Спасо евфимиев монастырь

Содержание

Спасо-Евфимиев монастырь

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь
Спасо-Евфимиев монастырь
Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря
Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 331520003960006 (ЕГРОКН)
объект № 3310133000 (БД Викигида)
56°25′59″ с. ш. 40°26′21″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Город Суздаль
Конфессия Православие
Епархия Владимирская и Суздальская
Тип мужской
Основатель князь Борис Константинович
Дата основания 1352 год
Статус

Охраняется государством

Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. Monastery of Our Savior and St Euthymius
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Спасо-Евфимиев монастырь)
Ссылка № 633-007 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)
Состояние Музей-заповедник
Сайт museum.vladimir.ru
Спасо-Евфимиев монастырь на Викискладе

Спа́со-Евфи́миев монасты́рь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.

Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.

В связке с другими архитектурными комплексами Владимира и Суздаля монастырь внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь монастырский ансамбль входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История

Бюст Дмитрия Пожарского перед входом в монастырь

Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, его сыном Иваном, князьями Пожарскими и др.

У стен монастыря 7 июля 1445 года произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда). Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.

В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Гордость собора — фрески XVI века, открытые реставраторами на фасадах, и росписи знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина (XVII век).

В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия дома Романовых — император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.

Монастырская тюрьма

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». Она была закрыта в 1905 году под влиянием революционных событий. Основную часть узников составляли нарушители устоев церковного права, рассматривавшиеся Синодом как сектанты:

  • В 1826 году по Высочайшему указанию в монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви.
  • С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который здесь и умер.
  • В 1829 году здесь скончался декабрист Фёдор Шаховской. Спасо-Преображенский собор
  • Здесь же с 1869 года отбывал заключение лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 году объявивший себя воплощением Святого Духа. В тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году.
  • В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения; другие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Лев Толстой.
  • С 1898 по 1904 годы в тюрьме содержался старообрядец Фёдор Ковалёв, похоронивший заживо 25 человек в связи с переписью населения 1897 года.
  • С 1894 по 1902 год в тюрьме содержался архангельский благотворитель Василий Рахов.
  • В 1900 году четыре месяца в монастырской тюрьме провёл Иван Чуриков, основатель движения чуриковцев.

Советский период

В 1923—1939 годах в помещениях бывшей монастырской тюрьмы работал политизолятор (с 1935 года — тюрьма особого назначения). Здесь содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов.

Близ восточной стены собора предположительно находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. Ныне на месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом Дмитрием Медведевым

В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошли 8232 человека. 1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержали офицеров и генералов вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. В частности, здесь содержали фельдмаршала Фридриха Паулюса.

С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек). В 1968 году монастырь стал музеем.

Список настоятелей

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
  • Евфимий Суздальский (1352—1404)
  • Кирилл (упом. 1511)
  • Феодорит Кольский (настоятель с 1551 по 1554 год)
  • Савватий (1570—1571)
  • Иов (1572—1587)
  • Герасим (1605—1612)
  • Питирим (1650—1654)
  • Досифей (Глебов) (1709—1710)
  • Гервасий (Линцевский) (17 июля 1777—1788)
  • Серафим (Чичагов) (1899—1904)
  • Павел (Борисовский) (1916—1921)
  • Леонтий (Стасевич) (1922—1923)

Архитектурный ансамбль

Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Архитектурно-музейный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря

  • Спасо-Преображенский собор (1594 год)
  • Монастырская звонница (XVI—XVII века)
  • Благовещенская надвратная церковь (XVI—XVII века)
  • Успенская трапезная церковь (XVI век)
  • Дом архимандрита (XVII век)
  • Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 год)
  • Братский келейный корпус (XVII—XIX века)
  • Тюремный замок (XVIII век)
  • Башни монастыря (XVII век)
  • Вид на Братский корпус

  • Вид на юго-восточную башню

  • Вид со стороны реки Каменки

Проездная башня монастыря

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1670—1680 годах вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 м. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 м сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами русского узорочья. Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен. Самым ранним каменным сооружением монастыря является Спасская церковь, поставленная над могилой Евфимия Суздальского в 1507—1511 годах и впоследствии превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора (1594). Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII веке его украсили наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй половине XIX века к нему пристроен придел Сергия Радонежского. Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой. Собор был украшен росписью ещё в XVI в., но к середине XVII в. эти фрески уже пришли в ветхость и в 1689 г. их сменила новая роспись. Эта роспись до сих пор не расчищена от поновлений 1865 и 1877 годов..

Монастырская звонница

Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и разнообразно декорированной трёхпролётной галереи звонов XVI—XVII веков. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. Монастырские колокола XVI века не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-х годах. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь, сооружённая в последней четверти XVI века, расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.

Архимандритский корпус

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — Архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но примерно с конца XVIII века в нём проживал архимандрит монастыря.

В 1971—1981 годах звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001—2008 годах реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться с деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожавшей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применён комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 году была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведён ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в её кровле использован биметалл.

Братский корпус

Ещё одна допетровская постройка монастыря — Братский корпус, построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских келий. Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII века, являются южная часть здания и весь первый этаж. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками.

Никольская больничная церковь

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 году в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками. Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои. Никольская церковь подверглась реставрации в 1968—1974 и 1999—2006 годах. В первый период была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В начале XXI века была заменена деревянная кровля на основном объёме церкви и её алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.

В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола, и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудился Юрий Юрьев.

Дополнительные фотоматериалы с Викисклада

  • Двор тюремного корпуса

  • Мемориальная плита на стене тюремного корпуса

  • Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому

  • Место захоронения князя Дмитрия Пожарского (родовая усыпальница Пожарских и Хованских)

  • Вид на Спасо-Преображенский собор и звонницу

  • Часы на монастырской звоннице

  • Фрески Спасо-Преображенского собора

  • Почтовая марка «Суздалю 975 лет». 1999

  • Галерея экспозиции. Панагии

  • Галерея экспозиции. Кресты наперстные и кресты-тельники

  • Галерея экспозиции. Дробницы с покровов

  • Галерея экспозиции. Кадила, ковш и братчина

  • Галерея экспозиции. Потир, дискос, звездица

  • Галерея экспозиции. Престольное Евангелие

  • Галерея экспозиции. Спас Нерукотворный

  • Галерея экспозиции. Дарохранительница

  • Галерея экспозиции. Серебряная посуда 18 век

  • Галерея экспозиции. Престольные Евангелия, кадильницы, Престольный Крест

  • Галерея экспозиции. Покров святого князя Георгия Всеволодовича, 1645 год

Примечания

  1. ↑ 1 2 Узники Спасо-Евфимиева монастыря. От православной инквизиции до сталинских репрессий.
  2. ↑ Крашенинникова Н. Н. Авель Прорицатель // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 125—126. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  3. ↑ Донесения наместника Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрита Досифея епархиальному и синодальному начальству о содержавшихся под стражей во вверенном ему монастыре старообрядческих епископах…
  4. ↑ Пругавин А. С. Старообрядческие архиереи в Суздальской крипости. — М., 1908.
  5. ↑ Дмитрий Медведев открыл мавзолей Пожарского в Суздале (Владимирская область).
  6. ↑ Музеи Спасо-Евфимьева монастыря
  7. ↑ Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. — М.: Искусство, 1983. C. 218.
  8. ↑ Сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника
  9. ↑ Информация со стенда в монастыре.

Литература

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 633-007
рус. • англ. • фр.
  • Мельник А. Г. Интерьер Преображенского собора суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 2010. — Вып. 18. — С. 84—95.
  • Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (к вопросу о веротерпимости).. — М., 1905. — 120 с.
  • Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. — М. : Северный паломник, 2006. — 111 с.

Ссылки

  • Монастырь на WikiMAPIA
  • Владимиро-Суздальский Музей-Заповедник
  • Спасо-Евфимиев монастырь. на сайте sobory.ru.
  • Преподобный Стефан Махрищский. Православная энциклопедия «Азбука веры».
  • Описание Спасо-Евфимиева монастыря и круговые панорамы
Монастыри Владимирской области

Александровский (Суздаль) | Благовещенский (Вязники) | Благовещенский (Киржач) | Благовещенский (Муром) | Богородице-Рождественский (Владимир) | Богоявленский (Мстёра) | Борисоглебский (Борисоглеб) | Васильевский (Суздаль) | Введенский Островной | Воскресенский (Муром) | Знаменский (Гороховец) | Космин Яхромский (Небылое) | Крестовоздвиженский (Муром) | Лукианова пустынь | Махрищский монастырь | Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский) | Николо-Волосовский монастырь | Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский) | Покровский (Суздаль) | Ризоположенский (Суздаль) | Боголюбский (Боголюбово) | Никольский (Новое) | Успенский монастырь (Александров) | Скорбященский монастырь (Хмелёво) | Смоленская Зосимова пустынь | Спасо-Евфимиев (Суздаль) | Спасо-Преображенский (Муром) | Сретенский (Гороховец) | Троице-Никольский монастырь (Гороховец) | Троицкий (Муром) | Успенский Княгинин (Владимир)

Древняя Русь
XI-XII вв.
Псковская земля
XIV-XV вв.
Новгородская земля
XIV-XV вв.
Московская Русь
XV века
Успенский собор на Городке • Успенский собор во Владимире • Успенский собор в Москве (приделы, жертвенник) • Собор Ферапонтова монастыря
Русское государство
XVI века
Русское царство
XVII века
Утраченные в XX веке ансамбли стенописи зачёркнуты, сохранившиеся фрагментарно — выделены курсивом

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале — уникальная святыня, известная многовековой историей. На сегодняшний день здесь функционирует музейно-архитектурный комплекс, который радушно ждет посетителей, предлагая их вниманию множество интереснейших экспозиций.

Видео: Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Основные моменты

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь для мужчин был заложен в 1352 году в городе Суздаль. По одной версии, основателем святого места был Борис Константинович, управитель княжества Суздальско-Нижегородскго, по другой – его отец, Константин Васильевич.

Считается, что на момент основания предназначением комплекса была защита города от вражеских набегов, лишь позже он стал выполнять функции монастыря. В поддержку этой теории выступает тот факт, что Спасо-Евфимиевская крепость раскинулась на крутом берегу реки Каменки, на краю Суздаля – в идеальном месте для организации форпоста.

За долгую историю своего существования Спасо-Евфимиев монастырь многократно перестраивался. На сегодняшний день в комплекс входит ряд зданий сакрального, экспозиционного и бытового назначения.

Изначально все постройки были деревянными, и до наших дней первоначальный облик не сохранился. Причиной тому послужил польско-литовский набег в середине 17 века, во время которого Спасо-Евфимиев монастырь был сожжен почти дотла.

Стены Спасо-Евфимиевского монастыря

Святой Евфимий

Евфимий Суздальский – первый архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря, положивший всю жизнь на заботу о достатке и процветании удела. При нем тут проживало 300 монахов, которые во всем чтили святой уклад. Из рукописных источников известно, что умер Евфимий 1 апреля 1404 года (по юлианскому календарю). Монахи погребли его останки у стен Спасо-Преображенской церкви на территории монастыря.

В 1507 году при обустройстве рва для нового храма останки были изъяты и перезахоронены в Евфимиевском приделе, тогда же весь монастырский комплекс и был переименован из Спасо-Преображенского в Спасо-Евфимиевский.

В 1549 году Евфимий Суздальский был вознесен в лик святых. В мае 1922 года мощи святого Евфимия были извлечены из места погребения и надолго покинули родные стены, переходя из одной антирелигиозной экспозиции в другую. Возвратить святыню удалось лишь 10 октября 2015 года, теперь она находится в Спасо-Преображенском соборе.

Внутри Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Преображенский собор

Из найденных рукописей известно, что древнейшим строением на территории монастыря была деревянная церковь Спаса Преображения. В 1507-1511 гг. на ее месте был возведен небольшой каменный храм, получивший название Спасского.

Спасо-Преображенский собор и звонница

Начиная с момента основания, Спасо-Евфимиевский монастырь всегда находился под покровительством богатых и знатных людей, которые щедро его одаривали, обеспечивая постоянное развитие и процветание. В разное время это были великий князь Василий ІІІ, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.

В 1594 году был возведен большой белокаменный собор и поныне именующийся Спасо-Преображенским. Церковь на его фоне выглядела как небольшая сопутствующая пристройка, в связи с чем была переименована в Евфимиевский придел.

Великолепие храма таится не только во внешней отделке, но и в богатом внутреннем убранстве. Первое, что бросается в глаза – изумительные фрески, созданные в 1689 году руками умельцев костромского края Гурия Никитина и Силы Савина и изображающие житие святых, а также евангельское бытие Иисуса Христа. В 1970-е годы во время реставрации в Евфимиевском приделе А.П. Некрасовым были расчищены и частично отреставрированы росписи, изображающие жизнь Святого Евфимия и датирующиеся концом 16 столетия. Считается, что первыми мастерами, украшавшими собор, были иконописцы Якунка Мургеевский, Иван Семенов, Герасим Осипов, Афанасий Васильев и другие.

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевского монастыря

Около Свято-Преображенского собора расположилась Успенская трапезная церковь (1525 год). Она представляет собой древнейший образец шатровой архитектуры, а два ряда кокошников придают сооружению пышность и торжественность.

К Успенской церкви примыкает двухэтажная трапезная палата. Обеденный зал располагался на втором этаже, первый же был отведен под монастырскую кухню. Сохранились рукописные данные, датированные 1660 годом, описывающие обустройство трапезного корпуса: под ним находились хлебня, приспешня для выпечки пирогов и палата для хранения муки, под крышей существовала комната для сушки рыбы.

Никольская больничная церковь

Никольская больничная церковь, воздвигнутая в 1669 году, состоит из скромной молельни и двухэтажного здания с залом для трапез (первый этаж) и палатами для больных монахов и заключенных (второй этаж). Внешнее убранство больничной церкви строго и непритязательно.

Звонница

звонница Спасо-Евфимиевского монастыря

Здесь же расположилась звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Основным и древнейшим элементом конструкции является девятигранная постройка, которая некогда именовалась церковью Иоанна Предтечи. Спонсировал ее возведение Василий ІІІ, для семьи которого она долго служила молельней. В 1599 году был пристроен пролет колокольни, а в 1691 – еще 2. Таким образом, архитектурный ансамбль звонницы достаточно разнообразен и сочетает богатую кокошниками шатровую архитектуру и стиль суздальского узорочья. Сегодня тут располагается 17 колоколов, 5 раз в день оглашающих своим мелодичным пением окрестности Суздаля.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь (конец 16 – начало 17 века) представляет собой уникальный памятник российского зодчества. Особенной ее архитектуру делают асимметричная конструкция и разнообразное декорирование отдельных фрагментов. До того как в 1664 году вокруг монастыря выросли каменные стены, она исполняла роль парадного входа, о чем свидетельствуют две проездные арки.

Примечательным элементом внешнего оформления Благовещенской церкви является киот с иконой, приветствующей гостей и благословляющей путников.

Жилые корпуса

Дом архимандрита (16-17 века) расположился близ Успенской церкви и представляет собой двухэтажное каменное здание. Отличительная черта жилища настоятеля Спасо-Евфимиевского – просторный деревянный балкон (гульбище), опоясывающий весь второй этаж.

Архимандритский корпус, Спасо-Евфимиев монастырь

Монахи-послушники жили в Братском корпусе. Общая его протяженность на момент возведения (17 век) составляла более 100 метров. В 19 веке братские кельи были перестроены, но, благодаря кропотливой работе И.А. Столетова, здание было тщательно отреставрировано, удалось почти полностью восстановить самобытность корпуса.

Заслуживает внимания секционная структура постройки , нехарактерная для архитектуры келейного назначения – для каждых двух комнат имелся отдельный выход через общие сени. Внешнее убранство Братского корпуса крайне простое и свидетельствует об аскетическом образе жизни монахов.

Тюремный корпус

В 1766 году велением императрицы Екатерины ІІ в Никольской церкви стали размещать неугодных власти заключенных. Предлогом для ареста могло послужить, к примеру, неосторожное высказывание в сторону руководства епархии.

Тюрьма

В начале 19 века был возведен отдельный тюремный корпус – приземистое здание, обнесенное высокой стеной. Про Суздальскую тюрьму ходили разные толки, но все они утверждали, что это одно из самых суровых мест заключения во всей России. В 1841 году здесь после долгих пыток скончался князь Ф.П. Шаховской – известный активист декабристского движения. В 1842 году в Суздальской темнице смерть настигла монаха-прорицателя Василия Васильева.

В 1905 году Суздальская тюрьма прекратила свое существование, но ненадолго – в 1923 году монастырь покинули последние 15 послушников, он окончательно превратился в место содержания политзаключенных.

Двор тюремного корпуса Спасо-Евфимиева монастыряМемориальная плита в Тюремном замке

Монастырские башни

Главная проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря

Вся территория Спасо-Евфимиева монастыря обнесена добротной каменной стеной с дозорными башнями. Строения оснащены отверстиями для ведения боя, что в очередной раз свидетельствует об оборонительной функции крепости.

На фоне округлых фасадов промежуточных строений разительно выделяется своей прямоугольной монументальностью 22-метровая Проездная или Входная башня. В ее оформлении сочетаются строгость, проявляющаяся в почти полном отсутствии декора нижней части, и нарядность верха строения.

Спасо-Евфимиев монастырь сегодня

На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский комплекс не действует как монастырь. Он находится под ведомством Владимиро-Суздальского музея-заповедника и размещает 11 экспозиций:

  • «Дмитрий Пожарский – национальный герой» (Благовещенская надвратная церковь). Жизнь всей этой семьи неразрывно связана с Суздалем, именно в Спасо-Евфимиевском монастыре находится их родовая усыпальница, в том числе могила известного полководца Д.М. Пожарского.
  • «Книга шести столетий» (архимандритский корпус) представляет собой богатейшее собрание литературных памяток 12 – начала 20 веков.
  • «Русская икона 18 – начала 20 веков» (Архимандритский корпус).
  • «Музей наивного искусства России» (Успенская трапезная церковь) – первая в стране выставка работ художников-самоучек, действующая на постоянной основе.
  • «Фрески Гурия Никитина» (Спасо-Преображенский собор).
  • «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории» (Тюремный корпус).
  • «Золотая кладовая» (Никольская больничная церковь) – одно из богатейших собраний памяток русского прикладного искусства.
  • «История Суздальских монастырей» (Братский корпус) – экспозиция, подробно повествующая о становлении православной веры и ее значении для русского народа.
  • «Побеждая время» (второй этаж Братского корпуса) – уникальный «живой» музей, в котором можно ознакомиться с профессией реставратора и своими глазами увидеть, как возрождаются древнейшие памятки истории.
  • «Сплетение судеб (итальянская рапсодия)» (Братский корпус) – экспозиция, посвященная жизни итальянских военнопленных, находившихся здесь во время Второй мировой войны, а также режиссеру Андрею Тарковскому и его соратнику, итальянцу Тонино Гуэрре.
  • «Аптекарский огород» – экспозиция, в точности воссоздающая выращивание лекарственных трав монахами-послушниками.

Планируя путешествие в этот уникальный комплекс, учитывайте его масштабы: целый день – это минимальный срок для ознакомления с экспозициями и местностью.

Бюст Дмитрия Пожарского перед входом в монастырьПамятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому

Как добраться

Спасо-Евфимиевский монастырь находится по адресу: г. Суздаль, ул. Ленина, д. 146. До города очень просто добраться из Владимира на автобусе, курсирующем ежедневно с 07:30 (в субботу и воскресенье с 8:30) до 21:40. Используя этот транспорт, на дорогу придется потратить не более часа.

Стоимость единого билета для посещения всего комплекса составляет 400 рублей для взрослых и 200 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Цены актуальны с 1 января 2016 года.

Более подробную информацию можно получить по телефону +7(4922) 32- 42-63 (экскурсионный отдел).

вконтакте facebook twitter Может быть интересно

Смотрите также: Фото Китая, Города Мальдив, Сан-Томе и Принсипи, Тбилиси, Ужгород, Деревня Портмейрион, Широкая Балка

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 декабря 2018; проверки требует 1 правка. У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо-Преображенский собор.

Собор
Преображения Господня
Спасо-Преображенский собор
Страна Россия
Город Суздаль, Суздальский район, Владимирская область
Адрес Спасская ул., 10
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Владимирская
Благочиние Суздальское районное
Тип помещения Крестово-купольный храм
Придел(ы) Евфимьевский придел (1507—1511)
Престольный праздник 6 (19) августа — Преображение Господне
Строительство 1507—1594 годы
Состояние храм-музей
Статус

Объект культурного наследия № 3310133000№ 3310133000

Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. Monastery of Our Savior and St Euthymius
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Спасо-Евфимиев монастырь)
Ссылка № 633-007 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря на Викискладе

Спа́со-Преображе́нский собо́р — кафоликон Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, памятник русского зодчества конца XVI века. В настоящее время входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История строительства и архитектура

Собор появился в XVI веке на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения. В 1507—1511 годах была построена маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора).

Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. Однако в ходе неоднократных перестроек в последующие столетия его внешний облик был несколько искажён. В XVIII веке вокруг стен собора была выстроена галерея, а во второй половине XIX века с севера пристроен придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.

В XVII веке собор был украшен наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру традиционным для владимиро-суздальской архитектуры аркатурно-колончатым поясом, в который вклиниваются растёсанные в более позднее время окна. С восточной стороны к собору примыкают алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами, два купола поменьше завершают приделы собора. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.

Интерьер

Фрагмент росписи стены Роспись центрального купола

Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII веке артелью художников под руководством Гурия Никитина. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а в конце 1970-х годов началась кропотливая работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена.

В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями. В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо.

Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря

Современное положение

Спасо-Преображенский собор входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

  • Ермакова С. О. Владимир и Суздаль. — М.: Вече, 2008. — С. 198-203. — 240 с. — ISBN 978-5-9533-3018-3.
  • Мельник А. Г. Интерьер Преображенского собора суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 18. — Ростов, 2010. — С. 84-95.
  • Спасо-Преображенский собор на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника
  • Интерактивные панорамы интерьера собора в Реестре храмов России

Спасо-Евфимиева мужская обитель — монастырь-крепость

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Ленина
Дата основания: 1352 год
Количество башен: 12
Протяженность стен: 1200 м.
Основные достопримечательности: Спасо-Преображенский собор, Успенская трапезная церковь, колокольня Рождества Иоанна Предтечи, надвратная Благовещенская церковь, Главная проездная башня, Тюремный корпус, часовня-усыпальница Д. М. Пожарского
Координаты: 56°25’60.0″N 40°26’25.7″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

На северной окраине Суздаля, на обрывистом левом берегу реки Каменки возвышается Спасо-Евфимиев мужской монастырь. Территория обители ограничена крепостными стенами протяжённостью почти полтора километра и боевыми башнями.

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году по велению суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича как мужская обитель во имя святого Спаса. Одновременно монастырь служил крепостью, призванной защищать Суздаль от врагов. Ещё при первом игумене — Евфимии Суздальском —

в обители проживало около 300 монахов, следовавших установленному им общежительному уставу. 52 года Евфимий правил монастырём и умер 88 лет от роду, 1 апреля 1404 года. Иноки погребли своего духовного отца под стеной Преображенской церкви, в том гробу, который при основании храма преподобный заложил своими руками. В 1507 году при копании рва для нового соборного храма были обретены нетлённые мощи Евфимия, после чего монастырь стали называть Спасо-Евфимиевым. Уже в XV веке монастырю принадлежало множество сёл и деревень, а также примыкающая к нему слобода «Скучилиха», где проживали крестьяне, вывезенные из подвластных вотчин. Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились, а тот величественный ансамбль, который сегодня «яко град» красуется на берегу реки Каменки, сформировался в XVI — XVII веках. Средства на возведение грандиозных монастырских построек пожаловали князья и бояре — Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские и др. Живописная панорама Спасо-Евфимиева монастыря открывается с другого берега реки Каменки, где находится Покровская обитель.

Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря

1. Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор (XVIв.) выстроен в лучших традициях белокаменного зодчества. В 1507 — 1511 годах на месте сгоревшей деревянной церкви над могилой архимандрита Евфимия был возведен небольшой бесстолпный храм. В 1594 году к нему пристроили огромное четырёхстолпное здание собора, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть незначительно и потому была названа Евфимиевским приделом.

Спасо-Преображенский собор

Изначально храм напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, но в ходе перестроек его ансамбль приобрёл монументальный, строгий облик. Стены соборного храма разделены пилястрами на три части, завершённые полукруглыми закомарами.

По периметру здание декорировано аркатурным поясом с колонками, в который вклиниваются окна, растёсанные в более позднее время. В XVIII веке вдоль стен собора выстроили крытую галерею, а в 1865 году с севера воздвигли придел Сергия Радонежского. Собор перекрыт четырёхскатной кровлей, увенчанной пятью барабанами с луковичными главками.

Успенская трапезная церковь

В барабанах, украшенных каменной резьбой, прорезаны узкие, высокие окна. Два храмовых придела завершены куполами поменьше. В интерьере собора практически полностью сохранилась настенная живопись, выполненная в 1689 году артелью костромских иконописцев, возглавляемых замечательными мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Фрески, расположенные на стенах храма в несколько ярусов, посвящены евангельской биографии Христа и деяниям святых апостолов. В верхней части алтарной апсиды живописцы создали композицию «О тебе радуется всякая тварь», прославляющую Богоматерь.

Колокольня Рождества Иоанна Предтечи

Со стороны алтаря в нижней части столбов помещены изображения русских князей и первых царей династии Романовых, самодержавная власть которых, по мнению церкви, была установлена самим Богом. Стены Евфимиевского придела расписаны фресками, изображающими житиё святого Евфимия, основателя монастыря. Близ восточной стены собора похоронен князь Дмитрий Михайлович Пожарский — народный герой, освободивший Москву от польско-литовских захватчиков. В 1930-х годах мраморный мавзолей разобрали и над захоронением водрузили каменный крест. В 2009 году часовня над могилой была восстановлена и 4 ноября освящена в присутствии президента России Дмитрия Медведева.

Никольская больничная церковь

2. Успенская трапезная церковь

Успенская церковь (XVI в.), сооружённая перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы, являет собой уникальный образец русского шатрового зодчества. Столпообразный храм увенчан стройным шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Массивная апсида декорирована лопатками, килевидными арками и керамическими вставками. С востока к храму примыкает придел мученика Диомида, завершённый тремя ярусами кокошников и грациозной главкой. С западной стороны Успенский храм соединён с трапезной палатой, перекрытой выразительной тесовой кровлей — «колпаком».

Братский корпус

На нижнем этаже трапезной палаты размещаются хлебодарня, кухня и прочие хозяйственные помещения, а верхний этаж занят просторным трапезным залом. С юга от Успенской церкви выстроен двухэтажный архимандритский корпус, обрамлённый крытой галереей с колоннами.

3. Монастырская звонница

Рядом с главным собором монастыря находится звонница, сочетающая в себе несколько сооружений, построенных в период с XVI по XVII века. В XVI веке была возведена девятигранная церковь Иоанна Предтечи «под колокола», пожалованные Василием III и его супругой.

Надвратная Благовещенская церковь

Позднее к церкви пристроили несколько арок звона, и таким образом, образовалась трёхпролётная галерея, декорированная в стиле суздальского узорочья. Храм и аркада соединены башенкой, где размещены часы с боем. Колокола старой отливки не сохранились. В настоящее время в арках звона подвешено 17 колоколов, которые звонят по пять раз в день.

4. Никольская больничная церковь

Никольская церковь вместе с примыкающим к ней больничным корпусом была возведена в 1669 году к востоку от Спасо-Преображенского собора. Церковь задумывалась как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, поэтому её ансамбль скромно декорирован и увенчан лишь одной небольшой главкой.

Главная проездная башня

С южной стороны здания расположен портал с крупными полуколоннами и «ложчатым» узором. Гладкий белоснежный фасад церкви украшают закомары и наличники с кокошниками. К храму пристроен двухэтажный корпус, на первом этаже которого размещалась трапезная, а на втором — больничные палаты. Сегодня в стенах здания находится экспозиция «Золотая кладовая», состоящая из произведений декоративно-прикладного искусства.

5. Братский корпус

Братский корпус был возведен примерно в то же время, что и палаты архимандрита (XVII в.). Он представляет собой двухэтажное каменное здание, протянувшееся на 100 метров в длину вдоль правой стороны монастырского двора.

Тюремный корпус

Фасад братского корпуса аскетически строг, его украшают лишь оконные наличники с кокошниками. В здании располагаются ряды келий с сенями. Современные исследования, проведенные владимирским архитектором И. А. Столетовым, позволили восстановить первоначальный облик братского корпуса и его внутреннюю планировку, датируемую первой половиной XVII века. Сегодня в келейном корпусе разместилась экспозиция, состоящая из 600 экспонатов, рассказывающих об истории суздальских монастырей.

6. Надвратная Благовещенская церковь

Благовещенская церковь с проездной аркой была построена в начале XVII столетия в качестве святых парадных ворот. В 1664 году после замены деревянных стен каменными храм оказался внутри каменной ограды.

Архимандритский корпус

Благовещенская церковь представляет собой одноглавый храм, увенчанный главкой из «деревянной чешуи» («лемеха»). С востока к ней примыкает массивная алтарная часть, а с запада — паперть. С южной стороны фасад декорирован закомарами, лопатками и килевидными наличниками. Над проездной аркой между окнами установлен киот с иконой.

7. Главная проездная башня

В отличие от прочих башен монастыря (гранёных и круглых) Проездная (Входная) башня имеет массивную прямоугольную форму. Крепостное монументальное сооружение высотой в 22 метра сложено из красного кирпича и увенчано луковичной главкой с флюгером вместо креста.

Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского

Башня сочетает в себе практический смысл проездных ворот-арок и декоративные элементы русского узорочья. Её верхний ярус пышно украшен наличниками, карнизами и поясками, а над проездной аркой установлены киоты для икон. Несмотря на свою мощь, стены и башни монастыря никогда не проходили проверку боем.

8. Тюремный корпус

В 1766 году по указу Екатерины II при монастыре учредили тюрьму. Причиной заключения в арестантское отделение были политические мотивы, такие как критика действий епархиального начальства, участие в сектах и пр.

Монастырские стены

Суздальская тюрьма сникала славу одного из самых жутких мест заточения: в 1829 году здесь скончался доведенный до сумасшествия декабрист князь Ф. П. Шаховской, а в 1841 году в заключении умер монах-прорицатель Василий Васильев, предсказавший свержение монархии в России и обе мировые войны. В 1923 — 1939 годах в корпусе располагался изолятор для политических заключённых, а позднее — лагерь для немецких военнопленных. Сегодня тюремный корпус занят экспозицией, рассказывающей об истории узников.

Список монастырей Мурома

Спасо-Евфимиев монастырь

Александровский монастырь

Покровский монастырь

Свято-Васильевский монастырь

Ризоположенский монастырь

Рейтинг достопримечательности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *