учитель не говорил о чудесах, силе, беспорядках и духах» (Лунь Юй, 7.22).

Однако при целостном рассмотрении наследия Конфуция оказывается, что некорректно интерпретировать указанные тексты как отрицающие религиозность вообще. Конфуций мало говорил о религиозных вещах не потому, что отрицал или игнорировал их, а во многом потому, что эта сфера, по его мнению, менее всего требовала исправлений.

Сам Конфуций призывал учеников держаться подальше от духов. Он говорил о необходимости придерживаться высоких моральных принципов, а главной задачей считал создание процветающего государства, без тирании и насилия.

Для социального порядка необходимо, чтобы каждый занимал свое место. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Во всей этой системе должно быть беспрекословное подчинение младших по статусу старшим, на основе сыновней почтительности (сяо) первых и авторитета вторых. Моделью общественных отношений должна служить семья (семейный клан).

Конфуций учил, что в древние времена, в царствование легендарных императоров Яо, Шунь и Юй идеальное общество уже существовало. Его «реставрация» станет возможной, если во главе государства будет стоять человек совершенный, а помогать ему будут мудрые и благородные.

Конфуций создал образец идеального человека – цзюньцзы, «благородного мужа» или, в дословном переводе, «государева сына». Цзюньцзы должен был обладать качеством Жень (гуманностью), включавшим в себя скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие и пр. Он также должен иметь чувство долга (и), быть искреннем (чжен) и соблюдать ритуалы (ли). Именно таким людям должна принадлежать власть в обществе.

Таким образом, подразумевалось, что при назначении на должность, главным критерием должны стать добродетельность человека – его моральные качества. Фактически же была создана система строгих государственных экзаменов, в которой, кстати, уделялось действительно мало внимания практическим наукам. Претенденты на чиновничье место должны были проявить себя в знании древней культуры, литературы и философии.

Другой отличительной чертой средневекового конфуцианства стали четкое соблюдение предписанных норм поведения и многочисленных ритуалов, определенных практически для каждого случая и для всех сословий, а также фанатичная приверженность древности, выражавшаяся в сохранении внешних атрибутов старины, покроя одежды, архитектуры, домашней и храмовой утвари.

Культ. Конфуций не начинал создавать своё учение «с чистого листа», напротив, он подчёркивал, что проповедует мудрость, дошедшую из глубокой древности. Поэтому он вполне воспринял тот комплекс религиозных представлений, какой дошёл до него от предков. В этих представлениях можно выделить три элемента: китайцы издревле почитали Небо (тянь), землю, а также духов и души умерших предков.

Основным предметом поклонения китайцев издревле было Небо (тянь), культ которого возник за несколько веков до Конфуция. Китайское Небо – это безликая сила, регулирующая жизнь людей, карающая недостойных и вознаграждающая добродетельных. Китайские императоры именовались Сынами Неба и, как считалось, имели с ним родственную связь. Смена династий преподносилась как передача Небом мандата (мин) на управление империей более достойным. Культ Неба осуществлял только сам император.

Важнейший для конфуцианства культ предков также не был нововведением Конфуция, однако для его последователей он имел новый смысл. С одной стороны, как уже отмечалось, Конфуций мало уделял внимания религиозной сфере в нашем обычном понимании. С другой, культ предков играл важную социальную роль. Существовала своего рода «табель о рангах», по которой человек, согласно своему статусу мог иметь то или иное количество табличек умерших предков в своем храме. Кроме того, похороны, соблюдение времени скорби по умершим предкам, воздаяние им посмертных почестей и жертвоприношения – все это, как и многое другое, регламентировалось множеством правил и их соблюдение определяло не только моральный уровень человека, но и его законопослушность в поддержании семейных, клановых и, наконец, государственных устоев.

В Китае, как стране до последнего времени почти исключительно аграрной, закономерно существовал и культ Земли (ше). Еще с древнейших времен он был связан с шаманизмом и оккультными практиками. Алтари Земли существовали в каждой деревне, а со временем стали строиться и при дворах знати и правителей. Каждой весной правитель на ритуальном поле возле столичного алтаря лично вспахивал первую борозду, после чего все остальные могли приступать к полевым работам. Весной и осенью возле алтарей Земли проходили праздники в честь пробуждения природы и сбора урожая. Эта практика также вошла в конфуцианскую традицию.

Культ Конфуция отличался от поклонения другим божествам и занимал особое место не только в конфуцианстве, но и в даосизме. Ритуал почитания Конфуция не содержит прошений, характерных для прочих религиозных культов, а состоит из гимнов, прославляющих его как великого Учителя. Главную церемонию в честь Конфуция раз в год на его родине проводил сам Император, а во времена Китайской республики члены правительства.

Распространение и развитие. Миссионерская деятельность в конфуцианстве отсутствует как таковая. Конфуцианство – религия сугубо национальная и локальная. В виде официальной религиозно-политической системы, в которую оно сложилось во II в. до Р. Х., конфуцианство существовало лишь на территории Китайской империи. Основоположники императорского конфуцианства Дун Чжуншу (179 – 104 до н.э.) и Гунсунь Хун (200 – 127 до н.э.) делали акцент на личности самого правителя. Они утверждали, что для достижения благоденствия необходимы лишь хорошее состояние Его Величества и точное соблюдение ритуалов. Вместе с тем, уже кризис династии Хань заметно пошатнул монархические настроения конфуцианцев.

В период династии Сунн (960 – 1279) появляется течение, получившее впоследствии название неоконфуцианства. Один из его основоположников – китайский философ Чжу Си (1130 – 1200). В его учении заметно влияние даосизма и буддизма, оно включает в себя их элементы космогонии, онтологии и натурфилософии – понятий до того вообще отсутствовавших в конфуцианстве. Неоконфуцианство оказало сильное влияние на развитие корейской, вьетнамской и японской философской мысли.

Духовное разобщение конфуцианства и монархии увеличилось во время узурпации трона монголами (1206 – 1368) и маньчжурами (1616 – 1911). Многие видные конфуцианские ученые (Бо И, Шу Ци, Дэн Му) открыто отказались сотрудничать с их властью. В это время на авансцену выходят проблемы индивидуального сознания и личной этики. Вместе с тем, сами правители всегда опирались на конфуцианство, поддерживая его статус как официальной идеологии.

Конфуцианство в течение двух тысячелетий олицетворяло императорскую власть и единство китайского народа, являлось хранителем его культуры и истории. И все это время оно имело преимущество в формировании морали и нравственного облика всех слоев китайского общества. И, прежде всего, поэтому конфуцианство называется религией, несмотря на заметную слабость богословской составляющей.

Более пятисот лет конфуцианство было официальной идеологией Кореи. Это единственное учение чисто китайского происхождения, которое получило значительное распространение за пределами Китая, прежде всего в Корее, Японии и Вьетнаме. В настоящее время оно имеет миллионы последователей в различных странах Азии.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 89.186.1.215 (0.008 с.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *