Святой Василий великий

Содержание

Василий Великий — Вселенский учитель. Житие Святителя Василия

14 января — день памяти учителя Церкви святителя Василия Великого.
В этот же день, 14 января: Великий Церковный Праздник — Обрезание Господне.
12 февраля — Собор Вселенских учителей: святитель Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Василий Великий — о чем молятся святому
Житие святого Василия Великого
Молитвы святому Василию Великому
Акафист святому Василию Великому
Величание Великому Учителю
Видеофильм про Василия

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ

Святой учитель Василий Великий, в первую очередь, оказывает помощь в просьбах об избавлении от страхов и укреплении веры, он помогает избавиться от гонений или несправедливого отношения от начальства.
Милосердие и благотворительность Василия Великого до сих пор помогают людям в исцелении от болезней. Святого можно просить о помощи в учебе, в научных исследованиях – святитель сам был очень образованным человеком и изучил множество наук.
Отличный оратор, Василий Великий обладал даром убеждать людей, поэтому он покровительствует тем людям, кто связан с просвещением.
Также вселенский учитель Василий Великий может помочь в обретении жилья или улучшение жилищных условий, о даровании хорошего урожая и во многих других областях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Родился Василий около 330 года (во время правления Константина Великого) в Кесарии, административном центре Каппадокии. Его семья была знатного рода, все дети воспитывались в сильном почитании христианской веры. Итогом такого воспитания явился то, что пять (из десяти) детей были причислены к лику святых.

Василий получил на своей родине в Кесарии хорошее образование, потом продолжил обучение в Константинополе, затем он поехал в Афины, где судьба свела Василия с другим очень мудрым человеком – Григорием Богословом. Оба Вселенских учителя были похожи друг на друга смиренномудрием, кротостью и благонравием, они так и остались друзьями до конца своих дней.

Святой Василий очень кропотливо изучал все науки, до нас дошли отзывы его современников: «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, – это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

Веррнувшись из Афин, Василий сначала стал заниматься, по предложению отца, риторикой и законоведением, но вскоре решил, что его путь на земле – служение Богу и решил покреститься.

Святое Крещение Василий принял только в возрасте около 25 лет – в те времена это было очень важное событие в жизни человека, иногда случалось, что люди откладывали это чуть ли не до самой своей смерти.
Чтобы совершенствовать свою христианскую веру, новообращенный Василий решил предаться аскетизму и отправился в Египет, где было очень развито монашеское подвижничество. Тут он также надеялся найти «руководителя к познанию истины». Два года Василий провел вдали от родины. Он побывал в Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, где познакомился с некоторыми знаменитыми подвижниками тех времен, изучал их труды и сам предавался христианским подвигам.

После возвращения в Каппадокию, святой Василий раздал имущество бедным. Вместе со своим другом Григорием Богословом и еще несколькими иноками, они создали христианскую общину, где вместе молились, работали и изучали труды святых отцов. Их жизнь была нелегкой, они питались тем, что выращивали, всю тяжелую работу делали сами своими руками. При этом святые Василий и Григорий тщательно изучали Священное Писание и толкование к нему. Тогда же Василий составил христианский сборник правил нравственной жизни, который взяли за основу многие мужские и женские монастыри.

В те годы большую опасность приобрело учение Ария, который опровергал единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, он утверждал, что Бог-Отец занимает главенствующее положение, а Бог-Сын и Святой Дух подчиняются Отцу, что в приципе было гораздо понятнее обычным людям.

Отец Григория Богослова, который служил епископом в Назианзе, был уже старым человеком и физически не имел сил бороться с еретиками, поэтому он вызвал своего сына к себе в помощь. Так святитель Григорий вынужден был оставить друга, а после его ухода святой Василий вернулся в Кесарию, где был рукоположен в диаконы, а в 364 году стал пресвитером.
Новые заботы были по душе святому Василию, он с увлечением занимался попечениями об иноках и проповедовал слово Божье. Своими трудами он снискал себе такое уважение среди людей, какого не было даже у самого епископа Кесарийского Евсевия. До самой смерти Евсевия (370 г.) Василий фактически управлял кесарийской церковью, хотя по иерархии он был вторым.

Святитель Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия. В это время Василий Великий составил чин литургии, беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил, а также написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности».
В 370 году, после смерти Евсевия, святой Василий был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской, святитель занимается благотворительностью, заступается за невинных и гонимых людей, люди очень полюбили своего пастыря за честность и милосердие.
В эти годы им была написана книга о Святом Духе, в которой сказано о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Василий Великий разъяснял и поддерживал православных в борьбе с арианством, сохранилось множество писем к разным епископам, священникам и простым людям.

Пришедший к власти император Валент был сторонником арианства. Он очень негативно относился к архиепископу Василию и даже угрожал ему, на что получил от святителя ответ:

«Все это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

После такого твердого ответа император скрыто посетил храм, где служил святой Василий, послушал его проповедь и признал его ум и твердость в вере. После этого нападки на Василия прекратились, хотя император и не принял общения с Василием.

С юности преследовавшие болезни святого, неустанное подвижничество, скорби пастырского служения подорвали силы Василия. 1 января (14 января по новому стилю) 379 года окончилась земная жизнь святителя и Вселенского учителя Василия Великого. Всего два года он не дожил до Второго Вселенского собора (381 г.) в Константинополе, где были приняты его богословские идеи.

Заслуги святого Василия проявились не только в решении арианского кризиса и «успокоения» Церкви. Он также приложил много сил к упорядочиванию монашества. Личный опыт Василия говорил ему, что увлекшись монашеством, можно даже “сгореть”, оторвать себя от Церкви чрезмерным рвением. Будучи уже епископом, святитель опубликовал монашеские правила в двух редакциях, пространной и краткой. Стараниями Василия в монастырский распорядок были введены восьмикратные общие молитвы в течение дня: утреня, вечерня, повечерие, полунощница и молитвы первого, третьего, шестого и девятого часов.

Святитель Григорий Богослов писал про своего друга Василия Великого так:

«Он был опора веры, правило истины, образец в Церкви, обитель Духа, муж, превзошедший меру и жизни человеческой, и добродетелей, муж многообъемлющий, великий и святой; душа его была Божественна, он был мужественный подвижник истины, который не иным чем дышал, как благочестивым и спасительным для всего мира учением; для всех был он образцом веры и добродетели, слово его было высокомудренно, глубоко и совершенно».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

— ВИДЕОФИЛЬМ ПРО СВЯТИТЕЛЕЙ ВСЕЛЕНСКИХ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Поделиться:

  • СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА

  • Митрополит Тихон (Шевкунов)

    Проповедь епископа Тихона 15 апреля 2018 в храме святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

  • СЕГОДНЯ ПРАЗДНУЕМ

    12 января, суббота(30 декабря по ст.ст.) Суббота по Рождестве Христовом и пред Богоявлением. Свт. Макария, митр. Московского (1563). Мц. Анисии (285–305). Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Ап. от 70-ти Тимона (I). Мч. Филетера Никомидийского (311). Прп. Феодоры Кесарийской (VIII). Прп. Феодоры Цареградской (940). Мц. Марии Даниловой (1946).

  • Радио «ВЕРА» онлайн

    В эфире – только светлая музыка. Программы о Церковном календаре, толкование Евангелия, о семье.

Василий Великий

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 ноября 2018; проверки требуют 2 правки. В Википедии есть статьи о других людях с именем Василий.

Василий Великий
Μέγας Βασίλειος
икона XVIII века
Рождение ок. 330
Кесария
Смерть 379
Кесария
В лике святителей
День памяти в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля), в Католической церкви — 2 января
Труды многочисленные богословские сочинения, составление чина литургии
Василий Великий в Викитеке
Категория на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Василий Великий (значения).

Васи́лий Вели́кий (греч. Ἅγιος Βασίλειος ὁ Μέγας (А́йос Васи́лиос о Ме́гас), ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила (обязательного для исполнения православными христианами), многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.

Жизнеописание

Изображение кисти Феофана Грека.

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Мать Василия — преподобная Эмилия Кесарийская. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где обучался в школе риторов Проэресия. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда тяготел.

Статуя св. Василия Кесарийского в одном из храмов Праги.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианства.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.

Сочинения

  • Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
  • Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию»;
  • Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы;
  • Письма: ок. 365 писем к различным лицам;
  • Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.

Учение

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

См. также

  • Базилианский орден
  • Литургия Василия Великого
  • Васильев вечер

Литература

Basilii Magni Opera, 1540 Почтовая марка Ватикана, посвящённая Василию Великому

Оригиналы

  • PG 29-32

Переводы

Древнерусские переводы

  • Литургия св. Василия Великого. Вводные сведения. Греческий и славянский тексты. / Критич. изд. М. И. Орлова. — СПб., 1909. — LXXXVIII, 413 стр.

Русские переводы

  • Беседы … на шестоднев, сиречь на шесть дней творения… — М., 1782. — 249 стр. (также перевод Л. Сечкарева: Ч. 1. — М., 1785)
  • Нравственные слова…, избранные Симеоном Метафрастом. 2-е изд. — СПб., 1824. — 354 стр.
  • Беседы … на разныя материи… 2-е изд. — СПб., 1824. — 542 стр.
  • Беседы … на псалмы. 2-е изд. — СПб., 1825. — 344, 72 стр.
  • Нравственные сочинения. — М., 1838. — XXX, 552 стр.
  • Творения. В 7 ч. — М., 1845—1848. переизд., например: Сергиев Посад, 1900—1902.
  • Творения. / Исправл. пер. Московской духовной академии. В 3 т. — СПб.: Сойкин. 1911. (есть репринты)
    • Т. 1. Беседы на шестоднев. Беседы на псалмы. Толкование на пророка Исаию. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. О Святом Духе. — 644 стр.
    • Т. 2. Нравственные правила. Беседы. О подвижничестве. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Подвижнические уставы. — 530 стр.
    • Т. 3. Письма к разным лицам.
  • Письма. — М., 2007. — 559 стр.

Новые переводы:

  • Девять бесед на Шестоднев. / Пер. Л. А. Фрейберг . Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19, 20. / Пер. Т. А. Миллер . О том, как молодым людям извлечь пользу из языческих книг. / Пер. Л.А. Фрейберг . // Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М.: Наука, 1968. — С. 45-69.
  • Гомилия на св. Рождество Христово. / Пер. А. Р. Фокина. // Богословский сборник. — 2000. — № 5. — С. 104—117.
  • Переписка с Аполлинарием (письма 361—362). / Пер. П. Б. Михайлова. // Богословский сборник. — 2003. — № 12. — С. 71-78.
  • На слова: Внемли себе / Пер. О.В. Алиевой // Свт. Василий Великий. На слова: Внемли себе. М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 2016.
  • Гомилия против гневающихся / Пер. А. Грюнерт // Философия. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — №2(1). — С. 93-116.

Исследования

  • Алиева О.В. Пайдейя как малые мистерии: Василий Кесарийский о греческой литературе // Вестник древней истории. — 2017. — № 77(2). — С. 341-355.
  • Алиева О.В. Послания к юношам об образовании в Каппадокии IV в. // Аристей. Вестник классической филологии и античной истории. — 2017. — Т. XV. — C. 77-89.
  • Архимандрит Киприан (Керн). Св. Василий Великий. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Лебедева Е. А. Св. Василий Великий. (Очерк жизни и трудов его). — СПб., 1902. — 216 стр.
  • Мурадян К. М. Василий Кесарийский и его «Шестоднев» в древнеармянской литературе. Автореф. дисс. … к. филол. н. — Ер., 1970.
  • Михайлов П. Как познать Бога. Василий Великий о познании Бога. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Михайлов П. Языковой аргумент в полемике святителя Василия против Евномия. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Михайлов П. Б.,Турилов А. А., Э. Н. Л., Иером. Дионисий (Шлёнов), Литвинова Л. В., Муравьёв А. В., Э. П. А., Лукашевич А. А., Маханько М. А. Василий Великий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 131—191. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Попов И. В. Василий Великий // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3. — Стб. 179
  • Порфирий (Попов Г. И.) Жизнь св. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийския. — М., 1864.

Примечания

  1. ↑ Молитвы утренние и вечерние, Православный журнал «Фома» (28 июля 2016). Проверено 4 декабря 2016.
  2. ↑ Святая мать святых детей

Ссылки

Василий Великий в Викицитатнике
Василий Великий в Викитеке
Василий Великий на Викискладе
  • Святитель Василий Великий: биография и собрание творений
  • Святитель Димитрий Ростовский. Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского. // «Азбука веры», интернет-портал.
Словари и энциклопедии
Нормативный контроль BAV: ADV10222791 · BIBSYS: 90205492 · BNC: a10482702 · BNE: XX1153392 · BNF: 11890479x · CONOR: 14040675 · EGAXA: 002775442 · GND: 118637797 · ICCU: IT\ICCU\CFIV\046987 · ISNI: 0000 0001 2102 9433 · LCCN: n80004066 · NDL: 00511912 · NKC: jn19990000494 · NLA: 35014866 · NSK: 000055581 · NTA: 069123144 · NUKAT: n95209613 · PTBNP: 13458 · РГБ: 000084346, 000037095, 000092533 · LIBRIS: 176405 · SUDOC: 026708426 · VIAF: 88967224
Апостольские мужи
и апологеты

Варнава Апостол †61 • Климент Римский †97 или 99 или 101 • Игнатий Антиохийский †107 • Кодрат Афинский †не ранее 130 • Аристид Афинский • Поликарп Смирнский †156 • Папий Иерапольский †155 или 165 • Аристон Пелльский †ок. 160 • Иустин Философ †165 • Татиан †ок. 180 • Феофил Антиохийский †не ранее 180—181 • Афинагор Афинский †ок. 190 • Мелитон Сардийский †ок. 190 • Ириней Лионский †202 • Марк Минуций Феликс †ок. 210 • Климент Александрийский †ок. 215
Дидахе (конец I — начало II века) • Пастырь Гермы (II век) • Послание к Диогнету (ок. 130)

Греческая патристика

Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 • Павел Самосатский(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепец †398 • Евагрий Понтийский †399 • Макарий Магнезийский †ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Синезий Киренский †ок. 414 • Феодор Мопсуестийский(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Леонтий Византийский †после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753

Латинская патристика

Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 • Новациан(ер) †ок. 258 • Арнобий Старший †ок. 330 • Лактанций †ок. 325 • Гай Марий Викторин † после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 • Пелагий(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 • Марциан Капелла ок. 425/428 • Клавдиан Мамерт †ок. 473 • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций †524 или 526 • Магн Аврелий Кассиодор †ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735

Ориентальная патристика

Диодор Тарсийский †ок. 391 • Феодор Мопсуестийский †428 • Раббула Эдесский †435 • Несторий(ер) †ок. 451 • Феодорит Кирский †457 • Барсаума Нисибийский †ок. 495 • Нарсай Нисибийский †ок. 502 • Юлиан Галикарнасский †после 518 • Севир Антиохийский †538 • Исаак Сирин †ок. 700

(ер) — осуждены за ересь

Биография Василия Великого

Биографии Все биографии Василий Великий Персоналии: Учителя, Деятели религии, Святые, Моралисты, Страница:

Василий Великий, Василий Кесарийский (около 330, Кесария Каппадокийская (Малая Азия), — 01.01.379, там же) — христианский церковный деятель, один из отцов церкви, архиепископ, Вселенский учитель. С 370 епископ Кесарии Каппадокийской.

Родился в благочестивой христианской семье. Отец его был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых: сам Василий, его старшая сестра — прп. Макрина, брат Григорий, еп. Нисский, брат Петр, еп. Севастии Армянской, и младшая сестра блж. Феозва, диаконисса. К лику святых причтена также и их мать прав. Емилия. В. В. принадлежал к тем кругам восточно-римской знати, которые безоговорочно примкнули к ортодоксальному христианству.

Глупые богаты скорее сном, чем богатством.Василий Великий

В Константинополе и Афинах Василий учился риторике, философии, астрономии, математике, физике и медицине. Почувствовав призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, Сирию и Палестину. Там он изучал творения св. отцов, упражнялся в аскетических подвигах, посещал знаменитых отшельников. Вернувшись на родину, он стал пресвитером, а затем и епископом.

Когда вновь стало распространяться и усиливаться арианство, св. Василий выступил в защиту православной веры. Как архипастырь, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным; основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вел жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений.

Стремясь к консолидации сил христианства, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Отстаивал независимость церкви от императора. Считал возможным «полезное использование» в интересах христианства античной культуры (проповедь «К юношеству»).

Велика была сила его молитвы: он мог испрашивать прощения даже отрекшимся от Господа или отчаявшимся в своем спасении грешникам. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи.

Святитель оставил множество богословских трудов: толкования на Шестоднев и псалмы, книги в защиту православного учения, беседы, аскетические трактаты, правила, письма, проповеди. Основные сочинения В. В.: «Любомудрие» (составленная совместно с Григорием Богословом антология сочинений Оригена), «Против Евномия» (опровержение арианского учения), беседы (в том числе «Шестоднев», в котором изложены принципы христианской космогонии). Сочинения В. В. (особенно «Любомудрие» и «Шестоднев»), переведённые на славянские языки, служили источником для знакомства с античными мыслителями, которых обильно цитировал В. В. Особенно важный источник для истории церковной борьбы в империи 4 в. — Письма В. В. (около 250).

Память свт. Василию отмечается 1/14 января и 30 января/12 февраля.

Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение.Василий Великий Страница: Персоналии: Учителя, Деятели религии, Святые, Моралисты,
Другие известные Учителя

• Сингх Сант Тхакар
• Горгий

Похожие фамилии и имена на букву В

• Василевский Александр Михайлович
• Василий III Иванович (Третий)
• Василий IV Иванович Шуйский (Четвертый)

Описания видов деятельности
Василия Великого

• Учителя
• Деятели религии
• Святые
• Моралисты
• Справочник профессий

Кесарийский Василий Великий

Материал из Энциклопедия фонда «Хайазг» Перейти к: навигация, поиск Дополните информацию о персоне

Кесарийский Василий Великий
Другие имена: Барсег Кесараци
Латиницей: Basileios Megas; Basileios Kaisareias
Дата рождения: 330
Место рождения: Византия
Дата смерти: 01.01.379
Место смерти: Византия
Краткая информация:
Епископ, богослов

Биография

Родился в 330г. в Кесарии Каппадокийской, Византия. Происходил из богатого известного в Понте и Каппадокии рода.

Выдающийся церковный деятель и богослов, епископ города Кесария.

Образование

Воспитанием его занималась, главным образом, бабка Макрина, ученица св. Григория Чудотворца Неокесарийского

Первоначальным обучением руководил отец, всеми уважаемый ритор в Понте.

Дальнейшее образование св. Василий получил в Кесарии Каппадокиской, в Константинополе, и, наконец, в Афинах.

Здесь он встретился со св. Григорием Богословом и между ними завязалась дружба, установилась глубокая духовная близость.

Служение

Возвратившись около 359 г. в Кесарию, св. Васлиий занялся первоначально преподаванием риторики, а затем, следуя увещаниям своей сестры Макрины, решился отречься от мира и предаться аскетическим подвигам.

Крещение

В это время он получил крещение от Кесарийского архиепископа Диания и был посвящен им в чтеца.

Путешествие (около 2 лет)

Затем для ознакомления с монашеской жизнью св. Василий отправился в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где близко познакомился с жизнью подвижников.

Жизнь в пустыне

По возвращении из путешествия св. Василий раздал свое имущество бедным и удалился в Понт, где в пустыне близ Неокесарии предался аскетическим подвигам.

Здесь часто навещал его св. Григорий Назианзен; подвижники вместе проводили время в молитве, изучении Свящ. Писания и твореий св. отцов Церкви и церковных писателей.

Здесь друзья совместно составили сборник из сочинений Оригена под названием «Оригенус филокалиа» — «Добротолюбие Оригена» (нельзя путать с «Добротолюбием», составленным в конце XVII в. Макарием Коринфским и св. Никодимом Святогорцем, и представляющим собой собрание аскетических творений IV–XV вв.).

Пресвитер

Около 363 г. преемник епископа Диания Евсевий Кесарийский вызвал св. Василия в Кесарию, посвятил его в сан пресвитера и сделал своим помощником в проповедничестве и в административных делах.

В эти годы с воцарением Валента усилилось движение арианской ереси; опасность ее распространения стала испытывать и Кесарийская область. Св. Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостал арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия, так как епископ Евсевий богословски был мало образованным человеком. Поставленный из мирян Евсевий с трудом разбирался в тяжелой церковной обстановке.

  • полемика св. Василия с Евномием
  • второе собрание монашеских правил
  • беседы на Шестоднев
  • беседы на псалмы и др.

Епископ

По смерти епископа Евсевия († 370) св. Василий был избран его преемником. В звании архиепископа Кесарийского св. Василий являлся руководителем около 500 епископов своего округа.

Примечательно, что св. Василий Великий рукоположил в сан диакона преподобного Ефрема Сирина и хотел хиротонисать его в сан епископа, но Преподобный уклонился.

  • послания, напр. св. Амфилохию Иконийскому и св. Амвросию Медиоланскому
  • литургия, носящая его имя
  • составленные им молитвы и правила для монашествующих

Главной своей задачей св. Василий считал защиту православной веры от еретической смуты арианства.

Скончался св. Василий 01 января 379 г., Византия.

Сочинения

  • Автор крупных богословских трудов, в том числе «Любомудрия» и «Бесед на шестоднев», служащих источником для знакомства с античными мыслителями и «Писем» — важного источника для истории церковной борьбы в империи.
  • Изложил основы и принципы христианской космологии.
  • Автор одной из редакций Литургии, известной под его именем.

Разное

  • Пять его братьев, (Григорий, епископ Нисский; Петр, епископ Севастийский; Навкратий — юрист)

Библиография

  • Древо
  • Личности
  • Христианский портал My Studies

святитель Василий Великий

Гимнография

  • Литургия
  • Коленопреклоненные молитвы на Троицу 18,8K

Догматико-полемические труды

  • О Предании Церковном 6,4K
  • О Святом Духе 24,5K
  • Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия 23,8K

Каноническое право

  • Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов. Правила святого Василия Великого 41,2K

Нравственно-аскетические труды

  • Беседы 49,9K
  • Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию 4,8K
  • Нравственные правила 113,6K
  • Симфония по творениям святителя Василия Великого 114,5K
  • Сотницы
  • Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве 17,8K
  • Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах 20,3K
  • Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах 26,7K
  • Слова о подвижничестве 7,6K

Письма

  • Письма к разным лицам 141,1K

Проповеди

  • Гомилия на Рождество Христово 6,6K

Священное Писание Ветхого Завета

  • Беседы на псалмы 35,1K
  • Беседы на Шестоднев 57,9K
  • Толкование на книгу пророка Исаии 31,8K

Аудиокниги

  • Беседы на псалмы
  • Беседы на Шестоднев

Собрание сочинений

  • Собрание сочинений 2,7K

Труды на иностранных языках

  • De Spiritu Sancto 428
  • Hexaemeron 447
  • Letters 543
  • Собрание сочинений свт. Василия Великого на греческом языке 1,3K
  • Три коленопреклоненные молитвы на греческом языке с переводом (греч. Οι τρεις ευχές της Γονυκλισίας)

святитель Василий Великий (329/30–379)

Дни памяти: 1(14) января , 30 января (12 февраля) (Собор Вселенских учителей и святителей)

Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя

Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь.

Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр.

Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь.

Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.

Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.

Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину. В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество. Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.

Первые шаги Василия Великого на христианском поприще

Около 358 года, почти через пять лет пребывания в Афинах, Василий возвратился в Кесарию. Некоторое время, по просьбе сограждан, он занимался преподаванием риторики. В этот период он принял Крещение, возможно, от чтимого им Кесарийского епископа Диания. Несмотря на то, что сам Василий крестился в столь зрелом возрасте, впоследствии он указывал на неуместность оттягивания этого события.

Вскоре, движимый любознательностью и стремлением ознакомиться с аскетической жизнью, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта. Здесь он самым ближайшим образом приобщился к идеалам подвижников.

Вернувшись, он раздал всё имущество нуждавшимся, оставив при себе только необходимую одежду, и вместе с немногими единомышленниками удалился в пустынное место Понта. Пребывая в уединении он занимался физическим трудом, предавался молитвам, чтению Писаний и сочинений отцов, аскетическим подвигам. Обычной пищей Василия были хлеб и вода. Спал он на земле. Вскоре к нему присоединился верный товарищ Григорий Богослов. В этот период друзья составили сборник на основе выдержек из трудов Оригена — Филокалию.

Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости. Василий принимал деятельное участие в организации религиозно-нравственной жизни приумножавшихся общин.

Нужно сказать, что представления Василия Великого о монашестве разнились с убеждениями, господствовавшими тогда среди подвижников Египта. Как известно, он отдавал предпочтение общежительному устройству монастырей, полагая, что такая форма монашества предоставляет больше возможностей для реализации братской христианской любви. По просьбе отшельников Василий составил необходимый для них свод нравственных правил.

Волновавшие Церковь догматические споры тоже не оставались без его внимания. Утверждается, что в целях содействия Церкви Василий мог позволить себе оставить дорогое сердцу убежище. Так, в 360 году он отправился вместе с епископом Дианием, который, к тому времени, посвятил его в чтеца, в Константинополь, на церковный Собор.

Служение Василия Великого в сане пресвитера

В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться возможности полюбившегося ему монашеского уединения.

Состояние Церкви в то время было смятенным, если не сказать: удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда — вот лишь немногие трудности, с какими столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.

Будучи незаурядною личностью, отныне он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан. Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, нездоровую ревность, и между ними произошёл раздор. Не желая усугублять и без того осложнившуюся ситуацию, Василий проявил благоразумие и вновь удалился в уединение. Между тем, с усилением влияния арианства Василий счёл своим долгом вернуться. Раздор был сглажен и преодолен.

В 368 году, во время голода, вызванного засухой, Василий, силой пастырского увещевания, примера и авторитета, побудил зажиточных граждан к благотворительности, убедил отворить закрома и поделиться с нуждающимися. На помощь голодным ушло и имение умершей к этому времени матери Василия, доставшееся ему по праву наследства.

Святительская деятельность Василия Великого

В 370 году, после смерти Евсевия, вопреки несогласию и противодействию со стороны некоторых мирян и епископов, кафедру занял Василий Великий. Император Валент, заявивший себя строгим поборником арианства, приложил много усилий, чтобы сломить стойкость противников, в том числе святителя Василия, верного Православию. Православные люди сталкивались с гонениями, лишениями и изгнаниями.

В это время Каппадокия была разделена на две провинции, что привело к уменьшению территории, канонически управляемой православными пастырями: одну из её частей возглавил, в религиозном отношении, нечестивый Тианский епископ Анфим. В свою очередь твёрдый в убеждениях Василий не переставал сражаться за чистоту веры на территории всей Каппадокии, продолжал ставить достойных епископов. В этой связи, например, брат святителя Василия, Григорий, был поставлен епископом в Ниссу.

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, при том, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

Труд святителя Василия как церковного писателя

На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.

В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».

Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви — Крещению и Евхаристии, — вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии (см. подробнее: Литургия).

Среди экзегетических творений Василия Великого выделяют Беседы на Шестоднев, на псалмы и Толкование на Книгу пророка Исаии.

Тропарь святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, / небоявленне Василие преподобне.

Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

Кондак трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *