Свято троицкий измайловский собор в Санкт-Петербурге

Протоиерей Борис Бартов: Дорога длиною в жизнь

Источник: Портал Православная Пермь Новостная служба | 8 мая 2012 г.

С протоиереем Борисом Бартовым мы встретились во время Страстной седмицы в апреля 2012 года. Надо сказать, что поговорить с ним было не так-то просто. Несмотря на свой почтенный возраст (а ему 86 лет!), отец Борис продолжает во время воскресных и праздничных дней возглавлять богослужения и произносить проповеди в храме, а также наравне со штатными клириками совершать Таинства: крещение, венчание, исповедь и исполнять требы.

Прихожане хотят попасть именно к этому батюшке. А еще не любит отец Борис, когда о нем в газетах пишут, или по телевизору показывают, считает это лишним и нескромным. Но в общении не отказывает, понимая, что такая у журналистов работа, а любой труд достоин уважения.

Рассказать о жизни протоиерея Бориса Степановича Бартова – объять необъятное. По большому счету это человек, ставший при жизни легендой Кунгура. О человеке судят по его делам, порой один его поступок расскажет больше, чем вся биография.

Навсегда с Церковью

17 августа 1925 года в семье Степана и Марии Бартовых в селе Кинделино Кунгурского района родился первенец. При крещении нарекли его в честь святого мученика благоверного князя Бориса. Он так и остался единственным ребенком в семье.

– Рос как все. Был октябренком, пионером, а вот комсомольцем не стал. Господь не допустил, – рассказывает отец Борис, – Музыкой немного занимался. У нас можно сказать маленький оркестр был: я на скрипке играл, отец мой – на балалайке. Как-то даже по радио выступал и на музыкальную олимпиаду в Свердловск ездил. О Церкви как-то особо не задумывался, отец мой неверующим был.

Раз на скрипке играл, то и решил после школы поступать в музыкальное училище. До сих пор отец Борис вспоминает свою встречу с представительницей «местной культуры» с ироничным испугом:

– Пришел документы подавать, а там женщина сидит такая… Я и не видал таких! У нас ведь все в заплатках ходили, а эта вся разодетая, губы накрашены! Что за чудо такое, думаю! Нет, я сюда не пойду, не подходит мне это, и… поступил в машиностроительный техникум.

Вскоре вернулся из лагеря, отсидев шесть лет, дедушка Бориса Андрей Водопьянов. Срок он получил за то, что был кулаком и церковным регентом в Кинделино. Он-то и начал приобщать внука к православию. Религиозные книги, которые приносил дед, Борис читал по ночам. Мама, заметив его интерес к религии, как-то спросила: «Может, в церковь сходишь, сынок?».

– В городе все храмы тогда были закрыты. Ближайший действующий храм был за 20 километров, в д. Шубино. Я встал, еще шести утра не было. Чтобы отец не ругался, пришлось согрешить, обмануть его. Взял я рейсшину, ватман, якобы чертежи делать, вышел из дому, спрятал все принадлежности в сарае и отправился в церковь. В этот день был праздник Преображения Господня. Подхожу к храму. Солнышко уже взошло. Сидят у храма нищие, не такие как сейчас с бутылками и папиросами, а чистые в этом отношении. Сидят, поют кантики. Меня это так поразило! Захожу в храм, там уже служба идет, поет городской хор. Я бывал и в кино, и в театрах, но это пение…Я как будто попал в новый мир! И с тех пор навсегда остался с Церковью!

«Макарыч»

Машиностроительный техникум Борис Бартов так и не окончил. С третьего курса призвали его в армию. Полсотни новобранцев построили у военкомата. «Ура!» – поприветствовал их офицер. «Ура!» – ответили молодые бойцы и отправились строем на станцию. Шел 1942 год. Степан Бартов провожал своего единственного сына на войну, до станции шел рядом.

– Мне уже потом мама рассказывала, пришел отец домой со станции и говорит: «Борис-то наш домой живым вернется!». Он у меня суеверный был, в приметы всякие верил. Вот и тут, оказывается, загадал, если запнусь я, то убьют. До самой станции я ни разу не запнулся…

В армии новобранцы сначала проходили «учебку». Еще перед отправкой Борису предложили в военкомате на выбор два училища: техническое авиационное или медицинское военно-морское:

– Какая медицина? Только авиация! Это теперь никого ничем не удивишь, хоть на Марс лети. А в те годы нам все было удивительно, все вызывало восторг: Чкалов на Северный полюс полетел! Герой!

К технике Борис Бартов всегда был неравнодушен. В детстве строил модели самолетов, планеры, а уже в мирное время, будучи священником, сам собрал две машины. Первую назвал «передвижка», но она плохо ездила, пришлось ее разобрать. Вторую машину строил уже вместе с сыном Василием. В «жигуленок», так назвал отец Борис свое новое изобретение, помещалось два человека. Скорость была по тем меркам приличная – 60 км/час. Как-то на «жигуленке» даже в Чернушку съездили.

В авиационной школе Борис Бартов получил специальность механика:

– Задача механика – подготовить самолет к вылету. Видали фильм «В бой идут одни старики»? Там был такой механик Макарыч. Так вот, это и была моя работа.

Борис Степанович обслуживал боевые самолеты, сам не управлял, но в вылетах участвовал. Довелось ему, спустя десятилетия и на воздушном шаре пролететь:

– На шарике-то многих в Кунгуре катали, тоже хотелось, конечно. На самолете – это другое, а на воздушном шаре летишь тихонечко, куда ветер подует. Хоть стол поставь и чай пей.

В том полете отец Борис благословил город Кунгур с высоты, взяв с собой икону Спасителя. Было тогда батюшке 80 лет.

С отвагой в сердце, с верой в душе

Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт – боевой путь Бориса Бартова. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. Большинство и однополчан, и командиров хорошо относились к его вере. Он носил крестик, и все об этом знали. Во время войны к верующим все-таки послабление было. Если на фронтовом пути попадался храм, и удавалось улучить минутку, солдат Бартов бежал в храм:

– Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение в раз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел…

В самые тяжелые минуты человек обращается к Богу, даже не зная молитв, просит о спасении. В годы войны священники служили не только в храмах. На полях сражений, в общем строю, сами шли в бой с молитвой и молились за своих товарищей, пусть и не верующих.

– В 44-ом на Украине, я встретил священника, который прямо на дороге поставил аналой, крест, Евангелие и благословлял всех солдат, идущих на фронт. Только ночью на пару часов уходил батюшка отдохнуть, и так почти трое суток. Скольких бойцов защитила его молитва, от скольких отвела беду…

После окончания войны Борис Бартов еще пять лет служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями.

Монахиня под Белой горой

На жизненном пути каждого человека встречается множество самых разных людей. И, это только, кажется, что знакомства случайны, каждое из них несет определенный смысл…

Когда закрывали Белогорский монастырь, молодая женщина Евдокия, работавшая скотницей, попросила у игумена Варлаама благословения уйти в лес на пустынное житье. Отец Варлаам не разрешил. Тогда Евдокия сказала: «Я в блуд впаду, согрешу, ты будешь отвечать!». Пришлось священнику благословить ее. Дал ей с собой Святые дары, чтобы она могла причащаться в лесу. Вырыла Евдокия под Белой горой какую-то пещерку и жила там до старости. Потом начали к ее жилью лесозаготовки подходить, да и здоровье у пустынницы было уже не то, вернулась она в мир. Святые дары от Белогорского монастыря у нее еще остались. Их она передала Борису Бартову.

– Одна женщина, у которой как-то ночевала Евдокия, рассказала мне, что когда та уходила на пустынное житье, спросила у батюшки: «Как я узнаю кончину свою?». И он сказал: «Как исповедует тебя молодой священник Борис, так знай, что приближается твоя кончина». Лично от Евдокии я этого не слышал, так что не знаю насколько это достоверно. А Святые дары, если б знал, что Белогорье снова откроют, передал бы обратно. Но я же не пророк…

Кукша Одесский

Кукша – схиигумен, преподобный, Одесский чудотворец. В 1938 году был арестован и приговорен к 5 годам лагерей в Молотовской области, на изнурительных лесоповальных работах, а после отбытия этого срока — к 3 годам ссылки в деревне близ города Кунгура. По окончании срока ссылки возвратился насельником в Киево-Печерскую Лавру, где нес послушание в Ближних Пещерах. Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины. Народ шел на его могилу, на братском монастырском кладбище, просил святого угодника и по его молитвам получал облегчение в скорбях и болезнях. В 1994 году были обретены его святые мощи, и схиигумен Кукша был причислен к лику святых в чине преподобных Украинской Православной Церковью.

Отцу Борису посчастливилось дважды встретиться с Кукшей:

– Первый раз я только видел его. В армии тогда еще служил, возвращался из отпуска. А Кукше как раз разрешили поехать в Киев. На вокзале мы и встретились. Я-то его не знал, мне мама сказала: «Гляди, это Кукша из Киевского монастыря!». А позже в очередном отпуске, прежде чем поехать домой, я заехал в Киево-Печерский монастырь. На площадке возле монастыря гляжу – Кукша! А среди паломников и мои земляки оказались, и говорят Кукше: «Солдатик-то из Кунгура». Тот скоренько сбегал к себе в келью, несет булочку хлебушка и стакан чаю: «На тебе, солдатик из Кунгура!».

Искупление

В 1996 году Борис Степанович Бартов за большой вклад в духовное возрождение Кунгура был удостоен звания «Почетный гражданин города Кунгура». Но далеко не каждый знает предысторию этого.

– В годы атеизма, я как священник служил, проповедовал, хоть плохо, но проповедовал. На службы ходила женщина одна, как потом выяснилось, все мои проповеди фиксировала и передавала «наверх». А потом она стала умирать. Видимо совестно стало, и она решила мне что-то хорошее сделать. Начала собирать подписи среди кунгуряков, чтобы мне дали звание почетного гражданина. Ходила по домам, заводам, организациям. По ее словам, две тысячи подписей собрала. Принесла в горисполком ходатайство, Дума утвердила. Если мое почетное звание помогло ей снять грех с души, пусть так и будет…

Если дорога не ведет к Храму, тогда зачем она?

На второй день демобилизации, перед отъездом в Кунгур, Борис Бартов зарегистрировал в ЗАГСЕ брак с Марией Пиница. Присмотрел свою невесту он в селе Дубровное Черниговской области. Его часть там стояла, а эта дивчина была там почтальоном. Дорогой молодые венчались в Пророко-Ильинском храме Загорска.

Вернувшись домой, Борис Бартов устроился слесарем на Машзавод, но вскоре понял, что без церкви не может. Выбрав для себя путь священнослужителя, он поехал в Пермь.

– Поехал я к Владыке. Тот удивился, что за парнишка такой, откуда взялся? А дело в том, что и во время войны, и после, где в храмах бывал, читал ли на клиросе, пел ли, просил у служителей расписки, что я действительно это делал. Уже тогда думал, что пойду в церковь. Так вот даю Архиепископу одну бумажку, вторую, третью. У него в глазах удивление! Начал меня «пытать», что я знаю. А дедушка-то меня научил славянскому чтению, пел я маленько, ну промурлыкал что-то. Архиепископ решил: будем рукополагать. А ведь тогда без уполномоченного ничего нельзя было делать. Навели справки обо мне, родителях, родне, знакомствах и только тогда разрешили.

В 1950 году Борис Степанович был рукоположен в сан диакона и приписан ко Всехсвятскому храму города Нытвы. После рукоположения в пресвитерский сан, в 1951 году был назначен настоятелем Иоанно-Златоустовской церкви села Шубино, позже настоятелем Кунгурских храмов, сначала Всехсвятского, а после открытия в 1996 году Спасо-Преображенского.

В ту пору Всехсвятский храм был один на весь город. Прихожанам в нем тесно было, особенно в праздничные дни. Из алтаря выйти для священника целая проблема была. Отец Борис неоднократно подавал заявления, чтоб разрешили сделать вход в алтарь. Десять лет бился батюшка с уполномоченным.

– Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Пришел как-то к нам проверяюший из пожарной службы. Я ему объясняю, что в храме тесно, будет пожар, не дай Бог, погибнем все здесь. Алтарь надо? Надо! Вход в него надо? Надо! Пиши документ!

Так и появилось предписание с подписью пожарного. По этому требованию пожарной безопасности и прорубили вход в алтарь. Когда в горисполкоме узнали, всполошились, но было уже поздно, не закладывать же вход. Также с большими трудностями «выбивал» отец Борис разрешения на несколько лампочек в храме и асфальтовую дорогу к нему. Ни один из руководителей в то время не решался сделать что-то для церкви, за это можно было и с должности «слететь» и партбилета лишиться.

– Для того чтобы сделать пристрой к храму, сначала решили собрать подписи прихожан, но уполномоченный запретил. А вот индивидуально, каждый человек мог просить о чем угодно. Я сообразил, что к чему, написал несколько вариантов прошений о пристрое и пустил их по городу. Прихожане их начали переписывать своей рукой, и дело пошло. Одно дело, когда одно письмо с пятьюстами подписями уполномоченному придет и другое, когда пятьсот писем придет. Разрешили.…Так с Божией помощью были выстроены два придела во Всехсвятском храме.

Отец Борис и Мария Никифоровна вырастили трех сыновей и дочь. Воспитали их родители в верности православию. Старший Геннадий окончил Ленинградскую Духовную Семинарию, затем Академию. Стал священником, а теперь является настоятелем Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге. Василий помогал восстанавливать Спасо-Преображенский храм, где и работает сейчас управляющим, здесь же его сын Павел служит пономарем. Не остался в стороне от богоугодного дела и сын Михаил. Дочь Елена стала женой священника. У Бартовых 18 внуков. Андрей и Александр получили богословское образование, совершенствовали знания за границей. Внучка Екатерина занимается иконописью. Подрастает третье поколение отца Бориса – 10 правнуков.

Праздник Преображения Господня для протоиерея Бориса Степановича Бартова особенный. Крестили маленького Борю в день Преображения. И день, когда он впервые сознательно пришел в храм в д. Шубино, тоже был 19 августа. И до сих пор отец Борис служит в Спасо-Преображенском храме, являясь его Почетным настоятелем.

Валентина Рогожникова

Пресс-служба Кунгурского благочиния

Фото: из архива Кунгурского благочиния Пермской епархии РПЦ

Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

Троице-Измайловский собор

10 туристов уже
были в этом месте Храмы, соборы, мечети

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ

Режим работы Ежедневно с 8 до 19 часов Стоимость билета Вход свободный Адрес Троице-Измайловский собор пр. Измайловский, 7асмотреть на карте Как добраться до Троице-Измайловский собор

Метро «Технологический институт»

Синие купола с блестящими звездами Троице-Измайловского собора можно заметить издалека, так как это один из крупнейших храмов северной столицы.

Крестообразный каменный собор увенчан пятью куполами. Ампир — стиль, в котором построен этот величавый храм. В 1835 г. когда постройка была завершена, собор стал крупнейшим в России. Он и сейчас может вместить более 3000 человек.

Украшен фасад здания 6-колонными портиками коринфского ордена, где в нишах удобно расположились бронзовые фигурки ангелов, выполненные скульптором С. И. Гальбергом. Икона Пресвятой Троицы, датированная 15 веком, очень почитаемая реликвия этого храма, находится в прекрасном иконостасе.

Деревянная церковь Измайловского гвардейского полка в 1754 году была возведена именно в этом месте, а уже позже, в 1828 — 1835 годах, вместо неё был построен великолепный и монументальный храм, причем средства на строительство выделил лично Николай I.

Греческий равноконечный крест лежит в основе его плана, а малые купола разместились по сторонам света и тесно придвинуты к главному куполу, который является вторым в Европе по величине.

Как добраться

Доехать до станции метро «Технологический институт». Перейти Московский проспект и идти по 1-ой Красноармейской улице по нечетной стороне один квартал до пересечения с Измайловским проспектом.

Адрес Троицкого собора: Санкт-Петербург, Измайловский проспект, 7а.

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отели рядом с Троице-Измайловский собор

Посмотреть все отели (306)

Свято-Троицкий Измайловский собор — Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

  • ГЛАВНАЯ
  • ФОРУМ
  • ФОТОВИКТОРИНА
  • ЖУРНАЛ
  • КОНТАКТЫ
  • РЕГИСТРАЦИЯ
Публикация Измайловский пр., 7А
Троицкий пр., 1

Архитекторы: Стасов В. П.
Год постройки: 1828-1835
Стиль: Классицизм

Свято-Троицкий Измайловский собор . Классицизм

Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

Памятник архитектуры (федер.)

1828-1835 — арх. Стасов Василий Петрович

1952-1956, арх. Греков Д.И., арх Толстов М.И., арх. Толстова Г.С.

Первая церковь на месте нынешнего собора была заложена 1 июля 1754 г. Закладку освятил архиепископ Сильвестр, а 1 июля 1756 г. он же совершил чин освящения храма. Главный придел имел посвящение Святой Живоначальной Троице; имелся и второй придел во имя св. Иоанна Воина.

Постепенно здание храма ветшало, к тому же оно пострадало при наводнении 1824 г.

13 мая 1828 г. состоялась торжественная закладка нового каменного храма. Строительство продолжалось семь лет и велось на личные средства императора Николая I, в память командования им Измайловским полком: до своего восшествия на престол в декабре 1825 г. великий князь Николай Павлович семь лет являлся командиром второй бригады Первой гвардии пехотной дивизии, к которой относился Измайловский полк. Николай I лично приказал, чтобы «все купола были выкрашены голубою краскою с золотыми звездами, как в Москве на Архангельском, а в Твери на Тверском соборе». Существует легенда, что синий цвет куполов соответствует цвету мундира измайловцев.

В 1830 г. возвели малые купола и покрыли их, по указанию Стасова, медью для долговечности. К октябрю 1831 г. возвели металлический главный купол и установили на нем крест. 23 февраля 1834 г. страшною бурею повредило главный купол и снесло с него крест. Была сорвана большая часть медной обшивки. Комиссия пришла к выводу, что ребра полосового железа, из которых состоял купол, были недостаточной жесткости, а сама конструкция была слишком тяжела. Составление проекта купола поручили гражданскому инженеру Петру Базену, который создал ставшую впоследствии классической конструкцию из деревянных радиальных ферм, которую возвели за три месяца, без лесов, методом навесного монтажа, используя лишь внутренние подмостки. Убытки Император возместил за свой счет.

К 1835 г. храм был готов. Здание высотой около 80 м и вместимостью до 3000 человек. В соответствии с пожеланиями духовенства, зодчий положил в основу плана собора греческий равноконечный крест. Малые купола вокруг главного купола были расставлены не диагонально, как делалось обычно, а над рукавами креста, по странам света. На большом куполе было 280 звезд, а на малых по 208. Главный купол собора — второй по величине деревянный купол в Европе.

  • Проект деревянной холодной
    церкви л.-гв. Измайловского
    полка. В. П. Стасов.
    28 июня 1827
    Добавил — Петербуржец .

  • Чертежи Троицкого
    собора
    Добавил — Петербуржец .

  • Старые открытки.

  • Открытие колонны
    Славы перед Измайловским
    собором, 1886 г., ГЭ
    Фото: С. Л. Левицкий
    Добавил — vladimir-2013 .

  • humus.livejournal.com
    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • Старая открытка.

  • Добавил — Данелия

  • «Архитектурно-художественный еженедельник»
    Добавил — Андрей Агафонов .

  • Купол собора. 1944 г.
    Фото: Всеволод Тарасевич
    Добавил — Ладада .

  • Следы обстрелов.
    Фото послевоенное.
    (добавил Данелия)

  • Добавил — Данелия .

  • Фото — Альбом «Санкт-Петербург
    с птичьего полета» —
    СПб.:Изд.»Новатор», 2012. С.95
    (добавил nikspb)

Здание украшают скульптурный фриз, портики из коринфских колонн. Чугунные треножники на балюстрадах придают зданию нарядность и пышность. Скульптуры ангелов в нишах изваял скульптор С. И. Гальберг.

Освящение храма состоялось 25 мая 1835 г.: архимандрит Нил освятил придел св. Иоанна Воина, архимандрит Феодотий освятил южный придел во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, а митрополит Московский Филарет, в сослужении с наместником Александро-Невской лавры Палладием и архимандритом Платоном главный придел Святой Живоначальной Троицы.

В 1836 г. в стены собора были вмонтированы памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. Здесь хранились знамена полка и ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также трофеи военных кампаний 1854, 1877 – 1878 гг.

Внутри собора барабан главного купола, отделанный кессонами с розетками, покоится на 24 стройных коринфских колоннах. Колонны и пилястры облицованы белым мрамором. Сень над престолом, решенная в виде полуротонды из четырёх колонн, составляла единую композицию с резным деревянным иконостасом, изготовленным в мастерской Тарасова. Образа для иконостаса написали художники В. К. Шебуев, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, роспись выполнили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев. Император Николай I подарил собору утварь из самоцветных камней. Среди святынь храма была икона «Христос – Великий Архиерей», писанная для первой, деревянной церкви.

  • Вид накануне
    установки креста.
    Фото — Наталия 2008.

  • Фото — yuri.sedunov 2009.

  • Колонна Славы.
    Фото — Mary

  • Фото — Наталия
    2008.

  • Наутро после пожара.
    Фото — Валерий Глотов.

  • Фото апрель 2010 г.

  • Фото — Наталия, 03.2017.

  • Фото — Paul M

В 1867 г. в Троицком соборе венчался Ф. М. Достоевский, в 1894 г. в нем отпевали А. Г. Рубинштейна.

В 1886 г. перед собором открыт памятник Славы, изготовленный из стволов 108 трофейных турецких орудий. Архитектор Д. И. Гримм, скульптор П. И. Шварц. Завершался памятник крылатой фигурой Победы с лавровым венком и пальмовой ветвью в руках. На семиметровом пьедестале памятника находились бронзовые доски с выбитыми на них наименованиями войсковых частей, участвовавших в войне 1877-1878 гг. В 1930 г. памятник был разрушен, в 2004 г. восстановлен на прежнем месте.

В 1938 г. собор был закрыт. На его месте планировалось построить, то Дом Трудящихся, то крематорий, то устроить трамвайное кольцо. Подвалы использовались в качестве овощехранилища. Снести собор до ВОВ не успели. Здание было повреждено во время артобстрелов, были разрушены металлические конструкции одного из малых куполов, которые восстановили в 1952-1953 гг. Внутреннее убранство было полностью утрачено. Здание долгое время использовалось в качестве склада, не отапливалось. В 1980-х гг. возникла идея устроить в здании храма концертный зал Консерватории, но воплощению ее в жизнь помешали залитые водой подвалы.

В 1990 г. здание было возвращено Епархии. Было восстановлено отопление, осушены подвалы, начался ремонт. Придел св. мч. Иоанна Воина освящен малым чином 22 мая 2006 г.

  • Фото — Mary, 2009, 2010.

  • Фото — В.Глотов, 05.2014.

  • Скульптуры на фасаде.
    Фото — Анчар, 08.2016.

25 августа 2006 г. собор пострадал от пожара, возникшего на строительных лесах главного купола. Сгорели деревянные конструкции центрального купола, пострадал малый западный купол. Виновных определить так и не удалось. На восстановление храма было собрано более 3 млн. руб. пожертвований, столько же передал приходу Святейший Патриарх Алексий II, участие в восстановлении приняло Русское Афонское общество, Папа Римский выделил 10 тысяч евро. Были выделены средства и из городского бюджета.

В наличии имелись обмерные чертежи и модель купола инженера Базена, сделанная в 1834 г., которая находится в Эрмитаже. Институт «Спецпроектреставрация» рассматривал несколько вариантов восстановления купола. Росохранкультура не согласилась с применением металла.

Было принято решение восстановить купол из клееного бруса, который можно монтировать без сварки. Генеральным подрядчиком работ являлась реставрационная компания «Акме-дек». Работы велись совместно с НИИ клееных деревянных конструкций имени Кучеренко (Москва) и под наблюдением Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Купол собирался из широкопролетных арок из клееной армированной сосновой древесины. Детали были изготовлены в Нижнем Новгороде, на Деревообрабатывающем комбинате № 78. Элементы каркаса купола монтировались на земле и поднимались на барабан с помощью башенного крана. Каждое ребро имеет вес 2,5 т, всего использовано 32 ребра.

Купол покрыт медью. Восстановлены исторические шестиконечные звезды. В 2009 г. проведена реставрация фасадов.

Здание храма внесено в охранный реестр ЮНЕСКО

( С. 202-208, Санкт-Петербург: Энциклопедия.

– 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса» М.: «российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2006 С.889
Синдаловский Н.А. Петербург. От дома к дому… От легенды к легенде… Путеводитель СПб.:»Норинт», 2002

Сообщения информационных агентств «Вода живая» http://news.aquaviva.ru/news, Благовест-инфо, Седмица-ру

добавил:))

Федеральный памятник

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

  • До пожара. 2000 г.
    Фото — renata

  • Фото — С. Политин

  • Фото —
    Валерий Мишаков

  • Восстановление купола
    (июнь 2008 г.)

  • Май 2008 г.

  • май 2008 г.
    Фото — Наталия

  • Фото — ОляК

  • Фото — Валерий Глотов,
    2010 апр.

  • Фото — федерико
    12.2010.

  • Восстановление купола.
    2008 год
    Фото — Петербуржец

  • Фото — Анютик
    07.2012.

  • Снимки рабочих моментов
    внутри собора. 2012.

  • Фото — Кирилл Иванов
    (добавил Ладада)

  • Фото — В.Глотов, 05.2014.

  • Фото — В.Глотов, 05.2014.

30 комментариев
16219 просмотров Добавил: Mary, 17 Января 2009, 15:37
Редактировано: 25 Декабря 2018, 17:40

Оцените:
(29 голосов)

Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ: <a href=’http://www.citywalls.ru/house3804.html’ target=’_blank’>Свято-Троицкий Измайловский собор — Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка на Citywalls.ru</a> Всего 29 комментариев

  • 18 Мая 2015, 18:11

    Из книги «История Измайловского полка». Н. Зноско-Боровский. 1882 год.

    В январе 1732 года Императрица (Анна Иоанновна) переехала на место жительства в С.-Петербург и первою Ее заботою было устроить Измайловцам походную церковь в честь Св. Троицы. (С. 8).

    В 1754 году был Высочайше утвержден проект деревянной церкви для Измайловского полка, по которому и начата была постройка, окончившаяся к 1 июня 1756 года. Церковь эта существовала до 1828 года, когда взамен был выстроен по тому же проекту каменный храм. (С. 26).

    1828 год: 13-го мая 1828 года, в день Св. Троицы произошла закладка новой церкви. В строю находился 3-й батальон полка, (1-й, 2-й были в походе с 22-го апреля), а при закладке присутствовала Ея Императорское Величество Императрица Мария Федоровна, которую и был положен первый камень от имени Государя Императора, второй — от лица Императрицы Александры Федоровны, а третий — лично от себя. На закладке присутствовал вместе, со своею бабкою, внук Ея, Наследник Великий Князь Александр Николаевич и принц Оранский. (С. 90).

    Наконец окончилась постройка теплой, каменной церкви. Начатая еще за 7 лет до этого, она приведена была в окончательную готовность 25 мая, в 4:30 утра. При колокольном звоне началось освещение северного предела в честь Св. Иоанна Воина, которое производил соборный архимандрит Нил. В 7:30 началось освещение южного предела в честь Св. Марии Магдалины, совершенное тоже соборным архимандритом Иодосием, после чего начался благовест. В 10 часов, началось освящение главного предела, во имя Св. Живоначальной Троицы, совершенное метрополитом московским и коломенским Филаретом, с архимандритами Палладием, Платоном и прочим духовенством. В 7 часов вечера, Государь Император с Государыней Императрицей и с Наследником престола, на возвратном пути своем из Москвы, изволили посетить храм и осмотреть его в подробности. Означенный храм, имея 38 сажень вышины, есть четвертая по вышине постройка в С.-Петербурге. Пять звездных глав его, грандиозно возвышаются над домами столицы, знаменуя собою благоволение Императора, к лейб-гвардии Измайловскому полку.

    Под фундаментом этого храма вбито 5500 свай. Над этой работой трудились чины 3 батальона, так как, 1 и 2 батальоны, в это время были в походе. Церковь построена на 3000 человек. Иконостас работы купца Тарасова. Образ в иконостасе и по одному престольному в пределах, работы художника академии Майкова, стоимость в 50 000 рублей. На сооружение всего храма издержано из кабинета Его Величества 2. 473.512 рублей, 74 коп. В храм из Царских даров замечательны:

    1) Потир и дискос, дар Императрицы Елизаветы Петровны, 1-го июня 1756 года.

    2) Воздух по голубому атласу с изображением посредине Спасителя и по краям двух Ангелов и 4-х Херувимов, с шитьем золотыми словами, собственноручной работы, Императрицы Елизаветы Петровны. К этому воздуху имеются два покровца, тоже собственноручной работы Императрицы.

    3) Два серебрянных чеканных подсвечника, дар императрицы Елизаветы (18-го сентября 1753 года).

    4) Золотые потир, дискос, звездица, лжица, копье, и две тарелочки.

    5) Тоже с финивтивыми образами из ревневской яшмы, потир и дискос.

    6) Крест большой напрестольный.

    7) Ковчеги: в главном алтае серебрянный, в южном хрустальный.

    8) Евангелие в серебрянном окладе.

    9) Ризы зеленого бархата с измайловским шитьем.

    Все эти дары Императора Николая Павловича:

    10) Образа Спасителя, Богоматери, Исаакия Далматского, Александра Невского, писанные академиком Нефом, для Исаакиевского собора, и кроме того, других 8 образов пожалованы на церковь из Исаакиевского собора, Его Величеством, Государем Императором Александром Николаевичем. Кроме того, в храме хранятся мундиры, Императоров Александра I, Николая I и Александра II.

    Как победные трофеи, в церкви Св. Троицы, хранятся ключи городов: Баязета и Карса и огромное количество турецких, английских и французских знамен, отнятых в последние две компании 1852-56, и 1877-78 года и между ними хранится знамя собственноручно отбитое, рядовым 2-й Роты л.-гв. Измайловского полка, Иваном Овчинниковым, при взятии укрепленной турецкой позиции у д. Горный Дубняк, 12-го октября 1877 года. Кроме того, в ознаменование отличия полка, под Горным Дубняком ему пожалованы 4 турецких орудия, взятых в редут, для помещения их около церкви. (С. 109, 110, 111).

    Проект деревянной холодной церкви л.-гв. Измайловского полка. В. П. Стасов. 28 июня 1827

  • 8 Декабря 2015, 12:02

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 24, 1969

    О сооружении памятника-бюста В. П. Стасову

    В ознаменование 200-летия со дня рождения В. П. Стасова Исполком Ленгорсовета решил соору­дить на Измайловском пр., перед бывшим Троицким собором, бюст- памятник В. П. Стасову.

    Описание памятника

    Стасову В. П., памятник

    Рубрикатор /

    Адрес: Измайловский пр., 7
    Скульптор Литовченко Мария Тимофеевна (1917-2003)
    Архитектор Вержбицкий Жан Матвеевич (род. 1932)
    Открыт 25 декабря 1969 г.
    Материалы: бронза — бюст, постамент; гранит серый, кованый — основание.
    Подписи: на бюсте с тыльной стороны факсимиле подписи: Литовченко
    Надписи: на постаменте с лицевой стороны накладными золочеными литерами: Архитектору / Стасову / 1769—1848
    В связи с 200-летием со дня рождения В.П. Стасова Ленгорисполком принял решение о сооружении памятника архитектору в Ленинграде.На конкурс было представлено 23 проекта. Лучшим из них признан проект под девизом «Стасову», представленный М.Т. Литовченко и Ж.М. Вержбицким.
    В 1969 г. бюст и постамент отлиты на заводе «Монументскульптура». Работы по сооружению памятника также выполнены заводом «Монументскульптура».
    Памятник установлен перед зданием Троицко-Измайловского собора, построенного по проекту В.П.Стасова в 1835 г. Первоначально на лицевой стороне памятника было написано: 1769—1969, что вызывало недоумение у граждан, считавших надпись датами жизни архитектора.
    10 марта 1973 г. принято решение об изменении дат. Проект изменений выполнил архитектор М.Ф. Егоров. Цифры были отлиты на заводе «Монументскульптура» и в сентябре установлены на постаменте: 1769 – 1848.
    В 2000 г., в связи с началом работ по восстановлению Колонны Славы, сооруженной перед Троицко-Измайловским собором в 1886 г. и уничтоженной в 1929-1930 гг., памятник Стасову был демонтирован.

    Персоны

    Адреса

  • 10 Января 2017, 16:38

    Завершилась 21-летняя реставрация Троицкого собора

    За два десятилетия в соборе восстановили фасады, купола и внутреннее убранство, которое серьезно пострадало в советское время — храм использовали как склад.

    В 2006 году халатность при реставрации привела к сильному пожару. Загоревшиеся леса тушили вертолеты и десятки пожарных расчетов, но это не спасло от обрушения центрального . Обгорели и два уже отреставрированных малых купола храма. Их пришлось восстанавливать заново.

    Собор был построен в 1835 году по проекту Василия Стасова для лейб-гвардии Измайловского полка. В нем венчался писатель Федор Достоевский, а также отпевали композитора Антона Рубинштейна. Комплекс является федеральным памятником

  • 25 Марта 2017, 17:23 Ответ на «На картинке Исаакиевский собор. Колонна — одна из » от Liz

    Все верно. Извините мою невнимательность. Удалила.

  • 14 Сентября 2018, 15:51

    2006 год.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.

Категории

  • Театры и кинотеатры
    • Театры
    • Кинотеатры
    • ДК, клубы
    • Спорт
  • Музеи и выставки
    • Музеи
    • Музеи-Квартиры
    • Выставки
    • Мемориальные доски
  • Учебные заведения
    • Институты
    • Гимназии
    • Колледжи
    • Училища
    • Школы
    • Детские сады
    • ДДЮТ
  • Медицинские учреждения
    • Аптеки
    • Больницы
    • Поликлиники
    • НИИ
    • Учебные
  • Культовые здания
    • Соборы
    • Церкви
    • Домовые церкви
    • Часовни
    • Монастыри
    • Подворья
    • Мечети
    • Синагоги
    • Действующие
  • Городское хозяйство
    • Гостиницы
    • Рестораны
    • Почта, связь
    • Пожарные
    • Рынки, ТЦ, магазины
    • Вокзалы, метро
    • Водоснабжение
    • Административные
    • Благотворительные
    • Бизнес-центры
    • Мосты
    • Сады, парки, скверы
    • Памятники, монументы
    • Наземный транспорт
    • Бани
    • Кладбища
  • Промышленность
    • Заводы и Фабрики
    • НПО
    • НИИ
  • Военные здания
    • Казармы
    • Управление
    • Учебные
  • Утраченное
    • Здания
    • Памятники
  • Памятники архитектуры
    • Мирового значения
    • Федеральные
    • Региональные
    • Местные
    • Список КГИОП
  • Другое
    • Деревянные постройки
    • Промышленные здания

Новости по дням Сейчас на сайте Публикации Опубликовано: 27255 Готовится: 170 Улицы: 2433 Архитекторы: 3491 Посетители Участников: 5 Гостей: 89 Зарегистрировано: 11477 Всего сегодня: 1904

Идея, дизайн, разработка сайта
Марина Михайлова и Admin

Copyright © Citywalls.ru,
Санкт-Петербург, 2007-2019.

  • Разделы
  • Главная
  • Форум
  • Журнал
  • Афиша
  • Гостевая книга
  • Сайт
  • Регистрация
  • Вход
  • О сайте
  • Сcылки
  • Карта сайта
  • Помощь
  • Частые вопросы
  • Контакты

Контактная информация|Правила|Реклама на сайте

Использование материалов сайта в коммерческих целях без
письменного разрешения администрации сайта не допускается.

Некоммерческое использование материалов сайта возможно
при выполнении условий.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 августа 2018; проверки требуют 4 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий собор.

Православный храм
Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка
Троицкий собор
59°54′58″ с. ш. 30°18′21″ в. д.HGЯO
Страна
  • Россия
Город Санкт-Петербург
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль ампир
Автор проекта В. П. Стасов
Архитектор Стасов, Василий Петрович
Первое упоминание 1753 год
Дата основания 1828 год
Строительство 1828 — 1835 годы
Основные даты
13.05.1828 – закладка собора — 25.05.1835 – освящение собора
08.09.1990 – передача собора Русской Православной Церкви — ‘
Приделы Главный — Святой Троицы; боковые — мученика Иоанна Воина, равноапостольной Марии Магдалины
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520346920006 (ЕГРОКН). Объект № 7810031000 (БД Викигида)
Сайт izmsobor.ru
Троице-Измайловский собор на Викискладе

Тро́ице-Изма́йловский собо́р (Тро́ицкий собо́р) — православный собор на Троицком проспекте в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное историческое наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель — митрофорный протоиерей Геннадий Бартов.

История

Во времена Петра I на этом месте стояла деревянная часовня.

Первые храмы

Первый, походный, храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящён 12 (23) июля 1733 года, вскоре после прибытия полка в Санкт-Петербург. Походный храм-шатёр устанавливался в летний период ближе к устью Фонтанки, в деревне Калинкиной. В церкви находились иконы, написанные иконописцем И. Г. Адольским (Одольским). Зимой чины полка молились в приходских храмах. После перемещения полка выше по реке, в 1742 году храм был перенесён в деревянную казарму. После очередного переноса, он был заново освящён 8 (20) ноября 1813 года и получил новый иконостас.

1 (12) июля 1754 года епископом Сильвестром (Кулябкой) был заложен новый деревянный пятиглавый храм с приделом мученика Иоанна Воина, освящённый 1 (12) июня 1756 года. Образцом для строительства храма была церковь в имении духовника императрицы Елизаветы Петровны протоиерея Феодора Дубянского Керстово. Образа для храма были написаны М. Л. Колокольниковым. В церкви находились золочёные серебряные сосуды, подаренные императрицей, а также покровцы, вышитые ею.

Богослужения в церкви совершались только в летний период, поскольку храм был холодным. Зимой службы проходили в храме, устроенном в казармах. Церковь сильно пострадала во время наводнения в 1824 году: в храме «вода стояла на три аршина».

Собор

После наводнения архитектору В. П. Стасову было предложено разработать проект нового каменного храма. При этом, образцом должна была оставаться старая деревянная церковь.

Закладку нового храма совершил 13 (25) мая 1828 года митрополит Серафим (Глаголевский). На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. Через четыре года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. В процессе строительства приходилось восстанавливать сорванный 23 февраля (7 марта) 1834 года бурей купол и переписывать некоторые образа.

25 мая (6 июня) 1835 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) торжественно освятил храм.

В соборе 15 (27) февраля 1867 года состоялось венчание Ф. М. Достоевского с А. Г. Сниткиной, а 6 (18) ноября 1894 года — отпевание А. Г. Рубинштейна.

При храме действовало благотворительное общество, имевшее в своём распоряжении богадельню, приют и бесплатные квартиры. В 1912 году было основано Братство православного воспитания детей.

С июля 1922 года по 1924 год причт собора примыкал к обновленцам.

В 1928—1938 годах был кафедральным собором митрополитов Ленинградских (Серафима (Чичагова) и Алексия Симанского).

Собор был закрыт 22 апреля 1938 года. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну. В 1952—1953 и 1966—1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании находился склад.

Возвращён Русской православной церкви в 1990 году. В 2004 году реставрация была возобновлена.

Восстановление собора после пожара 2006 года

Восстановление. Август 2008.

На странице обсуждения должны быть подробности.

25 августа 2006 года произошло возгорание строительных лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. В результате пожара, в 17 часов 10 минут, произошло обрушение внешних конструкций большого купола собора на внутренний свод. От огня пострадали также два малых купола, уже отреставрированных к июню 2006 года. Эвакуация прихожан, присутствовавших на богослужении, проходившем в это время, и церковных ценностей прошла успешно, пострадавших не было; однако самому собору был нанесён непоправимый урон — полностью уничтожена деревянная конструкция купола, находившаяся в храме более 170 лет. Митрополит Владимир (Котляров) поспешил заявить, что он убеждён в преднамеренном поджоге храма и что у церкви якобы даже есть доказательство этому. Следствие по делу о пожаре за 7 лет так и не доведено до конца, но версия о поджоге не подтвердилась.

В том же году стало известно, что тогдашний папа Римский Бенедикт XVI пожертвовал €10 тыс. на восстановление пострадавшего от пожара собора.

9 июля 2007 года правительство Санкт-Петербурга выделило 58 миллионов рублей на реставрацию малых куполов собора (не тронутых огнём). 18 июля 2007 года губернатору была представлена концепция восстановления сгоревшего большого купола собора по технологии «клееный брус», разработанной компанией «ТВТ Стройинвест»: каркас был изготовлен из клеёной древесины хвойных пород и покрыт огнеустойчивым материалом.

Самый удачный вариант, так как он и пожаробезопасен, и очень облегчает все купольные конструкции . Вера Дементьева (КГИОП)

Предполагалось, что восстановление купола потребует — 120 миллионов рублей; реставрация фасадов собора — не менее 1 миллиарда рублей; замена инженерных коммуникаций, разработка проектной документации и установка пожарной сигнализации — 356 миллионов рублей. Генеральный подрядчик воссоздания главного купола — московская компания «ТВТ Стройинвест» (президент — доктор технических наук, заслуженный строитель России Шумилов Л. В.), работающая совместно с Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций имени В. А. Кучеренко, монтажные работы выполнялись петербургскими строителями, ОАО «ССК-26», ООО «Комфорт».

В конце 2007 года были завершены работы на малом северном куполе и ликвидация последствий пожара. В главном куполе собора были проведены подготовительные работы, монтаж конструкций из клееного бруса, которые стали основой главного купола..

Собор со смонтированным главным куполом и крестом над ним. Март 2009 Троице-Измайловский собор. Сентябрь 2011 года. Восстановленный главный купол, 2017 год

Весной 2008 года началась роспись храма. В течение 2008 года производился монтаж каркаса центрального купола собора. 9 октября 2008 года состоялся чин освящения креста и его установка на центральный купол. Реставрация завершилась 11 января 2017 года.

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Высота составляет 80 метров. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

Колонна Славы
(восст 2005), 2006 год

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Приход

Духовенство

Настоятели храма за всю историю
Даты Настоятель
1730 — 6 (17) января 1731 священник Илия Ксенофонтов (…-1731)
март — 20 июня (1 июля) 1731 священник Иродионов
1731 — февраль 1732 иеромонах Мамонт (Стрельбицкий)
25 сентября (6 октября) 1732 — до февраля 1733 священник Иоанн Мартьянов
11 (22) марта 1733 — 1734 священник Георгий Моисеев
1734—1737 священник Иоанн Георгиев
1737 — 6 (17) мая 1744 священник Симеон Ушкалевич (…-1744)
1744 — 1 (12) января 1776 священник Алексий Михайлович Гусев (…-1776)
1776—1781 священник Георгий Михайлов ?
1781—1799 священник Прохор Игнатьев ?
1799—1815 протоиерей Пётр Мануилович Лебедев (1764—1821)
1815 — 24 декабря 1825 (5 января 1825) протоиерей Пётр Антониевич Громов
1825—1828 протоиерей Феодор Димитриевич Раевский
14 апреля 1828—1855 протоиерей Иоанн Антипович Назоров (1784—1855)
1856—1867 протоиерей Василий Григорьевич Коссович-Динарский (1812—1888)
1867—1868 протоиерей Иоанн Архипович Зиновьевский
1868—1871
29 сентября (11 октября) 1871 — 3 (15) июня 1872 протоиерей Лев Алексиевич Ляшкевич (1817—1874)
1872 — 15 (27) апреля 1873 священник Иоанн Архипович Зряхов (…-1873)
16 (28) апреля 1873 — 21 августа (3 сентября) 1906 протоиерей Николай Николаевич Наумов (1828—1916)
21 августа (3 сентября) 1906 — 26 апреля (8 мая) 1907 протоиерей Сергий Александрович Соллетинский (1846—1920)
26 апреля (8 мая) 1907 — 16 (29) января 1909 протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850 — после 1917)
1909 — июнь 1911 протоиерей Иоанн Иоаннович Невдачин
июнь 1911—1919 протоиерей Василий Николаевич Грифцов (1868—1918)
июль 1919 — 31 мая 1922 протоиерей Михаил Павлович Чельцов (1870—1931)
июнь 1922 — 26 апреля 1923 протоиерей Павел Порфириевич Чуев (1889 — после 1926)
26 апреля 1923 — 11 мая 1923 протоиерей Сергий Александрович Трудов (1882—1937)
11 мая 1923—1924 протоиерей Николай Николаевич Соколов
декабрь 1924 — январь 1929 протоиерей Николай Павлович Флоровский
январь 1929 — 11 марта 1935 протоиерей Леонид Константинович Богоявленский (1871—1937)
март 1935 — декабрь 1935 протоиерей Пётр Васильевич Пеньковский
26 декабря 1935 — 24 марта 1938 протоиерей Михаил Владимирович Славнитский (1887—1985)
1938—1990 собор не действовал
11 декабря 1990 — 14 августа 1991 протоиерей Стефан Ильич Дымша (1937—1994)
20 августа 1991 — 20 февраля 1994 протоиерей Сергий Иоаннович Чевяга (1947—1997)
21 февраля 1994 — 15 ноября 1994 протоиерей Стефан Ильич Дымша (1937—1994)
18 ноября 1994 — 23 ноября 1994 протоиерей Николай Викторович Шорохов (род. 1945)
24 ноября 1994 — 6 апреля 1996 протоиерей Владимир Михайлович Макаревич (род. 1938)
6 апреля 1996 — настоящее время протоиерей Геннадий Борисович Бартов (род. 1952)

Традиции

Вид со стороны Фонтанки Вечерний вид с колоннады Исаакиевского собора

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

  • В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
  • В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
  • В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
  • 12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Святыни

  • Крест с частицей Креста Господня и Голгофы.
  • Икона с частицей мощей целителя Пантелеимона,
  • часть епитрахили св. прав. Иоанна Кронштадтского;
  • частицы мощей:
    • Матроны Московской,
    • Петра и Февронии Муромских,
    • трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста,
    • икона Святой Троицы 1406 года, возвращенная в Россию при личном содействии В. В. Путина и переданная собору от его имени.

Примечания

  1. ↑ РПЦ настаивает: Троицкий собор был подожжен
  2. ↑ 1 2 «Валентина Матвиенко проверит сегодня, как идут работы по восстановлению Троицкого собора» «Эхо Москвы в Петербурге» со ссылкой на петербургские «Вести»
  3. ↑ 1 2 Виктория Шахова, «Валентина Матвиенко одобрила проект реставрации большого купола Троицкого собора» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829
  4. ↑ «Главный купол Троицкого собора начнут восстанавливать на следующей неделе» Фонтанка.ру 18.07.2007
  5. ↑ Мария Цыганкова, «Троицкий собор не должен стать Трансваалем» Фонтанка.ру 18.07.2007
  6. ↑ Клееные деревянные конструкции были изготовлены на заводе в Нижнем Новгороде («Монтаж купола Троицкого собора закончат весной» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на «БИА» и на председателя КГИОП Веру Дементьеву, 19 декабря 2007 года)
  7. ↑ Служил в период пребывания полка Москве.
  8. ↑ Служил в храме по найму
  9. ↑ Святейший Патриарх Алексий II направил благодарственное письмо Президенту России В.В.Путину

Литература

  • Невдачин И. И. Свято-Троицкий собор л.-гв. Измайловского полка. — СПб.: тип. М.Я. Квара, 1910. — 16 с.
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. в 3 т. — СПб.: Чернышев, 1994. — Т. 1. — С. 136—138. — ISBN ISBN 5-85555-030-6 (ошибоч.).
  • Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка. — СПб.: «Арт-Деко», 2009. — ISBN 978-5-89576-020-8.
  • роман Дмитрия Леонтьева «Собор под звездами». С.-Петербург, изд. «Ладога» 2015 г.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Троице-Измайловский собор
  • Официальный сайт собора
  • История создания Троице-Измайловского собора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *