Священник Алексей мороз

Содержание

Исповедаю грех, батюшка. Наиболее полный анализ грехов и пути борьбы с ними

Книга священника Алексея Мороза «Исповедаю грех, батюшка» в 2005 году удостоена Первой Всероссийской православной литературной премии им. святого благоверного князя Александра Невского в области популярной богословской литературы. В книге священника Алексея Мороза «Исповедаю грех, батюшка» представлен наиболее полный перечень грехов, встречающихся в жизни современного человека. В подготовке к изданию использованы как дореволюционные, так и современные православные источники. Для удобства читателя и лучшего логического осмысления материал излагается на основе десяти заповедей Господних. Часть книги посвящена вопросам исповеди, психологии кающихся, выбору духовного отца, а также опасности прелести, подстерегающей христианина уже с первых шагов его духовного пути. Вы держите в руках третий — дополненный, исправленный и доработанный — вариант книги. Начиная с 2001 года, она выдержала десять переизданий, нашла признание у многих православных людей, была одобрена Издательским Советом Русской Православной Церкви, получила литературную премию святого благоверного князя Александра Невского. Вместе с тем, к этой книге был высказан ряд претензий и замечаний. Основные из них касались названия и смысла грехов по 7-й заповеди. Оппоненты сомневались: стоит ли столь подробно раскрывать содержание блудных грехов, акцентировать внимание на их многообразии? Не растлит ли это неискушенного читателя? По этой причине они называли книгу вредной, а «особо ревностные» предлагали даже сжечь ее (пока, слава Богу, без автора). Оправдана ли данная позиция? Издательство, побуждаемое многочисленными запросами на книгу, глубоко убеждено: такая позиция порочна. Подтверждает такой взгляд ещё и то, что в последнее время в мире произошли (и продолжают усугубляться) радикальные изменения. Они коренным образом меняют мировоззрение людей, склоняя их в сторону греха. В этих условиях и автор считает, что не имеет права далее держать паузу. Важнейшей задачей нашей Церкви и духовенства в настоящее время является решительное обличение существующих плотских грехов, а нс стыдливое замалчивание их. Рассуждение о том, что, если грех будет назван и изобличен, это может повредить целомудренному человеку — ложь. Тотальная развращенность современных людей такова, что уже само понятие греха исчезает из их сознания. Требуется четкое указание и обличение существующего беззакония, чтобы предохранить от него хотя бы некоторых. На это и направлена книга «Исповедаю грех, батюшка».

Добавить в избранные: Алексий Мороз
Категория: Религиозная литература
Страниц: 14

Бывший священник Алексий Мороз создал собственную тоталитарную секту

Расскажите о РНЛ, нажав кнопки! Русская народная линия

информационно-аналитическая служба
Православие Самодержавие Народность

Проблемы церковной жизни / 10.10.2017

Протодиакон Владимир Василик о том, как православным относиться к раскольничьему «Собору православных священников РПЦ, в святоотеческом предании стоящих» …

12-14 сентября в Санкт-Петербурге прошло собрание т.н. «Собора православных священников РПЦ, в святоотеческом предании стоящих». Его участники приняли резолюцию, в которой заявлено, что они разорвали каноническое общение с «еретиками, захватившими власть в МП РПЦ». Также был принят проект устава «Собора», в котором, по словам раскольников, восстановлен попранный в РПЦ принцип соборности. Был также принят документ «О нашем исповедовании веры». В совещании приняли участие 16 бывших клириков Русской Православной Церкви. По итогам совещания в прошлом автор «Русской народной линии» бывший священник Алексий Мороз, который, видимо, и был главным организатором сбора, выступил с публичной лекцией, в которой рассказал о дальнейших планах раскольников по разрушению Русской Православной Церкви. По словам Мороза, в раскольничий «Собор» вошло около 30 непоминающих «священников». Раскольники отмели обвинения их в том, что они совершили раскольническое деяние, по их мнению, они до сих пор находятся в лоне Русской Православной Церкви.
Своей оценкой произошедшего раскола делится в интервью «Русской народной линии» известный православный богослов кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
В середине сентября прошел так называемый «собор» священников, не поминающих Святейшего Патриарха Кирилла. Участники «соборища» разорвали с ним общение и объявили еретиком, а таинства, совершаемые им и его единомысленными, безблагодатными. В оправдание своих действий раскольники ссылаются на экуменизм, Гаванскую декларацию, самоуправство архиереев и т.д. Но действия участников «соборища» напоминают скорее попытку лечить зубную боль с помощью гильотины. Ведь ни один из поставленных вопросов они не решили своим жестом, напротив, создали для Церкви еще одну проблему.
Их обвинения Святейшего Патриарха Кирилла в ереси несостоятельны. Да, Гаванская встреча и декларация являются одной из неудач нашей церковной политики, но не представляют никакого основания для обвинения Предстоятеля Русской Церкви в ереси и тем более для разрыва канонического общения. В Гаванской декларации нет утверждения, что мы имеем общую веру с католиками, напротив, в документе содержится обратное утверждение: констатируется отсутствие Евхаристического и молитвенного общения. Патриарх Кирилл и понтифик Франциск не совершали совместных молитв. Все жесты и действия Святейшего Патриарха Кирилла являются куда более умеренными по сравнению с тем, что творилось в 60-70-ые годы ХХ века во времена митрополита Никодима, когда кардинал Люстиже проходил через Царские врата Духовной академии. В ту эпоху появилось разрешение при трагических обстоятельствах и критических ситуациях причащать католиков. Но если бы участники «соборища» рискнули сказать, что Церкви уже не существовало в 60-70-ые годы ХХ века, то тем самым они поставили бы под вопрос собственный канонический статус, их рукоположение было бы не действительным, вот они и лукавят.
В своей лекции после «соборища» священник Алексий Мороз заявил, что не бывает постепенного впадения в ересь и медленного лишения благодати, а человек, как и Церковь, мгновенно впадает в ересь.
Между тем, в решениях «соборища» говорится о декларации митрополита Сергия как о поворотном моменте гибели Церкви. Если следовать их кривой логике, то сами авторы этого обращения никто и звать их никак, раз Церкви не существует с 1927 года.
Но тот, кто внимательнейшим образом углубится в смысл исторических событий, поймет, что декларация местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия ничем не отличалась от декларации Святейшего Патриарха Тихона от 1923 года: «Советской власти я не враг» и «мы должны быть законопослушными гражданами, сохраняя чистоту православной веры». Господа раскольники, анафематствуйте Святейшего Патриарха Тихона или берите свои слова назад относительно декларации.
Декларация митрополита Сергия ничем не отличается от соответственных заверений и молитв, которые совершали Константинопольские иерархи по отношению к турецким султанам, а русские князья по отношению к татарам. Что может быть в этом антицерковного?
Заявление участников «соборища» о том, что Устав Русской Православной Церкви от 2013 года является попранием соборности и разрушает саму природу Церкви, является чушью с канонической и догматической точки зрения! Церковь в разные времена и эпохи знала куда более жесткие и тяжелые нарушения общинного самоуправления и куда большую зависимость от архиереев, чем в наше время. Например, в Средневековье митрополит Московский Алексий мог приехать в Киев и спокойно брать без всяких спросов всё имущество киевских церквей, чтобы откупаться от татарских ханов. Достаточно вспомнить ситуацию с приходами в Синодальный период. Или мы будем считать, что обширное участие мирян является непременным условием мистического бытия Церкви во всем и во вся? Напомню, что Устав 1961 года лишал священников всякой власти, поэтому любая тетка могла лишить батюшку просфор и вина на Евхаристию.
Участники «соборища» по своему невежеству считают форму Поместного собора вершиной церковности и соборности. Напомню, что Поместный собор появился в жизни Русской Церкви только в 1917 году. И что же выходит по мысли раскольников: до 1917 года не было Церкви?! Форма церковных народных соборов, существовавшая и существующая на Балканах, являлась специфическим методом выживания христианских народов в условиях отсутствия христианской государственности.
Что касается Вселенских и Поместных соборов, вошедших в канонический корпус, то они по своему содержанию, смыслу и духу были Архиерейскими. Другое дело, что архиереи находились в живой связи с паствой и приносили на Собор пожелания и стремления своих духовных чад. Но сама по себе форма соборов не является обязательным выражением церковности. Никто не спорит, что временами архиерейская власть бывает преизбыточной, мелочной и тяжкой. Эти проблемы надлежит решать разумно, мирно и церковно – в духе правды Божией, созидательно, а не разрушительно для Церкви.
Меня поражает, что священник Мороз и иже с ним обвинили всех архиереев в ереси, трусости и коллаборационизме. Из их речей я не узнаю архиереев, которых знаю и могу твердо заявить, что среди них много людей жертвенных, горячо верующих, простых по своему образу жизни, которые не потерпели бы, если бы реально произошло попрание веры и впадение священноначалия в ересь. Ни один из архиереев не разорвал общение со Святейшим Патриархом Кириллом или архиереями, его поминающими. Все остались верны Предстоятелю Русской Церкви. Верность архиереев должна была бы насторожить не поминающих: а правильно ли мы поступаем?!
Как говорит святитель Киприан Карфагенский, Церковь — есть епископ, клир и все стоящие в вере. Где епископ – там Церковь. Во всех великих подвигах во имя сохранения чистоты Православия неизменно участвовали епископы – во время арианского кризиса верующие не оставались без епископов. Также было во времена несторианского и монофизитского кризисов. Пример монофилитов, который привел Алексий Мороз, не состоятелен, потому что во время монофилитского кризиса оставались православные кафедры – Иерусалим, Антиохия. Хотя Рим и колебался, но, тем не менее, он вернулся к Православию раньше Вселенского собора. На земле еще не было момента, чтобы не было ни одного православного епископа.
Между тем, у Мороза так и получается. Он заметил, что все иерархи во всех православных странах подкуплены и впали в ересь. Более того, он даже своих единомышленников считает еретиками. Он вспоминает прошлогоднюю встречу в Росатоме, которая состоялась 6 марта 2016 года, и заявляет, что 80%, туда пришедших, продались, перевербованы и оказались засланцами и агентами. Он говорит, что собравшиеся в Краснодаре непоминающие неправильны, потому что дружны с отцом Всеволодом Чаплиным – действующим патриархийным священником. В его речах звучит грамматика революции: я подозрителен, ты подозрителен, он подозрителен. Счастье, что у отца Мороза нет гильотины или Бутовского полигона. Окажись в его руках НКВД или Гестапо, уж он бы живо расправился со всеми еретиками и отступниками и неправильными православными. Мороз своим обликом напоминает Аввакума, который, как известно, заявил царю Алексею: ты бы дал мне волю, царь, я бы этих никониан проклятых располосовал бы, как пророк Илья студных жрецов Ахава. По сути, отец Алексий Мороз устраивает тоталитарную секту, по сравнению с которой, даже кочетковцы могут показаться образцом православности и демократизма. Он собрал кучку единомышленников, объявил военное положение и заявил, что его адепты не должны без благословения ни с кем общаться, а принимать новых членов в их группу можно только по письменному заявлению и через собор. А если кто-то по своей опрометчивости перестал ходить к ним или случайно зашел в православную церковь, то таковых обратно не принимать. Секта, да и только.
Вся деятельность членов его «общины» должна проходить под строгим контролем, должны быть десятники, которые будут наблюдать за ними. Ни одно решение не должно проходить без благословения, даже паломничество по святым местам. О себе нельзя объявлять, мобильные телефоны на собраниях выключать, священники должны ходить в штатском, чтобы не засвечиваться перед спецслужбами, а молитвенные последования сокращать. Какие горячие борцы за икономическое право, правильность Богослужения и чистоту Православия! По иронии судьбы когда-то священник Мороз был борцом с тоталитарными сектами, а ныне создает собственную секту.
Отец Алексий Мороз, отрастив волосы и бороду, стал похож не то на ортодоксального иудея, не то на гуру. Возможно, это связано с тем, что он боится, что кто-то вспомнит о проблемах с его каноническим статусом. Хорошо известно, что еще в 90-е годы он — священник-целибат женился на собственной прихожанке, которая ради этого развелась со своим мужем. Совершенно непонятно, почему он так ненавидит владыку Никодима и его учеников. Ведь именно секретарь владыки Никодима – ныне митрополит Новгородский и Старорусский Лев — долгие годы терпел его в неканоническом статусе, не запрещал, а тихо отправил за штат с правом служения в любой епархии. Вообще-то отец Алексий Мороз совершил тягчайшее каноническое преступление, после которого он не достоин стоять у престола Божия. Ему надо стать мирянином и тихо каяться в своих грехах. А он имеет наглость, будучи в беззаконии, учить других закону.
Те, кто пошел за Морозом, помножили на ноль свое многолетнее служение у престола Божия. Руководствуясь логикой участников «соборища», они должны признать свое прошлое преступным. А если так, то, кто поручится, что и настоящее морозовцев не преступно? Братья, одумайтесь! Опомнитесь! Покайтесь и возвратитесь в Церковь Христову!

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)
Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

Другие новости по этой теме

Главный редактор — А.Д.Степанов
Учредитель ООО «Русская народная линия»
Пишите нам по адресу info@ruskline.ru
Телефон: +7 (812) 950-92-09
Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл № ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+
Сайт работает на программной платформе

Как хорошо, что возрождаются святыни!

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

15 ИЮЛЯ 1240 Г. СОСТОЯЛАСЬ ЛЕГЕНДАРНАЯ БИТВА НА НЕВЕ, ЗАВЕРШИВШАЯСЯ ПОБЕДОЙ РУССКОГО ВОЙСКА.
НЕПРОСТОЕ СЕГОДНЯ ВРЕМЯ. Время памяти и забвения. Порой спросишь у юноши, кто такой Юрий Гагарин — а он и не скажет. А кто такой Андрей Рублев? А князь Мономах? А святой благоверный князь Александр Невский? А между тем эти люди, как и сотни других, составляют честь и славу нашей страны. К примеру, не было бы князя Александра Невского – неизвестно, что бы с нашей Русью стало! Не верите? Почитайте историю. Именем великого русского военачальника и святого (а Александр в конце жизни принял монашеский постриг) названы улицы, площади, населённые пункты, организации. А ещё — воинские награды и храмы. Об одном из храмов, построенном на месте, где когда-то князь совершил свой первый подвиг и его удивительном настоятеле, мы и решили сегодня рассказать.

Первая победа Александра Невского

Первую большую победу Александр одержал 15 июля 1240 г. на реке Неве, за что получил прозвище — Невский. К этому времени Русь лежала в руинах после нашествия монголов, а с запада начался крестовый поход с одобрения Папы Григория IX.
Планировался полный захват севера и запада Руси и насаждение католичества. Первыми двинулись шведы, следом, в августе месяце — немецкие рыцари. Вскоре были захвачены города Изборск и Псков. Сильное войско высадилось у впадения реки Ижоры в Неву. Шведы отдыхали, ждали подкреплений и назначенного срока для начала совместных действий с немецкими рыцарями.
Вспомним, что в средние века норманны, воины северных стран, наводили ужас на всю Европу. Они захватывали города и целые провинции во Франции, Англии, Италии. Четыре сотни воинов могли захватить средний по величине город, а сюда их прибыло во много раз больше. Войско возглавлял католический епископ и фактически правитель Швеции Ярл Биргер. В походе участвовали норвежцы и датчане.
До этого времени отдельные нападения с севера успешно отбивались, и норманны предпочитали грабить города Европы. Сейчас появилась возможность не просто ограбить, но и поработить северо-западную окраину Руси. На очередную попытку насадить католичество были приняты жёсткие контрмеры.

«Пришли за шерстью, и возвратились стрижеными»

Исполняя волю Рима, потомки легендарных викингов, датские и норвежские рыцари, лихие вояки, набранные из многих стран Европы, бойцы с железным характером и блестящей выучкой, предвкушали лёгкую победу и огромную добычу.
Ярл Биргер, опытный, искушённый в политике и ратных делах военачальник, совсем не считал Александра за противника и послал ему хвастливое послание: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться! Я уже здесь и пленю твою землю!»
Было от чего призадуматься новгородцам, для многих из которых главным было удачно торговать, получать прибыль, а вопросы веры отходили на второй план. Вроде бы какая разница — католики или православные? Все христиане. Но уже тогда были понятны далеко идущие планы захватчиков. Прикрывшись плащом и крестом «Божия воина», посланные Римом вояки несли православным народам ужас и закабаление. Например, Тевтонский орден, созданный на Святой земле для освобождения Храма Гроба Господня, Римский Папа двинул в Прибалтику, а в четвёртом крестовом походе 1202 г. крестоносцы вместо Святой земли высадились в Константинополе и грабили Византию долгие годы.
А пока что безжалостный вал крестового похода накатывался на Русь, и главные решения должен был принимать молодой и не имеющий большого опыта князь Александр.
Но «не в силе Бог, а в правде». Получив благословение архиепископа Спиридона, русское войско стремительно напало на непрошеных гостей и сумело одержать убедительную победу. Концентрированными ударами вражеское войско было расчленено на части. Но противник был очень силён и многократно превосходил количеством. Развить успех было трудно, отдельные очаги сопротивления грозили перейти в общую контратаку, и зычные команды Биргера уже вселяли в его воинов надежду на успех. Момент был критический. Лучшие воины-русичи это поняли и усилили натиск. Александр правильно оценил обстановку и сумел пробиться сквозь стену мечей и копий и нанести тяжёлую рану Ярлу Биргеру, а вскоре была уничтожена вся вражеская ставка, что привело к потере управления. С большим уроном иноземцы покинули поле боя и уплыли на запад. «Пришли за шерстью, и возвратились стрижеными».
Первый грозный удар был отбит, но ещё почти два года продолжался натиск с запада, и только тяжёлое поражение на льду Чудского озера остановило крестоносцев. К этому времени и Папа Григорий IX отошёл в мир иной.

Почему воздвигли храм?

Победу на Неве следует рассматривать только в совокупности со всеми событиями этого периода. Три сильнейших удара: с востока — монголы, с севера — шведы, с запада — немцы, — могли навсегда стереть с лица земли наше государство. Теперь только имя Александра Невского внушало в сопредельных странах страх и уважение. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой, благодаря чему было сохранено русское государство.
Великий князь Александр умер в 1263 году, возвращаясь из Ордынской ставки. Ему было всего 43 года. «Осиротела земля русская, уже погибаем», — горестно взывали русичи. Но Бог не оставил Русь.
Потомки Александра Ярославича славно потрудились, и стала Русь великим государством, а сам князь, причисленный к лику святых, — символом нашей страны.
Победа на Неве утвердилась в национальном самосознании нашего народа как величайшее событие, и место, где произошло сражение со шведами, почиталось всегда. Сразу после битвы здесь была воздвигнута часовня, а в 1712 г. в присутствии Петра I освящена церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. В государственном указе было подчёркнуто, что «на сём месте, при устье реки Ижоры, святой Александр Ярославич, великий князь Российский, одержал над шведами победу».
К началу XX века приход церкви насчитывал свыше 2000 человек.
В 1917 году к власти пришли безбожники. Храм повторил судьбу многих храмов того времени. В 1934 г. его закрыли, сбили кресты, использовав их для хозяйственных нужд.
Опустевшая святыня разрушалась. В начале 60-х просел и обрушился купол храма. В стенах храма местные власти устроили мусорную свалку. В 1985 г. они даже приняли решение о его сносе. Но любовь к великому небесному покровителю Санкт-Петербурга сохранилась в душе народа, и храм, пусть и разрушенный, не тронули.
Близился юбилей — 750 лет со дня Невской битвы. Патриарх Алексий II собирался приехать в Усть-Ижору в честь этого великого события, и власти приняли решение отдать разрушенный храм Православной Церкви.
И вот тут судьба святыни неразрывно соединилась с судьбой одного из русских священников-подвижников — протоиерея Анатолия Мороза.

Бог прислал служителя-подвижника

НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА протоиерей
Анатолий Мороз

Путь отца Анатолия, как и путь всей нашей Церкви, удивителен, труден и прекрасен. Он родился и вырос в Белоруссии, в благочестивой православной семье (отец был в храме чтецом и певчим). На характер и убеждения Анатолия немало повлиял сельский священник (будущий священномученик) Матвей Крыцук. По его совету юноша поступил в Минскую духовную семинарию. Позже его наставника арестовали и бросили в тюрьму, где он после пыток скончался.
После семинарии отец Анатолий отправился поступать в Ленинградскую Духовную академию. Он учился вместе с будущим митрополитом Иоанном (Снычёвым), великим русским пастырем. На путь подвижнического служения они вступили вместе, хотя один избрал для себя монашеский подвиг, другой стал хорошим мужем и добрым отцом, мудрым воспитателем детей и внуков (с матушкой Марией они более шестидесяти лет живут в любви и согласии).
Окончив Академию, отец Анатолий весь отдался работе с паствой, что очень не понравилось властям. И тогда ему предложили «сотрудничать» — попросту говоря, стать доносителем КГБ. Он отказался, и ему запретили служить. Ни в один храм его больше не брали ни на какую работу, более того — репрессиям подверглись его дочери. Препятствия на пути отца Анатолия возникали одно за другим, и только непрестанная молитва и крепкая вера помогли ему пройти эти испытания.
Впереди его ждала плодотворная работа на святом для русских людей месте, и, пережив все жизненные испытания, он доказал, что достойно осилит её.
В 1990-м году, в год 750-летия Невской битвы, храм святого благоверного великого князя Александра Невского был отдан прихожанам. На его руины было больно и страшно смотреть. Казалось, много лет должно пройти, прежде чем вернётся былое величие легендарного храма.

Прекрасен храм снаружи и внутри

Так церковь выглядела в 1990 г.

15 июля 1990 года в Усть-Ижору прибыл Патриарх Алексий II и с ним семь архиереев. На протяжении полукилометра дорога до храма руками верующих была устлана ковром из трав и полевых цветов. При огромном стечении народа службу отслужили на деревянном помосте у входа в разрушенный храм.
Отцу Анатолию, когда он принял на себя по благословению Патриарха подвижнический труд по восстановлению храма, было уже за шестьдесят, однако он не считал то, что делает, подвигом. Он смотрел на это как на долг, работу, порученную Богом. Тогда это казалось невероятным, но всего за пять лет удалось восстановить храм.
В 1995 году состоялось освящение восстановленной церкви. Из-за болезни митрополита Иоанна сюда прибыл архиепископ Новгородский Лев, который сказал: «Новгородский князь Александр здесь разогнал шведов, а я с помощью Божьей разогнал бесов». С этого времени некогда поруганный храм снова стал действующим.

Внутреннее убранство храма

Сейчас, спустя много лет, кажется, что храм этот не закрывался никогда. Его светлая, спокойная красота радует каждого. Здесь ощущается намоленность пространства, неразрывность связи с Богом.
Храм прекрасен внутри и снаружи. И даже в будние и ненастные дни он полон народа. На воскресных и праздничных службах здесь бывает до тысячи человек. Это показывает ту силу и притягательность, которой обладают служители церкви и её настоятель, и говорит о великой помощи небесного покровителя и хранителя Русской земли святого Александра Невского.
После десятилетий забвения своей истории, отказа от национальных духовных ценностей, мы медленно и мучительно начинаем возвращаться к себе и вновь осознавать себя русскими людьми. Тем важнее нам продолжать духовную брань, возрождать наши души вместе с нашими святынями.
Память о подвигах, о великих наших воинах и подвижниках — огромная сила. Мы уверены в неустанной поддержке, которую даруют нам молитвы наших святых, среди которых один из первых — святой великий благоверный князь Александр Невский.
Николай ЖДАНОВ
Фотографии из архива протоиерея Анатолия Мороза
Жил да был храм…
Жил да был храм, был красив он, Куполов свет, золотой звон. Приходил люд: млад и стар в храм, Мир, покой, свет находил там. Сотни лет жил, а потом – гром, Укротить зло не сумел он. И упал трон, где сидел Царь, Зазвучал плач, понеслась гарь. Сажа, мрак, боль, чёрных пуль свист, Залила кровь новых дней лист. И писал вождь свой приказ нам: «Расстрелять Русь, погубить храм!» Купола – в грязь, а кресты – в печь, Начался бум, поднялась сечь. Был убит Царь, и распят тот, Кто хранил храм, вот и всё, вот… Где ты, Русь, где? Русь ты, что, что? Знаешь, где Царь? Знаешь, Царь – Кто? Кто вскормил Русь, кто согрел нас, Этот Царь здесь – Иисус-Спас! Строит Русь Он, гонит прочь спесь, Этот храм был, этот храм есть, Куполов свет, золотой звон Жил да был храм, был красив он! Обойди Русь, поклонись тем, Кто отдал жизнь – и ушёл в тлен. Кто сберег честь – и ушёл в пыль, Разве то – миф? Это всё – быль…
Сергей РОМАНОВ

Хроника жизни и подвигов святого благоверного князя Александра Невского

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВОВИЧ НЕВСКИЙ (1221–1263 гг.) – князь новгородский в 1236–51, великий князь Владимирский с 1252 г.
В 1236 г. он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 г. женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.
15 июля 1240 года на берегу Невы, в устье реки Ижоры одержал победу над шведским отрядом, за что и стал называться Невским. Историки полагают, что сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, у Вороньего камня, произошло Ледовое побоище, в результате которого был заключен мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали часть Латгалии.
Летом того же года Александр нанёс поражение семи литовским отрядам, напавшим на северо-западные русские земли, в 1245 г. отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил литовский отряд у озера Жизца и наконец разгромил литовское ополчение под Усвятом.
В 1252 г. хан Батый вручил Александру Невскому ярлык великого князя.
В 1257 г. князь подавил восстание против монголо-татар в Новгороде, грозившее непредсказуемыми последствиями не только для Новгорода, но и для областей Руси. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду.
В 1262 г. после волнений в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы, с целью умилостивить хана Берке Александр Невский лично отправился с дарами в Орду. По дороге назад, во Владимир, князь занемог и 14 ноября 1263 г. в Городце скончался. Перед смертью он принял монашескую схиму под именем Алексий. Тело его было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

©VZOV.RU, 2001—2013
Начало Карта сайта Контакты Архив Наверх

Исповедаю грех, батюшка — прот. Алексий Мороз

Псевдоправославие

(59 голосов: 3.61 из 5)

Среди православной литературы, издающейся в наши дни, можно без труда найти серьезную догматическую и богословскую литературу, замечательные творения святых отцов, трогающие сердце своей глубиной и чистотой.
На потребу времени появилось множество книг для новоначальных, которые простым и доступным языком рассказывают о богослужении, раскрывают смысл Таинств…

Когда православная книга бывает во вред

О книге о. Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка»

Среди православной литературы, издающейся в наши дни, можно без труда найти серьезную догматическую и богословскую литературу, замечательные творения святых отцов, трогающие сердце своей глубиной и чистотой.

На потребу времени появилось множество книг для новоначальных, которые простым и доступным языком рассказывают о богослужении, раскрывают смысл Таинств, объясняют важнейшие понятия христианской жизни. Особой популярностью пользуются издания, рассказывающие о Таинстве Исповеди и о подготовке к нему.

Необходимость подобных книг для многих очевидна: они помогают новоначальному христианину взглянуть на свою жизнь под другим углом, отойти от принятых в современном обществе стереотипов (жизнь в блуде — гражданский брак; гомосексуальные отношения — свободная любовь; убийство ребенка во чреве — прерывание беременности и тому подобное); дают ответ на многочисленные вопросы — ведь многие приходят в храм из невоцерковленных и даже неверующих семей, что называется «с улицы».

Эти книги (назовем их условно «пособия для готовящихся к исповеди») имеют приблизительно одинаковую структуру: в вводных главах рассказывается о том, что есть грех, о покаянии, о смысле и значении Таинства Исповеди, о подготовке к нему; о том, как Таинство Исповеди проходит, — да и вообще обо всем, что необходимо знать новоначальному христианину, пришедшему в храм с желанием исповедать свои грехи.

Следом, после вводной части, читатель знакомится со способами построения исповеди. Чаще всего это испытание совести по десяти заповедям Закона Божьего: сначала приводится сама заповедь, затем — перечень возможных грехов против нее (иногда в форме вопросов читателю) с авторскими пояснениями. Выглядеть это может таким образом:

«Первая заповедь.
Первая заповедь из десяти, данных Богом, гласит: «Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня». Кайся, христианин, в чем согрешаешь ты против этой заповеди:

1. Имеешь ли ты твердую веру в Слово Божие и учение Святой Церкви и не имеешь ли каких-либо сомнений в истинности святой веры, изложенной в Священном Писании?

2. Не допускаешь ли ты мысли о том, будто совсем нет загробной жизни?» («Полная исповедь». Прот. Василий Михайловский).

Помимо испытания совести по десяти заповедям, существует испытание совести по заповедям блаженства. Некоторые авторы предпочитают разделять перечень грехов на: 1. грехи против Бога; 2. грехи против ближнего; 3. грехи против самого себя.

Каким бы ни был принцип построения исповеди, цель всегда одна — показать человеку его грех. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые «исповедники», прочтя десять заповедей списком, подходят ко священнику со словами: «я никого не убивал, ничего не крал, жене/мужу не изменял — я безгрешен!» Глубокое осмысление каждой заповеди, подробный рассказ о грехах против нее — единственный способ разубедить человека в его «безгрешности» и создать твердую почву для подготовки к исповеди частной.

Прекрасный пример этому находим в книге «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

  • «Блаженны миротворцы — говорит нам Слово Божие. А мы ссорим людей, передаем всякие дурные слова, сказанные другими в раздражении, вместо того, чтобы промолчать ради мира».
  • «»Резали», как говорят, «правду в глаза», когда этого не требовалось, когда это приносило только обиду, оскорбление, вред делу. Господи, прости нас, неразумных «правдолюбцев»!»

Помня о пользе чтения подобных книг, все же не стоит забывать и об оборотной стороне медали.

Как приготовиться к исповеди и причастию. Практическое пособие для православного христианина
«В любых таковых перечнях (грехов — прим. И.С.), — пишет автор книги «Как подготовиться к исповеди и причастию» священник Михаил Шполянский, — таится большая опасность — формализация понятия греха: раз написано — значит грех. Однако в действительности все намного сложнее… Необходимо понимать, что греховный поступок — понятие не абсолютное, а относительное».

К сожалению, не все авторы так называемых пособий для готовящихся к исповеди это понимают. Как результат — среди действительно серьезных и глубоких книг попадаются отдельные издания, чтение которых не только не поможет человеку прийти к православному осознанию греха и покаянию, но и, напротив, затмит грех настоящий массой формальных, притом не всегда разумных запретов, не имеющих никакого отношения к православному пониманию греха и к современным жизненным реалиям.

Одна из причин этого явления заключается вот в чем.

Современные авторы и издатели довольно часто переиздают дореволюционные книги, не особо задумываясь над содержанием и забывая о том, что живем мы совсем в другое историческое время и в другой стране. За вековой промежуток времени изменилась степень воцерковленности людей, изменилось отношение к Церкви в обществе. Более того, изменилась и позиция Церкви по некоторым вопросам.

Безусловно, большая часть сказанного в то время по-прежнему актуальна сейчас. Однако придирчивый редакторский взгляд просто необходим в определенных случаях, ведь такие грехи как «ношения погон» или «вызов на дуэль» звучат более чем нелепо и невольно заставляют читателя сомневаться в правильности и актуальности остальных высказываний.

К счастью, ситуацию в этом случае можно легко исправить, указав читателю на год, в котором книга была впервые издана, и попросив его делать на это скидку. Это снимет многочисленные недоумения по поводу прочитанного.

Однако существует другая категория книг, авторами которых являются люди вполне современные. Но и в этих изданиях, то ли в угоду традиции, то ли благодаря особой авторской позиции, продолжают встречаться довольно экзотичные «грехи». Предлагаю Вам обратиться к книге «Православная исповедь. Перечень грехов. В помощь кающемуся» (Владимир Губанов, издательство «Развитие духовности, культуры и науки», 2005):

  • Украшение (лица, одежды, жилища), острижение волос (женщинами), выщипывание бровей.
  • совокуплением с бесами (плотским сожительством с бесами, когда бес является в образе умершего человека или живого, супругу или супруге).
  • ношение неприличной одежды, спортивной, обнажающей тело, короткой, узкой, обтягивающей тело, одежды с надписями, модной, пышной, яркой.
  • ношение перстней, колец, серег, бус, ожерелий, галстуков, погонов и прочих украшений;
  • слушание радио; слушание музыки;
  • участие в викторинах;
  • лечение у безбожников;
  • жестикулирование;
  • держание в доме собаки;
  • употребление гематогена;
  • пересадка органов;
  • обнажение тела (у врача);
  • мытье в бане с иудеями.
  • езда на велосипеде или на мотоцикле;
  • питье чая, читая духовную книгу;
  • неприличное сморкание.

Книга «Лекарство от греха» (Фонд «Благовест», М., 1999) поможет православному христианину несколько разнообразить свои представления о грехах:

Список «грехов»:

  • «Говорила: «Это случайно…ну и день плохой сегодня, бестолковый какой-то»» (с. 15),
  • «Печалилась, когда разбивалась или терялась вещь…» (с. 15),
  • «В церкви ставила и клала вещи на подоконник» (с. 19),
  • «Нарушала чужой сон…по неосторожности»,
  • «Читала детям нотации: не запачкай, не потеряй и т.п.» (с. 28),
  • «Обгоняла людей старше себя и не поджидала отставших. Не ожидала их, если они встречали знакомых» (с. 29),
  • «Когда шла в гости, не брала с собой гостинцы» (с. 32),
  • «Садилась на чужую кровать без разрешения» (с. 33),
  • «Ела мацу и гематоген, рыбу без чешуи» (с. 41)»,
  • «Напоказ носила очки в золотой оправе, золотые коронки, часто открывала рот, чтобы показать их».

Боюсь, что после прочтения этой книги, вместо обещанного «лекарства от греха» новоначальный христианин рискует получить паранойю…

(Как в своем докладе на открытии I Всеукраинского Миссионерского съезда (27 мая 2003 года, г. Киев) говорил председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви епископ Полтавский и Кременчугский Филипп, «Содержащие суеверные или превратно понятые представления, книжонки сродни печально известной «Лекарство от греха» выполняют функцию отталкивания от Церкви здравомыслящих людей».)

Однако самое сильное и ни с чем не сравнимое впечатление на меня произвела книга отца Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка» («Смирение», 2005).

В отличие от большинства пособий по подготовке к исповеди, это не тоненькая книжечка или брошюрка. Прекрасно изданный фолиант в 576 страниц внушает доверие одним своим видом. Да и автор — священник, кандидат педагогических наук, член союза писателей России, автор нескольких книг…

Более того, 16 января 2005 года отцу Алексию за это издание была присуждена 1-я Всероссийская православная литературная премия имени св. благ. князя Александра Невского в области популярной богословской литературы.

Я не буду рассказывать о впечатлении, которое произвело знакомство с этой книгой. Приведу лишь отдельные цитаты, предоставив читателю возможность сформировать свое мнение о книге:

«Скверноядение. Оно состоит: в принятии пищи и питья, которые запрещены в Законе Божием. Например, употребление в пищу чаек, тушканчиков или змей (Лев. 11). Конечно, в России часть пищи, перечисленная в Левите, традиционно употребляется в пищу и вряд ли может считаться нечистой и приводить к осквернению. Это, например, заяц, кролик, свинья, угорь (Интересный выборочный подход — прим. И.С.). Осквернение также состоит в принятии пищи и питья из одной посуды с собаками и кошками; из невымытых и оскверненных сосудов. Принятие муки, соли или воды в колодце, которые осквернились прикосновением к ним нечистого животного. В этом случае сосуды, хлеб, и сами люди скверноядшие должны быть освящены по чиноположению церковному».

«Приходя в квартиру, где находится собака, многие испытывают чувство дискомфорта и даже страха, ибо не привыкли к общению с подобными животными. В любом случае, христианину, живущему в городе, не подобает держать собаку в своей квартире как по гигиеническим, так и религиозно-нравственным мотивам (в Ветхом Завете, например, собака называется нечистым животным)».

«Многосмотрение телевизора — телемания, порочная страсть разлагающая душу человека. Основные телевизионные передачи посвящены человеческим страстям, похоти, убийству, сребролюбию, гордости (суперменству) и тому подобному. Кто постоянно смотрит телевизор, тот незаметно для себя начинает жить жизнью выдуманных телегероев: блудить, убивать и пьянствовать вместе с ними».

«У мужчины (от дружбы с противоположным полом — прим. И.С.) может наблюдаться потеря духовной крепости, расслабление характера (а не смягчение его, которое может возникать при редком общении со слабым полом). Также наблюдается расслабление души скверными помыслами, развитие утонченного сладострастия, когда мужчина, даже не отдавая себе отчета, беседуя зачастую на благочестивые темы, соуслаждается самой энергией беседы, «флюидами» тесного общения с женщиной. В женском существе преобладают кровь и чувства, женщина еще более расположена к пристрастному отношению. Общаясь с мужчиной, она часто подсознательно реагирует на него как на будущего партнера или мужа. Так она называет друга-мужчину своим братом, если они близки по возрасту, отцом — если намного старше ее, сыном — если моложе. Но в любом случае, она как бы сродняется, связывается с ним. Женщина начинает усматривать и расхваливать в своем друге-мужчине такие совершенства, каких он никогда и не имел. Таким образом, женщина превращает своего друга мужчину в идола, а затем и сама стремится стать идолом для него. Даже если у них есть общие духовные и религиозные интересы и на этом основана их дружба, то она, по искушению от диавола, еще скорее приводит к опасности падения».

«…у матери, которая хочет объедаться, кричать, бездельничать, ребенок будет все это делать, даже если мать внешне не позволяет этого себе в своем поведении».

«…алкоголик будет склонять к выпивке, жадный — к накопительству и тому подобное. Часто такой человек в качестве своей профессиональной деятельности выбирает ту, которая косвенно удовлетворяет его страсть в результате занятия предметом страсти или общением с подобострастными людьми. Так, тщеславный скорее выберет профессию актера, жадный — бухгалтера, страждущий чревоугодием — повара, блудливый — профессию венеролога».

В списке грехов, как и в предыдущих случаях, встречаются довольно интересные:

  • Беспричинные и частые посещения знакомых.
  • Излишнее пристрастие к своим родственникам.
  • Оставление отцовского друга.
  • Ложная независимость.
  • Греховная выдержка (которая заключается «в попытке скрыть свое, чаще всего негативное (греховное), отношение к окружающему» — прим. И.С.).
  • Лишение себя невинности.
  • Неблагообразный смех.
  • Пристрастие к сверстникам (товарищам) или, напротив, пренебрежение ими.и т.д.

Но самое отвратительное впечатление произвело чтение раздела, посвященного грехам против седьмой заповеди — «Не прелюбодействуй». Именно благодаря этому разделу книга получила название «православной камасутры» и широкое цитирование на всевозможных порно-ресурсах.

Автор, давая комментарий к тому или иному греху, в красочных подробностях описывает разнообразные стороны интимных отношений, забывая о том, что читателями его книги могут быть не только люди зрелые во всех отношения, но и дети, и подростки. А также просто люди целомудренные и одинокие, для которых чтение о половых извращениях и об отношениях между полами (или внутри пола в гомосексуальных отношениях) в столь откровенных подробностях вряд ли будет полезно:

«Малакия (рукоблудие, онанизм). «Блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6:18). Грех этот заключается в удовлетворении собственной похоти при помощи рук. Тайность и доступность этого греха приводит к падению в него большинства юных и молодых людей. Страдают этим грехом не только мужчины, но и женщины, не только молодые, но и престарелые, и не только вкусившие блуд, но даже еще не испытавшие полового совокупления. Особенная сладострастная чувствительность, которой сопровождается малакия, развивает этот порок до такой степени, что даже женитьбой или замужеством он не всегда излечивается. Этот порок часто совершенно порабощает волю человека, он и желает его оставить и не может. Удовольствие, которое испытано телом сегодня, завтра опять требуется плотью, на третий день повторяется еще с большей силой… и так без конца. Какой же это ужасный порок! Рукоблудник теряет жизненную энергию, тупеет памятью, становится раздражительным, истеричным. Через мечтательность и похотливые фантазии онанист часто становится послушным орудием в руках блудного беса. Покаяние на исповеди, пост, воздержание ума, сердца и чувств от недолжных мечтаний, зрелищ и чтения помогает ослабить воздействие вредной привычки. Причастие святых Таин Христовых, старание больше быть на людях, прогулки, посещение церкви, молитва к Божией Матери, Иоанну Предтече, о даровании целомудрия и чистоты помогает отстать от этой вредной привычки. Церковь назначает согрешившему эпитимию, помогающую ему справиться с этим греховным пороком. Например, сухоядение и по 100 поклонов на протяжении 40 дней (По правилу Иоанна Постника)».

Подробное описание и перечисления грехов (не подкрепленные разве что иллюстрациями) может произвести совсем не тот эффект (осмысление собственной греховности и покаяние), на который рассчитывает автор. Напротив, это может спровоцировать интерес, любопытство, разбудить нецеломудренные мысли — причем намного лучше любого бульварного романа.

(Подобные последствия с иронией изложены в совсем не православной книге Константина Плешакова «Безнравственные письма к Луциллию»:

«В свое время та же Марина, ужаснувшись моему безнравствию, прислала курьерской почтой некую православную брошюрку, весьма скрупулезно трактующую грехи. Как ты понимаешь, первым делом я кинулся проверять грехи плотские — и что бы ты думал? Я обнаружил целый грех, которым натурально не занимался! Грех называется «скоктание», а то, что Даль определяет это как щекотание, так это ничего не значит: со времен Даля сексуальная техника (надо надеяться) шагнула далеко вперед. Брошюрка имела шумный успех. Мои друзья горестно говорили, что вся жизнь, видимо, прошла даром, приятельницы несдержанно стенали и просили позвонить в Патриархию и узнать подробно, что такое скоктание и как именно им не надо заниматься…»).

Впрочем, вернемся к творению отца Алексия Мороза. В разделе, посвященном грехам против седьмой заповеди, содержится масса сомнительных утверждений даже в большей степени, чем в предыдущих:

  • «Пропаганда орального секса в Европе началась с Зигмунда Фрейда, который за свою развращенность был наказан Богом (раком горла и языка, того, чем грешил) и умер в жутких страданиях».
  • «Поставляется в вину сонное искушение, когда оно происходит от чревоугодия, пьянства и многопития (часто от переполнения желудка жидкостью)».

Отдельным грехом, по мнению автора, является внебрачная беременность.

  • «Беременность для девицы или женщины, не имеющей мужа, является наказанием Божиим за грех».
  • «Подпадение чьему-либо насилию по причине собственной неосторожности и вольности в поведении».

Бывают обстоятельства, которые делают виновным в изнасиловании не только насильника, но и пострадавшее лицо. Например, вольное обращение с мужчинами, употребление вина в мужских компаниях, посещение мест, где возможно остаться наедине с мужчиной , вызывающая одежда, короткие юбки, кокетство, заигрывание. Все это может послужить побудительным мотивом для сексуального нападения. Другие при физическом девстве или вдовьем целомудрии растлили себя чтением любовной литературы, смотрением эротических фильмов, слушанием любовных песен и рассказов о любовных утехах и «победах» подруг. Для таковых насилием бывают только первые порывы со стороны насилующего или одна неожиданность греха; они не борются до конца с насилующим или же прямо поддаются страсти, для увлечения которой достаточно двух-трех минут».

«Брак при большой разнице в возрасте. Это является крайне неразумным и даже греховным действием. От такого брака, когда, например, муж старше жены на 20 лет, или не бывает детей, или они рождаются болезненными, хилыми и не живут долго. В этом браке явно наблюдается психическая и духовная патология. Мужчина по своим годам в таком браке бывает старше отца своей супруги, то есть девушка по годам выходит замуж за своего «папочку». Мужчина, как правило, уже повидавший виды развратной жизни, прельщается на молоденькую девочку, желая полнее удовлетворять свое сладострастие. Женщины же решаются на такой неравный брак из-за денег, положения в общества и тому подобному, по мотивам, совершенно чуждым христианскому духу и греховным по своей сути. Естественно, что такой брак Богом благословляться не может и, кроме горечи и волнений, ничего не принесет согрешающим».

Впрочем, стоит ли удивляться таким высказываниям, если автор утверждает:
«Мерзко пред Богом любое половое действо, не ведущее к продолжению рода», а супружеские отношения называет «похотным удовольствием»…

Ко грехам против седьмой заповеди («Не прелюбодействуй») автор также относит слушание современной и рок-музыки, а также ношение женщинами коротких стрижек, («Все эти короткие стрижки «под мальчишку», имеют одно назначение: вызвать большее внимание и пробудить половой интерес мужчин»), а также брак гражданский, т.е. зарегистрированный государством, о котором в Социальной концепции РПЦ говорится:
«Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Печально, но подобного рода литература не сходит с прилавков православных книжных магазинов, ее с пристрастием цитируют и рекомендуют, стараются по ней жить… И ни автора, ни издателя, ни продавцов не волнует, что подобное чтение в лучшем случае приведет человека не утвержденного в Православии к определенным заблуждениям, в худшем — надолго отвратит его и от Таинства Исповеди, и от Церкви вообще…

Невозможно не согласиться с протоиереем Алексием Уминским, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, который во время заседания круглого стола «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса» (27 декабря 2006 года) высказал следующую точку зрения:

«У нас существуют … какие-то странные книги, в том числе и об исповеди, которые я бы просто запретил продавать. Вот выходит книга под названием «Исповедую грех, батюшка…» питерского священника Алексея Мороза. Там перечисление грехов занимает полкниги — только содержание».

Ирина Стрижова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *