Страсти по матфею

Митрополит Иларион (Алфеев) Страсти по Матфею слушать онлайн

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 6

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев). Страсти по Матфею

    20.Первосвященники у Пилата

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев). Страсти по Матфею

    01.Совет первосвященников,предательство Иуды

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев). Страсти по Матфею

    06.Арест Иисуса

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    II. СУД. Фуга (оркестр)

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 19

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев). Страсти по Матфею

    Смерть Твою, Господи,возвещаем…

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев). «Страсти по Матфею»

    Плач Богородицы

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 9

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 1

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 4

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    2 фуга (14)

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 20

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 8

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 3

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 11

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 10

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 18

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 16

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 21

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 15

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 17

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 13

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 2

  • Прослушать

    Страсти по Матфею. Митрополит Иларион (Алфеев)

    Дорожка 7

  • Прослушать

    Большой симфонический оркестр им. Чайковского, Московский Синодальный хор

    Митрополит Иларион (Алфеев). Страсти по Матфею

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею: Сошел еси во ад

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею (Погребение)

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Тайна вечеря: Фуга

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Суд: Евангелист: Иисус перед Пилатом

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Погребение. Xор: Благообразный Иосиф

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею 44 Евангелист — Стража у гроба

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Распятие. Евангелист: Путь на Голгофу

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Распятие. Евангелист: Землетрясение

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Суд: Евангелист: Отречение Петра

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Тайна вечеря: Евангелист: Тайная вечеря

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею 24 Хор — Кий тя образ Иудо

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Распятие. Хор: Днесь висит на древе

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею 25 Евангелист — Иисус перед Пилатом

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею 36 Евангелист — Землетрясение

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Распятие. Евангелист: Смерть Иисуса

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Тайна вечеря: Евангелист: Гефсиманское борение

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Распятие. Хор: Не рыдай Мене, Мати

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Погребение. Фуга

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею 29 Евангелист — Путь на Голгофу

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею 39 Хор — Не рыдай Мене, Мати

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Распятие. Xорал и речитатив: Вся тварь изменяшеся страхом

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Тайна вечеря: Евангелист: Предсказание об отречении Петра

  • Прослушать

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Страсти по Матфею. Суд: хор и речитатив: Егда предстал еси Каифе, Боже

И.С. Бах «Страсти по Матфею»

Самые драматические эпизоды библейской истории связаны с последними днями жизни Иисуса Христа. Пассионы, или Страсти – так назывались произведения, созданные специально к богослужениям Великой Пятницы в протестантских храмах. И.С. Бах написал несколько пассионов, одним из которых стали «Страсти по Матфею».

История создания

Сложно найти истоки вдохновения композитора, жившего в начале 18 века. Тем более что после первого исполнения 15 апреля 1729 года, произведение было почти на 100 лет предано забвению. Бах заказал либретто известному лейпцигскому поэту Пикандеру, базовую версию которого переработал самостоятельно, сочетая литературный текст с прямым цитированием Евангелия от Матфея. Это был уже второй опыт создания пассионов для Баха после написанных в 1724 году «Страстей по Иоанну», схема произведения также была уже понятна и проверена. Действующими лицами стали как конкретные библейские персонажи – Иисус, Пилат, Петр, Иуда, евангелист, так и хоры апостолов, первосвященников, толпы.

В годы работы над «Страстями по Матфею» Бах служил кантором в лейпцигской церкви Святого Фомы. Устройство храма позволяло расположить хоры, музыкантов и солистов таким образом, чтобы звук лился со всех сторон. Две части «Страстей по Матфею» предполагались к исполнению на утренней и дневной службах. Но музыку Баха – яркую, эмоциональную – прихожане с пониманием не приняли. Отзывы о премьере были резкими, ее обвиняли в театральной природе, неуместной в церкви — как часто случается, современники не заметили ее истинный масштаб и историческое значение.

30 марта 1736 года состоялось следующее исполнение «Страстей по Матфею», к которому Бах их заметно отредактировал. Еще раз, последний при жизни композитора, произведение звучало 23 марта 1742 года. Бах вносил изменения в партитуру вплоть до 1746 года. После его кончины отрывки из «Страстей по Матфею» несколько раз звучали в церкви Святого Фомы.

Возрождение шедевра

Сегодня трудно представить, что в течение многих десятилетий после смерти Бах оставался практически неизвестен широкому слушателю. Из небытия «Страсти по Матфею» вывел начинающий композитор Феликс Мендельсон, известный многим благодаря своему свадебному маршу. Ему было всего 14 лет, когда он получил от бабушки в подарок партитуру «Страстей по Матфею». Познакомившись с самым грандиозным произведением Баха, Мендельсон несколько лет вынашивал планы по его исполнению и воплотил их в жизнь 11 марта 1829 года, когда в Берлине, пусть и в сокращенном виде, прозвучали «Страсти по Матфею». Это было первое исполнение произведения за пределами Лейпцига. Оно мгновенно обрело популярность, последовали еще два концерта. Именно благодаря им, юный композитор завоевал себе международную известность. В 1849 году Вильям Беннетт основал лондонское общество Баха, Хелен Джонстон перевела на английский язык текст «Страстей по Матфею», и в 1854 они были исполнены, а также опубликованы в Лондоне.

Музыка и сюжет

«Страсти по Матфею» состоят из двух больших частей, включающих в себя 78 музыкальных эпизодов: 15 хоралов, 14 арий, речитативы и хоры. Арий, являющихся, по сути, личностными эмоциональными высказываниями, в этом произведении больше, чем в других баховских пассионах. Основная форма арии – трехчастная, песенная, с контрастным по настроению центральным эпизодом. В музыкальной основе произведения – узнаваемые протестантские хоралы с каноническими текстами. Их включение было осознанным приемом для того, чтобы прихожане могли напевать знакомые молитвы. Ко всему, в Лейпциге было запрещено пересказывать или интерпретировать текст Евангелия, предназначенный для использования в богослужениях Великой Пятницы.

Иисус – единственный из персонажей, который имеет свой музыкальный портрет – его речитативам аккомпанируют струнные, тогда как речитативы других персонажей преимущественно исполняются под сопровождение органа. Еще одна интересная особенность – в отличие от речитативов, арии не принадлежат героям оратории, а исполняются солистами в повествовательном, неперсонифицированном ключе. Смысл подобного разделения очевиден – речитативы практически дословно передают прямую речь персонажей, тогда как арии выражают настроения и эмоции от какого-то значительного события.

Сюжет оратории повествует об истории гибели Иисуса Христа, начинаясь с его горестных предчувствий грядущих событий и заговора первосвященников, после которого следует Тайная вечеря, сцена в Гефсиманском саду и моление о чаше. Далее, повторяя библейскую историю, после предательства Иуды Иисуса ждет арест, отречение Петра, суд у Пилата, восход на Голгофу и распятие. Заканчиваются страсти снятием с креста и погребением.

В разное время «Страсти по Матфею» еще и по-разному звучали. До 80-х годов 20 века было принято исполнять их в сопровождении больших симфонических оркестров и хоров. После того как под управлением Н. Арнонкура пассионы впервые были исполнены аутентичными инструментами, популярностью стали пользоваться барочные версии, в которых оркестры включали такие раритеты, как виола да гамба, гобой д’амур, гобой ди качча.

Известные номера

Самой узнаваемой арией «Страстей по Матфею» является «Erbarme dich, mein gott» («Сжалься, мой бог»), написанная для альта. Она отражает горькое раскаяние апостола Петра после отречения от Христа.

«Erbarme dich, mein gott» (слушать)

Интересные факты

  • В партитуре «Страстей по Матфею» есть женские партии для сопрано и альта, но во времена Баха в церкви пели только мужчины и мальчики. Именно мальчики и исполняли эти партии. Более того, они были воспитанниками самого композитора, который обучал их в певческой школе при церкви Святого Фомы.
  • В судьбе Ф. Мендельсона, которому мы обязаны возрождением интереса к музыке Баха, много пересечений со старшим коллегой. Одним из них стал Лейпциг – Мендельсон основал в этом городе консерваторию (первую в Германии), возглавил лейпцигскую музыкальную школу, жил там и скончался. Любовь Мендельсона к Баху трактовалась и как недостаток – Р. Вагнер, в частности, критиковал композитора за подражание великому немцу.
  • «Страсти по Матфею» существуют и в балетном жанре – музыка Баха была положена в основу постановки Джона Ноймайера для Гамбургского балета. Спектакль, выпущенный в 1980 году, идет на сцене и по сей день.
  • Леонард Бернстайн признался, что его личная страсть к Баху началась именно со «Страстей по Матфею».
  • Всего Бах создал пять пассионов, но, кроме «Страстей по Матфею», в полном виде до наших дней сохранились только «Страсти по Иоанну».

«Страсти по Матфею» в кино

Яркая, эмоциональная музыка «Страстей по Матфею» сопровождала сюжеты фильмов:

  • «Гаспар едет на свадьбу» Э.Кордье, 2017
  • «Демоны» Ф. Лесажа, 2015
  • «В петле» А. Ианнуччи, 2009
  • «Домино» Т. Скотта, 2005
  • «Можешь рассчитывать на меня» К. Лорренгана, 2000
  • «Казино» М. Скорсезе, 1995
  • «Зеркало» А. Т5рковского, 1974

«Страсти по Матфею» и в день премьеры, и сегодня воспринимаются как театральное, эмоциональное и очень человечное произведение. За четверть тысячелетия коренным образом изменилось отношение к этому факту, благодаря чему сочинение Баха стало очень востребовано на подмостках и обрело бессмертие.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Страсти по Матфею»

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»: краткое содержание, интересные факты, видео

Link

Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев

Текст песни Митрополит Иларион (Алфеев) — Страсти по Матфею — финальный хор

Оратория архиепископа Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею» впервые прозвучала в Москве в марте 2007 года. С тех пор произведение неоднократно исполнялось в России и за рубежом, вошло в репертуар целого ряда ведущих хоровых и оркестровых коллективов.
В оригинальной версии оратории Евангелие читалось диаконом нараспев в манере, характерной для богослужения Православной Церкви. Настоящая, вторая версия сочинения отличается тем, что в ней архиепископ Иларион сам читает евангельский текст на фоне музыки, что придает произведению новую эмоциональную окраску. Вторая версия включает также историю Воскресения Христа, не вошедшую в первую версию.
В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Это повествование чередуется с музыкальными номерами — речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы. Некоторые номера исполняются только оркестром, другие — хором а капелла, во многих номерах оркестр и хор звучат вместе, взаимно дополняя друг друга.
В восприятии страстей Христовых православная традиция значительно отличается от западной, будь то католической или протестантской. Взирая на распятого Иисуса, православный христианин видит не столько страдающего Человека, сколько Бога в Его неизменной и вечной славе — Бога, ставшего Человеком и принявшего смерть для спасения всех людей. Размышляя о смерти Иисуса, православный христианин ни на миг не забывает о Его Воскресении.

Такое же восприятие отражено и в богослужебных текстах Страстной седмицы, которые легли в основу «Страстей» и определили их общее настроение. Лирический, эмоциональный элемент в произведении не является преобладающим. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека — именно в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Христа.
В Евангелии от Матфея не упоминается о Божией Матери, стоявшей при кресте, но о Ней говорится в Евангелии от Иоанна, а также в многочисленных литургических текстах Страстной седмицы. Один из таких текстов лег в основу арии «Сын Мой и Бог Мой».
В последующих номерах звучит тема Воскресения — один из лейтмотивов богослужений Страстной седмицы. Сразу же по окончании арии, в которой Богородица оплакивает Своего умершего Сына, следует хор на слова «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся». Мужской хор исполняет это песнопение в унисон на мелодию, напоминающую древнерусский знаменный распев.
Композицию второй версии «Страстей» завершает фуга и заключительный хор, написанный на слова древнего литургического возгласа «Смерть Твою, Господи, возвещаем, и Воскресение Твое исповедуем». Величественное звучание хора, разделенного на семь голосовых партий, прерывается контрапунктом струнных из фуги, что придает музыке динамизм и в то же время трагическую окрашенность. В финальных аккордах произведения звучит вся мощь хорового и оркестрового многоголосия.
Патриархия

Текст песни добавил: Аноним
Исправить текст песни
Поделитесь текстом песни:

  • Популярные тексты песен исполнителя Митрополит Иларион (Алфеев) — Страсти по Матфею:
  • Митрополит Иларион (Алфеев) — Страсти по Матфею — финальный хор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *