Святой прокопий устюжский

Житие Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого

Тропарь Глас 4:

В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества / принял еси, блаженне, / молитвами, бдением и пощением, / тело изнурив, душу же возвысив на Небесная, / Царя всех Христа Бога славы узрети сподобися / и неувядаемым венцем увязеся. Ему же с лики святых предстоя, / за люди своя моление предлагая, / тепле пролия слез источник, / избавил еси град Великий Устюг и люди своя / от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти./ Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти: / о Прокопие чудесне, ходатай нам буди ко Господу / во дни нашедших печалей, рабом твоим, / и молися, спасет души наша.

Кондак 1

Избранный и дивный в житии и чудесех угодниче Божий, святый блаженный Прокопие, песньми духовными любовию восхваляем тя, небеснаго заступника нашего и молим ти ся прилежно: яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед освобождай, да зовем ти: Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный Чудотворче.

Наша церковь носит имя святого Блаженного Прокопия Устюжского и Любекского, который является особо чтимым святым как на устюжской земле в России, так и среди русских православных в Северной Германии.

Немец по происхождению он принял Православие и остался на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия — юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами.

Из Любека в Новгород (правая фреска,

сев.придел)

В 13-м веке он прибыл на на корабле, груженном очень большим богатством, с целью торговли из ганзейского Любека в Великий Новгород по поручению своего отца. И видит он в Великом Новгороде истинную христианскую православную веру, множество прекрасных церквей, поклонение святым иконам, слышит великий звон и святое пение, и чтение святых книг, множество монастырей, построенных около Новгорода и весьма обилующих монашеским чином. И после того, что увидел, он и понял, снизошла на него Божья благодать. И с тех пор всей душой и сердцем своим устремился к истинной Христовой вере и начал печься о ней и радеть всем существо своим день и ночь, как бы ему свершить истинный подвиг Бога ради.

Возлюбив землю Новгородскую и веру православную, ушел он от своих спутников, спрятавшись от них. Потом начал ходить по городу и монастырям, искать себе учителя, мудрого и разумного, истинного наставника в вере Христовой. И пришёл он в один монастырь, где игуменом был преподобный Варлаам, который стал для Прокопия учителем и наставником в вере Христовой. Он становится монахом и живёт в монастыре у преподобного Варлаама, начинает пост и великое о Боге терпение, принимает святое крещение и раздает всё своё имущество нищим и неимущим, Христа ради, и в монастырь преподобного Варлаама на церковное строительство храма боголепного Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

С той поры он принял житие юродствующего Христа ради, перешел в буйство, по апостолу, глаголющему: «Братия, Бог избрал житие простодушных в мире этом, чтобы посрамить власть сильных и рассудочных мира сего, и для этого выбрал людей покорных и неимущих, дабы изничтожить имущих людей» . Многие люди Новгорода стали восхвалять его за житие и стойкость, говоря, что человек этот велик перед Богом, ибо пришел с Северной страны, из немецкой земли кораблем с большим богатством, а здесь все свое имущество роздал нищим и сиротам и в монастырь Христа ради, сам же превратился в юродивого и облекся в разодранные и непотребные одежды, став блаженным Христа ради. Блаженный Прокопий всегда слышал эти слова от людей, обращающихся к нему и весьма восхваляющих его. Но когда блаженный приходил к преподобному Варлааму, он передавал ему все похвальные слова, сказанные людьми, и затем говорил преподобному: «Я, отче, совсем не требую этого и не хочу тленной этой славы видеть и слышать от людей, ибо хочу будущей вечной жизнью наслаждаться и твоим великим учением и назиданием. И поэтому хочу, отче, отсюда удалиться и отправиться в путешествие в Восточные страны, где повелевает мне быть Господь». Преподобный же Варлаам, слыша от Прокопия такие слова, стал говорить ему: «Чадо Прокопий, не подобает тебе исходить из монастыря в мир, пока не прекратится о тебе людская молва, но побудь здесь хотя бы в течение одного года в затворничестве». И блаженный Прокопий ответил ему: «Я, отче святой, не нуждаюсь в этом и не хочу здесь оставаться. Сотвори обо мне, грешном, молитву ко Господу Богу и благослови меня на путешествие».

По благославлению преподобного Варлаама он отправился из Великого Новгорода в путешествие в восточные страны. И проходил блаженный многие города, и села, и страны, и непроходимые леса, и топи, и болота непроходимые, и все это с радостью терпел святой Христа ради, желая отыскать прежде потерянное небесное отечество. В пройденных городах и окрестных землях блаженный Прокопий перенес много оскорблений и позора, и побоев, и тычков от неразумных людей. Святой представлялся им юродивым или безумным и ничего не отвечал, а только говорил про себя: «Господи, помилуй!» — и молился за них: «Господи, не поставь им это во грех, ибо не ведают, что творят!» Великое свое терпение явил: от зимнего мороза замерзал, а в летнее время сгорал от солнечного зноя; днем ходил как юродивый, а ночью пребывал без сна и молился непрестанно Господу Богу, оплакивая грехи свои, а про себя говорил, утешая свою душу: «О Прокопий, подобает тебе, претерпев многие муки, войти в Царствие Небесное, ибо только прилагающие усилия достигают его». И утешая себя такими милосердными словами, блаженный Прокопий переходил из города в город, из страны в страну и пришел к достойному месту, которое было ему уготовлено.

Из Новгорода — в Устюг (левая фреска,

сев.придел)

И дошел блаженный Прокопий до Великого и славного града Устюга и вошел в него. И опочил после своего путешествия в верхнем конце города в ветхой часовне. Затем встав, пошел по городу и увидел в городе красоту церковную, и пожелал блаженный Прокопий тут жительствовать. Тогда все горожане увидели его и, вообразив, что он юродивый и убогий умом, вознаградили градом ударов, тычков, оскорблений, обид и ранили его. Блаженный же Прокопий, как будто чужим телом, воспринимал с благодарностью и переносил все эти оскорбления от них, неразумных людей, взирая и уповая на предстоящий подвиг, на главу веры и свершителя, Иисуса. А досаждающим ему людям не хотел причинить никакого зла и лишь мысленно молился за них, говоря: «Владыка, Царь Небесный, не посчитай им это за грех, ибо не сознают, что творят».

Когда он молился Господу Богу, то был невидим людям; Божьей помощью и благодатью был прикрываем. Житие блаженного Прокопия было таково. Славу мира суетного и мимотекущего он ни во что не ставил. Днем оскорбляемый и избиваемый людьми был истязаем многими обидами, а ночью не давал себе никакого покоя, а ходил по городу и по всем божьим церквям и молился Господу с обильными слезами, стоя на коленях, прося у Бога помощи городу и людям. С утра же опять весь день блаженный Прокопий ходил по городским улицам, пребывая в юродстве. Когда же святой хотел обрести покой от многих своих трудов или немного уснуть, тогда он ложился на улице, на помойке, или на куче мусора, или в ветхой некрытой часовне, не прикрывая свое нагое тело. И зимний мороз, и снег, и летний солнечный жар, и зной и дождь — все это переносил блаженный Прокопий с радостью и благодарностью Бога ради. И так проходили дни его жизни, И как блаженный Прокопий возлюбил Бога всей своей душою и телом, так и Бог его возлюбил и прославил в мире с юного возраста не только в наш век, но и в будущем царствии, сторицею воздав ему превеликую Свою благодать. И принял от Него блаженный Прокопий пророческий дар, а также дар чудотворения.

Затем блаженный Прокопий изволил жительствовать на паперти у соборной апостольской церкви пресвятой Богородицы, честного и преславного Ее Успения. Соборная же церковь тогда была деревянной и весьма высокой. Здесь, при церкви Пресвятой Богородицы, блаженный Прокопий бывал постоянно: зимой и летом, днем и ночью, тут же, не входя ни к кому в дом и не беспокоясь о пище и одежде, принимал немного пищи от богобоязненных прихожан и тем питал свое тело (и то не всякий день); от богатых же не принимал никакой пищи. Вот такой была жизнь этого блаженного.

Следует вспомнить важнейшие из множества чудес святого преподобного и блаженного Прокопия;

-Прокопий предвидит и предупреждает нежелающих покаяться в своих грехах горожан о надвигающейся каменной туче на Устюг. Благодаря усердным молитвам с обильными слезами и посту удаётся спасти город , но последствия этого камнепада можно увидеть и сегодня — неподалеку от города гигантский кратер, который образовался с тех пор.

-После страстной молитвы святого Прокопия перед иконой Богоматери, от образа брызнул благовонный источник мирра и потек по земле и полил многих стоящих тут людей.

-Случилось идти со своими родителями дочери некоего посадского человека Марии (трех лет от роду) во время вечерни мимо церкви Пречистой Богородицы честного и славного Ее Успения. Тогда множество людей стояло у соборной церкви, слушая вечернее пение. В это время блаженный Прокопий встал и сошел с церковной паперти. По обыкновению, святой являлся людям как безумный и юродствующий, а в этот раз, вопреки обычаю, блаженный Прокопий отдал той девочке земной поклон и сказал во всеуслышанье людям, что это идет девица Мария, будущая мать Великого отца святого Стефана, архиепископа и учителя Пермского. Тогда на церковной паперти это видели и слышали многие люди, и они стали дивиться тем словам и пророчеству блаженного Прокопия: в то время еще не было в пермской земле ни единого верующего во Христа, ибо все живущие там были язычниками.

— В зимнюю ночную стужу, когда никто не хотел впускать юродивого в дом, отгоняя палками, как пса, и его посиневшее тело начало уже замерзать на паперти церкви Пресвятой Богородицы, ему явился ангел-спаситель и чудесным образом наполнил его таким теплом, что спас его.

Об этом он доверительно рассказал будущему отцу святого Стефана Пермского юному Симеону, который рассказал об этом и других событиях лишь после

представления святого.

И наконец о постоянном знаке его проницательности и пророчеств, а также о непременном атрибуте на его иконах — кажущиеся бессмысленными — три кочерги, которые он носил в левой руке.

Когда кочерги святого бывали расположены прямо, это означало, что летом будет обильный урожай хлеба и изобилие других земных плодов, а когда его кочерги не были обращены главами вверх, означало, что ожидается хлебный неурожай и скудость других всяких плодов, и случался большой голод.

Свой день смерти святой также предвидел заранее, он умер 8-го июля 1303г. вблизи монастыря Пресвятой Владычицы честного и славного Ее Введения и святого великого архистратига Божьего Михаила и прочих небесных бесплотных сил, у святых ворот в конце помоста. Через три дня было найдено его мертвое тело под огромным сугробом, нанесенном снежной бурей.

С большими почестями он был похоронен в соборной церкви. В 1547 году был причислен к лику святых на Соборе.

Почитаниае юродивых Христа ради на Руси

Taкoв был путь святого праведного Прокопия, первым на Руси совершивший один из самых тяжелейших подвигов — юродство Христа ради, ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.

Позже еще 35 человек на Руси добровольно последовали путем Юродства, совершили подвиг христианского благочестия ради служения Богу и были канонизированы Православной церковью.

Русский народ питает особую любовь к такому типу святых. На западе и в других православных странах такое явление, как парадоксальный вид духовного подвижничества, добровольное отречение от ума и добродетели, принятие на себя образа безумного при полном внутреннем самосознании во славу служения Богу — почти не встречается.

Из Устюга — в Любек и Гамбург

После второй мировой войны сотни тысяч людей, спасаясь от сталинской диктатуры и нищеты эмигрировали из бывшего Советского Союза, в поисках новой родины в Западную Европу, а также на север Германии. И здесь они всем сердцем приняли бывшего купеческого сына из Любека, который так же как и они покинул свою родину, стал эмигрантом. Но не по причине политических неурядиц и войны прибыл он тогда на север России, а из-за внутреннего беспокойства, поиска истинной веры, и именно здесь снизошла на него Божья благодать и он обрёл с Божьей помощью душевный покой.Добровольно оборвав все светские и родственные связи, отказавшись от благ жизни земной, немецкий юродивый Христа ради Прокопий стал образом, объединящий народы. Образ , который выражает стремление русской души к объединению с Богом, а также уверенность, что для Бога важно не географическое происхождение и культурный уровень, а истинное признание Его Господства. Поэтому и назвали православные русские свои новые церкви в честь святого блаженного Прокопия Любекского и Устюжского, открыли и открывают в чужом для них окружении ищущим людям другой веры защищенность на острове «святая Русь», объединяя со своим горячим желанием интегрироваться в иное для них культурное пространство.

Таким образом вернулся эмигрант по религиозным убеждениям святой Прокопий Устюжский, истинной родиной которого является Царство Божие на его мирское место рождения в Северную Германию.

© Н. Ф. Дробленкова, перевод.По изданию: Жизнеописания достопамятных людей земли

Русской (Х-ХХ вв.). – М.: Московский рабочий, 1992. – С. 117-126

P. N.Wolper «Der selige Prokop von Lübeck und Ustjug»

Dr. A.Backhaus/M.Schulz «Die russische orthodoxe Kirche des Heilgen Prokop in Hamburg».

Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый святой, первый настоящий юродивый на Руси. О настоящем имени святого Прокопия не известно ничего, оно затерялось несколько веков назад и нет надежды, что когда-либо будет установлено, поскольку в первом житие святого Устюжского чудотворца, написанном в 16 веке, уже называлось имя Прокопий.

Содержание статьи

Жизнеописание

Имя и фамилия, данные Прокопию Устюжском при рождении, дата его рождения и даже место, где он родился, ничего из этого не удалось установить точно. Есть мнение, что родиной святого является город Любек, что находится на севере Германии, а сам он произошёл принадлежал к знатному прусскому роду купцов, входивших в Ганзейский союз.

В житие говорится, что отец блаженного Прокопия принял смерть, участвуя в сражении пруссов против немцев. После гибели отца Прокопий покинул Восточную Пруссию, отправившись в Великий Новгород. Вместе со всеми своими богатствами на кораблях он следовал по привычному для купцов морскому маршруту Любек-Новгород. В Новгороде был расположен филиал Ганзы, имевший название «Петергоф».

Примерно в 1243 году Прокопий с кораблями прибыл в Великий Новгород. Купца поразило множество церквей, монастырей, их красота, многочисленные колокола с их доброгласным звоном, набожность и усердие народа, посещающего церковные службы. Прокопий не ожидал такого отношения к вере у людей, которые не придерживаются католичества и не признают римского первосвященника.

С большим интересом юный Прокопий отправился в Храм Святой Софии, побывал в других церквях и монастырях, воочию узрел торжественные и благолепные обряды Православной Церкви, восхитился стройным хоровым пением.

Незнакомое Прокопию доныне православие настолько поразило молодого человека, что он решился сменить свою католическую веру. Вдохновлённый подвигом иноков, Прокопий принялся раздавать свои богатства — товары и имущество, оставшееся от отца, нуждающимся людям Новогорода, пожертвовав часть богатство Варлаамо-Хутынскому монастырю, основанному в 1192 году. Старец Варлаам Прокшинич, подражающий основателю монастыря Варлааму Хутынскому, стал наставником Прокопия. Прокопия жители Новгородца почитали и прославляли за его праведную жизнь. Тогда же Прокопий стал юродствовать. Днями и ночами он бродил по улицам и не престанно молился Богу.

Прокопий, в желании совершить более строгий христианский подвиг, любил бродить по местам русского севера. Так однажды он совсем покинул Великий Новгород и направился в город Великий Устюг, полюбившийся ему своим величием, славой и такой же, как в Новгороде, красотой церквей. В Устюге местом жительства он выбрал паперть Храма Успения Божией Матери. Одеждами блаженного стало рубище, добрые горожане подавали ему подаяние, на которое он и жил. Кроватью Прокопию служили сырая земля, камни или кучи мусора. Утешался юродивый общением с одной праведной четой — Иоанном Бугой (ханским баскаком, принявшим православную веру) и его женой Марией, а также с другим блаженным — Киприаном, основавшим Устюжскую обитель в честь Архистратига Михаила.

В одну летнюю ночь к Прокопию спустился белоснежный ангел, напророчивший окончание земного подвига блаженного. Промолвив, что 8 июля Господь заберёт Прокопия к себе, божественный вестник исчез. Прокопий воспринял известие с благоговением и нетерпеливо ожидал предсказанный день, рассказывая горожанам о явлении ему ангела.

В тёплую ночь на 8 июля Прокопий покинул городские стены, вышел в поле, в последний раз преклонил колени и помолился Богу, улёгся на бок, поджав под себя ноги, и смиренно умер во сне. Это был 1303 год. Житие говорит, что сам Господь не оставил тело блаженного без покрова, позаботившись о нём: в ночь 8 июля, в момент смерти юродивого, пошёл снег. Устюжане обнаружили тело Прокопия и выполнили его последнюю волю, похоронив его на берегу реки Сухона, рядом с камнем, на котором любил проводить своё время блаженный и возле которого просил его захоронить.

Чудо святого Прокопия

В житие Прокопия Устюжского сказано, что в 1290 году блаженный сумел предвидеть страшное стихийное бедствие: в 20 верстах от города Великий Устюг упал метеорит. Его падение привело к сильным бурям с грозами, лесным пожарам и разрушительному смерчу, сметавшему всё на своём пути.

Предчувствуя падение метеорита, юродивый Прокопий за неделю до трагедии ходил по Устюгу, со слезами на глазами убеждая жителей города покаяться и помолиться Господу ради спасения города и своих жизней. Прокопий пытался предупредить горожан о Божьем суде, который должен вот-вот свершиться, но над ним лишь смеялись и не верили. Как только загремел гром, засверкала молния и разразилась страшная буря, устюжане в страхе искали спасения с самом укреплённом и безопасном здании города — в соборном храме. Там они застали Прокопия, который на коленях молился за городских жителей и за сам город.

Церковное предание гласит, что в тот страшный час Прокопий возносил молитвы древней иконе Благовещения, которую позднее перенесли в Москву. Эта икона получила название «Устюжское Благовещение», русская церковь установила день празднования этой иконы — 8 июля по юлианскому календарю. Праздник называется «Знамением от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге». Но ни в одном историческом очерке подобных данных о присутствии иконы в Устюге нет.

О чем молятся Прокопию?

Прокопия Чудотворца люди просят о заступничестве перед Богом, о спасении души, о защите городов.

Память о святом

Юродство святого длилось 60 лет. После его смерти церковь причислила блаженного к православным святым. Прославление церковью проводилось в Московском Соборе в 1547 году, день памяти Прокопию установлен 8 июля, в день смерти юродивого.

В историю Прокопий Устюжский вошёл как первый святой, которого церковь прославила в лике блаженных. «Житие Прокопия» составил в 16 веке сын игумена Сольвычегодского монастыря Дионосий, через много веков после смерти юродивого.

В честь Прокопия Устюжского получил своё название город Прокопьевск.

Православные свято верят, что у гроба Прокопия Устюжского могут совершиться чудесные исцеления от болезней, прочие чудеса. Некоторые верующие говорят о том, что им являлся сам святой.

Прокопий Устюжский

Материал из Википедии — свободной энциклопедии В Википедии есть статьи о других людях с именем Прокопий.

Прокопий Устюжский
Рождение XIII век
Любек (?)
Смерть 8 июля 1303
Великий Устюг
Почитается в Русской православной церкви
В лике блаженных
День памяти 8 июля (по юлианскому календарю)
Категория на Викискладе

Проко́пий У́стюжский (Прокопий Лю́бекский, нем. Prokopius von Ustjug und Lübeck) (?), Любек (?) — 8 июля 1303, Великий Устюг) — блаженный (юродивый во Христе) чудотворец, святой Русской православной церкви.

Был любекским ганзейским купцом знатного прусского рода.

Жизнеописание

Мирское имя, фамилия, дата и место рождения — точно не установлены (по некоторым данным Jacob Potharst). В житии сказано, что он происходил из знатного рода любекских купцов-патрициев.

После смерти отца, который погиб в одном из сражений пруссов с немцами, Прокопий вынужден был покинуть Восточную Пруссию. Он погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород. В то время морской путь Любек-Новгород — привычный маршрут ганзейских купцов. В Новгороде располагалась контора-филиал Ганзы — новгородский «Петергоф».

Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород, он был поражён множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам.

Икона праведного Прокопия с житием
(1669 год, Великий Устюг, Краеведческий музей)

Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри. Желая подражать подвигу иноков, он раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным; пожертвовал его часть в незадолго до этого основанный (1192 г.) Варлаамо-Хутынский монастырь.

Здесь его наставником был старец Варлаам Прокшинич, который во всем подражал основателю обители Варлааму Хутынскому (†1192 г.)

После того, как Прокопия за праведную жизнь стали почитать новгородцы, он начал юродствовать:

«В день убо яко юрод хождаше, в нощи без сна пребываше, и моляшеся непрестанно Господу Богу» (Житие Прокопия, С. 16).

Позже он удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери.

Жил на подаяние, был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета — Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником — блаженный Киприан, основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила.

Чудо святого Прокопия

Моление Прокопия и Иоанна Устюжских иконе Благовещения

В 1290 году, согласно житию, Прокопий предвидел стихийное бедствие — сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Великого Устюга. За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города — соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия.

Церковное предание считает, что Прокопий молился перед древней иконой Благовещения, перенесённой позднее в Москву. В честь этой иконы, получившей название «Устюжское Благовещение», в Русской церкви 8 июля (по юлианскому календарю) установлено празднование — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге». Однако исторические данные не подтверждают присутствие данной иконы в Устюге.

Память о святом

Прокопий прожил в юродстве 60 лет. После смерти он был причислен к лику православных святых. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля (по юлианскому календарю).

Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. «Житие Прокопия» было составлено в XVI веке, то есть много спустя после преставления святого, сыном игумена Сольвычегодского монастыря Дионисия. По замечанию В. О. Ключевского житие, к сожалению, «плохо написанное, составленное из отдельных эпизодических рассказов, имеющих очень мало литературной связи». По тексту «Жития Прокопия» можно определить источники, по которым оно составлено:

«Аз окаянный написах о житии и чудесех его втайне и сия предах Божиим церквам, а иное имех у себе и церковные повестницы за много лет, свитцы писанные приготовани быша про такова свята мужа».

В честь святого назван город Прокопьевск.

См. также

  • Великий Устюг (метеорит)
  • Российские немцы

Примечания

  1. ↑ Владимир Станулевич — Прусский купец и русский святой Прокопий Устюжский — ИА REGNUM
  2. ↑ St.Ljaschewski. Der Heilige Prokopij von Lübeck., S. 1.
  3. ↑ там же, S. 2.
  4. ↑ Варлаам Прокшинич (Алексей Михайлович Прокопинич (Прокшинич)) См. Новгородская летопись. Старший и младший своды. Именной указатель (укр.)
  5. ↑ См.: Варлаам Хутынский (Алекса Михалевич) — Словарь Святых: Библиотека Якова Кротова
  6. ↑ Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец : Православный календарь 2014
  7. ↑ Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге на сайте Православие.Ru
  8. ↑ Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.-Л., 1947. С. 39-43
  9. ↑ 1 2 В. Ключевский. Жития святых… С. 277

Ссылки

Прокопий Устюжский на Викискладе
  • Ekkart Sauser: Prokopius v. Ustjug. — in: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon
  • Русские святые: Прокопий, Устюжский: чудотворец, блаженный
  • Поминовение Святого Прокопия
  • Прокопий и его родословная, Житие Прокопия, статьи, альбом икон

Библиография

  • Житие преп. Прокопия Устюжского. СПб. 1893.
  • Василий Осипович Ключевский. Жития святых как исторический источник. М., 1871.
  • Жития святых, изложенные по руководству четьи-миней свят. Димитрия Ростовского. М., 1904.
  • Erzpriester Stephan Ljaschewski. Der Heilige Prokopij von Lübeck. — Hrsg. von Griech.-orthodoxe Kirche von Lübeck: Lübeck, 1948.
  • Ernst Benz. Russische Heiligenlegenden. Verlag: Waage, Zürich, 1953, 428—429, 283—292.
  • Iwan Kologriwow. Das andere Russland. Versuch einer Darstellung des Wesens und der Eigenart russischer Heiligkeit. München, Manz, 1958, 379 S.
  • Michael Evdokimov. Russische Pilger. Vagabunden und Mystiker. Salzburg: O. Müller, 1990, 238 S.
  • С. A.Иванов. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994.
  • Житие святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Aрхеогр. и текстол. подг., пер. Л. И. Щеголева. Сост.: С. В. Завадская. М., 2003.
  • Власов, А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб., Изд. Олега Абышко, 2010, 640 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *