Сущность религии кратко

Лекция №14. Происхождение, сущность и функции религии.

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: умк философия для мос ап-2012 / Курс лекций.doc Скачиваний: 576 Добавлен: 14.02.2016 Размер: 1.86 Mб ☆

В жизни современного общества религия занимает важное место. Она оказывает заметное влияние на протекающие в нем процессы и определяет образ действий многих людей, в том числе и военнослужащих. Поэтому появляется необходимость понять сущность религии, ее происхожденеие, структуру и социальную роль.

Человеку в своей деятельности приходится сталкиваться с конкретной религиозной ситуацией, с многочисленными религиозными организациями и движениями, с жизненными позициями верующих, а также с теми для кого религия является лишь прикрытием антиобщественных действий. Чтобы разобраться во всём этом важно уяснить сущность и структуру религии, её возникновение и социальные корни.

СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ.

В настоящий момент можно с определённой уверенностью утверждать то, что простейшие формы религиозных верований возникли около 40 тыс. лет назад и связаны с появлением человека разумного. Религия возникла вследствие объективной потребности людей объяснить то, что происходит вокруг них и объяснить свою собственную жизнь. Отсутствие научных знаний не позволяло выработать правильные представления об окружающем мире, о человеке и его месте в этом мире.

О существовании религиозных верований в истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что древний человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем над покойниками предварительно совершались обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались слоем охры. Рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и тому подобное. Следовательно, первобытные люди уже имели представление о том, что наряду с реальным миром может существовать мир иной, где обитают умершие.

Религиозные верования нашли отражение и в произведениях пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда — зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, а также в возможность воздействия на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

С развитием общественного производства и его усложнением люди все более и более остро ощущали не только свою зависимость от природы, но и от объективно складывающихся, непонятных им жестоких общественных отношений. Обожествление грозных сил природы и жизненно важных общественных явлений имело своим следствием их персонификацию в лице конкретных богов — бога земли, войны, неба, воды и других. У созданных их воображением богов люди ищут покровительства и защиты, стремятся различными действиями расположить богов к себе. И это происходит прежде всего через религию как связующее звено между человеком и богом.

Религия ( ре — восстановление, логос — связь; лат. — благочестие, набожность, святыня, предмет культа ) — одна из форм общественного сознания, определенный тип мировоззрения и мироощущения, характеризующийся соответствующим поведением человека, которое основывается на вере в существование «священного» начала ( в виде бога, предмета,. человека и т. д.); специфическое общественное образование, характеризуемое как совокупность общественных отношений, связанные с верой в бога, с действием потусторонних сил, определяющих все общественное развитие, судьбу человека.

Существуют различные концепции и взгляды на проблему происхождения и сущности религии.Каждая школа, научное течение, приверженцы той или иной теории отражают то многообразие мнений и мировоззрений, существующих в обществе в настоящее время. Одной из таких концепций является теологическая(богословская),сторонники которой утверждают, что человек — это творение бога. За грехи человек был отлучен от бога, а религия восстановила связь между человеком и богом.

Философская концепцияв отличии от теологической не является однородной. В ней существует несколько различных школ.Материалистическая школа основывается на том, что невежество людей и страх породили богов и религию. Религиозные представления — это результат усилий священников для установления власти над людьми, а появление религии обусловлено потребностями общественного развития, психологией человека и свойствами его психики. Религия — это средство преодоления противоречий между материальным и духовным в человеке. Так, марксистская концепция утверждает, что религия — это форма общественного сознания, она вторична по отношению к бытию, ее истоки заключены в деятельности человека.

Идеалистическая школаисходит из приоритета сверхестественного разума в объяснении религии. Её взгляды которой можно разделить на: а) субъективные, где утверждается, что религия — порождение сознания человека и его чувств ( церковь и бог необязательны ), например, в протестантизме, бог — это человек, человек — это бог;

б) объективные, где религия — порождение сверхестественного источника (космос, высший разум и т. д. ).

Дуалистическая школапризнаёт одновременное равноправное существование двух субстанций: сверхестественной (Бога) и земной (мира, общества, человека). Она объясняет существование религии двумя группами причин: объективными (иррациональными) и субъективными (социальными).

Несмотря на многовековую приверженность значительной части человечества к религии, а также противостояние атеизма и религии всегда остро стоит вопрос о причинах существования религии. В настоящее время можно выделить социальные, гносеологические, исторические и психологические причины существования религии.

Социальные причины.В первобытном обществе религия существовала из — за бессилия людей перед необъяснимыми природными и общественными явлениями, низкого уровня развития научных знаний, производительных сил и общественных отношений. В современном обществе она существует из — за бессилия людей перед природными и общественными явлениями, ошибочной веры во всесилие науки и производственной деятельности, стихийности общественного развития, религиозной традиции, религиозной деятельности духовенства и как способ самореализации человека в современном мире.

Гносеологические причинымотивированы прежде всего ограниченностью знаний людей о природе и обществе, сложностью процесса познания, продукты которого оторвались от действительности и кажутся самостоятельными сущностями.

Исторические причиныобусловлены более ранней религией и существованием идеалистических философских учений.

Психологические причинызаключены в свойствах психики человека и прежде всего таких, как состояния переживания, чувства страха и неуверенности, горя, наличие сочувствия и понимания со стороны окружающих людей.

Очень точно подметил, говоря о существовании религии, Ф.Энгельс: «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Соседние файлы в папке умк философия для мос ап-2012

  • # 14.02.20161.86 Mб576Курс лекций.doc
  • # 14.02.201675.26 Кб24Логика.doc
  • # 14.02.201689.6 Кб17РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ.doc
  • # 14.02.2016355.33 Кб23фил-я.doc
  • # 14.02.20161.8 Mб57философия (2).doc
  • # 14.02.20161.11 Mб29Философия педагогики Жаринов.doc

Религия, ее происхождение и сущность. Основные социальные функции религии. Наиболее ранние формы религии

12345678

  1. Delphi 8 2008 для платформы Microsoft .Net
  2. DOS Fn 5eH: Разные сетевые функции
  3. Functio laesa (нарушение функции).
  4. HTML-формы
  5. I-период — донаучный (IX-VII тысячелетия до н.э. — XVIII век) — наиболее длительный.
  6. I. 3. Функции минеральных веществ плазмы крови
  7. I. 4. Функции белков плазмы крови
  8. I. Виды, формы и системы оплаты труда.
  9. I. Возникновение страхования, его необходимость и сущность.
  10. I. Групповой процесс (формы и способы взаимодействия внутри группы)
  11. I. Основные задачи
  12. I. Основные категории страхования.

Религия также является одной из исторических форм мировоззрения. Можно объяснить слово “религия” происходящим от латинского “благочестие”, “святыня”, “набожность” и определить как такую форму мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний (небесный, сверхъестественный) и посюсторонний (земной, естественный). Это такое мировоззрение и соответствующее ему поведение и культ, которые основываются на вере в реальное существование одного или нескольких богов или какого-либо сверхъестественного начала. Основой религиозного мировоззрения, его главным признаком является вера в сверхъестественное и его главную роль в жизни людей и природы. Можно считать слово “религия” происходящим от латинского слова “связь” и определять религию как осознанную связь человека с Богом (богами), с некоторым сверхъестественным началом, т.е. с Высшей творческой, организующей силой мирового бытия, воплощением высшей духовности, высшего Добра (или Зла, смотря какая религия и о каком божестве идет речь), Справедливости (или наоборот), Истины (или Лжи).

Религия основывается на религиозной вере. Вера (любая, не только религиозная) есть особенное состояние души (или психическое состояние), при котором человек убежден в достоверности (истинности) чего-либо без обращения к теоретическому доказательству или чувственному опыту. Человек “просто” уверен в чем-либо. В случае религиозной веры ее предметом является сверхъестественное и его взаимосвязь с природой, обществом и человеком. Люди всегда хотели знать, во что они верят. Поэтому религиозная вера противостоит не знанию, а научному доказательству, научной теории.

Вопрос о происхождении религии является довольно сложным и зависит от того, с точки зрения какого подхода – богословско-теологического или научно-философского – рассматривается данный вопрос. Богословско-теологический подход, как правило, указывает на то, что мир и человек были созданы сверхъестественной силой или силами (например, Богом или богами), играющими основополагающую роль в дальнейшем их развитии. Наука предпочитает опираться на научные факты, которые черпает из археологии, антропологии и т.д. Фактов этих, увы, недостаточно, и поэтому можно говорить лишь о вероятностном объяснении. Считается, что около 35-40 тыс. лет назад у древнейших людей современного типа (человек разумный) уже существовали примитивные религиозные представления. Многие научные теории отталкиваются от гипотезы о том, что человек перенес на окружающий его мир особенности своей природы, что и послужило основой для появления религиозных идей. Часто можно встретить такой взгляд на происхождение религии:религиозное сознание порождается бессилием древних людей в борьбе с господствующими над ними слепыми, грозными, таинственными природными и общественными явлениями, которых люди боялись, от которых зависели, причин которых не понимали. Согласно такой точке зрения, религия возникает как восполнение человеческого бессилия, незнания перед стихией (чуждым, высшим, роком), как стремление “договориться” со страшной и непонятной силой о поддержке, помощи, не причинении вреда. А сегодня? Почему веруют в Бога физики и химики, биологи и антропологи, лауреаты разных научных премий, ведь они-то уж, казалось бы, могли обойтись без сверхъестественного в объяснении различных явлений и процессов, как природных, так и социальных. Однако они веруют, заявляя, что их религиозные убеждения ничуть не противоречат их научным взглядам. И Нильс Бор, и Вернер Гейзенберг пришли к тому, что религия помогает гармонизировать жизнь в обществе, и одна из ее задач — напоминание о большом Порядке мира. Норберт Винер считал, что принципы порядка во Вселенной, вероятно, не очень отличаются от того, что религиозный человек подразумевает под Богом. Макс Планк заявил, что нет никаких препятствий для того, чтобы отождествлять мировой порядок науки с Богом религии. Божество оказывается по своей природе тем же, что и сила естественных законов. Источник религиозной веры можно усмотреть в непосредственном ощущении Бога (божеств) человеком, в переживании реальности Высшего начала, стремлении к этому переживанию, которое приносит истинно верующему душевное очищение, покой и надежду, укрепляет его дух и позволяет пережить минуты блаженства, благодарности, доверия, светлой радости или печали.

Более подробно основные теории происхождения религии следует изучить самостоятельно, опираясь на рекомендованную литературу.

Религиозное сознание выступает и в чувственной, и в мыслительной формах и имеет два уровня: обыденный, на котором доминируют эмоции, наглядно-образные формы, и концептуальный (теоретический), который включает специально разрабатываемую систему понятий, идей, принципов, аргументации, концепций. В состав системы входят учения о Боге (или богах), о мире, природе, обществе, человеке, разрабатываемые специалистами — теологами, религиозная интерпретация экономики, политики, права, морали, религиозная философия и др.

Внешняя форма проявления веры — культ(от лат. “уход”, “почитание”). Культ — это совокупность сакральных, т.е. священных, действий, с помощью которых верующий пытается повлиять на сверхъестественные или естественные объекты. К культу относят ритуалы, молитвы, таинства, посты… К средствам культа относят материальные предметы, которые используются в культовой практике: храмы, реликвии, одеяния священнослужителей, храмовая утварь и т.п.

К древнейшим культам относятся:

1. культ Богини-Матери, правящей всеми природными процессами всеобщей прародительницы,

2. вредоносные культы (ведовство),

3. эротический культ,

4. погребальный культ, связанный с верой в существование души и ее загробную жизнь,

5. раннеплеменной культ (инициации) – возрастные посвятительные обряды, отражающие совершенно-летие, или посвящение во взрослые члены племени,

6. промысловый культ, ведущий свое начало от тотемизма,

7. культ предков,

8. культ вождей,

9. аграрный культ, призванный обеспечить плодородие земли,

10. культ растений,

11. культ животных,

12. культ гор,

13. шаманизм и другие культы.

К основным функциям религии можно отнести:

1) компенсаторную: представление идеального мира (или состояния совершенства, к которому верующий должен стремиться) в определенной степени избавляет человека от тягот жизни; этим компенсируется бессилие перед природными и социальными силами, ограниченность научных знаний, несовершенство человека и человеческой жизни вообще;

2) мировоззренческую: у верующего вырабатывается специфическое мировоззрение, основанное на вере в реальное существование сверхъествественного начала;

3) регулятивную: религия есть средство социальной регуляции, упорядочения, сохранения нравов, традиций, так как она нацеливает верующего на следование определенной системе ценностей и норм поведения;

4) интегрирующую, т.е. объединяющая (или наоборот — разъединяющая);

5) политическую: активное влияние на политику (но не каждая религия выполняет эту функцию);

6) культуроформирующую: религия влияет на развитие духовной культуры;

7) терапевтическую: религия помогает сохранить или восстановить внутренний покой, психологическое равновесие, снять последствия стресса и т.п.

К наиболее ранним формам религии относят:

1. Фетишизм (от португальск. “амулет”, “талисман”, “волшебный”) – почитание различных реальных объектов, которые наделяются сверхъестественными свойствами, такими как способность защищать, лечить, помогать… Это могли быть камни, щепки, зубы, фигурки. Фетиши – это прототипы идолов и статуй богов.

2. Тотемизм (от слова “ототем”, что на языке одного из племен североамериканских индейцев означает “его род”) – это вера в существование сверхъестественного родства между группой людей (обычно родом) и определенным видом животных, растений (реже — предметом). Животное или растение – тотем обычно считалось предком рода (позже на этой основе возник культ животных, растений, мифы о превращении людей в животных или растений, культ предков). Многие ученые отмечают, что в тотемизме отразились особенности социальных отношений в первобытном обществе (т.е. кровнородственные связи), которые были перенесены на внешний мир. Обычно тотемом становилось то животное, от которого человек так или иначе зависел, чертам или особенностям которого хотел подражать. Постепенно появилось табу (запрет) на поедание тотема (по мере усиления культа предков). Однако иногда в ритуальных целях следовало съесть тотем – для укрепления связи с ним. После этого нужно было принести извинения тотему и наказать орудие убийства как виновника. Первоначально тотем не обожествлялся, лишь позже появились культы предков, животных, растений.

3. Анимизм (от лат. “душа”) – вера в существование духов, души, душ умерших предков. Первобытные люди рассматривали природу по аналогии с собой (т.е. одушевляли, наделяли волей, разумом…). От анимизма берет свое начало культ предков.

4. Аниматизм (от лат. “одушевленный”) – вера во всеобщую одушевленность природы, представление о безличной силе, действующей в природе.

Миф и религию бывает очень трудно отделить друг от друга. Нередко в мифах персонажами бывают боги, сверхъестественные силы. Миф, вообще, сам по себе, не религиозен. Он становится религиозным в силу своей связи с религиозными представлениями и обрядами, когда миф является их описанием, обоснованием, оправданием, объяснением, осмыслением.

Интересен также вопрос о связи философии и религии, чему в истории философии можно найти много подтверждений. Так, для французского философа 17в. Рене Декарта идея Бога была важнейшей и потому, что Он сотворил этот мир, и потому, что без Бога оказывался невозможным процесс познания. В философском учении немецкого мыслителя 18в. Иммануила Канта Бог выступает и Творцом хаотического облака частиц, из которого далее естественным образом возникает мир, и является высшим нравственным законодателем. А средневековая философия вообще принципиально теоцентрична: Бог — центральное, основное ее понятие, через которое и в связи с которым определяется все остальное. Можно привести и другие примеры, особенно из украинской и русской философии. Однако идея Бога в философских системах ученых нередко оказывалась философской абстракцией, отвлеченным символом некой совершенной, вечной, высшей реальности. Философская вера отличается от религиозной. Бог философа, как правило, это не Бог обыкновенного верующего человека. Религиозная вера, в отличие от философии, сомнений в своих основаниях не знает. А философ “по природе своей” критически ко всему относится, готов подвергнуть сомнению все, включая свои собственные взгляды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *