Священник которого убили

Погибшие священники с 1990 по 2014г.г.

?

Log in

No account? Create an account marginalt (svidetel) wrote in rus_vopros,
2014-04-12 17:42:00 marginalt
svidetel
rus_vopros
2014-04-12 17:42:00

Протоиерей Александр Меньбыл убит утром 9 сентября 1990 года на тропинке к железнодорожной станции «Семхоз». Неизвестный ударил его тяжелым предметом (вероятно, топором) по голове. Священник дошел до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Предполагаемый убийца — пьяница и уголовник якобы просто спутал о. Александра с другим человеком, тем более, что священник был одет в гражданское платье.

Секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия игумен Лазарь (Солнышко) был убит 26 декабря 1990 года в Москве. Обстоятельства убийства были загадочными, однако правоохранительным органам удалось задержать сотрудника Отдела внешних церковных сношений МП Михаила Потемкина (ставшего позднее епископом одного из ответвлений РИПЦ под именем Мануила (Платова). Тогда он просидел в Бутырском следственном изоляторе почти два года Следствие так и не кончилось судом.

Настоятель храма Рождества в Путинках игумен Серафим (Сергей Шлыков). Труп священнослужителя был обнаружен 2 февраля 1991 года в квартире на Красносельской улице. Похищены деньги, радио и видеоаппаратура.

Три монаха Оптиной пустыни — иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт — убиты 18 апреля 1993 г., на Светлое Воскресение Христово, в Оптиной пустыни. Преступник Николай Аверин оказался дьяволопоклонником, который рассказал следствию, что получил «приказ от дьявола».

Настоятель храма Рождества Богородицы села Жарки Юрьевецкого района иеромонах Нестор (в миру Савчук Николай Иванович) был зверски убит в ночь с 30 на 31 декабря 1993 года в келье настоятельского дома. Иеромонах Нестор был найден лежащим лицом вниз в луже крови, распростёртый у распятия Иисуса Христа без признаков жизни. Тело его было полностью обескровлено. После убийства пропала крупная сумма денег из дипломата иеромонаха, которая была пожертвована ему в этот день предпринимателями на строительно ремонтные работы в храме. Юрьевецкий районный суд приговорил виновного в убийстве к четырем годам лишения свободы. Суд счел, что убийца был не вполне вменяем.

Священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Грозный, до рукоположения — офицер Российской армии, был убит 14 февраля 1996 года в чеченском плену. Вплоть до похищения чеченцами (29.01.1996), не взирая на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий (находится недалеко от бывшего дворца Дудаева), не прекращал окормления паствы, регулярно совершал богослужения. В новогоднюю ночь 1995 года был насильно привезен бандитами на грозненский ж.д. вокзал, где ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с требованием сдаться. В ответ на это отец Анатолий благословил солдат на ратное дело.

Священник Георгий Зяблицев, высокопоставленный сотрудник Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, погиб в 1997 году. Он был убит по возвращении из-за границы в собственной квартире после нескольких часов жестоких истязаний. Скончался в результате многочисленных ножевых ранений предположительно 22 или 23 сентября. Отец Георгий отвечал за католический сектор и много путешествовал по казенным делам.

Настоятель петербургского храма во имя святой преподобномученицы Елисаветы при городской больнице номер 3 в Санкт Петербурге протоиерей Александр Жарков был убит в 1997 году. Тело было найдено 14 сентября в окрестностях города Пушкина. Незадолго до этого он перешел из РПЦ МП в РПЦЗ. Предполагается, что священник стал жертвой «похоронной мафии» — банды, в которую входили сотрудники, в основном санитары, петербургских моргов. Глава преступной группировки Валерий Бурыкин, бывший заместитель директора Государственного учреждения здравоохранения «Городское патолого-анатомическое бюро» (ГУЗ ГПАБ) Петербурга, был задержан в ноябре 2007 года на австро-венгерской границе. В сентябре 2008 года Бурыкин был экстрадирован властями Венгрии в Россию по требованию Генпрокуратуры РФ.

Настоятель Свято-Никольской церкви протоиерей Михаил Сацюк был убит 12 октября 1998 года в Бресте. В тот же день на выезде из города в автомобиле был найден его труп. Следствие пришло к выводу, что причиной убийства был экономический мотив, убийца преследовал цель ограбления.

Старообрядческий священноинок Димитрий (Расстегаев) зверски убит в январе 1998 года в Ярославской области. Причиной его смерти стала квартира в Ярославле, которую молодой священник собрался продать, уезжая на новый приход в Белую Криницу. Банда квартирных грабителей, обосновавшаяся на Ярославщине под вывеской риэлтерской фирмы «Партнер», убила священнослужителя, расчленила тело и бросила в подпол избы, в которой началось пьяное застолье. Бандитов поймали только через три года.

Протоиерей Борис Пономарев был убит 16 июля 1999 года в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области. Убийство милиция раскрыла довольно быстро. Как оказалось, со священником расправились трое рецидивистов. Они были прихожанами его церкви, и протоиерей иногда приглашал их к себе в гости. Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и решили ограбить священника. Ночью они ворвались к Пономареву, связали его жену и родственницу, а самого протоиерея убили.

Протоиерей Петр Сухоносов, настоятель Покровского храма в станице Слепцовская (Ингушетия), был похищен 28 марта 1999 года четырьмя бандитами, напавшими на церковь, в которой он служил более 40 лет. Погиб в плену.

23 августа 2000 года произошло убийство иеромонаха Симеона (Аносова), настоятеля храма Андрея Первозванного в Барнауле (Алтайский край). Убийцей стал бывший водитель иеромонаха Константин Шиленков, ранее неоднократно судимый.

8 января 2001 года совершено убийство иеромонаха Александра (Кулакова) в селе Сабаево (Мордовия). Убийца Алексей Максимов скрывался в Иоанно-Богословском монастыре близ Саранска под именем Алексей Светов. Во время службы в армии он убил сослуживца, а потом, скрываясь от трибунала, совершил еще ряд тяжких преступлений.

Настоятель храма в поселке Тура Красноярского края иеромонах Григорий (Яковлев) зверски убит 21 марта 2001 года в Эвенкии в Туре, в церкви Святой Троицы. Отсеченную голову священника преступник отнес в алтарь и бросил ее на престол. Подозреваемый заявил, что он якобы кришнаит и совершил это преступление по «приказу Кришны».

13 мая 2001 года в г. Тырныаузе (Кабардино-Балкария) был убит священник Игорь Розин, которому до того неоднократно угрожали местные жители, а за две недели предупредили о готовящемся убийстве. Явившись в храм и уединившись со священником, 23 летний Ибрагим Хапаев нанес отцу Игорю три удара ножом. Позднее суд признал Хапаева невменяемым.

Отец Сергий Цветухин, настоятель Свято-Димитриевской церкви в городе Камышин (Волгоградская область), убит 9 октября 2001 года. Тело 33-летнего священника было обнаружено в его квартире с множественными колото-резаными ранами. По данным следствия, двое местных жителей пришли к священнику в гости. В ходе ссоры они убили хозяина и, сорвав с него крестик и цепочку, скрылись с места преступления. Один из подозреваемых в убийстве был задержан в Волгоградской области в 2008 году; второй объявлен в розыск. Задержанный признался в содеянном.

Настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери Московского патриархата 85-летний игумен Иона (Ефимов) был убит в Татарстане 14 октября 2002 года. Его тело было найдено утром в палисаднике собственного дома. Преступник ударил священнослужителя тяжелым предметом в висок. Травма оказалась смертельной. Причина убийства — ограбление.

8 августа 2003 года был убит иеромонах Нил (Савленков), настоятель Волдозерской Ильинской пустыни в Карелии. Убийца — 38-летний уроженец Тольятти Андрей Наседкин, ранее судимый.

2 ноября 2003 года произошло убийство иеромонаха Исаии (Яковлева) возле села Раифа (Татарстан) ранее судимым 19-летним местным жителем Дмитрием Новиковым, находившимся в подпитии.

25 декабря 2003 года был убит иеромонах Александр (Тыртышный) в селе Колосовка (Омская область). Ранее судимый 23-летний местный житель Дмитрий Литвинов попросил исповедовать его, но не в церкви, а у себя дома. Иеромонах согласился на просьбу, а когда, придя в дом, отец Александр облачился в рясу, убийца напал на него с ножом.

Архимандрит Герман (Хапугин), настоятель Давидовой пустыни, убит 26 июля 2005 года в Чеховском районе Подмосковья. Его тело было обнаружено в келье. У священника были связаны руки. Кроме того, у него были обнаружены черепно-мозговые травмы. Вещи в келье были разбросаны, а сейф, находившийся там же, был вскрыт.

В селе Прямухино Тверской области при пожаре погибли в собственном доме православный священник, трое его детей и жена Ксения. Отец Андрей Николаев сгорел с семьей в ночь на 2 декабря 2006 года. Дом был облит бензином и подожжен. За несколько месяцев до этого священник обращался в милицию и просил помощи и защиты. Отец Андрей Николаев каждую ночь с ружьем в руках охранял церковь от местных воров. Местные жители разворовывали церковь, чтобы купить спиртное. Незадолго до этого дом священника уже был сожжен.

В Алапаевском районе Свердловской области в ночь на Рождество с 6 на 7 января 2007 года убит настоятель местного храма Петра и Павла иерей Олег Ступичкин. Тело священника было обнаружено в храме после пожара. Из храма были похищены более 20 икон. Преступление раскрыто по «горячим следам». Задержаны двое подозреваемых. Это местные жители, безработные, ранее неоднократно судимые. У погибшего священника остались жена и четверо детей.

В селе Посевное Черепановского района Новосибирской области рано утром 12 февраля 2007 года неизвестные подожгли дом настоятеля храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, священника Дмитрия Асташенко. Дом загорелся в считанные секунды, и священник, разбив окно, выбросил в снег четырех малолетних детей (старшим девочкам было 4,5 и 2,5 годика, младшим мальчикам — 1 год 8 месяцев и 8 месяцев), а затем выбрался через него сам с супругой. Дом сгорел полностью. Все члены семьи были раздеты, из за сильного переохлаждения заболели. У отца Димитрия, ко всему прочему, отморожены пальцы ног, так как ему пришлось бежать босиком по снегу. Священник предполагает, что это был поджог, поскольку за домом со стороны огорода на снегу остались следы неизвестных людей.

4 марта 2007 года было совершено нападение на настоятеля Никольского храма г.Воронежа отца Петра (Петрова). Неизвестный нанес священнику несколько ножевых ранений в подбородок и шею. Отец Петр был госпитализирован. Нападавшего, жителя Центрального района Воронежа, 1987 года рождения, задержали очевидцы. По данным ГУВД области, это психически больной человек.

9 июня 2007 года в Зеленограде перед началом литургии на иерея Павла Ходзинского с ножом напал душевнобольной мужчина. Нападавший (им оказался 38-летний местный житель, состоящий на учете в психоневрологическом диспансере) подбежал к священнику, когда он стоял на ступенях храма святителя Филарета, и перочинным ножом успел нанести священнослужителю несколько касательных порезов руки, после чего был задержан прихожанами и передан милиции. Потерпевшему медицинская помощь была оказана на месте происшествия, и от госпитализации он отказался.

В ночь на 22 августа 2007 года в городе Фурманове Ивановской области в собственном доме был убит настоятель прихода Вознесения Господня игумен Авенир (в миру Смолин Алексей Юрьевич, 1978 года рождения). 24 августа один из убийц был задержан. Преступление было совершено с целью ограбления.

24 ноября 2007 года в Архангельске был подожжен дом настоятеля Свято Ильинского кафедрального собора протоиерея Владимира Кузива. По предварительной версии следствия, около 4.30 неизвестный злоумышленник бросил в окно дома священнослужителя бутылку с зажигательной смесью, отчего внутри произошел пожар. От огня пострадали кровля и чердачные перекрытия на площади шесть квадратных метров, а также комната. В доме в этот момент находился священник и его семья жена и трое детей, младшему из которых 18 лет. В результате пожара отец Владимир получил ожоги.

7 февраля 2008 года священник отец Анатолий Нагорный, возвращался домой с вечерней службы в храма Святителя Митрофана Воронежского, когда неизвестный напал на него с ножом. Преступник ударил священника сзади в шею и скрылся. Попытки ограбления он не предпринял. Священник самостоятельно вернулся в церковь на Хуторской улице, откуда вызвал милицию и врачей. С обильным кровотечением его госпитализировали в НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.

В ночь с 25 на 26 февраля в селе Белосток Луцкого района на Волыни топором зарублен настоятель местного храма игумен Илия (Хамаза). 28 марта ему исполнилось бы 30 лет.

9 марта 2008 года был убит настоятель прихода во имя Державной иконы Божией Матери в Белореченске Краснодарского края священник Алексей Горин. По подозрению в совершении этого преступления задержан старший сын Горина. По версии следствия, он в состоянии аффекта нанес отцу несколько ранений, одно из которых оказалось смертельным.

28 ноября 2008 года неизвестные сожгли дом руководителя миссионерского отдела Ярославской епархии, проректора Ярославской духовной семинарии иеромонаха Серапиона (Митько). Его дом находится в селе Петрово Ярославского района близ областного центра. Дом практически сразу загорелся с трёх сторон. Священнику удалось выбраться на улицу. По словам священника, позже очевидцы рассказали ему, что видели на окраине села машину без номеров, в которой находились трое мужчин. После того как дом был подожжён, эти люди скрылись.

30 ноября 2008 года в храме святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве в Южном округе Москвы произошел взрыв. Представители правоохранительных органов сообщили, что, по предварительным данным, взрывное устройство было самодельным. В результате взрыва пострадали два человека. Здание храма не было повреждено.

Священник Василий Смоляк был убит в городе Бельцы (Молдавия) 19 ноября 2007 года. 85-летний священнослужитель был обнаружен с перерезанным горлом в собственном доме. По словам очевидцев, убийца, увидев приближающуюся дочь священника, скрылся. Кинолог с собакой пошел по следу, который оборвался у реки Рэут, однако вскоре бельцкие полицейские задержали убийцу на одном из железнодорожных вокзалов района Унгень. Им оказался уроженец села Фынтыница района Дрокия 29-летний Руслан Никорич, который до этого отсидел шесть лет за хищение. В марте 2008 года он был приговорен судом первой инстанции к 22 годам заключения за убийство с особой жестокостью. Судья счел необоснованными данные следствия о том, что Никорич намеревался ограбить священника, и пришел к заключению, что мотивом убийства стала месть. Священник Василий Смоляк служил Церкви на протяжении 55 лет. Последние десять лет он находился на заслуженном отдыхе.

В ночь со 2 на 3 января 2009 года двое молодых людей, одному из которых 15 лет, другому 21 год, избили 50-летнего иеромонаха Ефрема (Гаценко) , который отказался дать им денег или алкоголя. Инцидент произошел в скиту в деревне Волобуевка Рыльского района Курской области. Утром водитель обнаружил уже мертвого священнослужителя. До этого злоумышленники избили послушника местного скита, который также отказал им в их требовании. В результате послушник попал в реанимацию. Обвиняемые задержаны, сознались в преступлениях и находятся в рыльском СИЗО.

24 августа 2009 года на епископа Могилевского и Мстиславского Софрония напали в кафедральном Трехсвятительском соборе в Могилеве (Беларусь). Перед началом богослужения к владыке подошел мужчина, достал нож и нанес удар в область живота, а также повредил вены на руке, которой епископ успел закрыться от второго удара. Епископ Софроний был немедленно доставлен в ближайшую больницу и прооперирован. Нападавшего задержали прихожане и по прибытии наряда милиции передали в руки представителей правоохранительных органов. Позже выяснилось, что злоумышленник состоит на учете в Могилевской областной психиатрической больнице. В отношении нападавшего возбуждено уголовное дело по ст. 147 УК РБ («Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения»).

Вечером 19 ноября священник Даниил Сысоев был убит в православном храме святого Фомы на юге Москвы в возрасте 35-ти лет выстрелами в грудь и голову. Владимир Стрельбицкий, его помощник, 41 года, получил огнестрельное ранение в грудь. Отец Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике: «Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. — Это же здорово!».

5 декабря 2009 г. перед всенощной в Москве совершено нападение на священника Виталия Зубкова – клирика храма апостола Фомы на Кантемировской (настоятелем которого был убиенный священник Даниил Сысоев), известный миссионер, индолог, автор ряда публикаций о миссии в Индии, участник нескольких миссионерских поездок в Индию. Как рассказал о.Виталий, нападение было совершено, когда он шел в храм на всенощную, нападавших было трое, они подбежали и начали избивать священника. «Я шел, думал, молился и тут удар, я ничего даже не понял», – рассказал отец Виталий. Он упал, его продолжали бить, сколько это длилось – священник не знает. Били сначала по ногам, потом по голове.

Вечером 22 декабря 2009 года из хулиганских побуждений был убит настоятель Вознесенской церкви села Сатино-Русское Подольского района Московской области протоиерей Александр Филиппов. Преступники застрелили священника после того, как он им сделал замечание за то, что они справляли естественные надобности в подъезде.

24 апреля в селе Янтиково Яльчикского района Чувашии рядом с церковью было обнаружено тело 46-летнего священника протоиерея Анатолия Сорокина. Он был убит выстрелом в спину. СКП по Чувашии возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса (убийство). Через два дня оперативникам удалось установить и задержать подозреваемого. Им оказался 47-летний житель деревни Сугайкасы Канашского района. Предполагаемый убийца священника состоит на учете у психиатра и находится на инвалидности по психическому заболеванию. Десять лет назад подозреваемый решением Канашского районного суда был признан недееспособным.

5 мая 2010 года в Чебоксарах было обнаружено тело с ножевыми ранениями. Погибший — настоятель храма Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района иеромонах Вадим (Смирнов). Подозреваемый задержан. Ведется следствие.

Игумен Виссарион (Глазистов) был убит в собственном доме в с. Кадышево Ульяновской области ночью 17 января 2011 года. Игумен Виссарион (в миру иерей Василий) — восстанавливал храмы, служил в с. Волчино (Псковской Обл.), однако из-за ограбления и угроз, покинул это место и вернулся в родное село, восстановил храм в нем и в соседнем селе. Взял на перевоспитание алкоголика, а тот ответил ему убийством — напившись, избил до смерти и заснул в доме убитого, где и был пойман. По не уточненным данным, суд решил отпустить убийцу и дать условное наказание.

Игумен Виссарион (Глазистов)

Протоиерей Павел Адельгейм убит 5 августа 2013 года во Пскове. Священника зарезал 27-летний гость из Москвы, прибывший к Адельгейму по рекомендации некоей женщины и три дня проживший у него в доме. Гость, страдающий душевной болезнью, убил священника во время разговора на кухне, ударив его ножом в живот. После этого убийца попытался покончить с собой, нанеся себе два удара ножом. Сейчас он госпитализирован, ему делают операцию.

Монахиня Людмила (Пряшникова)

9 февраля 2014 года около 14.00 в главный собор Южно-Сахалинской и Курильской епархии (собор Воскресения Христова) ворвался вооруженный, где произвел несколько выстрелов. От полученных ранений на месте скончались служащая храма монахиня Людмила (Пряшникова) и прихожанин собора

Предатели России из РПЦ

Публикуемая ниже информационная подборка составлена в нарочито провокационной манере исключительно с целью привлечь внимание к губительности и гнилой сущности диффамационной кампании, ведущейся руководителем Центра географии религий Русской Православной церкви Романом Силантьевым против мусульманских религиозных организаций и их лидеров. Материал, выделенный курсивом, включая его резолютивную часть, не отражает мнения составителя, тем более религиозной организации. Объяснение столь жесткой интерпретации последует ниже.

Священнослужители Русской Православной церкви многократно уличены в преступлениях, связанных с издевательством и унижением людей, в том числе зверских издевательствах над детьми.

В апреле 2009 года в Ростове-на-Дону 38-летний священник Русской православной церкви Владимир Рудинский застрелил свою жену и 8-летнего сына, а затем покончил с собой.

В настоящее время скрывается от российского правосудия в Израиле заочно арестованный и объявленный в международный розыск священник из Ленинградской области Глеб Грозовский, которого следствие подозревает в изнасиловании множества детей в 2011-2013 годах.

В апреле 2015 года в Липецке женатый иерей Вячеслав Копытин жестоко избил и изнасиловал свою бывшую любовницу. Дело раскрыто (выяснилось и то, что преступления священника-насильника не ограничиваются лишь одним эпизодом) и передано в прокуратуру. По данным Росбалта, священник не был лишен сана.

В апреле 2016 года в той же Липецкой области церковный алтарник Денис Савинов жестоко избил и изнасиловал 5-летнюю приемную дочь, после чего ребенок скончался.

В Екатеринбурге внимание правоохранителей привлек частный дом престарелых, основанный иереем Алексеем Новожиловым. В «Доме старчества» у стариков отнимали деньги и документы, практически не кормили, обрекая на медленную и мучительную смерть.

Вождение в пьяном виде — настоящий бич священников РПЦ. Результатом этого правонарушения являются человеческие жертвы. Характерно, что священники после наезда на пешеходов в нетрезвом виде, осознавая тяжкие последствия этих ДТП, стремятся скрыться с места преступления, даже не предпринимая попыток оказать пострадавшим первую помощь, вызвать скорую или сдаться в полицию. Из эпизодов последних лет перечислим лишь несколько.

В 2008 году в Самарской области священник Валерий Ародаев, будучи нетрезв, насмерть сбил 45-летнюю женщину.

В августе 2012 года в Москве пьяный иеромонах Илия Семин насмерть сбил двух человек. Суд приговорил его к трем (!) годам лишения свободы, которые он отбывает в довольно комфортных условиях Москве в отряде хозобслуги одного из столичных СИЗО.

В ноябре 2013 года настоятель обора в Астраханской области насмерть сбил велосипедиста.

В феврале 2014 года в городе Ачинск Красноярского края клирик Красноярской епархии сбил женщину с годовалым ребенком, переходившую дорогу на перекрестке. Женщина скончалась на месте.

В декабре 2015 года в Петрозаводске пьяный священник Иоанн Петунов насмерть сбил женщину, переходившую дорогу по «зебре». Незадолго до того Петунов стал виновником другого ДТП, с места которого попытался скрыться, а в итоге стал убийцей.

Проблема убийц, насильников, извергов среди христианских священнослужителей — сугубо проблема Русской Православной церкви. Ни один из сотен старообрядческих, католических, протестантских священников России не был уличен в таких тяжких преступлениях и грехах как самоубийство, прелюбодеяние, пьянство во время поста, не говоря уже об убийстве людей, насилии, приводящем к смертельному исходу. Эти, равно как и многие другие случаи из каждодневной практики РПЦ отвращают совестливых и думающих людей от православия, подрывают веру в христианские идеалы.

Читателя, должно быть, смутила и возмутила данная подборка материалов своей тенденциозностью и безапелляционностью. Что она отражает в большей степени: реальную картину или психопатию автора? Ответ очевиден. Я призываю всех оскорбленных читателей охладить свой пыл и внять основному посылу данной публикации: дискредитационная кампания против муфтия Равиля Гайнутдина и возглавляемых им организаций ведется уже много лет подряд и она практически целиком построена на подобных приемах.

Основными чертами методологии, изобретенной Силантьевым, являются:

1. Передергивание фактов, прямой подлог;

2. Выборочная работа с фактами, стремление подогнать фактуру под нужный себе тезис;

3. Работа не с фактами, не с документами, не полевые исследования, а с отражением (зачастую искаженным) всего этого в третьесортных СМИ;

4. Суждение о целом на основе обобщения мизерной доли частного.

Пользуясь этим нехитрым алгоритмом можно испоганить любой институт, любую идею, любую веру.

Сама по себе такая методология — как ноу-хау безусловно талантливого и работоспособного публициста Романа Силантьева — могла бы вызвать снисходительную улыбку. В конце концов, 15 лет своей жизни Роман Анатольевич посвятил дискредитации Совета муфтиев России, но нисколько в этом не преуспел. Разве что Силантьев должен быть благодарным шейху Гайнутдину, паразитируя на имени и авторитете которого сделал карьеру.

Но, когда ровно те же гнилые идейки подаются от имени Русской Православной церкви, от имени лично патриарха Кирилла, как это было сделано в Хабаровске на днях, это без колебаний можно классифицировать как подстрекательство к межрелигиозной розни, разжигание вражды по религиозному признаку и прямая угроза гражданскому согласию.

Мне лично стыдно за тех наших мусульманских духовных деятелей, достоинство которых совершенно не коробит, когда явившийся по их приглашению сотрудник религиозной организации иного вероисповедания (сотрудник очень далеко не высокого ранга, заметим), легко и непринужденно на публике ранжирует их же по местам, разъясняет им степень их «влиятельности».

Если бы у меня была возможность, я задала бы уважаемому Талгат хазрату вопрос: как же вы в июне 2015 года подписали вместе с «предателем» Гайнутдином Социальную доктрину российских мусульман? Как же учредили вместе с ним Булгарскую исламскую академию? А на днях собираетесь закладывать капсулу в основание будущего здания академии?

Диляра Ахметова,

руководитель информационно-аналитического отдела

ДУМ Российской Федерации

На фото: Роман Силантьев выступает на II мусульманском форуме «Ислам на Дальнем Востоке: Территория единства и согласия» в Хабаровске

Список православных священнослужителей, убитых в России с 1990 года

Статистика На русском, статей Улучшено за 24 ч. Добавлено за 24 ч. Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше. . Лео Ньютон Яркие Мягкие

Из Википедии — свободной энциклопедии

Список содержит имена православных священнослужителей, убитых в России в современное время — с 1990 года до настоящего времени. Используется хронологический порядок.

# Имя Дата, место убийства Обстоятельства убийства
1. Протоиерей Александр Мень, настоятель Сретенской церкви в Новой Деревне (микрорайон Пушкино) 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область Рано утром по дороге в церковь получил удар тяжелым предметом сзади по голове. Дошёл до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Убийца не найден.
2. Игумен Лазарь (Солнышко), секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 26 декабря 1990, Москва Убит при загадочных обстоятельствах. Убийство не раскрыто.
3. Игумен Серафим (Шлыков), настоятель храма Рождества Богородицы в Путинках 2 февраля 1991, Москва Найден убитым в своей квартире. Предполагаемая цель убийства — ограбление. Убийство не раскрыто.
4. Иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв) 18 апреля 1993, Оптина пустынь Все трое убиты ударом кинжала ранним утром на Пасху. Убийца — Николай Аверин, судебно-медицинской экспертизой признан невменяемым с диагнозом шизофрения, направлен в спецлечебницу закрытого типа.
5. Иеромонах Нестор (Савчук), настоятель храма Рождества Богородицы в селе Жарки 31 декабря 1993, село Жарки (Ивановская область) Зверски убит в келье настоятельского дома. Найден лежащим лицом вниз в луже крови, распростёртый у распятия, тело полностью обескровлено. После убийства пропала пожертвованная на строительно-ремонтные работы в храме крупная сумма денег. Убийца пойман, признан не вполне вменяемым и приговорен к четырем годам лишения свободы.
6. Священник Андрей Шумов, настоятель Покровского храма в г. Хабаровске. между 20 и 25 ноября 1995 года, Хабаровск Убит ножом в своей квартире в г. Хабаровске. Убийство не раскрыто.
7. Священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило Архангельского храма г. Грозного, благочинный православных церквей Чеченской республики 14 февраля 1996, Чечня Захвачен в чеченский плен, где ему приказали потребовать у российских солдат, державших оборону на грозненском вокзале, сдаться. Священник отказался, благословив солдат на оборону. Под пытками не отрёкся от веры. Расстрелян.
8. Священник Мануил Бурнацев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владикавказе (Северная Осетия) 12 сентября 1997, Владикавказ Убит вечером в подсобном помещении при храме.
9. Священник Георгий Зяблицев, сотрудник Отдела внешних церковных связей 22 или 23 сентября 1997, Москва Убит по возвращении из-за границы в арендованной для него квартире после нескольких часов жестоких истязаний.
10. Диакон Олег Спиридонов, клирик астраханского храма РПЦЗ в честь Державной иконы Божией Матери 14 мая 1998, Астрахань Убит в своей квартире. Сообщалось, что на теле и шее погибшего были следы от побоев, но милиция отказалась от проведения обстоятельного расследования убийства и формально не признала насильственный характер смерти.
11. Протоиерей Борис Пономарёв, настоятель храма Илии Пророка в деревне Ильинская Слобода 16 июля 1999, деревня Ильинская Слобода, Можайский район (Московская область) Убит тремя рецидивистами, посещавшими храм и иногда бывавшими в гостях у священника. Убийство совершено с целью ограбления — похищения бывших в храме старинных икон.
12. Протоиерей Петр Сухоносов, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в станице Орджоникидзевская (Ингушетия). 1999, Чечня Похищен 28 марта 1999 года четырьмя бандитами, напавшими на церковь. Погиб в плену, тело не найдено.
13. Иеромонах Григорий (Яковлев), настоятель церкви Святой Троицы в поселке Тура Красноярского края 21 марта 2000, Эвенкия Убийца, 26-летний Руслан Любецкий, сообщил, что, убивая священника, действовал по указанию «бога Кришны». Голову жертвы убийца положил на престол алтаря. Любецкий был признан судом невменяемым и помещён в психиатрическую лечебницу на принудительное лечение.
14. Иеромонах Симеон (Аносов), настоятель храма Андрея Первозванного в Барнауле 23 августа 2000, Барнаул Убийца — бывший водитель иеромонаха Константин Шиленков, ранее неоднократно судимый. Находясь в состоянии наркотического опьянения, Шиленков, придя к отцу Симеону домой, стал требовать денег на дозу наркотиков. После отказа кухонным ножом нанес священнику несколько ударов, от которых тот скончался на месте. Уходя, Шиленков снял с убитого золотую цепь с нательным крестом и забрал из квартиры деньги.
15. Иеромонах Александр (Кулаков) (Макаровский Иоанно-Богословский монастырь) 8 января 2001, село Сабаево (Мордовия) Убит скрывавшимся в монастыре дезертиром.
16. Священник Игорь Розин, настоятель храма Георгия Победоносца (Тырныауз) 13 мая 2001, Тырныауз, Кабардино-Балкария Убит в храме вблизи алтаря 23-летним Ибрагимом Хапаевым, нанёсшим иерею три удара ножом. До убийства неоднократно получал угрозы расправы от местных жителей.
17. Игумен Иона (Ефимов), настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери 14 октября 2002, село Тюрняево, Татарстан Убит в палисаднике собственного дома ударом тяжелым предметом в висок. Причина убийства — ограбление.
18. Иеромонах Нил (Савленков), настоятель Водлозерской Ильинской пустыни 8 августа 2003, Карелия Тело обнаружено спустя три месяца после пропажи. Убийца — 38-летний уроженец Тольятти Андрей Наседкин, ранее судимый.
19. Иеромонах Исаия (Яковлев) 2 ноября 2003, село Раиф, Татарстан Убит ударом ножа в сердце на стоянке около Раифского монастыря. Убийца — находившийся в состоянии алкогольного опьянения ранее судимый 19-летний местный житель Дмитрий Новиков. Убийца приговорен к 12 годам колонии строгого режима.
20. Иеромонах Александр (Тыртышный) 25 декабря 2003, село Колосовка, Омская область Убит ранее судимым 23-летний местным жителем Дмитрием Литвиновым с целью ограбления. Убийца приговорен к 16 годам в колонии строгого режима.
21. Архимандрит Герман (Хапугин), настоятель Вознесенской Давидовой пустыни, благочинный церквей Чеховского округа Московской епархии 26 июля 2005, Чеховский район, Московская область Найден убитым в своей келье. У убитого были связаны руки; кроме того, у него были обнаружены черепно-мозговые травмы. Вещи в келье были разбросаны, а сейф, находившийся там же, вскрыт. Убийство не раскрыто.
22. Священник Владимир Ивусов, священник церкви архангела Михаила г. Новокузнецк. 1 июля 2005, Тяжинский район, Кемеровская область Убит во время ограбления в своем доме.
23. Священник Евгений (Адигамов), настоятель храма Николая Японского Чудотворца в пос. Мирный Олененского района Тверской области 5 июля 2005, Тверская область Занимался строительством храма. Во время поисков денег на последние работы нашел жертвователей, на встречу с которыми отправился. Пропал, был найден спустя неделю повешенным в заброшенной квартире.
24. Священник Андрей Николаев, настоятель Троицкой церкви села Прямухино и Христовоздвиженской церкви села Заовражье 2 декабря 2006, село Прямухино, Кувшиновский район, Тверская область Боролся с воровством из церквей и алкоголизмом среди селян, получал угрозы. Погиб во время пожара в своем доме вместе с супругой и тремя детьми, по некоторым сведениям, в результате поджога.
25. Священник Олег Ступичкин, настоятель храма Петра и Павла в пос. Нейво-Шайтанка 7 января 2007, посёлок Нейво-Шайтанский, Алапаевский район, Свердловская область Тело обнаружено в храме после пожара. Из храма были похищены более 20 икон. Преступление раскрыто по «горячим следам».
26. Игумен Авенир (Смолин), настоятель храма Вознесения Господня в г. Фурманов 22 августа 2007, Фурманов, Ивановская область Священник был зверски убит, на теле обнаружено множество колотых ран. Отцу Авениру было 29 лет.
27. Иеромонах Ефрем (Гаценко) 3 января 2009, деревня Волобуевка, Рыльский район, Курская область Избит ночью в скиту двумя молодыми людьми, которым отказался дать денег на алкоголь. Утром обнаружен мертвым. Преступники найдены.
28. Священник Даниил Сысоев, настоятель московского храма апостола Фомы на Кантемировской 19 ноября 2009, Москва Неоднократно получал угрозы от исламских фундаменталистов. Убит несколькими выстрелами из пистолета в храме апостола Фомы. Убийца неизвестен.
29. Священник Александр Филиппов, настоятель Вознесенской церкви 22 декабря 2009, село Сатино-Русское, Подольский район, Московская область Возвращаясь домой после собрания духовенства, сделал замечание трём находившимся на лестничной клетке мужчинам, в состоянии алкогольного опьянения нарушающим общественный порядок. Когда священник стал открывать дверь в свою квартиру, один из стоявших убил его выстрелом в спину.
30. Протоиерей Анатолий Сорокин, протоиерей, благочинный V благочиния (Батыревский и Шемуршинский районы) Чебоксарской епархии, настоятель храма Святителя Николая в селе Янтиково, православный миссионер. 24 апреля 2010, село Янтиково, Яльчикский район, Чувашия Застрелен во дворе церкви из самодельного огнестрельного оружия. Убийца был задержан очевидцами преступления.
31. Иеромонах Вадим (Смирнов), настоятель храма Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района 5 мая 2010, Чебоксары Тело с ножевыми ранениями было обнаружено в его доме. По подозрению в убийстве задержан 22-летний житель Новочебоксарска.
32. Игумен Виссарион (Глазистов) 17 января 2011, село Кадышево, Ульяновская область Избит до смерти взятым к себе в дом алкоголиком. Преступник был найден на месте преступления без сознания от спиртного.
33. Протоиерей Павел Адельгейм 5 августа 2013, Псков По сообщению СМИ зарезан «одержимым сатаной»
34. Игумен Макарий (Лошкарёв) 5 августа 2013, Тюмень Скончался в результате черепно-мозговой травмы, после избиения неизвестными на улице
35. Протоиерей Николай Меденцев, настоятель Свято-Покровского храма города Белореченска (Краснодарский край) 19 октября 2013, Белореченск Убит во время разбойного нападения на его дом
36. Протоиерей Анатолий Мешков 3 января 2015, Нижний Новгород Убийство с целью ограбления
37. Игумен Даниил (Соколов), настоятель Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском 7 июля 2016, Переславль-Залесский Убит в своей келье, вероятнее всего с целью ограбления

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:10 347
  • 9. Гонения на церковь в России XX века

Субтитры

В феврале 1917 года в России пала монархия и к власти пришло Временное Правительство. Но уже в октябре власть в России оказалась в руках большевиков. Они захватили Кремль в тот самый момент, когда здесь заседал Поместный Собор, избиравший Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Тихон был избран на Патриарший Престол через десять дней после прихода к власти большевиков. В 1917 году начался самый трагический период в истории Русской церкви Борьба с религией была частью идейной программы новой большевистской власти. После захвата власти, 26 октября 1917 года, большевики издали «Декрет о земле», объявлявший о национализации всех церковных и монастырских земель «со всем их живым и мертвым инвентарем». 16-18 декабря последовали декреты, лишавшие юридической силы церковный брак. отделявшие церковь от государства и школы от церкви. государства и школы от церкви», в соответствии запрещено было религиозное воспитание и преподавание религии в школах. Сразу же после победы революции начались жестокие гонения на Церковь, аресты и убийства священнослужителей. Первой жертвой революционного террора стал петербургский протоиерей Иоанн Кочуров, убитый 31 октября 1917 года: его смерть открыла трагический список новомучеников и исповедников Российских, включающий имена десятков тысяч представителей духовенства и монашествующих, сотен тысяч мирян. 25 января 1918 года в Киеве был убит митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Вскоре расстрелы и аресты духовенства приобрели массовый характер. Казни священнослужителей совершались с изощренной жестокостью: их закапывали в землю живьем, обливали на морозе холодной водой до полного обледенения, варили в кипятке, распинали, засекали до смерти плетьми, зарубали топором. Многих священнослужителей перед смертью пытали, многие были казнены вместе с семьями или на глазах у жены и детей. Церкви и монастыри подвергались разгрому и разграблению, иконы — поруганию и сожжению. Разнузданная компания против религии была развернута в прессе. 26 октября 1918 года, в годовщину пребывания большевиков у власти, Патриарх Тихон в послании Совету народных комиссаров, говорил о бедствиях, постигших страну, народ и Церковь: «Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство… Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию часто без всякого следствия и суда… Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных». Вскоре после этого письма Патриарх Тихон был посажен под домашний арест, а гонения продолжились с новой силой. 14 февраля 1919 года Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии мощей. Были назначены специальные комиссии, которые в присутствии священнослужителей и мирян публично оскверняли мощи святых. Целью кампании была дискредитация Церкви и разоблачение «фокусничества и шарлатанства». 11 апреля 1919 года были вскрыты мощи преподобного Сергия Радонежского. Накануне перед воротами Троице-Сергиевой Лавры собралась толпа богомольцев, молебны преподобному совершались всю ночь. 29 июля 1920 года Совнарком издал постановление о ликвидации мощей, через месяц Наркомат юстиции постановил передавать их в музеи. Впоследствии многие были впоследствии перевезены в Ленинградский музей атеизма и религии, расположившийся в помещениях Казанского собора. Революция и гражданская война привели к экономической разрухе. Летом 1921 года ситуацию усугубила засуха. В поволжье и некоторых других регионах начался голод. К маю 1922 года голодало уже около 20 миллионов человек, около миллиона скончалось. Вымирали целые деревни, дети оставались сиротами. Именно в этот момент большевистская власть решила использовать для нанесения новых ударов по Церкви. 19 марта 1922 года В.И.Ленин составил секретное письмо членам Политбюро, в котором предлагалось использовать голод как повод для полного разгрома церковной организации в России: «Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне… Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». По всей стране начались судебные процессы против священнослужителей и мирян, Их обвиняли в сопротивлении изъятию церковных ценностей. 26 апреля в Москве перед судом предстали 20 священников и 34 мирянина, В конце мая был арестован Петроградский митрополит Вениамин (Казанский): он и еще 85 человек якобы подстрекали верующих к сопротивлению властям. Митрополит и другие обвиняемые были приговорены к расстрелу. Помимо гонений со стороны безбожной власти, удары по Церкви наносили внутренние расколы. К 1922 году оформилось движение обновленцев. Его деятели этого раскола ратовали за отмену многовековых традиций, введение женатого епископата и целый ряд других новшеств. Главным в программе обновленцев было свержение законной церковной иерархии во главе с Патриархом Тихоном. Для этой цели они вошли в альянс с ГПУ, при помощи которого добились отстранения патриарха от власти. В период между летом 1922 и летом 1923 года власть в Церкви фактически находилась в руках обновленцев. 2 мая в Храме Христа Спасителя они провели лжесобор, в котором участвовало 476 делегатов, в том числе 62 архиерея. Лжесобор постановил лишить Патриарха Тихона сана и монашества, отменить восстановление патриаршества. Патриарх Тихон решения лжесобора не признал. В 1922 Патриарх находился под домашним арестом, а в начале 1923 года был переведен в тюрьму на Лубянке, где его подвергали регулярным допросам. 16 июня он обратился в Верховный суд с заявлением, в котором раскаялся в своей антисоветской деятельности 25 июня Патриарха освободили. 9 декабря 1924 года на Патриарха Тихона было совершено покушение, в результате которого его келейник Я.Полозов, вставший между Патриархом и бандитами, был убит. После этого здоровье Патриарха стало ухудшаться. Сотрудник ГПУ Тучков, отвечавший за контакты с Церковью, потребовал от Патриарха издать послание с выражением лояльности советской власти и осуждением эмигрантского духовенства. Текст послания был составлен, однако Патриарх отказывался его подписывать. 7 апреля Патриарх скончался, так и не подписав послание. На следующий день после его кончины текст послания, якобы подписанный Патриархом, был опубликован в «Известиях». Местоблюстителем Патриаршего престола после смерти Патриарха Тихона был избран митрополит Крутицкий Петр. Гонения на Церковь между тем все ужесточались. Петр вскоре был арестован, к обязанностям заместителя Патриаршего Местоблюстителя приступил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) Но и он в конце 1926 года был арестован и отстранен от управления Церковью. К тому времени многие архиереи томились в лагерях и тюрьмах по всей России. Более 20 архиереев находились в бывшем Соловецком монастыре, превращенном в «Соловецкий лагерь особого назначения». 30 марта 1927 года митрополит Сергий был освобожден из заключения. 7 мая он обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. В качестве условия такой легализации Сергий должен был высказаться в поддержку советской власти, осудить контрреволюцию и эмигрантское духовенство. 29 июля митрополит Сергий и сформированный им Временный Патриарший Синод издали «Декларацию», содержавшую благодарность советскому правительству за «внимание к духовным нуждам православного населения», призыв «не на словах, а на деле» доказать лояльность советской власти и осуждение «противосоветских выступлений» некоторых заграничных архиереев. «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи». Издание «Декларации» не приостановило гонений на Церковь. В 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя. По всей стране боролись с колокольным звоном, срывали и разбивали колокола. Продолжалось уничтожение икон и осквернение святынь. Аресты и расстрелы священнослужителей не прекращались. Первый удар был нанесен по противникам «Декларации» митрополита Сергия, затем по прочим архиереям. Борьба митрополита Сергия за легализацию Церкви и облегчение судьбы арестованных архиереев имела лишь относительный успех. Все новые и новые аресты происходили на глазах Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, который был бессилен что-либо сделать. В результате беспрецедентных по своим масштабам гонений 1930-х годов Церковь в СССР была почти полностью разгромлена. К 1939 году на всей территории страны оставалось лишь около 100 действующих храмов, ни одного монастыря, ни одного церковного учебного заведения и лишь четыре правящих архиерея. Еще несколько архиереев служили настоятелями храмов. Страшным памятником страшной эпохи является Бутовский полигон, на котором в 30-х годах многие тысячи людей были расстреляны по обвинению в шпионской, антисоветской и контрреволюционной деятельности. Здесь, наряду с людьми зрелого возраста и глубокими стариками, расстреливали студентов и даже школьников. Самым младшим из расстрелянных на Бутовском полигоне было 15, 16 или 17 лет: таких здесь было уничтожено несколько десятков. 18-20-летних расстреливали сотнями. Мальчиков привозили вместе со старшими в крытых грузовых машинах, куда вмещалось до 50 человек. Осужденных заводили в барак, проверяли их личность по фотографиям и имеющимся документам. Процедура проверки и переклички могла длиться несколько часов. На рассвете осужденных ставили на край глубокого рва; стреляли из пистолета в упор, в затылок. Тела убитых сбрасывали в ров и при помощи бульдозера засыпали землей. Значительную часть расстрелянных составляли «церковники» — епископы, священники, монахи, монахини и миряне, обвиненные в принадлежности к «церковно-монархической организации». Большинство расстрелянных по этой статье принадлежало к Русской Православной Церкви: в числе Бутовских новомучеников – шесть архиереев, более трехсот священников, дьяконы, монахи и монахини, псаломщики и регенты церковных хоров. Бутовская фабрика смерти работала безостановочно. Как правило, в течение одного дня расстреливали не менее ста человек; в иные дни расстреливали по 300, 400, 500 и более человек. Их кости до сего дня лежат на Бутовском полигоне, покрытые тонким слоем земли. Положение Церкви стало меняться после начала Второй мировой войны. После подписания Молотова-Риббентроппа, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, а в 1940 году — Бессарабия, Северная Буковина и Прибалтика. В результате резко возросло число приходов Русской Православной Церкви. Когда началась Великая отечественная война, митрополит Сергий одним из первых обратился к народу по радио с призывом встать на защиту отечества. Церковь, обескровленная На средства, собранные Церковью, была создана танковая колонна имени Димитрия Донского. Патриотическая позиция Церкви не осталась незамеченной, и уже в 1942 году гонения на Церковь значительно ослабли. Переломным моментом в судьбе Церкви стала личная встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 года по инициативе диктатора. В ходе встречи был поставлен целый ряд вопросов: о необходимости созыва Архиерейского Собора для избрания Патриарха и Синода, об открытии духовных учебных заведений, об издании церковного журнала, об освобождении архиереев, находившихся в заключении и ссылке. На все вопросы Сталин дал положительный ответ. Московской Патриархии был предоставлен особняк в Чистом переулке, где она располагается и поныне. Открытые гонения были временно прекращены. Многие православные приходы возобновляли свою деятельность на оккупированных немцами территориях, но после того, как Красная Армия изгоняла оттуда немцев, эти приходы уже не закрывались. Новая волна гонений на Церковь началась в 1958 году. Она была инициирована Н.С.Хрущевым, первый секретарь ЦК КПСС пообещал за двадцать лет построить коммунизм, а в 1980 году показать по телевизору «последнего попа». Возобновилось массовое закрытие храмов и монастырей, была значительно усилена антирелигиозная пропаганда. В СССР был взят курс на бескровное уничтожение Церкви. Власти стремились оказать мощное идеологическое давление на Церковь разрушить ее изнутри и дискредитировать в глазах народа. Органы госбезопасности предлагали священникам отречение от Бога и вступление на стезю пропаганды «научного атеизма». Для этой неблагородной миссии подыскивали, как правило, тех священнослужителей, которые или состояли под запрещением, или имели канонические нарушения, или находились «на крючке» у властей и боялись репрессий. 5 декабря 1959 года газета «Правда» опубликовала статью, в которой от Бога и Церкви отрекался бывший протоиерей и профессор Ленинградской духовной академии Александр Осипов. Отречение это выглядело внезапным и неожиданным, однако на самом деле Осипов на протяжении многих лет был сексотом и писал доносы в КГБ на своих собратьев-священнослужителей. Его отречение тщательно и долго готовилось сотрудниками госбезопасности. Осипов стал обличителем «религиозных предрассудков». Умирал он мучительно и долго, но и на смертном одре не уставал заявлять о своем атеизме: «У “боженек” милостей выпрашивать не собираюсь». В хрущевские годы, важную роль в деле сохранения Церкви сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). В 18-летнем возрасте став монахом, он уже в 33 года возглавил одну из крупнейших епархий — Ленинградскую. Будучи постоянным членом Синода и председателем Отдела внешних церковных сношений, митрополит Никодим при престарелом Патриархе Алексии I в значительной степени определял внутреннюю и внешнюю политику Церкви. В начале 60-х годов в епископате происходила смена поколений: многие архиереи старого поставления уходили в мир иной, и надо было искать им замену, а власти препятствовали рукоположению в епископский сан молодых образованных клириков. Митрополит Никодим сумел переломить эту ситуацию и получить разрешение мотивируя это тем, что они необходимы для международной, миротворческой и экуменической деятельности Церкви. Дабы предотвратить закрытие Ленинградской духовной академии, митрополит создал в ней факультет иностранных студентов, а для предотвращения надругательства над священнослужителями во время пасхального крестного хода (что было обычным делом), он стал приглашать на пасхальные богослужения иностранные делегации. В расширении международных и экуменических контактов митрополит видел одно из средств для защиты Церкви от гонений со стороны богоборческой власти. При этом на словах митрополит был предельно лоялен властям и в своих многочисленных интервью зарубежным средствам массовой информации отрицал гонения на Церковь: это была плата за возможность работать над постепенным омоложением церковного клира. После отставки Хрущева и прихода к власти в 1967 году Л.И.Брежнева положение Церкви мало изменилось. Вплоть до конца 1980-х годов Церковь оставалась социальным изгоем: невозможно было открыто исповедовать христианство и при этом занимать хоть сколько-нибудь значимое положение в обществе. Количество храмов, священнослужителей, студентов духовных школ и насельников монастырей жестко регламентировалось, а миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность была запрещена. Церковь по-прежнему находилась под строжайшим контролем. Перемены в жизни Русской Православной Церкви начались в 1985 году с приходом к власти в СССР М.С.Горбачева и началом политики «гласности» и «перестройки». Впервые после многих десятилетий Церковь начала выходить из вынужденной изоляции, ее руководители стали появляться на общественных трибунах. В 1988 состоялось Празднование 1000-летия Крещения Руси. Мероприятие задуманное изначально как узко церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество. Стало очевидно, Православная Церковь доказала свою жизнеспособность, она не сломлена гонениями, и имеет высокий авторитет в глазах народа. С этого юбилея началось второе массовое Крещение Руси. В конце 1980-х и начале 1990-х годов миллионы людей на всем пространстве бывшего Советского Союза пришли к православной вере. В крупных городских храмах крестились десятки и сотни людей ежедневно. За следующие 20 лет в России число приходов пятикратно увеличилось, а количество монастырей выросло более чем в сорок раз. Беспрецедентный количественный рост Русской Православной Церкви сопровождался кардинальными переменами в ее социополитическом положении Православной Церкви. После семидесяти лет гонений Церковь вновь стала неотъемлимой частью общества, признанной духовно-нравственной силой. Впервые после многих столетий Церковь обрела право самостоятельно, без вмешательства со стороны светских властей, определять свое место в обществе, выстраивать свои отношения с государством. На рубеже XX и XXI веков Русская Церковь возродилась во всем своем величии. Сегодня у Церкви имеются широкие возможности для просветительской, миссионерской, социальной, благотворительной, издательской деятельности. Возрождение церковной жизни стало плодом самоотверженного труда миллионов людей. Однако оно бы не произошло, если бы не было тех многочисленных мучеников и исповедников веры, которые в ХХ веке предпочли смерть отречению от Христа и которые ныне, предстоя престолу Божию, молятся за свой народ и за свою Церковь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *