Святой дух

Содержание

Святой Дух

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 44, 2005 Митрополит Антоний Сурожский , Альманах «Альфа и Омега» | 15 сентября 2012 г.

Святой Дух в Церкви

Я хотел бы поговорить о Святом Духе в Церкви, — о Нем Самом и о том, что Он совершает и в Церкви, и над нами, как Он воздействует на нас, как действует в нас и через нас.

В Священном Писании есть два рассказа о даровании Святого Духа. Сразу вспоминается то, что описано во второй главе книги Деяний, — Пятидесятница. Другой рассказ — в 20-й главе Евангелия от Иоанна — приводил в недоумение многих толкователей. Его пытались объединить с первым, слить их воедино, равно связать оба рассказа с Вознесением. Я подойду к этим двум рассказам проще, более непосредственно, как мы находим их в Писании, и попытаюсь показать,что в них есть общее и чем различаются эти два события.

В 20-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о первом явлении Христа после Его Воскресения. Первые Его слова — слова успокаивающие: мир вам. Того мира, который даровал Христос, не мог дать мир сей. Мир, который дал Христос, наполнил весь дом, остался с Апостолами навсегда. Это тот мир, который сошел на них, когда они обнаружили, что ужас Великой пятницы ушел навсегда, что человеческая ненависть не убила Божественную Любовь, что человеческое общество не смогло исключить Живого Бога из своей среды во тьму внешнюю. Этот мир сошел на них, потому что они знали, что жизнь не была убита, жизнь не угасла, что Бог поистине среди них и что имя Мессии, Эммануил, о котором мы узнаём в начале Евангелия от Матфея (1:23), истинно не только в начале, но как конечная победа: Эммануил, Бог среди нас, с нами Бог.

И затем Господь дохнул на Своих учеников и сказал: Примите Духа Святого. К этому дарованию Святого Духа следует подойти, мне кажется, очень внимательно и вдумчиво. Во-первых, этот дар был сообщен всем Апостолам в их совокупности, всем присутствующим, но никто из них не обладал им по отдельности. С другой стороны, тем, кто присоединился к апостольскому кругу позднее, не было нужды получать как бы дополнительно этот дар. Вы помните, что апостола Фомы не было в тот вечер вместе с прочими Апостолами. Когда неделю спустя Христос снова явился Своим ученикам и Фома был с ними, и Христос укорил его за неверие и предложил осязать раны на руках и в боку, чтобы не остаться неверующим, уверовать, то после исповедания апостола Фомы: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28) — Христос не стал даровать ему Духа, Которого прежде уже приняли другие Апостолы. Поскольку Фома принадлежал к апостольскому кругу, был одним из них, не откололся от них — он вместе со всеми обладал тем, что было вверено их сообществу, всем в совокупности не как группе людей, а как единому целому.

Может быть, здесь можно провести параллель с сошествием Святого Духа на Самого Господа Иисуса Христа на берегу Иордана (Мк 1:9–11). Эти одиннадцать Апостолов, которые составляли Его тело, приняли Духа Святого, Он был вверен им. Он пребыл в их среде, в их общности, и Он объединял их в общину. Не община обладала Святым Духом, — Он охватывал общину, руководил ею, покорял ее. И вместе с тем чего-то еще недоставало той полноте, которую Церковь познала позднее. Они приняли Святого Духа, хранили Его, но никто из них не достиг той полноты, какая должна принадлежать членам Церкви, составляет их призвание. Несмотря на этот дар, этот залог вечности, это эсхатологическое вторжение Духа в среду Апостолов, отношения между Святым Духом и тварным миром еще не достигли полноты, как говорит в одном месте Иоанн Богослов: потому что Христос еще не восшел к Отцу (см. Ин 7:39).

Шло время. Они вместе обладали этим даром Святого Духа, но неспособны еще были приносить плоды Духа, потому что Он был вверен их общности, их единству, но еще не исполнил их, не охватил каждого из них так, чтобы каждый из них мог самолично — пусть и в единстве с другими — действовать во имя Божие. Это произошло через пятьдесят дней, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и каждый из них получил дар, принял огненный язык, означавший схождение Святого Духа (Деян 2:3). Никто из них не мог бы обладать Духом, если бы все вместе, в зачаточном единстве как Тело Христово, они не были уже объяты Духом: это было свойственно всем, принадлежало всем и потому могло принадлежать каждому из них. Да, всем, но по-разному. Можно потерять дар Духа. Можно стать чуждым этому Присутствию, даруемому нам в нашей личной жизни, и тем не менее Дух Святой не оставляет Церковь. Скажем, если в древности отступников, тех, кто публично отрекся от Христа и вернулся к язычеству, затем принимали в лоно Церкви, их принимали не только через покаяние, но они должны были снова получить печать Святого Духа. Они стали чужды Ему, потому что сами отреклись от Него.

С другой стороны, не только с богословской точки зрения, но из опыта жизни в Церкви, который у каждого из нас есть, из жизни Церкви в истории или в наши дни, мы видим, что Дух Божий не оставляет Церковь, когда ее члены колеблются, отклоняются от истины, ищут истину, но на пути этого искания впадают в ошибки. Дух Божий всегда присутствует, всегда деятелен, Он призывает, учит, наставляет, действует в нас, обновляет всех нас, остаемся ли мы верными или колеблемся и оказываемся изменниками. Святой Дух, дарованный в событии, которое один православный богослов назвал Иоанновской Пятидесятницей1, действием, описанным в Евангелии от Иоанна, сохраняется всей целокупностью Церкви. Никто не обладает Им, и вместе с тем для каждого, кто входит в апостольский круг, который все расширялся на протяжении веков, — и когда я говорю “апостольский круг”, я не имею в виду духовенство, я имею в виду всех тех, кто связан с апостольской верой, апостольской жизнью, вернее, жизнью Самого Христа, пребывающей, действующей в Его теле, — этот дар Святого Духа составляет условие нашей личной святости.

Кто есть Святой Дух?

Если мы поставим себе вопрос, Кто есть Дух Святой, думаю, можно начать с замечания, которое много лет назад высказал Владимир Николаевич Лосский. Он говорит, что Отец открывается в Сыне, через Сына. Сына открывает Святой Дух. Но Сам Дух остается неуловимым. Он еще не явлен так, как Отец явлен в Лице Сына. Откровение Духа, победы Божией, сияние Божественной Жизни явлено самим человечеством. Священномученик Ириней Лионский в одном из своих писаний говорит, что слава Божия — это до конца осуществленный человек. Каждый из нас в отдельности и все вместе, каждый из нас и та общность, которую мы составляем — вот где должно быть видно сияние Духа. Другого не дано. И это ставит нас в совершенно особые отношения с Третьим Лицом Святой Троицы, Господом Духом Святым. Мне кажется, невозможно определить соответствующим образом, Кто такой Святой Дух; мне кажется, самое лучшее, что можно сделать, это подойти к вопросу описательно, в образах, или попытаться уловить через плоды Духа, через Его действование все, что можно уловить о Нем.

Во-первых, один образ. Это до некоторой степени переработка древней аналогии, древней притчи. Если попытаться представить себе или передать кому-то взаимоотношения Лиц Святой Троицы, Их особенности, можно обратиться к древнему образу из Священного Писания, образу горящей купины, которую увидел Моисей в пустыне (Исх 3:2): куст, который горел, не сгорая. Таинственное, непредставимое свойство этого несгорающего пламенения мы можем наблюдать косвенным образом. Когда Моисей оказался перед лицом этого горящего куста, он не уловил горения, — он уловил пламя и тепло. Само горение не укладывается в рамки того, что доступно нашему познанию, нашему восприятию, — горение можно видеть, тепло можно ощутить постольку, поскольку мы охвачены им, разделяем его. В подобных образах можно говорить о тайне Бога, в терминах горящей купины, куста, который горит и непостижимо, невероятно для нас — не сгорает. И вместе с тем это горение мы постигаем через языки пламени и тепло, которое становится частью нас самих, или вернее сказать, частью которого мы сами становимся. В чем разница между этим теплом и этим пламенем? Пламя — объективное явление, часть зримого опыта. Оно говорит о чем-то, но остается для нас внешним явлением. Представьте это так: можно стоять перед горящим камином, видеть, как горит в нем полено, не понимая сути горения, но воспринимая его через пламя. В этот момент мы воспринимаем одновременно горение, пламя, тепло. Но можно оказаться на улице, смотреть в чье-то окно, видеть языки пламени и ничего не ощущать, кроме окружающего нас холода. То, что мы видим пламя, объективно утверждает, что оно есть, но ничего не сообщает нам о самом пламени. Если бы я из опыта не знал, что пламя означает горение и тепло, я, стоя снаружи, на улице, вполне имел бы право утверждать, что пламя не греет. Это утверждение неполно, если не прибавить к нему еще нечто.

Не это ли имеет в виду Писание, когда говорит нам, что Дух открывает нам, Кто есть Иисус (Ин 15:26)? Его природа, Его Личность поистине отвечают на вопрос “Кто?”. Только когда мы ощутили тепло, мы можем уловить связь пламени с горением, но если мы опытно не ощутили тепла, иными словами, если Дух Святой не коснулся нас, мы можем все знать о пламени и тем не менее высказывать ошибочные, кощунственные суждения. Опять-таки, не об этом ли говорит Писание словами Самого Христа, что всякая хула на Христа простится: потому что Он есть “Да”, “Аминь”, Он — утверждение, положительный факт вне нас самих. Он — объективное утверждение Бога в истории; а грех против Духа не может быть прощен (Мк 3:29).

Дух дышит, где хочет

Кто есть Святой Дух и что такое грех против Него?

Как же тогда понимать, Кто есть Дух Святой и что такое грех против Него? И здесь я хочу подчеркнуть, что то, что я собираюсь сейчас изложить, — это одна из многих и различных догадок, которые были высказаны относительно греха против Духа Святого. Если образы, которые я привел, убедительны, то вы поймете и согласитесь, что неуловимое, не поддающееся никакому нашему анализу тепло, льющееся из горящего куста, может быть познано только опытным ощущением; но если только мы его ощутили, его невозможно отрицать. А если оно отрицается, то этому отрицанию может быть два основания: или человек безумен и утверждает, что замерзает, хотя охвачен теплом, или по каким-то собственным причинам — а причины могут быть самые различные — готов отрицать собственный опыт, отрицать то, что совершенно определенно сам знает как истину. И это можно исправить только той переменой ума, которая называется покаянием, обращением, метанойя по-гречески, — изменение ума, готовность правдиво сказать о том, что нам известно как истинное, отречься от собственного внутреннего отвержения истины. Эти же образы, возможно, могут помочь не то что углубиться, но хотя бы сколько-то вглядеться в другой, более сложный вопрос об исхождении Святого Духа.

Я изложу его, как и все, что говорил до сих пор, очень примитивно. Тепло рождается не от пламени, а от того, что горит полено. Тепло исходит из того же источника, что и пламя. Благодаря тому, что есть горящий куст, есть и пламя, и тепло. Одно происхождение, один, единый и единственный источник.

Опять-таки, если эти образы по-своему приемлемы, нам делается понятно, что природу пламени мы познаем только через то, что ощущаем тепло. Только Святой Дух может открыть нам, Кто есть “Да” и “Аминь”, зримое проявление Отца в истории. И таково первое действие и свойство Святого Духа. Он есть Дух Истины. Он открывает нам Истину о Боге и Истину о человеке. Он открывает нам в пророке из Галилеи воплощенного Сына Божия. Он открывает нам значение всех Его слов, Его Слова. Он есть Дух Истины и ведет нас ко всякой истине. И я употребил слово “ведет к” не напрасно, потому что истина — не что-то, что установлено раз и навсегда. Это не утверждение, не система верований, не мировоззрение. Это живая, динамичная реальность. Истина — не что-то, Истина — Кто-то: Я есмь истина (Ин 14:6). И потому, открывая нам Христа во всей полноте, во всем Его содержании, во всем, что Христос Сам открывает нам как Слово, являющее глубины Божества, как Сын, являющий тайну Отцовства, Святой Дух шаг за шагом ведет нас не к новым истинам, а во все новые глубины, ко все большему видению Того, Кто есть Истина.

Святой Дух также открывает нам глубины человека

Святой Дух также открывает нам глубины человека. Он открывает нам и связь, которая есть между нами и Богом. Он исследует глубины человека. Он открывает нам ту глубину, которая глубже психологической области: нашу укорененность в творческом Слове Божием, нашу укорененность в животворном Слове Божием. Он учит нас также совершенно новым отношениям с Богом. Вне отношений со Святым Духом, вне доверительных отношений через Него с Единородным Сыном Божиим мы могли бы говорить о Боге как о Творце, о Вседержителе, Господе и Судии, как о Промыслителе, может быть, как о Спасителе. Но мы не могли бы назвать Его Отцом иначе как чисто метафорически, без реального онтологического взаимоотношения между Ним и нами, без сущностной связи. Это был бы образ, а не глубоко подлинное взаимоотношение. Но постольку поскольку мы связаны со Христом, как связаны члены одного тела, поскольку Дух Божий, почивший на Христе, пронизывает это тело дарами Святого Духа (см. Евангелие от Иоанна и книгу Деяний), постольку тем самым Христос — брат нам, мы единосущны Ему. И это Его собственные слова: Идите и скажите братьям Моим, что они встретят Меня в Галилее (см. Мк 16:7). В этом братстве со Христом мы открываем зачаточным образом, смутно, что такое сыновство и чем может быть отцовство — не в эмпирической жизни нашего надломленного, полного разделения мира; мы открываем в Нем, что значит быть сыном, и через Него мы можем зачаточно, гадательно представить себе, что означает иметь Отца и Кто, Каков может быть этот Отец. В тот момент, когда мы перестаем употреблять такие слова как Господь Вседержитель, Господь Бог, Бог Судия, и бываем способны хотя бы зачаточно произнести Отец, мы можем сказать, что нашей молитвы коснулось веяние Святого Духа. Иначе как силой и действием Святого Духа, через откровение, даруемое силой и действием Святого Духа, мы не можем обратиться со словом Отец к Тому, Кто есть Святой Израилев.

И наконец, как я уже упоминал, приход Святого Духа, то, что Он нам открывает, зачаток всего этого совершается в этом мире, но ведет нас к полноте, которая будет явлена в будущем мире, в Царстве Божием, в жизни вечной. У Святого Духа есть свойство, элемент чисто эсхатологический, принадлежащий исключительно последним вещам, конечному свершению всего. Только когда все будет завершено, все человечество станет в своей славе откровением пребывающего в нем Святого Духа, Который приобщает человечество Божеству, превращает весь мир в место вселения Божия. Но и в наше время Дух Святой действует в Церкви двояким образом, и об этом я хочу коротко сказать: действует в эсхатологическом измерении и в делании христианина.

Святой Дух. Евхаристия

Первое принадлежит области литургической. Всякий раз при совершении таинств, в частности, таинства Евхаристии, Православная Церковь призывает Святого Духа, молит Его прийти и осенить и собравшуюся общину, и приготовленные Дары. Это не просто своеобразный способ совершить таинственное действие, как бы самый лучший способ освятить Святые Дары. Суть эпиклезы, обращения к Святому Духу, чтобы Он сошел на нас и на приготовленные Дары, в том, что то, что должно совершиться, чтобы хлеб и вино могли стать Телом и Кровью Христовыми, приобщиться Божеству, — принадлежит будущему веку. Это может совершиться только потому, что Дух Божий, дарованный Церкви, пребывающий в ней, действующий в ней державной силой и могуществом Божиим, вводит в историческое время измерение и качество последних свершений, исполнения всего. Иначе это не могло бы совершиться в нашем историческом времени, в нашем состоянии становления. Это вторжение вечности, это расширение нынешнего состояния вещей в то, каким оно будет, когда все достигнет полноты, — вот непременное условие совершения таинства. И это становится совершенно ясно (хотя звучит нелепо с языковой точки зрения) из молитвы в литургии, где мы просим Бога даровать нам сегодня Его грядущее Царство.

И второе. Святой Дух в Своем эсхатологическом измерении вещей конечных определяет также, каково должно быть действие христианина, христианское действование. Неповторимая отличительная особенность христианского действования в том, что оно — действие Божие, осуществляемое через человека, будь то отдельный человек или община людей. Христианское действие — это действие Бога, исполненное, совершенное посредством человека. И ему присуще, как всем действиям Божиим, эсхатологическое измерение последних свершений. Человеческая мудрость, умудренность собирает из прошлого человеческого опыта все возможные ответы и включает их в настоящее с тем, чтобы разрешить проблемы сегодняшнего дня, и проецирует их на будущее, планируя будущие свершения. Божественная Мудрость, мне кажется, не определяется такой причинностью; действие каждого настоящего момента не обусловлено ни настоящим, ни прошлым, — всегда только будущим. Бог действует ради чего-то, а не из-за чего-то. В Божественном действии всегда есть нечто беспрецедентное, неожиданное, что вносит в ситуацию абсолютную новизну. Пример такого действия Святого Духа, принадлежащего истории, — Воплощение. Воплощение — не только ответ на прошлое человечества и на его состояние текущего момента, когда оно произошло, когда все созрело к этому событию. Воплощение — действие Божие, которое вводит в историческую ситуацию нечто, чего прежде в ней не было. Живой Бог становится частью, частицей человеческой истории, становления человека. И одновременно человечество так соединяется с Богом, настолько включено в тайну Божию, что в Вознесении наше человечество унесено в сердцевину тайны Святой Троицы. Здесь можно видеть, как Святой Дух, осенивший Матерь Божию, осуществил действие Божие, в котором Пресвятая Дева полноправно участвует Своим Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38), и вводит в историю нечто небывшее, новый образ Присутствия Божия.

Из ответов на вопросы про Святой Дух

Вы упомянули место у Иоанна Богослова, что Духа еще не было на земле, потому что Христос еще не взошел к Отцу. Как это понимать, если только Святой Дух — источник жизни, благодати, боговедения, всего..?

Не было времени, когда Святого Духа просто не было в мире. В противном случае никогда не произошла бы никакая встреча между Богом и Его тварью. Если “Бог” был бы просто объективным понятием, недоступным Своему творению, не вызывающим у твари никакого отклика, то могло бы быть объективное знание мертвого божества, но не Живого Бога. Но древние комментаторы считали, что когда Писание нам говорит, что Духа еще не было, потому что Христос еще не восшел к Отцу, то оно говорит о том, что Дух присутствовал, осенял мир, творимый Богом, Дух привлекал людей, руководил ими, но как бы извне, стучась будто снаружи у дверей, призывая извне, ожидая, чтобы человек отозвался, потому что человек был создан таким, что он способен понять этот призыв и отозваться.

Разница между тем, что произошло в Церкви в этот определенный день и в день Пятидесятницы в том, что отношение между Духом и Церковью, Духом и каждым отдельным членом Церкви — возьмем хотя бы Апостолов — было реальное вселение, Дух был в них, Дух был связан с ними… Опять-таки если взять образ, который предлагают Отцы: как огонь может пронизать железо. Это не было внешнее воздействие, голос как бы извне, это было внутреннее Присутствие, неведомое прочим в таком виде, в таком смысле. Я не думаю, что может быть адекватное учение о Святом Духе, пока все не достигнет своей полноты и пока все человечество в лице каждого его члена не просияет Духом, не станет Его отражением, видением.

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Читайте также – «Придите, обедайте»

Все-таки слова о том, что грех против Святого Духа не простится, очень страшны. Порой сознаешь в себе не просто грехи, а — греховность, гордость, бунт, злую волю. Где грань, после которой мы отрезаны?

Когда люди сокрушенно говорят мне, что им кажется, что главный их грех — гордость, я обычно отвечаю: “Не волнуйтесь. Вы слишком мелки для гордости. Это просто тщеславие”. Мне думается, когда вы говорите о люциферианском бунте, вы говорите о том, на что вы неспособны. Мне кажется, бунт, о котором вы говорите, не просто своеволие, как бы капризность ребенка, который не хочет делать то, что следует. Восстание, которое могло бы отсечь нас от Бога, не просто акт своеволия. Это намеренное, продуманное действие, решение, и не просто выбор по минутному настроению, а решительный выбор против Бога.

Писание говорит нам, что не мерою дает Бог Духа (Ин 3:34), что означает: дает Его Всего — каждому, кто готов принять Его. Есть однако древнее присловье, которое дополняет эти слова и говорит, что, как ни печально, но мы принимаем Его в свою меру. То есть соответственно широте и глубине своего сердца, своего великодушия, своей способности отдаваться как можно более совершенно, быть до конца верными, мы получаем больше, чем если мы колеблемся волей, сомневаемся. Предлагается все, абсолютно все, — мы можем взять столько, сколько способно вместить наше сердце… Можно сказать, что Дух Святой пребывает в полноте в Церкви, и каждый из нас причастен Святому Духу в той мере, в какой способен воспринять Его и понести. И я бы добавил, что это не неизменное состояние; бывают моменты, когда добрую волю сменяет злая воля. Но Бог никогда не оставляет нас, разве что мы прямо скажем: “Уйди! Я выбрал другую сторону!”.

Но даже и тогда Он не просто отойдет с безразличием. Он будет стучаться в двери вашего сердца воспоминаниями о Себе, порывами вашего сердца, Своим голосом, всем, что ведет к Нему — потому что мы сотворены такими, что способны отозваться; Он будет стучаться через обстоятельства жизни, через людей… Я бы сказал, что к каждому из нас можно отнести фразу из “Пастыря” Ерма, который описывает свои видения, где его ангел-хранитель (его он и называет Пастырем) дает ему наставления. И в одном месте ангел говорит ему: “Не бойся, Ерм, не оставит тебя Бог, пока не сокрушит либо сердце твое, либо кости твои”.

В наше время люди часто не знают о Боге, о христианстве, но ищут Бога, обращаются к Нему, как будто знают Его зачаточно. Кто-то приходит ко Христу, кто-то проходит мимо…

Я не знаю, что происходит, каким таинственным образом душа связана с Богом. Я уверен, что каждый, кто призовет Бога, каким бы именем он Его ни называл, обращается к Единому Богу. Пусть человек молится и обращается к воображаемому Богу, слышит-то его истинный Бог… Бог отзывается на то, что в сердце человека, не на его умственные представления или недостаточное знание. Но мне кажется, что, когда человек открыл для себя Христа, то в какой-то момент все прочие имена должны исчезнуть, потому что во Христе есть нечто настолько неповторимое, что не может быть поставлено в один ряд ни с какими другими именами. У человечества были великие и святые наставники помимо Христа, но никто из них не был и не будет тем, Кем был Христос: Бог, пришедший в мир. Дело не в том, что Его учение было самое лучшее, все дело в Его личности и в Воплощении.

Перевод с английского Е. Майданович

1См. Archimandrite Cassien (Besobrasoff). La Pentecњte Johannique. Valence-sur-Rhene, 1939.

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Читайте также:

  • Святой Дух как Бог
  • Дух Святой и дело Христово

Вы прочитали материал “Святой Дух”. Смотрите также видео, которое может быть вам интересно: Профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия Осипов А.И. о Святом Духе

Теги: Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

Домой Изучение Библии Дух, Святой Дух

I. ПОНЯТИЕ «ДУХ»

Изначально еврейское слово руах, как и греческое пнеума, означало «дыхание» или «ветер», а значение «дух» приобрело позже. В Новом Завете слово пнеума встречается в пяти значениях:

  1. в основном значении — «ветер» — это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: «Ветер, где хочет веет…» (Ин 3:8 — пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; сравним Евр 1:7: «делающий ангелов Своих ветрами» — пер. НЗ под ред. еп. Кассиана);
  2. неоднократно это слово употребляется в значении «человеческая душа»: «Дух бодр…» (Мф 26:41). Так, о дочери Иаира сказано: «и возвратился дух ее» (Лк 8:55). Дух апостола Павла «возмутился» при виде Афин — «города, полного идолов» (Деян 17:16). Божий Дух «свидетельствует нашему духу, что мы — дети Божии» (Рим 8:16). Нам следует сохранять свой Дух без порока (1Фес 5:23) и т.д.;
  3. слово пнеумата (мн.ч. от пнеума) встречается в контексте «духи праведников, достигших совершенства» (Евр 12:23) и «духи, находящиеся в темнице» (1Пет 3:19);
  4. в Библии говорится и о недобрых Духах: злых Духов (Мф 8:16; Деян 19:12) называют обычно «нечистыми» Духами (Мф 10:1; Деян 5:16 и др.), прорицательными Духами (Деян 16:16), а также «духом немощи» (Лк 13:11), Духом усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово «дух» может использоваться и в иносказательном значении;
  5. обычно слово пнеума употребляется в словосочетании «Святой Дух».

II. СВЯТОЙ ДУХ

А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ

Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее.

До того как из первоначального хаоса была создана вселенная, «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2). В нем было творческое начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Дух — это дыхание Бога, творящее жизнь.

Иов 27:3; 33:4; Пс 103:29 и след.

Этот «дух жизни» оживил «рассеянные кости Израиля» (Иез 37:1-14) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11). Он подобен «слову» (логос), бывшему в начале у Бога, через которое все было сотворено.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
(Иоан.1:1 и след.)

Это творящее Слово — Сам Христос.

45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
(1Кор.15:45)

Тождество Христа и Святого Духа выражено Павлом в словах:

«Господь есть Дух» (2Кор 3:17).

Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ

Святой Дух — это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеческой жизни.

Это признается еще Ветхим Заветом. Божий Дух дает человеку разумение.

8 Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение.
(Иов.32:8)
20 И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их.
(Неем.9:20)
5 Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!
(Агг.2:5)

  • Человеку следует довериться этому Духу (Пс 142:10)
  • Он вершает великие деяния, рядом с которыми человеческие усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6)
  • Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, например художников (Исх 31:1 и след.), судей (Суд 3:10; 6:34 и др.), пророков (Ис 59:21), помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10; 16:13 и след.)
  • Часто Дух Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар 19:20,23);
  • 70 старейшин получили часть Духа, почившего на Моисее (Чис 11:17)
  • На Елисее «опочил» Дух Илии (4Цар 2:15)
  • Прежде всего Дух Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и след.; 42:1)
  • На Иисуса Дух Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16)
  • Силой этого Духа Он исцелял и благотворил (Деян 10:38).

Этот Дух, воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им:

«Примите Духа Святого» (Ин 20:22).

Когда о земной жизни Иисуса говорится: «Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:39 — пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога.

Поэтому Иисус мог сказать:

«Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7).

В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ

Представитель Христа на земле.

В Своих прощальных речах (Ин 13:31 — 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16,26; 15:26; 16:7), Которого Он пошлет после Своего отшествия.

Слова Иисуса: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин 14:18) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них.

Таким образом христианство не знает другого «представителя Христа на земле» кроме Святого Духа, в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что «не видит Его и не знает Его» (Ин 14:17).

Мир не принимает Святого Духа «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт 6:3; ср. Ис 63:10).

Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Святому Духу путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Святого Духа ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся «силою свыше».

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
(Лук.24:49)
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
(Деян.1:4)

Сошествие Святого Духа.

Сошествие Святого Духа (Деян 2 глава) сопровождалось шумом, сильным ветром и «разделяющимися, как бы огненными языками». Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Святого Духа, его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Святого Духа. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение.

Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество

Деян 2:37-47; 4:32 — 5:11

Воздействие сошедшего Святого Духа.

а) вселяясь через Святого Духа в христианина, Христос Сам Себя «прославляет» в нем.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
(Иоан.16:14)

Тогда содеяное «за нас» Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собственном опыте узнаём, что означают слова: «вы во Мне, и Я в вас».

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
(Иоан.14:20)

Христианин обретает новое жизненное пространство, в котором он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутренним миром человека правит уже иной властитель: «и уже не я живу, но живет во мне Христос».

20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
(Гал.2:20)

Его «Дух истины» наставит нас на истину и возвестит нам будущее.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
(Иоан.16:13)

Святой Дух — это истинный учитель, который напомнит нам слова Иисуса.

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.14:26)

Он свидетельствует об Иисусе и о Его спасительном подвиге.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
(Иоан.15:26)

Верующий человек познает через Святого Духа совершенное возрождение, обретает состояние, которое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
(Иоан.3:3-5)

Отныне он — «новая тварь»: «древнее прошло, теперь все новое!»

17 Итак, кто во Христе, новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
(2Кор.5:17)

Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14).

Воистину существует «Дух усыновления», который научает взывать: «Авва, Отче!»;

15 Потому что вы не приняли духа рабства, опять в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
(Рим.8:15)

б) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению дары.

Так, ученикам, на которых Святой Дух снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидетельствовать людям о Христе.
Они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян.2:4)

Святой Дух с самого начала наделяет верующих дарами, которые придают им силы для выполнения возложенной на них миссии.

В первых христианских общинах это были самые разнообразные дары Святого Духа, которых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении посмотрите статью 1Кор 12 и 14.

Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидетельства, исцеления, пророчества, различения духов и т.д..

8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
(1Кор.12:8-10)

Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, которые соответствуют его миссии.

11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(1Кор.12:11)
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
(Еф.4:7)

Все множество даров дается одним Святы Духом.

4 Дары различны, но Дух один и тот же;
(1Кор.12:4)

И когда в Откр 1:4; 3:1; 5:6 говорится о семи Божьих Духах, находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство Духа во всех его проявлениях;

в) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, подчиняется новому закону Духа, освобождающему его в боговдохновенной «жизни во Христе Иисусе» от прежнего «закона греха и смерти».

2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
(Рим.8:2)

Теперь человек живет не «по плоти», определявшей жизнь людей до их спасения, а «по духу».

4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
(Рим.8:4)

Поэтому Павел взывает к галатам: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал 5:16). Ведомые Духом не подчиняются более никакому закону, они обладают царственной свободой.

16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
(2Кор.3:16)
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
(Гал.5:18)

Святой Дух желает сохранить Свою власть над христианином:

  • Он наставляет его (Откр 3:6,13,22),
  • обличает его тайные прегрешения (Деян 5:1-11; 1Кор 14:24 и след.),
  • подкрепляет его в молитвах, ходатайствует за него «воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26).

Плоды Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:22,23)
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
(Еф.5:9)
Величайший плод среди них — любовь (1-е Коринфянам 13 глава).

Полезно знать

Христианин, «запечатленный» Святым Духом (по другому: Печать Бога), верует в свое спасение во Христе и в радостной надежде ожидает окончательное искупления:

  • Рим 15:13;
  • 2Кор 1:21 и след.;
  • Еф 1:13 и след.

Святой Дух — дар Бога.

Святой Дух является даром Божьим, который дается только по Его милости.

17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
(Деян.8:17-20)

Необходимые условия для получения дара Святого Духа — это покаяние и обращение к Иисусу Христу с верой.

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

Упомянутое здесь крещение («…и да крестится каждый из вас…») символизирует обращение ко Христу. Христианин должен исполняться Духа (Еф 5:18) и не «угашать духа» (1Фес 5:19).

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
(Еф.5:18)
19 Духа не угашайте.
(1Фесс.5:19)

Но как сказал Иисус, «кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Полезно знать

Хула на Святого Духа.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Матф.12:31,32)

А ты принял дар Бога — Святой Дух?

Вопрос:

Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому<…> Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16).

Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13:13).

Мир сотворен при деятельном участии всех трех Лиц Пресвятой Троицы: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4).

Святой Дух все оживотворяет и освящает: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом» (Ис.32:15). «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5-6).

Св. пророк Исаия называет семь дарований Святого Духа: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (11:2-3).

Духом Святым совершались все пророчества: «и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1 Цар.10:6); «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28).

Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос обещает ученикам послать им Святого Духа, Которого называет Утешителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Это евангельское место очень ценно в богословском отношении, ибо показывает, что святые апостолы, как и пророки, писали по наитию Святого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день ветхозаветной Пятидесятницы привело к рождению новозаветной Церкви (Деян.2:1-21). Благодатью Святого Духа совершаются все семь церковных Таинств.

Открытая христианская библиотека

Р.А. Торрей

Личность Святого Духа

Введение

Рувим Арчер Торрей (1856-1928) был и евангелистом и учителем Библии. Долго трудясь с Д.Л.Муди, он стал очень известен в течение путешествий по миру с проповедью в 1902 и 1921 годах. Его проповеди в Уэльсе в 1902 году были отмечены как одна из причин Уэльсского пробуждения в начале 1900-ых. Он был первым руководителем Библейского Института Муди и написал многочисленные богословские книги и книги о посвящении.

Духовное пробуждение сопровождало Торрея в течение всей его карьеры евангелиста. В пробуждениях с известным евангельским певцом Чарльзом Александром, доктор Торрей наполнял залы собрания своим притягательным присутствием, страстью и серьезностью.

Чтобы помочь в чтении этой классической работы, первоначальные сноски на Священное Писание заменены языком нашего времени — Новым международным переводом. Также, очевидно терминология версии короля Иакова и разные отрывки, затенены выражениями не совсем знакомыми в наши дни, и они были пересмотрены. Однако, ни значение сказанного Торреем, ни его намерение выразить суть не были затронуты.

Прежде, чем правильно понять дело Святого Духа, человек должен прежде всего познать Самого Духа. Частый источник ошибки и фанатизма в деле Святого Духа — это попытка изучить и понять Его внешнюю работу не придя прежде к познанию Его как личности.
Имеет самую высокую важность с точки зрения поклонения, считаем ли мы Святого Духа Божественной Личностью, достойной принимать наше обожание, веру, любовь, полную отдачу Ему, или это просто влиянием, исходящим от Бога или силу или просвещение, которое Бог дает нам. Если Святой Дух — это личность и Божественная Личность, но мы не знаем Его таким образом, то мы лишаем Бога поклонения, веры, любви и отдачи Себе, которые Ему подобают.
Также слишком важно с практической точки зрения, считаем ли мы Святого Духа просто некоторой таинственной и удивительной силой, которую мы в нашей слабости и невежестве так или иначе, имеем и используем или Святой Дух это реальная Личность, бесконечно святая, бесконечно премудрая, бесконечно могущественная и бесконечно благая, Которая должна владеть и использовать нас. Первая концепция весьма языческая и по сущности не отличается от мышления африканского, поклоняющегося фетишу: кто-то владеет своим богом, которого и использует. Последняя концепция возвышенная и Христианская.
Если мы думаем о Святом Духе, как многие, как просто о силе влияния, то мы постоянно думаем: «как мне получить больше Святого Духа?» Но если мы думаем о Нем по-библейски как о Божественной Личности, то мы мыслим так: «Как Святой Дух может обладать больше мной?» Представление о Святом Духе как о Божественном влиянии или силе, которую мы так или иначе имеем и используем, ведет к тщеславию и самодостаточности.
Тот, кто так думает о Святом Духе и воображает, что получил Святого Духа, то почти неизбежно будет полон духовной гордостью и напыщенностью так, как будто он принадлежит некоторому превосходящему классу Христиан.
Часто слышится, что такие люди говорят: «я человек Святого Духа». Но если мы однажды уразумели, что Святой Дух является Божественной Личностью бесконечного могущества, славы, святости и силы, Который в изумительной снисходительности вошел в наши сердца, чтобы жить в них и владеть нашими жизнями и использовать их, то это повергнет нас в прах и будет держать нас в прахе. Я не знаю большего смирения или сокрушения, чем мысль о том, что личность Божьего величия и славы живет в моем сердце и даже готова использовать меня.
Это слишком важно с точки зрения опыта, что мы знаем Святого Духа как личность. Тысячи и десятки тысяч мужчин и женщин могут свидетельствовать о благословении, которое вошло в их собственные жизни, когда они познали Святого Духа, не просто как доброе влияние (по истине, нисходящего от Бога), но как реальную Личность, столь же реальную как Сам Иисус Христос, вездесущего, любящего Друга и могущественного Помощника, Который не только всегда с нами, но и живет в сердце каждый день и каждый час и готовый помочь в каждом критический момент жизни. Тысячи служителей, Христианских тружеников и Христиан в самых тонкостях жизни говорили мне и написали мне о полном преобразовании своего Христианского опыта, который пришел к ним, когда они уразумели (не просто в теологическом, но опытным способом) что Святой Дух это Личность и так и пережили Его.
Существуют по крайней мере четыре определенных пути доказательства в Библии, что Святой Дух — это личность.

В начало страницы

1. Все отличительные характеристики индивидуальности
в Библии приписываются Святому Духу.

Каковы отличительные характеристики или признаки индивидуальности? Знание, чувство или эмоции, и воля. Любое существо, которое думает и чувствует и желает есть личность. Когда мы говорим, что Святой Дух — это личность, то появляются те, кто понимают нас так, что мы подразумеваем то, что Святой Дух имеет руки и ноги и глаза и уши и рот и так далее, но они эти вещи не являются характеристиками индивидуальности, а характеристиками телесного существования. Все эти характеристики или признаки индивидуальности неоднократно приписываются Святому Духу в Ветхом и Новом Заветах. Мы читаем в 1Кор.2:10,11: «Но Бог открыл нам это Духом Своим. Дух проницает все, глубины Бога. Ибо кто из людей знает мысли человека кроме духа человеческого живущего в нем? Так и Божией мысли никто не знает кроме Духа Бога.» Здесь приписывается Святому Духу знание. Нас ясно учат, что Святой Дух это не просто влияние, которое просвещает наши умы, чтобы нам понять истину, но Существо, Который Сам знает истину.
В 1Кор.12:11 мы читаем: «Все это дело одного и того же Духа и Он разделяет каждому как Сам определяет.» Здесь воля приписывается Духу и нас учат, что Святой Дух это не сила, которой мы владеем и используем по нашему желанию, но Личность суверенного величества, Который использует нас по Его воле. Это различие имеет фундаментальную важность в обретении правильных отношений со Святым Духом.
Именно в этом самом пункте много честных ищущих силы и эффективности в служении заблуждаются. Они стремятся и борются за то, чтобы достичь обладания некоторой таинственной и могущественной силы, которую они могут использовать в своем деле по своей собственной воле. Они никогда не получат силу, которую они ищут, пока не придут к признанию, что для них не существует никакой Божественной силы, чтобы ее овладеть и использовать в своей слепоте и невежестве, но что есть Личность, бесконечно мудрая также как бесконечно могущественная, Которая желает владеть ими и использовать их по Его собственной совершенной воле.
Когда мы перестаем думать так, то мы должны возрадоваться, что нет никакой Божественной силы, что столь же невежественна, как и мы, столь же склонная к ошибкам, которой мы можем владеть и использовать. Насколько ошеломляющи могут быть результаты, если святая радость войдет в наши сердца, когда мы уразумеем, что существует Божественная Личность, Тот, Кто никогда не допускает ошибки, Кто желает владеть нами и давать нам такие дары, какие Он считает лучшими для нас и использовать нас по Его мудрой и любящей воле.
Мы читаем в Римлянах 8:27: «Испытующий наши сердца, знает разум Духа, потому что Дух ходатайствует о святых по воле Божией». В этом отрывка всего приписан Святому Духу. Греческое слово, переведенное как «разум» это всестороннее слово, включающее идеи, мышления, чувства и цели. Это то же самое слово, которое используется в Рим.8:7 где мы читаем, что «греховный разум враждебен Богу. Он не подчиняется закону Божиему и не может». В этом отрывке мы имеем все отличительные признаки индивидуальности, приписанный Святому Духу.
Мы обнаруживаем индивидуальность Святого Духа наиболее трогательным и наводящим на размышления способом в Рим.15:30: «умоляю вас, братья, нашим Господом Иисуса Христа и любовью Духа присоединяться ко мне в моей борьбе, молясь обо мне Богу». Здесь мы встречаем «любовь», приписанную Святому Духу. Читатель сделал бы хорошо, если бы остановился и обдумал эти два слова: «любовь Духа».
Мы думаем часто о любви Бога Отца. Это есть предмет нашей ежедневной и постоянной мысли.
Мы думаем часто о любви Иисуса Христа, Сына Его. Кто считал бы себя Христианином, если пропускал бы день без размышления о любви к своему Спасителю, но как часто мы размышляли о «любви Духа»? Каждый день нашей жизни, если мы живем как христиане мы должны становиться на колени в присутствии Бога Отца и, взирая на Его лицо, говорить: «я благодарю Тебя, Отец, за Твою великую любовь, которая привела Тебя к тому, чтобы отдать Своего единственного Сына, чтобы умереть на кресте Голгофы за меня. «Каждый день нашей жизни мы также взираем на нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа и говорим: «О, великолепный Господь и Спаситель Иисус, Сын Божий, я благодарю Тебя за Твою великую любовь, которая привела тебя, что Ты не считать хищением быть равным Богу но опустошил Себя и оставил всю славу небес, сошел на землю со всем ее позором и взял мои грехи на Себя и умер вместо меня на кресте Голгофы».
Но как часто мы становимся на колени и говорим Святому Духу: «О, вечный и бесконечный Дух Божий, благодарю Тебя за Твою великую любовь, которая привела Тебя в этот мир греха и тьмы и искать меня и следовать за мной так терпеливо пока Ты не привел меня к осознанию моей крайнего крушения и нужды в Спасителе и показать мне моего Господа и Спасителя, Иисуса Христа, как Того, в ком я нуждаюсь»? Все же мы обязаны нашим спасением также любви к Духу как и любви Отца и любви Сына. Если бы не было любви Богу Отца, увидевшего меня в моем чрезвычайном крушении и не обеспечившего совершенного искупления для меня в смерти Его собственного Сына на кресте Голгофы, то я был бы сегодня в аду.
Если бы не было любви Иисуса Христа, вечное Слова Божиего, взиравшего на меня в моем чрезвычайном крушении и в повиновении Отцу, оставившего всю славу небес для всякого позора земли и знал мое место, место проклятия на кресте Голгофы и излившего Свою жизнь за меня вполне, то я был бы сегодня в аду. Если бы не было любви Святого Духа, посланного Отцом в ответе на молитву Сына (Ин.14:16), пришедшего чтобы разыскать меня в моей чрезвычайной слепоте и крушении и следовать за мной день за днем, неделя за неделей, и год за годом, когда я постоянно отвращал свое глухое ухо от Его убеждений, шел за мной по пути греха, где для Него было мерзко идти, пока наконец я не услышал и Он открыл мои глаза, чтобы видеть мое чрезвычайное крушение и затем показал Иисуса как единственного Спасителя, Который восполнит каждую мою нужду и затем дал мне обрести Иисуса как моего собственного Спасителя. Если бы не было этой терпеливой и долготерпеливой, никогда не утомляющейся, бесконечно кроткой любви Святого Духа, то я был бы сегодня в аду. О, Святой Дух это не просто влияние или сила или просвещение, но Личность столь же реальная как Бог Отец или Иисус Христос, Его Сын.
Личность Святого Духа видно в Ветхом Завете также ясно как и в Новом, как мы читаем в Неемии 9:20 «Ты давал Своего благого Духа наставлять их. Ты не отказывал им в манне и давал им воду им в жажде». Здесь и интеллект и благость приписываются Святому Духу. Некоторые говорят нам, что истинно, что личность Святого Духа можно проследить в Новом Завете, это не так в Ветхом. Но это конечно, учение о личности Святого Духа так вполне не развита в Ветхом Завете как в Новом. Но это учение там есть.
Нет, возможно, никакого отрывка во всей Библии, в которой личность Святого Духа показана более нежно и трогательно, чем в Еф.4:30: «Не оскорбляйте Святого Духа Божиего, которым вы запечатлены на день искупления». Здесь печаль приписывается Святому Духу. Святой Дух — это не слепое, безличное влияние или сила, которая входит в наши жизни, чтобы просвещать, освящать, и укреплять их. Нет, Он неизмеримо больше, чем все эти вещи, Он является святой Личностью, Который поселяется в наших сердцах, Тем, Кто видит ясно каждое дело, который мы делаем. Каждое слово, которое мы говорим, каждую мысль, которой мы увлечены, даже самое мимолетное воображение, которое проходит через наши умы; и если есть что-то в деле или слове нечистое, безобразное, недоброе, эгоистичное, посредственное, мелочное или неистинное, то бесконечно Святой глубоко огорчен этим. Я не знаю не ничего, что действительно поможет нам, чем вести святую жизнь и поступать мягко в присутствии Святого.
Как часто молодой человек воздерживается от искушения, окружающих молодых, мыслью, что если он уступит искушению, которое теперь атакует его, то его мать услышит об этом и невыразимо огорчится от этого. Как часто некоторый молодой человек протягивал свою руку к двери некоторого места греха, в который он собирался войти и к нему приходила мысль: «если бы я вошел туда, то моя мать могла бы слышать об этом и это почти бы убило ее» и он отворачивался от той двери и уходил, чтобы вести чистую жизнь, чтобы не огорчать свою мать. Но есть Тот, Кто более свят, чем любая мать, Тот, кто более чувствителен против греха, чем самая чистая женщина, которая когда-либо жила на этой земля и Кто любит нас так, как даже никакая мать не любит своего дитя. Он живет в наших сердцах, если мы — действительно Христиане и Он видит каждое дело, которое мы делаем днем или под прикрытием ночи; Он слышит каждое слово, которое мы произносим публично или наедине, Он видит каждую мысль, которой мы увлечены, Он видит каждое шутку и воображение, которое даже на мгновение мысли появляется в нашем разуме, и если имеется что-нибудь безобразное, нечистое, эгоистичное, посредственное, мелочное, недоброе, резкое, несправедливое или какой-либо злой поступок или слово или мысль или воображение, Он огорчается от этого.
Если мы позволим словам: «не оскорбляйте Святого Духа Божиего» проникнуть в наши сердца и стать девизом нашей жизни, они сохранят нас от многих грехов. Как часто некоторые мысли или воображение стучалось в мой разум и собиралось увлечь меня, когда приходила мысль: «Святой Дух видит это огорчится от этого» и эта мысль уходила.

В начало страницы

2. Много действий, которые может выполнять только Личность,
приписывается Святому Духу.

Если мы отрицаем личность Святого Духа, то много отрывков Священного Писания станут бессмысленными и абсурдными. Например, мы читаем в 1Кор.2:10: «Но Бог открыл нам это Духом Своим. Дух проницает все, даже глубины Божии». Этот отрывок показывает нам, что Святой Дух это не просто просвещение, посредством которого мы можем уловить глубины Божии, а Личность, Которая Сама проницает глубины Божии и затем открывает нам драгоценные откровения того, что Он сотворил.
Мы читаем в Откровении 2:7: «Имеющий ухо слышать, да слышит что Дух говорит к церквам. Побеждающему дам вкусить от дерева жизни, которая посреди рая Божиего». Здесь Святой Дух предстает перед нами не просто как безличностное просвещение, которое приходит в наш разум, но как Личность, Которая говорит и из глубин Своей собственной мудрости тихо говорит уху слушающего Ему слуги драгоценную истину Божию.
В Гал.4:6 мы читаем: «а поскольку вы сыны, то Бог послал в сердца наши Духа Сына Своего, взывающего «Авва, Отче». Здесь Святой Дух представлен как взывающий в сердце верующего. Не просто Божественное влияние в наших сердцах является гарантией нашего сыновства, а Тот, кто взывает в наших сердцах, свидетельствующий с нашим духом, что мы сыны Божии. (См. также Рим.8:16)
Святой Дух также представлен в Священное Писание как Тот, Кто ходатайствует. Мы читаем в Рим.8:26: «Также и Дух помогает нам в немощи нашей. Ибо мы не знаем о чем молиться, но Сам Дух ходатайствует о нас невыразимыми воздыханиями». Из этого отрывка ясно, что Святой Дух не просто влияние, которое подвигает нас молиться, не просто просвещение, которое учит нас как молиться, а Личность, Который Сам ходатайствует внутри и через нас. Есть удивительный покой в мысли, что каждый истинный верующий имеет две Божественные Личности, ходатайствующие о нем, Иисуса Христа, Сына, Который был однажды на этой земле, кто знает все о наших искушениях, Который может сочувствовать нашим немощам и Кто теперь взошел по правую руку Отца и в этом месте власти и силы пребывает вечно чтобы ходатайствовать за нас (Евр.7:25; 1Ин.2:1); и другая Личность, столь же Божественный как Сын, Который вместе с нами каждый день, и Который живет в самых внутренних глубинах нашего существа и знает наши нужды, даже если мы не знаем их сами и из этих глубин ходатайствует за нас Отцу. Положение верующего действительно здесь совершенно безопасна с этими двумя Божественными Личностями, ходатайствующими за него.
Мы читаем еще в Ин.15:26: «когда придет Утешитель, Которого я пошлю вам от Отца, Духа истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне». Здесь Святой Дух предстает перед нами как Личность, Которая несет Свое свидетельство об Иисусе Христе, не просто как просвещение, которое помогает верующему свидетельствовать о Христе, но как Личность, Которая Сама свидетельствует; и ясное различие видно в этом и следующем стихе между свидетельством Святого Духа и свидетельства верующего, кому Он свидетельствует, как мы читаем в следующем стихе: «И Вы также будете свидетельствовать, поскольку вы были со мной от начала». Есть два свидетеля, Святой Дух — верующему, и верующий — миру.
О Святом Духе также говорится как об учителе. Мы читаем в Ин.14:26: «Но Утешитель, Святый Дух, Которого Отец пошлет во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам о всем, что я говорил вам».
И также мы читаем в Ин.16:12-14: «Я имею много сказать вам, больше, чем вы сможете теперь принять. Но когда Он, Дух истины, придет, Он быть наставит вас на всякую истину. Он не будет говорить от Себя; а только, что Он услышит и сообщит вам, что должно придти. Он прославит Меня, взяв от Меня и передаст вам». И в Ветхом Завете в Неем.9:20: «Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их». Во всех этих отрывках совершенно ясно, что Святой Дух — не просто просвещение, которое дает нам чувствовать истину, но Личность, Которая поселяется в нас, чтобы учить нас день за днем истине Божией. Привилегия самого скромного верующего в Иисусе Христе не просто в том, чтобы иметь просвещенный разум, чтобы постигать истину Божию, но иметь Божественного Учителя, чтобы учить его ежедневно истине, которую ему нужно знать (см. 1Ин.2:20,27).
Святой Дух также предстает нам как Ведущий и Руководящий детьми Божиими. Мы читаем в Рим.8:14, «все водимые Духом Божиим есть сыны Божии». Он не просто влияние, которое позволяет нам видеть путь, по которому Бог хочет, чтобы мы шли, ни просто сила, которая дает нам силу идти, но Личность, Который берет нас за руку и мягко ведет нас по пути, которые Бог приготовил нам.
Святой Дух также предстает нам как Личность, Которая имеет власть повелевать людьми в их служении Иисусу Христу. Мы читаем про Апостола Павла и его сотрудниках в Деян.16:6,7: «Павел и его те, кто с ним путешествовали по всей области Фригии и Галатии, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их». Это Личность, Которая руководит поведением Павла и его сотрудников и Личность, чью власть они признают и которой они немедленно подчиняются.
Более того, Святой Дух представлен как Тот, Кто есть высшая власть в церкви, Кто призывает людей трудиться и назначает их на служение. Мы читаем в Деян.13:2 «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» И в Деян.20:28 » Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Не может быть сомнения для искреннего ищущего истины, что это — Личность Божественного величества и суверенитета, Который здесь предстает пред нами.
Из всех отрывков указанных здесь очевидно, что много действий, которые только личность может исполнять, приписаны Святому Духу.

В начало страницы

3. Действие Святого Духа может быть действием только личности.

Наш Спаситель говорит в Ин.14:16,17: «Я упрошу Отца и Он даст вам другого Утешителя, чтобы быть с вами навсегда, Духа истины, Которого мир не может принять потому что не видит его и не знает Его. Но вы знаете Его, поскольку он живет с вами и в вас будет». Наш Господь заявил ученикам, что Он собирался оставить их. Ужасное чувство пустоты овладевало ими. Горе наполняло их сердца (Ин.16:6), предвидя свое одиночество и абсолютную беспомощность когда Иисус оставит их одних. Чтобы успокоить их, Господь говорит им, что они не останутся одни, что оставив их, Он пойдет к Отцу и упросит Отца, чтобы дал бы им другого Утешителя, чтобы быть вместо Него. Возможно ли, чтобы Иисус Христос использовал такой язык, если другой Утешитель, Который пришел бы вместо Него был бы только безликим влиянием или силой? Но более того, возможно, потому что Иисус сказал (Ин.16:7): »
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам», если этот Утешитель, Которого Он должен был послать, был просто безликим влиянием или силой? Нет, одна Божественная Личность уходила, другая Личность, столь же Божественная приходила, чтобы занять Его место, и было необходимо для учеников, чтобы вместо Того, Кто пошел предстать за них к Отцу, пришел столь же Божественный и вседостаточный как и Христос. Это обещание нашего Господа и Спасителя о пришествии другого Утешителя и Его пребывания с нами — самое великое и лучшее из всех во времени благоприятном. Это — обетование Отца (Деян.1:4) есть обещание обещаний. Мы оценим его снова, когда мы изучим имена Святого Духа.

В начало страницы

4. Описание Святого Духа может быть описанием только Личности.

Мы читаем в Ис.63:10: «Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них». Здесь нам говорится, что на Святого Духа восстали и огорчили (см. Еф.4:30). Только на личность можно восставать и только на личность со властью. Только личность может быть огорчена. Вы не можете огорчить простое влияние или силу. В Евр.10:29 мы читаем: «то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» Здесь нам говорится, что Святой Дух «оскорблен». Имеется всего лишь один вид жизни во вселенной, который может быть оскорблен, это — личность. Абсурдно думать о оскорблении влиянии или силы или любой другого существа кроме личности. Мы читаем снова в Деян.5:3: «Тогда Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли» Здесь мы видим Святого Духа как Того, Кому можно лгать. Нельзя лгать не личности.
Личность{*человек*}.
В Мф.12:31,32 мы читаем: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» Здесь нам говорится, что Святой Дух поношаем. Невозможно поносить не личность. Если Святой Дух — не личность, то конечно поношение Его не может быть более серьезным и решающим грехом, чем поношение Сына Человеческого, нашего Господа и Спасителя, Иисус Христа.
Здесь мы имеем четыре отличительных и решающих линии доказательства, что Святой Дух является Личностью. Теоретически большинство из нас верит этому, но в наших реальных мыслях о Нем и в нашем практическом отношении к Нему, относимся ли мы к Нему как действительно к Личности? В завершении разговора о Личности Святого Духа на библейской конференции несколько лет назад, та, кто был членом церкви много лет, членом одной из наиболее ортодоксальных современных деноминаций, сказала мне: «я никогда ранее не думала о Нем как о Личности». Несомненно эта Христианка часто пела:
Хвалите Бога, от Кого все благословения,
Хвалите Его все существа внизу,
Хвалите Его вверху, вы, небесное воинство,
Хвалите Отца, Сына и Святого Духа.
Несомненный она часто пела:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
Как это было в начале и теперь и будет всегда,
Мир без конца, Аминь.
Но одно- петь слова и весьма другое — понимать смысл того, что мы поем. Если бы эту христианку спросить о ее исповедании, то она несомненно сказала бы, что она верит, что есть три Личности в Божестве: Отец, Сын и Святой Дух; но богословское исповедание — это одно, а практическая реализация истины, которую мы исповедуем — это другое. Так что вопрос вот в чем, независимо от того как ортодоксальны вы можете быть в ваших положениях веры: «Вы считаете Святого Духа такой же реальной Личностью как Иисус Христос, таким же любящим и мудрым и сильным, столь же достойным вашего доверия и любви и преданности как Сам Иисус Христос?
Святой Дух пришел в этот мир, чтобы быть для учеников нашего Господа после Его отшествия и для нас, тем же, кем Иисус Христос был для них в дни Его личного пребывания с ними (Ин.14:16,17). Он таков для вас? Вы знаете Его? Каждую неделю в вашей жизни Вы слышите апостольское благословение: «Благодать Господа Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общению Святого Духа со всеми вами». (2Кор.13:14), и слыша это, вы принимаете значение этих слов? Вам известно общение Святого Духа? Общение Святого Духа? Сотрудничество Святого Духа? Товарищество Святого Духа? Близкая личная дружба Святого Духа? Здесь находится вся тайна реальной Христианской жизни, жизнь свободы и радости и силы и обилия.
Иметь вездесущего Друга и сознавать Его, Святого Духа и предавать жизнь во всех ее частях полностью под Его контроль это и есть истинная Христианская жизнь. Доктрина Личности Святого Духа столь же определенна в духовной жизни что и учение Иисуса о Божестве и об искуплении через Иисуса Христа. Но недостаточно верить доктрине, нужно знать Самого Святого Духа. Вся цель этой главы (Бог помогает мне говорить это в почтении) это представить нас моему Другу, Святому Духу.

В начало страницы

Бесплатные книги on-line

  • Главная страница Библиотеки
  • Книги по авторам
  • Книги по темам

Как пишется слово «Святой Дух»?

Поиск информации на сайте Информация о словаре Семантика слов в таких словарях, как правило, не приводится. Исключение лишь в том случае, если их различие ка… Орфографический словарь — это книга, в которой по алфавиту расположены слова в их грамотном написании, при это… адм.терр. — административно-территориальныйанат. — термин анатомии археол. — термин археолог… Текстология.руСловари Орфографический словарь русского языка Как пишется слово
Как написать слово (словосочетание) Святой Дух? Как правильно поставить ударение и какие имеет словоформы слово (словосочетание) Святой Дух?

Святой Дух

⇒ Правильное написание:

Святой Дух

⇒ Гласные буквы в слове:

Святой Дух

гласные выделены красным

гласными являются: я, о, у

общее количество гласных: 3 (три)

• ударная гласная:

Свято́й Ду́х

ударная гласная выделена знаком ударения » ́»

ударение падает на буквы: о, у,

• безударные гласные:

Святой Дух

безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием » «

безударными гласными являются: я

общее количество безударных гласных: 1 (одна)

⇒ Согласные буквы в слове:

Святой Дух

согласные выделены зеленым

согласными являются: С, в, т, й, Д, х

общее количество согласных: 6 (шесть)

• звонкие согласные:

Святой Дух

звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием » «

звонкими согласными являются: в, й, Д

общее количество звонких согласных: 3 (три)

• глухие согласные:

Святой Дух

глухие согласные выделены двойным подчеркиванием » «

глухими согласными являются: С, т, х

общее количество глухих согласных: 3 (три)

⇒ Формы слова:

Свято́й Ду́х (о Боге), но: святы́м ду́хом (неизвестно каким образом)

⇒ Количество букв и слогов:

гласных букв: 3 (три)

согласных букв: 6 (шесть)

всего букв: 9 (девять)

всего слогов: 3 (три)

Смотрите также правописание других слов в
орфографическом словаре русского языка: События и новости культуры и образования:

11.01.2019 Ольга Васильева рассказала, что в 2019 году произойдут качественные изменения в сельс …
11.01.2019 Министр просвещения пояснила, что первоклассникам важны комфортные условия, а не прес …
Кнопки социальных сетей Последние статьи о словаре Уже в начальных классах учителя обучают учеников использовать орфографические словари. Обучение, направленное … Школьный орфографический словарь — это справочник, которым пользуются учащиеся во время уроков и при подготовк… Как правильно пишется то или иное слово мы всегда можем узнать из словаря.Всем известный Орфографический сл… Последние добавления на сайт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *