Святая царица Тамара

ТАМАРА

Ответ на вопрос в сканворде женское имя: (древнееврейское) буквально финиковая пальма состоит из 6 букв. Ответы на все сканворды с разбором по буквам вы всегда найдете на сайте Scanwordbase.ru. База ответов пополняется каждый день. Удачи в игре! Поделиться ответом на сканворд с друзьями Подходит Не подходит

женское имя: (древнееврейское) буквально финиковая пальма

Альтернативные описания

• Имя супруги Муслима Магомаева

• Персонаж поэмы М. Лермонтова «Демон»

• Стихотворение М. Лермонтова; поэма Балакирева

• Царица Грузии, которой посвящена поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

• Актриса Семина по имени

• Стихотворение Лермонтова

• Ее мужем был сын Андрея Боголюбского, русский княжич Георгий

• Царица, во времена правления которой Грузия добилась больших военно-политических успехов

• Какое женское имя получило распространение у средних слоев горожан не после поэмы Лермонтова, а после оперы Рубинштейна?

• Царица, которой посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

• Ее имя означает — «финиковая пальма»

• Имя актрисы Семиной

• Имя певицы Гвердцители

• Имя певицы Синявской

• Женское имя

• Поет … Гвердцители

• Святая царица Грузии

• Славная царица Грузии

• Мы с ней ходим парой

• Семина

• Синявская

• Актриса … Семина

• Царица Грузии

• В детстве мама звала ее Томой

• Всем известная грузинская царица

• В детстве друзья ее звали Томой

• Гвердцители

• Грузинская царица или певица Гвердцители

• Ей посвящена поэма «Витязь в тигровой шкуре»

• Имя грузинской певицы Гверцители

• Великая грузинская царица

• С кем это мы ходим парой?

• Имя актрисы Носовой

• В детстве она звалась Томой

• Певица Синявская

• Взрослая тезка Томочки

• Царица времен Руставели

• Грузинская царица

• Известное женское имя

• Российская актриса … Семина

• «два Федора» (актриса … Семина)

• Актриса Носова

• Грузинская Клеопатра

• Женское имя в рифму с Самарой

• Хорошее имя для грузинской царицы

• Обычное имя для грузинской царицы

• Нормальное имя для грузинской царицы

• Царица Грузии во времена Руставели

• Имя грузинской певицы Гвердцители

• Повзрослевшая Томочка

Святая царица Тамара Великая

Жизнеописание по грузинским летописям

2013 год объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II годом царицы Тамары, ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал Православие.Ru представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.

Святая благоверная царица Тамара (в центре), ее сын царь Георгий IV и отец царь Георгий III. Фрагмент фрески монастыря Бетания В Грузии народ питает исключительную любовь к двум святым женам — равноапостольной Нине и благоверной царице Тамаре. За столетия, прошедшие с её кончины, эта любовь нисколько не ослабевает, да и не может ослабнуть, ибо святая Тамара не только возвысила Грузию во времена своего земного царствования, но и по смерти лишь умножила молитвы о страждущей родине, которая на долгие столетия оказалась ввергнутой в нестерпимый ужас исламского ига. Само правление благоверной царицы стало настоящим чудом и подарком для Грузии, так как именно в этой хрупкой, необыкновенно красивой женщине, грузины обрели лучшего своего правителя, справедливого и милосердного, не по-женски мудрого, но по-ангельски рассудительного. А главное, именно в ней обрели вечного, до самого Страшного Суда неусыпного молитвенника и предстателя у Престола Божия.

До нашего времени дошло два крупных сочинения, в которых современниками святой царицы описывается её жизнь и царствование. Первое из них — «Жизнь царицы цариц Тамар» — написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Басили Эзосмодзгвари. В этом сочинении внимание уделено в первую очередь нравственному облику святой, что собственно и должно в наибольшей мере отвечать житийному жанру. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» — написано человеком более светским по духу, чем автор «Жизни царицы цариц», но также очевидцем большинства описываемых им событий. Оно изобилует подробнейшими географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Вкупе оба этих произведения с достаточной подробностью воссоздают быт рассматриваемой эпохи. Все прочие сведения о жизни святой Тамары содержатся в отдельных сохранившихся указах и документах наподобие дарственных грамот. К счастью, оба сочинения были переведены на русский язык ещё в первой половине XX века, так что мы можем опираться на первоисточники, подробную информацию о которых можно прочесть в соответствующих статьях.

Жизнь святой благоверной царицы Тамары

Детство и юность

Святая благоверная царица Тамара Святая царица Тамара (1166–1213) происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Автор «Истории и восхваления венценосцев» в самом начале своего повествования пишет о том, что будет «вещать “похвалу похвал” той, которая произошла от семени Соломона», ибо она «вполне соответствовала своим предкам — Давидидам, Хосровидам и Панкратидам».

Отцом святой Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя. Он много боролся с магометанами. При нём границы Грузии были ещё больше расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему». Бурдухан, мать святой Тамары, была красива и умна. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии, да и всего Средиземноморья.

В 1178 году Георгий, собрав представителей семи своих царств, с согласия патриархов и всех епископов, вельмож, военачальников и полководцев, объявил Тамару царицей.

Через 7 лет, на Страстной Седмице 1184 года, отец скончался, и представители высшей знати пришли к Тамаре, чтобы та, будучи «по уму сознательной, разумной и знающей», приняла царство в свои руки. Автор «Жизни…» так описывает юную царицу: «Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, … приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор».

Два замужества и утверждение на престоле

С самого начала своего царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности везиров и военачальников. За это время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей. По сообщению летописца, «в ее царствование земледельцы сделались азнаурами, азнауры — вельможами, последние же стали властителями».

Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей амирспасалара Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ. Хотя по вере они были армянами, но весьма почитали православие, так что один из них — Иванэ — впоследствии «постиг кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином». В дальнейшем все эти люди проявят себя с лучших сторон.

Впрочем, не все оценили цепкий ум юной царицы. Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Министр финансов Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть Тамары сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Царица задержала министра, за него вступились военные, но путем переговоров ситуацию удалось наладить.

В 1185 году по единогласному решению Патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» послали купца Зоровавеля. Приехав на Русь и познакомившись с Георгием, сыном святого мученика Андрея Боголюбского, «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания», Занкан привез его в Грузию. Все одобрили выбор жениха, но Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его». Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.

Немного спустя опасения Тамары оправдались: наш соотечественник, увы, проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел». Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Георгий рассвирепел еще больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями». В 1187 году Георгий поселился в Константинополе.

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.

Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан осетинского царевича Давида. Этот брак оказался удачным. В Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Современники говорили о его способностях, что «этот Давид в течение одного года превзошел всех во всем, что исходит из рук человека». Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки — Русудан.

Узнав о браке святой Тамары, русский князь задумал побороться за утерянный престол. Он отбыл из Константинополя и явился в страну Эзинкан. Там к нему присоединились многочисленные предатели. Собрав большую армию, они пошли войной на Тамару, но были разбиты в ночном сражении при реке Куре. Святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, даже бывшего мужа отпустив на свободу.

Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.

Государственные свершения

Святая благоверная царица Тамара Правление святой благоверной царицы Тамары стало временем процветания не только для Грузии, но и для окрестных народов. По словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга». При этом сама она никогда не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению. И именно во время её царствования Грузия добилась такой славы и могущества, какими уже не обладала ни до, ни после того.

Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу. И потому мы подробно остановимся лишь на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.

Халиф Абу-Бакр, ненавидевший христианство, «открыл древние сокровищницы», чтобы собрать огромное войско из Индии, Самарканда и Дербента и двинуться на Грузию. Собранных им войск было так много, что, по слову летописца, у них «не было возможности уместиться в одной какой-нибудь стране». Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих». За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог». После чего препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами.

Грузины первыми напали на неприятеля. Увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем ударили по врагам и победили. Количество пленных было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.

«Возгордилось ли сердце Тамар?», — спрашивает её жизнеописатель и сам тут же отвечает: «Напротив, еще более скромной делалась она перед Богом».

В 1202 году против святой Тамары выступил Румский султан Рукн-ад-Дин, который притворно заключил с ней ряд мирных договоров, а сам в это время набирал войско по всей Эйкумене: по Месопотамии и Калонеро, по Галатии, Гангре, Анкирии, Исаврии, Каппадокии, Великой Армении, Вифинии и на границах Пафлагонии.

Рукн-ад-Дин, увидев собранное им войско, отправил к Тамаре посла: «Я, Рукн-ад-Дин, султан всего поднебесья, совосседающий с Богом, уведомляю тебя, царицу Грузии, Тамару. Я иду, чтобы вам никогда более не дерзнуть браться за меч. А жить дам только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест. Жди расправы от меня за ту беду, какую навлекла на мусульман». Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума». В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а султану написала письмо: «Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость». Воины поклонились Животворящему Кресту и вышли в поход, а царица предалась посту и молитве.

Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников. Горожане разукрасили Тбилиси к приезду царя и царицы, и те въехали в город со знаменем Рукн-ад-Дина. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.

Интересно, что стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после разграбления Константинополя крестоносцами. Как известно, святая Тамара много покровительствовала монастырям и храмам. Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.

Расцвет грузинской культуры

Сразу после своего избрания святая Тамара выразила волю, чтобы был созван церковный собор. Она призвала из Иерусалима Николая Гулаберисдзе, который, по скромности своей, в свое время бежал от сана картлийского католикоса. Когда он прибыл в Картли, она собрала всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона Божьего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве. Собрав всех на Собор в одном помещении и усадив их на престолы, царица села поодаль и сказала: «О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными».

Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.

Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви, в Тбилиси — Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс Вардзиа в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Также она посылала своих доверенных по всему свету, прося их: «Объезжайте, начиная от Александрии, всю Ливию и Синайскую гору». Печалилась о нуждах церквей, монастырей и христианских народов тех стран, посылала потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих То же делалось ею и в областях Эллады и Святой Горы, также в Македонии и Болгарии, в областях Фракии и в монастырях Константинополя, в Исаврии и во всех окрестностях Черной горы и Кипра.

Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. Даже если не упоминать мало известные русскому читателю имена Чахрухадзе и Шавтели, написавших «Тамариани» и «Абдул-Мессию», у всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.

Смерть и посмертное почитание

Святая благоверная царица Тамара. Фреска в монастыре Вардзиа В 1206 году умер муж святой Тамары Давид Сослан, человек, «исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесенный в добродетелях».

Святая сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама, по неизбежному закону мироздания, стала готовиться к смерти. Сначала она позаботилась о государственных делах и управилась с ними, затем управилась с делами церковными и монастырскими. Тогда-то у нее открылась неизвестная болезнь. Всё человеческое искусство оказалось тщетным. Повсюду о её здравии служились литии и беспрерывные всенощные бдения, и можно было видеть, «как одинаково лили слезы и богатые, и нищие». Люди взывали к Богу: «Только бы одна она осталась живой, а нас всех истреби!»

Мудрая Тамара созвала к себе всех именитых людей царства: «Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня». После чего обратилась к Богу: «Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою».

18 января святая покровительница грузинского народа мирно и тихо скончалась. «Погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем, «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их».

Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов. Однако, где на самом деле покоятся её мощи, никому неизвестно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша исполнил заветное желание своей матери.

Нравственные качества святой царицы

Имя святой Тамары разнеслось повсюду, как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг».

Люди любили её без оглядки и сами звери повиновались ей. Некогда султан прислал ей в подарок львенка; он вырос во дворце и так привязался ко святой, что когда его — уже огромного, свирепого видом льва, — выводили на прогулку, он клал морду ей на колени и ластился словно лев преподобного Герасима. Когда же его уводили, обильно плакал, заливая землю слезами.

Святая Тамара приложила все старания, чтобы «ее человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями». Она оказалась мудрее Соломона, ибо возлюбила Бога и стала чуждаться всех соблазнов мира. На удивление всех, она «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим». Обладала началом всех благ — была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Исполняемые в ее дворце молебны и бдения, по слову летописца, «превзошли молитвы Феодосия Великого и даже пустынников».

Святая провела дни своей жизни в радости за то, что сама каждый день радовала всех нищих и немощных. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода — внешнего и внутреннего — она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.

Во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию. За 31 год своего правления по ее распоряжению никто не был наказан даже плетью.

Невозможно описать ее любовь к священникам и монахам. Перед нею постоянно находились люди, следовавшие правилам праведной жизни.

***

Святая Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и России носят ее имя. Радея о возлюбленной её сердцу Грузии, и при жизни она не забывала о Византии и православных славянских странах, посылая помощь томящимся в заточении христианам, устраивая великолепные монастыри и храмы. Тем более теперь, по смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание и потому весьма полезна к изучению всеми нами.

Наконец, явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл — пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу!

Антон Поспелов

14 мая 2013 г.

Среди грузин, говорящих по-русски, принято называть святую Тамару царицей Тамар.

См. русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар / Пер. и введ. В.Д. Дондуа. Исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили. — Тб.: Мецниереба, 1985.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–8.

См. русский перевод: История и восхваление венценосцев / Пер. и введ. К.С. Кекелидзе. — Тб.: АН ГрузССР, 1954.

«Я же ныне передал Истории и Василографии, что значит “Повествование о царях”, только то, что или сам видел, или слышал от мудрых и разумных людей».

История и восхваление венценосцев. С. 5–12.; Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–24.

Точные годы жизни святой царицы Тамары до сих пор обсуждаются среди историков. См. Бердзнишвили М. М. Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар» // Жизнь царицы цариц Тамар. С. 18.

История и восхваление венценосцев. С. 16.

Там же.

Святой Давид Строитель — грузинский царь, правивший с 1089 по 1125 гг. За время своего царствования он с Божией помощью вывел Грузию из состояния полной разрухи, объединил страну, изгнал захватчиков, исправил нестроения в Церкви, реорганизовал структуры управления государством, упорядочил финансы, создал регулярную армию и еще многое другое сотворил, оставив страну независимой и сильной. В 1122 г., освободив Тбилиси, царь Давид сделал его столицей Грузии. Память святого Давида Строителя Грузинская Православная Церковь чтит 26 января // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 3 ред. Православие.Ru.

История и восхваление венценосцев. С. 30.

Святой Давид Строитель упоминается как «царь абхазов, кратвелов, ранов и кахов, сомехов, шарванша и шаханша» // Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. История Грузии (с древнейших времен до наших дней) // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Vachn/07.php

История и восхваление венценосцев. С. 32.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 28.

Везир в переводе с арабского значит «советник», «помощник».

Азнауры — грузинские дворяне.

История и восхваление венценосцев. С. 37.

Военный министр.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 33.

См. История и восхваление венценосцев. С. 30–32.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 30.

История и восхваление венценосцев. С. 32.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 30.

Там же. С. 31.

История и восхваление венценосцев. С. 42.

Там же. С. 46.

См. там же.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 51.

Там же. С. 34.

Там же. С. 34.

Там же.

Там же.

Там же. С. 37.

В грузинской летописи его имя произносится как «Нукардин».

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 41.

Там же.

Там же.

Там же. С. 29.

Монастырь Вардзия — монастырь Успения Пресвятой Богородицы — уникальный пещерный монастырский комплекс (XII в.) на юге Грузии, в долине р. Кура: на протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой: однажды, когда царица Тамар была еще маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда еще недостроенного монастыря; вдруг мужчина потерял ее из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамар крикнула: «Я здесь, дядя!» («Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря. В XVI в. монастырь был захвачен и разрушен персами, а затем турками. В первой половине XIX в., после освобождения этой территории русскими войсками, возобновлен как греческий. В советское время — музей. С конца XX в. в монастыре возобновлена монашеская жизнь. // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 4 ред. Православие.Ru.

Жизнь царицы цариц Тамар. С.

Поэма «Тамариани» посвящёна святой Тамаре.

История и восхваление венценосцев. С. 79.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 47.

Там же. С. 48.

Там же.

В наших святцах указано 1-е мая по старому стилю. Дата 18 января указана в летописи. Сама дата смерти до сих пор точно неизвестна. Разные исследователи указывают 1207, 1210 и 1216 годы.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 49.

Так написано в «Жизни царицы царей Тамар».

Так, турки сожгли в 1555 году мощи святого Саввы Сербского. Слишком много чудес исходило от них.

Крестовый монастырь в Палестине — монастырь Святого Креста в Иерусалиме, основанный в IV–VII вв. на месте, где некогда росло древо, из которого был сделан Крест Господень. Был разрушен арабскими завоевателями в X–XI вв. Восстановлен в конце XII — начале XIII вв. как грузинский. В восстановлении монастырского комплекса принял деятельное участие Шота Руставели, бывший поверенным царицы Тамар: его портрет, единственный в мире, сохранился на одной из колонн главного монастырского храма. С XVIII в. в монастыре действовала Богословская школа Иерусалимского Патриархата (закрыта в 1908 по причине финансовых трудностей). На протяжении всего XX в. монастырь был в упадке: кроме настоятеля, здесь не было других насельников. // http://www.pravoslavie.ru/put/4218.htm См. прим 6 ред. Православие.Ru.

Рафаил (Карелин), архимандрит. Царственная лилия. О святой царице Тамар // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/4218.htm

История и восхваление венценосцев. С. 55.

См. История и восхваление венценосцев. С. 54–55.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 50.

История и восхваление венценосцев. С. 66.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 50.

История и восхваление венценосцев. С. 38.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Царица Тамара. История правления. Биография

Shtorm 25 июня 2017 Люди в истории

Интересные факты правления царицы Тамары

Каждому из нас знакомо имя царицы Тамары. Наверняка, если бы в Грузии провели социологический опрос, чтобы выяснить, кого грузинские жители считают самой великой женщиной, она, вне всякого сомнения, была бы первой в списке. Но что в действительности нам известно о царице Тамар? Кроме множества зáмков, мостов и дорог, постройка которых приписывается ей, кроме невнятных легенд о сокровищах в ее гробнице? Пыль истории знатно осела на исторических источниках, но все же яркий образ царицы Тамары заслуживает самого пристального изучения.

Тамара (Тамар) царица Грузии (рождение 1166 г., смерть 1213 г) и происходила из династии Багратионов. Ее родители – царь Грузии Георгий III и его жена Бурдухан, дочь осетинского царя Худана. Поэты современники восхваляли ее ум и красоту. Ее называли не царицей, а царем, «сосудом мудрости», «солнцем улыбающимся», «тростником стройным», «лицом лучезарным», славили ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту.

О ее совершенствах складывали легенды, дошедшие в устной передаче до нашего времени. Ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Все правление царицы Тамары окружено поэтическим ореолом. Время ее царствования называют «золотым веком» Грузии.

Однако начиналось все вовсе не безоблачно. У дедушки будущей царицы Дмитрия Багратиона было двое сыновей – младший Георгий и старший Давид, которому он по традиции передал власть. Но молодой король недолго занимал престол – спустя всего полгода он погиб при сомнительных обстоятельствах.

Преемником последнего царя Грузии стал его малолетний сын Деметре (Дмитрий или Демна), опекать которого, конечно, взялся дядюшка Георгий. Георгий III был царем, так сказать, военной направленности. Он старательно раздвигал границы государства, а цель его была покорение Армении. Царь не раз занимал город Ани и древнюю столицу Армении Двин, хотя окончательное их присоединение к Грузинскому царству произошло при его дочери – царице Тамаре. Георгий был сильный царь, и он намеревался оставаться им как можно дольше.

И конечно, такое положение вещей никак не устраивало законного наследника Дмитрия. 1177 год — против Георгия III вспыхнуло восстание. Царевич Демна решил всерьез бороться за царский престол и в этом его поддерживал тесть – амирспасалар (главнокомандующий войсками) Грузии Иоанэ Орбели. К восставшим присоединилась большая часть феодалов из восточной и южной Грузии, недовольная усилением царской власти.

Несмотря на то, что в руках восставших была сосредоточена большая военная сила (около 30 000 человек), они колебались, надеясь на поддержку извне, зная решительность и удачливость Георгия в военном деле. В добавок ко всему они никак не могли решить, кто, собственно, главный в этом походе. Они даже отослали послов к мусульманским правителям и ждали от них помощи.

Между тем Георгий взял инициативу в свои руки и атаковал мятежников. После первого же столкновения ряды восставших дрогнули, между ними произошел раскол, как результат часть их перешла на сторону царя. Царевич Демна и Иоанэ Орбели заперлись в армянской крепости Лори. Царь осадил крепость, после чего мятежники были вынуждены сдаться царю. Георгий не стал церемониться: царевич Демна и Иоане Орбели были казнены. По другой версии, царевича «всего лишь» ослепили и изгнали из страны. Что бы там не произошло, на политической арене он больше не появлялся.

Тамара, вероятно, появилась на свет незадолго до этого дележа власти. Согласно версии исследователей того периода истории, она родилась между 1164 и 1169 годом. Девочка рано осталась без матери, а отец, занятый прежде всего делами военными, поручил Тамару ее наставнице Русудан. Эта дама окружена просто-таки мистическим ореолом, потому перечислять все варианты того, кем она могла быть, и предположения, откуда она приехала, можно долго.

Более вероятная версия, она происходила из осетинской ветви Багратионов, то есть являлась дальней родственницей Георгия. Но одно известно точно – женщина она была незаурядная и оказала сильное влияние на юную Тамару, сумев выпестовать из нее не просто женщину, а в первую очередь царицу. Во многом благодаря ей будущая царица получила замечательное образование и волею судьбы проявить свои способности ей пришлось в весьма юном возрасте.

После восстания принца Демны и клана Орбелиани обстановка в стране была нестабильной. У Георгия III не было сыновей, и после его смерти на престол должна была вступить Тамара. Чтобы не возникло трудностей, отец решил возвести дочь на трон еще при своей жизни. 1178 год — в Уплисцихе он венчал ее на царство в качестве своей соправительницы. В том же году по инициативе царя Георгия и Тамар было созвано собрание, на котором было принято решение о введении высшей меры наказания для воров и бандитов. Была создана специальная служба «искателей воров».

Проведенные мероприятия не преминули сказаться: число грабежей и воровства резко уменьшилось. Удивительно, что Георгий, ранее думавший лишь о военных походах, занялся этим несомненно важным, но далеким от битв делом. Скорей возможно предположить, что это первые инициативы Тамары на государственном поприще, пусть и приведенными в жизнь ее отцом.

Георгий III умер в 1184 г., оставив дочери в наследство не только страну, но и натянутые отношения с духовенством. Еще при Георгии дворяне-азнаури, имевшие значительную власть в делах церковных, начали требовать восстановления иммунитета церкви, то есть освободить церковное имущество от обложения государственными налогами. Царь был вынужден пойти им на уступки, потому что ему совсем не нужны были внутренние склоки, однако в результате он усилил позиции духовенства.

При жизни царя сановники дарбази (так называли собрание высшей духовной и светской знати, которое представляло своего рода парламент древней Грузии), охотно соглашались, что женщина может править страной. «Исчадие льва одинаково, будь то самец или самка», – льстиво говорили они властителю, однако стоило Тамаре остаться одной, как они тут же попытались вырвать у нее побольше власти.

Георгий III оказался прозорлив: после того как его не стало вокруг трона развернулась нешуточная борьба. Но стараниями приверженцев Тамар, и в первую очередь ее наставницы Русудан, молодая царица Тамара заняла предназначенное ей место. В тот день ей не исполнилось и 20-ти.

Перемену в людях Тамара стала ощущать сразу. Не успела она достойно оплакать отца, как в ее дворец явились представители дарбази и нижайше попросили принять власть из их рук, точно она ее не имела. Тамаре ясно давали понять: она будет править тогда, когда они, дарбази, того пожелают.

Ценой тяжелых уступок – довелось отослать верных трону людей и ублажать корыстолюбивых церковников – она была коронована на царство вторично. Новый католикос Микаэл, вытребовавший себе за поддержку царицы должность первого визиря государства, все время ставил палки в колеса, лишая Тамар возможности принимать самостоятельно решения. Ко всему со двора удалили ее любимого, царевича Давида Сослани.

Как удалось столь юной женщине обуздать горячих грузинских мужей и жаждущих власти церковников, остается тайной за семью печатями. Ясно одно – для этого необходимо было обладать незаурядными личностными качествами и кроме силы характера иметь еще хитрость, коварство и ум.

Первые свои государственные советы царица Тамара начала с жестких «кадровых перестановок». В качестве помощника она призвала из Иерусалима умнейшего ученого-богослова – католикоса Николая Гулабридзе, и, хотя ей еще не по силам оказалось справиться с ненавистным патриархом Микаэлом, который ко всему еще занимал множество государственных постов, Тамара осторожно, исподволь выводила корабль своего государства в нужное ей русло.

Она могла быть жесткой, хотя казни предпочитала конфискацию имущества и лишение званий с привилегиями. Во всей Грузии невозможно было встретить ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию. За 31 год царствования по ее распоряжению никто не был наказан даже плетью.

Войны в те времена велись постоянно, а женщина во главе войска – это неубедительно. Грузинам нужен был царь – сильный, родовитый. Однако с первым браком царице не повезло. Ее любимого не было с ней рядом, мужа ей выбрали на собрании дворян. Перебрали они заморских султанов, византийских царей да персидских шахов и нашли достойным князя Юрия Русского.

После смерти отца он покинул родную землю и с того времени обретался с дружиной в Византии. Напрасно Тамара горестно взывала к феодалам: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродца, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о правах. Дайте мне переждать, пока не увижу достоинства или недостатки его».

Судя по строкам Шота Руставели, который, возможно, был страстно влюблен в царицу, она была преисполнена царственного достоинства и женской красоты. «Бисер – очи у Тамары, стан ее – хрусталик стройный, взгляд – страшнее Божьей кары… поступь, элегантность всех движений – грациозны, как у львицы, как у истинной царицы». О Тамар говорили, что она имела манеру «царственно вольно метать взоры вокруг себя, вела приятную беседу, была веселой, но чуждая всякой развязности, речь ее услаждала слух и была лишена всякой порочности».

Ее руки хотели добиться многие властители – она была лакомым кусочком для любого венценосного жениха. Почему же из всех выбрали непутевого русского князя? Сейчас трудно установить истину. По одной из версий, замужество Тамары было продиктовано политическими соображениями, по другой – злостью Микаэла, который мечтал навредить ненавистной правительнице и настоял на этом браке.

Одно не ясно: какие выгоды возможно было извлечь из союза с опальным и бестолковым князем? Юрий был сыном знаменитого владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, который был убит в результате заговора. После смерти отца ничего хорошего князю на родине не перепало, и он с дружиной предпочел странствовать по чужбине.

Тамар довелось примириться с навязанным мужем. Однако верхушка знати очень заблуждалась, считая, что в благодарность за трон Юрий станет пешкой в их руках. Русский князь оказался себе на уме. Войска он водил и победы одерживал, но пил, ругался да своевольничал два с лишним года так, что в скором времени у всех лопнуло терпение. Кроме пьянства Юрия обвинили в содомии, что и использовала Тамара для разрыва с неприятным ей мужем. «Я не должна отдыхать под тенью оскверненного дерева», – заявила она и, отсыпав ему полную меру золота, отправила назад, в Византию, где его приютили.

Но Юрий развода не принял. Собрал он из греков огромную рать, к которой примкнули и некоторые грузинские недоброжелатели правительницы, и выдвинулся завоевывать Грузию. В разгоревшейся войне к бывшему мужу присоединились враги царицы – местные феодалы, жаждавшие отомстить Тамар за отнятые привилегии. Юрий занял Кутаиси и был коронован во дворце Гегути, его сторонники совершали набеги далеко в глубь страны, но все же мятеж удалось подавить. На этот раз царица Тамара сама повела войска и, проявив недюжинный талант полководца, разбила мужа на подступах к Тбилиси. Бывшего супруга она пожалела и попросту выслала из страны. Говорят, Юрий так просто не сдался и решился на второй заход. Результат был таким же плачевным.

В конце концов в руках царицы оказалось достаточно власти, чтобы быть с тем, к кому тянется сердце, а не с тем, кто навязан знатью. С самого детства для нее существовал только один мужчина – Давид, сын осетинского царя, которого, как и Тамару, воспитывала Русудан. Их брак оказался на редкость счастливым и гармоничным. С того времени имя Тамары было тесно связано с именем Давида. Благодаря ему Тамара одерживала все самые громкие победы и проводила блистательные сражения. Сама она в битвах не принимала участия: мол, не женское это дело, но верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид умело руководили войсками, а правительница вдохновляла их на победы. Такой тандем был непобедимым.

Теперь, никого не боясь, Грузия начала наступательную политику. Пали Тавриз, Эрзерум, одержали блестящую победу над султаном ардебильским. А чего стоит выигранное сражение при Шамхорах? Персидский царь Абубакар придал походу религиозный характер, осенив свое многочисленное войско священным мусульманским знаменем, но внезапно потерпел сокрушительное поражение. Поверженную мусульманскую святыню Тамара принесла в дар небесной царице – иконе Хахульской Божьей матери, что хранилась в монастырь Гелати. Заботясь о милой ее сердцу Грузии, она не забывала о Византии и православных славянских странах – посылала помощь томящимся в заточении христианам, строила прекрасные монастыри и храмы.

Как мудрая царица, Тамара на собственные военные таланты не рассчитывала, зато смогла создать совершенную грузинскую армию. Всю страну разделили на 9 округов. Каждый округ имел эристава (губернатора) и спасалара (военачальника). При дворе правительницы на приличном жаловании содержалось хорошо обученное постоянное шестидесятитысячное войско. Так что в случае необходимости ополченцы соединялись с профессионалами и в распоряжении царицы Тамары оказывалась одна из самых мощных армий той эпохи. А если прибавить к этому строжайшую дисциплину, которую царица установила в войсках, и то, что она лично выступала вдохновителем и организатором побед, то такую армию можно было считать непобедимой.

Военные трофеи и огромная дань с завоеванных территорий сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира, но мудрая царица щедро обращала сокровища в новые крепости, монастыри, дороги, мосты, корабли, школы… Тамара понимала, что ее подданным надо дать хорошее образование, если она хочет, чтобы ее начинания были продолжены потомками и чтобы Грузия стала одной из сильнейших держав мира.

Она позаботилась о том, чтобы качество образования в школах Грузии было необыкновенно высоким – даже в наше время объем тогдашней школьной программы поражает: богословие, философия, история, грузинский, греческий и еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов…

Эта удивительная женщина поистине опередила свое время. Ее также можно называть «крестной матерью» грузинской культуры. При дворе правительницы были собраны лучшие музыканты, поэты, философы. Царица Тамара получала несказанное удовольствие от долгих философских споров, и никакой бал не мог сравниться для нее со стихотворным турниром, в котором соперничали лучшие поэты.

Последние годы жизни царица провела в пещерном монастыре Вардзиа. Тамар обитала там в келье, сообщавшейся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время служб. Она очень страдала от мучительной неизлечимой болезни, от которой и умерла в 1213 году. Вся Грузия плакала по ней. Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а потом погребли в Гелати – в родовой усыпальнице Багратионов.

Но где в действительности покоятся ее мощи, никому не известно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, она завещала похоронить себя тайно. Потому ночью из ворот замка, где скончалась царица Тамара, выехало 10 отрядов. Каждый вез гроб, 10 гробов тайно похоронили в различных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело правительницы.

По одному преданию, она погребена в Гелатском монастыре. Согласно другому, она похоронена в Крестовом монастыре Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Георгий Лаша исполнил заветное желание матери.

После смерти царицы Грузия начала быстро терять свое могущество. Процветание сменили тяжелые годы монголо-татарского ига, потом власть над страной захватила Турция. Так закончился «золотой век» Грузии.

Ныне царица Тамара причислена к лику святых. О ней по-прежнему рассказывают многочисленные легенды. В частности, говорят, что ночами она является больным и лечит их от тяжких болезней. И сегодня Тамара остается грузинской гордостью, известной во всем мире правительницей. Недаром в Грузии существует обычай – на свадьбу девушке дарить поэму «Витязь в тигровой шкуре»: царица, которую считал идеалом Шота Руставели, по сей день является примером для грузинских женщин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *