Священномученик никодим епископ белгородский

Поколение святых

22 февраля 2017 г. 15:22:26 2017-02-22T15:22:26+03:00

Исследователям предстоит ещё многое узнать о религиозных гонениях на Белгородчине

БелПресса RUпроспект Славы, 100308009Белгород, +7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru Епископ Белгородский Антоний Панкеев

В православном календаре февраля есть такой праздник, как Собор новомучеников и исповедников Русской церкви. В этом году он пришёлся на пятое число. В этот день мы вспоминаем тех, кто после революции 1917 года подвергался гонениям и принял мученическую кончину за Христа.

О белгородских новомучениках и религиозных гонениях в нашем крае мы беседуем с директором Государственного архива Белгородской области, членом комиссии по канонизации святых и увековечению подвига новомучеников Белгородско-Старооскольской епархии Павлом Субботиным.

— Павел Юрьевич, когда в нашем крае начались религиозные гонения?

— Преследование духовенства и верующих началось в конце 1918 года, когда большевики повторно установили свою власть в Белгороде. В это время в стране осуществлялась политика красного террора, позволявшая расправляться со всеми несогласными и делать это с особой жестокостью, публично, чтобы сломить сопротивление. В Белгороде это ознаменовалось арестами подозрительных людей, взятием заложников ради выкупа, наложением контрибуции, расстрелами и рубками горожан. Среди духовенства и верующих были убиты епископ Никодим (Кононов), протоиерей Порфирий Амфитеатров, начальница гимназии Мария Кияновская. В качестве заложников в Курске убили белгородских священников Петра Сионского и Василия Солодовникова, а также иеромонаха Серафима (Кретова).

Террор осуществлялся не только в Белгороде. В Томаровке был убит священник Александр Солнцев, в Мясоедово – протоиерей Константин Ничкевич, в Крюково – отец Владимир Касьянов. В Грайворонском уезде убиты священники Феодор Андриевский и Виталий Крутиков, а в Корочанском уезде – протоиерей Иоанн Авдиев. Это только убийства. Количество арестованных или взятых в заложники было значительно больше.

— Какие самые громкие белгородские дела, связанные с церковью и священнослужителями, известны на сегодня?

— В феврале 1935 года в Белгороде арестовали епископа Антония (Панкеева) и вместе с ним священников Митрофана Вильгельмского из Корочи, Александра Ерошова из Большой Халани, Михаила Дейнеку и псаломщика Михаила Вознесенского. Всех отправили в Дальневосточный лагерь, где уже находился бывший Белгородский, а потом Старооскольский епископ Онуфрий (Гагалюк) с курскими священниками. В 1938 году на всех перечисленных и ещё нескольких человек завели новое дело, перевели в тюрьму города Благовещенска Амурской области и 1 июня того же года расстреляли. Именно поэтому в первоначальный собор (список) белгородских новомучеников было включено 16 человек, и в наши дни церковь поминает их в день гибели – 1 июня.

Епископ Белгородский Никодим (Кононов)

Но это только вершина айсберга. В 1930 году, в первую волну массового закрытия церквей, было заведено дело на корочанского благочинного Александра Плетнёва. Всего по его делу арестовали 122 человека (священники, старосты, псаломщики, активные прихожане), в большинстве своём выступавших против закрытия церквей. Священники Александр Плетнёв и Аркадий Субботин, а также два мирянина по этому делу были расстреляны. В 1932 году, в рамках другого группового дела, охватившего территорию современных Курской, Орловской и Белгородской областей, аресты прокатились по Шебекинскому району. Этот список можно продолжать.

Все эти дела ложились в канву «усиления классовой борьбы в деревне» и были направлены на деморализацию общин верующих с последующим закрытием церквей. И духовенство, и рядовых прихожан методично преследовали именно за их религиозную позицию.

— Как шла работа по выявлению имён и судеб белгородских новомучеников, какие относящиеся к ним документы сохранились в областном архиве? К каким ещё источникам обращались в этих исследованиях?

— Первые шаги были сделаны ещё в 1919 году. В Белгороде было открыто судебно-следственное дело о жертвах большевистского террора, собраны свидетельские показания, проведены осмот­ры и вскрытие тел, фотографирование – планировался суд. В связи с победой Советской власти суд не состоялся, но материалы дела сохранились и сейчас опубликованы. В 1920-е годы часть белгородцев эмигрировала за рубеж и оставила воспоминания, которые тоже являются источником. Преследования духовенства в 1920–1930-е годы зафиксированы в делах, которые содержатся в архивах ФСБ Белгорода и Курска и доступны родственникам и специалистам. В Государственном архиве Белгородской области можно почерпнуть биографические данные за дореволюционный период и первую половину 1920-х годов, частично – в документах середины 1940-х.

Епископ Старооскольский Онуфрий (Гагалюк)

— Что инкриминировали новомученикам?

— Не все арестованные и убитые священно- и церковнослужители – новомученики. К ним относятся те, кто действительно пострадал за исповедание веры или духовный сан. Нужно внимательно изучать обстоятельства ареста и гибели, документы дела – не было ли лжесвидетельства или оговора, не находился ли человек в расколе. Это кропотливая работа. Вот почему на Белгородчине из более четырёхсот сосланных и (или) расстрелянных по 58-й «антисоветской» статье священников и монахов количество прославленных невелико. Со временем, думаю, это число будет увеличиваться.

— Какие «белые пятна» ещё ­остались?

— Работа практически в самом начале. Тут не о белых пятнах надо говорить, а наоборот, о небольших заштрихованных участках на сплошном белом фоне.

Беседовала Анна Кущенко

×

15 января Церковь отмечает большлй праздник в честь преставления преподобного Серафима Саровского. Отправить записки на праздничную Литургию в Дивеево за себя, родных и близких.

Я забыл свой пароль! Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Священномученик Никоди́м (Кононов), епископ Белгородский, викарий Курской епархии

🙏 Священномученик Никодим, епископ Белгородский (в миру Александр Михайлович Кононов) родился в 1871 году в Архангельской губернии в семье священника. Род Кононовых прослеживается до XVII века, и в нем было много замечательных священников — северных миссионеров.
Александр Кононов окончил Архангельскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Никодим и рукоположен в иеромонаха. Тогда же он был назначен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов. За свою деятельность отец Никодим был награжден многими наградами, в том числе в 1901 году он получил от Синода Библию «в поощрение любви его к детям, являемой делом и истиною». В том же году он был возведен в сан архимандрита.
Через 3 года отец Никодим был направлен в Калугу на должность ректора Калужской Духовной семинарии, а в 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой Семинарии. В это время архимандрит Никодим получил благодарность от Калужского епископа за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль, — если не навсегда, то на продолжительное время, — не подчиняться законным распоряжениям начальства», — говорилось в благодарственном слове архиерея.
Благодарил архимандрита Никодима и Синод за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Этот акафист был напечатан Синодом для церковного употребления. Акафист святителю Иоанну Златоусту был написан иеромонахом Никодимом, когда он был еще студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Однако в то время цензор отклонил акафист примерно в таких выражениях: «Акафист гению должен писать гений, а не какой-то безвестный иеромонах».
В 1911 году в Санкт-Петербурге отец Никодим был рукоположен в сан епископа митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). В 1913 году владыка Никодим стал епископом Белгородским, викарием Курской епархии. Всё время своей архипастырской деятельности владыка был церковным песнотворцем, он составил акафисты преподобным Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу.
Духовный писатель, церковный историк, владыка Никодим был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX столетий». В 1910 году была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, им были написаны несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался он и историей старчества.
Много потрудился владыка в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, создан уникальный музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.
В 1919 году, во второй день праздника Рождества Христова, Белгородский владыка прямо в алтаре Троицкого собора был арестован красным комиссаром Саенко за проповеди против грабежа и насилия.
По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая была сразу же арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован.
Через 2 дня после ареста по приказу комиссара Саенко епископ Никодим (Кононов) был тайно расстрелян и похоронен в общей могиле за городом.
После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была вскрыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.
Святым останкам владыки Никодима были возданы должные почести, их погребли в Свято-Троицком мужском монастыре близ раки святителя Иоасафа Белгородского.

  • 11
  • 1
  • 0

Популярное видео

  • 1:52:42

    СУПЕР ФИЛЬМ — Я остаюсь (2007)

    Громовы Валерий и Людмила · 404 просмотра

  • 05:22

    Молитва Оптинских Старцев

    Ирина · 280 просмотров

  • 26:17

    Старец Архимандрит Гавриил Ургебадзе

    ფიქრია — Pikria — Пикрия · 351 просмотр

Карта храмов

Найди свой храм на карте

Заказать молебен у

Иконы Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы»

Доброе утро

Как не остаться голодным

Вопросы батюшке

Задай свой вопрос

Вопросы юристу

Задай свой вопрос

Молитва по соглашению

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Наша статистика

  • Регистраций224004
  • Посетителей 11249
  • Священников1168
  • Храмов всего19621
  • Активных храмов11691

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *