Свято успенский монастырь старица

Содержание

Тверская епархия

По благословению Высокопреосвященнейшего
митрополита Тверского и Кашинского Саввы

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь

Подробности Категория: МОНАСТЫРИ Создано 13 Июль 2011

Религиозная организация Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

171361, Россия, Тверская обл., г. Старица, ул. Пушкина, д. 1-а

Контактная информация:

(48263) 2-36-35, 2-13-05

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://www.fondumstar.ru/

Виртуальная экскурсия

Расписание богослужений:

Смотреть на сайте монастыря

История и описание:

Основан монастырь около 1110 г. Киевопечерскими иноками Трифоном и Никандром. Примечательно, что обитель была одной из первых обителей на Севере России и стала центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона. В монастыре настоятелем были Старицкий уроженец Герман, в будущем Архиепископ Казанский; постриженик архимандрита Германа, архимандрит Иов, в последствии первый Патриарх Московский, также уроженец г.Старицы и архимандрит Дионисий, впоследствии архимандрит Троице-Сергиевой Лавры.

Ансамбль Старицкого Успенского монастыря относится к числу наиболее значимых архитектурных комплексов Тверской области. Основанный в глубокой древности, а затем возобновлённый в первой трети XVI века, к началу XX столетия монастырь стал украшением и гордостью Старицы.

В белокаменном Успенском соборе монастыря до сих пор покоятся мощи схимонахини Пелагии. Пелагия, мать Святейшего патриарха Иова, исконно почиталась жителями Старицы, считалась заступницей веры и благочестия. Успенский монастырь был окружён заботой не только старицких князей, но и царей, среди которых особо заметен Иван Грозный – заказчик одной из основных построек обители. Немало сделали для монастыря и именитые представители других эпох

Монастырь предположительно был закрыт в 1918 г., но ликвидирован в 1923 г.

В соответствии с представлением Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ от 17.04.1997 г. благословил открытие монастыря и возрождения и возрождения монашеской жизни с назначением наместника игумена Гермогена (Чиркова Димитрия Станиславовича). Древняя обитель возвращена Тверской епархии в весьма разрушенном состоянии. Обитель стала действующей, но остается открытый вопрос в отношении возвращения всего монастырского комплекса, в связи с расположением музея в одном из монастырских храмов.

Наконец в 2002 году наметилась возможность производства работ по восстановлению Свято-Успенского монастыря, благодаря образованию Фонда, в учреждение которого активное участие принял зам.председателя правительства Христенко. В связи с этим выполнен генплан по восстановлению обители, закончена работа по прокладке подземного газопровода, осуществлялась реставрация и настоятельского корпуса.

В 2003 году выполнялись следующие работы: восстановлены межэтажные перекрытия, смонтирована и перекрыта кровля, осуществлен монтаж отопления, проведены газ и вода, смонтирована канализация, произведена наружная реставрация и отделка настоятельского корпуса, установлены все оконные блоки, изготовлены и установлены кованные изделия: балкон, паникадила, подсвечник, семисвечник, оконные решетки. Изготовлены столярные изделия церковной утвари домовой церкви. Закончено изготовление кровли, водосточных труб, флюгарок на трубы, заканчивается устройство подоконных отливов из платоизола. Проведены археологические исследования в местах прохождения газопровода и частично в местах будущих прокладок подземных коммуникаций. Полностью осуществлено научное исследование состояния почв и оснований Успенского собора, Троицкой церкви, надвратной церкви Иоанна Богослова.

Осуществлены все вспомогательные, подготовительные, восстановительные, реставрационные и строительно-монтажные работы не только на настоятельском и братском корпусах, но и в целом по всему комплексу монастыря.

Подготовлен для богослужения Успенский собор, в котором проходят регулярно службы. В храме сооружен временный иконостас и престол.

В течении 2001-2002 г.г. проводилась работа по очистке развалин Вознесенской церкви, где по преданию было захоронение местночтимой святой схимонахини Пелагии (Ланяевой), ближайшей родственницы Патриарха Иова, по всей вероятности – сестры. Во время работ были обнаружены останки схимонахини Пелагии, а затем была проведена медико-антропологическая экспертиза и по исследовании останки помещены в раку и установлены в Успенском соборе монастыря.

В 2004 году завершено воссоздание Настоятельского корпуса с домовым храмом. Совершена замена кровли на храме Иоанна Богослова. Отреставрирована колокольня, с устройством на ней двух келий. На колокольне устроена звонница из 12 колоколов. Воссоздан из руин 1-й этаж братского корпуса. Проведено отопление Успенского собора. Сделаны археологические изыскания и вскрытие основания древней водосвятной часовни для последующего воссоздания.

Ежегодно с момента открытия монастыря в день памяти первого Патриарха Московского и всея Руси Иова из приходской Ильинской церкви совершается Крестный ход в монастырь, где у первого захоронения Патриарха Иова совершается молебное пение с чтением акафиста. Крестный ход также совершается и в день памяти местночтимой святой Пелагии, родительницы Святейшего Патриарха Иова.

Восстановление обители было завершено в 2010 году к празднованию 900 летия основания монастыря.

Церкви:

1) Соборная, каменная, построена в 1503-1537 гг. иждивением Старицкого князя Андрея Иоанновича, престол один Успения Пресвятой Богородицы.
2) Введенская, теплая, каменная, двухэтажная, построена в 1569-1584 гг. царем Иоанном Васильевичем Грозным, престола два: Святителя Арсения Тверского и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
3) Иоанно-Богословская, каменная, холодная, построена в 1694 г., престол один Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
4) Троицкая, каменная, двухэтажная, холодная, построена в 1819 году, престола три: главный Святой Троицы, придельные: правый Преподобного Сергия Радонежского, левый Преподобного Дионисия.
5) Домовая Державная.

Подворья монастыря:

1) Патриаршее подворье Храм Свт. Иова Патриарха Московского и всея Руси
2) Собор в честь блг. кн. Александра Невского в Твери
3) Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Родне
4) Церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа в Сергино
5) Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Дегунино

Часовни:

1) Вмч. Георигя Победоносца, г. Старица

Наместник:

игумен Димитрий (Севостьянов Александр Викторович)

Благочинный, эконом:

иеромонах Нектарий (Андреев Владимир Анатольевич)

Духовник:

Казначей:

иерей Дионисий Анатольевич Коньков

Насельники монастыря:

иеромонах Вениамин (Веселов Владимир Иванович)

протоиерей Владимир Владимирович Чаплин

Игумен – 1
иеромонахов – 3
протоиерей – 1 иерей – 1
послушников – 1

Реквизиты:

Религиозная организация: «Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Адрес: 171361, Тверская обл., г. Старица, ул. Пушкина, д. 1-а
ИНН: 6942005702
КПП: 694201001
ОГРН: 1026900009256
ОКПО: 47039788
р/с: 40703810919160000022
Тверской РФ ОАО «Россельхозбанк», г. Тверь
БИК: 042809795
к/с: 30101810600000000795 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской обл.

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь
Епархиальный мужской монастырь

Адрес: Тверская область, Старица, улица имени Пушкина, 1 Телефон: +7 (48263)2-36-35 E-mail: obitel1900@yandex.ru Сайт: Дата основания: 1110 дата восстановления: 2001

История

Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской Лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «… именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».
Старицкая обитель была основана не на том месте, где распо­лагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше – в глухом лесу, где два инока поставили для себя келью. Постепенно число братии множилось, место вокруг иноков обживали и другие монахи – с мо­литвою и без празднословия. Так образовался монастырь, а вокруг мо­настыря – селение.
При Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь, которая «необходима была для них; как место общественной молитвы и обучения приходивших людей слову Божию». В Успенском монастыре резко увеличивается и число бра­тии. Так, после имени архимандрита Филарета в большом синодике пере­числено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леванида написано уже 154 имени.
В 1272 г. настоятель Успенского монастыря Леонид был воз­веден в сан архимандрита, а накануне храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон. Решение тверского епископа об открытии второй ка­федры в Старице, с включением названия города в титул, способствовало оживлению жизни в ней. Таким образом, судьбы города и монастыря оказались тесно связаны с тверским епископатом.
В неспокойное время крепла монастырская жизнь. Мирной жизни обители помешало татаро-монгольское нашест­вие. Как повествует летопись, в 1292 г. татары убили игумена Серапи­она и с ним 124 инока Свято-Успенского монастыря. Убитых бросили в реку Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев, и ночью оставшиеся в живых верные христиа­не «погребоша я честно в доме Пречистыя».
После страшного татарского погрома обитель, обагренная кровью невинных страдальцев, не исчезла с лица земли, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась нена­рушенною».
Именно Старицкий монастырь стал духовным фундаментом старицкого городища. Первое зафиксированное в летописях упоминание о Старице отно­сится к 1297 году: «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцеву, на Старице».
То было время, когда мерялись силами удельные князья, а Старица серьезно беспокоила набиравшую силу Москву. Ведь именно Старица была одним из главных форпостов тверской земли.
Московские князья неоднократно пытались завладеть Старицей. В 1375 году это удалось отрядам Дмитрия Донского. Потом еще не раз город переходил из рук в руки. И лишь в 1485 году тверские земли были присоединены к Московскому государству.
По всей видимости, именно в период войны тверских князей с московскими город Старица был разорен. В это же время, вероятно, был разрушен и Успенский монастырь, поскольку упоминания о нем отсутствуют вплоть до XVI века.
После 1485 года Старица становится центром уезда Московского государства. Это положило начало новому этапу в жизни Успенской обители – этапу ее расцвета.
В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место – ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.
Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор – оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.
Старицкому князю Андрею не суждено было дожить до окончательного устройства обители. В 1537 году его уморили голодом за непокорность малолетнему великому князю Ивану, будущему Гроз­ному, и его матери Елене Глинской.
Строительство монастыря продолжил князь Владимир Иванович Старицкий. Он обнес монастырь каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башни, крытые шатрами. При нем была собрана братия и назначен настоятель – игумен Герман.
Царь Иван Грозный обвинил своего двоюродного брата в измене, отправил его в ссылку в Старицу, а впоследствии вынудил его принять яд.
Однако именно Старицу Иван Грозный полюбил и даже звал его ласково «Любим-город». Здесь же, в Успенском монастыре в 1570 году царь выстроил Введенскую церковь с просторной тра­пезной палатой.
XVI век – не только время строительства интереснейших архитектурных сооружений монастыря. Это и время великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью: первого Патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия Дионисий (позднее – настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году). История распорядилась так, что в бытность служения Германа архимандритом Ста­рицкого Успенского монастыря в обитель был принят маль­чик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, – святитель Иов, первый Патриарх Московский. А в 1605-м Дионисий, в то время архимандрит Успенского мужского монастыря в Старице, принимал сосланного в свою родную обитель неугодного Самозванцу Патриарха.
Старицкий Свято-Успенский монастырь, воспитавший многих великих подвижников православия, был не только оплотом веры. Обитель вошла в историю и как крупное хозяйство. Монастырская братия выращивала хлебные злаки, овощи и фрукты, разводила домашний скот, знала многие ремесла. Монастырь был центром грамотности и культуры.
Представление о состоянии Успенского монастыря в начале XVII века, при архиманд­рите Дионисии, дает опись 1607 года, сохранившаяся в подлиннике. Согласно описи, в монастыре «иеро­монахов и иеродьяконов было 73; послушников 32 человека; слуг монас­тырских 43». Церквей в обители было три: соборная во имя Успения Божией Матери, с приделом Похвалы Богородицы; трапезная – во имя Вве­дения во храм Пресвятой Богородицы и святые ворота – во имя священно­мученика Василия Анкирского. Колокольня была деревянная, «на ней че­тыре колокола, а в особом чулане часы боевые, а при колокольне на столбах висел большой колокол благовестник в 100 пудов». Вокруг монастыря была камен­ная ограда.
События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.
Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.
На протяжении XVII столетия положение монастыря было достаточно стабильным. Но в 1681 году страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 году была сооружена каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались повреждённые здания и строились новые.
Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.
В 1730-е годы, в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).
В конце 30-х годов XVIII века в Старицком Успенском мо­настыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет.
В 1750 году завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е годы обновлён Успенский собор. Тогда же Трапезная перестроена в тёплый храм, перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.
Начало правления Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения». Согласно новому штатному расписанию Старицкий Успенский монастырь был отнесён к 3-му классу, а его настоятели получили сан игумена (архимандриты полагались только в монастырях 1-го и 2-го классов). Обители разрешалось иметь 12 человек братии и 9 служителей. Крестьяне (2888 душ мужского пола), а также земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономии.
Игуменами настоятели Успенского монастыря оставались до 1798 года, когда по «Высочайшему повелению» обители было разрешено «для благолепия церковной службы, посвящать монастырских настоятелей, вместо игуменов, в сан архимандрита».
В 1809 году в Старицком монастыре открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.
В тяжелое для всей России время 1812 года от всех сословий Рос­сии, в том числе и от духовных учреждений, поступали пожертвования в пользу государства. Новый архимандрит обители Иоасаф «пожертвовал на во­енные надобности лично от себя 100 рублей, а от монастыря серебра 1 ф. 77 1/2 золотников».
В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.
20 августа 1824 г. в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.
В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления переведено монастырское духовное училище.
В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.
19 июня 1907 года архиепископ Тверской и Кашинский Алексий при многочисленном стечении духовенства и народа отслужил всенощное бдение. На следующий день были отслужены заупокойная литургия и торжественная панихида на месте погребения Патриарха Иова.
После октября 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.
Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в монастыре. Фашисты вошли в Старицу 12 октября 1941 года и оставались здесь более двух с половиной месяцев. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобождён в новогоднюю ночь 1 января 1942 года. Почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.
Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято ещё до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем – и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.
В конце XX столетия начался новый этап в истории россиян к духовному обновлению своей жизни. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату – 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения патриаршества, состоявшееся в 1989 г., ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.
18 апреля 1997 года произошло событие, которое придало новый смысл жизни Старицы. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Наместник

Игумен Димитрий (Севостьянов)

Святые и подвижники благочестия

5 / 18 Апреля, 19 Июня / 2 Июля

Праздники и чтимые даты

8 / 21 Мая, 26 Сентября / 9 Октября 21 Ноября / 4 Декабря 19 Июня / 2 Июля 15 / 28 Августа 3 / 16 Июня

Святыни и святые источники

12 Января в троицком соборе

Храмы и Богослужения

Надвратный храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова 1694 г. В 1681 г. западная часть монастыря серьёзно пострадала от пожара. Огонь уничтожил кельи, деревянную колокольню и каменную надвратную церковь Василия Анкирского. Через несколько лет на её месте возвели церковь Иоанна Богослова, украшенную резьбой по белому камню. Она была надвратной, но в XIX в., после одного из высоких паводков, затопивших монастырь, ворота заложили кирпичом, а въезд в монастырь перенесли на более высокую западную сторону. Успенский собор 1530 г. Построен он был в 30-е годы ХVI столетия князем Андреем Ивановичем Старицким, сыном Ивана III. Строя храм, Андрей Иванович стремился посредством монастырского строительства закрепить за собой только что полученные от отца земли. Отделку заканчивал сын Андрея, Владимир. В ризницу были даны вкладом ценные богослужебные книги, церковные сосуды и шитые пелены. В числе вкладов находилась плащаница, шитая золотом и серебром по красному шелку, с дарственной надписью от любимой царя жены Ивана Грозного — княгини Анастасии Романовой. Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы 1570 г. Введенская церковь с обширной трапезной, построена по указанию Ивана Грозного в 1570 г. Храм в честь Троицы Живоначальной 1819 г. Троицкая церковь-усыпальница была сооружена в 1819 году «по высочайше утвержденному плану» над могилaми рода Тутолминых на средства известного своей благотворительностью генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина. В Старице в 1810 году он открыл первую бесплатную больницу.
Первый, цокольный этаж — это усыпальница Тутолминых с пятью надгробными памятниками. Она объединена с верхним этажом церкви большим отверстием в своде цокольного этажа. Над каждой могилой помещались мраморные изваяния, а над центральной — большой обелиск,
В 1897 году в верхнем этаже были устроены два придела: во имя Сергия Радонежского и святого Дионисия. Через четыре года в нижнем этаже вместо упраздненного престола был устроен новый — во имя святителя Германа Казанского. Надвратная часовня 1885 г. Надвратная часовня при въезде в обитель была построена в последней четверти XIX столетия. Древняя обитель в это время нуждалась в новых вратах, так как старые Западные были давно заложены в связи с частыми наводнениями. Они были возведены с южной стороны монастыря в 1885 году. Успенская часовня в юго-восточной башне восстановлен в 2006 г. Часовня — усыпальница И.Ф.Глебова Часовня-усыпальница в которой в 1774 году был похоронен екатерининский сановник Иван Фёдорович Глебов-Стрешнев. Часовня с купелью в честь великомученика Георгия Победоносца 1914 г. восстановлен в 2007 г. Надкладезная Георгиевская водосвятная часовня в Успенском Старицком мужском монастыре первоначально построена в монастыре в 1914 году. Разрушена после закрытия монастыря в начале прошлого века. В 2007 году полностью восстановлена в прежних формах. Находится рядом с памятником Патриарху Иову, слева от Троицкой церкви.

Подворья

дата основания: 1819 год Тверская область, Старицкий р-он, д. Дегунино дата основания: 1897 год дата основания: 2014 год г. Москва, Можайское шоссе, дом 56 дата основания: 1893 год г. Тверь, ул. Коминтерна (Привокзальная площадь), д. 18А дата основания: 1844 год Тверская область, Старицкий р-он, д. Родня

Богослужение в монастыре

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб., праздники

время богослужение примечание
9 : 00 Часы. Божественная литургия

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.

время богослужение примечание
17 : 00 Вечернее богослужение

По: суб., праздники

время богослужение примечание
17 : 00 Всенощное бдение

По: вск.

время богослужение примечание
8 : 30 Молебен. Часы. Божественная Литургия.

Как добраться?

Проезд (от Москвы):
— автотранспортом:
Трасса М-10 (Москва – С.-Петербург): поворот налево – от Твери в сторону Ржева, далее по шоссе до г. Старицы. В городе – поворот направо перед мостом через р. Волгу.
Трасса М-9 (Москва-Рига): поворот направо после Зубцова, далее до шоссе Ржев-Тверь до Старицы. В городе – проезд через моста через р. Волгу. После моста – первый поворот налево.
— автобусом:
ежедневно, от автовокзала, ст. метро «Тушинская».

Возврат к списку

Старицкий Свято-Успенский монастырь, Тверская область

Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте

  • Вход
  • Отчеты (20789) Всё интересное и новое
  • Видео (52) Видео из путешествий
  • Места (3228) Куда можно поехать
  • (2557) Пользователи и рейтинги

Армения
(75 постов) Всего постов

20789

0 Россия, Старица, Святые места 10 Декабря 2012 Morning_star 1 0

Так получилось, что Старицу мы проезжали много-много раз, спеша в какой-то другой пункт назначения. Старица — милый старинный городок, в котором и вокруг которого масса интереснейших достопримечательностей. Безусловно, Свято-Успенский монастырь, основанный еще в 12 веке, просто жемчужина Старицы. И вот в эту-то жемчужину мы ни разу не заехали: все время спешили куда-то дальше, или наоборот, обратно домой, всякий раз думая — в следующий раз, будет еще время… тем более, что в Тверскую область мы наезжаем частенько — недалеко, а места богатейшие! И как же я рада, что наконец-то пришло это самое время, и внезапное решение изменить маршрут, вычтя из него пару пунктов, подарило нам почти целый день в Успенском монастыре.











Пару лет назад, в очередной раз проезжая мимо, мы сделали снимок со старого городища — все еще было в лесах.







Прошлым летом, по дороге в Зубцов, снова проскочили мимо, отметив, что вид у монастыря уже совсем другой







Сейчас монастырь выглядит, наверное, даже лучше, чем был когда-то, во времена своей «молодости». Какие-то работы явно еще ведутся, но по всей видимости, это незначительные доделки.



Первое, что встречаем у входа… нет, первый, кто встречает нас у входа — упитанный кот. Смотрит строго — наверное, нагружен ответственностью за вверенную ему территорию 🙂







День был выходной, и все три храма обители были открыты. Порадовало, что в монастыре разрешена бесплатная фотосъемка на всей территории, включая и внутреннее храмовое пространство. Разумеется, мы этим с радостью воспользовались.



Пройдя мимо строгого кота, мы направились в Успенский собор, главный храм обители, построенный в 1530 году, во времена правления князя Андрея Старицкого.







Историки отмечают, что этот собор очень похож на Успенский собор в Москве, и это было одним из проявлений конфликтного соперничества старицкого князя с Москвой, которое и закончилось гибелью князя. Однако московский собор кирпичный, а старицкий — белокаменный. Успенский собор, как и весь монастырь, как и многое в Старице и окрестностях, строился из белого камня, добываемого в старицких каменоломнях. И сейчас в городке можно встретить какой-нибудь отгораживающий посадки ветхий заборчик, сложенный из этого знаменитого белого камня. Камень использовался не только для местных построек, его отправляли водным путем в Тверь, Ярославль, а когда началось строительство Петербурга, отправляли и туда. Равного старицкому камню не было не только по фактуре и качеству, но и в первую очередь — по морозоустойчивости. Увы — месторождения давно истощены. В Старицком районе сохранилось множество входов в бывшие каменоломни, которые стоит исследовать любопытному путешественнику, если, конечно, вы не боитесь летучих мышей 🙂



Величие собора приводит нас в благоговейное настроение, и мы тихонько заходим внутрь.

Это иконостас собора.







Чтобы сделать этот снимок, нам пришлось изрядно задрать головы.







В Успенском соборе покоятся мощи местночтимой святой — преподобной старицы Пелагеи, которая по преданию являлась то ли матерью, то ли сестрой святителя Иова, первого патриарха Московского и всея Руси.







Рака, в которой лежат мощи, как и все убранство в соборе, украшена прекрасной резьбой. Контраст теплого резного дерева иконостаса, окладов икон с холодными белокаменными стенами придает особую атмосферу собору.

Справа от Царских врат стоит посох. Оказалось, это символ власти настоятеля монастыря.







Красивый символ. И провинившихся удобно наказывать 🙂



Выйдя из собора, мы обратили внимание на трехярусную шатровую колокольню. Это тоже памятник старины, о чем нам красноречиво сообщает привинченная к стене табличка, а так же еще и о том, что колокольня находится под охраной министерства культуры СССР 🙂







Внизу колокольни есть крылечко — это вход в усыпальницу святителя Иова. Значение этого человека для истории Старицы трудно переоценить. Родился около 1525 года в Старице, принял постриг в Успенском монастыре, затем стал настоятелем этого же монастыря. Был возвышен Иваном Грозным и переведен в Москву, где дорос до высокой и многотрудной должности первого патриарха. Затем попал в опалу за то, что отказался признать истинного царя в Лжедмитрии, был сослан в родную Старицу для заточения в Успенском монастыре, где и скончался, и был похоронен. Над его усыпальницей построили колокольню. Как это часто бывает, мощи святителя Иова перевезли в Москву, в Успенский собор. Это было в 1652 году, а мы сегодня можем видеть только саму гробницу.







Местные рассказали нам о том, что существует поверие о том, как святитель Иов, сам бывший человеком исключительной для того времени образованности, помогает стремящимся к знаниям учащимся. Алгоритм такой: берете щепотку песка (а песок там образуется постоянно от разрушения известняка) с надгробной плиты, чуть-чуть посыпаете на голову, а чуть-чуть — на страницы учебника по предмету, по которому предстоят экзамены. Пятерка обеспечена! Мы посмеялись, на всякий случай посыпали головы детям и отправились дальше.



На паперти Успенского собора расположена часовня-усыпальница генерала Глебова-Стрешнева, построенная в конце 18 века. Внутри часовни — надгробие в виде белокаменного саркофага. Позади часовни виднеется монастырское кладбище.







На кладбище тоже можно зайти. Видно, что за ним ухаживают, стараясь сберечь в благопристойном виде то, что осталось от прежнего.







На заднем плане виден еще один монастырский храм — Введенский, белокаменный красавец шатровой постройки. Туда мы сейчас и отправимся.







Введенский храм был построен в 1570 году по приказу Ивана Грозного. Царь любил Старицу, ласково называл ее «любим-город» и частенько наведывался в Успенский монастырь. Введенский храм — единственный храм в монастыре, который изначально построен теплым, к тому же двухярусным, с просторными трапезными палатами, а в нижней части размещались поварня, кладовые, погреба. Замаливание грехов — дело богоугодное, но не без удобств же государю оставаться, в самом-то деле?! 🙂 Теперь в нижнем ярусе храма расположен конференц-зал, в котором в праздничные дни проводятся концерты, которые представляет созданный монастырем духовно-просветительский центр «Образ», и прочие публичные мероприятия.



В храме просторно, внутреннее убранство строгое: резное дерево и ковка.





Дерево кажется теплым даже на вид







Место для хора в центре храма. Жаль, нам не пришлось услышать, как поют









Прогуляемся по территории. День, напоминаю, выходной, поэтому гуляем далеко не мы одни.







Здания на этом фото — настоятельский и братский корпуса. Здесь, собственно, и живут монахи. За дальним зданием виднеется монастырская теплица, мы было хотели сунуть и туда свои любопытные носы, но вход на территорию корпусов запрещен посетителям.



Продолжаем прогулку. Чистота и ухоженность приятно удивляет жителей мегаполиса.

Обратите внимание на церковь Иоанна Богослова, украшенную резьбой по белому камню. Была построена в 17 веке на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви. Сейчас она не действует.







Надвратные церкви ставились над воротами (что очевидно из названия), тем самым отдавая в руки Бога охрану места и людей, в нем живущих. И действительно, эта прекрасная церковь была надвратной, но в 19 веке случился особенно высокий разлив волжских вод, и монастырь затопило. После этого эти ворота заложили кирпичом, а центральный вход в монастырь перенесли на более высокую западную сторону, где он и поныне находится.

Посмотрим на Иоанно-Богословскую церковь и бывшие главные ворота с другой стороны







Справа от ворот — здание монастырской трапезной и гостиница для паломников. Не могу на этом месте удержаться, отвлекусь от духовного на радости плоти 🙂 В монастыре пекут восхитительные пирожки и сумасшедше вкусный хлеб, разный — ржаной, пшеничный, нам достался с какими-то семечками-зернышками. Можно купить и взять с собой, но это если повезет- выражение «разлетаются, как горячие пирожки» здесь следует понимать в буквальном смысле 🙂

Еще в трапезной можно пообедать, будет просто, вкусно и сытно, нам потом до дома ничего не хотелось.







Ладно, хватит об этом, все-таки про монастырь взялась писать, возвращаемся к духовным ценностям 🙂 Собственно, вот вид, снятый с крыльца трапезной





Успенский собор вы уже узнаете, а вот слева от него находится желтое здание третьего храма обители — Троицкого. Он был построен значительно позже, в 1819 году, по инициативе и на средства генерал-майора Алексея Тутолмина, который очень желал устроить в Старицкой обители усыпальницу для своих родителей. Как именно ему удалось получить разрешение на то, чтобы пристроить храм совершенно иного стиля вплотную к Успенскому собору 16 века, остается загадкой. Впрочем, эта загадка знакома каждому, кто пытается получить разрешение на перепланировку чего-либо в наше с вами время 🙂

Троицкий храм двухэтажный, на первом этаже — усыпальница, наверху — собственно храм с алтарем, в центре второго этажа — отверстие, через которое можно видеть гранитный обелиск с двумя саркофагами, стоящие в нижней части. Архитектор, видимо, был очарован парижским Домом инвалидов. Раньше рядом с надгробиями стояли бронзовые скульптурные изображения плачущей женщины, весов и правосудия (сейчас они находятся в Тверской областной картинной галерее).







Внизу служат панихиды в дни поминовения усопших — например, 9 мая в память о погибших в Великой Отечественной.







Троицкий храм вплотную примыкает к Успенскому собору, ему принадлежит белокаменная часть стены, которую вы видите на следующем снимке. Полагаю, эта стена в храме имеет отдельную ценность как памятник старины 16 века, иначе отчего бы ей так выделяться-выпадать из общего храмового убранства?







Храм расписан в академической манере, рассматривать его можно часами. Нечасто можно встретить православный храм, расписанный в таком стиле.







В некоторых местах сохранены исторические образцы росписи 19 века, о чем заботливо сообщают таблички.



Под куполом — Лик.







Пора двигаться дальше, время поджимает, двигаемся к выходу.







Желающие ставят свечки. Они тут, кстати, просто так лежат.







Следующий снимок сделан «с черного хода» — вот такой небольшой монастырь, видите — на заднем плане главные ворота. Кстати, на этом фото особенно заметно, что монастырь построен на склоне горы, спускающейся к Волге. Попросту говоря, ровного места на территории не найти.







На переднем плане водосвятная часовня Георгия Победоносца. Чистый новодел, построена уже во времена реставрации, но ее это не портит 🙂 В часовне источник, в котором можно набрать воды и даже искупаться. Поэтому внутрь мы не попали — слишком много было желающих, а когда их поток схлынул, монастырю пора было закрываться.



Удивительно: монастырь занимает совсем небольшую территорию, а провести здесь можно целый день. Время летит незаметно, и думается, что для того, чтобы лучше узнать историю этого удивительного места, нам понадобится еще не один раз приехать сюда.



Выйдя из монастыря, мы побродили по берегу Волги, любуясь закатом.

В лучах склоняющегося майского солнца золотилась волжская вода и разрушающаяся Никольская церковь.







Мы дождались последних отблесков на водной глади







и покатили по ночной дороге на Москву.

Автор отчёта: Друзья, вы можете читать VeniVidi.ru в , , and

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь

28 февраля 2018 1860 0

Собор святого благоверного великого князя Александра Невского на Привокзальной площади Твери является подворьем Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря. Божией помощью, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и митрополита Тверского и Кашинского Виктора, наместнику обители, игумену Димитрию (Севостьянову), было поручено воссоздать разрушенный храм. В результате, за несколько лет был возведен собор — полноправный наследник утраченной святыни. Сам Старицкий монастырь, не раз переживал времена разрушений и запустения, но силой Духа Святого и стараниями людей всегда возрождался — эта благодать осенила и новое подворье обители.

Начало Старицкого Свято-Успенского монастыря — XII — XVI века

Обитель основали иноки знаменитой Киево-Печерской лавры в 1110 году. Монахи Трифон и Никандр поставили келью и часовню в лесной чаще — не на самом волжском берегу, где сейчас красуется монастырь, а на возвышенности (в современной Старице на этом месте вы увидите Богоявленский храм и городскую площадь). Со временем вокруг обители выросло поселение. По преданию, первый храм в честь Успения Божией Матери да похвалы Пресвятые Богородицы был возведен за один год и освящен в 1165 году. Однако работы продолжалось еще долгие годы. В 1272 году настоятель Успенского монастыря Леонид был возведён в сан архимандрита, чем были отмечены его труды по строительству и благоукрашению Богородичной церкви.

Панорама Киево-Печерской Лавры. Гравюра XVII века

Спустя 20 лет, в 1292 году, монгольская орда обрушилась на Старицу. 124 инока, вместе с настоятелем, были убиты и брошены в Волгу. Но чудесным образом «волны речные не смогли унести телеса иноческие» — оставшиеся в живых сумели собрать останки и удостоить их честного погребения на церковной земле. Храм Пресвятой Богородицы и монастырские строения не были тогда разрушены.

Успенский собор монастыря. 1530-е гг.

Разорение Старицы и ее обители принесли междоусобицы Московских и Тверских князей. В 1375 году город был взят Дмитрием Ивановичем Донским. С тех пор и до первой половины XVI века о монастыре нет упоминаний.

Возрождение обители относят к 1520 — 1530 годам и связывают с князем Андреем Ивановичем Старицким. Он начал строительство Успенского собора на самом берегу Волги — там, где мы его видим и сегодня. По смерти благодетеля, его дело продолжил сын, Владимир Иванович. Во второй половине XVI века были построены церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, трапезная, корпус с кельями, собрана братия и назначен настоятель, архимандрит Герман, впоследствии архиепископ Казанский, прославленный в лике святых.

Введенская церковь. Вторая половина XVI века

Святитель Иов — покровитель Старицы и земли Русской

В то же время в Старицкий Свято-Успенский монастырь поступил на воспитание мальчик Иоанн — сын благочестивых старичан. Он очень преуспевал в трудах и обучении. Около 1553 года послушник принял постриг с именем Иов и через некоторое время был рукоположен во священники.

Святитель Иов

В 1566 году Иов становится священноархимандритом Старицкого монастыря. Его труды по благоустроению обители и пастырское служение заметил и оценил Иван Грозный. В 1571 году царь переводит настоятеля в Москву. Сначала его попечению поручают Симонов, а в 1575 году — Новоспасский монастырь. В 1581 году Иова рукополагают в сан епископа Коломенского, в 1586 году он становится архиепископом Ростовским, а 11 декабря 1586 года — митрополитом Московским и всея Руси. 26 января 1589 года Патриарх Константинопольский Иеремия возвел Иова в сан Патриарха Московского и всея Руси — первого в истории Русской Православной Церкви.

Святителю выпало жить в тяжелейший, критический для нашей земли, период — Смутное время. Он мужественно и твердо нес бремя управления Церковью, активно влиял на государственные дела. Свт. Иов не принял самозванца Лжедмитрия, мнившего занять Московский престол. 10 июня 1605 года мятежники ворвались в Кремль, избили Патриарха, сорвали с него облачения.

Непокорного святителя отправили в Старицкую обитель, а ее настоятелю, архимандриту Дионисию, наказали держать его «в железе и всяческом озлоблении». Но оставшиеся два года старец прожил в покое, согласно достоинству Предстоятеля Русской Церкви. 19 июня 1607 года святитель преставился ко Господу и был погребен подле колокольни Успенского собора. Сегодня мы можем почтить место упокоения первого Патриарха Московского и всея Руси в усыпальнице, где сохранена белокаменная плита с его могилы.

Усыпальница свт. Иова

В 1652 году честные мощи святителя перенесли в Московский Успенский собор. В 1906 году, в канун празднования 300-летия преставления свт. Иова, Старицкая городская дума подала прошение о возвращении мощей первого Патриарха в родной монастырь. В ходатайстве было отказано по причине важности всероссийского почитания и памяти Патриарха, «запечатлевшего страданиями свою верность Престолу и Отечеству». В 1989 году, во время празднования 400-летия установления Патриаршества в России, святитель Иов был прославлен в лике святых.

История Старицкой обители в XVII — начале XX века

Польские захватчики, разорявшие русскую землю во времена Смуты, не пощадили и Свято-Успенский монастырь в Старице. В 1608 году обитель подверглась ограблению, лишившись казны и всех владетельных грамот, пожалованных ей в разные времена. В 1681 году пожар уничтожил келии, зернохранилища, колокольню и надвратный храм Василия Анкирского (спустя 13 лет на его месте возвели надвратную церковь Иоанна Богослова, которую вы увидите и сегодня).

Новое возрождение Старицкого монастыря началось с середины XVIII века. Здесь открылось духовное правление. В 1809 году в обители начало работу уездное духовное училище. В 1810 году, после сильного половодья, главные ворота монастыря перенесли с западной стены на южную, где они расположены и доныне. В 1819 году построен новый двухэтажный каменный Тро​ицкий храм — усыпальница генерал-аншефа Тимофея Тутолмина, московского генерал-губернатора. 20 августа 1824 года в городе Старице и в оби​тели побывал император Александр I.

виды монастыря в начале XX века

В 1910 году на торжества по поводу 800-летия мрнастыря собралось около 50 тысяч богомольцев.

Времена советской власти

Уже 25 августа 1918 года был арестован настоятель — архимандрит Павел. Старицкий исполком решил ликвидировать монастырь, чтобы устроить в нём гостиницу, сто​ловую и постоялый двор. 19 мая 1923 года из обители изгнали братию, но их место заняли новые насельники. Окончательно прекратить монастырскую жизнь удалось лишь к 1928 году.

Сами стены, здания, где более восьми веков горел молитвенный огонь, были враждебны советской власти. Невозможно было использовать их рационально, пусть даже под гостиницу или столовую — стояла цель разрушить все до основания и полностью стереть народную память. С колоколен сбросили и разбили все колокола, разметали монастырскую стену XVI века (кладка не поддавалась, и в некоторых местах ее про​сто взрывали).

фото Старицы времен фашистской окупации

Ужасное злодеяние совершили на святой земле фашисты, заморозив в здании Введенской церкви 78 пленных красноармейцев. Это преступление вошло в список обвинений на Нюрнбергском процессе.

Но Святой Дух всегда превозмогает зло. Прошли без малого 80 лет поругания и запустения. И 18 апреля 1997 года Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II поста​новил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Запустение Старицкого монастыря в советское время

Современное Возрождение

В сентябре 2001 года был создан Благотворитель​ный фонд возрождения Успенского монастыря в городе Старице Тверской области, под руководством Виктора Борисовича Христенко. Именно он чутко осознал необходимость вернуть обители благолепие и достоинство, сообразно роли монастыря в русской истории.

Летом 2002 года в Вознесенском храме были обретены мощи местночтимой схимонахини Пела​гии – матери первого Российского Патриарха. 28 августа 2004 года впервые прозвучал новый голос монастырской звонницы. Восстанавливались и реставрировались храмы, хозяйственные постройки, стены, шло благоустройство территории. С 2008 года реализуется программа «Дети Старицы», благодаря которой в обители организован центр «Образ», где местные ребята занимаются творчеством и изучают историю родного края.

В 2010 году Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь отметил 900-летие со дня основания. Юбилейные торжества возглавил Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ — Предстоятель освятил возрожденный из руин Успенский собор.

К 2012 году обитель обрела свой современный облик, вполне соответствующий историческим реалиям.

Краткая историческая справка составлена по материалам, предоставленным Александром Владимировичем Шитковым — старицким историографом и краеведом

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее»

игумен Димитрий (Севостьянов), наместник Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря

Это слова Спасителя, которые переданы нам в святом Евангелии от Матфея (16:18). Господь, руками верных людей, украсил всю русскую землю великолепными храмами и обителями. В них стекались тысячи молящихся и каждая ищущая душа могла обрести место для сокровенного, скрытого от мiра, разговора с Творцом. Одной из драгоценностей в этом наряде России стал Старицкий Свято-Успенский монастырь.

Мы понимаем, что Господь говорит о Вселенской Церкви, но Она созидается из всех православных людей и всех православных церквей, которые наполняются молящимися. Ведь каждый храм, когда в нем совершается Божественная литургия, являет нам Царствие Небесное.

За 900 лет истории Старицкая обитель почти погибала, как минимум, трижды (в XIV, XVII и XX веках). Но всякий раз восставала и снова привлекала верующих под свой кров. Такую благодать дарует монастырю Господь — и мы должны всеми силами приумножать, распространять ее, делиться этим чудом с ближними.

Собор св. Александра Невского на Привокзальной площади Твери, возведенный чаяниями и стараниями простых тверитян, был поруган и стерт с лица земли — эта трагедия длилась 80 лет. Но и Церковь Святая не погибла, и Ее храмы начали возрождаться один за другим. Свято-Успенский мужской монастырь в Старице расцветал и дал нам силы на восстановление поруганной тверской святыни. Сегодня собор святого благоверного великого князя Александра Невского предстает в сияющем благолепии, которым его наделили первые создатели. Он украшает древний город и ясно свидетельствует о нерушимой твердыне Слова Спасителя: «… и врата ада не одолеют Ее» !

Старицкий Успенский монастырь

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 апреля 2018; проверки требуют 2 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский монастырь.

Монастырь
Старицкий Успенский монастырь
Успенский монастырь
56°30′51″ с. ш. 34°55′47″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Город Старица
Конфессия Православие
Епархия Тверская
Тип мужской
Основатель иноки Трифон и Никандр Киево-Печерской лавры
Основные даты
XVI век — основание монастыря
1919 год — закрытие монастыря
1997 год — возрождение монастыря
Наместник игумен Димитрий (Севостьянов)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 691520205040006 (ЕГРОКН). Объект № 6901503000 (БД Викигида)
Состояние действует
Сайт fondumstar.ru
Старицкий Успенский монастырь на Викискладе

Ста́рицкий Свя́то-Успе́нский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской епархии. Расположен в городе Старице на реке Волге выше устья реки Верхней Старицы.

История монастыря

Мавзолей-усыпальница Ивана Глебова Памятная монета Банка России номиналом 25 рублей (2012)

Согласно преданию, монастырь основан в 1110 году двумя монахами Киево-Печерской лавры: «… в 1110 году пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Постепенно сюда пришли и другие иноки — образовалось пустынническое братство.:21-26 Построена деревянная церковь:26-27, близ которой возникли поселения, деревни и в 1297 году основан город Старица.

Последние сведения о существовавшей здесь обители относятся к 1312 году, когда монастырь был разрушен во время междоусобной войны между тверскими и московскими князьями:33. Монастырь некогда славился разветвлённой системой подземных коммуникаций.

Монастырь был заново основан в первой половине XVI века при князе Андрее Ивановиче Старицком, хотя местное предание утверждает, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII—XIII веках:33—34.

С 1559 года монастырём правил архимандрит Иов, уроженец Старицы. В 1571 году он послан настоятелем московского Симонова монастыря:35—36, впоследствии стал первым Патриархом Московским и всея Руси.

В 1606 году во время правления Лжедмитрия в Старицкий монастырь был отправлен патриарх Иов, где он скончался через два года. На месте его погребения в углу Успенского собора построили четырёхъярусную колокольню с часовней. В 1652 году по велению царя Алексея Михайловича мощи Иова торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского кремля:43—45.

Расцвет монастыря относится к XVII веку. Однако в 1764 году земли у монастыря отобрали, и монахов осталось всего 12 человек.

Монастырь закрыт в 1919 году, а в 1930-х годах разобрана стена с угловыми башнями, окружавшая монастырь.

В 1944 году в монастыре начался ремонт, но основные постройки остались законсервированными.

В 1997 году Святейший синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нём монашеской жизни».

К 2013 году восстановлен в первозданном виде.

Патриаршим подворьем Свято-Успенского Старицкого монастыря является храм Святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси (Москва, Можайское шоссе, 54).

Церкви и строения монастыря

Свято-Успенский монастырь в 1910 году. Фото Сергея Прокудина-Горского Памятник Святителю Иову установлен на территории монастыря в 2012 году. Скульптор Юрий Хмелевской

Храм Успения Пресвятой Богородицы (1530) из белого тёсаного камня с пятью большими главами, украшенный кокошниками, построен князем Андреем Старицким:10. В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова.

Каменный двухэтажный настоятельский корпус (1530-е годы) с братской трапезной, кухней и кельями:21.

Надвратная церковь во имя святого Иоанна Богослова (1694) с арочной галереей, построенная на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви:11—12.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570), двухэтажная, шатровая, с остроконечным верхом, построенная Иваном Грозным:11.

Троицкая церковь (1819), каменная, двухэтажная, построенная на средства генерал-майора Алексея Тутолмина. В нижнем этаже — усыпальница Тутолминых:12.

Часовня с купелью во имя Георгия Победоносца.

Мавзолей-усыпальница Ивана Глебова, расположенный у паперти Успенского собора.

Настоятели

  • Инок Трифон (1110—1127)
  • Инок Никандр (1110—1153)
  • Инок Мисаил (1110-?)
  • Инок Порфирий (?-1164)
  • Инок Феодорит (1164—1193)
  • Инок Александр (1193—1203)
  • игумен Иринарх (1203 −1203)
  • игумен Александр (1203-?)
  • игумен Герасим (?-?)
  • игумен Симеон (?-1220)
  • игумен Варсонофий (1200-?)
  • игумен Иона (?-?)
  • игумен Никандр (?-?)
  • игумен Кирилл (? — ?)
  • игумен Исайя (?-1240)
  • игумен Варлаам (1240-?)
  • архимандрит Леонид (?-?)
  • архимандрит Филарет (? −1272)
  • архимандрит Меофодий (?-?)
  • игумен Лаврентий (?-?)
  • игумен Антоний (?-?)
  • игумен Иона (? — ?)
  • игумен Феодосии (?-?)
  • игумен Савва (?-1283)
  • игумен Симеон (1283 −1289)
  • игумен Варнава (1289—1287)
  • игумен Киприан (?-?)
  • игумен Герман (?-?)
  • игумен Иосиф (?-?)
  • игумен Арсений (?-?)
  • игумен Боголеп (?-?)
  • игумен Серапион (?-1292)
  • игумен Дорофей (1292—1304)
  • игумен Иаков (1304—1312)
  • архимандрит Герман (1551—1553)
  • архимандрит Игнатий (1553—1559)
  • архимандрит Иов (1559—1571)
  • архимандрит Пимен (1601—1607)
  • архимандрит Дионисий (середина 1605 года или август 1607 года — 1610)
  • архимандрит Мефодий (1617—1623)
  • архимандрит Иосиф (1623—1653)
  • архимандрит Леонид (1653—1655)
  • архимандрит Тихон (1655—1658)
  • архимандрит Исайя I (1658—1662)
  • архимандрит Варлаам (1662—1669)
  • архимандрит Сергий (1669—1672)
  • архимандрит Варлаам II (1672—1683)
  • архимандрит Исаия II (1683—1697)
  • архимандрит Корнилий (1697—1716)
  • архимандрит Иоаким (1716—1719)
  • архимандрит Мельхиседек (1719—1722)
  • архимандрит Иона (1722—1732)
  • архимандрит Тарасий (1732—1769)
  • архимандрит Варфоломей (1763—1768)
  • игумен Филимон (1769—1770)
  • игумен Христофор (1770—1776)
  • игумен Макарий (1776—1783)
  • игумен Арсений (Москвин) (1783)
  • игумен Александр (1783—1785)
  • игумен Амфилохий (1785−1785)
  • игумен Елпидифор (1785—1792)
  • игумен Павел (1792—1795)
  • игумен Варлаам (1795—1796)
  • архимандрит Иоасаф (Сретенский) (14 мая 1796—1798)
  • архимандрит Анастасий (Щепетильников) (1798—1806)
  • игумен Антоний (1806—1807)
  • архимандрит Иоанникий (1807—1808)
  • архимандрит Сергий (1808—1808)
  • архимандрит Серафим (1808—1811)
  • архимандрит Иоасаф (1811—1816)
  • архимандрит Владимир (1816—1818)
  • архимандрит Ириней (1818—1821)
  • архимандрит Иннокентий (Александров) (15 августа 1821 — 2 августа 1823)
  • архимандрит Серафим (1823—1824)
  • архимандрит Антоний (1824—1825)
  • архимандрит Макарий (1825—1832)
  • архимандрит Александр (1832—1856)
  • архимандрит Феодор (1856—1858)
  • архимандрит Адриан (1858—1865)
  • игумен Меофодий (1865—1866)
  • архимандрит Гавриил (1866—1867)
  • игумен Поликарп (1868—1871)
  • игумен Марк (1871—1871)
  • архимандрит Гавриил (1871—1884)
  • игумен Виталий (1884—1884)
  • архимандрит Агафангел (1884—1888)
  • игумен Арсений I (1888—1894)
  • игумен Алексий (1894—1894)
  • игумен Арсений II (1894—1896)
  • архимандрит Николай (1896—1905)
  • игумен Тихон (1905—1908)
  • архимандрит Павел (1908—1918)
  • игумен Тихон (1918—?)
  • игумен Алексий (?—1923)
  • игумен Кирилл (?—1928)

наместники

  • игумен Гермоген (Чирков) (1997 — 12 октября 2007)
  • игумен Димитрий (Севостьянов) (с 12 октября 2007)

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Арсений (игумен). Историческое описание Старицкого Успенского монастыря. — Тверь: Типография Губернского Правления, 1895. — 88 с.
  2. ↑ Тайны и клады Старицких катакомб | Россия 4D. russia4d.ru. Проверено 7 июня 2018.
  3. ↑ Дядя Ивана Грозного
  4. ↑ А.М. Салимов, М.А. Салимова. Старицкий Успенский монастырь. — Тверь: Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, 2008. — 356 с.
  5. ↑ 19.04.2013 Восстановлен Старицкий Свято-Успенский монастырь — Древо. Проверено 22 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  6. ↑ Патриаршее подворье Свято-Успенского Старицкого монастыря при храме свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси. 2017.
  7. ↑ Список основан на: Щитков А. Где пустуют храмы, пустуют и души: судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря. — Прест, 2003.
  8. ↑ Флоря Б. Н. Дионисий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 257—265. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.

Литература

  • Арсений (игумен). Историческое описание Старицкого Успенского монастыря. — Тверь: Типография Губернского Правления, 1895. — 88 с.
  • А.М. Салимов, М.А. Салимова. Старицкий Успенский монастырь. — Тверь: Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, 2008. — 356 с.
  • Д.А. Цветков. Старица и окрестности. — М.: Московский рабочий, 1977. — 168 с.

Ссылки

  • Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря
  • Старица — земля православная
  • Храмы России
  • Монастырь на сайте sobory.ru
  • Монастырь на сайте «Православные Храмы Тверской Земли»
Епископ Виктор (Олейник) (с 1988)
Благочиния
Кафедральный собор;
монастыри
Разное
* — недействующие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *