Страстная седмица

Содержание

Православный календарь: Великий пост и Страстная седмица

Через два месяца весь православный мир будет отмечать свой главный праздник — Воскресение Христово. Но, как и всякое значимое событие,

Просмотров публикации 10 185

Через два месяца весь православный мир будет отмечать свой главный праздник — Воскресение Христово. Но, как и всякое значимое событие, этот день потребует от христианина продолжительной и тщательной подготовки, имя которой – Великий пост.

Великий пост, он же «Четыредесятница», продолжается шесть недель (42 дня) и установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне перед Его выходом на общественное служение. Так как Великий пост привязан к Пасхе, которая является переходящим праздником, он также может выпадать на разные месяцы и числа, хотя его структура и продолжительность при этом остаются неизменными.

Многие ошибочно причисляют Страстную неделю к Великому посту в качестве её седьмой недели, но это неправильно. Великий пост заканчивается празднованием Входа Господня в Иерусалим, а сразу после него начинается Страстная неделя – отдельный и особенный малый пост, во время которого христиане подробно вспоминают всю последнюю неделю жизни, предание на расправу, страдания и крестную смерть Господа Иисуса Христа.

К самому посту православные христиане тоже готовятся – в течение четырёх подготовительных недель, постепенно отказываясь от мяса (после недели о Страшном Суде) и от молока и яиц (после воспоминания Адамова изгнания), когда в воскресенье перед самым постом стремятся простить друг другу старые обиды.

Великий пост очень строгий. В плане пищи он предписывает воздерживаться не только от мяса, молока и яиц, но и от рыбы, которую позволяется вкушать в двунадесятые праздники, или растительного масла и вина, которые разрешается добавлять к рациону в выходные. Впрочем, диетарные правила вторичны по отношению к духовной составляющей поста и могут быть смягчены духовником для больных, путешествующих или учащихся.

Великим постом не принято ходить в гости и посещать увеселительные мероприятия, а свободное время Церковь предлагает христианину употребить на взгляд внутрь себя, покаяние, усиленную молитву, чтение Евангелия и духовной литературы, а также помощь окружающим его людям.

В литургической жизни Церкви Великий пост отличается многими особенными богослужениями и песнопениями, которые в другое время не употребляются или употребляются нечасто: Литургия Преждеосвященный Даров и Литургия Василия Великого, молитва Ефрема Сирина, Великий покаянный канон Андрея Критского, пассия и т.п.

О неделях и седмицах: в церковно-славянском языке привычные нам недели (7 дней) именуются седмицами, а «неделями» называются воскресные дни. Дни, когда ходят на богослужение, а в бытовом плане ничего не делают. Выше слово «неделя» употреблено в современном понимании.

Подготовительные недели

Самый долгий пост церковного года предваряется четырьмя неделями подготовки. Это недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и воспоминание Адамова изгнания.

Неделя о мытаре и фарисее даёт христианину возможность укрепить свои телесные силы перед постом. На этой неделе отменены традиционные посты в среду и пятницу. В воскресенье за богослужением начинают читаться стихиры «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Воскресное Евангелие повествует нам о мытаре и фарисее, молившихся в храме (Лк.18:10-14). Фарисей заранее считал себя благочестивым, и гордость сделала его молитву ничтожной, а мытарь искренне раскаивался в своих неблаговидных поступках и за своё смирение был оправдан Богом. В этом новозаветном примере содержится первый намёк на покаяние и смирение, которые должен пробудить Великий пост в наших душах.

Неделя о блудном сыне сменяет первую подготовительную неделю. Как явствует из названия, здесь воскресное евангельское чтение тоже особенное – Притча о блудном сыне. В этой притче Христос указывает слушателям на покаяние как начало пути к воссоединению человека с Богом, которым прошёл беспутный сын отца, тяжко оскорбивший его, промотавший всё отданное ему богатство, но раскаявшийся и прощённый родителем (Лк.15:11-32).

Стоит обратить внимание на развитие покаяния в этих двух частях Евангелия. Если грешный мытарь просто просил прощения у Бога, то блудный сын предпринял труд ломки своей гордости, путешествия к отцу и был готов доказывать ему покаяние работой на правах наёмника.

На воскресной утрене начинают читать 136 псалом: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…».

Неделя о Страшном Суде напоминает нам о непременном воздаянии за наши поступки. Причём не столько справедливом, сколько милосердном. Ведь праведники, делившиеся земными благами с нищими и больными, в сущности отдавали им не своё богатство, а данное Богом. Но Господь принимает их в Царство Небесное, вознаградив за их доброе намерение, подкреплённое делом, и за смиренное сознание ими своего недостоинства (Мф.15:31-46).

В предшествующую субботу совершается заупокойное богослужение, во время которого Церковь особо молится обо всех умерших.

Начиная с этого воскресенья положено воздерживаться от мясной пищи, поэтому неделя о Страшном Суде также часто называется мясопустной.

Неделя воспоминания Адамова изгнания также называется «сырной», «сыропустной» или «масленицей». В эти дни ещё можно есть рыбу и молочные продукты, а со следующего понедельника уже начинается пост. Неделя сплошная и не имеет постов в среду и пятницу.

На сырной неделе начинается чтение молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и владыка живота моего…» с земными поклонами. На воскресном богослужении вспоминается изгнание из Эдемского сада прародителей Адама и Евы и через этот пример Церковь ещё раз призывает нас пройти по пути покаяния и вернуться к Небесному Отцу.

Начать путь примирения с Богом Церковь советует с примирения с ближними. После Литургии в храмах совершается Чин прощения, когда все православные христиане просят друг у друга прощения за обиды, вольно или невольно нанесённые в этом году.

Недели Великого поста

Шесть недель Великого поста также имеют определённую последовательность и особенности. Они посвящены знаковым моментам церковной истории или великим святым: неделя Торжества Православия, неделя святителя Григория Паламы, неделя Крестопоклонная, неделя преподобного Иоанна Лествичника, неделя преподобной Марии Египетской и неделя Входа Господня во Иерусалим.

В первые пять воскресений Великого поста совершается литургия Василия Великого, которую служат всего десять раз в году. Кроме Великого поста – только в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной недели, а также в день памяти святителя Василия, навечерие Рождества и навечерие Крещения.

Каждую среду и пятницу Великого поста, в четверг недели преподобной Марии Египетской, с понедельника по среду Страстной недели и в некоторые другие дни служится ещё одно уникальное великопостное богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров.

Её авторство приписывают римскому папе Григорию Великому (он же «Двоеслов» – по одному из главных написанных им трудов). Особенностью этой литургии является отсутствие анафоры с призыванием Духа Святого на хлеб и вино ради их преложения в Тело и Кровь Христовы. На этом богослужении верующих причащают Святыми Дарами, заранее освящёнными на предыдущей воскресной Литургии, отсюда и название. Кроме того, она сильно отличается от прочих литургий своим чинопоследованием.

По понедельникам, вторникам и четвергам (если не выпадет праздника) литургии не совершается. Вместо неё читаются и поются часы и особый чин подражания литургии — «изобразительны».

Вечером во 2, 3, 4 и 5 воскресенья Великого поста совершается пассия («стадание» — лат.). Особое богослужение, заимствованное митрополитом Петром Могилой у католиков и переработанное для православного употребления. За этим покаянным богослужением читаются евангельские отрывки о страданиях Христа.

Великим постом с понедельника по четверг первой недели на великих повечериях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим за богословскую и поэтическую глубину, а также за количество содержащихся в нем тропарей – около 250.

Неделя Торжества Православия открывает Великий пост. В первый понедельник постятся наиболее строго, как в сочельники, стараясь вообще не вкушать до вечера никакой пищи.

Празднование Торжества Православия установлено с 843 года. В этот день в Константинополе был созван собор, окончательно восстановивший в Византии иконопочитание после второго иконоборческого периода. Этому предшествовала долгая и трудная борьба иконопочитателей с иконоборцами (с 730 года), в ходе которой многие святые были сосланы и замучены до смерти императорами, поддерживающими иконоборческую ересь.

В этот день вспоминаются и другие ереси, с которыми боролась Церковь, а на придерживающихся их накладывается анафема – отлучение от церковного единства.

Неделя святителя Григория Паламы также посвящена серьёзным церковным спорам. Святитель Григорий много лет провёл на Святой горе Афон и придерживался практики исихазма – «умной молитвы». Афонские подвижники утверждали, что Бог открывается им через восприятие Его Божественной энергии – благодати, хотя и остаётся недоступен им сущностно. Западные полемисты считали, что Бог непознаваем ни в каком виде и полностью отделён от тварного мира.

Весь опыт Церкви и феномен святых свидетельствует о том, что правы были восточные подвижники, в защиту которых святитель Григорий Палама и написал несколько своих трактатов, главный тезис которых: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям».

А раз Бог причастен к нашему миру своими энергиями, мы можем познавать Его и обоживаться, накапливая в себе благодать Духа Святого. Это означает, что для нас открыта возможность спасения. Вот почему вторая неделя посвящена святителю Григорию.

Неделя Крестопоклонная. В среду этой недели в центр храма торжественно выносится украшенный цветами Крест Христов и оставляется для поклонения верующим до пятницы следующей недели поста.

В эти дни православные христиане поклоняются самому позорному и жуткому орудию казни в Римской империи, внезапно ставшему самым святым и значимым орудием спасения человеческого рода, благодаря которому Господь совершил свой искупительный подвиг. Торжественное поклонение Честному и Животворящему Кресту Христову верующие совершают в воскресенье 3-й недели, а также в понедельник, среду и пятницу следующей недели.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника является 4-й неделей поста и посвящена памяти творца одной из самых популярных аскетических книг в православном мире.

Суббота этой недели называется субботой акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. В этот день читается акафист Божьей Матери с кондаком «Взбранной Воеводе…». Это празднование установлено в память чудесного спасения Константинополя от нашествия славян и булгар при императоре Ираклии в 626 году.

В VI веке преподобный Иоанн Синайский (Лествичник), игумен мужского монастыря во имя святой великомученицы Екатерины, резюмировал святоотеческий опыт борьбы с грехом. Его книга «Лествица райская или Скрижали духовные», написана по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря.

«Лествица» перечисляет человеческие грехи, сводя их к семи смертным грехам и показывая, как один грех в душе человека влияет на зарождение другого. Но она же перечисляет и человеческие добродетели, даёт рецепт исцеления от страстей посредством восхождения по лестнице в небо (аллюзия на ветхозаветное видение Иакова). Преподобный Иоанн выделяет на райской лестнице тридцать ступеней и призывает христианина терпеливо восходить по ним к Богу.

Неделя преподобной Марии Египетской. Эта неделя посвящена памяти святой, которая в юности была великой грешницей, глубоко погрузившейся в смертный грех блуда. В Иерусалиме будущая святая была поражена чудом — неведомая сила не впускала её в христианский храм. Тогда Мария осознала свою греховность, принесла покаяние и приняла Крещение.

Обратившись ко Христу, преподобная Мария ушла в пустыню и за много лет поста и молитвы не только победила в себе всяческие страсти, но даже достигла святости и просвещения ума. Биограф преподобной Марии старец Зосима свидетельствовал, что святая знала Священное Писание, хотя никогда в жизни не имела возможности прочесть или хотя бы прослушать его. Монах Зосима, которому она рассказала свою историю, видел, как святая переходила по воде реку, а во время молитвы немного приподнималась над землёй.

Через пример преподобной Марии Египетской Церковь говорит нам, что для каждого, даже самого пропащего грешника существует возможность покаяния и прощения. Нужно только захотеть спасения, принести покаяние и начать жить по-христиански.

Неделя Входа Господня во Иерусалим, она же Неделя Ваий, Цветоносная Неделя или Вербное Воскресенье. Эта неделя завершает Великий пост.

Этот двунадесятый праздник установлен в память дня, когда Господь торжественно вступал в Иерусалим на спине молодого ослёнка, а народ приветствовал и славил его как пророка и Мессию, постилая по дороге одежды и ветви ваий — пальм. В России пальмы не растут, поэтому православные россияне приходят на этот праздник с пучками верб и вербами же украшают храм.

Народ приветствовал Господа не просто так. Народ был поражён очередным чудом Спасителя, которое он совершил накануне — в Лазареву Субботу. В этот день он воскресил своего умершего друга Лазаря, который к тому времени уже три дня находился во гробе. Узнавшие о чуде люди восклицали: «Осанна Сыну Давидову!», – и надеялись на создание чудесного и богатого царства на земле. Уже через несколько дней, убедившись, что Царство Христово не от мира сего, они будут кричать: «Распни, распни Его!».

Вход Господень в Иерусалим предваряет искупительную Жертву Спасителя и как одно из наиболее значимых событий евангельского повествования содержится у всех четверых евангелистов: Матфея (21 глава), Марка (11 глава), Луки (19 глава), и Иоанна (12 глава).

На всенощном бдении освящаются вербы, а воскресная Литургия служится по чину Иоанна Златоуста. В этот день разрешается вкушение рыбы.

Страстная седмица

Великий пост заканчивается праздником, за которым начинается крестный путь Спасителя – Страстная седмица, каждый день которой посвящён отдельным событиям в земной жизни Господа.

В эти дни принято поститься особенно строго и читать отрывки из Евангелия, соответствующие событиям дня. В первые три дня прочитывается вся Псалтирь кроме 17-й кафизмы, а на утрени поётся тропарь: «Се Жених грядет в полунощи…».

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также история о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В этот день патриарх начинает варить Святое миро.

В Великий Вторник Церковь вспоминает притчи Господа о десяти девах и о талантах, призывающие православных христиан к духовному бодрствованию. Также читаются притчи о дани кесарю, Страшном Суде и воскресении мёртвых.

В этот же день говорится и об обличении фарисеев в храме, где Спаситель рассказал им притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, чтобы дать им последнюю возможность для покаяния.

Вместо этого, израильские законоучители окончательно возненавидели Господа и стали искать случая убить Его.

Великая Среда посвящена истории предательства апостола Иуды Искариота. Читаются соответствующие места Евангелия, где Иуда соглашается предать своего Учителя синедриону за 30 сребренников. Он обещает первосвященникам показать Христа воинам в уединённом месте, чтобы те могли взять Его под стажу.

В этот день все стараются прийти на исповедь. Также в Великую Среду в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина.

В Великий Четверг Церковь вспоминает события Тайной Вечери, когда Господом было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Апостолы с Господом Иисусом Христом собрались на ужин в Сионской горнице, где Он дал им последнее наставление и в ходе трапезы установил главное христианское Таинство.

Каждый православный христианин в Великий Четверг стремится причаститься и совершить омовение, чтобы в духовной и телесной чистоте встретить будущий праздник Воскресения Христова. Великий Четверг иногда также именуется «Чистым».

В кафедральных соборах в этот день совершается чин омовения ног, а также читаются 12 Евангелий, посвящённых Страстям Христовым и описывающих последние часы Его жизни и крестную смерть.

В этот день обычно убирают жилище перед Пасхой, а также готовят яйца и другие праздничные блюда.

Великая Пятница — день без совершения Литургии, так как Жертва в этот день принесена не бескровная, а кровавая — на Кресте на Голгофе. В этот день Христос был осуждён на смерть, претерпел оскорбления, бичевание, путь с Крестом на Голгофу, страдания и смерть на Крестном Древе, а также был погребён.

Утром Великой Пятницы читаются царские часы. Днём совершается чин выноса Плащаницы, символизирующий положение во Гроб Тела Господа Иосифом Аримафейским. До этого времени принято полностью воздерживаться от пищи.

На часах вторично (после 12-ти Евангелий) читаются отрывки о Страстях Христовых, а вечером о них же напоминается в третий раз в одном большом составном Евангелии.

Великая Суббота начинается с Литургии с чтением 12-ти паремий, после которой освящается принесённая в храм праздничная еда.

В этот день вспоминаются события сошествия Христа во ад, проповеди находящимся там людям, победы над смертью, а также выведения из ада находившихся там праведников, которые заслужили Царство Небесное.

В древности в этот день совершалось массовое Крещение оглашенных, которые готовились к этому дню на протяжении всего Великого поста. Отсюда традиция служить в этот день в белых одеждах.

Вечером этого дня пост заканчивается и начинается богослужение Светлого Христова Воскресения — главного праздника православного мира.

Желаем нашим читателям правильно приступить к Великому посту и ответственно пройти этот этап духовной подготовки к Пасхе. Без покаяния и смирения Великого поста радость встречи Воскресения Христова не будет такой острой, как должна быть.

Помните молитву мытаря, которая была принята Господом, в отличие от молитвы фарисея: «Господи, милостив буди мне грешному!». Как знать, не он ли потом стал апостолом и евангелистом Матфеем?

Андрей Сегеда

Хронология событий страстной недели

Событие Евангелие
Матфей Марк Лука Иоанн
Вос- кре- сенье Торжественный въезд в Иерусалим 21,1-11 11,1-10 19,28-40 12,12-19
Поне- дель- ник Проклятие смоковницы 21,18,19 11,12-14
Второе очищение храма 21,12,13 11,15-17 19,45,46
Втор- ник Иисус учит в храме и отвечает на вопросы противников 21,23- 22,46 11,27- 12,44 19,47- 21,4
Лепта бедной вдовы 12,41-44 21,1-4
Иисус предсказывает будущее и говорит притчи 24,1-51 13,1-37 21,5-38
Сре- да Заговор синедриона арестовать и убить Иисуса 26,3-5 14,1,2 22,2
Согласие Иуды предать Иисуса 26,14-16 14,10,11 22,3-6
Чет- верг Подготовка к пасхальной трапезе 26,17-19 14,12-16 22,7-13
Начало пасхальной трапезы 26,20 14,17 22,14-16
Христос умывает ноги ученикам 13,1-20
Иисус говорит о предательстве Иуды; уход Иуды 26,21-25 14,18-21 22,21-23 13,21; 13,30
Спор среди учеников о том, кто из них больше 22,24-30
Первое предсказание об отречении Петра 22,31-34 13,36-38
Завершение трапезы и установление Вечери Господней 26,26-29 14,22-25 22,17-20
Прощальная беседа с учениками, первосвященническая молитва 14,1-17,26
Второе предсказание отречения Петра 26,30-35 14,26-31
Чет- верг — пят- ница Борение в Гефсимании 26,36-46 14,32-42 22,40-46 18,1
Пят- ница Иисус предан, арест Иисуса, рассеяние учеников 26,47-56 14,43-52 22,47-53 18,2-12
Суд, 1-й еврейский этап: Иисус перед Анной 18,13,14, 19-24
Суд, 2-й еврейский этап: Иисус перед Каифой и синедрионом 26,57-68 14,53-65 22,54, 63-65 18,24,28
Отречение Петра 26,69-75 14,66-72 22,55-62 18,25-27
Суд, 3-й еврейский этап: Иисус перед синедрионом 27,1 15,1 22,66-71
Тщетное раскаяние и самоубийство Иуды 27,3-10
Суд, 1-й римский этап: Иисус перед Пилатом 27,2,11-14 15,1-5 23,1-7 18,28-38
Суд, 2-й римский этап: Иисус перед Иродом Антипой 23,7-12
Суд, 3-й римский этап: Иисус вновь перед Пилатом, предание на распятие 27,15-26 15,6-15 23,13-26 18,39- 19,16
Издевательство римских солдат 27,27-30 15,16-19
Путь на Голгофу 27,31-34 15,20-23 23,26-32 19,17
Распятие: первые три часа 27,35-44 15,24-32 23,33-43 19,18-27
Распятие: последние три часа 27,45-50 15,33-37 23,44-46 19,28-30
Пятн., вечер перед субб. Погребение 27,57-66 15,42-47 23,50-56 19,31-42

7 C Sochi 12 января 2019 г. Тайная Вечеря Леонардо да Винчи

Страстная седмица (Великая неделя, Страстная неделя) — последние шесть дней Великого поста, предшествующие Пасхе и следующие за Неделей цветоносной (шестое воскресенье Великого поста), во время которых вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. По другой интерпретации, представляет собой самостоятельную часть литургического года, следующую за Великим постом, но не являющуюся его частью.

В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих» — Великий понедельник, Великий вторник и т. д., употребляется также эпитет «Страстной».

В православии первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий четверг и Великую субботу — литургия Василия Великого, в Великую пятницу литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В католицизме Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота объединены под названием Пасхальное триденствие.

Страсти Христовы (неизвестный художник XV века, Нидерланды)

ДНИ СТРАСТНОЙ СЕМЕДИЦЫ

Великий пост состоит из Великой четыредесятницы и Страстной седмицы. Богослужению в Страстную седмицу придается особое значение. В Страстную седмицу пост особенно строг. Самый строгий пост предписывается в Великую пятницу.

Великий понедельник

В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы (Мф. 21:18-22), символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Великий вторник

В Великий вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников (Мф. 23:1-39), а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю (Мф. 22:15-22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22:23-33), также о Страшном суде (Мф. 25:31-46) и кончине мира (Мф. 24:3-42), о десяти девах (Мф. 25:1-13) и талантах (Мф. 25:14-30).

Великая среда

В Великую среду христиане со скорбью вспоминают решение Иуды Искариота о предательстве своего Учителя за 30 сребренников (Мф. 26:14-16). Также вспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению (Мф. 26:6-13).

Великий четверг

В Великий четверг христиане вспоминают четыре события:

  • Тайная вечеря (Мф. 26:20-29).
  • Омовение Христом ног ученикам (Ин. 13:3-17).
  • Молитва Христа в Гефсиманском саду (Мф. 26:36-46).
  • Предательство Иуды (Мф. 26:47-49).

Великая пятница

Воспоминание о суде, распятии и крестной смерти Спасителя (Мф. 27:1-56).
В православии на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».

В Великую пятницу принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Иисуса Христа.

Великая суббота

Воспоминание о погребении Иисуса Христа (Мф. 27:57-60), пребывании Его тела во Гробе (Мф. 27:62-66), сошествии Его душею во ад и возвещении пребывавшим там победы над смертью. Освящение пасхальной еды. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

Светлое Христово Воскресение

СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ

В народе эта неделя имела множество названий — рус. Красная, Червоная, Великая, Святая неделя, укр. Білий тиждень, Чистий тиждень, белор. Русальная неделя.

В течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы. Считалось, что Страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, перед Велик днём или после него предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени.

ЧТО МОЖНО ЕСТЬ В СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ

Всю эту неделю полагается особенно строгий пост ради Страстей Христовых и для достойной подготовки к встрече Светлой Пасхи. В период Великого поста разрешено есть рыбу только дважды: на Благовещенье, 7 апреля, и на Вербное воскресенье, ровно за неделю до Пасхи.

Великий понедельник

Холодная пища без масла (например, квашеная капуста с клюквой, соленые грибы, хлеб). Разрешена любая, в том числе и варёная растительная пища без масла.

Великий вторник

Холодная пища без масла (грибная икра без масла, салат из свежей капусты и моркови с лимонным соком, чернослив).

Великая среда

Холодная пища без масла (салат из огурцов, помидоров и лука, бананы с апельсинами, маслины).

Великий четверг

В память об этом верующие пекут куличи и красят яйца, убирают и украшают жилище, парятся в бане. Холодная пища без масла (дайкон с морковью и лимонным соком, орехи, яблоки). Разрешена любая растительная пища с постным маслом.

С четверга по субботу пост был особенно строг. В последние три дня перед Пасхой хозяйки не готовили обед, а кормили своих домочадцев хлебом и соленьями.
Наиболее верующие в память о страданиях Христа вовсе отказывали себе в пище и питье, проводили эти дни в молчании, остальные старались есть один — два раза в день, ограничиваясь не вареной пищей.

В четверг утром ходили на исповедь и причастие, а вечером старались принести из церкви зажженную свечу. И только потом хозяйки начинали печь пасхи. В куличи клали от 30 до 120 желтков, чтобы тесто было желтым.

Страстная пятница

Великая, или страстная пятница – воспоминание о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа.

В этот день соблюдается особо строгий пост в память о дне, когда Христос был приговорен к казни и совершил свой крестный путь на Голгофу. До выноса плащаницы в храмах (примерно до 16 часов) – пища не принимается. После – только сырая растительная пища без масла или полное воздержание от еды.

По народной традиции в Страстную пятницу не положено готовить пищу .
Желательно вообще отказаться от пищи.

Великая суббота

После утреннего богослужения верующие освящают куличи, пасху и яйца.
Холодная растительная пища без масла. Сухоядение.

Светлое Христово воскресенье

Всенощная служба с Крёстным ходом и разговение. В ночь с субботы на воскресенье состоится Пасхальное богослужение. После полуночи можно разговляться. Начинать надо с пасхальных яиц, кулича и пасхи, а только потом приступать к основной трапезе, включающей мясо, рыбу, молочные продукты, сладкие десерты.

Страстная неделя — как её провести?

Редакция портала «Православие и мир» , Наталья Смирнова | 2 апреля 2017 г. Фото: Константин Корешков/photosight.ru

Страстная неделя – это последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Подробнее об этом в нашей статье!

Как провести Страстную седмицу?

О том, как правильно провести Страстную неделю, как прожить ее в полную меру, корреспонденты портала «Православие и мир» спросили у известных священников.

Страстная седмица: календарь и инфографика

Протоиерей Валериан Кречетов, духовник Московской епархии:

Сопереживайте Спасителю

Протоиерей Валериан Кречетов

Время поста, которое было дано человеку для достижения покаяния, заканчивается пятницей шестой седмицы. Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим Постом, как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.

И Иоанн Предтеча, и Сам Господь начали свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И когда, как сказано в каноне Андрея Критского, «пророки уже изнемогли», Церковь подготавливает праздник Воскресения Христова, показывая последние дни Его жизни, когда Господь страдал за грехи наши. Как Бог, Он знал обо всем, что будет происходить, но как человек Он просил сострадания: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мф 26:34).

Страстная неделя готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел».

Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю.

Первые три дня полагается перечитывать всех четырех Евангелистов в напоминание того, что Господь сотворил, а мы своими грехами Его распинаем. И хотя это обращено как бы к иудеям того времени, это относится к каждому человеку, который своими грехами распинает Христа.

В Страстную неделю, если имеется такая возможность, желательно чаще бывать в храме, особенно в Великий Четверг, и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет Великий Пяток – распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы.

Первыми о воскресении Христовом узнали ангелы, так же как и о Его рождении, поэтому Церковь поет: «Воскресение Твое Христе Спасе ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Почему сказано «чистым сердцем»? Потому что считается, что человек постом насколько возможно очистил свое сердце к этому светлому дню.

Протоиерей Владимир Воробьев:

Страстная седмица – это драгоценное время

Службы Страстной недели – это самые лучшие службы из всего церковного года. Думаю, что люди вообще не создали ничего лучше, чем Страстные службы. Это самое прекрасное, самое глубокое, самое талантливое, самое Боговдохновенное из всего, рожденного человеческим гением.

Если эти службы совершаются благоговейно, если человек старается в них участвовать осмысленно, то они перенесут его в ту реальность, которая явилась на земле две тысячи лет назад, помогут вместе со святыми, вместе с Божией Матерью и апостолами, пройти путь страданий Христа и встретить Светлое Христово Воскресение.

Если человек постарается вникнуть в них, то сможет преодолеть пространство и время и стать участником евангельских событий. Если искренне, с верой и любовью участвовать в этих церковных службах, то обязательно по-новому почувствуешь все Евангелие, по-новому осознаешь себя христианином.

Кроме того, эти службы, как всякое произведение искусства, действуют не только рациональным образом – на сознание человека, они действуют непосредственно, образно говоря, на сердце человека. Участвуя в них, человек что-то осознает, но еще больше он чувствует, что его вере открывается та духовная реальность, которая существует вне времени и пространства. Жертва Христова, Его страдание и смерть, Его победа над силами зла, над смертью, торжество Его воскресения – это все принадлежит духовному миру, находящемуся вне времени и пространства. И через церковные службы мы можем приобщиться к этой реальности.

Очень многое является тайной, которую мы не можем понять рационально. Это естественно, потому что духовный, Божественный мир выше нас, он не открывается нашему разуму вполне, не подвластен ему. А сердцу он открывается. Если это происходит, то становится великим достижением в нашей жизни. Мы поймем потом, не сразу, что ничего более высокого в нашей жизни не было. И не может быть ничего выше, чем жизнь со Христом, чем возможность найти Христа и быть с Ним. Поэтому Страстная седмица – это драгоценное время.

Конечно, со Христом можно быть всегда, и нужно быть всегда. Но падшему человеку это очень трудно. Наше сердце к этому не способно, оно как бы изнемогает, оно не может себя очистить, не может себя приготовить к тому, чтобы всегда быть с Богом. А здесь Господь Сам берет наше сердце в Свои руки, ведет Своей мощной рукой и совершает ту работу, которую мы должны были бы сделать сами, но стали неспособны на это. Церковь вводит нас в мощное шествие ко Христу, в жизнь со Христом, поэтому на богослужении прийти приблизиться ко Христу, почувствовать себя вместе с Ним гораздо легче, чем в одиночестве.

Обстоятельства нашей жизни таковы, что препятствуют участвовать во всех службах. Мы в храме Николы в Кузнецах стараемся служить по две службы в день: самые великие службы удвоить, чтобы все члены семьи могли подменить друг друга и поучаствовать в этих, даже не службах, а событиях.

Каждый день Страстной седмицы, так же как повествование об этих днях в Евангелии, является путем к страданию, которое совершилось на Голгофе. Само наше путешествие по дням Страстной седмицы похоже на тот путь на страсти, который прошел Сам Господь.

Вот мы видим, как Господь приходил в Иерусалим, потом уходил и приходил снова, говорил Свои последние поучения народу и ученикам. Службы делают нас спутниками Христа, Его слушателями. Вспоминаются Страстной четверг,Страстная пятница, Преблагословенная суббота… Мне кажется, тут комментарии не нужны и даже невозможны. Это настолько выше слов, что, как поется в службе, «изумевает всяк ум». Лучше прийти в храм и поучаствовать самому.

Очень важно, чтобы эти службы совершались неторопливо, чтобы всё было понятно, чтобы они доходили до сердца, чтобы соучастие в страданиях со Христом объединяло всю общину, народ и духовенство, чтобы это было общее шествие со Христом.

Протоиерей Владимир Шафоростов:

Не дайте себе прожить это время расслабленно

Протоиерей Владимир Шафоростов

Страстная неделя – время особенное. Эти дни нельзя прожить расслабленно, прожить так, как будто Христос не распинался ради нашего спасения.

К сожалению, многие стремятся к тому, чтобы взять от жизни всё, забывая о главном. Отвергая Христа, не отзываясь на крестную Божественную любовь, люди лишают себя благодатной радости и смысла жизни. Напомню читателям портала “Православие и мир” о так называемом пари Паскаля: человек, верующий во Христа, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он ошибается; человек неверующий не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается.

Святитель Иоанн Златоуст верно заметил, что: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться».

В дни Страстной седмицы каждый, кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего.

Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему.

Важно не просто «отстоять» службу и вспомнить о страданиях Спасителя, а молитвенно сострадать, сораспяться со Христом. Дай Бог всем нам силы сберечь и приумножить всё светлое, что дано по благодати нам, и победить грех, который удаляет нас от Христа Спасителя.

Протоиерей Игорь Фомин:

Напитаться духом Богослужения

Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении.

Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь. Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы.

Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы.

В эти дни надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас.

Протоиерей Кирилл Каледа:

Ежедневное чтение Евангелия

К Страстной неделе надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице – это Великий пост.

Прочувствовать Страстную неделю без этой подготовки, наверное, невозможно. Каждый день этой недели посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому ежедневно необходимо читать Евангелие с тем, чтобы вместе с Церковью переживать эти события.

Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.

Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия. Евангелие мы можем почитать и дома, и в транспорте, и на работе, если это не помешает труду.

Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова:

Проникнуться атмосферой святых дней

Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной недели – посетить все службы. Быть и на последней Литургии Преждеосвященных Даров, и далее на всех – то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное – в пасхальную Вечерню.

Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения – надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.

Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться.

Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино, и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами – можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.

Страстная седмица

Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе.

В Страстную неделю лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности.

Протоиерей Максим Козлов:

Чтобы быт не поглотил бытие

Страстная неделя – это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития.

От нас, с одной стороны, потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной недели, которые многократно были изданы.

Во-вторых, у каждого есть возможность читать Евангелие о каждом дне Страстной недели. Может быть, хорошо день начинать с чтения Евангелия о том или ином Страстном дне.

Конечно, есть дни, в которых нужно все усилия приложить, чтобы попасть на службы. Подумать заранее, перенести зачет, договориться с начальником, взять отгул. Это Богослужение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. Богослужения Великого Пятка, с последованием Страстей Христовых, с выносом плащаницы.

Часто люди пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего понимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начинается Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова.

Конечно, на Страстной каждый, кто не имеет каких-то абсолютных препятствий, должен постараться приобщиться Святых Христовых Таин.

Посещение богослужений в максимальной для себя мере не должно стать чем-то убаюкивающим. Службы наши удивительно красивы. Но нужно стараться не привести это в сентиментальные переживания по поводу. Это более соприсутствие.

Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу поста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает и соответственно, должны быть готовы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подойти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.

Если просят помочь убраться дома к Пасхе – то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» будет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но конечно в каждой семье должны быть, особенно, если есть маленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую. Как-то надо чередоваться, договариваться, как друг друга отпускать.

И последнее. Жизнь в Церкви церковного человека богата и многообразна. Помимо бытия, в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предварительные попечения о пасхальных яствах, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну, не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.

Протоиерей Максим Первозванский:

В дни Страстной недели будьте в храме

Протоиерей Максим Первозванский

Поскольку Страстная неделя является кульминацией всего церковного года, и периодом, когда в храмах вспоминаются все события, происходившие в последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа, то я настоятельно бы советовал, как можно больше времени потратить на пребывание в храме.

Все богослужения Страстной седмицы построены таким образом, чтобы мы не пропускали ни одного из них.

На воскресной вечерней службе обычно уже служится утреня понедельника с песнопением «Се жених грядет в полуночи» и читается Евангелие.

Утреня следующего дня посвящена пребыванию Господа в Иерусалиме в период между его входом в Иерусалим и страстями.

В среду вечером и в четверг утром совершаются богослужения Великого Четверга.

В четверг вечером – утреня Страстного Пятка и чтение страстных Евангелий.

В пятницу в храмах служится три богослужения – это царские часы, вечерня с выносом плащаницы и утреня с погребением.

Потом, конечно, божественная литургия и богослужения Великой Субботы.

Надо также отметить, что люди совершают ошибку, пытаясь снова на Страстной неделе особенно подробно исповедоваться, вновь подумать о своих грехах. Этого делать не нужно. Раньше в храмах иногда даже вывешивали объявления о том, что поисповедоваться надо постараться до празднования Входа Господня в Иерусалим, а, начиная с этого праздника, для тех, кто исповедовался в течение Великого Поста, можно причащаться уже и без исповеди.

Поэтому мой главный совет – по возможности посетить как можно большее количество богослужений и причаститься как минимум в Великий Четверг и на Пасху.

Подготовили Наталья Смирнова, Мария Абушкина, Александр Филиппов.

Вы прочитали статью Страстная неделя – как её провести?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *