Стрельцов Петр Андреевич

Содержание

РАЗГОВОР СО СВЯЩЕННИКОМ (ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)

Здесь вы можете задать вопрос настоятелю храма о. Димитрию Кулигину.

Если вопрос частного порядка, то есть касается только Вас или же Вы не хотите выносить его на прилюдное рассмотрение, подумайте: может, стоит прийти в наш храм и задать этот вопрос лично? Также можно задать вопрос настоятелю любым способом, указанным на странице с нашей контактной информацией.

В связи с немалым количеством писем очень личного характера, напоминаем, что Ваш вопрос и ответ на него могут и не быть опубликованы, если Вы считаете, что Ваша тема не для прилюдного обсуждения. В таком случае вы можете написать письмо прямо на e-mail или, заполнив форму на данной странице, указать, чтобы письмо не публиковалось.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАДАТЬ ВОПРОС, ПОЖАЛУЙСТА, посмотрите, не был ли он или подобный ему уже задан или же поищите ответ в разделе «Библиотека»!

Вопросы, содержащие оскорбления, ненормативную лексику или написанные ЦЕЛИКОМ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, без соблюдения элементарных правил орфографии и пунктуации, могут быть оставлены без внимания.

Приносим свои извинения, но в связи с большим количеством вопросов ответы на них могут появлятся с задержкой.

Валерия
19 Января 2005

Вопрос:

Ответьте пожалуйста, существовал ли в реальности отец Арсений (Петр Андреевич Стрельцов, искусствовед, священник). Книга > — подлинные воспоминания очевидцев или худож. вымысел?

отец Димитрий
20 Января 2005

Ответ:

Вопрос, вероятно, связан с тем, что в последнее время появилось немало высказываний (в том числе и в СМИ) о том, что отец Арсений — это собирательный образ священника, гонимого при советской власти.

Как сказано в предисловии к 4-му изданию книги «Отец Арсений», Петр Андреевич Стрельцов (отец Арсений) — это реальный человек. Привожу здесь его краткую биографию.

БИОГРАФИЯ ОТЦА АРСЕНИЯ (ПЕТРА АНДРЕЕВИЧА СТРЕЛЬЦОВА).

Отец Арсений родился в Москве в 1894 г. В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916 г. окончил университет, болел эндокардитом более восьми месяцев. В это время он написал свои первые работы по искусству — древнему русскому зодчеству. В начале 1917 г. после периода духовных исканий он уехал в Оптину пустынь, где был послушником двух старцев — Анатолия и Нектария. Здесь совершился его монашеский постриг, затем он был рукоположен в иеромонаха.

В 1919 г. отец Арсений по благословению старцев вернулся в Москву и был определен третьим священником в один из Московских храмов. Для этого понадобилось специальное разрешение патриарха Тихона, т. к. служение иеромонахов на приходах обычно не допускалось. В начале 1921 г. о. Арсений стал вторым священником, а в конце 1921 г., когда настоятель храма отец Павел был переведен и вскоре арестован, настоятелем стал отец Арсений.

За 8 лет служения он собрал в своем храме значительную общину, для которой стал любимым пастырем и духовником. В 1927 г. в конце декабря отец Арсений был первый раз арестован и выслан в Архангельскую область на 2 года. После окончания срока ссылки отец Арсений служил в подмосковном храме (за пределами 100-километровой зоны).

В 1931 г. — опять был арестован и сослан в Вологодскую область на пять лет. Теперь отец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях. Служить в храме было нельзя, служил дома. Несколько раз тайно приезжал в Москву, встречался с владыкой Афанасием (Сахаровым), просил его рукоположить нескольких своих духовных чад в священный сан, на что получил согласие владыки Афанасия. Тайно окормлял свою духовную общину.

Затем — третий арест в 1939 г., новая ссылка в Сибирь, потом — на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в с. Троицкое Архангельской обл. В мае 1940 г. — был вновь арестован и заключен в Уральский лагерь. В марте 1941 г. переведен в лагерь усиленного режима, переписка и приезды духовных чад почти прекратились, а в 1942 г. — в лагерь особого режима, где переписка и посещения окончательно были запрещены.

Только весной 1958 г. отец Арсений был освобожден из лагеря особого режима и поселился в г. Ростове Великом у Надежды Петровны.

Скончался отец Арсений в 1975 г. и был погребен на кладбище г. Ростова. На могиле его был положен гранитный камень с надписью: Отец Арсений 1894—1975.

Потом этот камень исчез; в каком состоянии и где находится могила, теперь неизвестно, т. к. все, кто ухаживал за нею, уже скончались.

Текст приводится по изд.: Отец Арсений. Под ред. прот. Владимира Воробьева. Изд. 4-ое, дополн. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2000.

С. Девятова
Православные старцы XX века

◄ Старец СавваСтарец Арсений (Стрельцов Пётр Андреевич)Блаженная Матрона ►

Старец Арсений (Стрельцов Пётр Андреевич)

(1894–1975)

Пётр Стрельцов родился в Москве в 1894 году. В 1911 году он окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916 году Пётр успешно окончил университет.

Многочисленные исследования и монографии Пeтра по истории русской древней культуры были хорошо известны среди искусствоведов. В 1917 году Пётр, с шестнадцати лет мечтавший о монашестве, был принят послушником в Оптину Пустынь.

Из воспоминаний старца Арсения:

– Я прожил долгую жизнь, две трети которой окружали меня люди, несущие божественную радость и свет. Первой была моя мама Мария Александровна, человек одаренный, мудрый, проникнутый глубочайшей верой в Бога… Именно моя мать заложила в мою душу зерна веры, взрастила их, и я вошел в жизнь, стоя на твердом основании, с которого ничто не могло меня столкнуть. Я был третьим ребенком в семье… Мама, когда я родился, дала обещание Господу вложить в меня веру, правдивость и любовь к людям, и она воспитала меня так. В шестнадцать лет, увлекаясь древнерусским искусством, уже мечтал о монашестве. Потом была Оптина Пустынь… Два года прожил в Оптиной Пустыни под руководством старца о. Нектария и старца о. Анатолия.

В монастыре, находясь в послушании у старцев, нельзя иметь своей воли, а должно поступать так, как говорит духовный наставник, вне зависимости от того, нравится это или не нравится… Принятием воли старца послушник совершенствуется, отсекается от помыслов, грехов, живет волей старца, имеющего благодать от Господа, знающего его душу, знающего, что ему духовно необходимо для достижения монашеского совершенства… Были искушения, попускаемые Господом. Приходя к старцу, хотел все рассказать. Но он уже все знал. И по характеру твоего отношения к совершившемуся, определял уровень твоего духовного совершенства или падения, и поучал воспринимать случившееся с молитвой как волю Господню.

Твое мнение, полученное унижение, обида во внимание не принимались, принималась только смиренность перед Богом и понимание: ты настолько еще несовершенен, что происшедшее есть результат твоей греховности, и является справедливым. Старец в монастыре – твой отец, наставник, руководитель во всем, своей воли у тебя нет, есть полное отречение от твоего суетного “я”… По благословению о. Нектария и о. Анатолия в сане иеромонаха был послан служить “в мир”, в приходскую церковь… Не знаю, кто говорил обо мне Святейшему Патриарху Тихону, но меня пригласили к нему, он принял, разрешил служить в приходском храме, где настоятелем был протоиерей Павел. Патриарх минут десять говорил со мной, благословил и сказал пророческие слова о моем иерейском пути… Находясь в ссылках, лагерях, выводимый на расстрелы, избиваемый на допросах и почти умирающий на морозных этапах, верил словам великого святителя земли Русской – Патриарха Тихона, что исполнятся его предначертательные слова, и вновь приду к моим духовным детям. Верил дерзновенно, ибо это были слова Патриарха. (Специальное разрешение св. Патриарха Тихона понадобилось в связи с тем, что служение иеромонахов на приходах обычно не допускалось.)

Я, малоопытный иеромонах Арсений, пришел к настоятелю храма о. Павлу… Отец Павел сказал: “ Вот что, батенька, все, что монастырское, при тебе останется, но для службы в городе буду тебя переучивать. Не обижайся, образованием ты силен, но я служу иереем более тридцати пяти лет, все, что знаю, тебе передам”.

Знал ли о. Павел Господнее произволение? Был он арестован и в Архангельской области умер в ссылке от голода через шесть лет после этого разговора…

И вот я, иеромонах Арсений, ощутил духом, увидел два пути, разных, но ведущих к одной цели. И задумался, просил Господа указать, какой духовной дорогой идти, какую выбрать. Долго раздумывал, молился, умоляя Господа помочь сделать правильный выбор, поехал в Оптину пустынь получить совет от старцев. Прожил три дня, о. Анатолий выслушал и сказал:

“Благословляю! Милость Господа да будет с тобой. Дерзай!” Благословение старца Анатолия было для меня путеводной звездой. Моя мысль была в том, чтобы научить человека беспредельно верить в Бога и любить ближнего своего. Считал и считаю, что вера Христова зиждется на двух заповедях о любви ко Господу и ближним…

Встреча с архиепископом Иларионом была необыкновенным, чудесным проявлением милости Господа ко мне, незначительному священнику, начавшему служение в небольшом московском храме… Все, о чем думал и мечтал, дерзновенно высказал перед владыкой Иларионом. Внимательно выслушав меня, владыка Иларион стал так говорить со мной, словно он знал всю мою жизнь… Встал, повернулся к иконам и произнес: “Помолимся”. Прочел молитвы, сел, я остался стоять. “Вы хотите соединить два направления в одно: Оптинское и то, что живет в наших приходах, у вашего настоятеля о. Павла?” – “Да”, – ответил я. “Вы хотите вложить любовь ко Господу, как сказано в заповедях, и любовь к ближнему, как к самому себе, и этим создать в душе человека сопротивляемость грехам, гонениям, смущению, безбожию, падениям. Встреча наша произошла по произволению Божию и необходима для нас обоих. Я, епископ Иларион, благословляю Вас идти по избранному пути, соединив два пути в одном. О разговоре нашем доложу Святейшему Патриарху. Благословляю, идите избранной дорогой. Господь сохранит Вас во всех бедах и напастях”.

В жизни человека чудо не может быть случайным, оно определяется степенью его духовности, необходимостью влияния на его внутренний мир. Такое чудо подал мне Господь через владыку Илариона, и я пошел по этой дороге, постоянно помня полученное благословение.

Возвратившись в свой храм, я отслужил благодарственный молебен, все рассказал о. Павлу, и он сказал мне: “Если владыка Иларион благословил тебя, иди этим путем, Владыка – человек глубокой духовности. Мне, старику, переучиваться негоже, но тебе помогу”.

С этого дня я начал служение в храме, руководствуясь принятым решением. Каждый день служил раннюю обедню, стараясь сделать все понятным и ясным для прихожан, вводя их как бы в круг участников службы. Отец Павел стал ко мне исповедников посылать. Организовал вечером беседы, поучения…

В начале 1921 г. о. Арсений стал вторым священником, а в конце 1921 г., после ареста отца Павла, стал настоятелем храма. За восемь лет служения он собрал в своем храме значительную общину, для которой стал любимым пастырем и духовником. В 1927 г. в конце декабря отец Арсений был первый раз арестован и выслан в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений служил в подмосковном храме. В 1931 г. – был арестован вторично и сослан в Вологодскую область на пять лет. После освобождения старец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях, но служить в храмах было запрещено. Старец тайно окормлял свою духовную общину. В 1939 г. был арестован опять и сослан в Сибирь, затем – на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в с. Троицкое Архангельской обл. В мае 1940 г. – был вновь арестован и заключен в Уральский лагерь. В марте 1941 г. его перевели в лагерь усиленного режима, а в 1942 г. – в лагерь особого режима, без права переписки.

Однажды в лагере старец Арсений вступился за студента Алексея, с которым намеривался расправиться уголовник. По доносу уголовника старец Арсений и Алексий были вынуждены провести двое суток без еды и воды в карцере.

Из воспоминаний о. Алексея:

– Пол, стены лежака были сплошь обиты листовым железом. Сама камера была шириной не более трёх четвертей метра, длиной два метра. Мороз на улице тридцать градусов. Ветер, дышать трудно… При таком морозе в этот карцер не посылали, при пяти-шести градусах, бывало, только на сутки. Живыми оставались лишь те, кто 24 часа прыгал на одном месте…

Привели в карцер, втолкнули. Упали оба, разбились, кто обо что…

Пробовал прыгать на одном месте, но это не согревало. Сопротивляться холоду было бессмысленно…

– Замёрзнем, о. Арсений… Что Вы молчите?

– Молюсь Богу, Алексей… одни мы с тобой, Алёша. Двое суток никто не придёт. Будем молиться. Первый раз допустил Господь молиться в лагере в полный голос. Будем молиться, а там воля Господня…

Отец Арсений замолк, и вдруг я услышал отчётливо слова и понял – это молитва… Бабка когда-то крестила. Семья неверующая… Я – комсомолец, студент. Какая могла быть здесь вера? Сквозь оцепенение, сознание наступающей смерти, боль от побоев и холода сперва смутно, но через несколько мгновений отчётливо стали доходить до меня слова:

– Господи Боже! Помилуй нас грешных. Многомилостиве и Всемилостиве Боже наш,

Господи Иисусе Христе, многие ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех по неизреченной Твоей милости спаси и помилуй нас и отведи от лютые смерти, ибо веруем в Тя, яко Ты еси Бог наш и Создатель наш…

Молитва охватывала душу спокойствием, уводила от леденящего сердца страх…

Я стал повторять:

– Дано будет Отцом Моим Небесным, ибо, где двое или трое собраны во Имя Моё, там и я среди них…

Вдруг наступил момент, когда карцер, холод, оцепенение тела, боль от побоев, страх исчезли. Голос о. Арсения наполнял карцер… Всё кругом изменилось, преобразилось…

Карцер раздвинулся, полоса лунного света исчезла, было светло, ярко горел свет, и о. Арсений, одетый в сверкающие белые одежды, воздев руки вверх, громко молился…

Я увидел, что ему помогали ещё два человека, и эти двое тоже были в сверкающих одеждах и горели необъяснимым белым светом… Было тепло, дышалось легко, ощущение радости жило в душе…

Били по дверному засову… Отец Арсений ещё молился. Двое в светлых одеждах благословили нас и медленно вышли. Ослепительный свет постепенно исчезал, наконец, карцер стал тёмным и по-прежнему холодным и мрачным.

Кто-то из лагерной администрации говорил за дверью:

– Это недопустимо, могут сообщить в Москву… Мороженные трупы – это не современно…

– Живы? – с удивлением спросил начальник лагеря.

– Как вы тут прожили двое суток? Выходи…

Войдя в камеру и внимательно осмотрев её, врач спросил:

– Чем согревались?

И о. Арсений ответил:

– Верой в Бога и молитвой.

– Фанатики. Быстро в барак, раздражённо крикнул кто-то…

Я слышал спор, возникший между пришедшими. Последняя фраза была: “Поразительно! Необычайный случай, они должны были прожить при таком морозе не более четырёх часов…

Барак встретил нас, как воскресших из мёртвых… Я после карцера переродился.

(После освобождения из лагеря Алёша посвятил себя служению Господу, а после смерти старца стал духовным отцом для его осиротевших духовных чад)

Из воспоминаний Даниила Матвеевича (геолога, попавшего в лагерь по ложному доносу):

– Три, четыре сосны свалили, стали валить пятую. Подпилили, подрубили всё как надо, определили, куда упадет, крикнули, чтобы отошли. Последний подпил и подруб сделали и ждем, когда упадет. Подул ветер, дерево стало падать не туда, куда рассчитывали, а на нас. Бросился в сторону и зацепился за старый пень, упал; вижу – придавит меня, а о. Арсений стоит, не бежит. Кричу: “Беги!” Мне-то уже конец… Понял, погибаю. Комель сосны взвился над моей головой. Отец Арсений, перекрестившись, толкнул его руками в сторону. Ветки сосны еще ломались от падения, но комель лежал в двух метрах от меня. Я встал верующим человеком, увидевшим чудо, настоящее чудо. Увидел Бога и без оглядки пошел за о. Арсением. И вспомнил до мельчайших подробностей то, чему учила мать. Так я обрел Бога. Чудо было настолько явным, что все, находившиеся около падения дерева, удивлялись, как мог человек оттолкнуть дерево весом в несколько тонн. Кто-то из зеков, помню, перекрестился.

Из воспоминаний старца Арсения:

– Лагерь физически был непосилен и страшен, но многочисленные встречи и исповеди заключенных открывали мне, иерею, неизмеримо высокую духовность людей…

Человека, приходившего с огромным горем, просившего молитв и духовной помощи, я принимал, молился с ним и воспринимал его горе, как свое, и вместе с ним переживал и страдал. Я как бы соединялся с ним в его страданиях, и если человек уходил после исповеди успокоенный, понявший, что во всем воля Господа, – я бывал духовно счастлив и после исповеди усердно молился об исповедниках…

Ранее я прочел много хороших духовных книг об исповеди… Это вошло в мою душу и сознание непреложной истиной, я руководствовался этим при общении со своими духовными детьми, а также заимствовал опыт иереев, стоявших в духовном отношении намного выше меня и обогащенных долгим служением в Церкви…

Весной 1958 г. старец Арсений был освобожден из лагеря особого режима. Последние семнадцать лет своей земной жизни, старец провел в г. Ростове Великом, он поселился у вдовы погибшего в лагере духовного сына Надежды Петровны. В её маленьком доме он тайно служил, окормлял своих духовных чад.

Из воспоминаний Анастасии Владимировны Корсаковой:

– Отец Арсений, положив руку на мою голову, сказал: “Анастасия Владимировна! Я не осуждаю. Мне Господь дал пройти пять ступеней духовного постижения жизненного пути. Первая ступень была постижением веры, дали мне это моя мать Мария Александровна и великие Оптинские старцы о. Нектарий и о. Анатолий, у них я научился молиться, любить людей. На вторую ступень дали мне подняться Патриарх Московский и всея России Тихон в краткой беседе и архиепископ Иларион (Троицкий). Третью ступень показал простой сельский священник о. Иларион – тезка архиепископа Илариона. Четвертой был лагерь особо строгого режима (мы называли его “смертным”), где общение с самыми разными лагерниками открывало и духовно прекрасные души людей, и самые страшные души, охваченные неизмеримой злобой, соединенные с темными силами. И пятая ступень – мое пастырское служение и общение с вами, моими духовными детьми. Это научило меня никогда не осуждать никого, ибо сказано в одной из молитв: “Несть человек, иже жив будет, и не согрешит”.

Помните, вся наша вера утверждается на любви к Богу, ко Пресвятой Богородице, на почитании святых, и это мы выражаем в постоянных молитвах, а также в безотказной любви к людям, в помощи им. Всем и всегда говорю евангельскими словами: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим и ближнего своего, как самого себя.

Разве Вы одиноки? В Вашей квартире находятся иконы: Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Вашей святой Анастасии Узорешительницы, Ангела Хранителя, Архангела Михаила, вероятно, есть и другие. Если чувство тоски и одиночества охватит душу, подойдите и помолитесь, тогда темные силы исчезнут.

Каждый день читайте одну главу Евангелия. В четырех Евангелиях 89 глав, за год прочтете весь круг четыре раза. С малых лет я читаю Евангелие по одной главе в день, пятьдесят лет – иеромонах и почти ежедневно совершаю служение, и каждый раз нахожу в читаемой главе новое и богодухновенное. Будьте с людьми, помогайте им, кем бы они ни были – сослуживцы, знакомые, родные, – всем помогайте, и окружающие поймут, что такое христианин и придут к Церкви, к Богу”.

Повторю старую и много раз кем-то сказанную фразу: душа моя “навсегда легла в ладони” старца о. Арсения… Отец Арсений для людей был источником, из которого любовь изливалась неисчерпаемым потоком, и жаждущий мог подойти, зачерпнуть эту любовь горстью руки, выпить и передохнуть от жизненных тягот и грехов или, наполнив до краев взятый сосуд, унести его и пить дома, постепенно расходуя полученное.

Встречаясь с ним, всегда уходила от него напитанная любовью, с наставлениями, советами и помощью, но первая встреча с ним в 1971 году послужила основой моего духовного перерождения.

Из воспоминаний Киры Бахмат:

– Сколько людей за эти семнадцать лет перебывало у него – не счесть. Более половины приезжавших были бывшие “лагерники” и вновь пришедшие, приведенные кем-нибудь из бывших братьев и сестер или “лагерниками”.

Приходилось встречаться с замечательными людьми, полными такой внутренней духовности, что я чувствовала себя недостойной общения с ними. Вспоминаются: иеросхимонах Серафим, о. Евгений Богородский, о. Кирилл, монахини Иоанна и Евдокия, Александра Федоровна Берг, Елизавета Александровна, схимонахиня Ирина, иеромонах Филипп, о. Алексий. Каждая встреча с этими людьми всегда была радостью и наполняла душу духовным теплом…

В доме Надежды Петровны постоянно находилось не менее четырех-пяти человек, приезжавших на один-два дня, иногда в выходные дни приезжало до двенадцати человек. Отцу Арсению было необходимо переговорить с приехавшими, побеседовать, поисповедовать и причастить, а на это требовались время и силы. Он очень уставал, сердце часто сдавало, и он вынужден был ложиться на диван и принимать приехавших лежа… Уставший и больной батюшка вынужден был принимать даже ночью…

Расскажу теперь о поистине чудесном, что совершалось по молитвам о. Арсения. Внучка Марины Петровны – Таня, которой было двадцать пять лет, заболела: в области желудка и печени возникли боли. Ее положили на обследование, сделали рентген, гастроскопию и обнаружили опухоль. Решили делать операцию по удалению части желудка. Положили Таню в самую лучшую хирургическую клинику, разрезали брюшную полость и обнаружили огромную опухоль желудка, поражение поджелудочной железы и метастазы даже на печени. Операцию делать было бессмысленно, зашили брюшину и больной ничего не сказали. Все родные были в безысходном горе – оставалась трехлетняя дочка… Я и Марина поехали к о. Арсению, Таня была его духовной дочерью с 1959 года. Приехали и рассказали обо всем батюшке…

– Завтра поедем к ней, – сказал он…

Приехали прямо на квартиру к Марине, бабушке Тани. Таня лежала, постанывая от боли. Войдя в комнату, о. Арсений прочел несколько молитв, благословил Таню и, на удивление собравшихся, сказал: “Таня! Таня! Такая молодая и заболела раком, разрезали и зашили, Господь милостив, будем молиться о Его милости и помощи Пресвятой Богородицы”. Попросил зажечь перед иконами лампадки, надел подрясник, епитрахиль, опустился около кровати на колени, попросив нас выйти. Не выходил из комнаты четыре часа, исповедовал, соборовал и причастил Таню. Прожил три дня, каждый день по несколько часов молился около больной, потом – со всеми нами о здоровье Татьяны, на четвертый день уехал домой в Ростов.

Прошло полтора месяца, Таня давно встала. Обследовали несколько раз – опухоли исчезли… Произошло Господне чудо по молитве о. Арсения, устремленной к Богу и Пресвятой Богородице. Большое, настоящее чудо.

Таких исцелений было много, приведу еще два примера. Муж Алевтины Кирилл Петрович, в прошлом заядлый курильщик, при прохождении на предприятии обязательной флюорографии узнал, что на левом легком обнаружена онкологическая опухоль. Вопрос об операции резко осложнялся: Кириллу Петровичу было 55 лет, сердце работало отвратительно, была аритмия, ишемическая болезнь сердца, и когда-то был мощный инфаркт. На консилиуме решили операцию не делать, вероятность смерти на операционном столе была стопроцентной. Кирилл Петрович все понял, но спокойно отнесся к случившемуся. Видя, что выздороветь ему невозможно, поехал к отцу Арсению на исповедь. Батюшка, увидев Кирилла Петровича, сказал: “Господь милостив, все обойдется, проживете у нас два дня, и будем молить Господа и Пресвятую Богородицу помиловать и исцелить вас”. Два дня все мы собирались и молились почти беспрерывно, о. Арсений и Кирилл молились даже ночью, конечно, батюшка исповедовал и соборовал Кирилла.

Явившись в диспансер на обследование онкологов, Кирилл удивил врачей тем, что опухоль рассосалась, объяснить происшедшее не смогли. Это было чудо, которое произошло по молитве праведника, понятное только верующим людям.

Третье исцеление произошло с дочерью Марии Федоровны – Евгенией, у нее к тридцати годам резко обострился диабет, никакие новейшие препараты не помогали, инсулин не снижал сахара в крови. Евгения начала быстро слепнуть, возрастала слабость. Врачи предрекали быструю смерть. Помню, собрались мы в комнате о. Арсения, и он попросил всех молиться о Евгении. Сам о. Арсений, встав на колени, молился со слезами на глазах и не вставал более трех часов. Плакал о. Арсений очень редко, а сейчас, читая молитвы, буквально заливался слезами и даже временами не мог произносить слов. В этот день приехал о. Андрей, он, также стоя на коленях, умолял Пресвятую Богородицу исцелить рабу Божию Евгению…

Прошло два месяца, зрение возвратилось, сахар в крови пришел в норму, Евгения полностью выздоровела и через два года родила совершенно здорового сына без каких-либо осложнений. Вымолил о. Арсений больную Евгению у Господа и Пресвятой Богородицы.

Многим десяткам, а может быть и сотням людей, пришедшим к о. Арсению после 1958 г., дал он веру, многих направил своей молитвой к Богу, к познанию Церкви. Сейчас старые члены общины двадцатых годов и те, кто пришел после 1958 г., встречаются, как самые родные люди, объединенные в одно целое наставлениями, поучениями и любовью о. Арсения. Он всех нас любил, мы все – его духовные дети. Батюшки теперь нет с нами, но в своих несчастьях и бедах мы спешим помочь друг другу, ибо этому учил он нас.

Каждый из нас, еще живущий на земле, просит молитв батюшки перед Господом и Пресвятой Богородицей. Вечная, вечная память тебе, наш старец и духовный отец иеромонах Арсений!

Упокой, Господи, душу старца Арсения, и его молитвами спаси нас!

Высказывания старца Арсения о молитве:

– Я – иеромонах, моя обязанность, по благословению старцев, помогать людям, нести им успокоение, любовь, учить молиться и любить ближних своих и Господа всем сердцем своим, всем разумением своим. Верю в Отца и Сына и Святаго Духа – нераздельную Троицу. Моя вера точно соответствует великим словам “Символа Веры”, утвержденным Вселенскими Соборами, мне заповедано никогда не вступать в богословские споры, и я считаю их ненужными…

Я принял послушание служить людям, и то, что буду говорить о молитве, исходит только из канонов Церкви и моего иерейского опыта, накопленного годами в общении с духовными детьми и приходящими ко мне людьми…

Молитва многообразна и у каждого человека исходит из сердца (души) по-своему, в зависимости от внутреннего устроения, духовного опыта, умения настроить себя на молитву, от созерцательности молящегося… Все учителя Церкви писали о значении молитвы для верующего… Мне представляется самым главным при совершении молитвы: духовная собранность, душевная искренность, отрешение от житейской суеты, соблазнов и погружение в молитвенное состояние. Только тогда душа в своем молении может устремиться к Богу, но не каждому человеку это доступно в одинаковой степени.

Молитвы ко Господу Богу условно можно подразделить на три вида:

1. Просительная молитва, когда молящийся просит Бога оказать помощь, избавить от бед и несчастий, помочь близким, исцелить от болезней, утешить в скорби, дать хлеб насущный, простить грехи или когда он молится за умерших…

2. Благодарственная молитва – возносящая благодарность за оказанную человеку помощь в делах его, за исполнение наших просьб, ранее излагавшихся в просительных молитвах, за то, что Господь милует и дает жизнь… Благодарственная молитва, устремленная к Богу, Пресвятой Богородице и святым, и устремленная не единожды, а много раз, является возвращением человеком его долга Господу за исполнение просимого ранее в просительной молитве.

3. Прославляющая Бога молитва – это высшее моление к Богу, Творцу неба и земли, это восхваление Господа за все и вся. За скорби и беды, за спасение и избавление, за то, что живем, за радости и горе… Господь – наш Творец, все исходит от Него, Он создал нас и дает нам возможность своей благочестивой жизнью на земле спасти свою душу и по Его милости войти в Царствие Божие. Это великое моление совершенной души, и каждый из нас, постигнув всю силу благодарственной молитвы, может войти в круг прославляющей молитвы.

Прославляющая Господа молитва всегда звучит в храме, и особенно во время самой великой церковной службы – литургии.

Скажу несколько слов о том, как следует молиться. Отрешиться от окружающего тебя мира и войти в слова и дух молитвы без долгого молитвенного опыта многим бывает трудно… Чтобы преодолеть это, необходимо чаще и больше молиться, обязательно, первое время вслух, если есть возможность…

– Все евангельские слова боговдохновенны, но с особым чувством я воспринимаю слова, сказанные Спасителем: “Ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них” (Мф. 18, 20). Есть прекрасная, глубоко проникновенная молитва, созданная, по-видимому, в XVI веке, но никогда не включавшаяся ни в один молитвослов и называемая в народе “Молитва по соглашению”… Как правило, при каких-то бедах, несчастьях несколько православных христиан договариваются читать ее одновременно и просить Господа о выздоровлении больного, о милости к падшему, о спасении воина, заключенного. Молящиеся могут находиться в разных городах, домах, но читают молитву все в одно и то же время утром, днем или вечером. Многие знают эту молитву, но я прочту ее: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты рекл еси пречистыми устами Твоими, егда двое или трое на земли согласятся просить о всяком деле, дано будет Отцем Моим Небесным, ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них.

Непреложны словеса Твои, Господи, человеколюбие Твое беспредельно, милосердию Твоему нет конца. Мы, рабы Твои (следует назвать имена одновременно молящихся), согласно молимся о рабах (упоминаются люди или события, о которых молятся), помоги, Господи, все дела наши, совершаемые в сегодняшний, завтрашний и во все дни, о Тебе Самом совершити, но обаче, не как мы хотим, а как Ты. Да будет воля Твоя, Господи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь” (Мф. 18, 19–21).

◄ Старец СавваСтарец Арсений (Стрельцов Пётр Андреевич)Блаженная Матрона ►

Поделиться ссылкой на выделенное

«Мы ручками и ножками цепляемся за жизнь»: трехлетнему Арсению Реснянскому удалили больше половины кишечника

2×2 | Общество | «Мы ручками и ножками цепляемся за жизнь»: трехлетнему Арсению Реснянскому удалили больше половины кишечника Общество 16:33 | 5 июня | 2017 Дарина Санникова соцсети

Мальчик вместе с мамой практически поселился в больнице Южной Кореи и после каждой операции учится жить заново

Историю маленького Арсения Реснянского из села Константиновка вся страна узнала в 2014 году. Совсем крохой, в 5,5 месяца, мальчик оказался на операционном столе с острым аппендицитом. После и без того серьезное заболевание переросло в тяжелый гнойный перитонит и сепсис. В этом же году амурчане продали всю недвижимость и даже заложили в банк дом, в котором проживает вся семья. На вырученные деньги Арсений с мамой и в сопровождении врача улетели на лечение в Южную Корею. Позже, после первого счета от медиков, семья объявила сбор.

Жизнь в больнице

Сбор за сбором, операция за операцией, и как итог — мальчик уже несколько лет живет в клинике Сэверанс Сун Чон. Мама вместе с сыном почти три года ютятся на больничной койке-полуторке в

Гнойный перитонит — инфекционное воспаление брюшины. Может возникнуть после острых заболеваний или травм органов брюшной полости. Младенческий аппендицит встречается крайне редко.

пятиместной палате с личным пространством два на два. За время, проведенное в медучреждении, мальчику становилось то хуже, то лучше. Операция, которая должна была стать последней, не увенчалась успехом — у малыша снова порвался кишечник.

— Сейчас нам требуется собрать 610 тысяч долларов, из них 180 тысяч — это долг за лечение с середины февраля 2017 года, так как Арсений пять недель пролежал в реанимации в тяжелом состоянии после операций. Ему сделали несколько сложных операций и думали, что все закончилось и Арсений пойдет на поправку, но случился прорыв в кишечнике в неоперированном месте. Стому (отверстие кишки, сформированное хирургическим путем после удаления части кишечника, выведенное на переднюю брюшную стенку и предназначенное для отведения содержимого кишечника) пришлось вытащить назад, — рассказала бабушка мальчика Ирина Гриценко.

Жить со стомой маленький Арсений не сможет, у него удалено больше 60 процентов кишечника, и пища просто не всасывается. Со слов профессора из госпиталя, без трансплантации тонкого кишечника, только на внутривенном питании, малышу не жить полноценной жизнью и возможно самое страшное.

— Сенечка и так дважды был на кончике луча заходящего солнца. Он хватается за жизнь руками и ногами, пытается выкарабкаться. Каждый раз заново учится сидеть и ходить. После операции он находится в лежке, ему нельзя бегать, шевелиться и элементарно есть и пить. Каждый раз нужно заново проходить реабилитацию. А сейчас мы подошли к самому огромному риску, — со слезами на глазах объясняет бабушка малыша.

Позади более 20 операций

За спиной Арсюши несколько больниц, более 20 операций, несколько закрытых сборов, флешмобы и благотворительные вечера. Чтобы перейти к последнему рывку, семье снова нужна помощь неравнодушных людей.

По словам бабушки мальчика, в мировой медицине бывали случаи,

Арсений — второй малыш в мире с апендицитом, гнойным перитонитом, который выжил и восстанавливается после перенесенных операций

когда донором для пересадки кишечника малышу мог стать взрослый человек. Арсению же нужны органы ребенка до 20 килограммов. Мальчику необходим тонкий кишечник и часть брюшной полости.

Об операции врачи ничего точного пока не говорят, да и задумываться о ней еще рано. Все объяснят позже, когда подойдет время…На очереди они шестые.

— Мы не являемся гражданами этой страны, и сначала нас не ставили на очередь. Но мы практически с самого рождения лежим в этой больнице, и профессор договорился с правительством, чтобы нас приняли. Мы шестые. Операцию на определенную дату назначить пока не могут, так как медики выбирают того ребенка, донорский орган которого подойдет по совместимости более чем на 60%, — говорит Ирина Анатольевна. — Самое главное, что от нас приняли заявление и поставили на очередь. Мы знаем, что такая операция проводилась в Корее всего один раз.

Добро есть

Очередная операция для Арсения — это еще один шанс в борьбе за жизнь. Семья ребенка и волонтеры всеми силами ищут деньги, чтобы сделать следующий шаг на пути к выздоровлению. Со слезами на глазах и дрожью в голосе бабушка малыша не устает повторять: «Останавливаться мы не имеем права».

Помощь для Арсюши приходит из разных уголков мира: это Германия, Норвегия, Украина, Киргизия и, конечно же, Россия. 35 миллионов рублей, которые так необходимы малышу, — сумма, можно сказать, неподъемная. Но мама мальчика и вся семья надежды не теряют.

— Мы очень благодарны всем, кто нам помогает. Это вся Россия, жители Дальнего Востока, люди из родного села, жители других стран. Мы ценим любую помощь, и материальную, и моральную. Сначала мы думали, что все это сказки, а оказалось, Добро есть, — говорит амурчанка.

Помочь Арсению можно, переведя деньги по следующим реквизитам:
Карта Сбербанка: 4276 0300 1157 4643
Гриценко Ольга Сергеевна (мама Арсения)
Билайн — +7-909-819-74-85
МТС — +7-914-585-66-91
Мегафон — +7-929-479-39-36
Киви кошелек +7-961-956-27-85
Яндекс кошелек 410011925211353
Кошельки WEBMONEY:
Рублевый — R118740766472
Доллары — Z172753066020
Евро — E389624917847
PayPal — sos.help.me@bk.ru

Между тем в Благовещенске организуют целый ряд мероприятий для помощи малышу Арсению. В Благовещенске стартовал проект «Всем городом».

— Мы запустили #ДоброЧеллендж и каждый может присоединиться. Что-то провести, организовать, продать и т.д….кто что умеет и подключиться к сбору для Арсения,- отметила благовещенка Татьяна Дурнева.

В рамках проекта состоится несколько мероприятий, в которых могут участвовать амурчане, неравнодушные у судьбе мальчика.

с 5 июня — в частных детских садах встречай весёлую команду творческой студии @enot28

9 июня — Интеллектуальная игра @braindoblg

10 июня — творческий вечер поэтессы @alyonabezuglaya

10 июня — кулинарный мастер-класс «Маленький Кондидер» для детей с @cheese_your_cake_blg и @venacoffee

11 июня — Мастер-класс @anastasia_make_up_artist и Евгенией Шпак «Идеальные брови и макияж в домашних условиях»

18 июня – «Добромаркет-2». Скачивай информацию и предложение по участию по ссылке в @dobromarket_blg

Конец июня — Танцевальный МК Ани Соловьевой @annasouldancer

#АрсенийРеснянский #СпасемАрсения

Стоит почитать Стали свидетелями интересного события? Поделитесь! +7 (968) 246-25-97 Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. — Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад. 3771

За репост будем благодарны

книга «о. Арсений» . Подделка от МП .

  • Dec. 29th, 2013 at 4:26 PM

http://internetsobor.org/sergianstvo/sobytiia/sergianstvo/n-n-smolentcev-sobol-falshivyi-volium#comment-4466

Книгу “Отец Арсений” мне рекомендовали прочесть люди из нашей старой эмиграции. Сказали, что издание это, выпущенное Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом в Москве, в 2000 году, серьезное, нужное, многое объясняет, имеет большую ценность. И толщина волюма – 750 страниц, и тираж приличный – 20 тысяч экз., и переиздания его в переводах на английский и греческий – это вам не фунт изюма.

Русская литература Зарубежья представлена

десятками и сотнями замечательных проповедников, православных философов и мастеров художественного слова, которые создали своими творениями неисчерпаемую сокровищницу Духовной мысли. Имена Митрополитов РПЦЗ

Антония (Храповицкого), Анастасия (Грибановского), Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова), святого Иоанна Шанхайского, арх. Аверкия (Таушева), арх. Константина (Зайцева), арх. Андрея (Рымаренко), прот. Михаила Польского, прот. Александра Шмемана, о.Серафима Роуза, И.Ильина, С.Нилуса, А.Карташева, И.Шмелева, И.Савина, В.Никифорова-Волгина, Б.Ширяева, в наше время дополнены именами прот. Дмитрия Дутко и прот. Льва Лебедева.

Вот почему надежда подсказывала мне: может, и с той стороны появилось что-то совершенно необычное, раз Русские эмигранты советуют мне эту книгу. Однако с первых же страниц странное чувство захватило меня. Будто передо мной разыгрывают какой-то спектакль. Причем я прекрасно знаю настоящий сюжет, сюжет страшный, трагический.

Результатом которого стало уничтожение самой православной культуры на территории СССР: разрушены тысячи церквей и храмов, уничтожены миллионы и миллионы книг православных, исчезли без следа десятки тысяч исповедников Веры нашей, изуродована самая суть церковного служения, канули в Лету православные традиции что в жизни, что в семье, что в быту, сама Русская история была столько раз переписана, что уже никто и не ведает, что было на самом деле, даже сам язык изменился до неузнаваемости.

Здесь же предлагают суррогат, подделку того же сюжета, лубочные картинки. И герои книги – разработанные ходячие схемы, кем-то придуманные фигуры, расставленные в нужном, рассчитанном порядке. Отбор их кем-то произведен очень умно. Не сразу читатель и понимает, что это – ловкий и умелый отбор. Особенно, если он не жил в той стране или уехал оттуда почти ребенком, а теперь изредка наезжает со своим американским (французским, канадским, аргентинским и т.д.) паспортом.

СЮЖЕТ
Книга “Отец Арсений” претендует на документальность. Редактор-составитель протоиерей В.Воробьев сообщает, что это “литературно обработанные свидетельства очевидцев о жизни современного святого-преподобного”. Состоит книга из пяти частей, текст “свидетельств” занимает более 700 страниц. Десятки имен и фамилий. Вклеенная подборка фотографий: святого Патриарха Тихона, патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), других архиереев и священников, мучеников за Веру Православную, мест жизни и казни тысяч православных, а также виды московских, подмосковных и ростовских церквей.
Сразу надо сказать, что среди фотографий не оказалось ни одной самого “святого-преподобного”, то есть о.Арсения. Не оказалось также фотографий и десятков людей, членов его “тайной” общины. Хотя в повествовании они играют огромную роль – именно на основе их мемуаров, устных и письменных свидетельств, воспоминаний, записанных другими, сохраненных в чьих-то архивах и сложился сюжет книги.

Несмотря на то, что временная канва повествования размыта, внимательный читатель узнает, что Петр Андреевич Стрельцов, из хорошей московской семьи, еще до революции оканчивает Московский университет, военная служба в Первую Мировую его как-то обходит стороной, в Гражданской он также не участвует, зато занимается древне-русским искусством. В начале 20-х годов он служит в “какой-то церкви” в Москве, организует “тайную общину”, эта община разрастается, “духовные дети” о.Арсения организуют свои общины.

Деятельность самого о.Арсения прерывается в 1927 году арестом и высылкой на 5 лет. Вернувшись в Москву, он продолжает свою работу. В 1940-ом его арестуют во второй раз и сажают уже основательно. Причем дают срок в “лагере особого режима”, о чем в книге повторяется многократно. Там о.Арсений проводит 18 лет. (Эти факты “биографии” можно вычленить из самого текста. В предваряющих же “Кратких сведениях о жизни отца Арсения” (стр.11-12) даются несколько иные, более подробные, но и менее доказательные данные). Собственно сама книга начинается с “литературно-обработанных” воспоминаний о лагере и пребывании в нем о.Арсения.

Старец Арсений Исихаст (1885–1983) и его поучения

15 сентября мы вспоминаем афонского старца Арсения Пещерника и Исихаста. Отец Арсений – подвижник, стяжавший дары духовного рассуждения, смирения и кротости, прозорливости и непрестанной молитвы. На протяжении почти 40 лет отец Арсений был неразлучным сподвижником, духовным братом и сотаинником великого старца Иосифа Исихаста (1897–1959).

После блаженной кончины старца Иосифа Исихаста все монашеские братства духовных чад старца Иосифа соединяющим звеном называли отца Арсения.

Старец Арсений Пещерник

Старец Арсений в воспоминаниях современников

Схимонах Иосиф Ватопедский: «Старец Арсений был тихим и великим делателем добродетели. Это один из современных афонских святых. Благословение его да пребудет с нами.

К старцу Арсению поистине может быть отнесено евангельское: “Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”. От природы он был прямым, простым, беззлобным, кротким, послушным и исключительно редким подвижником, также и нестяжательным. К старцу Арсению всегда можно было отнести евангельское: “Да – да; нет – нет”. Никогда он не злопамятствовал, что бы ты ему ни сделал, никогда не гневался, никогда не причинял никому вреда. Послушание его было совершенным, поэтому благодаря послушанию и абсолютной вере в Старца (Иосифа Исихаста) он ежедневно жил превыше законов естества.

“Геронда, пришло время труда”. И старец, придя в себя, в недоумении отвечал нам: “Разве уже рассвело?”

Совершать бдение он начинал вечером, трудясь в тысячах поклонов и во всенощном стоянии до самого рассвета. Он так сосредотачивался в молитве и так к ней прилеплялся, что часто, когда приходило время труда, даже и не думал прекращать молитвы. Тогда по необходимости мы подходили к его окошку, чтобы позвать его, и видели, как он стоял прямо и пребывал в мире ином. “Геронда, пришло время труда”. И старец, придя в себя, в недоумении отвечал нам: “Разве уже рассвело?”

При всей своей простоте этот старец постиг саму суть монашеской жизни. Всего себя он предал послушанию и подвигу, почему и сподобился желаемого. Он обрел в себе молитву, обрел Бога».

Архимандрит Ефрем Филофейский: «Когда старец Иосиф Исихаст преставился, отец Арсений стал жить в моей каливе. Старец так и сказал, что после его смерти отец Арсений должен перейти жить ко мне. И мы с отцом Харалампием относили отцу Арсению еду по очереди: один день – я, один день – он. Я был неравнодушен к батюшке не только потому, что видел в нем духовного человека и преемника Старца, но прежде всего потому, что, глядя на старца Арсения, я видел как будто самого старца Иосифа. И я заботился о нем, посылал ему тарелку с едой, стараясь приготовить самым лучшим образом, чтобы сделать ему приятное. Я знал о подвижнических трудах, которые он совершал в годы, проведенные вместе со Старцем, помогая ему и заботясь о нем. Ведь отец Арсений был правой рукой старца Иосифа. Это был крепкий душой и телом человек, большой подвижник.

Блаженные старцы Арсений (слева) и Иосиф (справа) Пещерники и Исихасты. Фрагмент более крупной фотографии

Я увидел (в тонком сне) их (Иосифа Исихаста и Арсения Исихаста) вдвоем, поскольку Старец с отцом Арсением молились о том, чтобы после смерти было поделено между ними воздаяние за духовный подвиг, чтобы быть после смерти в одном месте. Это – признак любви и доверия между ними, поскольку разделяется на обоих не только всё хорошее, но и плохое».

Несмотря на свой 95-летний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался

Преподобный Паисий Святогорец в книге «Отцы-святогорцы и святогорские истории» рассказывал: «Отец Арсений Пещерник говорил: “Когда я молюсь по четкам стоя, то ощущаю сильное Божественное благоухание. А когда молюсь сидя, едва его чувствую”. Несмотря на свой 95-летний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался, а также постоянно духовно обогащался, хотя у него и без того был уже накоплен большой духовный капитал».

Отец Паисий был весьма удивлен простоте и чистоте старца, ибо понимал, что благоухание во время молитвы есть свидетельство чистоты сердца молящегося. С тех пор он преисполнился к отцу Арсению особенного уважения.

Монах Иосиф Дионисиатис: «Именование старца Арсения Пещерником уже общепринято ввиду того, что приснопамятный большую часть жизни провел вместе со своим сподвижником (великим старцем Иосифом Исихастом) в горах, пещерах и ущельях земли. Безусловно, подошло бы имя “Арсений Исихаст”, а также старец по справедливости мог бы быть назван “таинником и истинным чадом Богородицы”. Старец Арсений, благодаря самоотречению и своим сверхъестественным подвигам, действительно стал таинником и истинным чадом Богородицы, всегда с дерзновением умоляющим Ее о нас.

С первой же минуты мы увидели в его спокойном лице черты преподобного со многими дарованиями: кротостью, любовью, смирением. Но наиболее выделялись его блаженная простота и незлобие.

“Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым”

Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым или в пылу гнева. Помню, что только однажды он повелительно возвысил тон своего голоса, не соглашаясь с одним братом, который настаивал на том, чтобы что-то было сделано иначе. Но старец с помощью молитвы провидел, что если бы уступил, то с другим братом случился бы несчастный случай. Поэтому он строгим тоном сказал: “Ты сотворишь послушание. Будет именно так”. И действительно, он оказался абсолютно прав.

В ясности ума предчувствуя кончину, отец Арсений открыл и обнажил всего себя перед своими духовными чадами. Многие братия не успевали задать ему вопрос: как только они приближались, он опережал их, входил в их помыслы, в их затруднения и тотчас давал соответствующий совет. Некоего брата, помышлявшего уйти из монастыря, он призвал и, наедине открыв ему его же собственные помыслы, предложил и соответствующие лекарства, чтобы избавиться от брани».

Духовные наставления старца Арсения Исихаста

О молитве

Старец Арсений Пещерник и Исихаст Когда миряне интересовались Иисусовой молитвой, старец Арсений обычно спрашивал их: «Есть ли у вас духовник? Исповедуетесь ли вы? Ходите ли вы в храм, молитесь ли дома? Поститесь ли вы в среду и пятницу? Регулярно ли причащаетесь?» Если посетители были людьми семейными, он добавлял: «Соблюдаете ли вы воздержание со своей женой в посты, воскресные дни, праздники? Столько ли у вас детей, сколько дает вам Бог? Имеете ли любовь к врагам и друзьям? Если вы поступаете так, тогда мы побеседуем об умной молитве. Если нет, то и умной молитвы нет. И времени не будем терять».

«Основанием, конечно, является Иисусова молитва. Если есть у тебя охота к молитве, не прерывай молитву. Она возмещает всё. Если молитва ослабнет, тогда читай акафист. Божия Матерь очень любит и молитву “Богородице Дево, радуйся”. Иногда, как прочитаешь несколько раз эту молитву, Богородица дает такую неописуемую сладость!»

“Монашество требует от нас бодрости, потому что от этого зависит, будем мы жить или умрем”

«Настал твой час, и ты проснулся? Не рассеивайся, не зевай, не вставай вяло. Монашество требует от нас бодрости, потому что от этого зависит, будем мы жить или умрем. Проснулся? Встань, перекрестись и сразу: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”».

«Насколько возможно, следите за языком, чтобы он не празднословил и не осуждал, но непрестанно творил молитву, когда вы заняты работой. Вот вам мое благословение, исполняйте это, и у Христа мы все будем вместе».

Отец Арсений рассказывал: «Вчера повар говорит мне: “Благослови, у меня подгорела еда”. “Верно, есть у тебя какой-то плохой помысл”, – отвечаю ему. – “Не помню, геронда”. Тогда я говорю: “Ум твой о чем-то замечтался, и молитвы не стало”. – “Да разве это связано?” – “Связано, и еще как. Заметь, что, когда ты говоришь молитву непрестанно, пища никогда не отвлечет твоего ума, и увидишь, какую вкусную еду ты приготовишь!”».

Христос не требует от нас того, что выше наших сил

“Если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон”

«Доколе держат вас ноги, на молитве стойте, если желаете увидеть плоды».

«Христос не требует от нас того, что выше наших сил. Если мы действительно не можем ни стоять, ни сидеть, тогда Он с нами, даже если мы лежим. Но если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон».

О чтении духовной литературы

“Чтение тоже является одним из видов молитвы”

«Чтение тоже является одним из видов молитвы. Мы каждый день читали одну-две главы Священного Писания и после этого – книги святых отцов. Что же касается Исаака Сирина, то он всегда был у нас под мышкой… Но, кроме него, мы читали и “Лествицу”, и авву Дорофея, и “Эвергетинос”, и святого Макария, и многих других, а также и жития святых».

«Всё Священное Писание богодухновенно, и мы должны читать его всё. Из Ветхого Завета особенное внимание нужно уделять Псалтири. Это очень сильная молитва».

«Читая жития святых, мы получаем двойную пользу. Первая польза состоит в том, что пример их подвигов пробуждает нас от сна нерадения. Вторая же – в том, что, когда мы читаем жития святых с благоговением, святые эти молятся за нас Христу».

«Но всегда, прежде чем начать чтение, нужно помолиться. После молитвы чтение жития святого приводит нас в такое умиление, что мы уже не в состоянии остановить слезы. Так бывает потому, что молитва просвещает ум».

Знак духовного преуспеяния

“Когда человек в праздники не чувствует двойную благодать, это означает, что что-то у него не в порядке”

«Еще одним очень важным знаком нашего духовного преуспеяния служит особенная благодать по воскресеньям и великим праздникам. Когда человек в эти дни не чувствует двойную благодать, это означает, что что-то у него не в порядке».

Следи за тем, чтобы иметь любовь к брату

Отец Арсений рассказывал: «Однажды один брат положил передо мной поклон и говорит: “Благослови, геронда. Я опечалил одного брата, и потому молитва не идет”. Я отвечаю ему: “Ну, ничего страшного. Положи перед братом поклон, чтобы пришла любовь, и молитва вернется снова”. – “Геронда, но ведь я положил поклон перед тобой, разве этого недостаточно?” – “А вот и нет,– говорю ему,– недостаточно. В чем ты перед ним провинился, за то и попросишь прощения”. Я видел, как внутри него происходила борьба. Наконец он пошел и попросил прощения. На следующий день он приходит снова и говорит мне: “Спасибо, геронда, за совет. Всю прошедшую ночь я молился с радостью и умилением”».

У отца Арсения спросили: «Геронда, просить прощения – это хорошо, но случается, что попросишь у кого-либо прощения, а он не прощает. Как быть?» Старец ответил: «Ты попросил прощения? Значит, ты свободен. Следи лишь за тем, чтобы иметь любовь к брату. И впредь, пока он не примет твоего покаяния, немного тяни за него и четку».

«Насколько это в ваших силах, следите за тем, чтобы все отцы были вами довольны. Если в киновии у тебя хорошие отношения с 99 братьями, а одного брата ты по невнимательности огорчил, то он становится препятствием в твоей молитве».

Подготовила Ольга Рожнёва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *