Спасо воротынский монастырь

Спас. Спасо-Воротынский монастырь.

Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1500.
Ссылки:
Адрес:г. Калуга, с. Спас
Координаты:54.49335, 36.09727
Проезд:по Киевскому шоссе до поворота на Калугу, от с. Мстихино — поворот на п. Резвань, за р. Угра поворот на с. Спас — 1 км.

Храмы монастыря:
1. Собор Спаса Преображения
2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Другие постройки и сооружения:
3. Келейный корпус(XXI в.)
4. Монастырская постройка (кельи)
5. Церковная лавка (2016 г.)
6. Святые ворота
7. Ограда
8. Некрополь
9. Смотровая площадка
10. Декоративные каменные стенки
11. Хозяйственная постройка
12. Цветники и декоративные посадки
13. Хозяйственные ворота
14. Гостиница для паломников (2016 г.)

Архиповы Маргарита и Владимир
10 мая 2015
Архиповы Маргарита и Владимир
10 мая 2015
Архиповы Маргарита и Владимир
10 мая 2015
Чупринин Михаил
23 июня 2009
Дмитрий Васильков
21 августа 2006
Келейный корпус
Кирпичников Виктор
8 августа 2017
Архиповы Маргарита и Владимир
10 мая 2015
Архиповы Маргарита и Владимир
10 мая 2015
Vladimir S
30 апреля 2014
Вид с юго-запада. Слева — Введенский храм, справа — Преображенский собор.
Иванов Дмитрий
13 июня 2011
Вид с юго-востока. Слева направо: сестринский корпус, домик охраны, Введенский храм, Преображенский собор.
Иванов Дмитрий
13 июня 2011
Вид с востока, слева — сестринский корпус, справа — Преображенский собор.
Иванов Дмитрий
13 июня 2011
Сергей Чернов
13 июня 2011
Чупринин Михаил
23 июня 2009
Чупринин Михаил
23 июня 2009
Иванов Дмитрий
29 марта 2008
Иванов Дмитрий
29 марта 2008
Александр Хмелевский
28 октября 2006
Дмитрий Васильков
21 августа 2004
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковная лавка (2016 г.)
oldboy
18 февраля 2017
Гостиница для паломников (2016 г.)
oldboy
18 февраля 2017
Юрий Булкин
10 мая 2015
Юрий Булкин
10 мая 2015
Юрий Булкин
10 мая 2015
МОРПЕХ879
27 июля 2014
Фреска с изображением прп. Тихона Калужского на воротах монастыря.
Иванов Дмитрий
13 июня 2011
Вид с востока на сестринский корпус.
Иванов Дмитрий
13 июня 2011
Ворота монастыря, вид с востока
Иванов Дмитрий
13 июня 2011
Сестринский корпус и западная стена монастыря.
Иванов Дмитрий
13 июня 2011
Вторые (восточные) ворота монастыря. На дальнем плане видны храмы монастыря.
Иванов Дмитрий
13 июня 2011
Иванов Дмитрий
13 июня 2011
Сергей Чернов
13 июня 2011
Сестринское общежитие на территории монастыря
Иванов Дмитрий
29 марта 2008
Дмитрий Васильков
21 августа 2006
Дмитрий Васильков
21 августа 2006
Дмитрий Васильков
21 августа 2006
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 августа 1942
Дворядкин Дмитрий
??
Дворядкин Дмитрий
??
Вид на монастырь с юго-востока
Алексей Кротов
20 августа 2015
Показать только действующие

  • Статьи (5)
  • Комментарии (0)

Статью добавил(а): Дмитрий Васильков, 4 февраля 2005

Спасо-Воротынский монастырь основан в нач. XVI в. князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским. В 1665 г. приписан к Крутицкому архиерейскому дому. В 1765 г. упразднён. Спасо-Преображенский шатровый собор построен в XVI в, трапезная палата с Введенской церковью — в сер. XVII в.

В настоящее время монастырь действует как скит Калужского Казанского монастыря, ведётся реставрация.

Статью добавил(а): Konstantin, 3 августа 2006

Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Федоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным, в начале XVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен. По описи 1763 г. в монастыре было три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в том числе и колокольня, были деревянными. Каменная колокольня была возведена в копне XVIII в.

К началу XIX в. келий и стены монастыря были утрачены. К началу XX в. от обители осталось два храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы — редкие образцы шатровой архитектуры. В 30-е гг. XX в. оба храма были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых плиты с надписями XVI в. Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии.

Статью добавил(а): Иванов Дмитрий, 12 октября 2011

К началу восстановления монастыря в шатре Спасо-Преображенского собора имелась большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имел кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Была сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра. Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.

4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «Ансамбль Спасо-Воротынского монастыря». 29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Материал собран при непосредственной помощи Калужской епархии

Статью добавил(а): Алексей Кротов, 28 января 2017

В статье «Спасский на Угре монастырь — исторические предания и архитектура» культуролог К. А. Соловьёв пишет: «Предание также гласит, что монастырь был основан на месте церкви или погоста. Погостами в Древнерусском государстве Киевская Русь именовали административные единицы — места, где заезжие купцы вели торг с местным населением, а князья использовали погосты в качестве временного своего пребывания, когда выезжали за данями в полюдье. В таких погостах были и перевозные языческие кумирни. Это вполне согласуется с тем, что на месте, где был основан монастырь, мог находиться древнерусский город… Сам по себе мыс, на котором был основан монастырь, являлся естественным языческим святилищем, связанным с мерянским культом священной воды и священных камней».

Основал Спасо-Преображенский монастырь Дмитрий Фёдорович Воротынский. Согласно преданию, он очень впечатлился, узнав, что икона, на которой было изображено Преображение Господне, исцелила некоего боярина по имени Карташа. Князь повелел вместо погоста и старого храма, в котором, видимо, тот образ хранился, «воздвигнуть обитель, нарекаемую Спасо-Преображенской». А ещё есть версия, что Воротынский хотел приурочить строительство обители к стоянию на реке Угре или к своему переходу в подданство Московского князя, так как ранее он служил великим князьям Литовским. Первые документальные упоминания о монастыре датируются 1511 годом. В жалованной грамоте великого князя Василия III можно прочитать: «Да положил Кер Патрикеев в Приказе Сыскных дел восемь грамот, три грамоты Великого князя Василия Ивановича всея России лета 7019 и 20-го (1511-1512), а в тех грамотах написано их монастырская вотчина в Воротынском уезде селцо Арешково…» Предполагается, что в строительстве Спасо-Преображенского монастыря участвовал ученик преподобного Тихона Калужского Никифор Медынский, ставший позже местночтимым святым. Существовала обитель, главным образом, на средства князей Воротынских, а также других именитых родов — Хотетовских, Стрешневых и Тургеневых. В 1626 году Воротынская обитель упоминается в писцовых книгах, а также в «Большом чертеже» — приложении к первому в нашей стране географическому атласу.

Соловьёв приводит любопытную цитату из дела о приезде в Россию Антиохийского Патриарха Макария: «…владыка Патриарх ночевал в Спасской обители и отдал в обитель своих коней на сохранение, затем Патриарх ехал до Москвы водою, а лошади его из обители исчезли…» В 1665 году монастырь приписали к Крутицкому архирейскому дому, а через 60 лет он, видимо, перестал функционировать — по крайней мере, после 1725 года обитель ни в каких документах не фигурирует. В следующий раз она упоминается в 1763 году в ведомостях, «учинённой в силу Ея Императорского Величества указу о Спасском монастыре, что в Воротынском уезде на устье р. Угры». Там содержится подробное описание построек обители: «Оный Спасский монастырь при каком государе, и по каким грамотам или повеления, и в каком году построен за неимением при оном монастыре власти и монашествующих подлинного известия потребовать не от кого. В оном монастыре церквей каменных две, в них престолов два. Первая настоящая во имя Преображения Господня, на ней глава одна, обита зелёной и жёлтой черепицею. Крест железный. Крыша тёсовая. Вторая — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и при ней трапеза. На ней глав две, обитые черепицею зелёною и жёлтою. Кресты железные. Крыша тоншее, токмо оная крыша весьма ветха…» Обитель после такого вердикта, разумеется, была упразднена вовсе, а церкви стали приходскими.

По описи 1763 года в монастыре имелось всего три каменных постройки — два храма да келья. Остальные здания, включая колокольню, были деревянными. Каменную звонницу решили строить в конце ХVIII века. Известно, что для её возведения снесли ограду некрополя. Примечательно, что хотя монастырские строения ремонтировались уже после реформы Никона, они не претерпели никаких изменений; в то время оставить у перестраиваемой церкви шатёр было невозможно. Объяснить это можно только тем, что они находились на содержание знатной консервативной семьи, а трапезная Введенская церковь могла быть усыпальницей древнего и знатного рода, не принимавшего Никоновкую реформу. К началу ХХ века от монастыря осталось лишь два храма. Оба приходские, причём Преображенская церковь была тёплой. В 1930-е годы их закрыли, всё имущество изъяли, уничтожили старинное кладбище с надмогильными плитами, датированными ХVI веком. Долгие годы храмы стояли в запустении, постепенно превращаясь в руины. Лишь летом 2000 года всё, что осталось от Спасо-Преображенской Воротынской обители, передали Церкви. Причём, согласно составленным тогда актам лишь во временное пользование. Оба храма к тому времени находились в аварийном состоянии. Шатёр Спасо-Преображенского собора покрылся многочисленными трещинами. Кроме того, в нём зияла огромная пробоина. Трещины имелись и в углах четверика, а также в алтарных сводах и стенах. Что касается второго храма — Введенского, то кровли на нём не было вовсе, своды трапезной разрушились, а стены потрескались. Более того: в южной стене первого этажа был сделан… автомобильный проезд для заезда в помещение автотранспорта, расплагавшейся поблизости воинской части. Кроме того, за это время оба храма сильно вросли в землю: культурный слой в некоторых местах превышал 1 метр!

Потихоньку началось возобновление монастыря. Первым делом снова начали служить молебны в честь преподобного Никифора Медынского. Это произошло в 2002 году. Официально же объект культурного наследия религиозного назначения «ансамбль Спасо-Воротынского монастыря» перешёл в безвозмездное пользование Калужской епархии лишь через три года. А в конце января 2007 года российское правительство, наконец, подписало распоряжение №89-р, согласно которому монастырь окончательно передали Церкви.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №211, 2016 г.

Статью добавил(а): Сергей Ковров , 19 июля 2018

Воротынский Сасский монастырь, что на устье Угры

Иеромонах Леонид (Кавелин), лично побывавший на месте древней обители, писал: «Предание приписывает основание бывшего монастыря Князьям Воротынским, которые вместе с Князьями Одоевскими и Оболенскими были значительнейшие из Князей этого края. Так, удельный Князь Фёдор Воротынский в 1447 году был присяжником Литвы и получил от Литовского Князя Казимира держать в наместничестве, сверх своего удела, и Козельск, дав Казимиру присяжную запись. По значению, которым пользовались в течение XV в. Князья Воротынские, можно предполагать, что и Спасский монастырь, как ближайший к их удельному городу, основан в начале этого столетия; но, с другой стороны, принимая во внимание, что место, занимаемое им, лишь с половины XV в. начало пользоваться некоторою безопасностью от Татарского вторжения, а именно с 1480 года, когда Хан Ахмат, под влиянием внезапного страха, бежал именно с левого берега Угры, «никем же гонимый», обратно в свои улусы, вероятнее предположить, что и Спасский монастырь основан уже после этого события, и именно в благодарное воспоминание чудесного спасения России от нашествия страшного доселе врага. Все летописцы, описывая это событие, единогласно славят милость Божию, говоря: «Да не похваляются легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию!»

Синодик обители, хотя и не древний, но переписанный с древнего слово в слово, оправдывает предание о том, что она основана Князьями Воротынскими. Во главе частных родов записан род Князей Воротынских.

Название близ лежащего посела – деревня Городок, и сохранившийся близ него большой насыпной курган, наводят на мысль, не было ли здесь, до основания монастыря, военного укрепления, важного в древности по своему стратегическому значению, как находящегося на возвышении, господствующем над местом слияния двух значительных рек… По надписи на одной из уцелевших книг узнаём, что обитель сия в самом конце XVII-го столетия… была приписана к дому Крутицкого митрополита, жившего близ Москвы. Далее 1725 года уже нет данных о существовании обители, из чего и надобно заключить, что она около этого времени обращена в приходскую церковь.

От древней обители осталось два храма: 1) во имя Преображения Господня; 2) во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы… Обе церкви стоят на левом возвышенном берегу Угры, недалеко от впадения её в Оку; с южной стороны древнего монастыря деревня Городок, впереди которой находится земляная насыпь; ровное поле, её окружающее, жители называют Карташевым, рассказывая, что в старинные времена жил здесь какой-то барин, по прозвищу Карташ, которому за богохульство поворотило на сторону лицо; когда же он сознал свою вину и покаялся, то получил исцеление от явленной иконы Спаса Преображения, находящейся в церкви того же имени…». Иеромонах Леонид (Кавелин) оставил описание этих храмов, наиболее древних икон, книг и церковной утвари, сохранявшихся во второй половине XIX в., а также монастырского Синодика, который «заведён, как значится в надписи в 7201 (1693) году Казначеем Иеромонахом Авраамиеем», из которого полностью выписал «Поминовение общее, замечательное по своей форме».

На официальном сайте Калужской митрополии представлена такая информация: «Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднён… К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви, начались работы по возрождению древней обители. Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры Калужского Казанского Девичьего монастыря. С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского».

Виртуальный тур
по нашему монастырю

С первых дней нашей монашеской жизни мы получали особую поддержку и духовную помощь от Матушки игумении Николаи, настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. Матушка Николая училась монашеской жизни у многих современных старцев, как живых, так и уже почивших. Она была духовной дочерью почившего в Бозе старца схиархимандрита Михаила, состояла в переписке со старцем Иоанном Крестьянкиным, с афонским старцем Иосифом монахом, духовным чадом старца Иосифа исихаста. Матушка игумения пила духовный мед наставлений старцев отца Николая Гурьянова, отца Павла Груздева, отца Иеронима Санаксарского, отца Кирилла Павлова и многих других духовников. Особые духовные отношения связывают Матушку с современными старцами схиархимандритом Илием, схиархимандритом Власием. Благодаря Матушке, эти духовные наставники помогают и нам. Матушка игумения стала для всех нас духовной матерью, к которой мы обращаемся за наставлением и помощью во всех трудных ситуациях, которые возникают в нашей монашеской жизни.

Покров молитв Афонской горы простирается над Малоярославецким монастырем благодаря горячей любви Матушки игумении Николаи к Саду Пречистой Богородицы. Современные афонские подвижники, игумены монастырей, калив и келий, и просто монахи, любят приезжать в Свято-Никольский монастырь, т. к. чувствуют там близкий их сердцам афонский дух настоящего монашества. Черноостровский монастырь стал росточком духовного Сада Пречистой Богородицы, и не только расцвел, но и принес свои плоды. Многие сестры монастыря возглавили другие обители по городам и весям нашей страны, от Хабаровска до Ессентуков, стараясь насадить в новых монастырях те же ростки строгой монашеской жизни, чтобы принести сторичный плод.

Трудно выразить ту благодарность Богу, которую мы испытываем, имея эту большую монашескую семью.

Храм – это сердце монастыря, главное послушание сестер в обители – молитва. В богослужебной жизни сестры находят укрепление в несении монашеского креста, утешение в скорбных обстоятельствах.

Но в монашеской жизни любое послушание приобретает особый смысл, так как выполняется во Славу Божию. Монастырские труды спасительны и наполнены глубоким духовным содержанием. Сестры с одинаковой радостью и усердием стараются петь на клиросе, или копать землю на огороде, заниматься рукоделием, или мыть посуду. Сестры любят обитель и благодарят Бога за возможность спасаться на этом святом месте.

Монашество — это тайна, но постигшие эту тайну духовноопытные монахи говорят: «Монашество — это блаженство».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *