Святая феофания икона

Феофано (супруга Льва VI Мудрого)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии В Википедии есть статьи о других людях с именем Феофано.

Феофано
греч. Θεοφανώ
Дата рождения 865
Место рождения
  • Константинополь, Византийская империя
Дата смерти 10 ноября 895 или 897
Место смерти Константинополь
Страна
  • Византийская империя
Род деятельности суверен
Супруг Лев VI Мудрый
Дети Евдокия

Феофа́но (Феофа́ния) (греч. Θεοφανώ; ? — 10 ноября 895 или 897) — первая жена византийского императора Льва VI Мудрого. Почитается православной церковью как святая блаженная царица, память совершается 16 декабря (по юлианскому календарю).

Брак

Феофано стала женой шестнадцатилетнего Льва по результатам смотра невест, проведённого его родителями, императором Василием и Евдокией.

По обыкновению, в одной из зал Магнаврского дворца собрали дюжину девиц из самых красивых в империи. В ожидании прихода царя эти маленькие особы, очень возбуждённые, занялись тем, что пробовали отгадать, кто из них окажется счастливой избранницей. Одна афинянка, по словам летописца, «умевшая, благодаря обычаям своей страны, отгадывать будущее по приметам», предложила тогда в виде игры следующее странное испытание: все кандидатки должны были сесть на пол и каждая поставить перед собой свои башмаки; та из двенадцати, которая по данному знаку скорее всех встанет, обуется и первая успеет сделать красивый поклон, та и будет, наверно, императрицей. В то время, как они занимались этим упражнением, вдруг вошел царь. Первая поднявшаяся была некто Феофано, происходившая из знаменитой столичной патрицианской семьи Мартинаков; так как она была знатна, при этом очень красива и набожна, она понравилась Василию и жене его Евдокии — так оправдалась примета, пророчествовавшая ей трон.

С большим торжеством зимой с 881-го на 882 год Лев обвенчался с Феофано. Позднее он признавался, что женился не по своей воле, а только из страха перед отцом.

Дальнейшая жизнь

Когда наследник престола Лев был оклеветан игуменом Сантаварином в заговоре на жизнь императора, то провёл вместе с женой около трёх лет под домашним арестом. Незадолго до смерти император Василий освободил своего сына и вновь провозгласил наследником престола.

Феофано с супругом

После гибели отца на охоте, Лев в 886 году стал византийским императором. Набожная Феофано же начала проявлять себя на духовном поприще:

Между тем блаженная Феофания, вступившая после своего заключения в царскую жизнь, прилежно заботилась о своём душевном спасении, за ничто считая царскую славу и презирая, как сор и сон, сладость и суету житейскую. Она непрестанно и днём, и ночью, имела на устах своих псалмы, духовные песни и молитвы и всю жизнь свою проводила, угождая Богу и взыскуя Его делами милосердия. Она не заботилась о царском украшении своего тела, и если совне бывала одета с некоторым благолепием, то, с другой стороны, под одеждою, на теле, носила грубую власяницу, которою была умерщвляема плоть её. Жизнь её была постническая — она питалась простым хлебом и сушёною зеленью; обильные яства трапезы совершенно были изгнаны ею. Поступившие в её руки богатства и драгоценности были раздаваемы ею нуждающимся бедным и убогим, сиротам и вдовицам, драгоценные одежды и вещи отдавались им же.

Лев к тому времени уже был видимо влюблён в Зою Заутцу, дочь начальника императорских телохранителей (она станет его второй женой после смерти Феофано). Несмотря на свою набожность, Феофано страдала от неверности мужа. Когда ей стало известно об отношении Льва к Зое, она пожаловалась свёкру — императору Василию. Лев позднее вспоминал об этом инциденте: «Придя к блаженному моему отцу, она возвела на меня клевету, будто я общаюсь с Зоей, дочерью Заутцы. Не внимая моим оправданиям и просьбам, он тотчас же выдрал меня за волосы и, бросив на землю, избивал и топтал ногами, пока я не стал обливаться кровью». Симеон Логофет сообщает о начале любовной связи Льва с Зоей в 889 году.

Смерть единственного ребёнка Феофании, малолетней Евдокии, в зиму 892 года ещё сильнее обострила и без того холодные отношения между супругами. Как призналась царица своему духовнику, отцу Евфимию: «нет у меня никого, кроме твоей святости, на кого бы я могла обратить свои взоры, кому бы я раскрыла печаль сердца и от кого получила бы утешение». Феофано приняла решение удалиться в монастырь, прилегающий к Влахернскому храму. При этом брак со Львом по настоянию её духовника расторгнут не был, в монастыре она жила, не принимая монашеского пострига.

Кончина и почитание

«Близ Бога царице Феофание, добродетелей ради, стоиши блещащися»

Кончина Феофании последовала после болезни 10 ноября 895 или 897 года. О её смерти пишет Продолжатель Феофана:

Скончалась августа Феофано, царствовавшая двенадцать лет, провозглашенная чудотворной, явившая себя выше страсти ревности, кротко несшая возвышение Зои, жизнь совершившая в молитвах и делах милосердия.

Феофано была канонизирована вскоре после смерти, так как предание сообщает, что была она прославлена чудотворениями уже через несколько дней после кончины, что и обусловило её почитание. Императором Львом VI через несколько лет после смерти Феофано был построен храм в её честь рядом с церковью Двенадцати Апостолов.

Ныне её останки покоятся у южной стены Патриаршего собора в Фанаре.

Примечания

Святые византийские императрицы
  • Елена (ок. 250 — ок. 330)
  • Флацилла (? — ок. 386)
  • Пульхерия (399—453)
  • Евдокия (ок. 401 — 460)
  • Ариадна (ок. 450 — 515)
  • Евфимия (Маркиана) (? — ок. 523)
  • Феодора (ок. 500 — 548)
  • Ирина (ок. 752 — 803)
  • Феодора (ок. 815 — 867)
  • Феофано (? — ок. 895)
  • Ирина (1088—1134)
  • Елена (Ипомония) (ок. 1372 — 1450)

ФЕОФАНИЯ

Раскройте тайну имени ФЕОФАНИЯ (в латинском транслите FEOFANIYA) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.

Первая буква Ф имени ФЕОФАНИЯ расскажет о характере

Этим людям свойственно чересчур сильное напряжение и возбуждение, с ними трудно, но никогда не бывает скучно. Вашему партнеру не позавидуешь, его ждет драматическая страсть с примесью трагедии, с постоянными расставаниями и примирениями и не всегда желанными сюрпризами. это связано с тем, что Вы привыкли больше брать, чем отдавать. Попробуйте с этим бороться и существенно облегчите себе жизнь.

Характерные черты имени ФЕОФАНИЯ

  • власть
  • комфорт
  • сила
  • болтливость
  • жизнестойкость
  • проницательность
  • страстность
  • эмоциональность
  • энергичность самовыражения
  • впечатлительность
  • миролюбие
  • тонкая духовность
  • интерес к здоровью
  • острый ум
  • творческие амбиции
  • большая эмоциональность
  • таинственные волнения
  • нежность
  • оригинальность идей
  • способность приврать
  • умение приспосабливаться
  • интеллигентность
  • творческие способности
  • чувство собственного достоинства

ФЕОФАНИЯ: число взаимодействия с миром «8»

Люди, находящиеся под влиянием числа восемь, отличаются характером беспокойным и целеустремленным. Они редко бывают довольны тем, что имеют, и стремятся максимально расширить границы своих возможностей. Потенциал «восьмерочников» очень велик, но и запросы маленькими не назовешь, поэтому чувство удовлетворения от проделанной работы или радость победы они испытывают редко. Люди восьмерки умеют строить планы и воплощать их в реальность, но вынуждены мириться с тем, что все получается немного (а то и вовсе) не так, как было задумано.

«Восьмерочники» мало чего боятся. Ответственность за других и руководство большими коллективами для них естественны, как и резкие перемены в жизни. Как правило, они хорошо ладят с окружающими, но стараются избегать слишком большой близости и предпочитают играть роль лидера в отношениях. Высоко ценя интеллект, моральные качества и чувство юмора, они не переносят лести и лжи, а также бывают очень чувствительны к проявлениям невежливости и бестактности.

Супружеские отношения «восьмерочников» складываются мирно, хотя не всегда в них присутствуют страсть или даже глубокая привязанность. Тем не менее, люди восьмерки почти всегда стремятся к устойчивым отношениям и браку – без постоянного спутника жизни они чувствуют себя дискомфортно. Избегать ссор в семье им помогает врожденный такт, а справляться с бытовыми проблемами – умение как действовать самостоятельно, так и распределять обязанности.

«Восьмерочники» любят принимать гостей и не упускают возможности похвастаться своим домом, как правило – большим и уютным. Собственное жилье – «пунктик» многих людей восьмерки; в съемных квартирах или родительском доме они обычно чувствуют себя не слишком уютно. При этом стяжателями, интересующимися только материальными благами, их назвать никак нельзя; многие «восьмерочники» щедро делятся всем, что зарабатывают, активное участие принимают в деятельности благотворительных организаций и помогают близким и дальним родственникам деньгами. Но главное, что дают люди восьмерки окружающим – это их любовь и искренняя заинтересованность.

«Восьмерочники» так заботятся о других, что порой им не хватает сил и энергии на то, чтобы обустроить собственную жизнь. Другой распространенной проблемой является стремление к недосягаемым целям и неспособность сохранять спокойствие и здравый смысл, если на пути появляются препятствия.

ФЕОФАНИЯ: число душевных стремлений «3»

Тройка оказывает неоднозначное влияние на своих подопечных: они могут быть дружелюбными и высокомерными, уступчивыми и бескомпромиссными, коммуникабельными и закрытыми. Им нравится быть на виду, они любят комфорт, но стабильными их точно нельзя назвать, поэтому их поведение всегда остается крайне непредсказуемым.

Рожденные под знаком тройки одинаково прислушиваются к голосу сердца и разума, а в зрелом возрасте несут за собой багаж бесценного опыта и житейской мудрости. Привыкшие во всем руководствоваться доводами рассудка, троечники совершенно не способны на сочувствие, однако среди их знакомых много ранимых, впечатлительных и даже неуравновешенных людей.

Находящиеся под влиянием тройки могут добиться успеха в любой профессии, но все же предпочитают сферы, которые способны подарить стабильность. Они прекрасно разбираются в людях, могут нарисовать психологический портрет каждого и с легкостью находят выход даже из самых сложных ситуаций. Троечники весьма уютно чувствуют себя в светском обществе, умеют поддержать беседу, обладают не только ораторскими навыками, но и умением слушать других. Они обожают дружеские посиделки, а если берутся за организацию праздника, то справляются с этим лучше любого профессионала.

В сфере личных отношений, как это ни покажется странным, люди тройки регулярно сталкиваются с проблемами. Они кажутся черствыми и равнодушными, не склонны демонстрировать положительные черты своего характера и редко бывают самими собой. Такой человек вполне может прослыть хитрым лжецом и лицемером, так как его стремление приукрашивать правду порой не знает границ. Он не привык делиться со второй половинкой своими мыслями и желаниями, но при этом живет в собственноручно построенном воздушном замке.

Рожденный под воздействием тройки всегда находит свое место под солнцем. Ему нравится рассказывать людям о своих успехах, зачастую сильно преувеличивая действительность. Многие считают этого человека обычным хвастуном, но при этом не судят его слишком строго, ведь он не лишен обаяния. Помимо этого, троечник с удовольствием делает подарки, внимателен к нуждающимся и нередко участвует в благотворительности.

ФЕОФАНИЯ: число истинных особенностей «5»

Если на человека пятерка оказывает свое влияние, то они надолго остаются взрослыми детьми. Даже в солидном возрасте такие люди ведут себя как бунтари-подростки. Такой человек готов рискнуть всем ради сущей мелочи. Продумывать и планировать последствия своих решений – это не для них. Иногда протест таких лиц направлен против общепринятых правил и выглядит довольно нелепо.

В общем можно сказать, что это своего рода развлечение. Выдумывать себе врагов и сражаться с ними – вот главная забава для человека «отличника». Стабильная, спокойная жизнь вызывают у него тоску, неудовлетворенность и желание перемен.

Интересно, что даже если в жизни такого человека временно не наблюдается никакой борьбы, то он сам тянется к драмам и трагедиям. Ему это не только интересно, но и подпитывает его жизненные силы. Страдания и мрачные истории вызывают у него любопытство. А это может привести к глупым поступкам, и фатальным ошибкам. Но преодолеть это влечение человек «отличник» просто не в силах. Он хочет узнать этот мир досконально и со всех сторон.

Зачастую виной всему становятся слишком живая фантазия и самоуверенность. С таким набором черт, они редко становятся хорошими супругами, надежными деловыми партнерами. Ведь будущее их вовсе не заботит. Они никогда не будут собирать средства на значительные покупки – лучше возьмут кредит. Планировать жизнь они тоже не в состоянии – в любой момент могут сорваться путешествие.

При этом они верят, что судьба благоволит к ним и если вдруг случится серьезная неприятность, они смогут мобилизовать все свои таланты и все решится лучшим образом. Даже если они уже ошибались, это ничему их не учит. Они редко делают выводы из ситуации. Именно этого умения им не хватает больше всего.

Чего не отнять у людей под знаком пятерки так это эрудиции и кругозора. Они могут рассказать обо всем на свете, причем увлекательно и эмоционально. Их всегда будут слушать с удовольствием. Если такой человек имеет хобби, он постарается иметь от него выгоду. В целом можно сказать, что эти люди всегда на передовой.

Туда, куда более осторожные никогда не отправятся, «отличники» последуют с радостью. А для таких приключений всегда надо быть в хорошей физической форме, поэтому они любят спорт, следят за питанием и часто остаются стройными и подтянутыми до преклонных лет.

Болезни и однообразная жизнь вгоняет таких людей в депрессию, из которой выбраться им не просто.

Феофано (императрица Византии)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии В Википедии есть статьи о других людях с именем Феофано.

Феофано
Рождение ок. 941

  • Лакония, Греция
Смерть не ранее 976
Имя при рождении греч. Αναστασώ
Отец Q60040600?
Супруг Роман II и Никифор II Фока
Дети Анна Византийская, Константин VIII и Василий II Болгаробойца

Феофано (греч. Θεοφανώ; X век), — византийская императрица, супруга двух императоров Романа II Молодого (959—963) и Никифора II Фоки (963—969), мать императора Василия II Болгаробойцы (976—1025), его брата Константина VIII (1025—1028) и Анны, выданной замуж за великого князя Киевского Владимира Святославича.

Биография

Будущая царица родилась в Лаконии. Её биография похожа на исторический роман: эта, по отзыву Льва Диакона, «наиболее прекрасная, обольстительная и утончённая женщина своего времени, одинаково выделявшаяся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью», была дочерью константинопольского шинкаря, в заведении которого работала проституткой. Первоначально носила имя Анастасо. Она увлекла молодого наследника престола, Романа, лишившегося своей малолетней, номинальной супруги Берты; вполне овладев его сердцем, Феофано достигла царского престола.

По смерти отца Романа, Константина Багрянородного, Феофано заставила Романа изгнать из дворца его сестёр, образованных царевен, и заключить их в монастырские стены. Мать Романа, царица Елена, ненадолго пережила это горе. Преданный удовольствиям Роман царствовал недолго; по-видимому, ещё при жизни его Феофано завязала сношения с полководцем Никифором Фокой, и старый воин вполне поддался её чарам. По смерти Романа Феофано была провозглашена регентшей за своих малолетних сыновей; но скоро престолом овладел Никифор. Никифор, соблюдая благоразумное целомудрие, приказал синкеллу Антонию Студиту перевести Феофано из императорского дворца во дворец во Влахерне. Однако 20 сентября отбросив всё притворство женился на Феофано.

Против сурового и нелюдимого Никифора через 6 лет образовался заговор, во главе которого стала Феофано и её любовник, блестящий сподвижник Никифора, Иоанн Цимисхий. Никифор был зверски убит, Цимисхий овладел престолом. Но Феофано ошиблась в своём сообщнике, который немедленно изгнал её из дворца, по требованию патриарха Полиевкта, возмущённого их преступлением; Феофано была увезена из дворца в келью на голый остров Антигони (Кыналыада), откуда она могла видеть свои прежние чертоги. Когда ей удалось бежать и скрыться за стенами собора Святой Софии, её, мать малолетних императоров, вытащили из собора силой и отправили в отдалённый армянский монастырь; оттуда она была возвращена во дворец лишь по смерти Цимисхия, в 976 году. Разбитая постигшей её судьбой, она совершенно исчезает со страниц дворцовой истории. Она была похоронена в церкви Святых апостолов, рядом с двумя своими царственными супругами.

  1. ↑ В старой литературе Феофано называли матерью другой Феофано, выданной замуж за императора Священной Римской империи Оттона II, однако сейчас считается, что жена Оттона была племянницей первой жены Иоанна Цимисхия. См. Балакин В. Д. Творцы Священной Римской империи. — С. 182—183.
  2. ↑ Лев Диакон. История (Книга VI, глава 4).
  3. ↑ Лев Диакон, 1988, с. 195.

Литература

  • Schlumberger, «Un empereur Byzantin au X siècle, Nicéphore Phocas» (П., 1890) и продолжение его: «L’Epopée Byzantine» (I, 1896).
  • Феофано, византийская царица (X в.) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Балакин В. Д. Творцы Священной Римской империи. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 356 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 1095 (895)). — 5000 экз. — ISBN 5-235-02660-8.
  • Лев Диакон. История. — М.: Наука, 1988. — ISBN 5-02-008918-4.

Икона Феофания Блаженная царица, арт MSM-032

0 отзывов | Написать отзыв Икона Феофания Блаженная царица, арт MSM-032

Разделы: на дереве, шелкография, сусальное золото
Указатель: Феофания
Модель: MSM-032
Особенность: Пожалуйста, уточняйте наличие выбранного Вами размера по телефону у оператора, так как в зависимости от сезона и загруженности мастерской, срок изготовления может составлять от 5 до 12 дней
Материал: Иконы сделаны из натурального дерева и МДФ, покрыты шпоном ценных пород дерева, краски с натуральными минеральными пигментами, сусальное золото. Все иконы трижды покрыты натуральным лаком.
Размеры: от 7*9 см до 30*40 см
Вес: от 30 до 2000 грамм
Освящено: По полному православному обряду в монастыре

850 руб. На складе

Доступные опции

Вариант иконы MSM полный Размер B 10*12*0,6 см Размер C 13*16*0,6 см (+150 руб.) Размер D (гладкий) 9*10*1,8 см (+150 руб.) Размер E (ковчег) 9*10*1,8 см (+250 руб.) Размер F (гладкий) 10*13*1,8 см (+350 руб.) Размер G (ковчег) 10*13*1,8 см (+450 руб.) Размер H (гладкий) 13*16*1,8 см (+650 руб.) Размер I (ковчег) 13*16*1,8 см (+950 руб.) Размер J (гладкий) 14*18*1,8 см (+850 руб.) Размер K (ковчег) 14*18*1,8 см (+1 250 руб.) Размер L (гладкий) 17*21*1,8 см (+1 350 руб.) Размер M (ковчег) 17*21*1,8 см (+1 850 руб.) Размер N (гладкий) 18*24*1,8 см (+1 650 руб.) Размер O (ковчег) 18*24*1,8 см (+2 350 руб.) Размер P (гладкий) 24*30*1,8 см (+3 650 руб.) Размер Q (ковчег) 24*30*1,8 см (+4 650 руб.) Размер R (гладкий) 30*40*1,8 см (+6 150 руб.) Размер S (ковчег) 30*40*1,8 см (+7 650 руб.) Остались вопросы? Позвоните нам! 8 (495) 727-66-16 | 8 (800) 775-85-32 (Бесплатно со всех регионов России)

Иконы освящены

Гарантия подлинности

Доставка в любой регион России

Оплата наличными или онлайн

Доставка в будни и в выходные

Возврат товара в течение 2 недель

Иконы освящены

Все иконы освящены по полному православному обряду в храме святителя Николая Чудотворца

Гарантия подлинности

На все реализуемые товары мы с радостью предоставим Вам любые документы, на всех ювелирных изделиях обязательно стоит проба и заводская бирка с ОТК, что гарантируем 100% подлинность. Также на большинстве икон есть сертификаты производителя и фирменная упаковка

Доставка в любой регион России

Мы с радостью и очень быстро доставим прямо до дверей Вашей квартиры все заказанные товары, мы заранее сообщим Вам примерную стоимость и сроки доставки, так что Вы всегда будете точно знать, когда получите Ваш заказ!

Доставка в будни и в выходные

Доставка происходит в любое удобное для Вас время и даже в выходные. Вы сами выбираете время и место удобное Вам. Курьер обязательно позвонит за 1 час и предупредит, что уже выехал.

Оплата наличными или онлайн

Вы можете оплатить Ваш товар любым максимально удобным Вам способом, будь то электронные деньги или же перечисление на расчетный счет!

Возврат товара в течение 2 недель

Мы настолько уверены в качестве нашей продукции, что Вы всегда можете вернуть нам не понравившийся товар в любое время в течение первых двух недель использования.

PravIcon.com

Форум для посетителей сайта

Пропустить

Блаженная царица Феофания

1 сообщение • Страница 1 из 1 Tasha Сообщения: 193 Зарегистрирован: 31 май 2011, 21:17

Блаженная царица Феофания

  • Цитата

Сообщение Tasha » 13 сен 2011, 02:24

Икона передана в дар Благовещенскому собору г. Павлодара жительницей города осенью 1999 года после освящения собора. Предположительно, икона была частью иконостаса одного из разрушенных в советское время храмов города Павлодара. Эту икону прихожане называют еще «расстрелянной иконой», потому что она была мишенью для обезумевших богоборцев, в ХХ веке разрушавших храмы и осквернявших святыни. На иконе отчетливо видны дыры, оставленные пулями. Икону решили не реставрировать, как свидетельство о страшном времени гонений на верующих.
Царь Лев и царица Феофания.
Память блаженной царицы Феофании празднуется 16 декабря (29 декабря нового стиля).
Блаженная царица Феофания (Феофано) — первая супруга императора Льва VI Мудрого (886-911).
Блаженная Феофания родилась в Царьграде и происходила из царского рода. Родители ее — Константин, имевший сан иллюстрия, и мать Анна, живя в честном супружестве, долгое время были бесплодны, почему всегда скорбели о том, что не имели детей. Сильно желая иметь плод своего супружества, они молились Пречистой Владычице нашей Богородице и, часто приходя в Ее всечестный храм, бывший в Форакии, в прилежном молении изливали пред Нею сердца свои.
— Да разрешится, — молились они, — о, Госпожа мира, бесплодие наше Твоим милосердием, и да приимем по ходатайству Твоему от Создателя чадородие!
И так как они просили с верою, то и получили просимое благодатью Той, к Которой усердно обращались с молитвою: они прияли разрешения своего бесплодия и родили дитя женского пола, которое назвали Феофаниею.
С шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и наставлять на всякое доброе дело. Еще в детские лета ее, можно было видеть ясные знамения будущих ее великих добродетелей и святости. Видя ее благонравие и ум, родители Феофании очень радовались и надеялись впоследствии утешаться ее благочадием. Посему они искали юношу, подобного ей по знатности рода, благонравию и уму, чтобы сочетать ее по закону браком, так как она уже приходила в возраст и больше сверстниц своих была украшена всеми дарованиями.
В это время царь Василий Македонянин[ выискивал прекрасную и добродетельную девицу для сочетания браком с сыном своим Львом Мудрым. Найдя Феофанию лучшею всех других девиц, он сочетал ее браком с сыном своим, уже объявленным наследником престола. Царский брак был совершен при всеобщей радости и ликованиях.
Спустя некоторое время, лукавый враг посеял плевелы в доме царском между отцом и сыном, и восстал с гневом великим отец на сына. Взявши его с супругою его Феофаниею, он заключил их в темницу и приставил крепкую стражу. Сие совершилось по тайной злобе и хитрому коварству Феодора Сантаварина, епископа Евхаитского, — волхва, которого царь Лев не любил.
Дело началось так: когда умер первенец царя Василия и старший брат царя Льва — Константин, царь Василий скорбел о нем и безутешно плакал, ибо очень любил его. Тогда вышеупомянутый волхв, видя царя в великой печали и желая его утешить, посредством своих волхвований показал царю умершего сына его Константина живым, — сидящим на коне и едущим к нему на встречу. Обняв руками сына и с любовью облобызав его, царь снова потерял его из виду, ибо волшебное привидение и мечтание исчезло. Удивился царь и ужаснулся и, сочтя видение за действительность, стал очень почитать Сантаварина и, считая его своим искренним другом, во всем его слушался. Юный же Лев, будучи благоразумен и богобоязлив, возгнушался тем волхвом и, ненавидя его, как врага Божия, презирал. Феодор же, думая, чем бы отомстить царю Льву за такое презрение, измыслил следующую коварную хитрость. Выбрав удобное время, он наедине приступил к царю Льву и, притворившись доброжелательным и расположенным к нему, сказал:
— Вот ты молод и ездишь с отцом своим на охоту. На всякий случай нужно тебе тайно носить небольшой меч для того, чтобы иметь возможность, иногда употребить его на зверя, иногда же подать его в нужное время отцу, или, на тот случай, если бы какой домашний враг, коих отец твой имеет немало, неожиданно и внезапно напал на отца твоего, — тогда бы ты, тотчас вынув тайно носимый меч, мог поразить врага и сохранить жизнь отца своего.
Послушавшись этого коварного совета врага своего и не подозревая его лукавства, Лев стал тайно носить в сапоге небольшой меч, когда ходил с отцом своим на охоту, или еще куда-нибудь.
После этого, лукавый Сантаварин сказал тайно царю Василию:
— Сын твой Лев хочет внезапно убить тебя, чтобы царствовать одному. Доказательством его злого умысла послужит тебе следующее: когда ты отправляешься на охоту, и он с тобою, то он носит спрятанный в сапоге при ноге меч, приготовленный для того, чтобы в удобное время внезапно ударить тебя и убить. Если хочешь в том убедиться, испытай на деле — ступай на охоту, взявши и его с собою и, когда придешь на поле, вели осмотреть, что он имеет в сапоге.
Вскоре царь Василий, взяв юного царя, сына своего, отправился на охоту и, будучи на поле, повелел осмотреть, что имеет царь Лев в сапоге, и там найден был спрятанный небольшой обоюдоострый меч. И воспылал тотчас Василий пламенем неизреченной ярости и гнева на сына своего, считая за правду поведанное Сантаварином, будто сын хотел убить его.
— Для того он и меч приготовил, — сказал он.
Лев же, будучи ни в чем невиновен, уверял, что носил меч не для смерти отца, а для сохранения жизни его. Но, сильно разгневанный, отец, не желая слушать ни единого его слова, тотчас заключил его, а также и супругу его, блаженную Феофанию, в некотором, бывшем в царских палатах, тайном помещении, и приставил к ним крепкую стражу. Так лукавый волхв Сантаварин отомстил царю Льву; самым же ужасным при этом было то, что, по внушению того же Сантаварина, отец хотел сыну выколоть и вынуть очи. И сие дело непременно бы совершилось, если бы патриарх и весь синклит не удержали царя.
Более трех лет безвинный царь Лев и блаженная Феофания, не сделавшие никакого зла, пробыли в заключении. Там они ни в чем ином не упражнялись, как только в молитве и посте, скорбя о своем заключении и призывая Всевидящего Бога во свидетели своей невинности. Несколько раз синклит хотел просить царя за сына, но не находил удобного времени. Наконец, выпал случай, когда можно было обратиться с таковой просьбой. Это произошло так. В царской палате была птица, попугай, наученная произносить человеческим голосом некоторые слова и своим произношением забавлявшая царя и других, кто слышал попугая. Однажды царь, совершая праздник святому пророку Илии, созвал к себе на царский обед всех своих придворных и, устроив пиршество, приглашал всех радоваться и веселиться с собою. Птица же та, часто говоря по-человечески, повторяла, неизвестно наученная ли кем, или случайно, такие слова:
— Увы, увы, господин Лев!
Слыша сие, все обедавшие придворные сидели в смущении, оставив пищу и питьё. Видя же придворных в смущении, ни вкушающих, ни пьющих, царь спрашивал, почему они столь печальны. Тогда они, сочтя время удобным, встали в слезах и сказали:
— Если не имеющая разума птица скорбит о своем, невинно страждущем, господине, — и рыдая и отыскивая его, говорит: увы, увы, господин Лев! — как же мы, разумные и словесные твари, несомненно знающие, что сын твой, а наш господин, страдает невинно по злобе, и по клевете терпит твой отеческий гнев, — как можем мы веселиться, есть и пить?! Не еще ли более мы должны скорбеть? О, царь! Если сын твой в чем-либо согрешил против тебя, отца своего, и задумал поднять на тебя руку, дай нам его сюда, — мы на части рассечём его. Если же он ни в чем неповинен, — как нам несомненно известно, — то зачем ты мучаешь кровь свою?
От таких слов царь пришел в умиление и, подвигнутый сердцем и естественною жалостью, тотчас повелел вывести царя Льва из заключения, остричь выросшие у него во время заключения волосы и, одевши в царские одежды, с честью привести к себе. Когда это было исполнено, царь поднялся в слезах, — обнял сына, стал лобызать его и возвратил ему прежний царский сан.
Пожив после сего немного времени, царь Василий заболел и умер, оставив царскую власть сыну своему. Лев же, по смерти отца, схватив волхва Сантаварина, повелел бить его, выколоть глаза и послал в заточение в город Афины.
Так обратилась злоба волхва на собственную его голову. Сей Сантаварин был по вере манихей, по учению — волхв, по виду — христианин, по сану — епископ, а царем Василием считался святым — ради чудес его, творимых волшебством.
Между тем блаженная Феофания, вступившая после своего заключения в царскую жизнь, прилежно заботилась о своем душевном спасении, за ничто считая царскую славу и презирая, как сор и сон, сладость и суету житейскую. Она непрестанно и днем, и ночью, имела на устах своих псалмы, духовные песни и молитвы и всю жизнь свою проводила, угождая Богу и взыскуя Его делами милосердия. Она не заботилась о царском украшении своего тела, и если совне бывала одета с некоторым благолепием, то, с другой стороны, под одеждою, на теле, носила грубую власяницу, которою была умерщвляема плоть ее. Жизнь ее была постническая — она питалась простым хлебом и сушеною зеленью; обильные яства трапезы совершенно были изгнаны ею.
Поступившие в ее руки богатства и драгоценности были раздаваемы ею нуждающимся бедным и убогим, сиротам и вдовицам, драгоценные одежды и вещи отдавались им же. Бедные келлии монашествующих и монастыри обновлялись ею и обогащались имениями и всем нужным.
Таковы были усердия и попечения о всех той христолюбивой царицы! На слуг и рабынь своих она смотрела, как на братьев и сестер, и никого не звала просто — по имени, — но всех почитала званием в Господе, уважая имя, чин и должность каждого. И не изрекла она языком своим клятвы, и не вышло никакое гнилое слово из уст ее — ни ложь, ни клевета и вообще никакое непотребное слово. Ко всем она относилась с любовью — плакала с плачущими, радовалась с радующимися. Хотя постель ее и была устлана виссоном и украшена золотыми украшениями, но она не спала на ней, а положив на полу чистую рогожу, покрывавшую острые кости и зубы животных, ложилась спать на нее и такое свое ложе на всякую ночь, по изречению пророка Давида, омочала слезами (Пс.6:7) и после очень непродолжительного сна тотчас вставала на славословие Божие. От столь суровой, исполненной всяких лишений, жизни, Феофания впала в великую телесную болезнь, однако не изнемогала душою от непрестанной молитвы, не переставала поучаться в Божественном законе, читая священные книги и исполняя прочитываемое. Все ее попечения были направлены к тому, чтобы помогать обидимым, заступаться за вдов, заботиться о сиротах, утешать скорбящих, отирать слезы плачущим, — и была она матерью для всех, не имеющих крова и помощи. Живя в мире, она отвергла всё мирское; пребывая в супружестве, она возлюбила благое иго Христово и, взяв крест на плечо, понесла его и, таким образом, угодила Богу.
Предчувствуя исход души своей из тела, блаженная Феофания повелела, чтобы все приходили к ней для прощания. Затем, дав всем конечное и последнее целование, она переселилась от царства земного к небесному и предстала к Царю славы, украшенная, как царскою багряницею, многими своими добродетелями. Посему причтена она к лику святых, добродетелями Богу угодивших, а честное тело ее было с честью предано погребению.
Муж Феофании, царь Лев Мудрый, еще при жизни ее, видя ее великую святость и почитая ее не как супругу, но как госпожу свою и ходатайцу пред Богом, задумал заблаговременно построить храм во имя ее. Святая же, узнав о сем, не только не соизволила сему, но и строго запретила делать это. Посему начатый уже строиться во имя ее храм был переименован во имя всех святых и тем же царем, по совету со всею церковью, в первую неделю по Пятидесятнице был установлен праздник всех святых. Царь говорил:
— Если Феофания — святая, то пусть и ее память празднуется вместе со всеми святыми, во славу от всех святых славимому Богу!
Кротость, милосердие и сердечное сокрушение о грехах прославили ее имя среди сограждан.
Феофания скончалась в 893 или 894 году.
Тропарь
Богоявленную царицу воспевающе и житие ея преподобническое восхваляюще, терпение же и смиренномудрие ублажающе, любовию непрестанно взываем: поминай и нас, блаженная Феофание, в молитвах твоих ко Христу неусыпных.
Мария Пронина
Автор-составитель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *