Существует ли мистика

10 мифологических существ, которые существовали на самом деле

У древних греков была тяга к мифологическим монстрам. Однако на создание многих мифологических существ вдохновило не воображение, а наука и природа.
Было обнаружено, что места действия древних мифов часто оказывались местами, где обнаруживалось большое количество окаменелостей. В попытке разобраться в том, что они увидели, у людей рождалось много мифов. Здесь мы рассмотрим 10 мифологических существ из древней Греции и со всего мира, которые, возможно, существовали в действительности.

10. Циклопы

В греческой мифологии циклоп (множественное число циклопы) был гигантским существом с одним глазом в центре головы. Они были известны главным образом своим варварством, и не боялись ни людей, ни богов. Самым известным циклопом был Полифем (Polyphemus), который напал на Одиссея в пещере и съел половину его людей. Одиссей ослепил циклопа, вбив деревянный кол в его единственный глаз. Затем Одиссей и его люди сбежали, привязав себя к животам овец.
Это может казаться неправдоподобным. Но некоторое время назад появились довольно веские доказательства существования циклопов. Было обнаружено много черепов с одной глазницей в центре. Оказывается, черепа принадлежали карликовым слонам. «Глазница» была центральной носовой полостью и отверстием для хобота слона. Многие черепа карликовых слонов были найдены на Кипре, особенно в пещерах, где, как предполагалось, жили циклопы. Поэтому, возможно, череп слона в свое воспринимался в качестве доказательства существования расы гигантских, поедающих человека существ с одним глазом и ужасными манерами за столом.

9. Кракен

Выпускайте кракена! Кракен появился в скандинавском фольклоре и, как говорили, был достаточно мощным, чтобы утащить корабль на глубину, обхватив судно гигантскими щупальцами, или плавая по кругу вокруг него, чтобы создать водоворот, который будет тянуть корабль вниз. Первое письменное повествование о кракене датируется 1180 годом, и существовало много свидетельств о гигантском морском чудовище с щупальцами, которое утаскивало корабли на верную гибель. Говорили, что кракен способен за один раз проглотить весь экипаж корабля.
Миф о кракене, вероятно, возник после того, как люди стали встречаться с гигантским кальмаром (Architeuthis dux), который может вырастать примерно до 18 метров в длину, или, возможно, после встреч с громадным кальмаром (Mesonychoteuthis hamiltoni), который значительно больше гигантского кальмара и может вырасти до неизвестной длины. Очень немногих громадных кальмаров удалось обнаружить неповрежденными, поскольку они живут в глубоких водах Антарктики. По этой причине оказалось очень трудно найти свидетельства того, как именно кальмары нападают на свою добычу. Некоторые недавние исследования показывают, что они обвивают добычу своими щупальцами, прежде чем притянуть ее к себе и съесть.

8. Утконос

Хотя это относительно недавняя история по сравнению с остальными, утконоса тоже когда-то считали мифологическим животным. Но оно вполне реальное, хотя и немного странное. Впервые обнаруженного 18 веке утконоса многие сочли нелепой мистификацией и не без оснований. Это был век, когда естествоиспытатели с помощью чучел и творческого воображения создавали всяких странных существ.
Например, у Альберта Себа (Albertus Seba) была целая кунсткамера. Некоторые из ее экспонатов существовали в реальности, а другие – нет. Например, семиглавая Гидра оказалась мешком змей, пришитым к телу ласки. Утконос выглядит также неправдоподобно. В 1799 году английский зоолог Джордж Шоу (George Shaw) писал, что он напоминает «клюв утки, приделанный к голове четвероногого».
Утконос примечателен по многим причинам, а не только своим необычным внешним видом. Натуралисты не могли определить, является ли это существо млекопитающим. Оно откладывает яйца или рожает живых детей? Ученым потребовалось еще 100 лет, чтобы найти ответ на этот вопрос. Утконос-один из немногих видов млекопитающих, откладывающих яйца.

7. Русалки

Легенды о русалках существовали практически столько же времени, сколько люди плавали по морям. Одной из первых русалок, о которой появилось упоминание, была русалка из Фессалоников (Thessalonike). Говорят, она была сводной сестрой Александра Македонского. Отправившись в опасное путешествие, чтобы обнаружить Источник молодости, он ополоснул волосы своей сестры в воде бессмертия. Когда Александр умер, его сестра (которая, возможно, также была его любовницей) попыталась утопиться в море. Но она не смогла умереть, поэтому превратилась в русалку. Легенда гласила, что она спрашивает матросов: «Жив ли царь Александр?» Если они отвечали: «Он живет, правит и завоевывает мир», — она позволяла им уплыть. Но если они отвечали, что он мертв, она превращалась в монстра и утаскивала корабль на дно океана.
Одним из возможных объяснений, почему свидетельства о наблюдениях русалок встречаются постоянно, заключается в том, что моряки ошибочно принимали за русалку — сказочное существо с телом рыбы, но головой и туловищем красивой женщины — ламантина (он же морская корова). Справедливости ради стоит сказать, что ламантин не самое привлекательное существо на Земле. Так как же моряки могли так ошибаться? Дело в том, что ламантины могут высовывать свои головы из воды и поворачивать их из стороны в сторону так же, как это делает человек. И если смотреть на животное сзади, то его грубая кожа может походить на длинные волосы. Также известно, что моряки, плавающие долго в море, испытывали морские галлюцинации. Поэтому, возможно, если ламантин находился на дальнем расстоянии, или освещение было плохим, его вполне можно было принять за русалку. Или, возможно, причиной тому был ром.

6. Вампиры

Современный взгляд на вампира сформировался после романа Брэма Стокера (Bram Stoker) «Дракула» (1897) и мало изменился с тех пор— это бледный, худой незнакомец с невероятным акцентом, который спит в гробу и в той или иной степени бессмертен. Хорошо известно, что в качестве прототипа для своего героя Стокер взял исторического персонажа — Влада Цепеша. Также возможно, что Стокера вдохновляли множество слухов и суеверий, окружавшие в то время смерть и погребение, а также отсутствие знаний о том, как разлагается человеческое тело.
После смерти, кожа на трупе усыхает. Таким образом, его зубы и ногти становятся более заметными и, кажется, что они выросли. По мере того как разлагаются внутренние органы, из носа и рта может вытекать жидкость, оставляющая темное пятно. Люди могли интерпретировать это так, что труп, пьет кровь живых. Были также доказательства прямо из самого гроба. Иногда на внутренней стороне гробов находили следы царапин, которые служили доказательством того, что мертвые ожили и восстали из своих гробов.
К сожалению, более вероятно, что немертвые становились мертвыми, потому что, например, людей, впавших в кому, могли хоронить, когда те фактически оставались еще живыми. После того, как сознание возвращалось к ним, они, возможно, пытались освободиться из гроба. Считается, что таким образом погиб философ и монах Джон Данс Скотус (John Duns Scotus). Говорят, что его тело было найдено в склепе возле гроба с окровавленными, израненными руками, которые он повредил в попытке освободиться.

5. Гиганты

Гиганты были частью фольклора на протяжении тысяч лет. В греческой мифологии есть племя Гигантес, состоящее из 100 гигантов, которые родились от богини Гайи после того, как она была оплодотворена кровью, собранной во время кастрации Урана. Фу. В скандинавской мифологии, Аургельмир (Aurgelmir) был создан из капель воды, которые образовались, когда земля льда (Нифльхейм (Niflheim)) встретила землю тепла и огня (Муспельхейм (Muspelheim)). Должно быть, гигант был довольно большим. После того, как он был убит богами, из его плоти появилась земля, из крови — моря, из костей – горы, из зубов — камни, из черепа – небо, а облака – из мозга. Его брови даже стали забором, окружившим Мидгард (Midgard), что на языке викингов означает «земля».
Некоторые верования о гигантах можно объяснить наследственным гигантизмом. Ученые считают, что им удалось выделить ген, который может стать причиной семейного гигантизма. По мнению исследователей, у людей с гигантизмом также может быть опухоль в гипофизе, которая стимулирует их рост. Рост библейского гиганта Голиафа составлял более 274 см. Сегодня нет конкретного понятия, какой рост позволяет назвать вас гигантом, поскольку в разных обществах разный средний рост, и разница может доходить до 30 см.
Исследование, опубликованное в медицинском журнале Ulster Medical Journal, показало, что Голиаф, лихо убитый Давидом с помощью пращи, имел «идентифицируемое семейное древо, наводящее на мысль об аутосомно-доминантном наследовании». Булыжник, брошенный Давидом, попал Голиафу в лоб. Если бы Голиаф страдал от опухоли гипофиза, давящей на его оптический хиазм, у него могли бы возникнуть зрительные нарушения, из-за которых ему было бы сложно увидеть камень.

4. Банши

В ирландском фольклоре банши (что на гэльском языке означает «женщина фея») была красивой молодой женщиной со струящимися белыми волосами и красными от слез глазами, которая «причитала», чтобы предупредить человека о том, что в его семье кто-то умрет. Вместо того, чтобы угрожать, банши давала людям время попрощаться со своими близкими. Неясно, когда впервые возникла эта легенда. Сообщения о банши встречаются в письменной истории деревни Торлоу (Torlough) — Cathreim Thoirdhealbhaigh, относящейся к 1350 году, и подобные случаи описывались также в середине 19-го века.
Причитание было традиционным «женским» способом выражать свое горе. Женщины собирались у могилы и плакали о своей утрате. В 19 веке эта практика практически сошла на нет, после того, как наблюдение за плакальщицами на настоящих ирландских похоронах стало чем-то вроде туристического развлечения. Однако легко понять, почему романтичные ирландцы, которые всегда были готовы поверить в сверхъестественное, приняли идею о сказочной женщине и смешали ее с печалью женщин, оплакивающих своих мертвых, чтобы создать красивую банши, призывавшую вернуться домой и сказать последнее «прости».

3. Гидра

В греческой мифологии гидра была гигантским морским змеем с девятью головами, одна из которых была бессмертной. Если отрезать одну голову, из свежей раны вырастут еще две. Убийство гидры было одним из 12 подвигов Геракла. Чтобы достичь этого, он заручился помощью своего племянника, который прижигал раны, когда Геракл отрезал головы, пока не осталась только бессмертная голова. Геркулес отрезал и ее, и закопал голову под тяжелым камнем.
Миф о гидре, возможно, был вдохновлен природой. Есть много задокументированных случаев о змеях с несколькими головами (хотя девять — это слишком). Процент заболеваемости полицефалией среди рептилий значительно выше, чем у любых других видов. Ученым, изучающим, сиамских близнецов, даже удалось создать животных с полицефалией. В начале 20-го века Ханс Шпеманн (Hans Spemann) соединил молодые эмбрионы саламандры с прядью волос ребенка человека, чтобы получить малышей с двумя головами.

2. Лютоволки

Сегодня лютоволки наиболее известны по ассоциации с детьми Старков в Игре престолов (Game of Thrones). Однако лютоволк – это не плод воображения создателей. Гораздо больший по размеру, чем современный волк, лютоволк жил в Америке до того, как исчезнуть около 10000 лет назад. Более 4000 окаменелых останков лютоволков были обнаружены на ранчо Ла Брея (La Brea Tar Pits) в Лос-Анджелесе. Считается, что они попали в ловушку, когда ели туши других пойманных в ловушку животных.
У лютоволка был огромный череп, но мозг меньше по размеру, чем у современного волка. Возможно, если бы мозги лютоволков были больше, они бы поняли, что по какой-то причине эти животные оказались в ловушке. Нет никаких доказательств, что когда-либо существовал лютоволк-альбинос, хотя в современной популяции волков рождались детеныши-альбиносы.

1. Василиск

Согласно греческому мифу и книге про Гарри Поттера, василиск (он же как кокатрис) был змеем со смертельным взглядом и ужасным дыханием. Говорят, что он появился из яйца, снесенного петухом и высиженного змеем. Предположительно, он боялся только крика петуха и ласки, которая была невосприимчива к его яду (или меча Гарри Поттера). В греческом мифе василиск был обычного размера, хотя к тому времени, когда он добрался до Хогвартса, василиск вырос до гигантских размеров.
Хотя маловероятно, что петух когда-либо отложит яйцо или что змея захочет его высидеть, идея существования василиска, похоже, имеет определенные основания. Вполне вероятно, что мифический василиск на самом деле был египетской коброй – очень опасной змеей, которая все время шипит и выплевывает яд на расстояние 2,4 метра, целясь в глаза своего врага.
Этим может объясняться миф о том, что василиск убивал тех, кто смотрел ему в глаза. Самым крупным хищником, охотящимся на кобру, является мангуст, который очень похож на ласку. Александр Великий, как известно, использовал зеркало, чтобы победить василиска. Когда змея посмотрела на свое изображение, она мгновенно умерла. Джоан Роулинг также использовала версию этой истории в своем романе.

  • Верa
  • 2
  • мифы
  • , монстры
  • +72

    Нравится тема? Поддержи сайт, нажми:

Религия и мистика

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Религиоведение Религиоведение
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Мистика, мистицизм (от греч. μυστικός – закрытый, таинственный) – вера в возможность непосредственного духовного общения человека с таинственными метафизическими силами (Бог, безличный Абсолют, первосущность мира, духи и пр.) путем, выходящим за пределы естественных человеческих способностей. Понятие «мистика» охватывает как практику, личный опыт общения индивида с тем, что он считает объектом мистического соединения, так и многообразные религиозные и философские учения, содержащие представления об этом объекте и о способах соприкосновения с ним. Мистика составляла существенную сторону творчества ряда теологов и философов.

В гносеологическом плане мистика в неадекватной форме отразила стремление человечества к обладанию абсолютной истиной. Мистик стремится обрести мгновенное знание обо всех вещах сразу, минуя многоступенчатый естественный путь познания, ощутить свою неразрывную связь с первосущностью мира или с запредельными явлениями. Он не доверяет чувству и разуму, возводя в абсолют факт ограниченности постижения мира человеком.

Истоки мистики – в религиях Древнего Востока и Древней Греции, в их тайных обрядах (мистериях), в которых участвовали немногие посвященные. Для мистика характерно стремление достичь глубоко эмоционального переживания, которое поможет соединить его с Богом или другой метафизической сущностью. Соединение мистика с вожделенным объектом предполагает как правило выход за пределы чувственного мира, отказ от чувственных ощущений (кстати, термин μυστικός связан с глаголом μύω – закрывать глаза) и умственных усилий, достижение состояния экстаза. Мистик погружается в глубины своего «Я», считая себя тем самым возвысившимся над всем чувственным и умопостигаемым. Парадоксальным образом отказ от познания вещей естественным путем воспринимается им как предпосылка наиболее совершенного и единственного способа познания тайн бытия.

Представления об общении с абсолютным объектом в мистицизме различны: опыт непосредственного общения, встречи человека с Богом, мгновенное постижение сущности вещей, растворение человеческого «Я» в бесконечном, уничтожение личности в Боге, слияние с Богом и обретение тем самым божественных свойств и т.д. При этом сугубый индивидуализм переживаний мистика не исключает его связей с окружающим миром.

Мистическая практика нередко осуществляется под контролем духовного наставника (шейха, гуру, старца, цадика и т.д.), воспринимаемого в качестве непререкаемого авторитета. Мистик может сохранять автономию в отношении таких же, как и он, но может и объединяться с подобными себе: мистики создавали свои организации (например, суфийские братства, религиозные общины средневековых еретиков мистического направления).

Мистика не является нейтральной но отношению к социальным реальностям. Мистические настроения в обществе более всего распространяются в периоды социально- политических неурядиц, кризисов, ухудшающих положение народных масс, когда возникает стремление к аскетизму, стойкому перенесению страданий, психологическому самоустранению от внешнего мира, поискам средств сближения с Божеством.

Мистику нельзя отождествлять с религией, хотя ее элементы присущи любой религии; в каждой из них она проявляется своеобразно. Мистика занимает различное место в религиях. В католицизме мистика менее выражена, чем в православии, хотя в католической философии есть направления, в которых мистика играет бо́льшую роль, чем в других (например, августинианство). В исламе наряду с основным, традиционным, не поглощенным мистицизмом, направлением, есть еще мистико-аскетическое – суфизм, восходящий к VIII в. и существующий в наши дни.

В христианстве различают мистику принимаемую и практикуемую церковью, иногда проявлявшуюся в крайних формах (например, в творчестве и поведении монахинь Терезы Авильской (1515–1582) и Екатерины Сиенской (1347–1380)), и еретическую, служившую обоснованием социальных притязаний слоев, оппозиционных господствующим порядкам. В первом случае внутреннее единение с теистическим, персонифицированным Богом сочеталось с традиционными формами религиозного поведения. Мистическая жажда соприкосновения с Богом способствовала процессу усложнения культа, внесению в него таких, например, таинств, как евхаристия. Во втором случае трактовка божественного в пантеистическом духе, предполагающая частичное или полное обесценение внешнего культа, выводила мистику в сферу свободомыслия. В этом случае мистико-пантеистические учения (например, Амальрика из Бена (ум. 1206), Орглиба Страсбургского (ум. 1212), Майстера Эккарта) становились оппозиционными по отношению к официальной церковной идеологии.

Существует также вневероисповедная мистика, представленная, например, в теософии и антропософии. Цель теософа, по мнению одного из ведущих представителей теософии Е. Блаватской (1831 – 1891), выявить в себе «ментальное тело» и достичь сверхсознания, чтобы овладеть способностью посылать свое тело в любые точки времени и пространства. Из теософии в начале XX в. выделилась антропософия – учение о человеке как носителе неких тайных духовных сил. Основатель антропософии Р. Штейнер (1861–1925) пытался соединить элементы гностицизма, неоплатонизма, немецкой средневековой мистики, Эккарта, каббалистики, идей Гёте, немецких романтиков.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
  • Религия и мистика

    Слово «мистика» (от греч. mysticus – закрытый) часто понимается и используется в различных значениях. В отношении религии можно встретить как некорректное отождествление религии с мистикой, так и полное разведение этих явлений, как имеющих разную природу. Часто мистикой именуют то, что,…
    (Религиоведение)

  • Мистика и религия

    Общее между ними — картина мира, мировоззрение, в котором исходным пунктом всего существующего является Бог. Различие — религия носит публичный характер, а реальная мистика — конспиративный. В религии достаточно мистицизма (семь таинств, догмат об откровении и творении), но она носит божественный, «естественный»…
    (ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ)

  • Мистика и религия

    Общее между ними — картина мира, мировоззрение, в котором исходным пунктом всего существующего является Бог. Различие — религия носит публичный характер, а реальная мистика — конспиративный. В религии достаточно мистицизма (семь таинств, догмат об откровении и творении), но она носит божественный, «естественный»…
    (РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ)

  • Особая роль религии в формировании субъектов социальной помощи феодального общества

    Институты-субъекты социальной помощи Средневековья: природа, основы и особенности функционирования Как известно, религия, будучи одной из форм общественного сознания, на протяжении всей истории человечества играла особую роль. Она существенно влияла на социальные отношения, в том числе на отношения…
    (История социальной работы)

  • Религии и религиозно-культурные традиции

    Цивилизационный фундамент любого общества, как правило, опирается на религию, являющуюся его главной и определяющей основой. И далеко не случайно в современном обществоведении столь большое внимание уделяется анализу и оценке религиозной основы той или иной цивилизации. В наши дни, особенно после взрыва…
    (История Востока)

  • Ислам: религия и общество

    Итак, перед нами мир ислама. Что являла собой традиционная исламская структура и какое воздействие на нее, на ее способности и потенции к трансформации оказал мусульманский религиозно-цивилизационный фундамент? Как сказалось это на судьбах соответствующих стран в период колониализма? Об условиях и обстоятельствах,…
    (История Востока)

  • Эстетика и мировоззрение. Эстетика и религия

    Эстетика и мировоззрение Поскольку мировоззрение в отличие от мироощущения характеризуется системностью, понятно, что для становления системы требуется время и наличие соответствующих факторов (начиная с воспитания и заканчивая внезапным катартическим переворотом и изменением личности). О мировоззренческой…
    (Эстетика)

  • Эстетика и религия

    Религиозная эстетика — суждение неоднозначное. Ее понимают как: 1. Дисциплинарное направление (эстетика как наука) в рамках философии религиозного типа. 2. Эстетическую составляющую религиозного ритуала и определяющие ее нормы и принципы. 3. Эстетическое измерение всей религиозной жизни в целом, не исключая…
    (Эстетика)

  • Культура и религия восточных славян

    Об уровне культуры славянских союзов племенных княжений известно крайне мало. Общее представление дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок и сказок. Ряд реликтовых культурологических явлений этого далекого времени отражается в…
    (История России)

Популярные страницы
  • Религия и мистика

    Слово «мистика» (от греч. mysticus – закрытый) часто понимается и используется в различных значениях. В отношении религии можно встретить…

  • Мистика и религия

    Общее между ними — картина мира, мировоззрение, в котором исходным пунктом всего существующего является Бог. Различие — религия носит публичный характер,…

  • Мистика и религия

    Общее между ними — картина мира, мировоззрение, в котором исходным пунктом всего существующего является Бог. Различие — религия носит публичный характер,…

  • Особая роль религии в формировании субъектов социальной помощи феодального общества

    Институты-субъекты социальной помощи Средневековья: природа, основы и особенности функционирования Как известно, религия, будучи одной из форм общественного…

  • Религии и религиозно-культурные традиции

    Цивилизационный фундамент любого общества, как правило, опирается на религию, являющуюся его главной и определяющей основой. И далеко не случайно в современном…

  • Ислам: религия и общество

    Итак, перед нами мир ислама. Что являла собой традиционная исламская структура и какое воздействие на нее, на ее способности и потенции к трансформации…

  • Эстетика и мировоззрение. Эстетика и религия

    Эстетика и мировоззрение Поскольку мировоззрение в отличие от мироощущения характеризуется системностью, понятно, что для становления системы требуется…

  • Эстетика и религия

    Религиозная эстетика — суждение неоднозначное. Ее понимают как: 1. Дисциплинарное направление (эстетика как наука) в рамках философии религиозного типа….

  • Культура и религия восточных славян

    Об уровне культуры славянских союзов племенных княжений известно крайне мало. Общее представление дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся…

МИСТИКА (греч. mystikos — таинственный) — вера в сверхъестественные силы (бога и вообще духов)0, в возможность их постижения и общения с ними посредством откровения, своеобразного духовного опыта и т. п. М. называют также религиозно-философское воззрение, основной элемент которого — признание потустороннего, таинственного мира (сферы чудесного), неподвластного законам материального бытия.

Зародилась мистика в глубокой древности, когда человек был бессилен перед стихией природы. Уже в период распада родовой семьи (напр., у индейских племен Северной Америки) появляется культ личных духов-покровителей, с которыми люди якобы непосредственно общаются и просят их о помощи. Позднее (на Древнем Востоке и на Западе) возникают религиозные общества с разработанной системой тайных обрядов (мистерий); главная цель обрядов — установление более тесных отношений людей с богами.

С возникновением различных социальных слоев мистика начинает использоваться для господства одной части общества (жрецы, родовая аристократия) над другой (массы трудящихся). Подобная функция мистики сохраняется во времена рабства, феодализма и капитализма. Правда, в средние века, когда официальная идеология носила церковно-религиозный характер, оппозиционные взгляды порой выражались и в форме мистики. Плебейская оппозиция феодализму нашла отражение в мистических взглядах Экхарга (признание им ценности человека, его интеллекта, отказ от священных авторитетов и т. п.); в это же время мистики Сузо и Таулер оправдывали существующие порядки.

Некоторые философы (напр., Бёме) в мистической форме высказывали догадки о диалектической природе вещей. В новое время, когда развитие науки достигло высокого уровня, М., как правило, выражает жизнеощущение гибнущих классов. Мистика присуща почти всем формам идеализма. Если она сознательно берется за основу при решении философских проблем, то создается религиозно-мистическая философия, или философский мистицизм (таковы учения Баадера, Кьеркегора, Соловьева и др.). Для представителей этого направления высшая форма познания — откровение, интуиция, приравниваемая к экстазу, озарению, через которые человеку якобы открывается мистическая, «сверхприродная» реальность, т. е. божество.

В современной философии мистицизм ярко выражен в неотомизме (Томизм и неотомизм), персонализме и религиозном экзистенциализме (Ясперс, Марсель). Мистика и наука несовместимы. Научная, материалистическая философии доказывает, что в мире не существует никаких сверхъестественных сил, поэтому все возникающие перед человечеством проблемы можно разрешить с помощью разума и практической деятельности, не обращаясь к М.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *