Свет невечерний Савва


Покайтесь, ибо Господь грядет судить
tolkovanie.com
omolenko.com
propovedi.com
Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 3

71 72 73 74 75 76 77 78 79 80

Бойтесь слепоты духовной!

«На суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепы будут» (Ин.9,39).

В течение сорока дней по Своем преславном Воскресении из мертвых Господь Иисус Христос в прославленном теле Своем оставался еще на земле, многократно являясь Своим ученикам и беседуя с ними «яже о Царствии Божии» (Деян.1,3). В соответствии с этим Святая Церковь в продолжении сорока дней не перестает славить Его Воскресение, ежедневно воспевая радостные пасхальные песнопения. В течение этого сорокадневного периода она приводит нам на память все то, что может укрепить в нас веру в спасительную истину Его Воскресения. Так, прежде всего вспоминается промыслительное невеpиe Апостола Фомы, мгновенно претворившееся в пламенную веру, когда он сам увидел воскресшего Господа; затем прославляет Святая Церковь св. жен-мироносиц, свв. Иосифа Аримафейского и Никодима, как свидетелей смерти Господа Иисуса Христа на кресте, Его погребения и истины Его Воскресения; а в последние три воскресных дня вспоминает такие события земной жизни Господа, которые ярко и красноречиво убеждают нас в Его царственном всемогуществе и тем укрепляют в нас веру в Него, как Сына Божия, для Которого нет ничего невозможного, и, следовательно, – в истину Его Воскресения: это – исцеление разслабленного, 38 лет безнадежно лежавшего при Овчей купели, беседа с женой-самарянкой при колодце Иакова, о «воде живой» (под которой надо понимать благодать Святого Духа, навсегда утоляющей духовную жажду), и о поклонении Богу «духом и истиною», в конце коей Господь прямо открылся жене, что Он и есть Мессия, Которому надлежало придти, и, наконец, исцеление слепорожденного.

Не случайно этот радостный пасхальный период завершается повествованием о том, как Милосердный Господь Божественною Своею властию и силою исцелил слепого от рождения, и как ненавидевшее Господа гордые и надменные фарисеи не хотели признавать действительности этого чуда. Здесь как бы проводится для сравнения параллель между слепотою телесной и духовной и подчеркивается, насколько слепота духовная опаснее и губительнее телесной. Об этом ясно свидетельствуют слова Господа, обращенные к фарисеям, упорно не желавшим веровать этому чуду и признать в лице Господа Иисуса Христа Божественного посланника, Мессию, предсказанного пророками: «На суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепы будут». И когда фарисеи спросили Господа: «Неужели и мы слепы?» Он отвечал им: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9,39-41).

Это евангельское повествование, как мы видим, убеждает нас в том, что, кроме слепоты телесной, может быть еще слепота духовная, которой, как очевидно, страдали передовые вожди избранного народа еврейского фарисеи, видевшие столько дивных чудес, совершенных Господом, и все же остававшиеся при своем упорном неверии в Него, как Meccию-Сына Божия.

Страдают этой же духовной слепотой и многие современные неверы и безбожники, страдают ею, и современные фарисеи, которые, воображая, что видят все лучше других, в действительности ничего не видят, пребывая постоянно в излюбленном ими духовном мраке.

Где главная причина этой столь губительной духовной слепоты, которая довела фарисеев с иудейскими первосвященниками во главе до такого страшного, из ряда вон выходящего преступления, как убиения Самого Сына Божия, пришедшего на землю спасти человека?

Ослепляет человека грех во всех его проявлениях, а особенно – развившийся до состояния страсти, как-то: гордость, властолюбие, славолюбие, тщеславие, зависть, предубеждение, неправда, стремление к суетным и порочным удовольствиям и т. п.

Слеп духовно человек, когда он настолько самоуверен, что только своим собственным силам и способностям приписывает все свои успехи и достижения, не замечая всесодействующей добру Божией силы.

Слеп духовно человек, когда в окружающей его дивно и премудро созданной природе не видит проявления всемогущества и премудрости Божиих и дерзко утверждает, что Бога нет.

Слеп духовно человек, когда он, охваченный гордостью и высокомрием, воображает, что он во всем превосходит других, сам нося в себе бремя греха и несовершенства.

Слеп духовно человек, когда он возлагает все свои надежды на свое богатство, которое столь непостоянно и преходяще: сегодня есть, а завтра нет: или огонь его уничтожит или грабители отнимут.

Слеп духовно человек, который стремится к обладанию властью, и упивается ею, когда ее достигнет, думая создать чрез нее свое личное благополучие. Он забывает, что и власть может быть легко потеряна, и тогда он обратится в полное «ничто».

Слеп духовно человек, когда все расценивает только с точки зрения своих личных эгоистических интересов, когда во имя этих интересов отвергает истину и попирает правду; когда заглушает в себе голос неподкупной совести; когда, имея в руках весы правды, дает перевес неправде и беззаконию.

Слеп духовно человек, когда, водимый больным своим честолюбием, любит, чтобы ему всегда льстили, чтобы восхваляли даже его недостатки; когда «считает ложь добродетелью, а ласкательство – необходимым выражением почтительности и уважения» (Бурдало).

Слеп духовно человек, когда не знает истинного своего предназначения здесь на земле, когда не знает или не хочет знать, что есть «единое на потребу», а весь охвачен суетой мира и смысл своей жизни находит только в земном и в плотских удовольствиях.

Для духовного слепца чрезвычайно характерно то, что он упорствует в своем нравственном нерадении и не желает, чтобы кто-нибудь открывал ему глаза.

Кто же осмелится открывать ему глаза, на того он начинает смотреть, как на самого лютого своего врага, хотя бы он был преисполнен к нему самых добрых чувств. Ему ближе и дороже льстецы-ласкатели, которые постоянно лишь хвалят и превозносят его мнимые добродетели.

Для такого человека духовный мрак вожделеннее света: он, подобно некоторым ночным птицам, предпочитает блуждать в темноте, потому что она прикрывает его темные дела.

Наше время – время отступления от истинного Бога и от Христа и вместе с тем – время ослепительных чисто-внешних успехов и достижений, – особенно изобилует такими людьми, пораженными губительным недугом духовной слепоты. Утрачено настоящее, чистое духовное зрение, придушен, если не совсем еще вытравлен голос совести, исчезло внутреннее чувство меры, справедливости и благоразумия.

И вот весьма многие в наши дни, без всякого зазрения совести и даже с дерзкой запальчивостью готовы утверждать, что «белое» это «черное», а «черное» – «белое», добродетель называют грехом, а порок возводят на пьедестал добродетели, свет провозглашают тьмой, а тьму – светом.

Духовная слепота перепутала и смешала все поняла и представления в душе современного человека, и вот причина, почему, под всякими самыми благовидными предлогами и оправданиями, стало твориться сейчас так много всевозможных безумных поступков и преступлений.

И это – буквально во всех областях современной жизни, не исключая и церковной, где, казалось бы, все должно быть безукоризненно свято и непорочно, все должно отвечать Истине и Закону Божию.

И исполняется воочию на наших глазах предречение древних отцов подвижников христианского благочестия: «В последние времена люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: «ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас».

В наш лукавый век особенно актуальна известная весьма нравоучительная сказка о голом короле. Какой-то портной взялся сшить королю необыкновенное одеяние из таких ниток, которые видимы только для умных и добродетельных людей, а глупые и злые их не видят. Когда одеяние было сшито, и король надел его на себя, все наперебой начали восхищаться и хвалить его, хотя ничего не видели. Они боялись признаться в том, что ничего не видят, дабы не скомпрометировать себя и не лишиться благоволения короля. И вот среди всеобщего лживого восторга неожиданно открыл глаза всем, восхищавшимся новой необыкновенной одеждой простой, безхитростный ребенок, который неожиданно воскликнул: «Да ведь король-то голый!», и все вынуждены были признаться, что они были обмануты и сами обманывали других, льстиво хваля из подобострастия к королю несуществующую одежду.

Да! наше лукавое время – время, по преимуществу, всяческого обмана, введения друг друга в заблуждение лживыми речами с корыстной целью личной выгоды и создания себе земного благополучия.

Но забывают эти лукавые люди – духовные слепцы – какое страшное посрамление ожидает их, когда во всеуслышание раздастся голос Правды, которая подвергалась ими поруганию, обличающий их, ложь и лицемерие, и они поймут тогда, в какой духовной слепоте они жили, возлюбив более тьму, нежели свет, только потому что дела их были злы, и они боялись света, дабы не обличились дела их (Ин.3,19-20).

Но особенно ужасно и губительно, когда духовной слепотой страдают те, кто поставлены руководить так или иначе другими, кому вверяются бразды правления в человеческом обществе. О них так сказал Христос-Спаситель: «они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого то оба упадут в яму» (Мф.15,14).

Будем же бояться, братие, этой слепоты духовной пуще всего на свете, ибо нет несчастия хуже ее. Вот почему Святая Церковь и учит каждого из нас обращаться с молитвой ко Христу, отверзшему очи слепорожденному: «Душевными очима ослеплен к Teбе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения: покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме свет пресветлый» (Кондак в неделю слепого).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *