Суббота у евреев

Шаббат

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Субботние свечи и бокал для кидуша. Канун шаббата. Субботний стол накрыт. У этого термина существуют и другие значения, см. Шаббат (значения). Македонский серебряный футляр-подставка для спичечного коробка. Используется при зажигании субботних свечей.

Шабба́т (ивр. ‏שַׁבָּת‏‎ (шаба́т, ша́бос), идиш ‏שבת‏‎ (ша́бэс, шо́бэс) от шабат — «покоился, прекратил деятельность») — в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора (Пятикнижие) предписывает воздерживаться от работы. Также почитается караимами, самаритянами и представителями некоторых направлений христианства (адвентисты седьмого дня, русские «субботники» и др.)

Значение шаббата

Шаббат — седьмой день творения

Согласно Пятикнижию:

  • Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
(Быт. 2:2-3)
  • Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат — союз еврейского народа с Богом

Согласно Пятикнижию, шаббат — это знамение между Богом и Израилем:

это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.
(Исх. 31:17)

… Суббота — знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал».

Шаббат — не только «вечный союз» между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира. В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета «приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем… ибо дом Мой домом молитвы будет наречён для всех народов» (Ис. 56:7). Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определённой мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет.

Отказ евреев от работы в шаббат является, согласно Пятикнижию, напоминанием о седьмом дне творения и провозглашением Бога творцом мира.

Шаббат — память об освобождении из египетского рабства

Согласно Пятикнижию:

  • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта.
  • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам. Кроме того, таким образом создается особая атмосфера покоя и достаточности, состояния свободы от материальных забот.

Связь с Храмом

Согласно Пятикнижию, приказ о построении Скинии, временного храма, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждается запретом совершать работу в шаббат. Таким образом шаббат обладает духовным приоритетом перед заповедью построения храма.

Значение запрета на работу

Вовсе не любая работа запрещена в шаббат: физически тяжёлое действие по передвижению мебели внутри квартиры может не быть запрещено, а действие физически лёгкое может оказаться под запретом. Таким образом понятие «работы» в субботу — понятие особое и вовсе не обязательно связанное с трудом в бытовом понимании этого слова.

В шаббат запрещена работа, в которой проявляется творческое начало человека. На протяжении шести дней будней человек творит, изменяет окружающую его среду, владеет ею. Поэтому в день седьмой — в субботу — иудей отказывается от рукотворчества, от власти над этим миром, «передаёт узды правления Творцу» и провозглашает своим «соблюдением субботы» верховную власть Бога в этом мире.

Иудаизм утверждает, что мир, сотворённый Творцом в первые шесть дней творения, не существует сам по себе, а продолжает твориться Творцом каждое мгновение. Отказываясь от творческой деятельности в субботу, еврей получает возможность стать частью мироздания, а не быть над ним.

Запреты субботы ограничивают власть человека над миром. Тогда природа трансформируется из объекта в субъект. Мир перестаёт быть объектом удовлетворения потребностей человека и получает право на автономное существование, возвращаясь в руки Творца. В субботу каждое творение, даже самое малое, становится равным человеку, обретая право на существование, независимо от того, какую материальную ценность оно представляет для человека. Натан Т. Лопес Кардозо, «Вызов вечности»

Законы шаббата

Хасидская пара, Восточная стена, Иерусалим Еврейская семья в субботу, Иерусалим.

Тора заповедует в субботу покой и прекращение работы и предусматривает применение смертной казни за нарушение законов шаббата:

Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит её, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный

Встреча шаббата

Встреча шаббата (ивр. ‏קבלת שבת‏‎ Каббалат шаббат) — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи шаббата — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, ха́ла — традиционный хлеб в форме заплетённой косы, кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу (ивр. ‏יום שישי‏‎). Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением: «ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציוונו להדליק נר של שבת», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

С момента принятия евреем шаббата (женщина при зажжении свечей, мужчина не позже захода солнца) и до исхода субботы (ивр. ‏מוצאי שבת‏‎) нельзя совершать 39 категорий «труда» (ивр. ‏ל»ט אבות מלאכה‏‎), включая зажигание и гашение огня. Количество исходит из расчета сорок без одного, так как недостающий один тип, «созидание», хоть и запрещён, но доступен только Всевышнему.

Запрещённые работы

См. также: Шабесгой

Существует тридцать девять видов (запрещённых в субботу) работ. Это:

  • 01. Зореа (посадка растений).
  • 02. Хореш (пахота)
  • 03. Коцер (жатва).
  • 04. Меамер (связывание снопов).
  • 05. Даш (молотьба).
  • 06. Зоре (отделение зёрен от остатков соломы, что в русском языке называется — «веять»).
  • 07. Борер (отделение зёрен от примесей — комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
  • 08. Тохен (помол зерновых).
  • 09. Меракед (просеивание муки).
  • 10. Лаш (замешивание теста).
  • 11. Офе (выпечка хлебных изделий).

Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включённых в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.

  • 12. Гозез (стрижка овечьей шерсти).
  • 13. Мелабен (отбеливание шерсти).
  • 14. Менапец (вычёсывание шерсти).
  • 15. Цовеа (окрашивание шерсти).
  • 16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
  • 17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
  • 18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
  • 19. Орег (ткать).
  • 20. Поцеах (распускать ткань).
  • 21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
  • 22. Матир (развязывание узлов).
  • 23. Тофер (шитьё).
  • 24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).

Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.

  • 25. Цад (охотиться).
  • 26. Шохет (забивать скот).
  • 27. Мафшит (свежевать туши).
  • 28. Меабед (обработка, дубление кожи).
  • 29. Мемахек (разглаживание кожи).
  • 30. Месартет (раскроить)
  • 31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).

В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.

  • 32. Котев штей отийот (написание двух букв).
  • 33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
  • 34. Боне (строительство).
  • 35. Сотер (разрушение построенного).
  • 36. Мехабе (тушение огня).
  • 37. Мавъир (разжигание огня).
  • 38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)).
  • 39. Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).

Молитвы

После зажигания свечей верующие идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча субботы» (ивр. ‏קבלת שבת‏‎) и «Маарив».

Освящение дня

Хавдала — Испания, XIV век

Освящение дня (ивр. ‏קידוש кидуш, отделение, освящение‏‎) произносят над бокалом вина или виноградного сока. Глава семьи произносит благословение:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם בורא פרי הגפן», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Создатель виноградной лозы». Кроме того произносится ещё одно длинное благословение, которое и является кидушем.

По окончании субботы делают аналогичную процедуру, хавдалу (ивр. ‏הבדלה хавдала, отделение‏‎), которая также является кидушем.

Таким образом святой день шаббат отделяется от буден с обеих сторон.

Омовение рук

После освящения дня следует омовение рук (ивр. ‏נטילת ידיים‏‎ нетилат ядаим). Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציונו על נטילת ידיים», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Трапеза

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם המוציא לחם מן הארץ» — «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы.

Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, каждая община имеет собственную кухню. Как правило, сначала едят блюда из рыбы, а потом сменяют их мясными блюдами, так как по обычаю мудрецов Талмуда не принято есть мясо и рыбу вместе.

См. также

  • Суббота
  • Суббота в христианстве

Примечания

  1. ↑ смертная казнь у евреев выносилась во времена существования Храма и уже за сорок лет до разрушения Второго Храма выноситься перестала. Смертный приговор выносился особым судом, состоящим из 23 судей и только при выполнении очень строгих условий. Поэтому смертный приговор был редкостью и суд, который выносил смертный приговор хотя бы раз в семь лет назывался жестоким. Невынесение смертного приговора, однако, не означает безнаказанность, так как помимо смерти физической существует карет, означающий большой ущерб душе
  2. ↑ Shabbat Evening Home Rituals (англ.). Jewish Virtual Library. Проверено 16 июля 2016.
  3. ↑ Kerry M. Olitzky, Daniel Judson. The Rituals & Practices of a Jewish Life: A Handbook for Personal Spiritual Renewal. — Woodstock, USA: Jewish Lights Publishing, 2002. — С. 75. — 231 с. — ISBN 1580231691.
  4. ↑ Ядаим // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

Ссылки

  • Сидур на русском языке с транслитерацией для начинающих «Еврейский дом» (нусах ашкеназ) том II
  • Суббота — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Каббалат Шаббат — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Шаббат — Еврейская суббота. Обзор статей
  • Учебные фильмы о шаббате и его законах
  • Как встречать Шабат? Еврейские праздники, законы и традиции!
  • И. М. Лау. «Практика Иудаизма». Законы субботы
  • М. Пантелят «Царица суббота». Законы субботы. Изд. «Швут Ами»

Обрядов Владимир Петрович

4.0 Нижний Новгород

Обрядов Владимир Петрович — хирург, эндоскопист, детский хирург. Принимает в клинике: Клиника НИИ детской гастроэнтерологии. Пациенты оставили 1 отзыв о враче на нашем сайте. Запишитесь на прием или напишите свое мнение о работе специалиста.

Показать на карте Образование Высшее медицинское образование Курсы и сертификаты Действующий сертификат по специальности

Где принимает Обрядов Владимир Петрович

Клиника НИИ детской гастроэнтерологии Горьковская (1.8 км) Откуда берутся отзывы?

Отзывы о враче Обрядов Владимир Петрович

Оставить отзыв Пациент 4.0 Нам другой ортопед ставил дисплазию, диагноз серьезный, я решила еще с кем-нибудь проконсультироваться, чтоб наверняка, записалась к Обрядову. Мне он понравился, и отношением, и компетентностью. Долго и тщательно осматривал ребенка, в итоге сказал, что никаких признаков не видит, потом и рентген подтвердил, что ничего подобного у нас нет. Я так рада была! Просто камень с души. Спасибо Владимиру Петровичу за профессиональный подход и такие хорошие новости. 30 ноября 2017 г. 0 Информация о местах приема 4.8
«Лежала тут несколько раз уже, так уж получалось с моим заболеванием. Сейчас намного лучше себя чувствую, болей уже таких нет, лечение тут действительность эффективное назначают, поэтому можно не переживать по этому поводу. Хочу отметить, что очень хорошие…» Нижний Новгород, ул. Семашко, д. 22 Горьковская (1.8 км) Отзывы о местах приема Анастасия отзыв о клинике Клиника НИИ детской гастроэнтерологии 5.0 В клиники НИИ в Нижнем Новгороде очень квалифицированные доктора. В течении месяца вылечили мою дочку от гастрита. Спасибо им большое. 08 сентября 2017 г. 0 Дарья отзыв о клинике Клиника НИИ детской гастроэнтерологии 5.0 Клиника НИИ детской гастроэнтерологии — очень хорошее лечебно-профилактическое учреждение, мы с ребенком наблюдаемся в ней уже не первый год, я отношусь с большим уважением и благодарностью к сотрудникам клиники, это действительно очень грамотные, высокопрофессиональные врачи, с большим практическим опытом, поэтому могу порекомендовать данное учреждение. 17 июля 2017 г. 0 Пациент отзыв о клинике Клиника НИИ детской гастроэнтерологии 5.0 Хочу выразить слова благодарности Федоровой Ольге Всеволодовне и Дмитриевой Галине Викторовне за профессионализм, за чуткое и внимательное отношение к детишкам. Спасибо Вам большое! Желаю Вам удачи и успехов. Земной поклон Вам! Пусть сполна вернется к Вам все добро, которое Вы отдаете людям. 06 апреля 2016 г. 0 Пациент отзыв о клинике Клиника НИИ детской гастроэнтерологии 5.0 Ответственные врачи, отличные профессионалы, индивидуальный подход к детям. Чистота в отделении, доброжелательный средний и младший персонал. Точная и быстрая диагностика. Спасибо! 24 февраля 2016 г. 0 Пациент отзыв о клинике Клиника НИИ детской гастроэнтерологии 5.0 Лежала тут несколько раз уже, так уж получалось с моим заболеванием. Сейчас намного лучше себя чувствую, болей уже таких нет, лечение тут действительность эффективное назначают, поэтому можно не переживать по этому поводу. Хочу отметить, что очень хорошие врачи в штате, да и персонал только похвалить можно. Спасибо большое всем за отличную работу, за наше здоровье и хорошее самочувствие. 06 ноября 2015 г. 0 Похожие врачи 5.0 Мануальный терапевт, Хирург, Остеопат, Ортопед, Детский ортопед, Детский хирург «Всегда к нему обращаемся с нашими детишками. От сколиоза избавились. Прошли головные боли, страхи, выросли успехи в школе. Большое вам спасибо!» Медицинский центр «ГеноМ» Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, д. 2Б Горьковская (2 км) «Тонус Кроха» на Ванеева Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 4 Горьковская (1.5 км) 5.0 Онколог, Хирург Стаж — 46 лет «Исчерпывающее. Всем советую Игоря Дмитриевича. Сочетание спокойствия, опыта и золотых рук.» Стационарная клиника «К-тест» Нижний Новгород, ул. Минина, д. 20-Б Горьковская (2.2 км) 5.0 Хирург, Врач УЗИ, Травматолог Стаж — 16 лет «Из-за плохого опыта я очень редко обращаюсь к врачам, но тут дочь получила травму и нам ничего не осталось, кроме как сходить к доктору. Выбрали место поближе и попали к Дарье Владимировне. Мы были очень рады, что попали к этому специалисту, ведь она оказалась очень доброй, отзывчивой, приняла во внимание…» Клиника «Персона» на Большой Печерской Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, д. 26 Горьковская (2.2 км)

Шаббат — Еврейская Суббота

Шабат, или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/»шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.

Запрет стирки в субботу

статья р. Моше Пантелята

Выжимание одежды в субботу

статья р. Моше Пантелята

Работа «даш» («молотьба») в субботу

статья р. Моше Пантелята

Укутывание кастрюли для сохранения тепла в субботу

статья р. Моше Пантелята

Установка кастрюли на огонь до наступления субботы

статья р. Моше Пантелята

Пища, сваренная в субботу

статья р. Моше Пантелята

Водяные нагреватели в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрет варки в субботу

статья р. Моше Пантелята

Перенос грузов в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрет земледельческих работ в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с изготовлением ткани

статья р. Моше Пантелята

Субботние запреты, связанные с изготовлением одежды

статья р. Моше Пантелята

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с обработкой кож

статья р. Моше Пантелята

Запрет писать и стирать в субботу в субботу

статья р. Моше Пантелята

«Сотер» и «Боне» в субботу

статья р. Моше Пантелята

Как греть сухую еду в шабат?

ответ р. Бенциона Зильбера

Суббота в лагере.

воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере

Суббота — не день отдыха!

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Общие принципы законов Субботы

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Суббота. Законы Торы и законы Мудрецов.

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Суть Cубботы, Её райский вкус

Рав М. Пантелят

Четвёртая заповедь. Волшебная сила субботы.

статья Ефима Свирского

Субботний кидуш

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Субботние свечи

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Видеоуроки о законах субботы, проведённые р. Элияу Левиным

Субботние запреты. Запрет «провеивание» в субботу — «зорэ»

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 6 Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 5

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 4

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 3

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «сбор в снопы» в субботу — «меамер»

Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 3

Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 2

Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 1

Суббота. Классификация субботних запретов. Вступление

Суббота. Источник субботних запретов. Вступление

Суббота. Суть субботних запретов. Вступление

Исход субботы. Законы авдалы (продолжение)

Исход субботы. Законы авдалы

Пост в субботу. Молитва о бедах в субботу. Штей микра эхад таргум. Необходимость посвятить в Субботу время для духовного роста

Три субботние трапезы

Суббота. Cвязь между кидушем и трапезой

Суббота. Законы Кидуша (продолжение)

Суббота. Законы Кидуша

Суббота. Встреча субботы. Вечерняя молитва. Заповедь: «Помни день субботний»

Суббота. Подробности заповеди зажигания свечей

Суббота. Смысл зажигания свечей

Суббота. Виды работ разрешенных после захода солнца , до выхода звезд

Время субботы. Принятие субботы . Исход субботы

Канун субботы. Принятие душа, Миква. Стрижка волос и ногтей

Канун субботы. Пост перед субботой. Когда можно есть перед субботой

Канун субботы. До какого времени можно отправляться в пятницу в дальнюю поездку и когда надо прибыть к месту назначения.

Канун субботы. С какого времени и какие работы не следует делать в пятницу

Законы субботы. Канун субботы. Подготовка к cубботе

Законы Субботы. Канун субботы

Законы Субботы. Заповедь подготовки к Субботе

Законы субботы. Вступление. Часть 2

Законы субботы. Вступление. Часть 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *