Свято успенский зилантов монастырь

Возрожденный из руин. Свято-Успенский Зилантов монастырь в Казани.

?

Log in

No account? Create an account ksenonia (ksenonia) wrote in monastyri_mira,
2015-01-19 17:54:00 ksenonia
ksenonia
monastyri_mira
2015-01-19 17:54:00 Здесь не увидеть толп туристов с фотокамерами наперевес, не встретить случайно старого знакомого, проходя мимо. Это место вроде бы так близко к Казанскому Кремлю – всего лишь через реку, кажется, стоит лишь протянуть руку от холма до холма – и в то же время так далеко. Когда я сажусь в такси и называю «Зилантов монастырь», водитель всегда уточняет, где он находится и как туда проехать. Мало кто знает, что это один из древнейших православных монастырей во всем Поволжье. Его история удивительна и трагична.

Удивительна – потому что сегодня одна из самых старых православных обителей почти полностью отстроена заново, к концу 90-х на Зилантовой горе оставались лишь руины. Трагична – потому что эти руины и земля залиты кровью ни в чем не повинных людей. Попробую рассказать историю вкратце.
Свято-Успенский мужской монастырь основал сам Иван Грозный в день взятия Казани – 15 октября 1552 года – чтобы увековечить память погибших воинов. Изначально деревянный монастырь отстроили в низине, на месте братской могилы павших воинов, где сейчас стоит Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Об этом храме и его подземелье я уже писала.

Место оказалось не самым удачным – в половодье постройки заливало – и уже в 1560 году монастырь перенесли на Зилантову гору, что неподалеку. Жилан тау по-татарски – змеиная гора, назвали ее так по имени легендарного дракона, якобы жившего на горе (Зилант и сегодня изображен на гербе Казани). На горе жизнь монастыря наладилась. Изначально деревянный, в скором времени он приобретает первые каменные постройки (Успенский собор 1625г., Всехсвятская церковь 1681г.).
XVII-XVIII века – время расцвета монастыря. Казанка тогда протекала именно здесь, под горой (русло реки изменилось в 1950-х годах после создания Куйбышевского водохранилища), и все суда, шедшие в Казань из Волги, проходили мимо обители. Монастырь имел свои земли и угодья, лабазы и пристани на реке и даже вел активную торговлю. Вот так он выглядел в XIX веке (литография 1832 года, взято из Википедии):

XX век принес небывалые войны и раздоры, а Зилантова гора стала местом одной из кровавых драм тех лет.
В 1917 году новая власть отняла у монастыря земли, многие послушники были призваны в армию. В августе 1918 года Казань заняли белочехи, которым приглянулось место расположения обители: на Зилантовой горе против воли монашествующих были установлены орудия для стрельбы по красным войскам. Красноармейцы ворвались в город в сентябре. Разъяренные, без суда и следствия они расстреляли десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом Сергием (Зайцевым) по обвинению в расстреле красногвардейцев. Сегодня на месте расстрела стоит храм Святого Равноапостольного князя Владимира (справа).

Кладбище монастыря, на котором были похоронены многие именитые граждане, было стерто с лица земли в 30-е годы. Сегодня здесь лишь несколько свежих могил и сохранившиеся остатки надгробных плит прошлых веков.
В память о кладбище установлен мемориальный крест.
В советские годы на территории монастыря располагались детская колония, склады и даже коммунальные квартиры. Все постройки были разрушены почти до основания, уцелели лишь Настоятельский корпус и три стены Всехсвятской церкви. В 1998 году монастырь передали Казанской епархии, возрожден он был уже как женский Свято-Успенский Зилантов монастырь. Почти все постройки древнего монастыря были отстроены заново. Восстановили Собор Всех Святых.
Построили настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии.
Возвели малую колокольню.
Заново построили Троицкий собор, который является точной копией одноименного собора Троице-Сергиевой Лавры (справа).
Монастырь буквально восстановили из руин, сегодня здесь работает Дом паломника, церковная лавка, трапезная, библиотека, воскресная школа, живут монахини.
А еще здесь работает православный Центр защиты материнства и детства, он располагается в подвале Троицкого собора. Сегодня он активно помогает не только нуждающимся семьям Казани и республики, но и беженцам из Украины. Вот эти мешки уже рассортированы, теплая одежда поедет в районы.
Мы познакомились с Валентиной, которая в августе 2014 года приехала в Казань из Луганской области с мужем и маленьким ребенком. Их автобус на границе расстреляли, водитель не смог довезти пассажиров до места назначения. Валентине с семьей пришлось самим искать варианты, где жить и как туда добираться. Сейчас девушка работает в Центре защиты материнства при обители и занимается помощью людям, попавшим в похожие жизненные ситуации.
Центру всегда нужны памперсы, детское питание, средства гигиены и еда. Для многих одиноких мам – это единственная возможность.
Пока в подвале кипит работа, на улице по-прежнему тихо. Пройдет молчаливая монахиня, пробежит монастырская кошка и все, снова ни звука. Разговаривать громко не получается, и кажется, что время здесь замерло.
Только снег тихонько скрипит под ногами. И сразу думается, по какой древней идешь земле. Несмотря на то, что почти все вокруг – новостройки, которым нет и двадцати лет – состояние благоговейности не покидает. Эта земля помнит все.
В 2014 году в Казани утвердили проект реконструкции Адмиралтейской слободы – это как раз территории вокруг монастыря. Старое русло Казанки хотят восстановить в виде системы прудов, вокруг разбить парки, построить набережные и новые мосты. Прекрасно, если все это воплотят в жизнь. Вот только монастырь с приходом туристов уже перестанет быть тихой, словно забытой обителью. Успейте побывать здесь, чтобы вспомнить историю и послушать тишину.
Как добраться:
Цифрой 1 обозначен Зилантов монастырь,
2 – Храм в честь воинов, павших при взятии Казани (место, где изначально был расположен монастырь),
3 – трамвайная и автобусная остановка «Речной техникум».
Доехать до остановки «Речной техникум» от ж/д вокзала можно на автобусах №№ 10а, 53, 63, 72, трамвае №5 или дойти пешком через Кировскую дамбу. Tags: Казань, православие

Зилантов монастырь и памятник защитникам Казани

Казань. Зилантов монастырь. Из цикла “Казанский поход”. Предыдущая серия называется “Казань. Татарская слобода”.

1.Казань. Успенский Зилантов монастырь
2.Зилантов монастырь. Собор Всех Святых (Успения Пресвятой Богородицы)
3.Собор Троицы Живоначальной. Казань. Зилантов монастырь
4.Церковь Владимира Равноапостольного
5.Зилантов монастырь. Впечатления от посещения
6.Казань. Вокруг памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году

Казань. Успенский Зилантов монастырь

После прогулки по Татарской слободе мы доехали до Зилантова монастыря. Для автопутешественников в монастыре устроена просторная бесплатная парковка.

В моей книжечке написано, что снимать в монастыре нельзя. Наверное, я сделала эту запись, когда прочитала правила посещения обители.

Тогда откуда у нас снимки и отнюдь не исподпольные? Представляю прекрасную панораму Успенского Зилантова монастыря, где видны почти все храмы. На первом плане – собор Живоначальной Троицы, слева – Всехсвятский собор, справа – Церковь Адриана и Наталии при сестринском корпусе. Слева в обрез кадра попала и Владимирская церковь. Справа видна стена дома паломника.

Зилантов монастырь. Собор Всех Святых (Успения Пресвятой Богородицы)

Едва ли не все строения монастыря современные, построены уже в этом веке. Уцелел главный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (Всех Святых) – третьей четверти XVII века.

Правда, говорить об архитектуре XVII столетия не совсем правомерно. В 1895 г церковь полностью разобрали и к 1898 г возвели заново. Автор проекта, Фёдор Николаевич Малиновский, почти ничего не оставил от прежнего храма. Имя зодчего нам уже знакомо. Помните церковь Великомученицы Варвары на улице Карла Маркса в Казани и собор Живоначальной Троицы Раифского монастыря? Это всё детища Ф.Н.Малиновского.

Зилантов монастырь. Собор Всех Святых (Успения Пресвятой Богородицы)

Зилантов монастырь. Собор Троицы Живоначальной

Мы постояли у собора Троицы Живоначальной – увеличенной копии Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Вот собор Зилантова монастыря.

Собор Троицы Живоначальной Зилантова монастыря. Казань.

На нижнем снимке – его прообраз – собор Живоначальной Троицы Троице-Сергиевой Лавры 1422 года.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Собор Живоначальной Троицы

В Зилантовом монастыре повторили трехчастный растительно-крестчатый пояс, точно такой же, как в Лавре.
Мы зашли внутрь церкви и убедились, что стенопись – тоже копии подлинника в Сергиевой Лавре. Есть даже чудо явления Пресвятой Богородицы святому Сергию.

Зилантов монастырь. Церковь Владимира Равноапостольного

Владимирская церковка больше походит на часовню, она совсем невелика и весьма молода – построена в 2004-м году.
Нам очень понравилось убранство двери.
Голубое полотно входа словно оплетено виноградной лозой.

Зилантов монастырь. Впечатления от посещения

В Всехсвятском соборе узнали о праве фотографирования (вот откуда взялись наши снимки). Монахини (или послушницы) нам растолковали, что на улице можно фотографировать сколько угодно, снимать нельзя только в храмах. Больше нам ничего и не надо было, мы досыта наснимали панорам монастыря.
Территория обители обихоженная, но не вылизанная до казарменного лоска. Много зелени. Весь ансамбль дивный и гармоничный. Даже в голову не приходит, что гуляешь между новыми постройками. Да, новизна заметна, но в глаза не бросается. Территория обители хоть и невелика, но вокруг каждой церкви есть пространство, их можно обойти, можно рассмотреть издали, можно оценить в отдельности и в общем архитектурном окружении.
Места хватает и для моих любимых грядок и парников, клумб, цветников и милого декоративного водоёма.
Я остановилась у интересного хвойного дерева. Кажется, это пиния?
Не обошлось и без отца-эконома. Мы не видели ни одной обители, где бы за порядком не приглядывал зоркий и строгий глаз.
С требами в Зилантовом монастыре дело обстоит весьма печально – полугодовая не дороже, чем в нашей Николо-Угреше, 500 рублей, а сорокоуст дороже, чем в Москве – 350 рублей.

Монастырь нам очень понравился. Да и какой из наших монастырей вызывает другие чувства? Таких я пока не видела. Даже от многолюдия Псково-Печерского и Киевской Лавры не убывает особого благоговейного духа и дивной атмосферы. А что уж говорить о небольших потаённых обителях и скромных пустынях? В этом знаменитом, но столь спокойном месте чувствуешь накатившую вдруг радость и душевное тепло. Мы хоть и не паломники, а туристы-любопытствующие, но тоже «понятие имеем».

Казань. Вокруг памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году

Когда пересекали мост через реку Казанку, Начальнику вдруг захотелось остановиться у монумента храма-памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, его ещё называют храм-памятник в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Почему мы не подумали об этом на пути в монастырь? Потому что цель была другая. А когда главное дело сделано, то почему бы не доставить себе удовольствие?
Совет путешественникам: лучше остановиться на мосту на пути к Зилантову монастырю, удобнее парковаться.
Впрочем, разворот близко. Парковка на мосту небольшая, могут поместиться только пяток машин. Нам досталось место, остальные желающие видимо – рыбаки.
Дорога к памятнику не обустроена. Приходится идти по грунту и по песку.
Я, было, хотела подойти ближе к берегу, да не рассчитала, ступила в мокрый песок, ступня завязла в нём, след быстро наполнился водой. Но я всё же выскочила сухой из воды.
Мы восхитились городскими видами.
Они менялись каждую минуту. Солнце выглядывало лишь на доли секунды, только дразнило. Мы едва успели “щёлкнуть” храм-монумент, засиявший в коротких обманчивых лучах солнца.
Это была единственная удача, сколько мы ни ждали, кроме этого кадра ничего больше не получилось.

Мы совсем недолго побыли на берегу и едва ли не бегом побежали к машине. У воды дул пронизывающий ветер, забирался и в рукава, и под воротник. Низина, влажный воздух, студёная вода и волны усугубляли неприятные ощущения. Солнце выбивалось из рваных облаков, но тепла не прибавляло, зло щерилось и кидало яростные блики на рябь реки. В какой-то момент почудилось, что я стою на на высоком мысу полуострова Крозон, а подо мной бросаются на скалы разнузданные волны Атлантики.
Стоило подняться наверх, как природные силы сменили гнев на милость. Теплее не стало, стало мягче и спокойнее.

Продолжение в очерке Казань. “Татарская слобода и композиция «Шурале»”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *